Последствия отрицательных и положительных внешних эффектов. Положительные и отрицательные эффекты

Отрицательный внешний эффект - это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта. Он может быть результатом как произ-

Рис. 3.5. Отрицательный внешний эффект

Социоцентричный мир: разломы в цивилизации

Совокупные внешние издержки, которые представляют собой совокупный ущерб, наносимый третьим лицам при объеме производства Q\, обозначим как ТЕС, тогда: МЕС - пре, юльные внешние издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции Д которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьи лица {MEC = DTZ\C / DQ), MPC - предельные индивидуальные издержки производства, которые не включают в себя предельные внешние издержки при наличии отрицательных внешних эффектов, a MSC - предельные общественные издержки как сумма предельных внешних и предельных индивидуальных издержек {MSC = MEC + MPC).

При этих условиях получаем следующее:

Если существует отрицательный внешний эффект, предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных {MPC рыночное равновесие достигается в точке Z\ при объеме производства Q2 и цене продукта С {MSB = MPC);

Эффективный объем выпуска и цена продукта соответствует точке Z2, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности производства {MSC = MSB);

Свободная конкуренция приводит к излишнему объему выпуска по сравнению с эффективным;

Корректирующая дополнительная цена МЕС может быть использована на сохранение равновесного и устойчивого состояния геосистемы (окружающей среды); она же является величиной ущерба, наносимого окружающей среде, если принять во внимание рыночное равновесие (точка Z\);

Третьи лица могут взыскать с производителя оплату за ущерб из расчета: MSC = MPC + МЕС - MPC + МЕС.

Теорема Коуза сводится к тому, что проблемы окружающей среды можно решить эффективным образом на основе частных соглашений между собственниками при условии, что отсутствует информационная асимметрия и обмен, требующий дополнительных операционных издержек. Внешние эффекты могут переходить во внутренние издержки при переговорах собственников и распределении ущерба.

Приведем пример. Если мясокомбинат использует озеро для сброса отходов, улов рыбы уменьшается. Часть издержек на увеличение произ водства мяса выражается в уменьшении объема улова рыбы. Это приводит к увеличению издержек для рыболовецкого предприятия (рис. 3.6): MPC - предельные индивидуальные издержки производства мяса при отрицательных внешних эффектах, когда мясокомбинат не несет ответственности за ущерб природной среде МЕС, a MSC = MPC + МЕС - - MPC + МЕС предельные общественные издержки как сумма предельных индивидуальных и совокупных внешних.

3. Мир экономики

O^ о> О о а о> о

Рис. 3.6. Внешние эффекты:

А - предельные общественные издержки; Б - предельные издержки производства; В - прибыль предприятия; Г- сочетания прибылей предприятий

Тогда мы получаем следующее:

Максимальная прибыль мясокомбината соответствует объему 0^ в точке 2\, а эффективная прибыль - 0\ в точке 2^

Предельные издержки производства рыбы, т.е.

Точки /2 И?ъ соответствуют производству мяса = Ю\ (рис. 3.6 Б);

Прибыль рыболовецкого предприятия Прр меняется в зависимости от производства мяса (2М; при?>2 прибыль Прр минимальна - Л^, а при 0\ она максимальна - N1 (рис. 3.6 В);

Совмещая графики функций прибыли мясокомбината Прм и рыболовецкого предприятия Прр, определяем, что рациональное сочетание их прибылей находится в точках (2М2 и (2рь в этом случае

I. Социоцентричный мир: разломы в цивилизации

предприятия распределяют совокупные внешние эффекты между собой (рис. 3.6 Г).

Как видим, при рассмотрении внешних факторов ни в одном случае не учтены интересы среды обитания человека.

По мнению некоторых экономистов (С. Фишер, Р. Дорнбуш, Д. Вегг), внешний эффект имеет место, когда производство или потребление товаров оказывает непосредственное воздействие на производителей и потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара и когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах.

Рыночная экономика с ее совершенной конкуренцией и идеальной теоретической моделью рынка, которой в чистом виде не существует, исходит из положения, что рыночные обмены между продавцами и покупателями не влияют ни на кого, кроме участников сделок. Эти варианты правомерны в том случае, если исходить из учета только частного равновесия (производство) и общего равновесия (рынок) и того, что совокупность этих частей абстрагирована от естественных процессов. Если же рассматривать обменные процессы геосистемы в целом, тогда у естественных процессов имеются придатки искусственных процессов, при этом на первые, кроме внутренних, влияют внешние эффекты по их обратным и прямым связям В этом случае внешние эффекты присутствуют всегда, потому что на основании теории взаимосвязи естественных и искусственных процессов с вещественно-энергетическим потенциалом геосистемы каждый из процессов является ее частью, и они не могут существовать вне ее.

Д. Хайман характеризует внешние эффекты следующим образом: это издержки или выгоды полезности от рыночных операций, не отраженных в ценах. Эти издержки или выгоды появляются в результате производства или потребления благ, являются «внешними» по отношению к рыночным ценам. Внешние эффекты представляют собой не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных ценах. Можно полностью согласиться с таким суждением, если за третье лицо принять окружающую среду.

Таким образом, внешние эффекты можно подразделить:

По областям действия - частные и локальные, общие и глобальные;

По направленности - положительные и отрицательные;

По степени трансформации (интернализации) - внешние и внутренние издержки;

По степени допустимости - до уровня ассимиляционного потенциала и уровня экономического оптимума, особенно если человек имеет дело с категорией устойчивого развития).

2.6.1. Внешние эффекты

Эластичная модель рынка предполагает, что издержки и выгоды по обмену товарами несут и получают продавцы и покупатели. Между тем, результаты обмена могут воздействовать и на те субъекты (фирмы, домохозяйства, государство), которые непосредственно не участвуют в данной рыночной сделке. Это последствия принято разделять на две группы:

Положительные внешние эффекты (выгоды);

Отрицательные внешние эффекты (издержки), которые несут «третьи лица», не участвующие в обмене. Эти эффекты не выражаются в цене, и рынок не реагирует на них. Отсюда необходимость вмешательства государства в экономику.

Внешние эффекты – это побочные эффекты, не учтенные в цене, возникающие у третьих лиц или общества в целом в процессе производства или потребления (экстерналии).

Так, например, удобрения, выпускаемые химическим производством, оплачивает сельское хозяйство, но негативные последствия от этого производства испытывает население, живущее вблизи от химических комбинатов. Увеличение количества обучающейся молодежи дает пользу не только тем, кто учится, но и обществу, повышая его культурный уровень. В том и другом случае побочный эффект получают люди, не участвующие в рыночных сделках.

Внешние эффекты не учитываются в цене по двум причинам:

1) если есть отрицательный эффект, нужны дополнительные вложения капитала со стороны производителей, например, постройка очистных сооружений, чтобы его ликвидировать. Это увеличит цену, сократит спрос, снизит объем производства, а значит, и прибыли;

2) потребитель не заинтересован в росте цен. Трансакционные издержки на заключение соглашения между производителем и пострадавшей стороной становятся так велики, что являются нереальными. В результате цены, установленные на рынке, несут искаженную информацию, т.е. не отражают всех затрат, не стимулируют к поиску новых материалов и технологий, позволяющих обеспечить безопасность окружающей среды.

Для общества необходимо знать все издержки производства, т.к. увеличение производства влечет и рост отрицательных внешних эффектов. Это определяется через показатель общих социальных издержек (TSC), который определяется как сумма чистых издержек (TРС) и внешнего отрицательного эффекта (TES): TSC= TРС+ TES.

Соответственно прирост на каждую дополнительную продукцию чистых и социальных издержек, а также внешнего отрицательного эффекта образуют предельные чистые издержки (МРС), предельные социальные издержки (MSC), предельные внешние издержки (MEC).

Отрицательный внешний эффект – это использование ресурса, не отраженное в цене товара, что может стать причиной экономической неэффективности. Такое предприятие не тратит средств на создание очистных сооружений, его предельные чистые издержки меньше социальных предельных издержек и объема выпускаемой продукции. В этом случае объем производства устанавливается в точке равновесия, когда предложение, определяемое предельными чистыми издержками, равно спросу, определяемому предельной общественной полезностью.

При строительстве очистных сооружений внешние и предельные издержки взрастут, что приведет к росту цен и сокращению выпуска до оптимального уровня, т.е. не дающего отрицательного внешнего эффекта, но реально предприятие работает по-старому.

Т.о. всегда, когда существует внешний отрицательный эффект от производства товара, объем этого производства больше оптимального, а цены занижены.

Положительный внешний эффект – это полезность, не отраженная в цене (учеба в ВУЗе). Общая социальная полезность этого товара определяется как сумма индивидуальной полезности и внешнего эффекта.

Предельная социальная полезность (MSB) равна сумме предельной индивидуальной полезности (MPB) и предельной внешней полезности (MEB). В этом случае рыночное равновесие устанавливается тогда, когда предельные индивидуальные издержки равны предельной индивидуальной полезности.

Общество заинтересовано в увеличении числа образованных людей, для этого необходимо снизить плату за обучение или ввести субсидии, кредиты для желающих учиться. При снижении платы спрос возрастет, однако низкая плата не покроет дополнительные издержки производства и они будут вынуждены или прекращать обучение или увеличивать плату. Введение субсидий со стороны государства позволит компенсировать предельные издержки и увеличить количество обучающихся. Т.о., при помощи внешнего положительного эффекта сам рынок не учитывает его, поэтому данных товаров производится недостаточно, а их цены занижены.

Внешние эффекты, возникающие в производстве, как положительные, так и отрицательные, оказывают негативное воздействие на экономику: вредные товары перепроизводятся, а общественно полезных выпускается недостаточно.

Предыдущая

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка , в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Одним из типов несостоятельности рынка являются внешние эффекты.

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами . Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен.

Интернализация внешних эффектов. Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Точно так же, если вы «достаете» свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

Корректирующие налоги и субсидии . Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом , или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС .

Рассмотрим рис. 37, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС .


Рис. 37 Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А . Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC . Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD . Новое равновесие, достигнутое в точке В , является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF .

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 37, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A . Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB . Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B , и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC ,

где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB .

Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия.

Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны

MPC + MEC = MSC ,

что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.

Предположим, что государство не может или не хочет вмешаться. Смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия, и каким будет итог этого «разбирательства»?

Может быть, сторона, которая терпит убытки от внешнего эффекта, согласится заплатить другой стороне за его непоявление? Или, может быть, наоборот, виновник внешнего эффекта должен заплатить за право его осуществления?

Вопрос не разрешим без дополнительной информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект. Если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне, и наоборот.

Но самая удивительная вещь заключается в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза. Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере. Пивоваренный завод «Емельян Пугачев» использует для производства пива воду из реки.

Выше по течению расположено химическое предприятие «Красный квадрат», сбрасывающее отходы своего производства в реку. Объем этих стоков прямо зависит от объема выпуска продукции «Красного квадрата». Это означает, что затраты на производство пива зависят от выбора химическим предприятием объема выпуска продукции, а также от количества вредных веществ, которые должны быть удалены из воды перед тем, как приступить к производству фирменного сорта пива «Емельян Пугачев».

«Красный квадрат» будет устанавливать объем выпуска исходя из максимизации собственной прибыли и не будет учитывать воздействия загрязнения на прибыль пивоваренного завода. Но руководство последнего предпочло бы заплатить химическому предприятию за снижение выброса вредных веществ, поскольку это снизило бы издержки производства «Емельяна Пугачева». Но это привело бы к снижению прибылей химиков из-за уменьшения выпуска их продукции. Если снижение издержек пивоваренного завода превосходит снижение прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для «торговли» уровнем выбросов и его приведения к эффективному.

Отложим на оси абсцисс (рис. 38) количество (x ) выброса вредных веществ в реку. Для простоты допустим, что дополнительная прибыль «Красного квадрата» является функцией от количества загрязнения и изображена кривой MPB . Также предположим, что ущерб «Емельяна Пугачева» (в виде потери прибыли) тоже есть функция от количества загрязнения и показана кривой MPC . И, наконец, предположим, что выбросы химического предприятия не являются внешними эффектами для других индивидов.


Рис. 38 Выгоды и затраты от загрязнения

Эффективный уровень загрязнения x* , при котором суммарная прибыль двух фирм достигает максимума, удовлетворяет условию: MPB = MPC .

Рассмотрим два возможных законодательных режима установления прав собственности на загрязнение и предоставляемые ими варианты решения проблемы.

1. Разрешительный законодательный режим . «Красный квадрат» имеет законное право сбрасывать любое количество вредных веществ, и никто не может ему в этом помешать.

В этом случае «Красный квадрат» выбирает величину загрязнения на уровне x 1 , при котором его предельная выгода равна нулю (MPB = 0). Уровень загрязнения будет неэффективно велик, потому что его воздействие на пивоваренный завод химическим предприятием игнорируется.

В этом случае пивоваренному заводу будет выгодно предложить «Красному квадрату» сократить уровень загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры с. «Емельян Пугачев» при этом сэкономит свои затраты на сумму c + d , получив чистый выигрыш в размере d . В результате возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

2. Запретительный законодательный режим . «Красный квадрат» не имеет законного права сбрасывать вредные вещества, а «Емельян Пугачев» имеет право запретить любые выбросы.

В этом случае «Емельян Пугачев» будет контролировать уровень загрязнения и выберет уровень загрязнения х 2 = 0, при котором дополнительные издержки на ликвидацию последствий выбросов минимизируются. Но нулевой уровень загрязнения также неэффективен при наших допущениях, так как прибыль «Красного квадрата» сведена на нет.

В этом случае «Красному квадрату» будет выгодно просить у пивоваренного завода разрешения на увеличение уровня загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры b . «Красный квадрат» при этом увеличит свою прибыль на сумму a + b , из которой он отдаст b в качестве компенсации и получит чистый выигрыш в размере a . В результате тоже возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.

Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - это на распределение дохода обеих фирм. В соответствии с разрешительным законодательным режимом эффективная сделка увеличивает прибыль химического завода на c , при запретительном режиме - прибыль пивоваренного завода на a .

Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав «делать что-либо, имеющее вредные последствия». В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.

Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.

В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.

Неизбежный побочный продукт производственного процесса целлюлозно-бумажных комбинатов - химическое соединение, называемое диоксидом. Ученые полагают, что, попадая в окружающую среду, диоксид увеличивает вероятность заболевания раком, врожденных дефектов, приводит к возникновению других проблем.

Является ли связанное с производством бумаги загрязнение диоксидом окружающей среды общественной проблемой? Если Вы рассмотрите рыночное распределение ограниченных ресурсов с помощью сил и предложения, то убедитесь, что при равновесии спроса и предложения ресурсы обычно распределяются эффективно. «Невидимая рука» рынка приводит покупателей и продавцов, преследующих исключительно личные цели, на рынок, где и максимизируются общие выгоды, получаемые обществом. Этот взгляд основан на одном из Десяти принципов экономической теории: обычно рынок - хороший способ организации экономической деятельности. Должны ли мы сделать вывод о том, что именно «невидимая рука рынка» не позволяет фирмам, действующим на рынке бумаги, выбрасывать слишком много диоксида?

Рынки прекрасно справляются с различными функциями, но не со всеми. Рынкам в некоторых случаях не удается эффективно распределить ресурсы и тогда на помощь может прийти правительство.

Фиаско рынка попадает в общую категорию внешних эффектов (экстерналий). Внешний эффект (экстерналия) - влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Если такое воздействие неблагоприятно, оно называется отрицательным внешним эффектом, в противном случае - положительным внешним эффектом. При условии действия внешних эффектов интересы общества в результатах деятельности рынка простираются за пределы благосостояния покупателей и продавцов, они включают в себя и благополучие других людей, находящихся в сфере воздействия рынка. Так как покупатели и продавцы, принимая решения об объемах потребления или предложения, пренебрегают внешними эффектами, в условиях экстерналий рыночное равновесие не является эффективным. То есть рыночное равновесие не позволяет максимизировать общие блага общества в целом. Выброс диоксида в окружающую среду, например, - отрицательный внешний эффект. Фирмы-производители бумаги, руководствуясь эгоистичными соображениями, не учитывают полную стоимость загрязнения окружающей среды, они стремятся максимизировать объём выбросов до тех пор, пока не вмешается правительство.

Внешние эффекты, как и противодействующая им правительственная политика принимают различные формы. Вот несколько примеров:

  • Отрицательный внешний эффект несут выхлопы автомобильных двигателей, так как отравленным воздухом приходится дышать миллионам людей. Правительство пытается решить проблему загрязнения, устанавливая стандарты автомобильных выхлопов и облагая дополнительным налогом потребление бензина, что ведет к уменьшению числа автомобилистов.
  • Реставрация исторических зданий - пример положительного внешнего эффекта, ведь люди, проходящие или проезжающие мимо них, наслаждаются красотой. Но владельцы таких зданий не получают полной выгоды от их восстановления и, следовательно, заинтересованы в том, чтобы пустить их на снос. Многие местные администрации пытаются разрешить проблему, устанавливая особые правила сноса исторических зданий и предоставляя отсрочку налоговых платежей владельцам, занимающимся реставрацией.
  • Лающие собаки создают отрицательные внешние эффекты, потому что соседям мешает шум. Владельцы собак не несут полных издержек шума и, следовательно, не прилагают особых усилий для прекращения собачьего лая. Местные администрации решают проблему с помощью введения правил, запрещающих «нарушение покоя сограждан ».
  • Развитие новых технологий приводит к появлению положительных внешних эффектов, так как их результат - новые знания, широко использующиеся обществом. Так как изобретатели не имеют возможности полностью воспользоваться выгодой, которую приносят новые решения, они направляют на исследования ограниченный объем ресурсов. Правительство решает проблему частично с помощью патентной системы, предоставляющей ученым исключительное право использования открытий в течение определенного периода времени.

В каждом из этих случаев индивидам, принимающим решения, не удается учесть внешние эффекты своих действий. В этих случаях «в бой» вступает правительство, стремящееся защитить интересы других граждан.

Cтраница 1


Отрицательный внешний эффект - стоимость использования ресурсов, не отраженная в цене продукта; отрицательные внешние эффекты могут возникать как при производстве, так и при потреблении товаров, обмениваемых на рынках.  

Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода.  

Выявление отрицательного внешнего эффекта (издержек) заставляет пересмотреть размер общественных издержек на производство продукции. Если частные издержки предпринимателя на производство товара составляют, например, 100 руб., то эти издержки будут возвращены через цену, которая должна быть не меньше 100 руб. Однако если производство сопровождается вредными выбросами в окружающую среду, то возникает внешний отрицательный эффект, который также должен быть учтен, если мы хотим знать, сколько стоит производство данного товара для общества, тем более что увеличение объемов производства увеличит и внешний отрицательный эффект.  

К отрицательным внешним эффектам относятся также выхлопы от автомобилей или труб электростанций, загрязняющие воздух, шум от аэродрома, который беспокоит жителей близлежащих домов, ремонт в квартире, создающий неудобства соседям и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к расхождению между частными и общественными издержками.  

Для устранения отрицательного внешнего эффекта не всегда используется установление прав собственности. Если, например, права собственности для таких благ, как дом, автомобиль, легко установить, они регистрируются государственными органами и каждый собственник использует их для своих целей, то значительно сложнее обстоит дело с такими ресурсами, как река или воздух. Приобретая право на ловлю рыбы, любитель-рыболов должен быть уверен в том, что в реку не сбрасываются отходы промышленных объектов или фермерских хозяйств. Цена, которую готов заплатить человек за право ловить рыбу, зависит от возможности альтернативного использования реки, например, фермером для полива своих полей, что, естественно, уменьшает ее полезность для рыбной ловли.  

Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов - невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.  

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.  

Таким образом, здесь мы имеем своеобразный отрицательный внешний эффект от деятельности государства, который затрагивает гораздо более широкий круг участников, чем потребители выгод от этой деятельности. Ситуация весьма напоминает ту, которая имеет место при производстве загрязняющей окружающую среду продукции. Только здесь в роли загрязнителя выступает избыточная государственная активность, например определенные формы государственного регулирования или осуществления государственных расходов.  

Но ни корректирующие налоги (как в случае отрицательных внешних эффектов), ни корректирующие субсидии (как в случае положительных внешних эффектов) не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних эффектов.  

Заметим, что q2q1 - Таким образом, при наличии отрицательных внешних эффектов продукции выпускается слишком много и она реализуется по весьма низким ценам.  

При этом производителю сообщается, что ему необходимо платить налог, равный величине отрицательного внешнего эффекта, наносимого его производственной деятельностью на каждую тонну выбросов. Эффективное решение будет достигнуто, так как завод, уплачивая налог на загрязнение окружающей среды, уменьшит объем производства и выйдет на его оптимальный, с точки зрения общества, уровень. Право собственности1 является базовым элементом качественно другого подхода.  

И все-таки, даже при ясной договоренности относительно прав частной собственности, проблема отрицательных внешних эффектов может быть не решена, но уже не с точки зрения экономики.  

Эти потери (DWL) показаны заштрихованными площадями на рис. 14.5 и 14.6. В этом смысле между положительными и отрицательными внешними эффектами нет различий - и то, и другое отрицательно влияет на экономику, не говоря о многочисленных внеэкономических негативных последствиях внешних эффектов, например, экологических.