Общественная организация бухгалтерский учет. Налогообложение некоммерческих организаций по региональным налогам. Операции по уставной и коммерческой деятельности НКО в бухучете учитывают раздельно

Все поступающее в общественное объединение имущество, включая прибыль от предпринимательской деятельности, может быть использовано только в определенных целях. В бухгалтерском учете общественных объединений в соответствии с установленными правилами и принятой методологией отражение почти всех поступающих средств ведется на счете 86 и по статье баланса "Целевые финансирование и поступления" (за исключением учета безвозмездно полученных ценностей и учета уставного капитала предприятия).

Третий сектор и организации третьего направления? Что делает «Третья дорога», теория политической философии, связана с организациями третьего сектора, организационным феноменом? При санкционировании закона Третьего сектора тогдашний президент Фернандо Энрике Кардозу напомнил, что дискуссии по этой новой области экономической деятельности были в рамках третьего пути, хотя и не были строго связаны как таковые, учитывая партнерские отношения между организациями третьего сектора и государства, которое направляет Бразилию не только на экономическое развитие, но и на более демократическое и равноправное общество.

Основным документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют свою деятельность и, следовательно, организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Смета доходов и расходов - документ, на основе которого производится финансирование бюджетного учрежденияи отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

Такие идеи берут свое начало в брошюре европейской социал-демократии, чья претензия должна была стать экономическим, социальным и политическим проектом и программой, выходящей за рамки либерального права и социалистически-коммунистических левых. Предложение преодолеть противоречие между этими двумя течениями является сущностью социал-демократического мышления: социализм может быть достигнут путем прогрессивных реформ капитализма, управляемых политическими и экономическими изменениями.

Налогообложение некоммерческих организаций по региональным налогам

Для Чауи этот новый консенсус был бы условием для развязывания идеи социальной справедливости для социального равенства и подтверждения приоритета индивидуальной инициативы как инструмента коллективного прогресса против устаревшего постулата коллективной собственности на средства производства. Ибо в этом пункте политическая роль организаций Третьего сектора оспаривания находится в анонимной глобальной системе, не персонифицированной. Одним из грани, в котором они поддерживаются, является предполагаемая отмена разделения между левыми и правыми, понятия «устаревшие» с концом биполяризма, борющиеся за «преодоление» проблем, порожденных капиталистической системой, но в смысле ее а не прихода в другую систему.

Данный документ составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.

Источниками финансирования деятельности некоммерческой организации могут быть:

Вступительные членские взносы;

Взносы учредителей;

Добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц;

Не следует говорить о социальном равенстве, а о социальной справедливости, решения которой основывались на индивидуальной, деловой и правительственной инициативе. Среди спотыканий и хитов системы мы наблюдаем еще одну из его метаморфоз. Хотя дальнейшие дискуссии о предположениях Третьего Пути и социал-демократии, правительственные тенденции последних пятнадцати лет и сопряжение организационного феномена с теорией политической философии необходимы, существует договоренность между атрибутами организаций Третьей Сектор в Бразилии и новые мировые экономические конфигурации, установленные в Бразилии.

Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе от иностранных (включая гранты). Грант - целевые средства, предоставляемые благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ; обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

На наш взгляд, одна из либеральных превратностей, присущих капиталистической системе, несмотря на постоянные попытки повторно назначить и ложно преодолеть гегемонистский порядок. Мы добавили бы тонкость в этом процессе: семантическое кооптирование в пользу использования лексиконов, которые ведут в одном направлении. Это то, что мы называем дискурсивным диссонансом, в котором семантическое происхождение слов отбрасывается, заменяя значение другим произвольным, сохраняя тот же смысл. Под такими же названиями оспаривание системы практикуется то, что только подтверждает его содержание.

Ассигнования из бюджета;

Доходы от внереализационных операций;

Средства от собственной предпринимательской деятельности.

Какой-либо унифицированной формы сметы доходов и расходов, утвержденной на федеральном уровне и обязательной к применению всеми некоммерческими организациями, не существует. Это связано с тем, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения различных задач и выполнять разные функции даже в рамках одной формы сметы доходов и расходов.

Под этим «удивительным семантическим скольжением» мы наблюдаем разрыв чувств, в котором происходит идеологическая замена значений слов. Нечего было ожидать в «общем товарном обществе», в котором даже интимные переживания производятся. Благодаря росту активности организаций третьего сектора мы являемся свидетелями предположения о функциях, которые ранее принадлежали только государству. В то же время, несмотря на то, что экономический приоритет был основным, другие были оставлены в стороне. Это одна из причин, почему говорится, что государство ослабело, в результате чего часть его действий была делегирована.

Поэтому форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных должны разрабатываться самой некоммерческой организацией исходя из поставленных задач.

Примерная форма сметы доходов и расходов может иметь следующий вид.

Учет поступления целевых средств. Учет целевых средств, поступающих общественному объединению на его содержание и ведение уставной деятельности, ведется с применением счета 86.

Согласно Саламону, полностью отменяя причинно-следственные связи, организации третьего сектора не только выросли из-за открытости, которую дает правительство обществу, а скорее из-за общей утраты доверия к способности государства само по себе порождать социальное благосостояние, способствовать экономическому прогрессу, защищать окружающую среду, одним словом, улучшать качество жизни.

Особенности социально ориентированных НКО

Следовательно, у нас есть продвижение «гражданского общества», организованное с более активным участием. В бразильском случае эта открытость, предоставляемая правительством, была бы более адекватной по размеру, разнообразию и сложности бразильской реальности, экстраполируя то, что это «позиция правительства, которая спасает демократические права сообщества на управление общественными услугами в соответствии с их собственными потребностями».

Аналитический учет по счету 86 "Целевое финансирование" ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Порядок ведения кассовых операций в общественных объединениях

Общественное объединение для приема, хранения, выдачи денежных средств должно иметь кассу. Ведение кассовых операций расчеты с населением производятся с использованием контрольно-кассовых машин.

В этой связи Рифкин предвосхищает, что гражданская ответственность станет организациями третьего сектора, учитывая сокращение роли государства и доминирование Рынка в процессе глобализации. То есть перенос модели, в которой государство является доминирующим для модели, в которой ее присутствие уменьшено, переносит свою силу на пористость, управление и регулирование, подразумевает в импорте парадигмы, в которой два других Сектора являются существенными элементами для рост страны. Следовательно, еще одна инверсия: вместо того, чтобы сказать, что экономические требования модернизации - это то, что привело к появлению третьего сектора, рынка и государственных организаций в качестве независимых секторов, мы имеем появление организаций третьего сектора, связанных с рынком, которые имеют свои собственные интересы в своей основе, приводят государство к новой форме действий.

Учитывая специфику общественных объединений, применение контрольно-кассовых машин обязательно только при осуществлении торговых операций или оказании услуг, но это не относится к внесению членских взносов и благотворительных поступлений.

Кассовые операции оформляются на бланках типовых межведомственных форм, которые используются организациями всех организационно-правовых форм.

Интернационализация некоммерческого сектора. Гражданский кодекс от 10 января. Закон № 825 от 22 декабря. Программа социальной психологии. Сан-Паулу: Университет Сан-Паулу. Укрепление гражданского общества. Бюллетень библиографической информации в социальных науках, 43, 3. Фалконер, Андрес Пабло. Обещание третьего сектора: исследование роли некоммерческих организаций и их сферы управления. Диссертация: Учителя.

Б. Сан-Паулу: Мир и Земля. Исторические перспективы для некоммерческой организации. Без боли или славы - дебаты о гражданском обществе в Новом году, 91. Деловая и социальная ответственность: запутывание гражданства в Бразилии. Демократизация демократии: пути демократии, основанной на участии. История детей в Бразилии. Сан-Паулу: Контекст. Идентичность и характер третьего сектора. Сан-Паулу: Мир и Земля. Стратегии укрепления третьего сектора.

Важное значение при оформлении платежного документа на поступление вступительного или членского взноса в кассу или перечисление его безналичным путем имеет формулировка. В этом документе в графе "Назначение платежа" должно быть указано "Вступительный взнос", "Членский взнос".

Физическому лицу, уплатившему вступительный или членский взнос в кассу, выдается на руки квитанция (корешок) к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или уполномоченного лица и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира.

НДС и налог на прибыль

Никогда не стоит подчеркивать, что трехсекторальная модель является объяснительной моделью административных организаций. Это не имеет никакого отношения к номенклатуре, принятой классической моделью категоризации форм производства в капиталистической экономике: первичной, вторичной и третичной отраслях. Это заявление основано на данных из таких стран, как Германия, Франция и Соединенные Штаты. В Бразилии недавние данные об источнике средств по-прежнему отсутствуют. Стимулирование роста в третьем секторе означает укрепление гражданского общества.

Предельный размер расчетов наличными средствами. В случае перечисления добровольных взносов и пожертвований от коммерческих организаций такие платежи, как правило, производятся в безналичной форме. В основном это связано с тем, что предельный размер наличных средств, используемых при расчетах между юридическим лицами, установлен в сумме 60 000 руб.

Прибыль от коммерческой деятельности НКО в бухучете

Укрепление гражданского общества означает инвестирование в так называемый «Социальный капитал».

НДС и налог на прибыль

Никогда не стоит подчеркивать, что трехсекторальная модель является объяснительной моделью административных организаций. Это не имеет никакого отношения к номенклатуре, принятой классической моделью категоризации форм производства в капиталистической экономике: первичной, вторичной и третичной отраслях. Это заявление основано на данных из таких стран, как Германия, Франция и Соединенные Штаты. В Бразилии недавние данные об источнике средств по-прежнему отсутствуют. Стимулирование роста в третьем секторе означает укрепление гражданского общества.

Если ранее предельный размер расчетов наличными деньгами определялся по одному платежу, то с 21 ноября 2001 г. он определяется по одной сделке. Это несколько меняет привычную ситуацию.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Любой договор, заключенный сторонами, является сделкой (только односторонняя сделка не является договором). Поэтому фактически предельный размер расчетов наличными деньгами в сумме 60 000 руб. установлен по одному договору.

Необходимо тщательно отслеживать договорное оформление сделок и обороты расчетов наличными с конкретным контрагентом, а не ориентироваться на счета на оплату, акты об оказании услуг, акты приемки-сдачи работ и товарные накладные. Следует проводить ревизии срочных и бессрочных договоров с контрагентами, с которыми существуют длительные отношения.

Инвентаризация кассы. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций. Излишки средств, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются на дату проведения инвентаризации и относятся на увеличение доходов некоммерческой организации.

Безвозмездное поступление имущества в общественные объединения. В случае финансирования коммерческой организацией благотворительного мероприятия общественное объединение обязано потратить средства только на данные цели.

Имущество, получаемое некоммерческой организацией безвозмездно и предназначенное для использования при осуществлении уставной деятельности, приходуется в учете на соответствующих счетах по учету имущества в корреспонденции со счетом 86.

При этом оценка полученного имущества осуществляется по рыночной стоимости на дату принятия к учету данных материальных ценностей.

Использование целевых средств. Основные термины, используемые в бухгалтерском учете общественных объединений, - "целевые поступления (целевые доходы)" и "целевые расходы".

Что касается прибыли, то этому понятию в общественных объединениях эквивалента нет. Поясним это утверждение.

Дело в том, что доходы в общественных объединениях должны соответствовать расходам. На практике сказанное совсем не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства должны быть израсходованы.

Напротив, возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на несколько лет. Тогда и расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы.

Возможен и другой вариант: средств, полученных на программу, не хватает для ее исполнения. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет.

Главное, чтобы средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели. Без письменного согласия жертвователя (спонсора, грантодателя) изменение целевого назначения средств невозможно. Если это согласие не получено, то средства следует вернуть.

Средства, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета, а в целях налогообложения включаются в состав внереализационных доходов в полном объеме нецелевого использования и подлежат налогообложению в общепринятом порядке.

В ходе осуществления целевых программ в общественном объединении составляется смета доходов и расходов, рассчитанная на определенный период (месяц, квартал, год). Смета утверждается высшим органом управления организации. По окончании отчетного периода следует составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету.

В сметах расходов по каждой программе могут быть предусмотрены в числе прочих и административно-хозяйственные расходы. В этом случае у организации возникает необходимость распределять все свои административно-хозяйственные расходы между отдельными программами.

Если сметы расходов по целевым программам предусматривают только прямые расходы (без учета расходов на содержание самой организации), то в этом случае административно-хозяйственные расходы между отдельными программами не распределяются, а погашаются в полном объеме за счет целевых взносов на содержание некоммерческой организации.

Использование средств целевого финансирования отражается в некоммерческой организации по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами:

20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

83 "Добавочный капитал" - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств.

При проведении расходных операций необходимо точно указывать, за счет каких средств (какой программы) расходуются деньги, а также указывать номер статьи в смете.

Рассмотрим подробнее особенности учета средств целевого финансирования.

Как уже отмечалось, для учета средств, поступивших для финансирования программ и отдельных мероприятий, осуществляемых некоммерческими организациями, предусмотрен счет 86. На этом счете учитываются все поступления в некоммерческую организацию, в том числе взносы учредителей в уставный капитал, если они указаны в уставных документах. Поэтому к счету 86 целесообразно открывать субсчета второго и третьего порядка исходя из специфики осуществления организацией основной деятельности и особенностей документооборота.

Что касается сумм доходов, полученных от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, то в соответствии с действующим законодательством они должны направляться на финансирование их уставной деятельности.

Так как при осуществлении предпринимательской деятельности используется схема бухгалтерских проводок, применяемая в коммерческих организациях, то наиболее правильным будет включение в состав доходов, предназначенных для использования в основной деятельности (с отнесением их на счет 86), только сумм полученной прибыли. Поэтому для учета доходов от предпринимательской деятельности необходимо также открыть соответствующие субсчета.

Субсчета третьего порядка открываются в данном случае к субсчетам второго порядка и предназначаются для формирования информации об использовании источников финансирования отдельных программ. Субсчет - дополнительные, не основные счета, открываемые в банках (кроме основных счетов) предприятиям, организациям, банкам, имеющим свои подразделения, филиалы в других населенных пунктах.

Общие расходы, произведенные некоммерческими организациями, могут осуществляться за счет всех видов доходов. Средства целевого финансирования направляются, как правило, на обеспечение отдельных программ. При этом может оговариваться доля средств, которые некоммерческая организация направляет на общехозяйственные расходы. Но может сложиться так, что целевыми поступлениями, направленными участниками некоммерческой организации, финансируются только прямые расходы по выполнению какой-либо программы, а общие расходы обеспечиваются суммами вступительных и членских взносов.

Эти особенности следует учитывать при определении схем распределения общих расходов по источникам финансирования.

При распределении общехозяйственных расходов за основу можно принимать сумму целевого финансирования, полученного для обеспечения отдельных программ или мероприятий, размер заработной платы работников, занятых на основных работах, используя для этого данные штатных расписаний, или иные показатели, экономический характер которых связан с экономическим характером осуществляемой деятельности.

Счет 20 "Основное производство" целесообразно применять для формирования данных о сумме затрат по отдельным программам. Такой подход предполагает открытие к счету 20 отдельных субсчетов в соответствии с выполняемыми программами. В общем случае достаточно открыть субсчета, соответствующие числу открытых программ, и ограничиться только субсчетами второго порядка.

Если некоммерческая организация параллельно с основной деятельностью осуществляет предпринимательскую, часть расходов которой также может финансироваться (на возвратной или безвозвратной основе) средствами, направленными участниками, жертвователями и т.п., к счету 20 целесообразно открывать субсчета двух уровней.

Если некоммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность, то бухгалтерский учет доходов и расходов ведется в порядке, установленном для коммерческих организаций, на субсчетах, открываемых к счету 20.

Списание сформированной на счете 20 фактической себестоимости продукции, работ или услуг производится также в порядке, применяемом в коммерческих организациях, на счет учета готовой продукции или на счет учета продаж.

Некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, при организации учета средств целевого финансирования (включая бюджетные ассигнования), переданных для финансирования такой деятельности, должны руководствоваться требованиями ПБУ 13/2000, которое разработано для коммерческих организаций, получающих государственную помощь.

При формировании учетной политики некоммерческой организации можно предусмотреть такой вариант, что все затраты учреждения на ее содержание и ведение уставной деятельности, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, будут учитываться на отдельном субсчете счета 26.

На этом субсчете собираются затраты на оплату труда штатных работников организации, расходы по аренде, расходы на канцелярские принадлежности, на оплату коммунальных услуг, на ремонт основных средств и иные текущие расходы, связанные с функционированием самой организации. Ежемесячно собранные на этом субсчете затраты списываются в дебет счета 86.

В практической деятельности общественные объединения могут приобретать, получать в качестве благотворительных пожертвований и гуманитарной помощи материальные ценности.

Порядок учета и оформления документов при приобретении за плату основных средств в общественных объединениях практически не отличается от общепринятого.

Имущество, приобретаемое общественным объединением за счет целевых средств, приходуется на соответствующих счетах учета имущества.

Для этих целей в основном используются два счета: 08 - при приобретении основных средств и 10 - при приобретении материалов, сырья, ценностей, предназначенных для дальнейшей безвозмездной передачи и т.п.

При направлении целевых средств общественным объединением на финансирование капитальных вложений учет таких операций осуществляется в общеустановленном порядке.

Гранты. Операции по поступлению средств по договорам гранта отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом: Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - Кредит 86 "Целевое финансирование", субсчет "Расчеты по договорам целевого финансирования (гранта)".

Гранты - целевые средства, предоставляемые иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме (в том числе основные средства, материалы, товары и т.д.) на проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Учет некоммерческих оборотов осуществляется на счете 86 при наличии надлежащим образом оформленных документов по принятию к учету указанных средств, а также соответствующих положений в уставных документах.

При получении гранта в валюте общественное объединение ведет параллельный бухгалтерский учет в рублях и в валюте. В основном это связано с тем, что грантодатель требует представления отчетов по использованию средств гранта в валюте.

В соответствии с федеральным законодательством и требованиями Минфина России и Минюста России общественные объединения должны вести раздельный учет доходов и расходов по некоммерческой и предпринимательской деятельности.

Тем не менее, даже несмотря на отсутствие доходов и расходов, некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, и в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности, предоставляет все необходимые материалы в инспекции ФНС России по месту своей регистрации на бланках, утвержденных Минфином России.

Кроме того, общественные объединения должны представить отчет и все необходимые подтверждающие материалы о целевом использовании спонсорских средств - грантов, пожертвований и прочего безвозмездно полученного имущества, а также льготируемых для спонсоров взносов на благотворительные цели.

Если при проверке деятельности общественного объединения было обнаружено сокрытие дохода, нецелевое использование спонсорских и благотворительных средств, а также отсутствие раздельного учета по некоммерческим и предпринимательским оборотам, то к нему применяются штрафные санкции в порядке, установленном НК РФ.

Прочие поступления от непредпринимательской деятельности

В числе основных прочих поступлений от непредпринимательской деятельности общественных объединений можно выделить:

Излишки, выявленные при инвентаризации;

Невостребованную задолженность;

Поступления от реализации ненужного имущества.

Доходы от результатов инвентаризации. Все прочие доходы общественного объединения должны использоваться строго на уставные цели или в составе административных расходов общественного объединения, но в любом случае данные средства учитываются как целевые поступления. Поэтому излишки, выявленные при инвентаризации, невостребованная задолженность, поступления от реализации ненужного имущества присоединяются к средствам, используемым на уставные цели. Инвентаризация - периодическая проверка наличия, состояния и оценки активов и финансовых обязательств.

Для достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

В общем случае порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем.

Доходы в виде невостребованной задолженности . Кредиторская задолженность подлежит списанию после того, как истечет срок ее исковой давности.

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение доходов у некоммерческой организации.

Срок исковой давности отсчитывается с того момента, когда заканчивается срок исполнения обязательства. Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. При этом общий срок исковой давности составляет три года.

Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место. Кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности должна быть признана доходом в том отчетном периоде, в котором этот срок истек.

В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год не вносятся, а отражаются в момент выявления ошибки как прибыль (убыток) прошлых лет. Отчетный год - календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Поступления от реализации ненужного имущества . Реализация объекта основных средств является одним из частных случаев выбытия основных средств, которые постоянно не используются для деятельности, а также для управленческих нужд некоммерческой организации.

Стоимость основного средства, выбывающего в результате продажи, подлежит списанию с бухгалтерского учета. При реализации основных средств организация может получить доход и такие доходы относятся к операционным.

Доход от продажи основного средства принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной в договоре купли-продажи, без учета суммы НДС.

Расходы, связанные с продажей основных средств, относятся к операционным расходам. В состав расходов включается остаточная стоимость основного средства, затраты на его демонтаж, транспортировку, упаковку и т.д.

Сумма НДС по реализованным основным средствам учитывается следующим образом: Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" - Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Доходы и расходы от списания с баланса объектов основных средств показываются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся.

По окончании процедуры выбытия первоначальная стоимость основного средства списывается с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы", одновременно с забалансового счета 010 "Износ основных средств" списывается сумма начисленного износа.

Доход от реализации основного средства отражается по кредиту счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы", а расходы, связанные с реализацией, отражаются по дебету счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы".

Порядок учета НДС Налоговая база по НДС определяется как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), поэтому при продаже основного средства нужно начислить НДС на сумму реализации.

Сумма начисленного НДС отражается в учете, согласно Плану счетов по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с дебетом счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы".

В том случае, если в первоначальную стоимость реализуемого основного средства был включен НДС, то налоговая база определяется как разница между продажной ценой реализуемого основного средства и его остаточной стоимостью с учетом переоценок. В продажную цену при этом включается сумма НДС.

Сумма налога на добавленную стоимость будет определена расчетным путем. Для этого налоговую базу необходимо разделить на 118% и умножить на 18%.

Согласно учетной политике организации, обязанность по уплате НДС возникает по мере отгрузки; доходы и расходы в целях налогообложения прибыли определяются по методу начисления.

Налоговый учет реализации . Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженных в денежной и (или) натуральной форме.

Выручка от реализации основных средств, а также расходы, связанные с их реализацией, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль должны учитываться обособленно от прочего имущества и имущественных прав.

Бухгалтер, начинающий вести учет в некоммерческой компании, задается вопросом: как организовать бухучет в НКО? Беспокойство вполне обоснованно. Поскольку точно такая же проблема волнует и многих из тех, кто уже ведет учет в некоммерческой организации (НКО). Основные правила схожи с теми, которые действуют в коммерческих фирмах. Но есть и свои нюансы. О них мы и поговорим в данной статье.

Операции по уставной и коммерческой деятельности НКО в бухучете учитывают раздельно

Доходы и расходы по уставной (некоммерческой) деятельности НКО должна учитывать на счете 86 «Целевое финансирование». А по предпринимательской (коммерческой) — на счете 90 «Продажи» или на счете 91 «Прочие доходы и расходы» — в зависимости от того, обычная это деятельность или прочая.

Особое внимание стоит уделить счету 86. По кредиту этого счета (в корреспонденции со счетом 76 или сразу со счетами учета денежных средств) некоммерческая организация отражает сведения о суммах, полученных от своих источников финансирования. Их может быть несколько. Тогда на счете 86 создайте несколько соответствующих субсчетов. То есть организуйте раздельный учет по всем источникам финансирования, а если это возможно, то и по финансируемым программам или проектам. Расходы, которые вы списываете за счет средств целевого финансирования, отражайте по дебету счета 86.

Бухучет в 2017 году:

Требования каких ПБУ некоммерческие организации могут не соблюдать*

Номер ПБУ

Название ПБУ

ПБУ, которые не распространяются на все без исключения НКО

События после отчетной даты

Информация о связанных сторонах

Информация по сегментам

Учет государственной помощи

Информация по прекращаемой деятельности

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Информация об участии в совместной деятельности

Отчет о движении денежных средств

ПБУ, которые все НКО вправе применять (или не применять) по собственной инициативе

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

ПБУ, которые вправе не соблюдать потребительские кооперативы, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, и социально ориентированные НКО

Учет договоров строительного подряда

Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

* Внимание: на государственные и муниципальные учреждения не распространяется действие всех существующих ПБУ.

Если НКО ведет предпринимательскую деятельность, то для отражения выручки, поступающей от бизнеса, и расходов по такой деятельности используйте счет 90 «Продажи». При необходимости также создайте несколько аналитик (субсчетов). Например, один вид деятельности НКО может облагаться в рамках «упрощенки», а другой — в рамках «вмененки». Без раздельного учета по счету 90 в таком случае не обойтись — только так вы сможете рассчитать налоги (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Прочие доходы и расходы, полученные в рамках бизнеса, учитывайте на счете 91. Например, на счете 91 отражаются проценты, полученные по вкладам в банках.

Обратите внимание: социально ориентированные НКО вправе признавать доходы в бухучете кассовым методом. Такое же право имеют потребкооперативы — субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (абз. 9 п. 12 и абз. 2 п. 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Так вот данным категориям НКО важно закрепить в бухгалтерской учетной политике метод отражения средств на счетах 86, 90 и 91 — в момент их непосредственного получения (кассовый метод) или же когда имеется уверенность в том, что целевое финансирование будет получено (метод начисления). Обычно НКО, как и коммерческие фирмы, избирают для бухучета метод начисления, это удобней и понятней.

Прибыль от коммерческой деятельности НКО в бухучете

Предпринимательская деятельность, которую может вести НКО, носит для нее вспомогательный характер. И прибыль от такой деятельности должна быть направлена на достижение уставных (некоммерческих) целей компании. То есть полученные от бизнеса доходы являются одним из источников осуществления уставной деятельности и формирования имущества НКО. Распределять между участниками компании заработанные средства нельзя. Технически это выглядит так. Ежемесячно делаются проводки:

— отражена прибыль, полученная по итогам месяца.

По окончании отчетного года счет 99 закрывается. Для этого выполняется следующая запись:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 84 субсчет «Прибыль отчетного года»

— отражена сумма чистой прибыли за отчетный год.

ДЕБЕТ 84 субсчет «Прибыль отчетного года» КРЕДИТ 86 субсчет «Прибыль от предпринимательской деятельности»

— сумма чистой прибыли за отчетный год направлена на финансирование уставной деятельности НКО.

Если есть убыток, то ежемесячно делают запись:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

— отражен убыток, полученный по итогам месяца.

А по окончании отчетного года:

ДЕБЕТ 84 субсчет «Убыток отчетного года» КРЕДИТ 99

— отражена сумма убытка за отчетный год.

Убыток покройте за счет источника, определенного в решении уполномоченного органа вашей организации. Таким источником могут быть дополнительные взносы участников компании, неиспользованная прибыль прошлых лет, резервный и иные фонды. Проводки будут такие:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

— погашен убыток за счет взносов участников НКО;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

— погашен убыток за счет прибыли прошлых лет;

ДЕБЕТ 82 КРЕДИТ 84 субсчет «Убыток отчетного года»

— погашен убыток средствами резервного капитала.

Пример 1. Списание финансового результата по коммерческой деятельности НКО

НКО «Свет» оказывает платные услуги. Доходы в 2016 году составили 525 000 руб. Расходы, связанные с осуществлением этой деятельности, равны 400 000 руб.

В течение года бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

— 525 000 руб. — отражена выручка от оказания платных услуг;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 20

— 400 000 руб. — списана себестоимость оказанных услуг;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» КРЕДИТ 99

— 125 000 руб. (525 000 руб. - 400 000 руб.) — отражен финансовый результат от оказания платных услуг.

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 84

— 125 000 руб. — списана чистая прибыль отчетного года;

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 86 субсчет «Прибыль от предпринимательской деятельности»

— 125 000 руб. — включена в состав целевого финансирования чистая прибыль отчетного года.

По основным средствам НКО начисляют износ

В отношении учета имущества НКО также есть несколько особенностей. Правила, по которым коммерческие и некоммерческие фирмы должны учитывать основные средства, мы сравнили в табл. ниже. И прежде всего хотим сказать, что НКО начисляют по объектам не амортизацию, а износ. И хотя сумма износа у некоммерческих организаций на «упрощенке» практически ни на что не влияет, рассчитывать износ все равно нужно. Остальные НКО данные по износу используют для исчисления налога на имущество со среднегодовой стоимости основных средств (п. 3 ст. 375 НК РФ). «Упрощенцы» же такой налог не уплачивают. Фирмы на УСН начиная с 2015 года платят только налог на имущество исходя из его кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Обратите внимание: поскольку износ отражается на забалансовом счете, в бухгалтерском балансе НКО показывают основные средства по первоначальной стоимости. Иначе, если вы поставите стоимость за минусом износа, актив баланса не сойдется с вашим пассивом.

Пример 2. Начисление износа по основному средству некоммерческой организации

НКО «Луч» в сентябре 2016 года приобрела легковой автомобиль. Его первоначальная стоимость, сформированная в бухучете, составляет 180 000 руб. При постановке имущества на учет (также в сентябре 2016 года) был установлен срок полезного использования автомобиля, равный 5 годам. В учетной политике компании предусмотрено, что по основным средствам износ начисляется ежемесячно.

Бухгалтер рассчитал годовую норму износа по указанному автомобилю. Она равна 20% [(1: 5 лет) × 100%]. Итого годовая сумма износа составляет 36 000 руб. (180 000 руб. × × 20%). А месячная сумма — 3000 руб. (36 000 руб. : 12 мес.).

ДЕБЕТ 010

— 3000 руб. — начислен износ по автомобилю за текущий месяц.

Такую проводку бухгалтер будет делать ежемесячно последним днем месяца вплоть до полного списания стоимости объекта либо до выбытия авто.

Чем учет основных средств у НКО отличается от учета в коммерческой фирме

Правило для коммерческих фирм

Правило для НКО*

Критерии, по которым имущество относят к основным средствам (п. 4 и абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»)

Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование

Объект предназначен для использования в деятельности, которая соответствует целям создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также для управленческих нужд организации

Объект предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев

Организация не предполагает последующую перепродажу объекта

Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем

Возможный дополнительный критерий (компания устанавливает его по своей инициативе в бухгалтерской учетной политике) — стоимостной. Самостоятельно выбранный лимит для признания имущества основным средством не может быть больше 40 000 руб. Обычно устанавливают максимальный лимит. Тогда объекты стоимостью 40 000 руб. и менее могут учитываться как малоценные в составе материалов

Постановка основного средства на учет (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н)

Делаются проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 — отражена стоимость приобретенного основного средства;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 — принят к учету в составе основных средств приобретенный объект

Дополнительно к проводкам, которые делает коммерческая организация, следует одновременно сформировать запись:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 83 «Добавочный капитал» — отражен источник финансирования приобретенного имущества

Списание стоимости основного средства в бухучете (п. 17 ПБУ 6/01, приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н)

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления ежемесячной амортизации. Суммы начисленной амортизации признаются в бухучете расходами. Проводка по начислению такая (дебетовый счет выбирается в зависимости от направления использования объекта):

ДЕБЕТ 20 (25, 26, 44…) КРЕДИТ 02 — отражено начисление амортизации по основному средству

Амортизацию по основным средствам НКО в бухучете не начисляют, по ним линейным методом начисляется износ. Начисленный износ учитывают отдельно по каждому объекту за балансом проводкой:

ДЕБЕТ 010 «Износ основных средств» — начислена сумма износа.

То есть в состав расходов износ не включается. Причем в Плане счетов бухгалтерского учета указано, что износ начисляется в конце отчетного года. А из ПБУ 6/01 следует, что НКО должны делать это ежемесячно в течение отчетного года. Учитывая такую неопределенность, вы должны выбрать свой вариант и закрепить его в бухгалтерской учетной политике

Выбытие основного средства (п. 31 ПБУ 6/01, приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н)

Делаются проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость выбывающего объекта;

Делаются проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»

КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость выбывающего объекта;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма амортизации, начисленная по выбывающему объекту;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана остаточная стоимость выбывающего объекта (первоначальная стоимость объекта за минусом начисленной амортизации)

ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» — списан добавочный капитал, сформированный при постановке выбывающего объекта на учет;

КРЕДИТ 010 — списана сумма износа, начисленная по выбывающему объекту

* Приведенный порядок НКО должны применять независимо от того, используется объект в коммерческой или некоммерческой деятельности. А также независимо от того, за счет каких средств куплено основное средство (письмо Минфина России от 31.07.2003 № 16-00-14/243).