Северо европейский тип сельского хозяйства зарубежной европы. Сельское хозяйство западной европы

Видеоурок «Сельское хозяйство и транспорт Европы» раскроет перед вами основные черты сельского хозяйства стран Европы. Вы узнаете об основных типах и географии сельского хозяйства Зарубежной Европы. Также в этом уроке преподаватель подробно расскажет про транспортную систему Европы, перспективы ее дальнейшего развития, назовет основные транспортные магистрали.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Сельское хозяйство и транспорт Европы

В целом доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве в Зарубежной Европе не велика (максимум в странах Восточной Европы). Доля сельского хозяйства в экономике стран также максимум в странах Восточной Европы.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы - растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом.

Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

1. Североевропейский

2. Среднеевропейский

3. Южноевропейский

Для североевропейского типа , распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов.

Рис. 1. Завод по производству масла в Дании ()

Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют "молочной фермой" Европы. Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и "работает" на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами. Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный "сад Европы".

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют садом. Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего - апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире. В Греции, Италии, Испании более 90 млн. оливковых деревьев в каждой стране. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь - знак мира.

Главные страны по производству вин: Франция, Италия, Испания.

Рис. 3. Виноградники во Франции ()

Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды - цветов, Германия и Чехия - выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире. Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

Транспортная система этого региона относиться к западноевропейской модели. Если говорить о межгосударственных дальних перевозках, то европейские государства значительно уступают в этом России и США. Но высокая обеспеченность внутренними транспортными сетями выводит Зарубежную Европу в мировой лидерство.

Сравнительно небольшие внутренние расстояния и отмена визового режима, способствует развитию автомобильного транспорта, который ориентирован преимущественно на пассажирские перевозки. Популяризация автомобильных сообщений приводит к некоторому упадку железнодорожного транспорта.

Услугами железной дороги пользуются преимущественно в государствах Восточной Европы Польше, Чехии, Словакии, Словении и Румынии. Особое внимание в странах Зарубежной Европы уделяется строительству международных автомагистралей меридионального и широтного типов. Во Франции и Германии самые высокие скорости на железных дорогах (до 250-300 км/ч). В 1994 году под Ла-Маншем открыт «Евротоннель», по которому движутся потоки автомашин и скоростные поезда. Теперь путь от Лондона до Парижа занимает немногим более 2 часов.

Рис. 4. «Евротоннель» на карте )

Большое значение для региона имеет речной транспорт. Оно поднялось после ввода в эксплуатацию водного пути Рейн-Майн-Дунай. Порт на Рейне Дуйсбург (Германия) - самый крупный по грузообороту речной порт мира. Европа находится на перекрестке мировых морских транспортных путей. Это способствует развитию в регионе морского транспорта. Роттердам (Нидерланды) занимает первое место по грузообороту среди морских портов мира. Другими крупными морскими портами являются Марсель, Лондон, Гамбург, Антверпен, Генуя.

Крупнейшие аэропорты зарубежной Европы - Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне.

Рис. 5. Аэропорт «Хитроу», Лондон ()

Международные магистрали соединяют Западную Европу с такими государствами как Турция, Россия, Беларусь и др. В 2010 году было сформировано 9 транспортных внутренних коридоров, которые соединяют государства Западной и Восточной Европы, общая протяжность которых составляет более 17 тыс. км.

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. Назовите страны, относящиеся к североевропейскому ведению сельского хозяйства?

2. Используя пройденный материал, карты атласа, важных транспортных путей в Зарубежной Европе.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Видеоурок «Сельское хозяйство и транспорт Европы» раскроет перед вами основные черты сельского хозяйства стран Европы. Вы узнаете об основных типах и географии сельского хозяйства Зарубежной Европы. Также в этом уроке преподаватель подробно расскажет про транспортную систему Европы, перспективы ее дальнейшего развития, назовет основные транспортные магистрали.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Сельское хозяйство и транспорт Европы

В целом доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве в Зарубежной Европе не велика (максимум в странах Восточной Европы). Доля сельского хозяйства в экономике стран также максимум в странах Восточной Европы.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы - растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом.

Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

1. Североевропейский

2. Среднеевропейский

3. Южноевропейский

Для североевропейского типа , распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов.

Рис. 1. Завод по производству масла в Дании ()

Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют "молочной фермой" Европы. Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и "работает" на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами. Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный "сад Европы".

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют садом. Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего - апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире. В Греции, Италии, Испании более 90 млн. оливковых деревьев в каждой стране. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь - знак мира.

Главные страны по производству вин: Франция, Италия, Испания.

Рис. 3. Виноградники во Франции ()

Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды - цветов, Германия и Чехия - выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире. Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

Транспортная система этого региона относиться к западноевропейской модели. Если говорить о межгосударственных дальних перевозках, то европейские государства значительно уступают в этом России и США. Но высокая обеспеченность внутренними транспортными сетями выводит Зарубежную Европу в мировой лидерство.

Сравнительно небольшие внутренние расстояния и отмена визового режима, способствует развитию автомобильного транспорта, который ориентирован преимущественно на пассажирские перевозки. Популяризация автомобильных сообщений приводит к некоторому упадку железнодорожного транспорта.

Услугами железной дороги пользуются преимущественно в государствах Восточной Европы Польше, Чехии, Словакии, Словении и Румынии. Особое внимание в странах Зарубежной Европы уделяется строительству международных автомагистралей меридионального и широтного типов. Во Франции и Германии самые высокие скорости на железных дорогах (до 250-300 км/ч). В 1994 году под Ла-Маншем открыт «Евротоннель», по которому движутся потоки автомашин и скоростные поезда. Теперь путь от Лондона до Парижа занимает немногим более 2 часов.

Рис. 4. «Евротоннель» на карте )

Большое значение для региона имеет речной транспорт. Оно поднялось после ввода в эксплуатацию водного пути Рейн-Майн-Дунай. Порт на Рейне Дуйсбург (Германия) - самый крупный по грузообороту речной порт мира. Европа находится на перекрестке мировых морских транспортных путей. Это способствует развитию в регионе морского транспорта. Роттердам (Нидерланды) занимает первое место по грузообороту среди морских портов мира. Другими крупными морскими портами являются Марсель, Лондон, Гамбург, Антверпен, Генуя.

Крупнейшие аэропорты зарубежной Европы - Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне.

Рис. 5. Аэропорт «Хитроу», Лондон ()

Международные магистрали соединяют Западную Европу с такими государствами как Турция, Россия, Беларусь и др. В 2010 году было сформировано 9 транспортных внутренних коридоров, которые соединяют государства Западной и Восточной Европы, общая протяжность которых составляет более 17 тыс. км.

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. Назовите страны, относящиеся к североевропейскому ведению сельского хозяйства?

2. Используя пройденный материал, карты атласа, важных транспортных путей в Зарубежной Европе.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Природные предпосылки развития сельского хозяйства:

Положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах,

Положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении),

Наличие естественных лугов и пастбищных угодий, благоприятных для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.) развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои потребности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства, мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления.

В зависимости от природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

1. Североевропейский тип характерен для таких стран, как Норвегия, Финляндия, Великобритания, Швеция. Для этого типа характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в растениеводстве - производство кормовых культур.

2. Среднеевропейский тип отличается преобладанием молочного и молочно-мясного животноводства, а также свиноводства и птицеводства. Дания, называемая «молочной фермой Европы» – один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, яйца. Растениеводство этого типа не только обслуживает животноводство, но и обеспечивает потребности населения в продовольствии. Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Польша).

3. Южноевропейский тип (Португалия, Испания, Италия, Греция, Болгария, новые балканские страны) отличается значительным преобладанием растениеводства над горно-пастбищным животноводством. Главное место в посевах занимают зерновые культуры, но отраслью международной специализации является производство фруктов, винограда, оливок, миндаля, табака, эфиромасличных культур. По сбору оливы, сбору винограда и производству вин в мире лидирует Италия, по экспорту апельсинов – Испания, по производству и экспорту розового масла – Болгария.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства . Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

Транспорт зарубежной Европы

Зарубежная Европа – район высокоразвитого транспорта. Региональная транспортная система относится к западно-европейскому типу. Ее каркас образуют магистрали широтного и меридиального направлений. Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию (Франция), либо многоцентровую (ФРГ). В местах пересечения различных транспортных линий, как сухопутных, так и водных образуются транспортные узлы. Такими узлами по сути являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки.

По дальности перевозок зарубежная Европа уступает США и России, зато по обеспеченности транспортной сетью и интенсивности движения стоит далеко впереди.

Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Стокгольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др.).

Железнодорожный транспорт в Западной Европе сокращается, а в Восточной Европе остается основным видом, занимающим по объему перевозок первое место в регионе.

Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София - Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж - Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон, Лондон - Париж - Марсель, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим, Гданьск - Варшава - Вена - Будапешт - Белград - Афины.

Речной транспорт региона хорошо развит благодаря наличию водных путей, имеющих меридиальное (Рейн) и широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300 млн тонн грузов в год. Недавно введен в строй водный путь, соединяющий обе главные водные артерии зарубежной Европы: Рейн - Майн – Дунай.

Международное значение имеют морской транспорт. Во многих странах Европы доля морского транспорта в грузообороте очень велика. Например, во Франции, Нидерландах, Ирландии она составляет – 4/5, а в Великобритании – 9/10. Огромное значение имеют обслуживающие этот вид транспорта морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого составляет около 300 млн. т в год является крупнейшим портом мира. Крупные порты Европы по существу превратились сейчас в единые портово-промышленные комплексы.

Также в зарубежной Европе развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Во второй половине 90-х годов был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование девяти транспортных коридоров между Западом и Востоком Европы общей протяженностью 17 тыс км. Каждый коридор будет представлять собой полимагистраль, включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор – также и водный путь. Два таких коридора будут проходить через Москву: Берлин – Варшава – Минск - Москва и Хельсинки - Санкт-Петербург – Москва – Киев – Кишинев - Бухарест.

Зарубежная Европа - основной центр международного туризма . Здесь получили развитие все виды туризма. В качестве стран-лидеров международного туризма неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако обслуживание туристов служит главным источником доходов (до 100 туристов на каждого жителя).

В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристско-рекреационные районы двух типов – приморские (Средиземноморье) и горные (Альпы).

Кроме того, туристов привлекают исторические достопримечательности Европы, города Париж, Рим, Мадрид, Лондон, Амстердам, Вена, Дрезден, Прага, Будапешт, Венеция, Неаполь, Афины и др.

Наука и финансы региона.

По примеру «Селиконовой долины» в США в зарубежной Европе также возникло большое число научно-исследовательских парков, технополисов и т.п. Самые крупные из них находятся в районе Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы формируется так называемая «долина высокой технологии».

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Ведущей в этой сфере является Швейцария (половина всех ценных бумаг мира). В последнее время в страну-банкира превратился Люксембург. Крупнейшим финансовым центром остается Лондон.

Экологические проблемы региона значительно обострились в послевоенное время. Значительное число экологических проблем связано с:

Антропогенными изменение ландшафта, связанными с добычей полезных ископаемых и другими видами деятельности человека;

Сжиганием и химической переработкой высокозольного топлива (в первую очередь бурого угля);

Размещением на берегах рек и морских побережьях ряда городов и агломераций, промышленных объектов;

Распространением кислотных дождей;

Возрастающей плотностью автомобилей (250-300 машин на кв.км.);

Стихийным развитием туризма в ряде районов;

Катастрофами танкеров на подступах к Европе (особенно Ла-Манш)

Самая сложная экологическая ситуация остается в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше и др. В целом в восточной части региона экологическая ситуация хуже, чем в западной.

В настоящее время все страны региона проводят государственную экологическую политику и пытаются принимать все возможные меры по охране окружающей среды.

6. Географический рисунок расселения и хозяйства.

Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась еще в 19-ом веке, когда главным фактором был природно-ресурсный. В настоящее время в регионе насчитывается около 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах так называемой «центральной осиразвития», которая простирается по территории восьми стран (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Италия, Австрия, Швейцария). Стержнем этой оси служит главная линия Рейн – Рона. В ее пределах проживают 120 млн человек и сосредоточено около половины всего экономического потенциала зарубежной Европы. В регионе можно выделить и ряд подобных «осей» меньшего масштаба (промышленно-городской пояс вдоль общих границ Польши, Чехии и ФРГ; дунайская «ось» ; полосы вдоль нефтепроводов; некоторые приморские зоны).

Промышленные районы зарубежной Европы условно можно разделить на четыре группы:

1. Высокоразвитые районы , сосредоточившие высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, крупнейшие банки, биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения и т.п.:

Столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа;

Южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене;

- «промышленный треугольник» Милан-Турин-Генуя в Италии;

Промышленно-городская агломерация Рандстад в Нидерландах и др.

2. Старопромышленные районы , где преобладают базовые отрасли, возникшие в 19-ом, начале 20-го веков:

Рур в ФРГ;

Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс в Великобритании;

Эльзас и Лотарингия во Франции;

Верхне-Селезский район в Польше;

Остравский район в Чехии и др.

3. Отсталые аграрные районы, где доход на душу населения ниже, преимущественное занятие населения – сельское хозяйство:

Юг Италии;

Запад Франции;

Центральная и юго-западная часть Испании;

Португалия;

Греция и др.

4. Районы нового освоения:

Северная часть Скандинавии;

Акватория Северного моря.

Природные предпосылки развития сельского хозяйства:

· положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах,

· положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении),

· наличие естественных лугов и пастбищных угодий, благоприятных для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.) развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои потребности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства, мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления.

В зависимости от природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

1. Североевропейский тип характерен для таких стран, как Норвегия, Финляндия, Великобритания, Швеция. Для этого типа характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в растениеводстве - производство кормовых культур.

2. Среднеевропейский тип отличается преобладанием молочного и молочно-мясного животноводства, а также свиноводства и птицеводства. Дания, называемая «молочной фермой Европы» – один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, яйца. Растениеводство этого типа не только обслуживает животноводство, но и обеспечивает потребности населения в продовольствии. Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Польша).

3. Южноевропейский тип (Португалия, Испания, Италия, Греция, Болгария, новые балканские страны) отличается значительным преобладанием растениеводства над горно-пастбищным животноводством. Главное место в посевах занимают зерновые культуры, но отраслью международной специализации является производство фруктов, винограда, оливок, миндаля, табака, эфиромасличных культур. По сбору оливы, сбору винограда и производству вин в мире лидирует Италия, по экспорту апельсинов – Испания, по производству и экспорту розового масла – Болгария.



Зарубежная Европа - район развитого рыболовства . Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

По итогам 2013-го года суммарный ВВП стран ЕС, по данным Всемирного Банка, составил $ 17 трлн. 335 млрд. 420 млн. Ведущей экономикой Европы остаётся Германия, доля которой в структуре ВВП Европейского Союза составляет 21%.

ВВП Европейского Союза [ЕС] по странам.
Страна Европейского Союза ВВП, $ млрд. Доля ВВП
Германия 3634,823 20,97%
Франция 2734,949 15,78%
Великобритания 2522,261 14,55%
Италия 2071,307 11,95%
Испания 1358,263 7,84%
Нидерланды 800,173 4,62%
Швеция 557,938 3,22%
Польша 517,543 2,99%
Бельгия 508,116 2,93%
Австрия 415,844 2,40%
Дания 330,814 1,91%
Финляндия 256,842 1,48%
Греция 241,721 1,39%
Португалия 219,962 1,27%
Ирландия 217,816 1,26%
Чехия 198,450 1,14%
Румыния 189,638 1,09%
Венгрия 124,600 0,72%
Словакия 91,348 0,53%
Люксембург 60,383 0,35%
Хорватия 57,539 0,33%
Болгария 53,010 0,31%
Словения 45,378 0,26%
Литва 42,344 0,24%
Латвия 28,373 0,16%
Эстония 24,477 0,14%
Кипр 22,767 0,13%
Мальта 8,741 0,05%
Европейский Союз 17335,420 100,00%

Игорь Николаев

Время на чтение: 3 минуты

А А

Так как развитие той или иной отрасли сельского хозяйства напрямую зависит от географических и климатических факторов, то в зарубежной Европе структура животноводства имеет свою специфику.

Большая часть зарубежной Европы (разумеется, не считая арктический архипелаг Шпицберген) находится в зоне умеренного и субтропического климата, для которых характерен положительный режим температур и хорошая обеспеченность влагой на протяжении всего года. Эти факторы, а также наличие естественны пастбищных угодий создают благоприятные условия для ведения животноводства.

Главным недостатком при развитии европейской животноводческой отрасли является некоторая ограниченность земельных сельскохозяйственных ресурсов.

Несмотря на это, данный регион полностью удовлетворяет внутренние потребности в животноводческих продуктах выпуском продукции собственного производства, а объем выпуска по отдельным видам продукции (мясо, молоко и молочные продукты, яйца) позволяет не только удовлетворят потребности своего населения, но и является существенной статьей экспортных доходов.

Животноводческий профиль ведения сельского хозяйства в общем характерен для большинства стран зарубежной Европы. Если взять статистику по всему региону, то доля животноводства в общем объеме сельскохозяйственной продукции составляет более 50-ти процентов, а в некоторых странах, таких как Германия, Нидерланды, Дания и Великобритания этот показатель и вовсе достигает значения 80 процентов.

Растениеводство если и развито, то, как правило, занято обслуживанием нужд животноводческой отрасли. Поэтому во многих европейских странах основные посевные площади заняты кормовыми культурами, и даже часть собранных сельскохозяйственных культур (кукуруза, ячмень, пшеница) идет на корм скоту.

Исключение в зарубежной Европе составляют южные страны, такие, как Италия. В структуре ее сельского хозяйства преобладает растениеводство (виноградарство, выращивание зерновых культур, фруктов, овощей и табака).

Животноводство Италии развито слабо и представлено в основном мелкими частными хозяйствами с маленьким поголовьем скота.

Недостаток животноводческой продукции Италия восполняет за счет экспорта из соседних европейских государств.

В основном зарубежное европейское животноводство имеет молочно-мясную направленность, поэтому главной его отраслью является скотоводство (с преобладанием молочных и мясо-молочных пород скота). В некоторых европейских странах большую роль играет свиноводство (например, Польша, Литва, Латвия, Нидерланды, Дания, ФРГ). В Испании и Великобритании значительна доля овцеводства. Такое видовое распределение чаще всего обусловлено историческими традициями и вкусовыми предпочтениями жителей каждой конкретной страны.

Кроме того, в зарубежной Европе очень хорошо развито рыболовство. Некоторые европейские государства (такие, как Португалия, Норвегия, Исландия) вообще являются мировыми лидерами в морской рыболовной отрасли.

Исходя из природных особенностей, на территории Зарубежной Европы можно выделить три различных района, специализирующихся на разных видах ведения сельского хозяйства. Это регионы Северной Европы, Западной – Центральной – Восточной Европы и Южной Европы.

В сельском хозяйстве североевропейских стран (Великобритания, Ирландия, Исландия, Финляндия, Швеция и Норвегия) преобладает животноводство молочного направления, а обслуживающее его нужды растениеводство занято выращиванием кормовых культур и некоторых видов зерновых (ячмень, рожь). В Великобритании и Ирландии также хорошо развито овцеводство, что обусловлено исторически сложившимися факторами. Большую роль в животноводческой отрасли Финляндии и Швеции играет свиноводство и оленеводство (особенно в Финляндии).

Норвегия также славится своими рыболовными промыслами. Для примера подробнее рассмотрим животноводство Великобритании. Самое большое животноводческое поголовье этой страны составляют овцы – почти 30 миллионов животных. Так же немалую численность имеет и крупный рогатый скот – 14 миллионов. В последнее время стало расти и свиное поголовье. На сегодняшний день их на Туманном Альбионе приблизительно 8 миллионов голов. В основном животноводство этого государства имеет мясо-молочную направленность.

Именно Великобритания распространила по миру такие известные породы КРС, как герфордшир, шортхорн, абердин-ангус и другие. Британское племенное животноводство приносит хороший доход, заничительная доля которого является выручкой от экспорта племенных пород за рубеж. Вокруг основных крупных городов Великобритании активно развивается птицеводство. Птицеводческие предприятия здесь являются крупными комплексами с высокой степенью применения современных средство автоматизации производство.

Кроме того, Туманный Альбион может похвастаться обширными пастбищными площадями. Имеено поэтому Великобританию издавна называют «Королевством или Страной пастбищ». Пастбища и сенокосы, обеспечивающие нужды британского животноводства, в настоящее время занимают в три раза большую площадь, чем земли, занятые зерновыми культурами. Вся пастбищная территория Великобритании оценивается примерно в 12 миллионов гектаров при общей площади в 24 миллиона 360 тысяч гектар.

Государства Центральной, Восточной и Западной Европы (среднеевропейский регион), помимо выращивания молочного и мясо-молочного крупного рогатого скота, также активно специализируются на птицеводстве и свиноводстве.

На этих территориях также значительные площади пахотных земель засеиваются кормовыми культурами. Например, В Федеративной Республике Германия животноводство дает 4/5 от всей произведенной сельскохозяйственной стоимости. Средний показатель поголовья крупного рогатого скота у немецкого фермера составляет 40 животных, а на фермах, занимающихся свиноводством поголовье доходит в среднем до 600 особей. В горных районах Германии развито пастбищное животноводство (знаменитые «альпийские луга).