Социальная сфера ее структура. Социальная сфера и ее структура

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы ее жизнедеятельности обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Важное теоретическое и практическое значение для социологического анализа социальной сферы, совершенствования управления социальной жизнью общества имеют познание и детальное рассмотрение составляющих ее основных компонентов.

В научной литературе имеются различные подходы к определению структуры социальной сферы. В одном случае расчленение социальной сферы производится в зависимости от содержания, в другом - по основным функциям, в третьем - по категориальному аппарату, характеризующему социальную сферу. Так, ее можно представить как совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания и тому подобное или как исторически достигнутое распределение и закрепление функций социальной сферы в виде конкретных условий, обязанностей и возможностей общества и его членов по удовлетворению и обогащению их потребностей. В данном случае структура социальной сферы выражает взаимосвязь и положение организационно оформленных функций социальной сферы как ее собственных элементов.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.



Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Под структурой социальной сферы подразумевается соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.

Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и под отраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.

В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).

Социальная сфера по своему составу близка к сфере, ранее называвшейся непроизводственной, однако не равнозначна ей. В непроизводственную сферу входили и такие отрасли, которые не относятся к социальной сфере: наука и научное обслуживание, связь и информационные услуги для организаций и учреждений; охрана общественного порядка и безопасности. Поскольку непроизводственная сфера представляла собой сферу экономики, непосредственно не связанную с созданием материального продукта, в нее не входили некоторые отрасли, относимые к социальной сфере, например, общественное питание и торговля, так как в этих отраслях материальный продукт либо, создается либо доводится до потребителя.



Социальная сфера заключает в себе сложный клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. Например, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо "отвечает" за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик, но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы. Отсюда перед социологом нередко возникает необходимость идти в своем поиске не от компонентов к социальной сфере, а от социальной сферы к компонентам и на этой основе раскрывать их природу, функции, назначение.

Основу всякой экономики составляет производство товаров и услуг, которое происходит в процессе взаимодействия работника с предметами и средствами труда. Если предметами труда выступают материально-вещественные продукты, то в результате производства создаются товары, имеющие вещественную форму. Если же предметом труда будет сам человек, то результатом такого воздействия может стать получение профессии, улучшение здоровья, повышение культурного уровня. Для получения такого продукта осуществляются определенные затраты, которые возникают в рамках экономических отношений. В современной экономической литературе и практике управления нет четкого разграничения между такими понятиями, как непроизводственная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура, социально-бытовая инфраструктура и социальная сфера.

Существуют 3 точки зрения в понимании социальной сферы , которые сложились:

1) Расширительная – включает в социальную сферу все то, что служит объектом и средством реализации социальной политики государства, например – регулирование доходов, вопросы семьи, бытовые услуги и т.д.

2) Суженная – представляет социальную сферу как совокупность отраслей по оказанию социальных услуг и по производству социальных благ.

3) Узкая – социальную сферу ограничивает только деятельностью по социальному обеспечению и социальной защите отдельных слоев населения.

Наиболее целесообразным является второй подход, в соответствии с которым, социальная сфера – это та часть экономики, деятельность которой направлена на создание условий для воспроизводства и развития человека, как члена социальной общности и субъекта социально-экономической активности.

Социальной сфере присущи определенные функции:

а) социальная – создание условий для развития социальной активности члена общества.

б) экономическая – обеспечение создания таких благ и услуг, которые необходимы для реализации социальной функции.

в) воспитательная – определяет уровень нравственности и характер поведения конкретного члена общества.

г) гуманистическая – связана с обеспечением условий для достойного образа жизни и гармонизации отношений между различными социальными группами в обществе.

Социальная сфера охватывает такие отраслевые системы, как здравоохранение , физическая культура и спорт , образование , культура , социальное обслуживание и социальное обеспечение , жилищно-коммунальное хозяйство , социальное страхование и пенсионное обеспечение и т.д .

Отрасли социальной сферы имеют своим непосредственным адресатом людей, их материальные, физические и духовные возможности. Здравоохранение занимается профилактикой и лечением заболеваний. Физическая культура и спорт служат укреплению здоровья людей, ими занимающихся, и получению эмоциональных переживаний зрителями спортивных состязаний. Образование обеспечивает освоение людьми знаний и умений. Деятельность организаций культуры и искусства и средств массовой информации доставляет людям эмоциональные переживания, эстетические впечатления, знания. Социальное обслуживание направлено на удовлетворение повседневных потребностей тех людей, которые нуждаются в посторонней помощи вследствие возраста, инвалидности, заболеваний, потери крова. Жилищное хозяйство предоставляет услуги по эксплуатации жилищ, обеспечивающие воспроизводство материальных условий повседневной жизнедеятельности людей (водоснабжение, отопление, освещение и т.д.). Социальное страхование, предоставление социальных пособий и пенсионное обеспечение поддерживают на определенном уровне материальные возможности людей, лишившихся доходов вследствие временной нетрудоспособности, производственной травмы, старости и т.п.


Отрасли социальной сферы постоянно выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества. Например, возможности получения медицинской помощи и образования различными социальными группами являются в любом современном обществе предметом оценки с позиций социальной справедливости. Международные организации и конституции многих стран относят доступность медицинского обслуживания, образования, культурных благ к числу неотъемлемых прав человека.

Социальная сфера имеет разнообразную структуру . Под структурой социальной сферы, как правило, понимаются отношения и взаимосвязи входящих в нее отраслей. С одной стороны, только к социальной сфере относятся здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, отдых, быт, жилищно-коммунальное хозяйство. С другой стороны, социальная сфера в значительной степени тождественна непроизводственной сфере, таким образом, к социально-экономической сфере относятся связь, информация, наука, охрана общественного порядка и безопасности, общественное питание и торговля. При классификации видов деятельности по производству услуг к социальной сфере, как правило, относят ремонт авто и бытовых приборов, гостиничный и ресторанный бизнес, транспорт, финансовое посредничество, государственное управление и т.д.

Социальная сфера может быть структурирована по различным критериям. Например, часто структуру социальной сферы представляют как сумму четырех взаимосвязанных частей:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

Эффективное функционирование социальной сферы обеспечивает развитая социальная инфраструктура, устойчивая совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекта потребностей в целях воспроизводства человека и общества.

Более реальное представление о структуре социальной сферы дает классификация отраслей:

1.Образование – дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования;

2.Культура – библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, кинотеатры, памятники истории и культуры, выпуск книжной журнальной и газетной продукции;

3.Охрана здоровья человека – статистика здравоохранения, статистика заболеваемости населения, инвалидности, производственного травматизма;

4.Здравоохранение – деятельность учреждений здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность, кадры врачебного и младшего медицинского персонала;

5.Социальное обеспечение и обслуживание – стационарные учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом и медицинском обслуживании и уходе, дома-интернаты, хосписы, фонды и т. д;

6.Жилищно-коммунальное хозяйство - жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;

7.Физкультура и спорт – сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.

Структура социальной сферы может быть рассмотрена и как структура сферы услуг: общественные услуги в чистом виде, частные услуги в чистом виде, смешанные услуги.

Производство и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей – общенационального, локального и регионального масштаба. Эти услуги невозможно сделать исключительно объектами индивидуального пользования. Неисключаемость таких услуг из потребления дает возможность индивидам потреблять их не оплачивая (бюджетное образование, отдельные виды медицинского, социального обслуживания и т. д.). Государство гарантирует доступность таких услуг и минимальный социальный стандарт их предоставления. Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет регионального бюджета или бюджета страны. Отмеченные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения.

В противоположность им чистые частные услуги целиком и полностью включены в рыночные отношения и обладают следующими свойствами: индивидуальный характер потребления, исключаемость, их производство полностью осуществляется на основе частной собственности и конкуренции (например, частные медицинские центры, частные образовательные услуги и т. д.).

Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, обладая свойствами и чистых частных и чистых общественных услуг.

На основе выше приведенной классификации социальных услуг как экономических благ существует также деление социальной сферы по секторам экономики (структура по учреждениям): государственный сектор (производятся чистые общественные блага и социально значимые блага, обеспечивающие систему государственных минимальных социальных стандартов), коммерческий сектор (производятся частные блага на коммерческой основе), неприбыльный сектор (добровольно-общественный) – спортивные клубы, волонтёрские объединения, творческие коллективы, благотворительные организации и т. д.

В отраслях социальной сферы в Республике Беларусь функционируют учреждения и организации различных форм собственности, а также способов хозяйствования. Ведущие позиции занимают государственные учреждения и организации, являющиеся собственностью Республики Беларусь, кроме того, сохраняется и сеть ведомственных социально-культурных учреждений, которые находятся на балансе организаций сферы производства (детские сады, поликлиники, дома отдыха, санатории, клубы и т. д.).

Состояние и развитие социальной сферы находится в прямой зависимости от уровня развития производственной сферы, объемов ВВП, установленных и соблюдаемых пропорций его распределения между сферой производства и сферой услуг. Социальная сфера оказывает всестороннее влияние на развитие производительных сил, выступает важным фактором повышения производительности труда. Тем не менее, в Беларуси функционирование отраслей социальной сферы всё ещё нередко осуществляется по второстепенному принципу. Недопонимание их значения (как одного из главных факторов социально-экономического прогресса, социальной ориентации экономики) несомненно тормозит ход экономических реформ.

По итогам 2013 года объём средств, направленных в Беларуси на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 78,6 трлн. руб. (41,9% от общих расходов консолидированного бюджета). Из них на образование – 32,2 трлн. руб. (17,2%, в 2012 г. – 16,7%), здравоохранение – 25,3 трлн. руб. (13,5%, в 2012 г. – 13,1%). С одной стороны, вроде бы наблюдаем положительную динамику. Но, с другой стороны, на всю социальную сферу (а это образование, здравоохранение, культура, спорт и т. д.) в разрезе республиканского бюджета приходится только 21% расходов, в то время, как расходы на оборону и правоохранительную деятельность (силовиков) составляют 15,9%, национальную экономику и государственное управление (чиновников) – 15,6%, а образование – 5,3%, здравоохранение, физкультура, спорт, СМИ вместе – 6,1%, социальная политика – 9,5%. Такие цифры уже вызывают сомнение в исключительно социальной направленности белорусского бюджета.

Республика Беларусь пока значительно отстаёт от экономически развитых стран по уровню развития сферы услуг. В развитых странах доля услуг в ВВП составляет от 66 до 86%, в то время как в республике на протяжении нескольких предыдущих лет удельный вес сферы услуг в экономике страны не превышал уровня 39-41%, а динамика показателя демонстрировала тенденцию к снижению. Правда, по результатам 2014 года был отмечен определённый рост и доля сферы услуг в структуре ВВП увеличилась до 47%, обогнав сферу производства (43%). Так, например, доля образования в структуре ВВП на протяжении многих лет составляет 4-5%, здравоохранения – 3-4%. Естественно данные виды услуг существенно уступают в структуре ВВП торговли (12%), транспорту и связи (9%) и др. В ближайшем будущем правительством РБ поставлена задача по достижению удельного веса услуг в ВВП до уровня 50%.

Несмотря на определённые сложности в развитии социальной сферы, по итогам 2014 года в рейтинге Social Progress Index (индекс социального развития), Беларусь заняла 58-е место из 132. При подсчёте учитывались только фактические результаты экономической политики стран, а не затраченные ресурсы. Индекс социального развития показывает, насколько социальная система удовлетворяет потребностям жителей. К ним относятся питание, первая медицинская помощь и здравоохранение в целом, качество жилья, доступность базового и дополнительного образования, личная безопасность, доступ к информации и т.д. Для сравнения: Россия находится на 80-й строчке рейтинга. Данный индекс, акцентируя внимание на степени развития социальной сферы в стране, не в полной мере учитывает экономическую составляющую. Но и по Индексу развития человеческого потенциала (а в нём оценивается уровень образования, продолжительность жизни и, главное, ВВП по паритету покупательной способности) Беларусь занимает 50-е место из 187 государств.

Социальная сфера – это совокупность отраслей и организаций, выполняющих функцию удовлетворения потребностей населения в различных социальных благах и услугах.

Социальная сфера включает в себя различные отрасли народного хозяйства, относящиеся к непроизводственной сфере и частично – к материальной сфере производства. Данная сфера представляет свои блага преимущественно в виде услуг. В развитых странах в этой сфере занято более 50% трудовых ресурсов. Она является важным составным элементом экономики любой страны, т.к. обладает значительным мультипликативным эффектом, благодаря которому ее функционирование воздействует на деятельность многих отраслей экономики.

Рынок услуг специфичен, он обладает следующими особенностями:

    высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер;

    высокая скорость оборота капитала вследствие более короткого производственного цикла;

    высокая чувствительность услуг к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью их складировать, транспортировать, изготавливать впрок, осязать;

    индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг, их невзаимозаменяемый характер;

    высокая дифференциация продукта в одной и той же отрасли;

    неопределенность результата при оказании социальных услуг и др.

К социальной сфере относятся следующие виды деятельности :

    оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

    гостиничный и ресторанный бизнес;

    транспортное, складское хозяйство и связь;

    финансовое посредничество – страхование, пенсионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;

    государственное управление и социальные услуги;

    образование;

    здравоохранение;

    деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

    деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

    деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

Структура социальной сферы – это соотношение и взаимосвязи отдельных входящих в нее секторов и отраслей.

Различают отраслевую и секториальную структуры социальной сфеы. Отраслевая структура характеризуется многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Секториальная – предусматривает, что входящие в состав социальной сферы организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.

Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы

    Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.

    Территориальные социальные комплексы, их классификация.

1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.

Территориальная организация социальной сферы – это совокупность процессов или действий по размещению ее объектов.

Развитие производства и развитие социальной сферы в общем идут взаимосвязано, однако в разных регионах по-разному. Развитие социальной сферы обычно протекает адекватно развитию производства, отстает от развития последнего, несколько опережает его.

Современное размещение социальной сферы в различных государствах представлено тремя вариантами :

1. В высокоразвитых странах развиты практически все отрасли социальной сферы. При этом они размещены так, чтобы все районы и города этих государств были в достаточной мере обеспечены предприятиями социальной сферы.

2. В развивающихся странах, взятых в целом, социальная сфера развита относительно слабо. Исключения составляют ее отдельные отрасли, в частности туризм, который обслуживает, в основном, иностранцев, а также мелкорозничная торговля. В отдельных государствах, в силу их специфики и традиций, развиты и иные отрасли социальной, сферы. Размещение предприятий последней отличается крайней неравномерностью. Можно говорить даже об очаговом их размещении в отдельных странах и регионах. Основная часть предприятий социальной сферы сосредоточена в. городах, преимущественно крупных, в первую очередь - столичных или портовых.

3. Постсоциалистические страны, чья экономика переживает переходный период, обладают и социальной сферой переходного типа. В них сохранились многие черты социального развития стран социалистического типа:

а) равное обеспечение социальной сферой, хотя бы на очень невысоком уровне, всего населения страны (с учетом региональных различий);

б) государственная собственность в социальной инфраструктуре;

в) жесткое государственное регулирование отраслей социальной сферы.

Однако это наследие недавнего прошлого все более дополняется (и в большой мере вытесняется) элементами рыночных отношений в социальной сфере. А это приводит к важным территориальным сдвигам в ее развитии, размещение предприятий социальной сферы все более сдвигается в ионы инвестиционной активности. Можно полагать, что эта модель развития и размещения социальной сферы представляет собой не какое-то временное, конъюнктурное явление, а довольно устойчивую закономерность. По-видимому, на длительную перспективу должно быть рассчитано и государственное регулирование всех трех секторов социальной сферы.

На размещение социальной сферы оказывают влияние большое количество факторов, которые сформированы в три группы:

1. Природные фактор – место расположения территории, его климатическая зона, рельеф местности, красота природного ландшафта, его привлекательность, наличие минеральных источников и т.п.

2. Населенческие факторы – плотность расселения населения по территории страны, половозрастной, национальной, религиозный состав населения, его социальная структура.

3. Экономические факторы – налоговые поступления в республиканский и местный бюджет, размер отчислений на финансирований социальной сферы и др.

Говоря об экономическом фаткоре нельзя забывать о финансировании развития социальной сферы. О масштабах и источниках этого финансирования. От этого прямо зависят и масштабы развития социальной сферы, ее отдельных отраслей.

Все перечисленные факторы – природные, населенческие, экономические – оказывают различное влияние на развитие и размещение социальной сферы в различные исторические эпохи, на разных этапах развития общества. Более того, сам спектр отраслей социальной сферы, специализация последней меняются в ходе развития общества, меняются и приоритеты, хотя практически все отрасли социальной сферы в той или иной форме существовали еще в глубокой древности.

Можно выявить несколько основных исторических этапов развития социальной сферы и ее отдельных отраслей:

    Античное общество, когда в городах развивалась наука, культура. Зарождалось образование, медицина, туризм (в частности его такой специфический вид, как поездка на олимпийские игры).

    Средневековье, когда в развитии социальной сферы произошла стагнация, а в ряде случаев – и отступление. Резко сократился обмен социальными достижениями между отдельными странами и народами.

    Эпоха Возрождения, когда вместе с развитием общества начался новый этап развития социальной сферы, обмена ее достижениями. В связи с Великими географическими открытиями начался перенос европейских достижений в развитии социальной сферы на другие материки. Шел и обратный процесс - проникновение социальных ценностей других земель в Европу. В этом плане особенно важным было знакомство с духовными ценностями Востока, с техническими достижениями китайской цивилизации.

    Эпоха капитализма дала новый толчок развитию социальной сферы в странах Европы, а затем и других частей света. Социальная сфера из «служанки избранных» превращается в феномен, обеспечивающий развитие всего общества. И это – не случайно: все более совершенствующееся машинное производство с обслуживающим его персоналом уже не могло функционировать без развитой, диверсифицированной социальной сферы. При капитализме социальная сфера развивалась в условиях рыночных отношений и господства частного предпринимательства в ее основных отраслях.

В постсоциалистических государствах, к числу которых относится и Беларусь, развитие социальной сферы находится в переходной стадии, что отражается и на многообразии форм собственности в отраслях этой сферы, и на снижающейся, но все еще большой роли государства в регулировании их развития и размещения.

Социальная сфера жизни общества - это совокупность индивидов, которые объединены исторически сложившимися связями и отношениями, а также обладающая признаками, которые придают ей самобытность. Это понятие напрямую связано с удовлетворением А возможности, благодаря которым можно получить желаемый результат, зависят от:

  1. субъекта и его принадлежности к определенной общественной группе.
  2. Уровня развития государства и его места на мировой политической арене.

Заметим, что общество - это не просто количество людей. В нем действуют некие совокупность которых и составляет социальное бытие. В основе их классификации может лежать классовая принадлежность, национальные, возрастные или профессиональные характеристики. Разделение может проводиться также на основе территориальной принадлежности. Именно поэтому социальная состоит из классов, слоев, профессиональных и территориальных общностей, а также производственных коллективов, семей и институтов. Также в этой сфере выделяют макро- и микроструктуру, которая включает семьи, трудовые и учебные коллективы и прочее.

Заметим, что все составляющие здесь находятся во взаимодействии, которое основано на реализации основных потребностей и интересов. Они вступают в определенные отношения, видов которых может быть несколько: экономические, социальные, духовные и политические.

Социальная сфера общества включает в себя следующие структурные компоненты:

  1. Этническая структура. Изначально самой малой группой считалась семья, из которой состоял род. Если их объединялось несколько, тогда образовывалось племя. Позже образовалась народность, в основу которой были положены территориальные связи между людьми. Когда начинает развиваться феодализм, стартует процесс становления нации.
  2. Демографическая структура. Генеральной общностью этой структуры выступает народонаселение - совокупность людей, которая непрерывно воспроизводит себе подобных.

Социальная сфера общества имеет определенный характер отношений, которые формируются между ее членами. Их специфика зависит от позиции, которую они занимают в структуре, а также от роли, которая им отведена в рамках совместной деятельности. Как правило, позиционирование индивидов не является равнозначным. Это неравенство выражается в той социальной дистанции, которая существует между членами общества.

Социальная сфера общества характеризуется главенствующей ролью отношений, что неукоснительно приводит к развитию нового вида сознания представителей социума, которое носит название общественного. Его структурной особенностью является то, что общность людей думает и действует совершенно в ином ключе, не таком, как отдельные ее члены, если бы они находились в состоянии разобщенности.

Заметим, что эта сфера жизни людей является структурой, которая находится в беспрерывном развитии. В ее рамках всегда происходят те процессы, которые способны изменить характер отношений между индивидами, а также их содержание. Они способны повлиять на суть социальной структуры и

Социальная сфера общества постоянно исследуется, потому что вместе с этим мы постигаем специфику человеческих отношений, а также особенности деятельности и поведения членов социума, социальных структур и их элементов.

Заметим, что изучение всех этих составляющих возможно только в рамках социологии. Конечно же, эта сфера изучается многими науками, но благодаря социологии мы получаем более полное представление обо всех аспектах ее существования и функционирования.

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы ее жизнедеятельности обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Важное теоретическое и практическое значение для социологического анализа социальной сферы, совершенствования управления социальной жизнью общества имеют познание и детальное рассмотрение составляющих ее основных компонентов.

В научной литературе имеются различные подходы к определению структуры социальной сферы. В одном случае расчленение социальной сферы производится в зависимости от содержания, в другом - по основным функциям, в третьем - по категориальному аппарату, характеризующему социальную сферу. Так, ее можно представить как совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания и тому подобное или как исторически достигнутое распределение и закрепление функций социальной сферы в виде конкретных условий, обязанностей и возможностей общества и его членов по удовлетворению и обогащению их потребностей. В данном случае структура социальной сферы выражает взаимосвязь и положение организационно оформленных функций социальной сферы как ее собственных элементов.

С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

Можно привести и другие системы классификаций элементов данной системы.

Ряд исследователей полагают, что есть смысл говорить об общих элементах сфер общественной жизни, из которых строится любая из них. Предполагается, что элементы всех общественных структур взаимосвязаны, они как бы пронизывают друг друга. Но эта взаимосвязь отнюдь не означает ликвидации качественной определенности сфер. Например, классы, другие социальные общности пронизывают своей деятельностью и отношениями все сферы общественной жизни. Однако законы воспроизводства, на основе которых складывается социальная сфера, функционируют и развиваются данные общности, которые связывают сложную социальную жизнь в целостную систему, не растворяются в законах других сфер. Большинство ученых склоняется к выделению в сферах таких элементов, как деятельность, отношения, субъекты. Причем на первый план анализа выдвигается фактор социальной деятельности.


Каждый из таких подходов имеет свои достоинства, поскольку позволяет анализировать содержание и сущностные характеристики социальной сферы под определенным углом зрения. Вместе с тем ни один из них не раскрывает всего богатства, сложности и многоплановости социальной сферы в ее реальном и предметном воплощении. Мы предлагаем принцип структуризации социальной сферы, исходя из особенностей ее социологического анализа. Вначале уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека,группы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, с нашей точки зрения, ее первичным элементом является понятие "потребность индивида, группы" -то наиболее простое, элементарное образование, которое сохраняет свою подчиненность общему закону социальной сферы, ее главной функции. Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, на наш взгляд, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Экономический кризис, приведший к снижению уровня жизни большинства россиян, существенно скорректировал структуру потребления населения, причем в худшую сторону. Однако уровень запросов людей, сформировавшаяся в обществе ранее, структура потребностей различных групп населения, по своему характеру, в целом сохранились. Образовавшийся разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворения не только морально травмирует сознание людей, но и приводит к их физической и психической деградации. Деморализация населения подогревается средствами массовой информации, пропагандирующими завышенные потребительские стандарты, доступные лишь "новым русским". Представляется, что все социальные силы, имеющие возможность влиять на формирование социальных стандартов населения, должны руководствоваться чувством социальной ответственности за несоответствие средних доходов населения предлагаемым стандартам потребления.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Отказ в последние годы от ранее существовавших ценностей, в центре которых стояла официальная доктирина и неофициальная установка на приоритетную ценность труда, привнесение западных нравственных установок, распространение социально привлекательной мифологемы быстрого обогащения и "красивой жизни" привели к разрушению у многих людей привычных социальных и нравственных. ориентиров в результате - непоследовательность в поведении и сознании, нестабильность в обществе на макро-, и микроуровне.

Размытая система ценностей и норм, неподкрепленная зачастую соответствующими санкциями, но выступающая реальной основой макросоциального процесса смены моделей и регуляторов социальной деятельности, является одним из факторов противоречивости современного трансформирующегося общества. Очевидно, что дальнейшие общественные преобразования, если мы хотим утверждения позитивной логики социального, развития общества, расширения пространства социальной активности, связаны с реморализацией, формированием в обществе системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей.

Полагаем, что одним из ведущих условий этого может стать опора на систему базисных ценностных ориентации, которые включили бы в себя такие ценности, как хорошее образование и высокая профессиональная квалификация, самореализация и самоотдача в деловой жизни и, только на этой основе, зажиточная и комфортная жизнь. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является причиной взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения, качестве и количестве в их соотнесении с уровнем дореформенной (1991) России или развитых стран, требованиями современной цивилизации.

Последнее десятилетие отмечено стремительным разрушением социальной инфраструктуры. В условиях бюджетного дефицита ухудшается состояние материальной базы для обучения школьников и студентов, лечебной деятельности врачей. Сократилось число дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений физкультуры и спорта. В кризисной ситуации находится автомобильное и железнодорожное сообщение, особенно пригородное. Наиболее тяжелое положение финансирование осуществлялось ранее из бюджетов производственных предприятий (заводские детские сады, пионерские лагеря, столовые, поликлиники, дома отдыха и санатории). В последние годы все меньше и меньше вводится в строй новых объектов социально-культурного назначения.

Бесконтрольный рост платности обучения, медицинского, бытового обслуживания населения привел к невостребованности мощностей образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечивавших прежде потребности населения. Снижение- доступности различных товаров и услуг деформировало сложившийся образ жизни, увеличило нагрузку в домашнем хозяйстве, сократив свободное время, прежде всего женщины.

Как показывают наши исследования, лишь небольшое число населения пользуется услугами бытовых учреждений. Так, услугами парикмахерских, прачечных, химчистки, пошивочных ателье регулярно пользуется лишь каждая пятая из опрошенных семей, изредка - около половины, около трети - вовсе не пользуются.

Радикальные перемены коснулись государственной системы жилищного обеспечения. В условиях острого дефицита жнлья, с одной стороны, сокращается объем строительства жилья, с другой - растет объем продаж. Практически происходит рыночное перераспределение построенного в прежние годы жилищного фонда, и зачастую это происходит путем ущемления интересов слабо защищенных слоев населения, проживающих в муниципальном фонде. Отсутствие социальной защиты тех семей, которые особо остро нуждаются в жилье, ведет к усилению имущественной дифференциации населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностыо в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:

Потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

Субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

Соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Оценивая ситуацию в отраслях социальной сферы, отметим, что в них происходит серьезный спад. Результатом проводимых реформ стало ухудшение социальных показателей, характеризующих вышеперечисленные процессы, лишение основной группы населения возможности получения большой части услуг. Резкая дифференциация обеспеченности населения социально-культурными услугами связана с поляризацией доходов населения, ростом цен на товары и услуги и в результате - с сужением платежеспособного спроса широких слоев населения, а также отвлечением наиболее качественных ресурсов на удовлетворение запросов небольшой высокодоходной группы общества. Следует отметить также дифференциацию региональных социокультурных условий жизнедеятельности, что сказывается на возможностях социального воспроизводства населения и может породить конфликты между различными территориями.

Одной из острых остается проблема социального обеспечения уязвимых слоев и групп населения. Рост в последние годы почти вдвое численности пенсионеров по старости, бездомный (по разным оценкам их насчитывается сейчас от 1,5 до 2 млн. человек), беспризорников требует от государства в целях обеспечения нравственного здоровья общества, его динамичного развития в перспективе мобилизации человеческого потенциала, организации эффективной социальной поддержки этих слоев.

В условиях катастрофически ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране, усиливающегося бюджетного дефицита, непрерывного роста цен, видимо, этот спад будет продолжаться и впредь, поскольку для тех кто планирует социальное развитие страны оказывается невыгодным вкладывать средства в отрасли, которые дают эффект не сразу, а в далекой перспективе. Сложившееся кризисное состояние может еще более усугубиться в связи с ростом цен на товары и услуги, энергоресурсы, ужесточением налоговой политики. Возможно наиболее острыми будут проблемы коммунального и транспортного обслуживания.

Однако, как нам представляется, законодательно должен быть установлен минимум бесплатных услуг, гарантирующих социальное выживание население и будущее нашей страны. В их состав должны войти образовательные, медицинские и транспортные услуги.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными харакхеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным Группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы. Каждый их них по-своему в нее включен.

В первой главе мы уже дали характеристику народонаселения, обратимся к характеристике социальной стратификации нашего общества в условиях перехода к рынку. Следует отметить, что российские исследователи, выстраивая социальную структуру, используют различные критерии:

разделение труда, отношения собственности; власть, престиж, доход, уровень образования. Так, по мнениют Н.М.Римашевской и И.А.Дискина, контуры новой социальной структуры общества задает степень адаптированности людей к новым экономическим и социальным реалиям, осознание различными группами и слоями своих интересов. С точки зрения этих авторов, социальная структура" в первом приближенни" выглядит следующим образом:

1) "элитно-олигархические группы", обладающие собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными корпорациями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне;

2) "региональные и корпоративыне элиты, обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

3) "российский верхний класс", обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими высокие западные стандарты потребления, а также притязаниями на повышение своего социального статуса и ориентациями на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношении;

4) "российский средний класс, обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления; относительно высокой адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивацией; социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления;

5) "аутсайдеры", характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения;

6) "маргиналы", характеризующиеся низкой адаптацией, асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности;

7) "криминалитет", обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, и вполне рационально действующий вопреки легальным, сложившимся нормам хозяйственной и социально-экономической деятельности. Академик Г.В.Осипов полагает, что в россии к 1994 году "в основном сформировалась качественно новая, предельно поляризованная социально-классовая структура с полюсами в виде буржуазии, с одной стороны. и полудеклассированных наемных работников, с другой, при весьма неустоявшемся среднем классе, который точнее было бы назвать средним социальным слоем".

Примерно такого же подхода придерживается Н.Е. Тихонова. В своем выступлении на Международной теоретической конференции социологов она отмечает, что "социальная структура складывающегося общества пока будет тяготеть скорее к архаическим формам социальной структуры раннеиндустриального типа с достаточно жесткой классовой дифференциацией, чем к социальной структуре общества позднеиндустриально типа.западного образца". Автор также указывает на возможность реанимирования идеи классовой борьбы, "поскольку положение России в обозримом будущем вряд ли заметно улучшится".

С нашей точки зрения,становление рынка рождает принципиально новые общественные отношения, в том числе производственные, и новые формы собственности: частную, акционерную, общественных организаций, кооперативную, концессионную, смешанную и т.п. Это означает появление в общественной жизни новых социальных групп людей, которые характеризуются более сложным и пока не привычным сочетанием признаков, требующих осмысления. Но совершенно очевидно, что реанимация частной собственности порождает класс собственников и обостряет его отношение с наемными работниками, а имущественная дифференциация возрождает слои нищих, бедных, богатых, отличающихся друг от друга доходами и источниками его получения, а также качеством жизни.

При этом с позиций нашего анализа наиболее значимым, при построении матрицы социальной стратификации, общества, является критерий социального расслоения, когда в основу ее построения берется показатель среднедушевого дохода, В условиях рынка именно этот признак во многом определяет эффективность социального воспроизводства человека или группы. Хотя необходимо признать, что даже значительный уровень дохода, определяя потенциальные возможности саморазвития, реализации творческого потенциала, не всегда и не сразу меняет поведенческие реакции конкретных людей.

Большинство исследователей социальной структуры общества сходится на важности (в целях обеспечения политической стабильности в обществе) скорейшего формирования так называемого "среднего класса" и в то же время нереалистичности быстрого выполнения этой задачи.

Следует отметить, что четкого, единого определения категории "средний класс" нет. Главным образом это обусловлено методологическими трудностями фиксации границ данной социальной категории. В мировой практике принадлежность к "среднему классу" принято устанавливать на основе обладания личностью средним статусом и престижем. При этом основным методологическим критерием выступает размер дохода индивида, позволяющий ему иметь и поддерживать определенный средний стандарт потребления. Если взять этот критерий за основу оценки, то можно утверждать, что к началу радикальных общественных трансформаций в России "средний класс" был вполне сложившимся. В середине 80-х годов квалифицированные рабочие, интеллигенция, управленческий персонал занимали весьма весомые позиции в социальной структуре страны. Мировоззренческие установки, нравственные ценности, связанные с получением стабильного высокого дохода на основе высококвалифицированной профессионально-трудовой деятельности, отличали эти группы населения от других его категорий.

Реформы, с их серьезнейшими социальными издержками, привели к размыванию этого слоя. Цена реформ оказалась чрезмерно высокой и она превысила запас прочности этого слоя населения России. За последние годы заметно снизился уровень доходов на душу населения. Происходит процесс обнищания широких слоев населения. В зоне бедности находится почти половина россиян. Государство не гарантирует каждому члену общества прожиточный минимум. Поэтому растет число семей, которым начинает угрожать "необратимая бедность. К этой категории относятся семьи, чей душевой доход в течение трех лет не поднимается выше отметки прожиточного минимума. Кроме того, наши исследования показывают, что сравнительно быстро увеличивается число "потенциально бедных": В эту зону риска попадают в основном лица, чьи доходы превышают официально установленный прожиточный минимум не более чем на 25%. Их положение характеризуется крайней степенью неустойчивости: любое изменение обстоятельств выталкивает этих людей за черту бедности.

Расслоение общества превысило допустимые (по мировым стандартам) нормы. У 10% наиболее высокодоходного населения сосредоточилось 34% денежных доходов, у 20% - 46% денежной массы страны, а у 20% россиян лишь 4,6%.

В этих условиях крайне привлекательной выглядит идея форсированного формирования массовидного "среднего класса", который с точки зрения поддержания себя и воспроизводства будущих поколений, характеризовался бы высокой стабильностью, большими возможностями самовоспроизводства и установками на достижение более высокого уровня развития своих социальных качеств. Решение, этой стратегической задачи лежит на пути вывода из под непосредственного влияния рынка образования, культуры, управления, повышения статуса интеллигенции, обеспечения достойного уровня жизни.

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство на любой ступени ее развития. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне - соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. Так, например, в префектурах округов города Москвы управление социальными процессами осуществляется Префектом и его заместителем через посредство Управления социального развития, ведающее вопросами образования, охраны здоровья населения, социального обеспечения и социальной защиты населения, культуры, досуга и спорта, молодежи и развития семьи, профилактики правонарушений, охраны окружающей среды, занятости и помощи безработным, поддержки и развития общественной активности различных социальных групп. Каждое из направлений социального развития в любом округе Москвы непосредственно обеспечивается специализированными управлениями и отделами.

На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.

Степень эмансипации каждого конкретного общества от стихийного воздействия случая, равно как и сила, эффективность его противодействия стихийным факторам носят конкретно-исторический характер. Границы целенаправленного воздействия на социальную среду, его содержание, цели и принципы зависят от сущности общества, господствующих в нем экономических отношений, политических институтов. Сознательное управление осуществляется в интересах класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает систему общественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия на общество. Субъективные факторы таких воздействий в процессе общественного прогресса претерпели глубокие изменения - от управления посредством эмпирических, из непосредственного опыта получаемых и передаваемых из поколения в поколение, традиций, обычаев в первобытном обществе до сознательного управления социальными отношениями и процессами. При этом остается настоятельной необходимостью совершенствование управления социальным воспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливает требования к социальному познанию существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации социальной сферы в определенную целостность, характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету в управлении социальной сферой уникального и случайного.

Социальная сфера заключает в себе сложный клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. Например, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо "отвечает" за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик, но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы. Отсюда перед социологом нередко возникает необходимость идти в своем поиске не от компонентов к социальной сфере, а от социальной сферы к компонентам и на этой основе раскрывать их природу, функции, назначение.

В этом параграфе представлены лишь основные компоненты социальной сферы, поскольку количество ее элементов в процессе познания ее различных образований может изменяться в зависимости от целей исследования.