Пункт 44 правил 354. Постановление Правительства о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов — Российская газета

Просим Вас пересмотреть пункт 42.1 Правил 354 так как в данной редакции он противоречит Законодательству Российской Федерации.

Государство вменило в обязанность собственникам оборудовать свои помещения счетчиками для учета потребления коммунальных ресурсов. (ст.13 261 ФЗ, ст. 157 ЖК, пункт 80 Правил 354). Согласно ст.13 261 ФЗ, пункта 81, 31ж, 31а, 33а Правил 354, Правил 1034, договору управления домом по принятым в работу счетчикам должны проводить начисления потребленных коммунальных ресурсов с 1 числа следующего отчетного периода. А также собственники имеют право получать, а управляющая компания предоставлять коммунальные ресурсы надлежащего качества в необходимых объемах. Учет объемов потребления коммунальных ресурсов определяется приборами учета. Права граждан РФ защищает государство ст.2 и 15 Конституции РФ и Закон по защите прав потребителей.

Пункт 42.1 Правил 354 определяет порядок начисления тепла от фактического наличия индивидуальных теплосчетчиков в многоквартирном жилом доме, чего практически достичь невозможно по многим причинам. Законопослушные граждане РФ не должны страдать от нарушителей порядка и законов. Порядок начисления тепла должен определять конструктив здания: «если хоть одно помещение в многоквартирном доме не может быть оборудовано теплосчетчиком, то и во всех помещениях нельзя устанавливать ИПУ тепла».

Для того чтобы собственники устанавливали счетчики введено в действие Постановление Правительства РФ N1380 и принята формула 3.3 начисления отопления Правил 354.

В пункте 81 Правил 354 конкретно указать документ, определяющий наличие/отсутствие возможности установки приборов учета тепла.

Стоимость установки теплосчетчика обходится в среднем в 20-25 тысяч рублей.

Вопрос кто будет тратить деньги и время на установку теплосчетчика, если по нему не считают? И причина отказа смешная, потому что сосед пьяница его не установил, вовремя не поверил или сосед в длительной командировке и не может своевременно заменить счетчик, квартира находится под арестом.

Старкова Надежда Васильевна

член Совета дома 8 Орденоносцев, г.Екатеринбург,620010

[email protected]

КОММЕНТАРИИ


 |

Тося
21.02.2019, 11:28

очень долго еще не придут к единому консенсусу,т.к. платить жильцам по ИПУ не выгодно для УК,а действующие формулы мягко говоря......

Екатерина
15.08.2018, 17:21

Конституционный суд РФ 10 июля 2018 года признал неконституционными положения ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, а также абзацев 3 и 4 п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Как указал КС, федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию.

И сколько же потребуется времени на устранение неконституционности и нарушения принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов. Месяцы или Годы?

Каждый гражданин заинтересован, какое правило расчета стоимости коммунальных услуг действует сейчас. Поэтому пункт ст. 354 может раскрыть важные вопросы, и дать ответы так, как это установил закон.

Постановление 354 с последними изменениями 2016,

Положение от правительства РФ о коммунальных услугах было создано в июнь 2011 году. После этого в действие закона требовалось вносить поправки, поэтому каждый год в апрель, март, июль, май, середина июня и в другие месяцы вносился новый проект с изменениями. Российский закон на этот период действует согласно последним поправкам. Стоит изучить это право, до того как рассмотреть внесение поправок.

Федеральный закон в постановлении 354 содержит такие разделы:

  • Предоставление услуг, которые получит пользователь и собственник помещений;
  • Условие и главный порядок того, как подается услуга;
  • Приборы учета и расчет размера платы;
  • Перерасчет и начисление по отоплению, по электроэнергии, по воде;
  • Вопрос об отмене оказания услуг;
  • Приложение, где есть правила расчета, а также формула и норматив тарифа;
  • Изменения, которые вносятся в акт.

Действующая редакция с последними изменениями имеет некоторые поправки в соответствии к актуальной ситуации в ЖКХ. На декабрь 2015 года потребовалось утверждать поправки, которые будут вступать в силу в 2016 году. Также федерация вносила изменения в правительственное виденье этого документа в сентябрь, апрель, в конце января и другие месяцы. Многие порталы, такие как консультант плюс, уделяют внимание на текст этого положения, поэтому стоит рассмотреть каждую его часть в последней ред. на разные виды услуг.

О коммунальных услугах

Положение номер 354 регулирует потребление ресурсов ЖКХ для собственников и пользователей жилой квартир или нежилых помещений. В новой редакции закона Российской Федерации содержатся нормативы потребления и плата за них. Например, документ объясняет, когда начинает сила расчета за коммунальный пакет услуг. Вступление в силу начинается в момент возникновения прав собственности, с дня заключения аренды на помещение, с дня найма и въезда в многоквартирный дом. Судебная практика подтверждает гарант соблюдения постановления 354 по всей территории РФ, включая район Москвы, Киров и Пермь.

По отоплению

В этом разделе описано общедомовые нужды для предоставления отопления гражданам. Этот пункт объясняет в примерах, сколько по правилах должно быть начислено протяжности отопления по времени и температуры в квартире. За утвержденными нормами регулируется температура и тепло, вычисляется размер платежа за отопление.

По электроэнергии

Этим подпунктом положение определяет порядок, по которому проводится поставка и распределение электроэнергии. указаны нормы по напряжению, срок, который возможен по временному отсутствию энергии, о поверке линий и об энергосбережении. В течение года установлено ограничение на время отсутствия. Редакция содержит требования к напряжению линий по ГОСТ.

Общедомовые нужды постановление 354 платить или не платить?

Многие спрашивают, платить или не оплачивать счет на общедомовые нужны. Жилищный кодекс предусматривает, что расходы за водоснабжение и другие услуги для общедомовых нужд будут равномерно вноситься в каждую отдельную квитанцию. Это оплата важна в отношении к предоставлению коммунальных услуг, поэтому все оплачивают квитанции.

Перерасчет за отопление по общедомовому счетчику по 354 постановлению, формула расчета

Исполнитель выставляет счет за свет или за горячую воду в день оформления квитанции по счетчику. Перерасчёт для холодной проводится по формуле, где от безучетного объема воды за учетный период отнимают объем за нежилые помещения, объем за квартиры индивидуальным учетом, объем горячей воды и объем расходов на подачу воды и умножают на площадь квартиры, разделенную на площадь всех квартир. Сегодня можно бесплатно скачать приложение, которое содержит приказ 354, где есть форма расчета, корректировка и комментарии.

Отношения между коммунальными службами и гражданами регулируются правилами предоставления коммунальных услуг ПП РФ № 354 с изменениями от 2017 г. Об основных правах и обязанностях потребителей и поставщиков ЖКУ, а также спорах между сторонами читайте в статье.

из статьи вы узнаете:

Взаимодействие потребителей жилищно-коммунальных услуг и тех, кто их предоставляет, с 2011 года описывается в постановлении Правительства №354 - правилах предоставления коммунальных услуг. Этот законодательный акт регулярно подвергается корректировке. Последняя редакция выпущена 9 сентября 2017 года.

Правила предоставления коммунальных услуг по ПП РФ №354

До 2011 года взаимоотношения потребителей и коммунальщиков регулировались ПП РФ №307. С вступлением в силу ПП РФ №354 многие правила поменялись. В том числе, в постановлении появились следующие новшества:

  • введены ОДН, часто становящиеся причиной споров между гражданами и управляющими компаниями;
  • появилась возможность проверки качества предоставляемых коммунальных услуг с помощью экспертизы;
  • срок задолженности для отключения услуг сократился с 6 до 3 месяцев;
  • стало возможно платить за ЖКУ напрямую ресурсовикам;
  • потребители получили право ставить приборы учета в отдельных комнатах (это необходимо, в основном, в коммунальных квартирах), и так далее.

В целом же назначение документа осталось тем же, хотя его объем и увеличился вдвое. Очевидно, что с каждым годом появляется все больше нюансов, которые необходимо включать в правила предоставления коммунальных услуг. По этой причине в постановлении появляются изменения. Разобраться в них помогают разъяснения, подготовленные специалистами, работающими в сфере ЖКХ.

Что входит в перечень коммунальных услуг?

Получение коммунальных услуг - это одно из базовых прав гражданина РФ независимо от места его проживания. Необходимый перечень ЖКУ поставляется в жилища на постоянной основе в течение всего года. Исключение составляет только обогрев. Тепло подается по специальному регламенту, выпускаемому в каждом регионе в зависимости от погодно-климатических условий.

Правила предоставления коммунальных услуг допускают отключение всех видов ресурсов на случай ремонта или аварий. Для таких ситуаций указывается максимально допустимая продолжительность. Она подсчитывается для отчетного периода. Если на протяжении этого срока количество и продолжительность отключений ЖКУ превышает установленные нормы, то жильцы могут официально подавать претензии.

Перечислим те виды коммунальных услуг, которыми должны обеспечиваться граждане.

1. Электроснабжение. Его подача является обязательной, а любой перебой считается экстремальной ситуацией и устраняется в кратчайшие сроки. Электричество подается без перерывов в любое время суток. Его мощность по правилам предоставления коммунальных услуг должна соответствовать потребностям жильцов.
2. Холодное водоснабжение. Подача холодной воды осуществляется по общегородской или локальной сети. Если она отключается, то организуется доставка питьевой воды до колонки в пешей доступности. При подаче воды обязательными являются следующие требования:
- соответствие санитарным нормам;
- должный напор;
- бесперебойность подачи.
3. Горячее водоснабжение. Подача осуществляется по центральному водопроводу. При его отсутствии используются общедомовые или внутриквартирные нагревательные приборы.
4. Отвод канализационных стоков. При подведении воды параллельно обустраивается и ее отведение. Система канализации в жилище включает в себя общую трубу (стояк) и идущие к ней трубы от каждой из точек водоразбора.
5. Отопление. В холодный сезон осуществляется круглосуточно. Правила предоставления коммунальных услуг определяют минимальную температуру воздуха, которая должна поддерживаться в жилище.
6. Газ. Дома чаще всего подключаются к газоснабжению с помощью магистрального газопровода. Если его нет, то допустимо использовать газ из сменных баллонов или специально оборудованных для него хранилищ.

Набор коммунальных услуг зависит от уровня благоустройства дома и может существенно различаться. Если жильцы не получают каких-то ресурсов, то размер ежемесячной оплаты ЖКУ будет ниже. Все эти моменты прописываются в договоре с обслуживающей организацией.

Изменения в постановлении правительства 354 на 2017-2018 гг.

Определяемые в ПП РФ № 354 правила предоставления коммунальных услуг гражданам в 2017 году в очередной раз получили ряд изменений. Корректировки касаются наиболее актуальных для потребителей и коммунальщиков вопросов. Приведем несколько важных обновлений:

  • машино-места стали считаться нежилыми помещениями и отдельными объектами недвижимости;
  • у коммунальщиков появилось право на установку контрольных пломб и прочих приспособлений для отслеживания незаконного вмешательства в работу приборов учета;
  • управляющие компании могут быть оштрафованы за необоснованно завышенные тарифы. Для этого требуется обращение потребителя.

С правилами предоставления коммунальных услуг 354 с изменениями можно ознакомиться прямо на нашем сайте. В статье вы найдете ссылку на актуальную редакцию этого документа.

Оплата услуг ЖКХ

Потребители ЖКУ обязаны каждый месяц производить их оплату в полном объеме. Вместе с обязанностями граждане получают и определенный набор прав. Коммунальные услуги должны иметь соответствующее качество. При ненадлежащем исполнении управляющей компанией своих обязанностей жильцы могут расторгнуть договор с ней и выбрать другую организацию.

Кроме перечисленных выше ресурсов, потребление которых отслеживается по счетчикам или нормативам, жильцы оплачивают еще ряд услуг. В том числе, в квитанции прописываются следующие расходы:

  • на содержание многоэтажного дома;
  • на выполнение капитального ремонта;
  • на обслуживание лифтов (при их наличии);
  • на вывоз твердых бытовых отходов;
  • на уборку подъездов, придомовой территории и прочей общей собственности;
  • на оплату домофонов.

По правилам предоставления коммунальных услуг все эти расходы подсчитываются в управляющей компании и вносятся в квитанцию. В некоторых случаях в ней образуется достаточно большое количество пунктов, с которыми далеко не всегда удается разобраться с первого раза. При этом у каждой цифры должно быть обоснование. Любая статья вписывается в соответствии с актуальными тарифами и расценками.

В квитанции расходные статьи делятся на личные, относящиеся к конкретной квартире, и общедомовое потребление. У многих категорий граждан имеются льготы на оплату ЖКУ. Они указываются в качестве обоснования применения сниженного тарифа.

Права и обязанности потребителей и поставщиков услуг

В правилах предоставления коммунальных услуг дается строгая регламентация юридических отношений поставщиков ЖКУ и их потребителей. Этому посвящены главы 4 и 5.

Обслуживающая организация в соответствии с ее набором прав и обязанностей должна (может):

  • своевременно обеспечивать жильцов КУ. Она занимается не только предоставлением оговоренных в договоре с потребителем ресурсов, но и обслуживает прилегающую к многоэтажке территорию, общие и квартирные помещения;
  • принимать заявки на ремонт и исполнять их, своевременно устранять неисправности, поддерживать дом в надлежащем состоянии;
  • требовать своевременно оплачивать услуги в установленные сроки, начислять за их нарушения пени и штрафы. При этом в квитанции обязательно должен быть проставлен срок, в который потребителю необходимо внести деньги;
  • получать от государства компенсацию за льготников, оплачивающих ЖКУ по сниженным тарифам;
  • контролировать то, как соблюдаются правила эксплуатации инженерных сетей и технических средств;
  • проверять установленные в квартирах счетчики, состояние коммуникаций;
  • иметь допуск во все помещения.

В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг УК сами заключают договоры с поставщиками ЖКУ. Жильцы должны получать оповещения о касающихся их нештатных ситуациях. Объявления о ремонте, сроках устранения аварий и прочих отклонениях вывешиваются на доступных всем проживающим досках.

За потребителями закрепляются свои права и обязанности. В том числе, они должны (могут):

  • получать услуги должного качества в необходимом объеме;
  • обращаться за проверкой произведенных расчетов с исправлением обнаруженных ошибок;
  • получать акты и другие имеющие юридическую силу документы, с помощью которых подтверждается ущерб от аварий для его дальнейшего возмещения;
  • обязательно сообщать в аварийные службы о форс-мажорных ситуациях;
  • своевременно и полностью вносить плату за полученные ЖКУ.

Правила предоставления коммунальных услуг предостерегают потребителей от различных несанкционированных действий. При их выявлении могут быть начислены значительные штрафы.

Урегулирование спорных ситуаций между потребителями и поставщиками коммунальных услуг

Основные споры в сфере ЖКУ связаны с:

  • просрочкой потребителями положенных платежей;
  • совершением жильцами неправомерных действий (вмешательство в работу счетчиков, порча общедомового имущества и так далее);
  • ошибочным начислением оплаты за КУ;
  • невыполнением обслуживающей организацией своих обязанностей.

УК по правилам предоставления коммунальных услуг может бороться с неплательщиками пенями и отключением поставляемых ресурсов. Договороспособным должникам могут пойти навстречу и предоставить рассрочку для погашения задолженности. Неправомерные действия наказываются штрафами. Они могут накладываться и взыскиваться, в том числе, по суду.

Потребители при наличии жалобы обращаются, прежде всего, в саму управляющую компанию. Большинство нарушений устраняется именно так. Помимо самой УК спорные ситуации могут рассматриваться:

  • администрацией муниципалитета;
  • жилищной инспекцией;
  • Роспотребнадзором;
  • прокуратурой;
  • судом.

Вложенные файлы

  • Правила предоставления коммунальных услуг гражданам по ПП РФ №354.doc

Ирина, добрый день!

Практика весьма обширная - вот, например, одно определение.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Красиковой О.Е., Черткова С.Н.,
при секретаре - Т.К.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Щ.С. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата>, которым постановлено
исковое заявление открытого акционерного общества «Алтайэнергосбыт» удовлетворить.
Взыскать в пользу открытого акционерного общества «Алтайэнергосбыт» с Щ.С. задолженность в сумме <данные изъяты>, расходы на оплату государственной пошлины <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., апелляционная коллегия

установила:

ОАО «Алтайэнергосбыт» обратилось в суд с иском к Щ.С. о взыскании задолженности по акту о неучтенном потреблении электроэнергии. Требования истцом мотивированы тем, что с ответчиками сложились отношения по поставке электрической энергии и заключен публичный договор энергоснабжения. <дата> сотрудниками сетевой организации МУП «Горэлектросети» была проведена проверка прибора учета электроэнергии тип <данные изъяты>, в результате которой были выявлены нарушения, о чем был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии от <дата> N. <дата> сотрудниками сетевой организации МУП «Горэлектросети» была проведена повторная проверка прибора учета электроэнергии тип <данные изъяты>, в результате которой были выявлены нарушения, о чем был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии N. По актам N от <дата> и N от <дата> были произведены расчеты, общая сумма задолженности по актам о неучтенном потреблении электроэнергии составляет <данные изъяты>. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика задолженность по актам о неучтенном потреблении в указанном размере, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового постановления об отказе в удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе Щ.С., указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. Судом первой инстанции не было учтено, что ни истец, ни третье лицо не представили доказательства, подтверждающие извещение потребителя Щ.С. о дате и времени доступа в жилое помещение исполнителя для совершения проверки прибора учета. Соответственно Акты N и N о неучтенном потреблении составлены с нарушением порядка, предусмотренного законодательством, в связи с чем, не могут являться допустимыми доказательствами, свидетельствующими о безучетном потреблении электроэнергии. Тот факт, что при составлении актов присутствовал <данные изъяты> Щ.С. - Щ.Ю. не имеет значения, поскольку Щ.Ю. на момент проведения проверок прибора учета не имел надлежащим образом оформленной доверенности, позволяющей действовать от имени потребителя Щ.С. и потребитель Щ.С. не был надлежащим образом уведомлен о времени проведения проверок. В жилом доме по адресу: <адрес>, где находится прибор учета, проживает Щ.Ю. со своей семьей. Апеллянт в жилом доме по указанному адресу на момент проведения проверок не проживал. Щ.С. и Щ.Ю. не являются по отношению друг к другу членами одной семьи, не ведут общее хозяйство. Кроме того, расчеты к Акту N за период с <дата> по <дата> и к Акту N за период с <дата> по <дата>, апеллянт считает не верными. Определяя период, за который подлежит взысканию безучетно потребленная электроэнергия, суд первой инстанции не учел положения абз. 3 п. 195 Основных положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 442. Последняя проверка прибора учета перед составлением акта N от <дата> была проведена <дата>. Поскольку в установленные п. 83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N проверочные мероприятия в отношении прибора учета не были проведены сетевой организацией, то начальной датой, с которой по смыслу п. 195 Основных положений начисляется объем безучетного потребления электроэнергии, будет являться <дата>. Аналогичным образом подлежит исчислению расчет задолженности по Акту N от <дата>, и поскольку последняя проверка прибора учета перед составлением данного Акта была проведена <дата>, то начальной датой начисления объема безучетного потребления электроэнергии будет являться <дата>. Таким образом, по Акту N задолженность составляет за период с <дата> по <дата> и составляет <данные изъяты>, а по Акту N за период с <дата> по <дата> - <данные изъяты>. Вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска в сумме <данные изъяты> не может быть признан соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Щ.С. и его представителя Т.А., поддержавших апелляционную жалобу, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражений относительно жалоб, представления. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (в настоящее время <адрес>) принадлежит на праве общей собственности Щ.С. Щ.С. зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом доме.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Между истцом и ответчиком заключен публичный договор энергоснабжения бытового потребления, на имя абонента Щ.С. открыт лицевой счет N 130215186, ответчик подключен к сетям ОАО «Алтайэнергосбыт». Из карточки потребителя Щ.С. следует, что фактические отношения по поставке электрической энергии между сторонами сложились с 2008 года. Данный факт также подтверждается поставкой электроэнергии в указанное жилое помещение, и оплатой ее со стороны ответчика.
В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно ч. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (ч. 2 ст. 15).
В силу п. п. 192 - 193 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 года по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
Из указанных норм следует, что факт безучетного потребления электроэнергии подлежит фиксации в порядке, установленном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442.
Документом, подтверждающим факт безучетного потребления электроэнергии, согласно указанным положениям является соответствующий акт.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года N 6, предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов.
Правилами учета электрической энергии, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ 19.09.1996 года дано определение средств учета: средства учета - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил учета электрической энергии основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии.
Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений, что указано в пп. 3.5 п. 3 Правил учета электрической энергии от 19.09.1996 года.
Из п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, следует, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии с п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В соответствии с п. 2.11.17 Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии, потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Потребитель несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям.
Следовательно, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
По смыслу приведенных норм разрыв соединения в виде скруток на вводе до прибора учета, изменение схемы подключения (ноль на первой клемме, фаза на третьей клемме), неисправность прибора учета, отсутствие пломбы на клеммной крышке, наличие доступа к токоведущим частям до прибора учета, является основанием для признания потребления электроэнергии безучетным, поскольку отсутствует объективная возможность определить фактический расход потребления абонентом электроэнергии.
Согласно акту к договору электроснабжения от <дата> с бытовым потребителем Щ.С., в доме ответчика был установлен и зарегистрирован расчетный электросчетчик <данные изъяты> с пломбой <данные изъяты>, электросчетчик включен по правильной схеме.
Щ.С. является абонентом энергоснабжающей организации и на нем в силу вышеуказанных требований законодательства лежит обязанность оплачивать принятую энергию, соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией, поддерживать в исправности внутриквартирную электропроводку, соответствующие устройства и приборы, связанные с потреблением энергии.
<дата> сотрудниками МУП «Горэлектросети» была проведена проверка прибора учета потребления электрической энергии в жилом помещении по адресу: <адрес> и составлен акт N о неучтенном потреблении электроэнергии. При обследовании прибора учета, установленного в жилом помещении, было зафиксировано безучетное потребление, выразившееся в том, что имеется разрыв соединения в виде скруток на вводе до прибора учета, изменена схема подключения (ноль на первой клемме, фаза на третьей клемме), прибор учета неисправен (не высвечивается цифровое табло), имеется доступ к токоведущим частям до прибора учета.
Также согласно Акту N о неучтенном потреблении электроэнергии используются комната и кухня, количество проживающих <данные изъяты>, установлены: печь СВЧ и электрочайник, имеются 3 розетки и 4 электролампочки, приведены данные электросчетчика: <данные изъяты>. Подписи лица составившего акт и представителя потребителя Щ.Ю. имеются, согласно пояснениям которого: «обращался по замене счетчика, сказали, чтоб приехал хозяин».
<дата> представителем МУП «Горэлектросети» составлен акт N о неучтенном потреблении электроэнергии для физических лиц по факту нарушения правил учета электрической энергии в доме потребителя Щ.С. по адресу: <адрес>, выразившегося в следующем: на проводе ввода до прибора учета имеется два разрыва, один из которых под щитком, где установлен учет, на каждой жиле виде скруток, другой разрыв перед проходом через стену со стороны улицы; изменение схемы подключения (ноль на первой клемме, фаза на третьей клемме), прибор учета не исправен, нет пломбы на клеммной крышке, имеется доступ к токоведущим частям до прибора учета. В акте указано, что используются комната и кухня, количество проживающих <данные изъяты>, установлены: печь СВЧ, электрочайник холодильник, имеются 3 электролампочки, приведены данные электросчетчика: <данные изъяты>. Подписи лица составившего акт и представителя потребителя Щ.Ю. имеются, согласно пояснениям которого: «собственником является отец, все проблемы относительно дома решает отец».
В соответствии с п. п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее по тексту - Основные положения) по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором должны содержаться данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
Как следует из Актов о неучтенном потреблении электроэнергии N от <дата> и N от <дата>, они составлены по факту обнаружения несанкционированного вмешательства в работу учета, повлекшего искажение показаний такого прибора учета. Указанные обстоятельства не отрицались стороной ответчика, в связи с чем, апелляционная коллегия приходит к выводу, что в данном случае имело место несанкционированное подключение.
Поскольку прибор учета, установленный в доме ответчика, не осуществлял надлежащий учет электроэнергии, энергоснабжающая организация была вправе не учитывать его показания при определении размера платы за потребленную электроэнергию.
При наличии акта о неучтенном потреблении электрической энергии гарантирующий поставщик вправе предъявить потребителю требование о возмещении стоимости выявленного объема безучетного потребления электрической энергии.
Нельзя согласиться с доводом жалобы о неправильности размера задолженности, рассчитанной на основании актов.
В силу пункта 172 Основных положений N 442 проверки расчетных приборов учета проводятся не реже 1 раза в год.
Положениями п. 82, 83 Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354) установлено, что проверки приборов учета должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Согласно п. 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу. Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В соответствии с п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354), если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено, начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
Согласно произведенному расчету объема неучтенной потребленной электроэнергии по Акту N от <дата> за 6 месяцев (с <дата> пол <дата>) по находящимся у потребителя электроприборам: печи СВЧ, мощностью 1,25 кВт; электрочайнику, мощностью 2,0 кВт, к оплате <данные изъяты>.
Согласно произведенному расчету объема неучтенной потребленной электроэнергии к Акту N за период с <дата> по <дата> по находящимся у потребителя электроприборам: печи СВЧ, мощностью 0,60 кВт; электрочайнику, мощностью 2,0 кВт; холодильнику, мощностью 0,12 кВт, к оплате <данные изъяты>.
Доказательств, подтверждающих необходимость применения иных величин при расчете стоимости безучетного потребления электроэнергии, ответчиком суду не было представлено.
Принимая во внимание вышеназванные правовые нормы, учитывая что прибор учета электроэнергии не соответствовал установленным требованиям и в спорный период надлежащий учет потребляемой энергии не осуществлялся, представленные в материалы дела расчеты безучтенного потребления Щ.С. электрической энергии правомерны, составлены не более чем за шесть месяцев, предшествующих проверке, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Апелляционная коллегия не может согласиться с доводами автора жалобы о недопустимости в качестве доказательств актов о неучтенном потреблении.
По факту выявленного безучетного потребления электрической энергии сетевой организацией в порядке, предусмотренном п. п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 года, составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии (для физических лиц) N от <дата> и N от <дата>, явившиеся основанием для расчета стоимости в объеме выявленного бездоговорного (безучетного) потребления электрической энергии (п. 84 указанных Основных положений).
Как следует из материалов дела, Щ.Ю. является членом семьи (<данные изъяты>) Щ.С., и пользуется жилым помещением в силу семейных отношений с согласия ответчика, акты составлены в его присутствии. Доказательств существования между Щ.Ю. и ответчиком иных (не семейных) отношений, с которыми закон связывает основания потребления коммунальных услуг ни в суд первой инстанции ни суду апелляционной инстанции не представлены.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что в силу ст. 182 ГК РФ полномочия представителя могут явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
Таким образом, Щ.Ю. исходя из обстановки, существовавшей на момент составления актов, был надлежащим представителем ответчика Щ.С.
По смыслу пункта 177 Основных положений уведомление потребителя необходимо для обеспечения доступа представителей гарантирующего поставщика и сетевой организации к приборам учета потребителя либо схеме учета потребителя.
В данном случае при проведении проверок в жилом доме, принадлежащем ответчику, установлен факт безучетного потребления электрической энергии, следовательно, допуск к точкам поставки обеспечен.
Личное неучастие Щ.С. при проверках и составлении актов не привело к неправильному отражению фактических обстоятельств, установленных при проверках.
Оценивая акты о неучтенном потреблении электроэнергии и расчетные листы к ним, представленные истцом в качестве доказательств нарушения ответчиком правил учета электроэнергии, апелляционная коллегия приходит к выводу о соответствии данных документов требованиям п. 193, 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442.
Несмотря на то, что Щ.С. право собственности на принадлежащее ему жилое помещение не зарегистрировал, он является законным владельцем дома, пользуется им по назначению, оснований, предусмотренных законом для освобождения его от уплаты потребляемых коммунальных услуг, не имеется.
Поскольку ответчик не представил доказательств погашения стоимости неучтенного потребления электроэнергии или прекращения указанной обязанности иным предусмотренным законом способом, а также факт отсутствия обращения в соответствующие организации с заявлениями о повреждении соединения на вводе до прибора учета, неисправности прибора учета, отсутствие пломбы на клеммной крышке и наличие доступа к токоведущим частям до прибора учета стороной ответчика не опровергнут, суд первой инстанции обоснованно взыскал указанную сумму с Щ.С. в пользу истца.
Указания апеллянта на несогласие с оценкой доказательств, не может быть приняты во внимание, поскольку всем перечисленным доказательствам судом дана надлежащая оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для иной их оценки апелляционная коллегия не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на субъективном, ошибочном толковании норм материального и процессуального права заявителем жалобы, поэтому не могут быть признаны обоснованными и служить основанием к отмене постановления суда.
Ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы суда, в жалобе не содержится. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у апелляционной коллегии не имеется.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и отмены принятого по данному делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Щ.С. - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА

Судьи
О.Е.КРАСИКОВА
С.Н.ЧЕРТКОВ

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим постановлением:

а) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил;

б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549;

в) вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего постановления.

3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

4. Министерству регионального развития Российской Федерации:

а) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530;

б) в 3-месячный срок:

утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению;

утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой примерные условия договора управления многоквартирным домом;

представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих в том числе:

исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек;

в) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего постановления.

6. Признать утратившими силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501);

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3635);

пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N 580 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4273).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин