Значение товароведения в практике работы таможенных органов. Роль товароведения в таможенном деле, цели и задачи товароведения

Федеральное агентство по образованию Краткий курс лекций по дисциплине « Таможенное право» Государственное образовательное учреждение высшего (для студентов специальности 030501- Юриспруденция). Улан- профессионального образования Удэ: РИО ВСГТУ, 2007- 34с. Восточно-Сибирский государственный технологический университет (ГОУ ВПО ВСГТУ) Институт экономики и права Юридический факультет Кафедра государственно - правовых дисциплин Краткий курс лекций предназначен для студентов дневного Краткий курс лекций по таможенному праву обучения специальности 030501-«Юриспруденция». В нем рас- cпециальности 030501 «Юриспруденция», крывается основное содержание курса «Таможенное право». Ключевые слова: таможенное право, таможенная служба, таможенные режимы. Составитель:Баяндуева Б.Б. Издательство ВСГТУ Улан-Удэ, 2007 1 2 До 1917г. таможенное дело особенно не менялось, изменя- Тема 1. Таможенное дело и таможенное право лись лишь таможенные тарифы, льготы иностранцам, разрешение или запреты на ввоз или вывоз отдельных товаров. Вопросы: С 1918г. начался новый этап в таможенной службе, она пе- 1. Исторический путь Российской таможни. решла из Министерства финансов в Министерство внешней тор- 2. Понятие, экономические и иные цели таможенного дела. говли (наркомат), т.е., в подчинение и только в 1986г. таможенная 3. Таможенное дело как часть государственной деятельно- служба была преобразована в самостоятельное ведомство. Глав- сти. ное управление государственного таможенного контроля при Со- 4. Таможенное право как комплексная отрасль права вете министров СССР. 5. Источники таможенного права. I-й Советский таможенный Устав появился в 1924г., а в 1928г. – I-й Таможенный кодекс, который был заменен на новый в 1.Исторический путь Российской таможни. 1964г. без каких – либо существенных изменений. В 1991г. в свя- Таможенное дело в России существует не менее 1000 лет с зи с преобразованиями в СССР был принят новый Таможенный возникновения кодекс, который просуществовал около 2-х лет т.е. до 1993г. Киевской Руси, в других государствах оно появилось еще раньше, С распада СССР начался новый период развития Российско- когда специально поставленные лица взимали плату за ввоз и вы- го таможенного дела в условиях коренных политических, эконо- воз товаров через границы или провоз по территории этих госу- мических реформ, укрепления международного сотрудничества. дарств. На 1995г. в Российской Федерации было 15 Таможенных управ- Во время татаро-монгольского ига на Руси стало употреб- лений (региональных), 150 таможен и более 500 таможенных по- ляться слово «тамга». Тамга - это своеобразный сбор за получение стов с численностью более 40 тысяч человек. ханских ярлыков, дающих право на определенную деятельность. Появились внутренние таможни, новые таможенные грани- Отсюда и слова – тамжить, т.е. облагать тамгой, таможня – место цы, расширились экономические методы воздействия на внеш- тамжения, где служилый человек взыскивал пошлину - тамгу или нюю экономическую деятельность, укрепление связей с другими ставил пятно (печать), раньше тамги таможенный сборы называ- государствами. За короткий период были подготовлены и приня- лись еще осмничее. ты (в 1993г.) Таможенный Кодекс РФ, Закон о таможенном тари- В Московском государстве с его сложной и запутанной фи- фе и многие другие подзаконные акты, создавшие современную нансовой системой, множеством податей и сборов управление основу таможенного дела. таможнями было в руках «таможенных голов», которым помогали 2. Понятие, экономические и иные цели таможенного дела. целовальники (помощники). Таким образом, таможенное дело появилось, существует и В середине 17 века таможенная политика России претерпела будет существовать, потому что существуют государства, их гра- серьезные изменения, причина – нарастание самодержавно – бю- ницы, через которые перемещаются различные виды товаров и рократической тенденции становления централизованного Рос- транспортных средств. И чем больше перемещается товаров через сийского государства. границы государств, тем больше При Петре I принципиальной новизны в таможенном деле не было. Увеличилось только количество внутренних платежей, привальные и отвальные пошлины с речных судов и другие сбо- ры. Были учреждены Комерц-коллегия и институт Таможенного бурмистра, управлявшего таможней и избираемого из купцов. 3 4 повышается значение таможенного дела. Ибо оно является дела. В ст.8 Конституции РФ сказано: «В РФ гарантируется един- составной частью государственного механизма, его внутренней и ство экономического пространства, свободное перемещение това- внешней политики. ров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобо- Сущность любой деятельности раскрывается через выявле- да экономической деятельности.», а ст.74 запрещает устанавли- ние целей. вать на территории РФ таможенные границы. Однозначно тракту- Таможенное дело преследует две группы целей: ет ст.71 Конституции РФ, что таможенное регулирование отно- Экономические, которые состоят из фискальных функций и сится только к ведению органов власти. регулятивных. Фискальные функции – это пополнение доходной части го- 4. Таможенное право как комплексная отрасль права. сударственного бюджета. Таможенное право –комплексная отрасль российского зако- Регулятивные функции. нодательства, представляющая собой систему правовых норм, Свое регулирующее воздействие на экономику таможенный регулирующих общественные отношения,связанные с перемеще- механизм оказывает таможенными тарифами, а также запретами, нием товаров и транспортных средств через таможенную границу. ограничениями, лицензированием, квотированием. В тоже время, таможенное право тесно примыкает к отдельным Регулирование призвано: вопросам, которые регулируется международным правом. Если а) стимулировать развитие национальной экономики. таможенная служба представляет собой часть аппарата государст- б) защищать российский рынок. венного управления, то ее деятельность относится к исполнитель- в) привлечь иностранные инвестиции. ной власти. Поэтому, система таможенных органов – это админи- г) выполнять обязательства перед другими государствами, стративное ведомство, которое осуществляет не только админи- международными союзами. стративный надзор за участниками ВЭД, а в отдельных случаях и Защитные цели (функции). административное принуждение со всеми вытекающими послед- Обеспечение экономической, санитарной безопасности ствиями. страны, общественного порядка, здоровья населения, культурных Предметом таможенного права являются общественные от- ценностей. ношения, которые возникают в связи с перемещением товара и Предупреждение и выявление контрабанды, уклонение от транспортных средств через таможенную границу. оплаты таможенных пошлин, других правонарушений. Преду- Основным методом для таможенного права является адми- преждение ввоза на территорию РФ товаров, вредных для здоро- нистративно-правовой метод. вья и экологии, ввоз наркотических, ядовитых, взрывчатых ве- ществ, радиоактивных материалов. Вывоз предметов старины, 5. Источники таможенного права. представляющих историческую и культурную ценность для стра- Источниками таможенного права являются акты федераль- ны. ных законодательных и исполнительных органов государственной власти. По содержанию их можно разделить на 2 группы. 1) чис- 3. Таможенное дело как составная часть государственной тые источники права 2) смешанные источники права. Например, к деятельности. первой группе относятся Конституция РФ, ТК РФ и «Закон о та- Таможенное дело – составная часть системы исполнитель- моженном тарифе», «Закон о службе в таможенных органах РФ». ной власти, которой присущи следующие принципы: целесооб- В смешанных источниках могут быть нормы различных разность, законность, оперативность, демократизм, обязатель- правовых институтов (или отраслей), например, Законы РФ «О ность. К числу принципов можно отнести единство таможенного ввозе и вывозе культурных ценностей», «О валютном регулиро- 5 6 вании и валютном контроле», «Об акцизах», «О госгранице» и РФ 1993 г., законодатель не предусмотрел нормы, в соответствии многие другие.. с которой таможенные органы были бы отнесены к правоохрани- тельным (как мы уже указали, это вытекает из выполняемых ими Тема 2. Таможенные органы и обеспечение их деятель- функций). На наш взгляд, это является серьезной недоработкой ности законодателя. Таможенные органы, составляя единую систему, представ- Вопросы: ляют собой подсистему общей системы органов исполнительной 1. Место таможенных органов в системе государственных власти. Координацию и взаимодействие таможенных органов и органов Российской Федерации? иных органов исполнительной власти в целях эффективного та- 2. Обязанности, правомочия и ответственность таможенных моженного регулирования обеспечивает Правительство РФ, осу- органов ществляющее общее руководство таможенным делом в Россий- 3. Применение должностными лицами таможенных органов ской Федерации (п. 3 ст. 1 ТК РФ). физической силы, специальных средств и оружия Органы государственной власти субъектов Российской Фе- 4. Обеспечение деятельности таможенных органов дерации, органы местного самоуправления, общественные объе- динения не могут вмешиваться в деятельность таможенных орга- нов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 401 ТК РФ). 1. Место таможенных органов в системе государственных Таможенные операции по таможенному оформлению това- органов Российской Федерации. ров и транспортных средств совершаются непосредственно в мес- Таможенные органы составляют единую федеральную цен- тах нахождения таможенных органов и их структурных подразде- трализованную систему (п. 1 ст. 401 ТК РФ). Данное единство лений (ст. 406 ТК РФ). Разрешение на проведение таможенных системы таможенных органов обусловлено следующими факто- операций вне мест нахождения таможенных органов и их струк- рами: единством цели и задач таможенных органов, единством турных подразделений дается в письменной форме начальником таможенной территории, единством выполняемых функций. таможенного органа или уполномоченным им лицом. Таможенные органы являются правоохранительными орга- Совершение таможенных операций по таможенному оформ- нами. Правоохранительный характер деятельности таможенных лению за пределами мест нахождения таможенных органов может органов вытекает из выполняемых ими функций (например, та- рассматриваться как предоставление декларанту особой услуги со моженные органы ведут борьбу с контрабандой и иными престу- стороны таможенного органа и может стать основанием, напри- плениями, административными правонарушениями в сфере тамо- мер, для повышения ставки таможенного сбора за таможенное женного дела; пресекают незаконный оборот через таможенную оформление. границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, других товаров и предметов, а также 2. Обязанности, правомочия и ответственность тамо- оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и женных органов в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Россий- Правомочие таможенных органов осуществлять неот- ской Федерации в деятельность международной гражданской ложные следственные действия и дознание в пределах своей ком- авиации), а также из закрепляемых за ними полномочий (право петенции закреплено в ст. 408 ТК РФ (подпункт 6)*(203). должностных лиц таможенных органов применять физическую В УПК РФ пунктом 3 ст. 151 установлено, что дознавателя- силу, специальные средства и оружие). Перечисленные функции ми таможенных органов производится дознание*(204) по уголов- законодатель закрепил в п. 6 ст. 403 ТК РФ, но, в отличие от ТК ным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 ст. 188 7 8 ("Контрабанда") и статьей 194 ("Уклонение от уплаты таможен- стрельного оружия; специальную подготовку владения стрелко- ных платежей, взимаемых с организации или физического лица") вым оружием и т.п. УК РФ. В ст. 414 ТК РФ перечислены и закреплены обязательные УПК РФ (п. 2 ст. 157) закрепил норму, согласно которой та- действия должностного лица таможенного органа при примене- моженные органы производят неотложные следственные дейст- нии физической силы, специальных средств и огнестрельного вия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных час- оружия. тями 2-4 ст. 188 ("Контрабанда"), статьей 189 ("Незаконный экс- порт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, 4. Обеспечение деятельности таможенных органов научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы для создания В ТК РФ 1993 г. блок вопросов по осуществлению матери- оружия массового поражения, вооружения и военной техники"), ально-технического обеспечения регулировался нормами, содер- статьей 190 ("Невозвращение на территорию Российской Федера- жащимися в главе 62 (ст. 430, 431), а теперь эти вопросы и соци- ции предметов художественного, исторического и археологиче- альные гарантии должностных лиц таможенных органов регули- ского достояния народов Российской Федерации и зарубежных руются нормами ст. 418 ТК РФ 2003 г., Федерального закона от стран") и статьей 193 ("Невозвращение из-за границы средств в 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Рос- иностранной валюте") УК РФ. сийской Федерации" (глава V "Условия службы в таможенных Для успешного выполнения таможенными органами поста- органах") и Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О новленных задач и возложенных функций они должны обладать денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных ор- информацией, необходимой для принятия административных ре- ганов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам шений. и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федераль- Нормы ТК РФ закрепили за многими лицами обязанность ных органов налоговой полиции и таможенных органов Россий- предоставлять таможенным органам информацию, необходимую ской Федерации на иные условия службы (работы)", но в свою для таможенных целей. Информация может поступать таможен- очередь нормы названных законов имеют бланкетный, отсылоч- ным органам и от государственных органов, с которыми ГТК Рос- ный характер. сии организовал межведомственное взаимодействие. Любая информация, полученная таможенными органами, может использоваться только в таможенных целях (ст. 10 ТК РФ). Тема 3. Таможенные режимы 3. Применение должностными лицами таможенных орга- нов физической силы, специальных средств и оружия Вопросы: 1. Понятия о таможенных режимах. Должностные лица таможенных органов имеют право при- 2. Виды таможенных режимов. менять физическую силу, специальные средства и огнестрельное 3. Характеристика таможенных режимов. оружие в случаях и порядке, предусмотренных статьями 414-417 ТК РФ. Наличие данных прав порождает у должностных лиц та- 1.Понятия о таможенных режимах. моженных органов обязанности, например, проходить периодиче- Режим – это система правил, мероприятий, необходимых скую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных для той или иной цели; или точно установленный распорядок с применением физической силы, специальных средств и огне- жизни человека, обществ, государства. 9 10 Под правовым режимом понимается совокупность правил, В целях таможенного регулирования в отношении товаров закрепленных в юридических нормах и регулирующих опреде- устанавливаются следующие виды таможенных режимов: ленную деятельность. 1) основные таможенные режимы: По времени действия бывают режимы постоянные и вре- выпуск для внутреннего потребления; менные. экспорт; Таможенный режим – совокупность положений, опреде- международный таможенный транзит; ляющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых 2) экономические таможенные режимы: через таможенную границу РФ для таможенных целей. Он явля- переработка на таможенной территории; ется постоянным, общегосударственным. Его можно понимать переработка для внутреннего потребления; как совокупность правил, регулирующих деятельность, связан- переработка вне таможенной территории; ную с перемещением товаров и транспортных средств через гра- временный ввоз; ницу таможенный склад; Важнейшими компонентами таможенных режимов являют- свободная таможенная зона (свободный склад); ся: 3) завершающие таможенные режимы: 1) меры экономической политики, т.е., административное реимпорт; воздействие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничения реэкспорт; (лицензирование, квотирование и применение иных мер админи- уничтожение; стративных рычагов регулирования экономических процессов) отказ в пользу государства; 2) таможенное оформление 4) специальные таможенные режимы: 3) таможенные платежи временный вывоз; 4) таможенный контроль беспошлинная торговля; 5) правила пользования и распоряжения «затаможенными» перемещение припасов; товарами и транспортными средствами. иные специальные таможенные режимы. В зависимости от этих компонентов можно различать раз- новидность общего таможенного режима: 3. Характеристика таможенных режимов. 1) льготный (перемещение физическими лицами товаров не 1. Выпуск для внутреннего потребления - таможенный ре- для коммерческих целей, экспортно – импортные операции на жим, при котором ввезенные на таможенную территорию Россий- основе международных договоров) и др. ской Федерации товары остаются на этой территории без обяза- 2) обычный тельства об их вывозе с этой территории. 3) усиленный (стратегические товары, культурные ценно- 2. Экспорт - таможенный режим, при котором товары, нахо- сти, валюта и т.д.) дящиеся в свободном обращении на таможенной территории Рос- Общий таможенный режим по признакам объектов делится сийской Федерации, вывозятся с этой территории без обязатель- на 3 вида режимов: ства об обратном ввозе 1) режим товаров 3.Международный таможенный транзит - таможенный ре- 2) режим транспортных средств жим, при котором иностранные товары перемещаются по тамо- 3) режим валюты и валютных ценностей. женной территории Российской Федерации под таможенным кон- тролем между местом их прибытия на таможенную территорию 2. Виды таможенных режимов. Российской Федерации и местом их убытия с этой территории 11 12 (если это является частью их пути, который начинается и закан- женных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам перера- чивается за пределами таможенной территории Российской Феде- ботки. рации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без 3. Переработка вне таможенной территории - таможенный применения к товарам запретов и ограничений экономического режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации для целей проведения операций по пере- Российской Федерации о государственном регулировании внеш- работке товаров в течение установленного срока (срока перера- неторговой деятельности.ранзит товаров – таможенный режим, ботки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с при котором товары перемещаются под таможенным контролем полным или частичным освобождением от уплаты ввозных тамо- между двумя таможенными органами РФ, в том числе через тер- женных пошлин, налогов риторию иностранного государства, без взимания таможенных 4.Временный ввоз - таможенный режим, при котором ино- пошлин, налогов, а также без применения мер экономической по- странные товары используются в течение определенного срока литики. (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской 4. Переработка на таможенной территории - таможенный Федерации с полным или частичным условным освобождением от режим, при котором ввезенные товары используются на таможен- уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим ной территории Российской Федерации в течение установленного товарам запретов и ограничений экономического характера, уста- срока (срока переработки товаров) для целей проведения опера- новленных в соответствии с законодательством Российской Фе- ций по переработке товаров с полным условным освобождением дерации о государственном регулировании внешнеторговой дея- от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза про- тельности. дуктов переработки с таможенной территории Российской Феде- рации в определенный срок. 5.Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации Режимы переработки товаров. товары хранятся под таможенным контролем без уплаты тамо- 1. Переработка на таможенной территории - таможенный женных пошлин, налогов и без применения запретов и ограниче- режим, при котором ввезенные товары используются на таможен- ний экономического характера, установленных в соответствии с ной территории Российской Федерации в течение установленного законодательством Российской Федерации о государственном ре- срока (срока переработки товаров) для целей проведения опера- гулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназна- ций по переработке товаров с полным условным освобождением ченные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на ус- от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза про- ловиях, предусмотренных настоящим параграфом. дуктов переработки с таможенной территории Российской Феде- 6. Свободная таможенная зона (СТЗ) и свободный склад рации в определенный срок. (СС). 2. Переработка для внутреннего потребления - таможенный В ст.3 ТК РФ говорится, что на территории РФ могут нахо- режим, при котором ввезенные товары используются на таможен- диться СТЗ и СС. Их территория рассматривается, как вне терри- ной территории Российской Федерации в течение установленного тории РФ, а их периметры являются ее границей. Режимы СТЗ и срока (срока переработки товаров) для целей проведения опера- СС очень похожи. СТЗ создаются на основании Постановления ций по переработке товаров с полным условным освобождением Правительства РФ, а СС – после получения ГТК РФ. Товары в от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском про- них могут находиться без ограничения сроков или до их ликвида- дуктов переработки для свободного обращения с уплатой тамо- ции. При ввозе в них любых товаров иностранных и российских, таможенные пошлины и налоги не взимаются, а при вывозе взи- 13 14 маются. Однако, на СТЗ имеются отдельные ограничения. (на от- - при уничтожении которых может быть причинен вред ок- дельные операции и товары). И, все – таки, общий таможенный ружающей среде и т.д. режим упрощен, таможенное оформление также упрощено. Кон- Уничтожение производится путем механического, термиче- троль осуществляется только при наличии нарушений таможен- ского, химического либо другого воздействия с соблюдением за- ных правил. Практика СТЗ в мире значительная (около 800 СТЗ). конодательства РФ об охране окружающей среды. 4. Отказ в пользу государства - таможенный режим, при ко- Завершающие таможенные режимы тором товары безвозмездно передаются в федеральную собствен- 1. Реимпорт - таможенный режим, при котором товары, ра- ность без уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сбо- нее вывезенные с таможенной территории Российской Федера- ров за таможенное оформление, а также без применения к това- ции, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации рам запретов и ограничений экономического характера, установ- в установленные сроки (подпункт 2 пункта 1 статьи 235) без уп- ленных в соответствии с законодательством Российской Федера- латы таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам ции о государственном регулировании внешнеторговой деятель- запретов и ограничений экономического характера, установлен- ности. ных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Специальные таможенные режимы 2. Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ра- 1. Временный вывоз - таможенный режим, при котором то- нее ввезенные на таможенную территорию Российской Федера- вары, находящиеся в свободном обращении на таможенной тер- ции, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уп- ритории Российской Федерации, могут временно использоваться лаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без при- за пределами таможенной территории Российской Федерации с менения к товарам запретов и ограничений экономического ха- полным условным освобождением от уплаты вывозных таможен- рактера, установленных в соответствии с законодательством Рос- ных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений сийской Федерации о государственном регулировании внешне- экономического характера, установленных в соответствии с зако- торговой деятельности. нодательством Российской Федерации о государственном регули- ровании внешнеторговой деятельности. 3.Уничтожение - таможенный режим, при котором ино- 2. Беспошлинная торговля - таможенный режим, при кото- странные товары уничтожаются под таможенным контролем без ром иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к Российской Федерации, или российские товары продаются в роз- товарам запретов и ограничений экономического характера, уста- ницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной новленных в соответствии с законодательством Российской Фе- территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах дерации о государственном регулировании внешнеторговой дея- беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, нало- тельности. гов, а также без применения к товарам запретов и ограничений Не допускается помещение под этот режим товаров: экономического характера, установленных в соответствии с зако- - запрещенных к ввозу; нодательством Российской Федерации о государственном регули- - принятых в качестве залога; ровании внешнеторговой деятельности. - товаров на которых наложен арест или изъятых по делам о 3. Перемещение припасов - таможенный режим, при кото- контрабанде и делам о нарушении таможенных правил; ром товары, предназначенные для использования на морских - предметов художественного и исторического достояния; (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для - животных и растений; платной международной перевозки пассажиров либо для платной 15 16 или бесплатной международной промышленной либо коммерче- Роль и значение таможенных режимов очень велики. Тамо- ской перевозки товаров, а также товары, предназначенные для женный режим устанавливает порядок перемещения товаров че- продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) рез таможенную границу, в зависимости от назначения, условий судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную гра- нахождения его на/вне таможенной территории РФ, устанавлива- ницу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения ет рамки, в которых используется этот товар, права и обязанности запретов и ограничений экономического характера, установлен- участников ВЭД, требование к товару, помещенному под данный ных в соответствии с законодательством Российской Федерации о режим. государственном регулировании внешнеторговой деятельности. 4. Иные специальные таможенные режимы устанавливаются Тема 4. Таможенное оформление в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможен- ную границу: Вопросы: 1) товаров, вывозимых с таможенной территории Россий- 1. Понятия о таможенном оформлении. ской Федерации и предназначенных для обеспечения функциони- 2. Предварительные операции. рования посольств, консульств, представительств при междуна- 3. Временное хранение. родных организациях и иных официальных представительств 4. Декларирование. Виды декларирования. Российской Федерации за рубежом; 5. ГТД – краткая характеристика. 2) товаров, перемещаемых через таможенную границу меж- ду воинскими частями Российской Федерации, дислоцированны- 1.Понятия о таможенном оформлении. ми на таможенной территории Российской Федерации и за преде- Таможенное оформление – это основная стадия таможенно- лами этой территории; го производства, под которой понимается процедура помещения 3) товаров, перемещаемых через таможенную границу и товаров и транспортных средств под определенной процессуаль- предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных ной деятельности, предусмотренной юридическими нормами. бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, Таможенное оформление производится в порядке, который предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в регламентирует ТК, ст.58-154 и рядом норм, которые содержатся результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для в законах, указах и указаниях ГТК,ФТС. Главная цель таможенно- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и го оформления – обеспечение условий для правильного взимания жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований; таможенных платежей и осуществления таможенного контроля, 4) товаров, вывозимых в государства - бывшие республики что немыслимо без выполнения экономических и других задач СССР и предназначенных для обеспечения деятельности распо- таможенной политики. На стадии оформления могут быть ис- ложенных на территориях этих государств лечебных, спортивно- пользованы услуги третьих лиц: таможенного брокера (посредни- оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имуще- ка); перевозчика – собственника СВХ, которые должны иметь ли- ство которых находится в собственности Российской Федерации цензии на право заниматься этим видом деятельности. Таможен- или субъектов Российской Федерации, а также для проведения на ный брокер действует только с нотариально удостоверенным до- территориях указанных государств российскими организациями говором. научно-исследовательских работ в интересах Российской Федера- Условно можно выделить 3 вида таможенного оформления: ции на некоммерческой основе; 1) обычное; 2) упрощенное (например, скоропорт, живые 5)) российских товаров, перемещаемых между таможенны- животные, стихийное бедствие); 3) особое, усложненное, связан- ми органами через территорию 17 18 ное с параллельным осуществлением ветеринарного, санитарного, 3.Временное хранение. экологического контроля. Временное хранение – это особый правовой режим товаров Таможенное оформление с точки зрения последовательно- и транспортных средств на стадии таможенного оформления. По сти действий можно разделить на следующие этапы: 1) предвари- таможенным правилам они автоматически попадают под этот ре- тельные операции; 2) временное хранение; 3) декларирование. жим с момента их представления таможенному органу. Исключе- ние для товаров, оформленных в течение 3- часов с момента пред- 2. Предварительные операции. ставления. Этот режим регулируется ст. 145-156 ТК. Предварительными операциями считаются все предшест- 2) Доставка товара разрешена в другие места, но при этом вующие действия, имеющие отношение к таможенному оформле- товары рассматриваются как находящиеся на СВХ. нию и помещению товаров под определенный таможенный ре- Склады временного хранения могут быть открытого и за- жим. Они производятся для ускорения последующих операций по крытого типа. Территория СВХ – зона таможенного контроля. таможенному оформлению. СВХ могут быть у таможенных органов и у российских лиц, по- При этом декларант или участник внешне – экономической лучивших лицензию. деятельности: 1) уведомляет таможенные органы о пересечении границы 4.Декларирование. Виды декларирования. или намерении вывезти товары из РФ; Декларирование – заявление по установленной форме точ- 2) доставить документы и товары в указанное место; ных сведений о товарах и транспортных средств, их таможенном 3) представить их в месте доставки; режиме и других сведений. Декларант – лицо, перемещающее то- 4) в установленных случаях подать краткую декларацию; вары через границу. Таможенный брокер – посредник, который обеспечить неизменность перевозимого товара. представляет и декларирует товары и транспортные средства от До помещения товара под определенный режим может в от- собственного имени. Им может быть только российское лицо, а в дельных случаях применяться краткая декларация. случаях перемещения товара через таможенную границу не для В представленных документах на груз должны быть сведе- коммерческих целей – любое лицо. ния: Особенности декларанта: - о наименовании российского отправителя, либо получате- 1) произвести декларирование в соответствии с законом; ля груза; 2) по требованию таможенного органа в установленной срок - сведения о транспортном средстве; предъявить товары, документы и необходимые сведения для та- - наименование и количество груза. моженных целей; Если в этих документах нет необходимых (мало) сведений, 3) уплатить таможенные платежи; лицо подает краткую декларацию. В ней должны быть сведения: 4) оказывать содействие в производстве таможенного - о стране отправителя или назначения; оформления. - о перевозчике; Исходя из вышесказанного можно разделить декларации на - о транспортном средстве; следующие виды по содержанию: - номера транспортных документов; 1) краткие; 2) обычные; 3) временные (неполные); 4) упро- - наименование и количество товаров (все); щенные; 5) периодические – при регулярном перемещении одних - средства идентификации; и тех же товаров одним лицом. - адрес отправителя. 5. ГТД – краткая характеристика. 19 20

Общая хар-ка ТК ТС. 2

Общая хар-ка ФЗ 311. 2

Таможенные правоотношения. 3

Таможенное регулирование (ТР) и таможенное дело(ТД). 4

Таможенные органы. 6

Таможенные платежи. 7

Таможенный контроль. 9

Таможенные операции, предшествующие подачи таможенной декларации. 10

Таможенные операции связанные с помещением товаров под таможенную процедуру. 11

Таможенные процедуры. 12

Перемещения физ лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС. 13

Общая хар-ка тк тс.

ТК ТС является приложением к договору о ТК ТС, принятым Межгос-м Советом Еврозэс на уровне глав гос-в от 27.11. 2009 г.

ФЗ от 2.06.2010 г. о ратификации договора о ТК ТС.

ТК ТС состоит из 2 частей:

2. Специальная

Включают 8 разделов:

1. Основные положения

2. Таможенные платежи.

3. Таможенный контроль

Специальная часть:

4. Таможенные операции, предшествующие подачи таможенной декларации

5. Там-е операции связанные с помещением товаров под таможенную процедуру

6. Там-е процедуры

7. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

8. Переходные положения.

3 уровень системы источников: национальное законодательство.

Включает в себя:

Н/п/а государств-членов ТС:

*указы президентов,

*постановления и распоряжения правительств,

*правовые акты таможенных служб (федеральные таможенные службы России, государственного таможенного комитета респ. Беларусь, комитета там-го контроля мин. финансов респ. Казахстан)

Нпа РФ в области таможенного дела подразделяются исходя из текста закона подразделяются:

1. Акты законодательства РФ о таможенном деле

2. Иные правовые акты РФ в области там-го дела

В соответствии со ст. 3 ч. 4 ФЗ 311 законодательство РФ о таможенном деле состоит из:

*ФЗ о таможенном регулировании в РФ и принимаемых в соответствии с ним иных ФЗ.

Закон РФ от 21.05.1993 г. 5003-1 о таможенном тарифе (с измен. от 2013г.).

Закон РФ от 15.04.1993 4804-1 о вывозе и ввозе культурных ценностей.

ФЗ от 21.06.1997 114 о службе в таможенных органах РФ

Существует огромное количество законов, которые содержат отдельные таможенно-правовые нормы (ФЗ об оружии содержит нормы о ввозе и вывозе оружия и др.)

Общая хар-ка фз 311.

ФЗ от 27.11.2010 г. 311 (это дата подписания закона Президентом). В тексте закона, в последней ст. содержится инф-я порядке вступления этого закона. Общее правило: вступает в силу через меся со дня опубликования. Официально был опубликован 29 ноября, следовательно вступил в силу 29 декабря 2010 г.

1. Общие положения.

2. Таможенные платежи

3. Таможенный контроль

4. Ввоз товара в РФ и их вывоз из РФ

5. Таможенные операции связанные с помещением товаров под таможенную процедуру

6. Таможенные процедуры

7. Особенности совершения там-х операций в отн-и отдельных категорий товаров

8. Заключительные и переходные положения.

Иные нпа РФ о таможенном деле. ФЗ 311 к. иным нпа относит:

1. Указы Президента РФ (указ Президента РФ от 11.05.2006 вопросы ФТС; указ П РФ от 1.06.2011г 880 об отмене согласованных видов контроля на гос. границе РФ с рес. Белорусия и респ. Казахстан - данным указом с 1.06.2011 г. на гос. границе отменены все виды контроля, кроме пограничного).

2. Постановления и распоряжения Правительства Рф (ПП РФ от 26.06.2006 г. О ФТС)

ПП РФ утверждаются ставки вывозных таможенных пошлин (ставки на нефть, электроэнергию, лес и т.д.)

3. НПА ФОИВ и приказы и распоряжения ФТС + минфин осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере таможенных платежей и определения таможенных цен.

Особенности действия таможенного закон-ва ТС и НПА РФ в области таможенного дела во времени.

Там-е закон-во ТС:

1. Там-е закон-во входит в ТК:

Ратификация парламентами 3-х стран (ФЗ о ратификации ТК ТС)

Решение межгос-го совета (от 5.06.2010 48 по которому договор считается вступившим в силу 6.06.2010г.)

2. Международные договоры гос-в членов ТС вступают в силу:

Ратификации парламентами 3 гос-в

Решение высшего органа ТС о том, что договор вступает в силу с определенной даты

3. Решения Евразийской Экономической Комиссии имеют обязательный хар-р для гос-в членов ТС. Они вступают в силу ее ранее, чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования.

Распоряжением Правительства РФ от 22 августа 2013 г. официальным источником считается Российская Газета.

Особенности действия НПА РФ в области таможенного дела. Ст. 6 ФЗ 311.

Ч. 3 ст. 6 акты закон-ва РФ о таможенном деле вступают в силу не ранее, чем по истечении 30 дней после их официального опубликования. Иные нпа - 30 дней, кроме: если установлен специальный порядок вступления в силу; или устанавливают более льготный порядок.

Особенности действия в пространстве.

П. 2 ст. 3 закон-во действует на таможенной территории ТС. Ст. 2 - таможенная территория.

Действия нпа - ст. 7. Общее правило: нпа РФ действуют на территории РФ (исключения ст. 7)

Таможенные правоотношения.

1. Понятие, особенности и состав там-х правоотношений.

2. Субъекты там-х пр-й:

А) виды субъектов

Б) участники внешней экономической деятельности (ВЭД); уполномоченный экономический оператор

В) лица осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела

3. Объект там-х пр-й:

А) понятие объекта

Б) понятие и виды товаров

В) понятие и виды транспортных средств