Куда делись ракетные двигатели с украинского завода и откуда их аналоги у кндр: мнение главы космического агентства украины. США решили покупать ракетные двигатели у Украины

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Завод "Мотор Сич" производит двигатели для транспортных самолетов и вертолетов

Украинские власти планируют прекратить военное сотрудничество с Россией, заявил в пятницу первый вице-премьер Украины Виталий Ярема.

В конце марта, как сообщали украинские СМИ, поставки оружия и военной техники в Россию уже заморозил концерн "Укроборонпром".

Исполняющий обязанности главы концерна Юрий Терещенко признал, что Украина понесет экономические потери, однако задался в этой связи вопросом: "Но разве разумно вооружать армию противника?".

В пятницу Ярема говорил о том же: "Выпускать продукцию для России, которая будет потом направлена против нас, - это полное безумие".

В то же время далеко не вся продукция военного назначения, которую Россия выпускает в кооперации с Украиной, может быть использована Москвой в случае конфликта с южным соседом. Трудно представить, например, что Россия сможет задействовать в нем межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В "Воевода" ("Сатана" по классификации НАТО).

Последние производились на заводе в Днепропетровске, и их до сих пор обслуживают украинские специалисты. Эти ракеты все еще являются основой ядерного щита России.

Пример с "Воеводой" демонстрирует, что прекращение Украиной военно-технического сотрудничества с Россией может стать для Москвы болезненным.

Запорожские и николаевские моторы

Что Украина поставляет и чинит для российского ВПК

  • межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В "Воевода" ("Сатана" по классификации НАТО)
  • вертолетные двигатели (до 70% потребности российских ВВС)
  • газотурбинные моторы для военных кораблей

При этом эксперты по-разному оценивают зависимость России от украинского ВПК в том, что касается обслуживания "Воевод". По мнению директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, эта зависимость весьма велика.

В интервью "Независимой газете" он заявил, что если отношения с Украиной будут разорваны, то придется либо самим заниматься обслуживанием самой мощной российской МБР, либо искать замену этим ракетам.

С другой стороны, в случае "Воеводы" сотрудничество с украинцами уже в любом случае близится к завершению, так как срок службы ракет подходит к концу, и им на смену готовятся МБР российской разработки.

По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, российские специалисты вполне смогут заменить своих украинских коллег в том, что касается обслуживания "Воевод".

Многие российские эксперты полагают, что наиболее чувствительное место в военном сотрудничестве России и Украины - это не выпускавшиеся в Днепропетровске баллистические ракеты, а производимые в Запорожье двигатели для российских вертолетов и транспортных самолетов, а также выпускаемые в Николаеве газотурбинные моторы для российских военных кораблей.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption "Воеводы" в российской армии до сей поры обслуживаются специалистами из Украины

Как подчеркивает Макиенко, запорожское предприятие "Мотор Сич" выпускает до 70% всех двигателей для российских вертолетов.

В то же время, как отмечает военный эксперт Илья Крамник, завод более половины своих комплектующих получает из России, а российский рынок является для предприятия одним из основных.

Похожая ситуация, по его словам, наблюдается и в случае с николаевским заводом "Зоря" - "Машпроект": здесь налицо как зависимость российских корабелов от украинской продукции, так и заинтересованность украинских двигателестроителей в заказах из России.

Обоюдоострая угроза

Российские эксперты признают, что в случае разрыва Киевом военного сотрудничества ситуация с двигателями для вертолетов и военных кораблей будет для России болезненной.

По оценкам Макиенко, для того, чтобы заменить продукцию "Мотор Сич" российскими аналогами потребуется 3-4 года и миллиардные инвестиции.

При этом эксперт отмечает, что найти быструю замену украинским двигателям будет невозможно, и возникнет очень тяжелая ситуация. Илья Крамник также полагает, что российским вертолетостроителям не останется ничего другого, как снизить объемы выпускаемой продукции.

Однако российские аналитики уверены, что украинские власти не пойдут дальше деклараций. Эксперты из России подчеркивают, что разрыв военного сотрудничества будет иметь обоюдоострый характер, и социальная цена за разрыв связей с Россией в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры может оказаться неприемлемо высокой.

Выпускать продукцию для России, которая будет потом направлена против нас, - это полное безумие Виталий Ярема,
первый вице-премьер Украины

Они отмечают, что следствием такого шага Киева может стать банкротство ряда украинских предприятий, подчеркивая при этом важность РФ для украинской оборонки: украинский военный экспорт в Россию, составляющий около 40% от общего украинского экспорта военной продукции, по некоторым оценкам, достигает 1 млрд долларов в год.

В России скептически относятся и к заявлениям властей Украины о том, что украинские оружейники смогут переключиться на иные, "восточные", как говорят в Киеве, рынки, указывая, что едва ли украинский ВПК в его нынешней форме способен предложить какие-то новые продукты, помимо обслуживания ранее поставленной техники.

Кому продать?

С такими оценками в Киеве не могут согласиться. По мнению эксперта киевского центра Разумкова Алексея Мельника, несмотря на всю болезненность разрыва военной кооперации с Россией, в создавшихся условиях этому шагу нет альтернативы.

При этом эксперт отмечает, что Россия сама более 10 лет назад взяла курс на создание автономного цикла производства вооружений, так что в какой-то момент кооперация с Киевом для Москвы все равно потеряла бы актуальность.

Мельник считает, что, отказавшись от связей с Россией, Украина вполне сможет утвердиться на новых рынках, включая и страны НАТО.

Эксперт также подчеркивает, что помощь украинскому ВПК в этой непростой ситуации окажут более активные закупки военной техники со стороны министерства обороны Украины, о чем заявляют украинские власти.

Новость с заголовком «По словам исследователей, успех севернокорейских ракет связан с украинским заводом». В тексте утверждается, что аналитики, исследовавшие фотографии севернокорейского лидера, осматривающего новые ракетные двигатели, сделали вывод, что по дизайну они напоминают старые советские, и что они могут быть связаны только с несколькими бывшими советскими странами. По какой-то причине The New York Times решила сфокусироваться именно на заводе ЮЖМАШ в украинском городе Днипро.

Александр Турчинов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), уже опроверг эту информацию. Он сказал, что «Украина всегда придерживается взятых на себя международных обязательств» и что «Украина не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии Северной Корее». По его словам, информация о передаче ЮЖМАШ ракетных технологий Северной Корее «…не имеет под собой никаких оснований, является провокационной по смыслу и скорее всего спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия собственных преступлений». Он таже подчеркнул, что Украина считает режим Северной Кореи «тоталитарным, опасным и непредсказуемым и поддерживает все санкции против этой страны.» Турчинов также отдельно добавил, что с начала агрессии РФ против Украины в 2014 году «Украина полностью прекратила поставки оружия, военной техники и военных технологий в Россию».

ЮЖМАШ также опроверг информацию о передаче Северной Корее ракет. «Факты, изложенные в публикации, не соответствуют действительности. В частности, ЮЖМАШ не только не является основным производителем ракет для РФ, но и вообще не поставляет в РФ ни ракеты, ни их детали и сборочные единицы, в том числе, ракетные двигатели. Предположение авторов публикации … по возможной связи Украины с прогрессом КНДР в развитии ракетных технологий не имеют отношения к реальности. ЮЖМАШ никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакой связи с северокорейскими ракетными программами космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения за время независимости Украины на ЮЖМАШ не выпускались и не выпускаются.» , — говорится на официальном сайте ЮЖМАША.

Государственное космическое агентство Украины заявило , что «.. любые обвинения в передаче субъектами космической деятельности Украины товаров или технологий Корейской Народной Демократической Республике, которые способствовали бы развитию баллистических программ, являются абсолютно безосновательными».

К слову, в самом исследовании Майкла Эллемана версия о причастности Украины звучит скорее в виде предположения – “Некоторое количество этих двигателей были возможно получены” («An unknown number of these engines were probably acquired») и даже специально подчеркивается, что исследование не имеет ввиду указать на причастность украинского правительства («This is not to suggest that the Ukrainian government was involved»).

Многие эксперты указывают на схожесть этих обвинений с обвинениями в продаже “Кольчуг” Ираку в 2002 году, некоторые указывают на возможную false flag operation (операцию под ложным флагом) с целью скомпрометировать Украину в качестве надежного международного партнера США и сорвать план по предоставлению Украине летального оружия.

К слову, как сообщают espreso.tv , кому Украина действительно помогает разрабатывать проект ракеты-носителя и программное обеспечение ракетного двигателя — так это Южной Корее. Об этом можно узнать из базы данных международного портала экспортно-импортных операций ImportGenius . Так, согласно информации, размещенной на сайте, в июне этого года украинское предприятие ГП «Спецтехноэкспорт» (входит в структуру концерна «Укробронпром») продало южнокорейской компании Hanwha Corporation программное обеспечение для расчета теплопередачи в камере сгорания жидкостного двигателя ракеты-носителя космического назначения. А в ноябре прошлого — эскизный проект верхней ступени «ракеты-носителя».

Сотрудники центра International Institute for Strategic Studies изучили фотографии Ким Чен Ына, осматривающего новые ракетные двигатели. По информации издания The New York Times, аналитики пришли к выводу, что двигатели, вероятно, являются модификацией моделей, которые производились в Советском Союзе на нескольких заводах, в частности в Днепропетровске (нынешний Днепр на территории Украины).

Днепровский «Южмаш» оставался главным производителем двигателей для российских ракет даже после того, как Украина стала независимым государством. После смены власти на Украине для «Южмаша» настали непростые времена в связи с потерей российских оборонных заказов, и сейчас предприятие всё глубже погружается в долги.

Автор исследования Майкл Эллеман утверждает, что ещё шесть лет назад Северная Корея предпринимала попытку похищения ракетных технологий с предприятия, причём два представителя КНДР были задержаны. Тогда северокорейцев интересовали ракетные системы, жидкостные моторные двигатели, системы космических аппаратов и ракетные топливные системы.

По мнению экспертов, «Южмаш» является наиболее вероятным источником поставок в КНДР ракетных двигателей, благодаря которым этой стране удалось успешно провести испытания баллистической ракеты. При этом двигатели могли быть приобретены на чёрном рынке. «Вполне вероятно, что эти двигатели поступали с Украины. Скорее всего, незаконно», — заявил Эллеман.

Во всём виноват Кремль!

На статью в The New York Times уже отреагировал глава Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов, который немедленно обвинил во всём Россию.

«Украина не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии в Северную Корею. Считаем, что эта антиукраинская кампания спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия своего участия в северокорейских ядерных и ракетных программах», — заявил Турчинов.

По его словам, Украина считает северокорейский режим «тоталитарным и непредсказуемым» и поддерживает все санкции в отношении этой страны.

Обвинил Россию в подготовке «провокации» и бывший заместитель главы СБУ Александр Скипальский, который назвал публикацию в американском издании «российской спецоперацией».

А заместитель министра информации Украины Дмитрий Золотухин обвинил в распространении этой информации самого эксперта Эллемана. По словам Золотухина, Эллеман якобы раньше работал на российские спецслужбы, при этом замминистра не предоставил никаких доказательств.

Не осталась в стороне и известный украинский политик Юлия Тимошенко, лидер партии «Батькивщина».

«Если это подтвердится, то против Украины могут ввести санкции, а значит, мы останемся без какой-либо помощи со стороны цивилизованного мира. Это катастрофа для нашей страны. Такая ситуация является прямым следствием непрофессионализма и преступных намерений президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана. Такая власть уничтожает Украину!» — написала Тимошенко на своей странице в Facebook.

  • Юлия Тимошенко
  • globallookpress.com
  • Sergii Kharchenko

На сайте предприятия «Южмаш» появилось официальное заявление о непричастности завода к передаче ракетных технологий Северной Корее.

«Южмаш» никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости «Южмашем» не выпускались и не выпускаются», — сказано в заявлении.

В нагнетании обстановки завод обвинил некомпетентных экспертов и украинские СМИ.

«Кольчужное дело»

Это уже не первый скандал, связанный с возможной передачей Украиной военных технологий одиозным режимам. В начале 2000-х годов была опубликована запись разговора тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы с главой государственной компании «Укрспецэкспорт» Валерием Малевым.

Кучма, предположительно, выражал согласие на продажу в обход санкций радарных комплексов «Кольчуга» через Иорданию Ираку, правителем которого на тот момент являлся Саддам Хуссейн. Этот скандал был назван «кольчужным делом». Комплексы «Кольчуга» могли обнаруживать американские самолёты-разведчики, невидимые для радарных систем, стоявших на вооружении Ирака.

Госдеп США тогда заявил, что не сомневается в аутентичности записей, однако в дальнейшем скандал развития не получил. Ряд украинских СМИ уже назвали информацию о вероятных поставках вооружений КНДР «новым кольчужным скандалом».

Украинские двигатели на баллистических ракетах КНДР August 14th, 2017

Помните, недавно пресс-секретаря Белого дома Сара Сандерс заявила , что во время избирательной кампании должностные лица украинского правительства и Национального комитета Демократической партии совместно действовали против будущего президента США Дональда Трампа. Вроде бы ничего особенного заявление, но с учетом, что оно было сделано намного после самих выборов, что то им все же сказать хотели.

И вот еще один "удар" получила Украина от "друга": Причем удар то очень существенный с учетом раскрученного маховика угроз от КНДР.

"Успех КНДР в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет, способных достичь территории США, объясняется наличием у Пхеньяна ракетных двигателей украинского производства", утверждает The New York Times.

Издание со ссылкой на аналитические отчеты и данные американских спецслужб сообщает, что Северная Корея могла приобрести эти двигатели на черном рынке. По мнению The New York Times, это объясняет, как Пхеньяну после серии неудачных испытаний удалось внести кардинальные изменения в конструкцию ракет.

Аналитики изучили фотографии, на которых Ким Чен Ыну показывают новые двигатели, и пришли к выводу, что детали очень похожи на те, что производились в Советском Союзе. Как подчеркивается в материале, производить их могли на ограниченном числе заводов, и наиболее вероятным называется расположенный в Днепре (бывшем Днепропетровске) Южном машиностроительном заводе имени А. М. Макарова (Южмаш). Завод был задействован в производстве баллистических ракет Р-36М (SS-18 Сатана) и долгое время сотрудничал с российским Минобороны и после распада СССР.


Американское издание отмечает, что после 2014 года сотрудничество России и Южмаша было сведено практически к нулю и завод остался без заказов. По мнению экспертов, в связи с тяжелой ситуацией именно днепропетровский завод, скорее всего, поставил комплектующие в КНДР.

"Вероятно, двигатели попали в Северную Корею с Украины. Видимо, незаконно. Вопрос в том, сколько их было и помогает ли Украина Пхеньяну до сих пор. Я очень обеспокоен", - завил эксперт Международного института стратегических исследований Майкл Эллеман.

Он также привел данные расследования ООН, согласно которому шесть лет назад КНДР уже пыталась украсть секретную документацию, касающуюся ракетных вооружений, двигателей и ракетного топлива, с украинского завода.

Газета констатирует, что выводы экспертов подтверждают слова представителей спецслужб, которые давно отмечали, что неожиданный прогресс КНДР в столь технологически сложной сфере не может быть достигнут за счет собственных возможностей. Вероятно, они использовали новые двигатели первый раз в сентябре 2016 года, то есть Пхеньяну удалось за 10 месяцев от промежуточного этапа разработки перейти к запуску межконтинентальных баллистических ракет.

Киев конечно же все опроверг. "Украина никогда не поставляла ракетные двигатели и любые ракетные технологии в Северную Корею. Считаем, что эта антиукраинская кампания спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия своего участия в северокорейских ядерных и ракетных программах", - подчеркнул секретарь СНБО Украины.

Он отметил, что Украина считает режим Северной Кореи "тоталитарным, опасным и непредсказуемым, и поддерживает все санкции против этой страны".


Северная Корея давно интересовалась разработками КБ Южное - технологиями ракетостроения - и пыталась их заполучить. Об этом "Стране" в легендарном конструкторском бюро. В самом "Южмаше" также отрицают возможность передачи ракетных технологий Северной Корее.

"Предположение авторов публикации и процитированного ими "эксперта" касательно возможной связи Украины с прогрессом КНДР в развитии ракетных технологий не имеют отношения к реальности, - говорится в официальном заявлении предприятия. - "Южмаш" никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости не выпускались и не выпускаются. Единственный серийный двигатель, поставляемый в последние годы на экспорт (РД-843 в Италию для европейской ракеты-носителя "Вега"), предназначен для запуска и работы в условиях открытого космоса и по своим характеристикам (в том числе, по силе тяги) не пригоден для использования в баллистических ракетах военного назначения".

В тоже время неофициально в КБ "Южном" говорят, что интерес со стороны северокорейцев к предприятию был.

"Вы представляете, какие деньги здесь могут быть замешаны и какие чины? А тут вам будет инженер о таком рассказывать. Да меня, как муху прихлопнут", - рассказал нам один из бывших сотрудников КБ "Южное".

По его словам, после развала Советского Союза к украинским ракетостроительным технологиям проявляли интерес различные государства. В частности, КНДР и Китай. "Северная Корея интересовалась именно ракетными двигателями той самой легендарной "Сатаны". Несколько лет назад был грандиозный скандал, связанный с тем, что северокорейские инженеры пытались выкрасть в КБ конструкторскую документацию. Но это вскрылось и инженеров тогда задержали, документацию вернули. Но я не исключаю, что интересующая их документация вполне могла позже оказаться в КНДР. В КНДР нет таких огромных денег на собственные разработки, потому им гораздо дешевле было найти подход к украинской стороне, естественно неофициальный", - заявил экс-сотрудик "Южного".


Отметим, что в официальных источниках также была информация о попытке северокорейской разведки получить ракетные технологии на "Южмаше".

В 2015 году газета "Сегодня" писала о приговоре, который получили за шпионаж северокорейцы: "двое граждан Северной Кореи прибыли в Днепропетровск под видом туристов и стали искать контакты с сотрудниками знаменитого ракетно-космического бюро "Южное". Они охотились за научными диссертациями о технологиях топливных процессов, предлагая за каждую копию по $1 тыс. Имевшие доступ к работам сотрудники КБ, которых корейцы хотели завербовать, сообщили кому следует, и незваных гостей задержала СБУ. Суд дал по 8 лет каждому".

Так возможны ли украинские двигатели на баллистических ракетах Северной Кореи или это все "газетные выдумки"?

Двигатели, установленные на северокорейских стратегических ракетах, очень похожи на те, что когда-то производились на украинском заводе «Южмаш», утверждают эксперты и американская пресса. Украина оправдывается, привычно кивая на соседа.

В начале 90-х от высокопоставленных источников на российском военном флоте доводилось слышать о попытках латиноамериканских посредников за сущие гроши приобрести прошедшие фиктивное списание миниподлодки «Пиранья» — для перевозки наркотиков, и вооруженные малые корабли — для их охраны.

Нечто подобное происходит сейчас в связи со скандалом вокруг северокорейских стратегических ракет, нацеленных, по утверждению Пхеньяна, на базу США на Гуаме. Центр тяжести общественной дискуссии сдвинулся на данные о происхождении двигателей для этих ракет, которые приводятся в находящихся в свободном доступе докладах Международного института стратегических исследований (IISS) и немецкого ученого Норберта Брюгге. Максимальное распространение эти доклады получили после выхода описывающей их статьи в «Нью-Йорк Таймс» .

На сегодня украинские участники событий дали американской прессе ответ. Турчинов, глава СНБО Украины, сообщил, что

информация придумана российскими шпионами и пропагандистами, дабы опорочить движущуюся к демократии страну. Мнение это, прямо скажем, не от великого ума.

Поскольку расследования, приведшие на украинский «Южмаш», вели крупнейшие американские и европейские аналитические и разведывательные организации. Получается, что все они работали на Россию.

Украинское телевидение продемонстрировало рассказ ветерана отрасли, который сообщил, что такие двигатели на «Южмаше» никогда не производились. Каково содержание беседы до монтажа видеосюжета неизвестно. Но трудно предположить, что пенсионер не узнал РД-250 (этот двигатель опознали западные эксперты на пропагандистском видео Пхеньяна), которые еще в мае 1964-го, когда он был юношей, прошли на его родном заводе более 140 огневых испытаний. Официальный ответ компании на расследование заключается в том, что после распада СССР такие двигатели на Украине не производились. Строго говоря, руководство «Южмаша» могло сказать чистую правду, не упомянув при этом, что двигатели могли храниться на предприятии (как это всегда и было) в больших количествах.

Американские эксперты считают, что в России, на заводе «Энергомаш», и на Украине хранятся сотни РД-250. Главная характеристика двигателя в нашей истории: он двухкамерный, то есть имеет два сопла с одним общим турбонасосом, хорошо видным на снимках. Ниже я поясню, почему это важно.

Разумеется, никто не считает правительства наших стран причастными к утечке двигателей. Главная версия американцев и англичан — тайная покупка со складов и контрабанда РД-250 в Северную Корею преступными организациями. Изрядная часть голливудских боевиков использует этот сюжет в разных вариантах. И действительно

в 2012 году два северокорейских агента были арестованы на «Южмаше» якобы при попытке купить чертежи и образцы двигателей.

Образцы баллистических ракет первого поколения в музее Военной академии ракетных войск. Фото: РИА Новости

По мнению Международного института стратегических исследований (IISS), передача двигателей (или технологии их производства) Пхеньяну произошла в течение последних двух лет. Американские и немецкие эксперты исключают возможность самостоятельного создания аналогичных двигателей в КНДР в такие короткие сроки.

Андрей Ионин, признанный эксперт в области ракетостроения, подтвердил «Новой газете» всю серьезность ситуации. По его словам, «Южмаш» не умеет проектировать крупные двигатели, но всегда занимался их производством. При этом изготовление однокамерного двигателя из двухкамерного (если особо не заботиться об эффективности) — задача не такая уж сложная и вполне по силам такому предприятию. Например, современные двигатели для ракет «Ангара» происходят от четырехкамерного двигателя и тоже получены путем разделения. Возможность контрабанды двигателей из России Ионин не рассматривает даже как запасную гипотезу, так как хаотическое состояние, в котором случаются подобные утечки, мы прошли 20 лет назад — современное состояние отрасли такое исключает.

В отличие от западных коллег, Ионин считает возможным самостоятельное производство аналога РД-250 в КНДР при наличии чертежей и нескольких образцов. Но для этого необходимы живые специалисты на месте, чтобы организовать производство. Самостоятельно скопировать такое изделие в такие сроки корейцы вряд ли смогли. Однако отследить судьбу нескольких сотен обладающих соответствующими компетенциями специалистов вполне возможно. Главное, чтобы этим кто-то все-таки занимался.

В качестве уникальных маркеров, которые позволяют идентифицировать двигатель, Андрей Геннадьевич называет сочетание внешних обводов, габаритных размеров и конфигурации турбонасосной группы, которая определяется выбранными техническими решениями конкретного КБ и нигде в мире не повторяется. Точность идентификации он полагает близкой к абсолютной. Заметим, что именно этими параметрами и оперировали западные эксперты, определяя марку двигателя по видеосюжету с испытаний, показанному КНДР.

Таким образом, в расследовании есть позиции, которые твердо считаются доказанными (в том числе и российскими специалистами). Двигатель северокорейских стратегических ракет, угрожающих США, — РД-250 советской разработки, переделанный из двухкамерного (и за всю историю советской космонавтики он существовал только в таком виде, в России не производился вовсе) в однокамерный. Западные эксперты посетили «Южмаш» в 2016-м, где им продемонстрировали уже местную разработку: однокамерный двигатель на базе РД-250.

Старый советский двигатель РД-250. Фото: www.b14643.de И его северокорейская реинкарнация на огневых испытаниях. Фото: www.b14643.de

Либо Пхеньян в обход всех запретов закупил их целую партию, достаточную для испытаний и комплектации боевых ракет, либо ввез чертежи, описание технологии, несколько действующих образцов и хотя бы одного инженера, согласившегося организовать производство на месте. Наиболее вероятной страной утечки РД-250 названа Украина. Авторы расследования связывают это с критическим финансовым положением «Южмаша» и общим ослаблением контрольных функций государства после свержения президента Януковича в 2014 году и последовавшего за этим периода политического и управленческого хаоса.

Межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками на стартовых площадках в КНДР — ночной кошмар любого американского президента,

независимо от цвета кожи и политических убеждений. По мнению Андрея Ионина, самое страшное обстоятельство — не утечка двигателя 60-х годов. КБ «Южное» самостоятельно спроектировало и произвело систему разведения боевых блоков боеголовки знаменитой «Сатаны», самой мощной стратегической ракеты на вооружении России. Мало создать ракету, которая долетит до США. Надо еще создать боеголовку, которая гарантированно сработает над целью, пройдя невероятные физические нагрузки после входа в атмосферу с космической скоростью. Некоторые задачи, которые для этого надо решить, сложнее создания ракетного двигателя. И на «Южмаше» есть готовое современное решение, позволяющее преодолевать даже нынешнюю систему противоракетной обороны США.

Я советую всем прочесть очень добросовестное исследование The Carnegie Endowment for International Peace «Сохранение оборонной промышленности Украины» от 30.07.2014 года .

В разгар грандиозного сражения под Саур-Могилой в Донбассе эксперты Карнеги призвали Россию и США предотвратить утечку ракетных и ядерных технологий из попавших в тяжелое положение ракетных предприятий Украины, описывая ситуацию на близком к краху «Южмаше» следующим образом: 250 тысяч рабочих производят и экспортируют оружие на 300 предприятиях. Единой системы контроля не существует. Никто не знает в подробностях текущие процессы. Инженеры увольняются или не получают зарплату месяцами. Заказы почти потеряны. Экспорт падает стремительно. Директора привыкли к полной самостоятельности, которая является оборотной стороной общей слабости государства и десятилетней практикой выживания, когда ради сохранения коллективов и технологий оборонные заводы Украины пускались во все тяжкие, экспортируя значительную часть продукции на сером и черном рынках. Для этого предприняты попытки продавать технологии даже Бразилии, но безуспешно. Вывод: если в ближайшее время не дать инженерам работу, а предприятию — нового профиля экспорта, возможность утечки двигателей стратегических ракет и технологий их производства вырастет до критического уровня.


Российская мини-подлодка «Пиранья» очень интересовала наркокартели Южной Америки. Фото: navy.su

…В начале 90-х предотвратить продажу миниподлодок «Пиранья» удалось буквально на последнем этапе. Это говорит о том, что

в охваченной коррупцией бедной стране со слабым контролем центрального правительства купить можно все что угодно. Это относится ко всем странам. Прошла через такое и Россия.

Понятно, почему НАТО и США заинтересованы в укреплении власти закона в любой державе, обладающей ракетными и ядерными технологиями. Расследование происхождения северокорейских двигателей еще только начинается. Основные данные будут получены уже с помощью разведки и обязательно станут предметом неофициальных переговоров. То, что Россию привлекут к ним в числе первых, не вызывает сомнений.

UPD. 16 августа пранкеры Вован и Лексус (Владимир Кузнецов и Алексей Столяров) опубликовали аудио телефонного разговора, в котором гендиректор «Южмаша» рассказал о поставках украинских ракетных двигателей в КНДР.