Деятельность каких общественных объединений запрещена конституцией. Порядок приостановления деятельности, ликвидации и запрета деятельности общественных объединений

Порядок приостановления деятельности, ликвидации и запрета деятельности общественных объединений

Введение

общественный надзор контроль ликвидация

Современное общество наделяет государственную власть определенными полномочиями по решению общих задач, необходимых для своего нормального функционирования. Государство выступает в качестве регулятора социально-экономических, политических отношений, гаранта обеспечения прав и свобод человека.

Изменение подхода к назначению и определению сущности Российского государства легло в основу проведения правовых реформ, направленных на приведение в соответствие с новыми целями и задачами деятельности государственного аппарата и общественно-политических институтов.

Итогом стала функциональная и организационная трансформация механизма управления. Это выразилось в совершенствовании структуры государственного аппарата как субъекта управления, изменении правового положения граждан и общественных объединений, пересмотре системы правоотношений, выполняющих роль связующего звена и служащих инструментом управленческого взаимодействия власти и общества.

В настоящее время механизму государственного управления свойственна постоянная динамика, обусловленная происходящими переменами отдельных его структурных элементов. В свою очередь, достижение новых качественных уровней зависит от эффективности организации и функционирования каждого элемента механизма управления.

В современной российской действительности существует ряд проблем, однако особое внимание, по мнению диссертанта, следует обратить на значительное увеличение количества общественных объединений, повышение социального значения осуществляемой ими деятельности, позволяющих государству отказаться «от ряда функций по управлению обществом» в пользу таких объединений. Данное обстоятельство вызывает необходимость детального исследования особенностей включения общественных объединений в отношения по управлению государством, а также их взаимодействия с органами государственной власти, условий контроля их деятельности, оценки такого контроля с точки зрения эффективности и целесообразности.

Степень научной разработанности темы. Проблемы государственного контроля деятельности общественных объединений не нашли детального отражения в научных исследованиях и теоретических разработках. Имеющиеся труды ученых затрагивают лишь отдельные аспекты участия общественных объединений в управлении делами государства, а также вопросы организационного построения уполномоченных органов государственного контроля деятельности общественных объединений, не преследуя цели осуществления комплексного анализа контроля деятельности общественных объединений.

Вопросы, касающиеся теории государства и права, конституционного и административного права, правоохранительных органов, систем государственного, муниципального и социального управления, получили освещение в работах многих правоведов: С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, Ю.С. Адушкина, Л.В. Акопова, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, И.А. Антонова, Г.В. Атаманчука, В.К. Бабаева, М.В. Баглая, 3. А. Багишаева, М.И. Байтина, JI. Т. Бакулиной, Д.Н. Бахраха, В.П. Беляева, Д.Д. Вачугова, В.Р. Веснина, Ю.Е. Винокурова, С.И. Герасимова, Б.С. Гершунского, В.М. Горшенева, А.В. Мицкевича, Б.К. Мецаева, А.В. Морозова, В.И. Набокова, В.С. Не-рсесянца, М.В. Новикова, Д.М. Овсянко, Р.С. Павловского, М.И. Пи-скотина, Г. И, А.Н. Харитонова, Б. JL Хесина, В.Е. Чиркина, В.В. Черникова, М.С. Шалумова, И.Б. Шахова, В.И. Шкатуллы, С.В. Шориной, Ц.А. Ямпольской и др.

1. Статус общественных организаций в Российской правовой системе

Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции. Содержание этого важного права, а также основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируется рядом федеральных законов. Основополагающее значение имеет Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Под общественным объединением понимают добровольное, самоуправляемое, некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основании общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание объединения реализуется как непосредственно объединением физических лиц, так и через юридические лица.

Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях; обеспечения их равноправности в качестве его членов.

Основываясь на положениях действующего законодательства, можно выделить следующие виды общественных объединений:

политические партии;

массовые движения;

профессиональные союзы;

женские, молодежные и ветеранские организации;

организации инвалидов;

научные, технические и иные добровольные общества;

творческие союзы;

землячества;

ассоциации.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» последние создаются на основе организационно-правовых форм.

Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация; общественные движения; общественный фонд; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности, политические партии.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, которое создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд, конференция или общее собрание.

Общественное движение - это массовое общественное объединение, которое состоит из участников, не имеющих членства, преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд, конференция или общее собрание, а постоянно действующим руководящим органом общественного движения - выборный коллегиальный орган, который находится в подчинении высшего руководящего органа.

Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов и представляет собой общественное объединение, которое не имеет членства, цель его заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Руководящий орган общественного фонда может формироваться его учредителями, совместно учредителями и участниками, решением в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде, конференции или общем собрании.

Общественным учреждением является общественное объединение, не имеющее членства, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, которые отвечают интересам участников и соответствуют уставным целям указанного объединения.

Управление общественным объединением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем или учредителями.

Орган общественной самодеятельности - общественное объединение, не имеющее членства, цель которого - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. Он составляет основу формирования местного самоуправления на основе Конституции РФ (ст. 12).

Союзы или ассоциации: общественные объединения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе создавать союзы или ассоциации общественных объединений, создаются таковые на основе учредительных договоров или уставов, которые принимаются союзами или ассоциациями, образуя новые общественные объединения.

Принципами создания и деятельности общественных объединений, является то, что:

общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом;

деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности;

деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений устанавливает глава II ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Государственная регистрация как обязательное условие функционирования установлена только для политических общественных организаций. Другие виды общественных объединений вправе не регистрироваться в органах юстиции. Последствием этого будет только отсутствие прав юридического лица.

Политическое общественное объединение подлежит обязательной государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии со специальными условиями, установленными Федеральным законом от 19 июля 1998 г.

Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных общественных объединений - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональных и местных общественных объединений - органами юстиции соответствующих субъектов Федерации. Для государственной регистрации в органы юстиции подаются необходимые документы: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда и др. Основополагающее значение в определении статуса общественного объединения имеет его устав.

Раскрытие правового статуса общественных объединений невозможно без рассмотрения вопроса о правах, обязанностях и ответственности общественных объединений.

Как и иные субъекты административного права, общественные объединения, имеют права и несут обязанности.

Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, которые предусмотрены законодательством;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

участвовать в избирательных компаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в вы борах).

В своей деятельности общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сфер его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставами и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, которые включены в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в налоговые органы;

допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, регистрирующим общественные объединения, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, вынесенное органом, регистрирующим общественные объединения, может быть обжаловано общественными объединениями в судебном порядке.

Контроль за деятельностью общественных объединений начинается уже на этапе их государственной регистрации.

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

2. Порядок приостановления деятельности общественных объединений

Деятельность общественного объединения может быть приостановлена в ряде случаев. Эти случаи и порядок принятия решения о приостановлении деятельности общественного объединения указаны в статье 42 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, соответствующий орган или должностное лицо вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. Это может быть федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор субъекта Федерации.

Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Согласно статье 10 этого федерального закона, в случае осуществления общественным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие должностное лицо или орган с момента их обращения в суд с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения до рассмотрения судом указанного заявления. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются права общественного объединения, его региональных и других структурных подразделений как учредителей средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовым договорам.

Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, данное объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

В Федеральном законе «Об общественных объединениях» установлено, что порядок приостановления деятельности общественных объединений в случае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. В настоящее время этот порядок указан в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Согласно статье 12 этого закона на территории, где вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения может быть предусмотрено приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

В соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении» Президент РФ приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно и иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации.

3. Последствия при приостановлении деятельности общественного объединения

В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Общественное объединение может возобновить свою деятельность при выполнении определенных законом условий. Если в течение установленного срока общественное объединение устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, оно возобновляет свою деятельность. Но сделать это общественное объединение вправе только по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

В целях единообразного применения законодательства об общественных объединениях и практического использования в работе Министерство юстиции Российской Федерации направило в свои территориальные органы методическое письмо от 13 февраля 2001 г. №08/1429-ЕС о практике применения законодательства об общественных объединениях.

Анализ информации об осуществлении контроля за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям показал, что часто государственными органами выносятся повторные предупреждения по основаниям статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях». По этим же основаниям территориальные органы обращаются в суды с исками о приостановлении деятельности общественных объединений в порядке статьи 42 этого закона.

Однако это неправомерно, поскольку основаниями для предъявления исков в суды о приостановлении деятельности общественных объединений в порядке статьи 42 после двух вынесенных предупреждений могут являться лишь выявленные при проверке нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов), законодательства субъектов Федерации.

Судебными органами было указано, что несвоевременное представление или непредставление общественным объединением органу юстиции информации о продолжении своей деятельности, решений руководящих органов и должностных лиц, годовых и квартальных отчетов о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы в порядке статьи 29, не относятся к числу оснований, влекущих приостановление деятельности общественного объединения (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 1998 г., от 6 октября 2000 г.).

При применении статьи 29 при предъявлении исков в суды о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридических лиц и об исключении их из Единого государственного реестра юридических лиц территориальным органам следует учитывать, что факты прекращения деятельности подлежат доказыванию в судебном порядке. Таковыми могут являться отсутствие обновленных сведений о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, данных о руководителях, сведений из налоговых органов, кроме того, отсутствие решений руководящих органов за исследуемый трехлетний период

4. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений

Право полномочных государственных органов и их должностных лиц в установленном законом порядке осуществлять надзор и контроль за соответствием деятельности общественного объединения его уставу и действующему законодательству. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ. Органы юстиции осуществляют контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов. В случае выявления нарушений законодательства РФ или совершения действий, противоречащих уставным целям, контролирующий орган может вынести руководящим органам общественного объединения письменное предупреждение с указанием конкретных оснований. Такое предупреждение может быть обжаловано общественным объединением в судебном порядке.

Приостановление деятельности общественного объединения. Ликвидация общественного объединения

Процедуры приостановления деятельности объединения, согласно Федеральному закону об общественных объединениях (ст. 42), следующие: за допущенное нарушение законодательства (Конституции РФ, конституций, уставов субъектов РФ, федеральных законов) общероссийским или международным объединением Генеральный прокурор РФ вносит в руководящие органы объединения представление о нарушении и устанавливает срок для его устранения. Если нарушение в указанный срок не устранено, то на основании заявления Генерального прокурора деятельность общественного объединения решением Верховного Суда РФ приостанавливается на срок до 6 месяцев (соответственно, в отношении межрегиональных, региональных и местных объединений решения принимаются соответствующими судами, на основании заявлений соответствующих прокуроров).

Кроме прокурорских органов инициатором приостановления деятельности общественного объединения может выступать регистрирующий орган юстиции. При этом он должен дважды вынести письменные предупреждения объединению. Если вынесенные предупреждения не были в установленном порядке обжалованы в суде или не признаны судом основанными на законе, регистрирующий орган вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественного объединения.

Приостановление деятельности общественного объединения означает приостановление права объединения как учредителя средств массовой информации: запрещается организация митингов, собраний, демонстраций и иных публичных мероприятий, принятие участия в выборах, использование банковских вкладов (за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещения причиненных объединением убытков и уплаты им штрафов).

В отличие от приостановления ликвидация общественного объединения есть принудительное прекращение по решению суда деятельности объединения по основаниям, определенным в законе. К таким основаниям относятся: деятельность объединения, цели или действия которого направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; виновное нарушение прав и свобод граждан; неоднократные или грубые нарушения закона, иных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» кроме указанных оснований называет и такие, как неучастие политической партии в выборах; отсутствие региональных отделений партии численностью не менее 100 членов партии более чем в половине субъектов РФ; отсутствие необходимого числа членов политической партии (менее 10 тыс.). Заявление в суд о ликвидации общественного объединения вносится соответствующим прокурором. Закон 1995 г. (ст. 44) устанавливает, что вступившее в законную силу решение суда о ликвидации общественного объединения означает и юридический и фактический запрет деятельности такого объединения независимо от факта его государственной регистрации.

5. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования

Важнейшим средством обеспечения законности в деятельности общественных объединений являются институты приостановления их деятельности, а также ликвидации (запрета) общественных объединений. Правовую основу мер государственного контроля за деятельностью общественных объединений составляют:

во-первых, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ - здесь закреплен запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

во-вторых, соответствующие положения федеральных конституционных законов (ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» и ФКЗ от 30 января 2002 г. «О военном положении»)

в-третьих, положения ряда федеральных законов (ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», ФЗ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» и ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»).

В связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - ФЗ «О противодействии…») и последовавшего за ним Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» рассматриваемые правовые институты претерпели значительные изменения. Этим изменениям предшествовала дискуссия в научных и политических кругах, в обществе в целом. Противники принятых законодательных решений, в частности, высказывали опасения, что новая законодательная трактовка данных правовых институтов чревата превращением правовых процедур в политическое оружие, используемое властью против своих политических оппонентов

Следует все же заметить, что нормативно-правовое качество данных законодательных нововведений имеет целый ряд дефектов. Законодатель не только не исправил некоторые недостатки прежней редакции ФЗ «Об общественных объединениях», но и добавил к ним новые недоработки. Рассмотрим действующие институты приостановления деятельности общественных объединений, их ликвидации (запрета) под этим углом зрения.

Приостановление деятельности общественного объединения.

Это средство государственного принуждения означает временный запрет на осуществление определенной деятельности данного объединения в случае нарушения им закона на основании решения компетентного органа власти. Такая мера воздействия к нарушителям закона предусмотрена не только законодательством об общественных объединениях, но является элементом целого ряда иных правовых институтов.

Например, ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст. 13 рассматривает приостановление лицензии как одно из средств административного воздействия на нарушителей закона; ФЗ от 13 января 1996 г. «Об образовании» в п. 6 ст. 37 определено, что государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить деятельность образовательного учреждения до решения суда в случае нарушения ими законодательства РФ или своего устава.

В юридической литературе эта общеправовая мера государственного принуждения оценивается по-разному. Одни авторы склонны видеть в приостановлении юридическую санкцию за уже совершенное правонарушение; другие полагают, что приостановление следует относить исключительно к мерам предупреждения и пресечения <**>.

Реформирование института приостановления деятельности общественного объединения, осуществленное в связи с принятием ФЗ «О противодействии…», выразилось прежде всего в упрощении процедуры приостановления: судебный порядок уступил место административному. Кроме того, теперь органы юстиции не связаны, как ранее, необходимостью вынесения двух предупреждений общественным объединениям в случае нарушения последними законодательства. Предупреждения, выносимые общественным объединениям ранее - до инициирования вопроса о приостановлении их деятельности, в ФЗ «Об общественных объединениях» заменены однократным представлением, а согласно ФЗ «О противодействии…» представления вообще не требуется. Сформировавшаяся в результате такого подхода правовая конструкция процедуры приостановления в целом соответствует целям укрепления правовой основы противодействия общественным объединениям, осуществляющим противоправную деятельность

Недостатком же этой конструкции является то обстоятельство, что в ФЗ «Об общественных объединениях» не указан срок, в течение которого общественные объединения должны исправить допущенные нарушения. Правда, в тех случаях, когда такое представление вносится органами прокуратуры, действуют соответствующие нормы ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих (п. 1 ст. 24). Однако открытым остается вопрос о сроке, в течение которого общественные объединения обязаны устранить нарушения, послужившие основанием для вынесения представления со стороны органов юстиции. Использовать же здесь метод аналогии и распространять на органы юстиции правила, относящиеся к органам прокуратуры, в данном случае недопустимо, так как вопрос касается полномочий органа государственной власти и применения средств государственного принуждения. Такая ситуация создает потенциальную опасность административного произвола со стороны органов юстиции, поскольку допускает возможность установления срока, в течение которого невозможно исправить допущенные нарушения. Очевидно, что данный пробел необходимо устранить.

Другая проблема, которая появилась после внесения поправок в ФЗ «Об общественных объединениях», связана с тем, что законодатель явно проглядел ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях», в которой за органами юстиции закреплено право выносить письменное предупреждение руководящим органам общественных объединений в случае выявления нарушений общественным объединением законодательства или совершения действий, противоречащих его уставным целям. В отличие от ст. 38, где говорится о предупреждении, в измененной редакции ст. 42 этого же Закона речь идет о внесении представления. В результате такой невнимательности законодателя по сути органы юстиции наделены двумя однопорядковыми полномочиями: выносить представления общественным объединениям и выносить им предупреждения. При этом в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» предупреждение как мера, направленная на устранение нарушений, допущенных общественным объединением, по существу не имеет никаких юридически значимых последствий, что лишает ее правового смысла.

Требуют уточнения и последствия приостановления деятельности общественных объединений. Согласно ст. 43 ФЗ «Об общественных объединениях» в случае приостановления деятельности общественного объединения ему запрещается в том числе организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные массовые акции или публичные мероприятия. Однако при этом не совсем понятно, что следует понимать под «массовыми акциями». Ведь в качестве таковых можно квалифицировать и внутренние мероприятия общественных объединений. Например, общественное объединение, деятельность которого приостановлена, в целях исправления допущенных нарушений примет решение провести свой съезд и изменить свои программные или уставные положения или осудить политику, проводимую собственным руководством. Но, по логике закона, подобное мероприятие может быть расценено как массовая акция, проведение которой временно запрещено. Как же в таком случае исправить допущенные нарушения, если для этого требуется проведение съезда, конференции или собрания? Кроме того, полагаем, что в законе должны быть установлены также четкие критерии массовости организуемых общественными объединениями мероприятий или акций.

Нуждаются в корректировке и положения КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за организацию и участие в деятельности общественного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.2.1). Но очевидно, что без продолжения организации и участия в деятельности общественного объединения невозможно устранить допущенные нарушения закона. Полагаем, что законодатель в данном случае не учел специфики применения такого средства государственного принуждения, как приостановление деятельности общественных объединений в механизме государственно-правового контроля за деятельностью общественных объединений в соответствии с ФЗ «О противодействии…».

Согласно статье 43 ФЗ «Об общественных объединениях» объединениям, совершившим правонарушения, не представляющие большой общественной опасности, дается возможность для устранения допущенных нарушений. Согласно же ФЗ «О противодействии…» решение о приостановлении выносится с одной-единственной целью - ограничить деятельность общественных объединений, подозреваемых в осуществлении экстремистской деятельности, до решения суда об их ликвидации (запрете). Именно на предотвращение деятельности таких общественных объединений, учитывая серьезность выдвигаемых против них обвинений, и должен быть направлен запрет, содержащийся в КоАП РФ. Следовательно, административной ответственности подлежат организаторы или участники лишь тех общественных объединений, деятельность которых была приостановлена в связи с наличием в ней признаков экстремистской деятельности. Распространение же такой ответственности на иные общественные объединения будет означать ограничение конституционного права на объединение, не подпадающее под действие ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В процессе совершенствования действующего законодательства, наряду с предлагаемыми мерами, направленными на обеспечение возможности для общественных объединений исправить нарушения, послужившие основанием для приостановления их деятельности, следует обратить внимание также на необходимость повышения ответственности правоприменительных органов в процессе принятия решения о приостановлении деятельности общественных объединений по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии…». Речь идет о том, что органы юстиции, Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему соответствующие прокуроры вправе приостановить деятельность общественного объединения. Такой нормативный способ закрепления компетенции получил в литературе наименование «мягкого», так как из нормы права не следует обязанность соответствующих правоприменительных органов совершать конкретные действия при наличии определенных условий. Органы юстиции и должностные лица прокуратуры исключительно по своему усмотрению решают вопрос о приостановлении деятельности общественного объединения в случае совершения им действий экстремистской направленности. На наш взгляд, учитывая особую опасность для общества и государства экстремистской деятельности, на правоприменительные органы следует возложить обязанность приостанавливать деятельность общественных объединений в случаях, предусмотренных ФЗ «О противодействии…».

Ликвидация (запрет) общественных объединений.

Институту ликвидации (запрета) принадлежит важное место в механизме государственно-правового контроля за деятельностью общественных объединений. Применение данной санкции должно быть направлено на устранение общественных структур, нарушающих закон, и создание препятствий для возобновления их деятельности в будущем <*>. Особо следует подчеркнуть, что именно эти цели в совокупности должны найти нормативное закрепление в правовой конструкции института ликвидации (запрета) общественных объединений.

Как необоснованное расширение ответственности общественных объединений следует рассматривать и новую редакцию нормы, в соответствии с которой общественное объединение может быть ликвидировано в случае нарушения им прав и свобод человека и гражданина. В то же время указание на то, что эти нарушения должны быть виновными, исчезло из нормативной конструкции (ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Вопрос о том, что следует понимать под виной коллективных субъектов, является дискуссионным в юридической литературе Позиция законодателя по данному вопросу нашла отражение в норме КоАП РФ (п. 2 ст. 2.1), согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. С позиций такого подхода полагаем, что в новой редакции ст. 44 законодатель необоснованно отказался от требования, в соответствии с которым только виновное нарушение прав и свобод могло повлечь ликвидацию общественного объединения.

Заключение

Качественно новые подходы в понимании сущности государства в настоящее время трансформируются в постановку новых целей и задач функционирования аппарата государственной власти.

Фактическое свое воплощение данные тенденции нашли в трансформации системы органов государственного управления и предоставлении им новых форм и методов работы.

Восприятие государства как социального регулятора, основной задачей которого является гарантия соблюдения прав и законных интересов своих граждан, а не агрессора, существенно повлияло на изменение правового статуса и роли отдельных субъектов права в механизме государственного контроля.

В частности, было пересмотрено положение общественных объединений в структуре общества и государства, их места и роли в механизме управления делами государства. Бесспорным является факт отказа государства от части выполняемых функций управления в пользу общественных объединений, что свидетельствует о повышении социально-правового воздействия общественных объединений на общество и его отдельных челнов. Такого рода тенденции лишний раз подтверждают необходимость пересмотра системы взаимоотношений государства и общественных объединений. Основной целью такого пересмотра должно служить повышение эффективности взаимодействия общественных объединений с государством, совершенствование условий участия их в правовых отношениях в качестве полноценных субъектов права.

Обеспечение государством гарантированных условий реализации права граждан на объединение, законности поведения общественных объединений в качестве субъектов права делает необходимым формирование эффективной системы государственного контроля их деятельности. Речь, в частности, идет о создании организационно и функционально прозрачной системы контроля, которая обеспечила бы укрепление правовых позиций общественных объединений, создания условий для дальнейшего развития их функций, доли участия в управлении делами государства.

Анализ существующего механизма контроля деятельности общественных объединений обнаруживает его несовершенство и убедительно доказывает необходимость его совершенствования.

В этом отношении, детальное изучение проблем государственного контроля деятельности общественных объединений позволяет сделать некоторые выводы:

механизм функционирования государства носит ярко выраженный контрольный характер. При этом важной особенностью государственного контроля является его присутствие в деятельности практически каждого органа государственной власти, что в значительной степени затрудняет исследование отдельных направлений его реализации. В этих условиях анализ эффективности деятельности государства целесообразно осуществлять, руководствуясь отраслевым методом, который позволяет для отдельного направления государственной деятельности определить собственного субъекта контроля, объекта контроля, а также установить особенности объединяющих их общественных оотношений;

существующий механизм контроля деятельности общественных объединений в существующем состоянии детально не проработан и обнаруживает множество изъянов, которые не позволяют достичь поставленных целей контрольной деятельности. Однако, анализируя отдельные элементы такого механизма, представляется возможным определить его недостатки и наметить конкретные пути совершенствования. Такими направлениями должны стать оптимизация организационной структуры субъекта контроля, совершенствование правового положения общественных объединений, а также выработка прозрачной и эффективной системы форм и методов контрольного воздействия в исследуемой сфере;

субъектом контроля деятельности общественных объединений выступают специально уполномоченные органы государственной власти. В настоящее время система контрольно-надзорных органов определена федеральным законом «Об общественных объединениях». Анализ данной системы убедительно доказывает ее несовершенство, что выражено в большом количестве контрольных органов, неразрешенности вопроса о единоначалии в отправлении контрольной процедуры, отсутствии юридических оснований осуществления контроля у отдельных органов государственной власти. В совокупности это указывает на существующую потребность оптимизации системы органов контроля деятельности общественных объединений. Решением обозначенных проблем, по нашему мнению, является определение приоритетов контрольного воздействия, т.е. упорядочение контрольных органов в зависимости от объема предоставленных контрольных функций в исследуемой сфере. При этом основным субъектом контроля должны стать органы Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации), органами дополнительного контроля должны выступать органы прокуратуры, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу, дополнительными - органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства природных ресурсов РФ, МЧС России, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др., полномочия которым предоставлены федеральным законодательством. Обязательным условием должно стать нормативное закрепление структуры субъекта контроля деятельности объединений граждан в федеральном законе «Об общественных объединениях»;

контрольные отношения, возникающие между субъектом и объектом контроля, фактическое свое выражение находят в системе форм и методов контроля, с помощью которых уполномоченные органы государственной власти могут оказывать воздействие на поведение общественных объединений. Существующая система форм и методов контрольного воздействия нашла свое отражение в федеральном законе «Об общественных объединениях». Однако, система форм и методов контроля деятельности общественных объединений расширительно толкуется в отраслевом законодательстве, определяющем компетенцию отдельных субъектов контроля. Исходя из этого, целесообразна систематизация форм и методов контрольного воздействия в едином федеральном нормативном акте, переведение отдельных контрольных процедур с подзаконного уровня на уровень федерального законодательства;

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 // СЗ РФ.1994. №32. Ст. 3301.

.Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп. от 17.05.1997 г., 19.07.1998 г., 12.03.2002 г., 21.03.2002 г., 25.07.2002 г. // СЗ РФ, 1995, №21, Ст. 1930

.Федеральный закон РФ от 11 августа 1995 г. №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» с последующими изменениями // СЗ РФ. 1995. №Ст. 3340; 2002. №30. Ст. 3029; №12. Ст. 1093; 2003. №27 (ч. 11). Ст. 2708;

.Закон РФ от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» // СЗ РФ. 1995. №27. Ст. 2503.

.Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» с последующими изменениями // СЗ РФ. 1997. №39. Ст. 4465; 2000. №14. Ст. 1430; 2002. №12. Ст. 1093; №30. Ст. 3029; 2004. №27. Ст. 2711.

.Агапов А.Б. Федеральное административное право России. Курс лекций. М.: «Юрист», 1997.

.Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). Учебное пособие. М.: «Энциклопедия управленческих знаний», 2000.

.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», 2004.

.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических ВУЗов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2009.

.Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. М.: «НОРМА-ИНФРА-М», 2005.

.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: «Норма», 2004.

.Беляева Н.Ю. Общественные объединения и органы власти: правовая основа и опыт взаимодействия Россия, Москва, Санкт Петербург; Казахстан, Алаты; Украина, Одесса: европейский опыт. М.: Международный благотворительный фонд политико-правовых исследований «Интеграл», 2007.

.Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. Пособие для самообразования. М.: Педагогическое общество в России, 2001.

.Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для ВУЗов. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2012.

.Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Юрист», 2004.

.Конин Н.М. Административное право России: Учебник М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

.Коренев А.П. Административное право России. Часть I. М. Изд-во «Щит-М». 2011. С. 148.

.Макарейко Н.В. Административное право: Учебник. 4-е изд., исп. и доп. М.: «Юрайт-Издат», 2005.

.Перевалов В.Д. Теория государства и права М.: «Норма», 2006.

.Попов В.В. Административное право. М., Учебник, Изд-во «Юрист», 2002.

.Пожарский Д.В. Государственный контроль и надзор в системе современного государства (теоретико-правовой аспект): учеб. пособие Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2005.

.Пожарский Д.В. Функции государства и государственный контроль в их системе (теоретико-правовой аспект). Монография. Академия права и управления. М.: 2005.

.Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т.2. Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юрисдикция. М.: Издательство «Норма», 2002.

.Мецаев Б.К. Юридическая природа контрольной деятельности: теоретико-правовой аспект. Дисс.канд. юрид. наук. М., 2004.

Вариант 1

Статья 5. Понятие общественного объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения <…>

Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация <…> общественный фонд; общественное учреждение <…>

Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной.

Статья 16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

Статья 17. Государство и общественные объединения

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается <…>

С1 Используя текст, назовите одно ограничение на создание общественной организации. Укажите четыре принципа, на которых должна основываться её деятельность.

Баллы
элементы : 1) ограничение на создание общественной организации, например: запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности; 2) четыре принципа , лежащие в основе деятельности общественной организации, например: - добровольность; - равноправие; - самоуправление; - законность; - свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности; - гласность, общедоступность учредительных и программных документов

С2 В СМИ появилась информация об организации «Бета». При каких условиях организацию «Бета» можно считать общественным объединением? На основе текст назовите три условия.

С3 Используя приведённый отрывок, укажите три формы общественных объединений. Опираясь на знания курса, назовите ещё одну форму, проиллюстрируйте примером деятельность такого объединения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) три формы общественных объединений (по тексту): - общественная организация; - общественный фонд; - общественное учреждение; 2) форма объединения , не названная в тексте, например: - политическая партия; - общественное движение; 3) пример , иллюстрирующий деятельность названной формы, допустим: для политической партии : - политическая партия приняла участие в парламентских выборах; - на съезде политической партии была принята новая партийная программа; - политическая партия объявила о создании молодёжной организации; - лидер политической партии опубликовал статью, в которой выразил позицию партии по отношению к международным событиям; для общественного движения: - члены общества охраны памятников культуры провели массовую акцию возле разрушающегося памятника архитектуры; - члены общественного движения обратились к населению с призывом поддержать их требования в ходе митинга. Могут быть приведены другие уместные примеры

С4 В Законе говорится, что деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной. Приведите три аргумента в обоснование необходимости подобных требований к общественным объединениям.

С5 Какой смысл правоведы вкладывают в понятие «физическое лицо»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о правоспособности физического лица, и одно предложение, раскрывающее сущность дееспособности физического лица.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например: физическое лицо – это человек как субъект гражданских правоотношений; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о правоспособности физического лица, опирающейся на знания курса, например: Объём правоспособности физического лица не зависит ни от пола, ни от возраста, ни от состояния здоровья. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о правоспособности физического лица.) 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса сущность дееспособности физического лица, например: Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
(C6)

Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.

Правильный ответ должен содержать примеры влияния: 1) влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей (например, в окружении Сергея А. все бросили курить и подшучивали над ним из-за того, что он никак не может преодолеть себя и тоже перестать курить; через полгода Сергей тоже стал некурящим); 2) влияние образа жизни семьи (например, в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу); 3) влияние профессиональных занятий родителей (например, Алексей А. работает на сталелитейном комбинате. Он унаследовал свою профессию от отца, а отец – от деда. Это профессиональная династия сталеваров.). Могут быть приведены иные примеры

С7 В выступлении главы современного индустриального государства с рыночной экономикой перед правительством и парламентом прозвучало требование создать условия для ускорения экономического роста в стране. Используя обществоведческие знания, укажите любые три меры, которые может предпринять государство в этом направлении, и кратко поясните влияние каждой из них на рост экономики страны.

В правильном ответе должны быть указаны меры и даны краткие пояснения , например: 1) создание благоприятного инвестиционного климата (при­влечение инвестиций способствует развитию всех отраслей экономики); 2) антимонопольные меры (поддерживают рыночную конкуренцию и способствуют развитию и техническому совершенствованию производства); 3) создание технопарков (создание условий для развития техники и технологий, внедрение которых повысит производительность); 4) совершенствование системы образования в стране, приспо­собление её к потребностям экономики (повышение квалификации работников повышает производительность труда); 5) создание «бизнес-инкубаторов» (молодые предприниматели по­лу­чают благоприятные стартовые условия для начала собственного бизнеса, что в итоге будет способствовать экономическому росту в стране). Могут быть указаны другие меры, даны иные пояснения

С8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль и его значение для развития общества».

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл


Вариант 2

Рыночная система хозяйствования, как и любая иная экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки… Как правило, к основным достоинствам рыночной экономики относят, прежде всего, её чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост, в т.ч. путём предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живучесть и приспособляемость.

К числу недостатков рыночной экономики многие исследователи относят постепенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной системы хозяйствования – конкуренции… Другой крупный недостаток рыночного механизма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен…

Нельзя не сказать и об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыночной экономике. Здесь следует принимать во внимание, что инфляционный рост цен оказывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают быстро обесцениваться по отношению к реальным активам…

Несомненным недостатком рыночного хозяйства является то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к т.н. общественным благам. Оно само по себе не решает ряд важнейших социальных проблем. Среди них организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры, обеспечение охраны общественного порядка, национальной обороны и т.п. Рыночный механизм хозяйствования не способен учитывать эти потребности общества. Поэтому государство вынуждено обеспечивать производство общественных благ и оказание услуг, проводя соответствующую налоговую политику.

Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения.

(В.И. Кушлин и др.)

С2 Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков.

С3 Объясните связь безработицы и рыночной экономики. Используя факты общественной жизни, назовите любые две меры государственной политики по сокращению безработицы.

С4 Как налоговая политика государства связана с производством общественных благ и решением социальных проблем общества? Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения этой связи.

(C5)

Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например: каналы социальной мобильности – это пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности.) 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества, например: В демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы, может занять устраивающую его социальную позицию.

С6 Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

С7 Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

В ответе должны быть следующие элементы : 1) ответ на вопрос : действия нотариуса правомерны; 2) пояснение , например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3) два аспекта : супруги могут определить в брачном договоре: - свои права и обязанности по взаимному содержанию; - способы участия в доходах друг друга; - порядок несения каждым из них семейных расходов; - определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; - любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. Пояснение и аспекты могут быть даны в иных формулировках

С8 Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



I. ВВЕДЕНИЕ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

в) Национально-культурная автономия как вид общественных объединений

г) Конституционно-правовой статус религиозных объединений

2. Ограничения на деятельность общественных и религиозных организации в целях обеспечения безопасности Российской Федерации

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


I. ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации закрепила право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединений. Признаны идеологическое многообразие, многопартийность. В условиях, когда развитие государства и общества выходит на качественно новый уровень, возникает острая необходимость выработки не только адекватных мер реагирования на нарушения конституционных прав и свобод, но и осуществления превентивных мер воздействия, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.

Значение общественных объединений возрастает всегда, когда государство переживает потрясения и кризисы, когда от каждого гражданина зачастую зависит и его судьба, и судьба страны.

Именно в такой обстановке находится наше общество сегодня. Спектр социальных, а порой и политических интересов, который представляют существующие общественные объединения, огромен, а с образованием новых массовых формирований он расширяется и обогащается.

Наряду с ростом числа общественных формирований отмечается распространенность нарушений права граждан на объединение, свободы деятельности общественных организаций. Нарушение этого права и свободы зачастую обусловлено недостаточной правовой квалификацией, отсутствием методических рекомендаций по надзору и контроле за соблюдением права граждан на объединение, бездушием и невниманием конкретных чиновников, разрывом между их словом и делом, встречающимися случаями злоупотребления властью и т.п. Распространены факты нарушения законодательства и руководителями общественных объединений.

Переходный период переживаемый страной, и присущие ему глубокие преобразования во всех сферах общественной жизни, сопровождаемые кризисом законности заставляют по-новому, с учетом признания Конституцией России человека, его прав и свобод высшей ценностью, определить роль и функции государственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, теоретически осмыслить место и роль органов прокуратуры в государственной системе защиты права каждого на объединение, свободы деятельности общественного объединения, предложить свое видение по совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением права граждан на объединение.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Сущность и специфика права на объединение

а) Сущность и содержание права на объединение

Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Статья 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений».

Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Конституция Российской Федерации и Закон "Об общественных объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской Федерации закрепляют за гражданами право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации.

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку "каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение....." - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие, в которых имеют только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Определенные ограничения установлены и для некоторых категорий российских граждан. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 1998 г. (27 мая 1998 г.) N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331) они могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям судьи, прокурорские работники, служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки. Пункт 12 ст. 11 Федерального закона от 5 июля 1995 г. (31 июля 1995 г.) N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает: "В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений за исключением профессиональных союзов". Это положение действует также в отношении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в ее уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов.

Право каждого на объединение может быть осуществлено каждым по достижении 18 лет. Право на объединение в профессиональный союз и в молодежную организацию возникает с 18 лет, а членами детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

В Постановлении Конституционного Суда от 12 февраля 1993 года, касающемся Указа Президента от 28 октября 1992 года "О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации", отмечалось, что ограничение права на объединение может быть установлено только решением суда на основании закона. Ликвидация или запрет общественного объединения как метод защиты конституционного строя, прав и свобод граждан не входит в число полномочий Президента Российской Федерации, поскольку ни Конституция, ни другие законы не уполномочивают Президента на подобные действия. Любая попытка со стороны исполнительной власти пресекать инициативную деятельность по созданию общественного объединения является нарушением конституционного права на объединение. Государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, причинившие вследствие нарушения законов ущерб общественным объединениям, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.

Требования, предъявляемые к созданию и деятельности общественных объединений, их государственной регистрации, не могут рассматриваться как нарушающие конституционное право, закрепленное в ч. 1 ст. 30 Конституции, если при этом не создаются необоснованные препятствия для реализации права каждого на объединение и для свободы деятельности общественных объединений.

Злоупотребление свободой объединения влечет за собой применение различных мер ответственности, что распространяется и на не зарегистрированные в органах юстиции общественные объединения. Так, деятельность общественных объединений может быть приостановлена в случае нарушения Конституции и законодательства Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Федерации на срок до шести месяцев решением суда по представлению прокурора или органа юстиции, регистрирующего общественное объединение.

В случаях совершения действий, которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной или религиозной розни, виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан, неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает, что его деятельность запрещена.

б) Конституционно-правовой статус общественных объединений

Общественное объединение является субъектом конституционно-правовых отношений и, следовательно, регулируется нормами конституционного права. В советское время, когда все названные структуры обладали правом выдвижения кандидатов в депутаты, они автоматически приобретали искомый статус. Сейчас Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» выделил из их числа категорию организаций, участвующих в избирательных кампаниях. Для того чтобы иметь этот статус, объединение обязано включить в свой устав норму об участии в выборах и пройти государственную регистрацию. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ужесточил это требование, установив минимальный срок со дня регистрации такого объединения до дня голосования в один год. С 14 июля 2003 г. правом на участие в выборах стал обладать только лишь один вид общественных объединений – политические партии.

Конституция Ст.13. П.5.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

15. Современные тенденции развития науки кп.

Если снять чисто идеологические, политические оценки, в рамки которых была поставлена наука государственного права, то бесспорны большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем.

Это относится прежде всего к общетеоретическим проблемам отрасли, к изучению ее специфики, особенностей ее предмета, способов реализации государственно-правовых норм, видов государственно-правовых отношений, их субъектов и т.д. Значительны исследования, касающиеся источников государственного права, обоснования юридического значения такого акта, как конституция, ее функций, юридических свойств.

Обстоятельно разработаны проблемы ответственности в государством праве, санкций, присущих этой отрасли.

Серьезные исследования посвящены сущности государственного суверенитета, общим аспектам теории народного представительства, формам непосредственной демократии, проблемам правового статуса личности.

Рамки обще-идеологических установок оставляли известный простор для дискуссий по государственно-правовым проблемам для критики действовавшего государственно-правового законодательства, в том числе и конституционных положений. Наука делала выводы о путях развития государственно-правового регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов.

Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование теоретических понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и текущее государственно-правовое законодательство, в научное основание их содержания.

Научные исследования способствовали практической деятельности, связанной с разработкой конкретных законодательных актов, систематизацией государственно-правового законодательства, планами законодательных работ. Научными проблемами занимались ученые всех союзных республик, входивших в состав бывшего Союза ССР. Это относилось как к общетеоретическим аспектам государствоведения, так и специфическим, присущим каждой данной национальной республике.

Научные разработки концентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканских академий наук, в высших юридических учебных заведениях.

Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из их знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование как науки констутуционного права. Ее становление связано с отказом от названных выше социалистических приоритетов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми.

Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положеным в основу развития общества на современном этапе.

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности – отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.

Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, утверждение множественности форм собственности, в том числе частной собственности, требуют новых подходов к теорети-ческому анализу конституционных положений в этой сфере.

Задачи науки КП:

    теоретическая разработка проблем федеративых отношений,

    обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.