Что такое профессия учителя. Учитель вечен на земле! Из истории образования и учительства

пед. профессия и должность в системе общего и проф.-тех. образования. Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре обществ, разделения труда сформировался специфич. тип деятельности, назначение к-рой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравств. воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. У., подчеркивал Я. А. Коменский, вручена превосходная должность, выше к-рой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между У. и садовником, У. и предприимчивым архитектором, уподоблял У. усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К. Д. Ушинский рассматривал У. как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел в истории. Если У., полагал Л. Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим У. Если У. имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того У., к-рый прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если У. соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный У. Как правильно указывал А. С. Макаренко, ученики простят своим У. и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один У., считал В. А. Сухомлинский, не может быть универсальным (а потому абстрактным). воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, к-рый вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся.

Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле - это высокая миссия, предназначение к-рой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке.

При всем разнообразии реформ и модернизаций в системе образования все они в конечном счете замыкаются на У. Не существует чудодейственных пед. систем. Существует У., сформированный как творческая, социально активная личность, способный свободно ориентироваться в меняющихся социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в образоват. процессах.

При очевидной массовости пед, профессии для овладения ею оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психол. предрасположенность личности. Требования, предъявляемые к личности У., отражают содержание и структуру его проф. деятельности, к-рые, естественно, задаются обществом.

Одно из ведущих, стержневых образований личности У., определяющих ее целостность и готовность к деятельности, составляют проф.-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения У. к пед. профессии, к личности воспитанника, к самому себе, как формирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее. Смысложизненное самоопределение У. обусловлено его ориентацией на ценности именно пед. деятельности, на широкую гамму гуманистич. социально-проф. установок: на избранную профессию как образ жизни и способ ее полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпа-тии и социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик У. входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражд. ответственность, проф. идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии); нек-рые специфич. качества - организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность), коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность), перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний), экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора); проф. работоспособность; физич. и психич. здоровье.

Своеобразным «ядром» личности У. выступает проф. самосознание, обеспечивающее взаимосвязь и согласованность ее ведущих мотивов, смыслов, установок, ценностей, убеждений, идеалов. Для высокого уровня развития проф. самосознания характерны: преобладание в иерархич. структуре характеристик У. ценностей личностного роста в профессии; представленность в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отраженным в качестве значимого ее субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками (сочувствие, поддержка, доверие); позитивность самоотношения У., к-рое исходит из его оценки себя как способного осуществить реальный вклад в развитие личностно-значимых сфер жизнедеятельности ученика. Иначе говоря, проф. самосознание У. - это процесс осознания и переживания субъективной значимости развития и личностного роста ученика как решающего условия собственной самореализации в пед. профессии.

Присущий совр. цивилизации динамизм в значит. мере изменяет со-циально-пед. функции У., к-рый из традиционного «педагога-предметника» все более превращается в организатора процессов, формирующих личность школьника. Школа ныне выступает сферой духовного производства и культуротвор-чества, результат к-рого - не просто присвоение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека. На смену традиционному учению приходит пед. система, способная моделировать и воспроизводить в сфере образования действит. богатство жизненных связей и отношений личности.

В обыденном сознании существует представление о пед. труде как занятии нетворческом, механическом, изнурительном. Неверно требовать, чтобы каждый шаг пед. деятельности был творческим, неповторимым, всегда новым. Но как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так и в работе У. нельзя повторить однажды пришедший успех. Нет ничего более живого, бесконечно меняющегося, подвижного, чем труд педагога, объективно требующий от него проф. мобильности и динамизма. Только избавленная от шаблона мысль диктует У. творческие решения. Каждый У. имеет право на индивидуальность, на инициативу, на свой собственный пед. почерк и это становится возможным, если у У. всем процессом его образования и самой практики сформирована готовность к преобразованию проф. деятельности. Такая готовность может быть достигнута, если обеспечить самоопределение У. относительно содержания и структуры пед. деятельности и представление ее результатов в виде личностного знания; свободу выбора в определении и способов обоснования идей преобразования пед. деятельности при обязательной оценке их эффективности на практике; приобретение У. опыта совместной деятельности в решении пед. задач (проблем). и освоение техники интерактивного общения (см. также Опыт педагогический); развитие рефлексивной позиции и системного видения пед. процесса (в противоположность фрагментарному восприятию его, в статической проекции, вне анализа связей и отношений его элементов); см. также Методическая работа.

Поток информации о фактах, открытиях, концепциях стремительно растет во всех отраслях знаний, и, чтобы на высоком уровне выполнять свои проф. функции, У. должен постоянно обогащаться тем новым, что дает современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-созидателем. У. в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе педагога-экспериментатора, теоретика и практика, тонкого психолога и воспитателя. Такому специалисту по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.

Обращаясь к решению множества не только типовых, но и оригинальных пед. задач, У. также, как и исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристич. поиска (см. также Исследование в педагогике). Умение самостоятельно мыслить, принимать обоснованные решения в сложных динамич. ситуациях - характерная черта проф. облика совр. У. Постоянная направленность мыслит, процессов на решение проблемных задач, актуализация комплексов знаний, стратегия и тактика проф. поведения и деятельности У. придают его мышлению своеобразный неспецифический для др. профессий характер.

Главное в динамике деятельности У. - выявление и использование его личностного потенциала как системообразу-ющего фактора авторской пед. системы, восхождение от отд. пед. функций (действий, ситуаций). к их системе, от типовых пед. приемов к технологиям личностно-ориентированным. Деятельность У. представляет собой своеобразный синтез объективных знаний и субъективного творчества, алгоритмизации и импровизации.

У. только тогда оправдывает социальные ожидания, если его личность, общая и проф. культура развиваются опережающими темпами по отношению к культуре основной массы населения. Однако диалектика совр. обществ, развития порождает противоречивую ситуацию, при к-рой далеко не все педагоги оказываются соответствующими своему статусу. Отчасти этому виной распространенное и застарелое представление об У. как рядовом служащем, функционере, исполнителе директив. Драматизм этой ситуации усугубляется тем, что при совр. уровне психол. нагрузки на У. происходит отчуждение его от культуры, от школы, от воспитанника.

Сфера проф. труда У. - это арена преодоления мн. противоречий. Это противоречия между динамикой проф. задач и внутр. готовностью У. к их осуществлению; между динамикой образоват. политики и стремлением У. занимать четкую и последоват. позицию; между личностной потребностью У. в творческой самореализации и возможностью ее удовлетворения; между растущим объемом актуальной информации и рутинными способами ее переработки, хранения и передачи; между потребностью общества в образоват. услугах и сокращением резервов рабочего времени У., а также уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров; между возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-проф. групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей пед. профессий и др. Эта объективная социальная ситуация отражается в противоречиях субъективного отношения У. к своему труду. Так, большинство У. высоко оценивает свой проф. уровень. А в то же время значит. часть У. не удовлетворена своей работой в школе. С явлениями неупорядоченности в сфере учительского труда непосредственно связана сохраняющаяся во мн. странах текучесть пед. кадров.

Эффективность пед. процесса определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося У., осознающего себя его полноправным субъектом. Формирование такого У. - задача педагогического образования. Многие проблемы учителей обусловлены консервативными системами проф. подготовки, тиражирующими укоренившиеся в шк. практике инструментально-нормативную рецептурность и стереотипы, лишающие деятельность У. духовно-нравств. оснований.

Вместо технократич. подхода сегодня утверждается гуманистич. парадигма пед. образования и проф. совершенствования, реализация к-рой выдвигает ряд взаимосвязанных задач. Первая задача состоит в том, чтобы предложить будущему У. системное знание о закономерных взаимосвязях природы, культуры, общества, гос-ва, о процессах становления личности, о развивающихся в мире ценностях. Образоват. пространство пед. уч. заведения ориентирует студента на проф. деятельность, предметом к-рой является человек. Поэтому, во-вторых, фундамент проф. подготовки У. составляет комплекс знаний о человеке, формирующих личность биол.-психол. и социокультурных процессах. Третья задача - обеспечить становление личностной и проф. культуры педагога как «инструмента» реализации индивидуальных творческих сил в проф. деятельности. Четвертая задача - дать будущему У. систему фундам. знаний в избранной предметной области. По своему содержанию подготовка У. становится непрерывным образованием, в центре к-рого комплексное человекознание, находящее практич. применение.

При массовом характере учительской профессии гос-во и общество объективно заинтересованы в создании надлежащих условий для подготовки У., для его полноценной проф. реализации. От успешности пед. деятельности У. зависит будущее каждой нации и, в конечном счете, судьбы мировой цивилизации. Престиж У., как правило, высок в обществ, сознании. Но по различным, гл. обр. социально-экон., причинам это высокое обществ, признание часто не находит выражения в реальном социальном статусе педагога. Забота об У. - одна из важнейших сфер социальной политики каждого гос-ва, способная инициировать и соответств. встречные обществ, инициативы. Исходя из фундам. права личности на образование и роли У. в реализации идеалов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Уставе ООН и др. междунар. нормативных актах, ЮНЕСКО приняла (1966). Рекомендацию о положении учителей (опубл. в России в нач. 90-х гг.). Рекомендация охватывает широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и совершенствованием педагогов, условиями работы и продвижением по службе, правами и обязанностями У.

Лит.: Гоноболин Ф. Н., Книга об учителе, М, 1965; Кузьмина H В., Очерки психологии труда учителя, Л., 1967; Сластенин В. А., Формирование личности учителя сов. школы в процессе его проф. подготовки, М., 1977; Формирование проф. культуры учителя, М., 1993; Рекомендации о положении учителей, в кн.: Междунар. нормативные акты ЮНЕСКО, М., 1993, разд. 1. Образование; Сластенин В. А., Шуте и к о А. И., Проф. самосознание учителя, «Магистр», 1995, № 3. В. А. Сластенин.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Профессия учитель – это, пожалуй, это одна из самых известных и распространённых специальностей. В любом городе, селе, деревне есть преподаватели. Каждый человек в течение многих лет учится и активно взаимодействует с педагогами. Общение с ними иногда длится всю жизнь. Со многими преподавателями выпускники охотно встречаются и после окончания учёбы. Как и в любой другой специальности, здесь есть свои плюсы и минусы.

Немного истории

Описание не будет полным без краткого исторического обзора. Корни этой профессии уходят в древние времена. Сначала её не выделяли отдельно. Просто старшее поколение передавало свои знания и навыки младшему. Благодаря такой преемственности первобытное общество развивалось.

Первые упоминания об учителях, как о представителях отдельной профессии, встречаются у Конфуция. Мудрец писал, что педагоги должны передавать новые знания. Большой рывок в развитии сферы происходит в Древней Греции. Здесь появляются первые общественные учебные заведения – школы и лицеи. Древнегреческие мудрецы часто выступают в роли преподавателей в своих учреждениях. В Средние века образование становится обязательным для правителей и монахов. Появляются университеты.

В эпоху Нового времени образование становится массовым. Учится практически вся знать. Образование могут получать и девушки. Для них создаются специальные закрытые институты, где изучаются иностранные языки, музыка, правила хорошего тона. Молодые люди получают военные специальности. В это же время становится популярным обучение на дому.

Позднее открываются общественные и воскресные школы. Теперь доступ к образованию получают и простолюдины. Охватывать абсолютно всё население учёба стала в советское время. Тогда открылись школы практически в каждой деревне. В этот же период профессия педагога стала одной из самых распространённых.

Чем занимается учитель?

О профессии учителя можно говорить долго, поскольку она одна из самых творческих, у неё много плюсов и минусов. Тем не менее, работа не лишена и рутинных элементов, таких, как проверка тетрадей или составление планов. Чтобы добиться успеха, учитель должен хорошо выполнять все задачи, которые перед ним стоят. Что входит в круг обязанностей педагога?

  • Составление рабочей программы и календарного планирования. Педагоги каждый год разрабатывают план на весь учебный период. Они расписывают цели и задачи курса, намечают, каких результатов должны достичь ученики, какими знаниями и навыками обзавестись.
  • Составление поурочных планов. Каждый вечер, готовясь к завтрашнему дню, педагог подробно расписывает ход урока, пытается предугадать реакцию учеников и их возможные вопросы и ответы.
  • Выбор наиболее эффективных методов работы. Учитель решает, как и в какой форме провести урок, как подать материал, чтобы дети максимально его усвоили.
  • Проверка тетрадей. Ещё один рутинный элемент. Преподавателям математики и русского языка приходится этим заниматься практически каждый день: выискивать ошибки, читать сочинения, написанные не всегда красивым и разборчивым почерком, исправлять неточности и т. д.
  • Составление различных официальных бумаг: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Заполнение журнала. Эта работа требует внимательности и сосредоточенности, т. к. здесь ошибаться нельзя.
  • Проведение уроков. Каждый день учитель выступает перед аудиторией, рассказывает о чём-либо и т. д.
  • Контроль. Педагог должен следить за детьми, их поведением, уметь направлять их энергию.
  • Выставление оценок. Преподаватель должен делать это объективно и беспристрастно.
  • Ведение кружков и секций по интересам.
  • Научная деятельность. Во многих школах проводятся конференции, где дети выступают со своими докладами и исследованиями. Направляют эту деятельность опять же учителя.
  • Самообразование. Это та профессия, где обучение длится всю жизнь, т. к. всё вокруг постоянно меняется, открываются новые факты, проводятся исследования и пр. Учитель, чтобы идти в ногу со временем, должен быть в курсе происходящего в мире. Также для проведения качественного урока необходимо хорошо знать свою предметную область.
  • Проведение родительских собраний.
  • Организация различных мероприятий внутри школы или класса.
  • Сопровождение групп школьников при выходах на различные мероприятия, выставки, турпоходы и пр.

Требования к педагогу

Как видно, деятельность учителя многообразна. Поэтому к представителям данной профессии предъявляются высокие требования. Педагог сам должен многое знать и уметь, постоянно учиться и развиваться. Это несомненный плюс. С другой стороны, работа с детьми требует постоянного нервного напряжения, что является минусом данной профессии. Необходимо дополнить описание перечнем качеств, которыми должен обладать учитель. От него требуется:

  • отличное знание предмета;
  • умение ладить и общаться с детьми как начальных, так и старших классов, находить общий язык;
  • подбирать индивидуальный подход при подаче материала;
  • владение ораторским искусством;
  • коммуникативные и организационные навыки;
  • гибкость;
  • умение быстро принимать решения;
  • любовь к детям;
  • творческий подход к преподаванию;
  • умение перестраивать учебный процесс и при необходимости отклоняться от плана, чтобы добиться поставленных целей;
  • быстро ориентироваться в ситуации;
  • умение решать педагогические задачи;
  • грамотность, так как учить не может тот, кто сам допускает ошибки, в том числе и в правописании;
  • психологический подход;
  • педагог должен найти общий язык не только с каждым ребёнком, но и с родителями;
  • широкий кругозор, как правило, интересы детей редко ограничиваются одной предметной областью;
  • быть справедливым, беспристрастным;
  • ответственность;
  • быть стрессоустойчивым, т. к. работа с детьми требует большого внимания и напряжения;
  • внимательность и хорошая память;
  • быть примером для подражания (часто именно на поведение учителей равняются дети);
  • терпеливость (без этого добиться результата не получится).

В специальности учителя всегда можно найти способ для самореализации. Многие плюсы и минусы этой сферы деятельности носят субъективный характер, например, кому-то нравится продумывать всё до мелочей, составляя план, а для кого-то это мука.

Работать учителем не всегда просто. Это, прежде всего, большая ответственность, т. к. в руках педагогов будущее страны. Именно в школьные годы происходит становление личности. И не последнюю роль в этом играют учителя!

Учитель – это специалист, деятельность которого направлена на обучение и воспитание будущих поколений. Он умеет не просто рассказать информацию, а донести ее до слушателя таким образом, чтобы тот ее запомнил, понял и научился применять в жизни.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

История

История профессии учителя уходит далеко в древность. С появлением первых навыков возникли и учителя. Они не выделялись в отдельную профессию, но владея навыками, передавали их следующим поколениям. Благодаря учителям мы не только сохранили старые навыки, но и смогли освоить новые.

Впервые упоминание об учителях звучит у Конфуция. Он говорил, что основной задачей данного специалиста является умение открыть новые знания ученику. С течением времени профессия развивалась. Уже в Древней Греции появлялись первые школы, места, где читались лекции для взрослых людей. Развитие педагогики продолжалось и в средние века. Несмотря на запреты и преследования, передача знаний и опыта процветала в церквях. Монахи преподавали религиозные учения.

В эпоху Возрождения школы имели закрытый характер. Отдельно получали образование девушки и парни. Первые учились в школах благородных девиц, куда не было хода простолюдинам. В основном они получали знания языков, письменности и хороших манер. Парни же учились в военных училищах, где их превращали в настоящих мужчин. Многие вельможи получали образование на дому, приглашая частных учителей. Простым смертным знания не передавались. Они не могли позволить себе нанять педагога. В 18-19 веках появляются известные каждому общественные школы. Теперь и простые люди могут обучаться грамоте и получать знания. Это поднимает человечество на новый уровень.

В наши дни профессия учителя не слишком высоко оплачиваема, но зато популярна и высоко востребована. Учителей уважают и ценят их труд. Ведь именно они дарят нам и нашим детям возможность получения знаний, которые помогут карьере в будущем.

Описание

Профессия учителя – это очень сложный труд. Ведь он связан с высокой концентрацией и постоянным нервным напряжением. Для успешной организации труда, важно выполнение всех этапов:

  • Планирование учебного процесса. Каждый вечер педагог планирует уроки следующего дня. Он тщательно готовит материал для его успешного изложения.
  • Психологический подход. Каждый учитель – это великолепный психоаналитик. Он умеет ориентироваться в ситуации и принимать быстрые решения.
  • Каждый учитель должен в совершенстве владеть ораторским искусством. Если вы не умеете звучно донести мысль до аудитории, то ваш предмет попросту не будут знать. Если тему не усвоил никто, то это вина учителя.
  • Учитель должен свободно ориентироваться в своей области знаний. Он по совместительству и историк, и биолог, и экономист и т.д. Все зависит от того, какой предмет он ведет.
  • Для учителя младших классов особое внимание играет умение ладить с детьми. Этому обучают в вузах и училищах. Не стоит выбирать данную специализацию, если вы не готовы к тому, что дети не слушаются и разговаривают на уроках. Для педагога младших классов важно завоевать доверие учеников и доказать свой авторитет.
  • Научная деятельность. Подготовка к урокам представляет собой и постоянный поиск информации. Она нужна для того, чтобы заинтересовать детей и дать им что-то новое.
  • Справедливость характеризует хорошего педагога. Вы должны уметь оценивать знания учеников исходя из результатов их деятельности, а не из поведения на уроках и вне их.

Все это и даже больше входит в представление о профессии учителя. Это тяжелый психологический, умственный и физический труд, который необходим человечеству.

На каких специальностях учиться

Вы можете выбрать как специализированную отрасль знания, в программе которой есть курс педагогики, так и специфическую специальность:

  • педагогическое образование;
  • учитель младших классов;
  • хореографическое искусство;

Все эти специальности дают право работать учителем или преподавателем. Также такую возможность имеют выпускники других специальностей, если в курс обучения входила педагогика.

Где учиться

Для того чтобы стать учителем, можно закончить любое высшее учебное заведение или педагогический колледж России. Наиболее популярными считаются:

  • РГПУ А.И. Герцена;
  • ЯГПУ К.Д. Ушинского;
  • МПГУ.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Труд учителя предполагает постоянный контакт с достаточно большим количеством людей. В список ежедневных обязанностей входят:

  • Образовательный процесс. Учитель, прежде чем начать урок, готовится к нему, вычитывая информацию и восполняя свой багаж знаний.
  • Ведение уроков и лекций. Учитель – это актер, который выступает перед аудиторией, донося до своих учеников информацию. Чем более открыто и понятно он это сделает, тем больше отложится в головах подопечных.
  • Постановка заданий для самостоятельной работы.
  • Оценка трудов учеников. Это один из самых сложных с психологической точки зрения моментов, особенно если вы работаете с детьми. Малышей часто обижают плохие оценки. Они воспринимают их как личное оскорбление.
  • Рутинная проверка тетрадей и контрольных работ. Это оценка уровня знаний, которая является обязательной и быстро выявляет слабые места каждого ученика. В дальнейшем именно на них и делает упор учитель.
  • Психологическая работа, направленная на проведение бесед с учениками и их родителями. Причин бывает много: плохое поведение, недостаточный уровень знаний или похвала.
  • Организация и проведение родительских собраний.
  • Организация и сопровождение детей в туристических поездках.

Спектр обязанностей учителя может увеличиваться. Зависит это от места его работы и специфики деятельности.

Кому подходит данная профессия

Главным качеством каждого учителя является терпеливость. Именно умение сдерживать себя приносит данному специалисту успех. Также учитель должен быть добрым и лояльным к ученикам. Все любят похвалу. Дети – не исключение. Получив желаемое, они отблагодарят вас хорошим поведением и стремлением к знаниям.

Высокий уровень внимания. Учитель должен одновременно концентрироваться на задании и на том, как его выполняют дети.

Любой учитель – это прирожденный оратор. Грамотная, четкая дикция – гарантия того, что ученики запомнят сказанное вами.

Справедливость и беспристрастность. Данные качества должны присутствовать. Дети тонко подмечают отношение и отражают ваши эмоции, перенаправляя их на вас.

Востребованность

Профессия учителя всегда была и будет востребованной. Каждое новое поколение нуждается в получении базовых и узкоспециализированных знаний. Именно учитель помогает осуществить желаемое.

Учителя нужны как в государственных учреждениях, так и в частных коммерческих школах.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработок учителей напрямую зависит от места их работы. В среднем по территории Российской Федерации учителя получают 12-45 тысяч рублей в месяц. Учителя частных школ могут заработать и больше. Все зависит от нагрузки и количества дополнительных платных занятий.

Легко ли устроиться на работу

На работу устроиться несложно. Довольно часто молодых специалистов забирают те учебные заведения, в которых они проходили практику.

Как обычно строится карьера

Карьера учителя строится по простой схеме. Проявив себя на должности педагога, вы получаете возможность вырасти до заведующего учебной частью или завуча. Получив данную должность, в перспективе, вы можете занять пост директора.

Учитель в университете развивается по той же схеме, только с другими названиями. Сначала он может претендовать на должность декана, а затем и на пост ректора.

В частных учебных заведениях все немного сложнее. В большинстве своем учителя открывают ИП и занимаются частными уроками.

Перспективы профессии

Карьерный рост в профессии учителя весьма перспективный. Перед вами много возможностей. Проблема в то, что они редко появляются. Ведь должность ректора или директора мало кто хочет покинуть добровольно.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия "Учитель" ваше призвание - не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты, пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию "Карьерный вектор" .

Краткое описание:

Учитель -- это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель -- это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Учителя передают нам знания в вузах, курсах английского языка, учат различным бизнес наукам как бизнес-тренеры, коучи, работают над нашей пластикой на занятиях по йоге и танцам.

История профессии:

Когда-то давно, когда разделения труда не существовало, учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени/общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие тот или иной навык/знание. И лишь в 18--19 веках, преподавание как официально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире...

Социальная значимость профессии в обществе: В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста. Даже за стенами альма-матер, мы продолжаем учиться. Тренер по фитнесу прячет от нас шоколад и заставляет пробежать ещё несколько километров на беговой дорожке. Бизнес-тренер делится новейшими советами мастерства, делая нас более успешными. Коуч работает с нами, индивидуально указывая на наши ошибки, помогая их исправить.

Массовость и уникальность профессии: Основная компетенция успешного учителя, не зависимо от преподаваемой дисциплины и аудитории -- эффективная коммуникация. Именно она позволяет донести знания, мотивировать к труду, управлять конфликтами в коллективе. На втором месте -- отличное знание предмета. На третьем -- терпение, терпение и ещё раз терпение.

Риски профессии: Работа с детьми в детсаду, школе, вузе, как и прежде важна для общества и почётна. Тем не менее, все преподаватели стремятся быть бизнес-тренерами, коучами. Эти представители профессии наиболее востребованы, их труд наиболее хорошо оплачивается.

Где получить профессию:

Система образования предлагает широкие возможности обучения для тех, кто хочет стать учителем. Главное решить, что именно и в каком формате Вы хотите преподавать. Если обожаете возиться с малышами, можете стать воспитателем детсада или младшей школы, чему научитесь в педучилище или пединституте. Для того, чтобы преподавать в вузе, необходимо получить как минимум полное высшее образование, а в идеале -- научную степень. Если же Вы хотите быть бизнес-тренером -- получите высшее образование, забудьте обо всём выученном и отправляйтесь в реальный сектор экономики за практическими знаниями. Если о Вас заговорят как об успешном специалисте, Ваш опыт захотят перенять амбициозные коллеги и Ваш тренинговый зал всегда будет полон. Если же Вы станете известны в кругах топ-менеджмента успешных компаний, Вы можете выступать в роли консультанта/коуча, что, по сути, является пиком преподавательской карьеры.

Учитель - это одна из самых востребованных профессий. Она необходима вне зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды. Когда-то давно, когда труд не разделялся на определенные профессии, учителями становились только самые старшие и опытные члены племен. По мере развития общества представители данной профессии начали практиковать специальные навыки. Таким образом, работа учителя превратилась в ремесло.

Актуальность работы преподавателя

Понятие о том, кто такой учитель, возникло в Европе уже в конце XVIII в. В современном мире эта профессия приобретает все большее значение ввиду научно-технического прогресса. Преподаватели сопровождают каждого ребенка уже практически с младенческого возраста. А ритм жизни современного человека настолько высок и напряжен, что учиться приходится в течение всей жизни - не исключая и пенсионный возраст.

Как возникла профессия?

О том, кто такой учитель, было известно еще со времен Конфуция. Философ в своих трудах писал о том, что преподаватели должны передавать знания из поколения в поколение. Значительный рывок в развитии данной профессии был сделан во времена Античной Греции. Впервые здесь появились первые образовательные учреждения. Это были пансионы, школы, лицеи. Нередко сами древнегреческие философы выступали в качестве учителей в собственных школах. Начиная со времен Средневековья, образование стало обязательным для каждого священнослужителя и правителя. Затем образование постепенно стало приобретать массовый характер. Практические все представители высших слоев населения стали учиться. Образование также стало доступным и для женщин. Для них создавались специальные закрытые институты.

Определение

Наиболее точное определение этой профессии было дано в словаре Ожегова: «Учитель - это лицо, которое чему-либо обучает». Словарь Д. Н. Ушакова определяет представителей этого ремесла как тех, кто «занимаются преподаванием какого-либо предмета в низшей или средней школе». Согласно малому академическому словарю русского языка, учителем является тот, кто преподает какой-либо предмет в стенах школы, или же тот, кто наставляет и поучает других.

Каким должен быть педагог?

Каждый, кто задумывался о том, кто такой учитель, мог обнаружить на практике одну важную закономерность: помимо досконального знания преподаваемого предмета, успешный и эффективный представитель данной профессии должен обладать отличными коммуникативными навыками. Если он не умеет общаться со своей аудиторией - будь то малыши-первоклассники, или же студенты, готовящиеся поступить в аспирантуру - ценность его знаний будет стремиться к нулю. Ведь он не сможет их донести - а значит, их не смогут усвоить и применить на практике студенты.

Кроме того, хороший преподаватель должен обладать большим терпением, умением уважать личность учащегося. Кто такой учитель, если не тот, кто сумел найти индивидуальный подход к учащемуся, позволяющий ему максимально эффективно усвоить необходимый объем знаний? Поэтому хороший преподаватель - это не только автор научных работ, обладающий всеми необходимыми дипломами. Это еще и тонкий психолог, который знает, каким образом донести знания до конкретного ученика.

Можно давать различные определения того, что значит учитель. Однако можно сказать наверняка - профессия эта творческая, и у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Помимо креативного элемента, работа педагога не лишена и рутины. Ведь именно ему приходится постоянно составлять учебные планы, проверять домашние задания. Чтобы быть успешным представителем своей профессии, ему необходимо тщательно выполнять всю эту рутинную работу. У учителя, помимо главного элемента его работы - преподавания - есть немало и других обязанностей.

С кем работает учитель

Профессиональный преподаватель должен быть также и волевым, сдержанным человеком. Ведь ему приходится работать с одной из самых сложных возрастных групп - подростками. В отношении учащихся данной категории необходимо не только внимание, но и умение поддерживать дисциплину. Учебный процесс не должен нарушаться из-за отвлекаемости учащихся на гаджеты, общение, игры. Что касается работы с более старшими учащимися, то, как правило, с ними возникает гораздо меньше проблем, ведь период полового созревания у них позади, и на первый план выходит профессиональное самоопределение. Однако в работе с юношами учитель также должен проявлять внимательность, настойчивость, умение качественно организовать учебный процесс.

Кто такой учитель: описание

Какими же еще делами, помимо преподавания, занят педагог? В круг его обязанностей обычно входит следующее:

  • Составление плана обучения.
  • Подготовка к урокам, составление поурочных планов.
  • Подбор наиболее эффективных методик обучения.
  • Работа над составлением различных официальных документов: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Контроль поведения учащихся.
  • Самообразование. Каждый представитель этой профессии должен обучаться в течение всей своей жизни.

Требования к учителям

Первое, чем должен обладать каждый хороший педагог - это отличным знанием своей предметной области. Учитель обязан многое уметь и знать, и при этом постоянно развиваться. Он должен также обладать гибкостью и умением быстро принимать решения в стрессовых условиях. Педагог также должен любить детей, находить общий язык не только с учащимися, но и с их родителями. Неотъемлемые качества хорошего учителя - это хорошая память, сообразительность, внимание к деталям.

Профессия «учитель»: все плюсы и минусы

К преимуществам данной профессии, как правило, относят:

  • Гибкий график работы. Обычно рабочий день учителя завершается уже к трем часам дня, в то время как работники офисов вынуждены терпеть наступления заветных 18:00.
  • Долгие каникулы, отпуска. Учитель, как правило, уходит на каникулы вместе со своими учащимися.
  • Интересная работа, которая предполагает различные виды активности: сегодня преподаватель готовит семинар, завтра проводит среди учащихся соревнования, послезавтра - праздник. Многие из учителей говорят о том, что работа по призванию - это единственное, что удерживает их в профессии вопреки всем трудностям.
  • Уважение в социуме, значимость профессии. Несмотря на то что все профессии важны для общества, по отношению к учителям все же принято демонстрировать особое уважение.
  • Возможность подрабатывать при помощи репетиторства.

Но несмотря на многочисленные плюсы профессии учителя, в ней есть и минусы:

  • Необходимость все время соответствовать образовательным стандартам и нормам, осваивать новые программы.
  • Дополнительная нагрузка в виде работы на дому - проверка домашних заданий, подготовка к урокам.
  • Как правило, работа в женском коллективе.
  • Отсутствие перспектив служебного роста.
  • Низкая заработная плата.