Международная отраслевая специализация италии. Общая характеристика хозяйства италии

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI в. составил 20 тыс. евро в год. Общий ВВП превысил I трлн евро.

Набор отраслей специализации мирового и европейского масштаба у значительно меньший, чем у , Франции или . Однако большинство из них технически современны, эффективны и высокорентабельны.

Доли секторов экономики и набор ключевых отраслей хозяйства говорят о том, что Италия прошла индустриализацию и вполне может быть отнесена к странам постиндустриального типа. Так, доля третичного сектора в ВВП превышает 60%. Но есть и свои особенности: высокая степень зависимости хозяйства от импорта энергоносителей и сырья, резкие территориальные контрасты в развитии хозяйства и уровне доходов населения (богатый Север и бедный Юг), отставание В развитии наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

Сельское хозяйство Италии по составу типично для Средиземноморья, но по продуктивности отстает от многих стран ЕС. 80% сельхозпродукции дает растениеводство. Треть сельскохозяйственных земель занимают пашни, а половину пашен - зерновые культуры. Со времен Древнего Рима основу образует «средиземноморская триада»; пшеница, виноград, оливки. Эталонная область традиционного средиземноморского растениеводства - италийский «каблук» Апулия.

«Житница» Италии - Паданская низменность. Пшеничные поля, расположенные в плодородной пойме р. По, дают богатые урожаи зерна. На юге - в Апулии и на Сицилии - они ниже, но зато здесь выращивают сорта твердой пшеницы, которые идут на изготовление знаменитых спагетти - итальянского национального блюда.

Виноградарство имеет многотысячелетнюю историю. Виноградники - один из главных элементов итальянского сельского пейзажа. Здесь выращивается более 250 сортов винограда. Сбор превышает 10 млн тонн в год. По производству вин Италия входит в тройку главных мировых производителей, наряду с и .

Оливковые рощи - также неотъемлемый элемент ландшафта страны, особенно на юге. По сбору оливок Италия занимает 2-е место в мире после Испании (3 млн тонн в год). Почти столько же выращивают цитрусовых. Посадки апельсинов, мандаринов, грейпфрутов, лимонов сконцентрированы преимущественно в двух южных областях - в Калабрии и на Сицилии. Здесь же выращивают грецкий орех, миндаль, фундук, собирают бергамот и табак. Обширны плантации цветов.

Среди важных отраслей итальянского растениеводства можно назвать рисоводство и овощеводство. Рис возделывают в пойме р. По, используется он для приготовления национального блюда ризотто, а также экспортируется в страны ЕС. Овощеводство разнообразнейшее: на небольших частных огородах в открытом грунте или теплицах выращивают томаты, салаты, лук, артишоки, спаржу, что типично для средиземноморской страны.

Животноводство занимает подчиненное положение из-за ограниченной кормовой базы, но, как и растениеводство, имеет древнейшие корни. Главный сдерживающий фактор развития сегодня - жесткая конкуренция в условиях общеевропейского рынка со стороны более рентабельных производителей, которых теперь немало в Европейском союзе. Главный овцеводческий район - о. Сардиния. Мясомолочное животноводство развито на альпийских лугах Северной Италии. Птицеводческие фермы размещаются вокруг крупных городов.

В Италии создана мощная современная индустрия. Базовые отрасли промышленности имеют особые черты. 70% энергопотребления обеспечивают нефть и газ, хотя своих месторождений в стране почти нет. Большинство ТЭС работает на мазуте. По объемам импорта нефти в Зарубежной Европе Италия уступает только Германии. Общая мощность нефтеперерабатывающих заводов самая большая в Зарубежной Европе - 100 млн тонн в год. Значительная часть нефтепродуктов экспортируется в страны ЕС. Самый крупный завод мощностью 16 млн тонн в год находится в г. Саррок на о. Сардиния. Гидроэлектростанции, сооруженные в Альпах, обслуживают не только север и северо-восток страны, но и соседей: электроэнергию продают в и .

Острый дефицит собственных традиционных энергоресурсов стимулировал поиски новых. Еще в 1905 г. в центральной части страны, в Лардерелло, были построены первые в мире гидротермальные электростанции на подземных горячих источниках. Италия первой в Европе начала строить атомные электростанции, но после Чернобыльской аварии 1987 г. под давлением общественности все они были закрыты, а новые проекты заморожены. В настоящее время энергетическая политика правительства направлена на уменьшение зависимости экономики от нефти. Успешно внедряется газификация хозяйства. Уже каждый четвертый автомобиль в Италии ездит на газе.

Среди базовых отраслей выделяется металлургия. Черная метал- лургия - важная отрасль специализации Италии на общеевропейском рынке. Как и нефтепереработка, она живет в основном на импортном сырье и топливе, что, впрочем, не помешало ей стать одной из самых мощных в Зарубежной Европе. Этому способствовало создание еще в начале 1950-х гг. единого общеевропейского рынка стали, на котором Италия заняла выгодные позиции благодаря относительно более дешевой рабочей силе.

Потенциально итальянские металлургические комбинаты способны выплавлять свыше 20 млн тонн стали и выдавать миллионы тонн проката. Италия производит высококачественные тонкую холоднокатаную сталь и трубы. При этом активно используется металлолом, который специально покупается не только в самой Италии, но и во многих странах ЕС. Однако из-за непростой конъюнктуры на мировом и европейском рынках металлургические предприятия работают не в полную мощность. Импортная зависимость объясняет приморское размещение предприятий. Самый крупный и современный металлургический комбинат полного цикла расположен на юге страны в г. Таранто. Комбинаты полного цикла есть также в Генуе и в Баньоли около Неаполя.

Цветная металлургия традиционно базировалась на местных рудах: Сардиния, Сицилия и Апеннинский полуостров богаты месторождениями свинца, цинка, ртути, бокситов. Сегодня большинство предприятий отрасли имеют смешанное, внутреннее и импортное сырьевое обеспечение. Выплавка цинка размещена около крупных электростанций в Порто-Маргере, Монтепони, Кротоне. Свинцовоплавильные заводы находятся в основном на о. Сардиния. Мощная алюминиевая промышленность теперь переориентировалась преимущественно на импорт бокситов, в частности из Балканских стран, и обслуживает прежде всего автомобилестроение. Самый мощный алюминиевый комбинат по производству первичного алюминия расположен в Больцано в Альпах. Заводы, производящие вторичный алюминий, разбросаны по всей стране, самый крупный расположен в Падерно-Дуньяно близ Милана. В Тоскане находится одно из самых старых месторождений ртути в Европе. Несколько десятилетий назад Италия и Испания были крупнейшими поставщиками ртути на мировой рынок. Теперь это очень грязное производство в обеих странах закрыли, в частности по экологическим причинам, а мировое первенство по производству ртути перешло к .

Среди отраслей базового сектора в Италии выделяются добыча мрамора и производство цемента. Итальянские мраморы получили всемирную известность многие столетия назад.

Ключевая отрасль промышленности Италии - транспортное машиностроение. Оно дает четверть всей промышленной продукции страны и почти половину экспорта. По общему производству автомобилей Италия занимает 4-е место в Европе после Германии, Франции и Испании, здесь ежегодно выпускается 1,5 млн легковых автомобилей и еще 200 тыс. грузовиков и автобусов.

Автомобилизация Италии началась с производства мотоциклов и мотороллеров в г. Понтедера. Полвека назад на автомобили у большинства итальянцев денег не было, но позволить себе колесить по стране на мотоциклах могли многие. У молодежи особенно популярны были мотороллеры, а у торговцев - мотоциклы с прицепом для перевозки грузов. Страсть к быстрой езде стала главным мотивом создания великолепных гоночных машин, получивших всемирную славу. Марки «Феррари» и «Мазерати» известны сегодня любому подростку. Но главная компания страны - это автогигант концерн «ФИАТ» (Fabrica Italiana Automobili Torino). Его основал Джованни Аньели, один из самых влиятельных олигархов и политиков в истории Италии. Созданное им «государство в государстве» со столицей в Турине стало символом итальянского «оли- гархически-мафиозного» монополизированного капитализма. В послевоенный период мощные автомобильные заводы помимо Турина были построены близ Милана, под Неаполем и в Термини-Имерезе на Сицилии. ФИАТ подчинил себе компании «Альфа-Ромео» и «Ланча». Помимо производства легковых автомобилей «Фиат», «империя» Ангели, скончавшегося в 2003 г., включает строительные компании, торговые комплексы, обширную сеть гостиниц, ей принадлежит одна из самых популярных газет в стране «Ла Стампа».

Италия - родина гусеничного трактора, изобретенного для условий сильнопересеченного рельефа. Главный производитель сельскохозяйственной техники - компания «Ломбардини».

Значительная часть , одной из старинных отраслей хозяйства Италии, теперь также принадлежит «ФИАТ». Самые крупные судоверфи находятся в Монфальконе (на границе со ), в Триесте (военные суда) и в Порто-Маргере около Венеции. На Лигурийском побережье продолжают работать старинные верфи в Генуе, Ливорно и Специи, на юге страны - в Палермо (малые рыболовецкие суда и спортивные яхты).

Известна Италия в мире и своей электротехникой. Она входит в пятерку мировых лидеров по производству холодильников и стиральных машин (марка «Индезит»). Конторское оборудование - специализация известной фирмы «Оливетти». Столица «Оливетти» - г. Ив- реа на севере страны.

Химическая индустрия, так же как и автомобилестроение, сильно монополизирована. Здесь господствуют две компании - «Монтэди- сон» и государственное объединение ЭНИ. Они производят большой ассортимент пластмасс, химических волокон, лаков и красок. Динамично развивается в последние десятилетия фармацевтика. Самый старый район химических предприятий - Милан и его окрестности. Нефтехимическое производство расположено в основном по побережью. На севере это Равенна, на юге - Джела на Сицилии и Кальяри на Сардинии. Резинотехнические изделия выпускает фирма «Пирелли».

Текстильная промышленность, как и в большинстве других стран Зарубежной Европы, - наследие периода ранней индустриализации. Традиционно Италия славилась бархатом и шелком. На выращивании тутового шелкопряда и производстве шелковых тканей специализируется Кампания. Исторический центр шерстяной промышленности - г. Прато в Тоскане. Сегодня в Италии производятся хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные, а также разнообразные искусственные и смешанные ткани.

По производству трикотажа Италия лидирует в Европе. Особенно много трикотажных фабрик в области Эмилия-Романья. По экспорту одежды она занимает одно из первых мест в мире. Италия, как и Франция, - признанный законодатель моды. Один из лучших подиумов мира находится в Турине.

Италия - крупнейший в мире экспортер обуви. Каждая третья пара кожаной обуви, продающаяся в мире, - итальянская. В стране более 7,5 тыс, небольших обувных предприятий. Особенно их много в центральных областях Тоскана и Марке. Недалеко от Падовы находятся предприятия фирмы «Хадсон» - одного из мировых законодателей обувной моды.

Есть у Италии особые отрасли специализации. Одна из таких - древнее стекольное производство. На фабриках в Мурано близ Венеции, построенных в эпоху Возрождения, до сих пор выдувают художественное стекло, известное в мире как «венецианское». Несколько сотен стекольных заводов, разбросанных по стране, выпускают особо прочное стекло для автомобилей и стекло для оптических приборов. Флоренция - один из старейших в мире центров ювелирного дела. Итальянские ювелирные изделия отличаются большим разнообразием, умеренными ценами и пользуются популярностью у туристов. Еще одна специализация Италии, хорошо известная в России, - производство сантехнического оборудования.

Несмотря на то что Италия страна относительно поздней индустриализации, здесь уже ярко проявляются признаки постиндустриального развития. Более половины работающих занято в третичном секторе.

Туризм - одна из главных отраслей специализации Италии. Ежегодно ее посещают около 40 млн человек, главным образом из Германии, Франции, США, . По числу гостиниц (более 30 тыс.) и гостиничных мест (около 2 млн) она занимает одно из первых мест в мире. Туризм очень разнообразный - от пляжного до горного. Но, конечно, главный фактор притягательности - колоссальное культурное наследие страны. На территории Италии 34 объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Самые посещаемые туристические места - Рим с Ватиканом, Венеция и Флоренция. На территории Италии находится микрогосударство - Республика , живущее за счет туризма.

В силу особенностей географического положения и конфигурации страны транспорт всегда играл исключительную роль как в организации внутреннего пространства, так и в связях с внешним миром. Ключевой вид транспорта - автомобильный. Он обеспечивает 90% пасса- жироперевозок и 80% грузоперевозок. Главная транспортная магистраль страны - «Автострада Солнца», идущая от границы с Францией на юг через Турин, Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь в Реджо-ди-Калабрию. Особенно густая сеть автодорог на севере страны.

Для развития инфраструктуры туризма параллельно с «Автострадой Солнца» построена современная скоростная железная дорога.

Морской транспорт прежде всего обслуживает . Треть итальянских судов - танкеры, перевозящие нефть. В стране более 140 портов, самые крупные на севере - Генуя с грузооборотом 50 млн тонн, Триест (35 млн тонн), на юге - Неаполь, главный каботажный порт страны.

Самая яркая черта общей территориальной структуры хозяйства Италии - ее дуализм, те. контраст между «развитым Севером» и «отсталым Югом». Две пятых промышленного производства сосредоточено на Северо-Западе в треугольнике Турин-Милан-Генуя. Связано это прежде всего с близостью общеевропейского пространства. Несколько менее развит Северо-Восток страны. Его главный центр - «город на воде» Венеция.

Центральная часть Италии не так насыщена производством и инфраструктурой, но здесь находится столица Италии - Рим. Южная Италия сильно отстает от Северной и Центральной по ключевым показателям экономического развития (четверть ВВП, средние доходы населения почти в два раза ниже, чем на Севере). Главный город - Неаполь, столица Кампании (более 2 млн человек). Наиболее отсталые области Италии - Сицилия и Сардиния.

Ведущая отрасль итальянской индустрии - машиностроения - дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и занимает первое место по числу занятых (около 2 млн. чел). Оно в состоянии обеспечить почти все основные потребности страны в машинах.

Среди отраслей машиностроения особенно выделяется автомобилестроение. Италия один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили. Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших компаний мира. На заводах концерна, рассеянных по всей стране, выпускают не только легковые автомобили, но и грузовики, автобусы, двигатели различных типов, электровозы, трамваи, троллейбусы, тракторы и пр. Большинство предприятий ФИАТ расположено в Турине и его окрестностях. Появились автомобильные заводы ФИАТ и на Юге Италии - близ Неаполя и в Палермо.

Италия - родина мотороллера. Итальянские мотороллеры и мотоциклы пользуются большим спросом у местного населения и известны во многих странах мира.

В промышленности Италии преобладает тяжелая индустрия, ведущая роль в которой принадлежит машиностроению. За последние годы значительно развились также металлургия, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая промышленность. В основном в стране развиты отрасли, которые требуют квалифицированной рабочей силы, сравнительно немного сырья и топлива и выпускают большей частью массовую продукцию. Нефтеперерабатывающая промышленность Италии самая мощная в странах Европы. Она обеспечивает не только внутренний спрос, но и самый большой среди всех европейских стран экспорт нефтепродуктов. Нефть в Италию доставляется по средиземному морю главным образом из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Самый крупный нефтеперерабатывающий завод построен на острове Сицилия, в городе Милаццо. Поскольку итальянские нефтеперерабатывающие заводы используют в основном импортную нефть, ввозимую морским путем, большинство их расположено вблизи морских портов, особенно на Юге. На Севере с его разветвленной системой трубопроводов нефтеперерабатывающие заводы приближенны к потребителю - к крупным промышленным центрам. Большое значение для всего хозяйства Италии имеет использование местного и импортного природного газа. Освоены богатые месторождения природного газа в долине реки ПО, на юге Апеннинского полуострова, на острове Сицилия и на континентальном шельфе в районе Равенны-Римини. Потребность в природном газе с каждым годом растет, страна импортирует его из Северной Африки, Нидерландов и России.

Весьма важную роль в энергетическом хозяйстве Италии играет электроэнергетика, одна из самых развитых в техническом отношении отраслей промышленности. Гидроэнергоресурсы Италии используются практически полностью. В прошлом ГЭС составляли основу итальянской электроэнергетики, но в последние годы 70% производства электроэнергии приходится на тепловые электростанции. Большая часть гидроресурсов сосредоточенна в Альпах, там же построены и самые крупные ГЭС: Грозио, Санта-Массенца.

Еще в 1905 г. в Лардерелло (Центральная Италия) появились первые в мире геотермические электростанции, но до сих пор этот вид энергии используется недостаточно.

Доля атомных электростанций в производстве электроэнергии пока еще мала. Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от внешнеэкономических связей. В частности, в большой мере это относится к черной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном их США, импортируется более 90% потребляемой железной руды, 75% металлолома, 2/3 - марганцевой руды.

Италия вступила на путь капиталистического развития позже, чем Великобритания и Франция, - в конце XIX века, после политического объединения, закончившегося в 1870 году. Однако экономическое развитие страны, тормозившееся сильными пережитками феодализма, нищетой крестьянства, слабостью топливно-сырьевой базы, шло медленно.

Накануне первой мировой войны Италия оставалась отсталой аграрной страной. Только Северная Италия выделялась более высоким уровнем экономического развития: здесь сложилась развитая промышленность, более интенсивным было сельское хозяйство.

Несмотря на экономическую слабость, итальянская буржуазия приняла активное участие в борьбе за передел мира. Политика гонки вооружений дала толчок развитию тяжелой промышленности. Большое развитие получили новые отрасли- автомобильная, авиационная, электротехническая, химическая (в частности, производство искусственного шелка). Вторая мировая война нанесла экономике Италии большой ущерб. Тем не менее, в послевоенный период итальянская промышленность развивалась довольно высокими темпами. Рост промышленного производства в большей степени обусловлен притоком иностранного капитала.

Италия по своему экономическому положению занимает промежуточное положение между наиболее экономически развитыми капиталистическими странами во главе с США и ФРГ и странами со средним уровнем развития производительных сил. По доле в капиталистическом промышленном производстве мира (5% в 1985 г.) она стоит на пятом месте после США, Японии, ФРГ и Франции. Но по размерам национального дохода на одного жителя Италия уступает не только этим странам, но и многим другим, превосходя в Западной Европе лишь Грецию, Испанию и Ирландию.

Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленность является ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая часть экономически активного населения, чем в интенсивно и непропорционально растущей сфере услуг. Стоимость промышленной продукции вчетверо превышает стоимость продукции сельского хозяйства, в которое ежегодно вкладывается в 5,5 раза меньше капитала, чем в промышленность. Промышленные изделия резко преобладают в итальянском экспорте.

Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, 11 из них входят в число крупнейших концернов мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности (“Монтэдисон”), в автомобильной (ФИАТ), а также в резинотехнической (“Пирелли”).

В то же время в стране существует великое множество средних, мелких и мельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а также в производстве бытовой электротехники, оборудования для переработки синтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. Начиная с 70-х годов, заметна тенденция к сокращению крупных и повышению роли мелких и средних фирм и предприятий.

Итальянское государство активно и в различных формах вмешивается в экономику страны: его специализированные органы участвуют в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций, создаются промышленные предприятия в соответствии с различными государственными программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем. Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. Ему принадлежат многие предприятия легкой промышленности. Национализированы и крупнейшие банки. По темпам развития государственный сектор превосходит развитие итальянской экономики в целом. В современных условиях вмешательство государства в экономику не сводится к тому, чтобы помогать отдельным монополистическим объединениям развивать наименее прибыльные или требующие особенно больших капиталовложений отрасли. Основная цель государственного вмешательства - обеспечить непрерывность процесса воспроизводства, сохранить и укрепить капиталистическую систему в стране.

Новой важной особенностью развития государственно-монополистического капитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программирование хозяйства, отражающее возросшую степень концентрации и централизации производства и капитала, усиление монополизации и огосударствления экономики. Некоторые отрасли (транспорт, связь, общественные работы и др.) финансируются преимущественно на основе экономических программ. Самая крупная и постоянно действующая с 1950 г. программа Италии направлена на развитие экономики Юга.

Правительство Италии поощряет приток иностранного капитала, который играет важную роль в хозяйстве страны. Большая часть инвестиций направлена в машиностроение, химию и энергетику, значительная доля вкладывается в сферу услуг. Преобладает капитал из США, Франции, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Лихтенштейна.

Многие стороны хозяйственной жизни Италии определяются ее участием в ЕЭС. Сформировавшаяся в пределах ЕЭС специализация производства заставила итальянскую экономику приспособиться к новым условиям рынка и ускорила ее структурные преобразования. В системе общего рынка Италия выступает как страна-импортер промышленной продукции (главным образом машин и оборудования) и второстепенных продуктов питания (фруктов, овощей, вина) и в то же время как страна-импортер основных продуктов питания и главных видов минерального и сельскохозяйственного сырья для своей промышленности.

Как и в других странах, в Италии хозяйство развивается стихийно и неравномерно. “Экономическое чудо” 60-х годов, когда по темпам индустриального развития Италия уступала только Японии, оказалось недолговечным. За ним последовал спад и затем жесточайший энергетический и общеэкономический кризис 1973-1975гг. В 1982 г. хозяйство страны вновь вошло в полосу кризиса: сокращается валовый национальный продукт (-1,2% в 1983 г.), усиливается инфляция, уменьшается объем внешней торговли, уровень личного потребления населения, растет безработица, стоимость жизни. Загрузка мощностей промышленности- была в 1983 г. самой низкой за весь послевоенный период - 71%.

Начиная с кризисных 70-х годов в Италии распространилось новое явление - так называемая скрытая экономика: во многих отраслях в обход коллективных договоров, налогового законодательства и т.д. действуют нигде не зарегистрированные предприятия. на них трудятся безработные, женщины, заинтересованные в неполном рабочем дне или надомной работе, учащиеся и пенсионеры, нуждающиеся в дополнительном заработке. Сохраняет всю свою остроту вековая проблема непропорционального развития отдельных частей страны, контраст между уровнем экономического и социального развития Северной и Южной Италии.

Промышленность, её отраслевая и территориальная организация

Общее состояние, темпы и характер развития итальянской экономики определяются ее важнейшей сферой - промышленностью, на которую приходится около 2/5 занятых в хозяйстве и такая же доля национального дохода. Италия выделяется крайне низкой долей добывающей и высокой долей обрабатывающей промышленности в числе занятых, основном капитале и особенно в общей стоимости промышленной продукции. Это объясняется отсутствием в стране сколько-нибудь значительных запасов наиболее важных полезных ископаемых.

Итальянская обрабатывающая промышленность работает в основном на импортном сырье. Преобладает тяжелая индустрия, основная роль в которой принадлежит машиностроению. Значительно развились также электроэнергетика, металлургия, химия и нефтехимия.

В результате происшедшей в последние десятилетия коренной перестройки энергетической базы ведущая роль в ней перешла от гидроэнергии и импортного угля к нефти, которая обеспечивает более 60% всей потребляемой энергии. За ней следует природный газ (15,5%), каменный уголь и лигниты (8,5%), гидроэнергия (7,6%) и атомная энергия (0,3%). При этом Италия вынуждена импортировать почти всю потребляемую нефть, 80% твердого топлива и 44% природного газа.

На ввозимой морским путем нефти выросла самая мощная в Западной Европе нефтеперерабатывающая промышленность. Италия- один из крупнейших экспортеров нефтепродуктов в Западной Европе. Энергетический кризис заставил искать пути экономии энергоресурсов в целом и нефти в частности. В 80-х годах суммарная мощность нефтеперерабатывающей промышленности Италии сократилась с 206 млн.т. сырой нефти в год в 1980 г. до 150 млн.т. в 1983 г., несколько заводов было закрыто.

Жизненно важную роль в хозяйстве страны играет электроэнергетика. Установленная мощность электростанций в сумме составляет 49.4 млн.кВт, из них 64,4% приходится на тепловые электростанции, 32% - на ГЭС и ГАЭС, 2,6% - на атомные и 1% - на геотермальные. Ежегодно в стране вырабатывается 180-190 млрд. кВт.ч электроэнергии. Большую часть электроэнергии получают на тепловых электростанциях, работающих главным образом на мазуте, первое место им уступили ГЭС, так как водные ресурсы почти полностью исчерпаны. В последние годы в Италии предпочитают строить гидроаккумуляционные станции. Италия была пионером в строительстве ГАЭС (1908 г.). Почти одновременно появились и первые в мире геотермические электростанции (1905 г). В 60-х годах Италия одна из первых начала строить крупные АЭС. В стране действуют 4 АЭС общей мощностью 1,4 млн. кВт.

Зависимость от импорта топлива и сырья очень существенна в черной металлургии. В 1986 г. в стране было выплавлено 10,3 млн.т. чугуна и около 22 млн.т. стали. По выплавке стали Италия занимает 5-е место. Размещаются металлургические заводы либо вблизи портов, либо тяготеют к рынкам сбыта - крупным центрам машиностроения. Именно в портовых центрах расположены четыре крупнейших в стране комбината полного цикла, принадлежащих государственному объединению “Финсидер” (Генуя- Корнильяно, Пьомбино, Неаполь-Баньоли и Таранто. Большинство сталеплавильных и сталепрокатных заводов сконцентрировано в старых индустриальных городах Северо-Запада. В предгорьях Альп и альпийских долинах размещаются электрометаллургические предприятия. На мировой рынок итальянская черная металлургия выходит главным образом с тонкой холоднокатаной сталью и стальными трубами. По производству труб Италия занимает 4-е место в мире. В последние годы итальянская черная металлургия испытывает значительные трудности в своем развитии в связи с тем, что “Общий рынок “ под давлением США решил ограничить сталеплавильное производство в странах “десятки”.

В производстве цветных и легких металлов выделяются те отрасли, которые лучше обеспечены местными рудными запасами, - выплавка алюминия, свинца, цинка и ртути. В кризисные годы выплавка алюминия снизилась с 274 тыс.т в 1986 до 194 тыс.т в 1988 г. Большинство алюминиевых заводов расположено на богатом электроэнергией Северо-Востоке.

Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные. Энергоемкая выплавка цинка размещается вблизи крупных электростанций (в городах Порто-Маргере, Монтепони, Порто-Весме, Кротоне). Свинцовоплавильные заводы группируются в основном на Сардинии, поблизости от месторождений полиметаллических руд.

В последние годы Италия уступила Испании мировое первенство по производству ртути. Это древнейшее производство было перестроено в соответствии с экологическими требованиями и на сегодняшний день производится около 2 тыс.т. в год.

Используя богатые залежи доломитов Италия вышла на одно из первых мест в мире по производству магния. В 1986 г. было добыто 85 тыс. т. магниевых руд и выплавлено 7,8 тыс.т. магния.

Ведущая отрасль итальянской промышленности - машиностроение. В нем занято 2,2млн.человек, оно дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и 2/5 итальянского экспорта. Италия- один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. По размерам производства стоит на 5-м месте. Машиностроение отличается высокой концентрацией производства и капитала и находится в руках немногих крупных объединений, выпускающих сложную и разнообразную продукцию. Наиболее развито экспортное машиностроение (производство автомобилей, электровозов, вагонов, судостроение). Большую часть автомобильного производства монополизировал концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм в Италии и одна из крупнейших монополий мира. Заводы концерна рассеяны по всей стране и выпускают малолитражные и микролитражные легковые автомобили, грузовики, автобусы, различные двигатели, самолеты, суда, локомотивы, тракторы, оборудование для метрополитена, электростанций, аэропортов.

Немного места в автомобильном производстве оставил ФИАТ другим фирмам - “Феррари”, “Мазерати”, “Лянча”, государственной компании “Альфа-Ромео”. Почти все заводы расположены в промышленных центрах Севера. Несколько заводов выпускают мотоциклы и мотороллеры. На одном из первых мест в мире стоит Италия по выпуску велосипедов и мопедов.

В глубине веков теряются истоки итальянского судостроения. Развитие этой традиционной отрасли обусловлено историческими причинами и географическими условиями. В последние годы резко сократились заказы на танкеры, требуется больше контейнеровозов, судов смешанного типа, специализированных судов для подводного бурения и подводных исследований.

Около 85% всех судостроительных мощностей принадлежит государственной группе “Финкантьери”. Самые крупные в стране верфи находятся в Монфальконе на Адриатическом море, а также в Триесте, Венеции, Анконе. Ста- Старейший район итальянского судостроения - Лигурийское побережье (Генуя, Ливорно, Специя). На Юге главные судостроительные центры - Неаполь, Таранто, Мессина, Палермо, Кастелламаре-ди-Стабия.

В итальянском машиностроении в годы кризиса успешно продолжают развиваться электротехническая, электронная промышленность (Италия стоит на 30м месте в мире по производству холодильников и стиральных машин), производство конторского оборудования, приборостроение, производство шарикоподшипников, пишущих машинок и других неметаллоемких изделий, требующих значительных затрат труда. В Италии производится более 10% всей радиоэлектронной техники Западной Европы. Милан главенствует в этом производстве. Развивается и усложняется станкостроительная промышленность Италии. Она производит не только традиционные станки, но и станки и оборудование с программным управлением, промышленные роботы. В последние годы сложился крупный комплекс предприятий, выпускающих все виды современного оружия, половина которого продается разным странам, а часть предназначена для усиления военного потенциала НАТО. В сельскохозяйственном машиностроении Италия специализируется на производстве гусеничных тракторов. Несмотря на снижение производства в 80-х годах, Италия осталась первым в мире экспортером тракторов. Главный район этого производства - Эмилия-Романья. Международную специализацию Италии составляют также машины для текстильной, обувной, пищевой, полиграфической, пластмассоперерабатывающей и резиновой промышленности. При всем широком распространении машиностроительных предприятий по территории страны главный район сосредоточения этой отрасли в целом - индустриальный Север.

Ведущая отрасль итальянской промышленности - химическая, достигшая после войны высокого уровня развития, особое развитие получила нефтехимия. Однако экономические кризисы сказались и здесь. С 70-го года не было построено ни одного завода, многие предприятия сократили свои производственные мощности. Сложное положение химической промышленности усугублялось политической и конкурентной борьбой между государством и частным капиталом в этой жизненно важной для страны отрасли. Используется как местное сырье (пириты, сера, природный газ), так и импортное (нефть, каменный уголь, фосфориты). Заводы размещены главным образом на севере страны. В составе химической продукции, кроме кислот и минеральных удобрений, видное место занимают синтетические материалы (пластмассы, синтетические волокна), хотя производство их постепенно сокращается. Заводы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности расположены в портовых городах (Неаполь, Ливорно, Генуя, Бари и др.), куда доставляется нефть из стран Ближнего Востока. В итальянской химии господствует один из крупнейших химических концернов мира - “Монтэдисон”, на долю которого приходится 1/4 общего объема химического производства Италии и 1/3 занятых в отрасли. На европейском фоне выделяются лакокрасочная и фармацевтическая промышленность. Сохранилось в Италии и одно из традиционных производств - выработка натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов. Основную продукцию резиновой промышленности, тесно связанной с химической и размещающейся главным образом в Милане, Турине, Виджевано, Тиволи (близ Рима), составляют автомобильные шины.

Одна из старейших отраслей промышленности Италии- текстильная. По числу занятых (493 тыс.чел. в 1986 г.) она уступает лишь машиностроению. Текстильная промышленность Италии выпускает ткани и пряжу из хлопка, шерсти, шелка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также разнообразный трикотаж. Отрасль находится в сильной зависимости от импорта сырья и от возможности экспорта своей продукции, который составляет 1/10 всего экспорта страны. Хлопчатобумажные фабрики рассеяны по всей стране, но особенно много их на Севере с его обилием воды. Шерстяная промышленность издавна сосредоточена в Пьемонте, Венеции и Тоскане. Традиционное для Италии шелковое производство размещается в районах разведения тутового шелкопряда - близ Комо, Тревизо, Кампании. Италия- второй поставщик одежды после Гонконга и первый в мире поставщик обуви. Каждая третья пара кожаной обуви, продающейся на мировом рынке, - итальянская. 12% мирового экспорта одежды идет из Италии. Италия наряду с Францией считается законодательницей моды в одежде и обуви.

Пищевая промышленность - третья отрасль по стоимости продукции после машиностроения и химии и по числу занятых после машиностроения и текстильной промышленности. Она представлена преимущественно мелкими предприятиями и рассредоточена по всей стране. Под давлением “Общего рынка” меняется ее традиционная структура, увеличивается концентрация производства. Характер и мировую специализацию пищевой промышленности Италии определяют традиционные производства макарон, различных томатных и фруктовых консервов, сыра, оливкового масла (1/3 мирового производства), виноградных вин (1-2-е место в мире), сахара (8-13% европейского производства). Даже пищевая промышленность, распространенная практически повсеместно, подчиняется общеитальянской закономерности: главные ее центры расположены на Севере. На юге выделяется Неаполь и его окружение. Табачная промышленность монополизирована государством. Для нее характерна удаленность производства(табачных фабрик Рима, Милана, Турина, Болоньи, Венеции) от сырьевой базы (табаководческих районов Юга).

В послевоенные десятилетия в городках вокруг Милана, Турина, в г. Кашина в Тоскане на импортном сырье развилось производство модной мебели (главным образом “под старину”), в основном на вывоз.

Италия обладает богатейшими ресурсами для производства строительных материалов. Мощная цементная промышленность Италии дает более 20% западноевропейской продукции. Крупнейшие цементные заводы расположены у подножия Альп, на Паданской равнине, вокруг Неаполя, в Таранто. Стекольная промышленность Италии это не музейная отрасль. Более 500 стекольных заводов Северной и Центральной Италии выпускают особо прочное стекло для автомобилей, лабораторную посуду, стекло для оптических приборов, хрусталь, листовое стекло. Широко распространено изготовление художественных и технических фаянсовых изделий. Венеция славится и в наши дни художественным стеклом, которое выдувают на острове Мурано. Италия находится на одном из первых мест в мире по масштабам ювелирной промышленности и по качеству ювелирных изделий. Эта отрасль развилась из древнейшего кустарного промысла и сохраняет высокие традиции Возрождения.

Италия – высокоразвитая страна, где широко представлен новый постиндустриальный тип экономики.

После второй мировой войны экономика страны развивалась более быстрыми темпами, чем в других развитых странах. Это было обусловлено притоком капитала из США, наличием дешевой рабочей силы, развитием туризма и ростом доходов этой отрасли. Все это позволило Италии приблизиться к странам-конкурентам.

Индустриализация страны завершилась в 1960-е гг., в период так называемой «чудо-экономики». Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора принципа экономического преобразования: экспортировать, чтобы выжить.

Все послевоенные кризисы не обошли Италию. В середине 70-х гг. в Италии имел место серьезный экономический спад, вызванный энергетическим кризисом.

В 80-е гг. итальянская экономика преодолела новый экономический кризис, обуздала инфляцию и начала промышленную реконструкцию. Следствием этого явилось бурное развитие электронной и химической промышленности.

Девяностые годы не обошлись без потрясений. Безработица достигла угрожающих масштабов, только в 1993 г. было потеряно 230 тыс. рабочих мест. Безработица и дестабилизирующее воздействие рабочих волнений стали одной из основных проблем правительства Италии.

В структуре экономики преобладает сфера услуг – 68,2% ВВП; доля промышленности – 28% ВВП; сельского хозяйства – 3,3% ВВП.

Промышленность. Для структуры итальянской промышленности характерно:

1) большее значение в экономике отраслей легкой промышленности при сохранении определенных позиций тяжелой индустрии;

2) ведущая роль машиностроения;

3) более высокая, чем в других странах ЕС, роль химической промышленности;

4) слабо развита горнодобывающая промышленность;

5) большое значение малых и средних предприятий.

Из всех развитых стран Италии присущи наиболее резкие территориальные контрасты в уровне индустриализации. В Южной Италии в промышленности занято менее 15% экономически активного населения, а на Северо-Западе – около 40%. Здесь же сосредоточена и подавляющая часть наиболее передовых наукоемких производств.

Проводимая итальянским правительством и ЕС региональная политика направлена на ликвидацию экономической отсталости ряда Центральных и Южных районов страны. Проводимая в этих районах индустриализация предполагает строительство небольших предприятий легкой и пищевой промышленности в малых и средних городах Центральной и Южной Италии. Идет ускоренное развитие приморских промышленных центров (Равенна, Таранто, Кальяри на Сардинии и др.) на базе использования импортного сырья, в частности, нефти.

В структуре итальянской промышленности наблюдается постоянный рост доли обрабатывающей промышленности – основы итальянской индустрии. Ведущее место в обрабатывающей промышленности занимает машиностроительный комплекс, доля которого превышает 35%. Сюда относятся: общее машиностроение; производство транспортных средств; выпуск электротехнического и электронного оборудования; металлообработка и выпуск изделий из металла.

Наблюдается некоторое отставание Италии от других индустриальных стран по уровню научного потенциала, поэтому страна в МРТ специализируется на производстве машин и оборудования средней и малой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гамму машиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, электробытового, упаковочного и пищевого оборудования, станков, текстильного оборудования, подвижного состава и других транспортных средств.

Италия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров потребительских товаров, отличающихся высоким качеством и изысканным дизайном.

Топливно-энергетический комплекс. Италия крайне бедна источниками энергии, имеет неблагоприятный энергобаланс.

В среднем за счет собственных ресурсов покрывается лишь 17% потребностей. Почти 70% в энергобалансе приходится на нефть. По этому показателю Италия сравнима среди постиндустриальных стран только с Японией: около 15% – на природный газ, 7–8% – на уголь, гидро- и геотермическую энергию.

Собственная добыча нефти невелика – 1,5 млн т. в год. За рубежом Италия закупает 98% всей потребляемой нефти (свыше 75 млн т.). Нефть поступает из Саудовской Аравии, Ливии, России. Италия располагает самой крупной в Западной Европе, по установленным мощностям, нефтеперерабатывающей промышленностью (200 млн т.), но степень использования ее очень низка.

Добыча природного газа (20 млрд куб. м в 1999 г.) обеспечивает около 46% потребностей в нем. Газ импортируется из России, Алжира, Нидерландов. Италия закупает около 80% твердого топлива. Каменный уголь ввозится из США и ЮАР.

Свыше 3/4 электроэнергии вырабатывается на ТЭС, использующих главным образом мазут. Поэтому электроэнергия дорогая, велик импорт электричества из Франции. После аварии на ЧАЭС было решено работу действующих АЭС остановить и не строить новых. Главные цели государственной энергетической программы – экономия потребления энергии и сокращение импорта нефти.

Черная металлургия Италии работает на импортном сырье. Собственная добыча незначительна – 185 тыс. тонн в год. Коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США. Италия является крупным экспортером металлолома, а также руд легирующих металлов.

Импорт сырья для отрасли предопределил размещение крупнейших металлургических комбинатов на морском побережье в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто (последний, самый крупный в ЕС, мощностью 10 млн тонн стали в год).

В 2000 г. производство стали составило 25,6 млн тонн (седьмое место в мире). Многочисленные передельные и прокатные заводы тяготеют к крупным центрам машиностроения и к источникам сырья (лома). Предприятия передельной металлургии построены в Милане и Турине.

Крупнейшими производителями стали в стране являются ТНК «Рива» и «Финсидер».

На мировом рынке Италия специализируется на производстве тонкой, холоднокатаной стали и стальных труб. Главная продукция цветной металлургии: алюминий, цинк, свинец и ртуть.

Страна занимает второе место в ЕС и шестое в мире по прокату металлов, на ее долю приходится 40% производства черных металлов в ЕС.

Химическая промышленность Италии специализируется на производстве продукции нефтехимии, полимеров (особенно полиэтилена, полипропилена) и синтетических волокон.

Отрасль высоко монополизирована, господствуют крупные фирмы. Фирма «ЭНИ» занимает первое место в Европе по производству акриловых волокон, второе – по производству пластмасс, третье – по производству удобрений. «Монтэдисон» обеспечивает 1/4 производства химических удобрений страны. «СНИА» специализируется на производстве химических волокон, пластмасс, красителей, средств защиты растений, лекарств.

Италия занимает пятое место в мире по производству лекарств.

Старейший и важнейший район химической промышленности – Северо-Запад. Вследствие обострения экологической ситуации, нехватки свободных площадей, трудностей с электроснабжением этот регион специализируется на производстве продукции тонкой химии. Крупными центрами являются: Милан, Турин, Мантуя, Савона, Новара, Генуя.

Северо-Восточная Италия специализируется на производстве массовых нефтехимических продуктов, удобрений, синтетического каучука (Венеция, Порто-Маргера, Равенна).

Профиль Центральной Италии – неорганическая химия (Розиньяно, Фоллоника, Пьомбино, Терни и другие).

Южная Италия специализируется на производстве продуктов органического синтеза, минеральных удобрений (Брензи, Аугуста, Джеле, Торто-Торресе и другие).

Машиностроение – ведущая отрасль итальянской промышленности. В ней занято 2/5 всех промышленных рабочих, создается 1/3 всей стоимости промышленной продукции и 1/3 экспорта страны.

Для отрасли характерна высокая доля транспортного машиностроения в производстве и экспорте. По производству автомобилей (1,7 млн в 1999 г.) Италия заняла девятое место в мире. Крупнейшей автомобильной компанией является фирма ФИАТ (фабрика итальянских автомобилей в Турине). Она многопрофильна и производит локомотивы и вагоны, тракторы, судовые и авиационные двигатели, дорожно-транспортные машины, станки, роботы. В 1986 г. «Фиат» приобрел контрольный пакет акций своего конкурента – фирмы «Альфа Ромео».

Столицей «Фиата» является Турин, где находится штаб-квартира и крупнейший завод «Мирафьори»; автомобильные заводы построены также в Милане, Неаполе, Больцано, Модене. Фирма имеет свои филиалы во многих странах мира. В 1960-х гг. участвовала в строительстве завода-гиганта ВАЗ в Тольятти.

«Фиат» входит в первую десятку крупнейших производителей автомобилей, на долю которой проходится 5,3% мирового производства.

Фирма «Феррари» известна производством гоночных машин.

Международной специализацией Италии является не только производство автомобилей, но и мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов.

Судостроение – кризисная отрасль транспортного машиностроения; тоннаж ежегодно спускаемых на воду судов не превышает 250–350тыс. бр.рег.т. Центры судостроения: Монофальконе, Генуя, Триест, Таранто.

Разнообразна продукция, выпускаемая электротехнической промышленностью – холодильники, стиральные машины, телевизоры. Отрасль отличается высокой территориальной концентрацией в Милане, его пригородах и в соседних городах – Варезе, Комо и Бергамо.

Растет производство продукции в электронике. Италия производит персональные компьютеры, электронные компоненты. В отрасли лидирует фирма «Оливетти», она же один из крупнейших в Европе производителей пишущих машин. Главный завод этой фирмы расположен в г. Иврея, севернее Турина. Электронные компоненты производит итало-французская компания «СТС-Томсон».

Получила развитие в Италии легкая промышленность. Страна является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров хлопчатобумажных и шерстяных тканей, одежды и обуви, мебели, ювелирных и фаянсовых изделий и др. По выпуску обуви Италия занимает третье место в мире после КНР и США. Итальянская фирма «Бенеттон», специализирующаяся на производстве готовой одежды и трикотажа, – одна из крупнейших в Европе, имеет свои филиалы в 110 странах мира. Штаб-квартира фирмы расположена в городе Тревизо.

Сфера услуг. Ведущую роль в отрасли играют туризм и банковская деятельность. Важнейшим источником дохода является туризм. Италию ежегодно посещают свыше 50 млн туристов. Более 3/4 всего оборота итальянского туристического бизнеса приходится на три города: Рим, Венецию и Флоренцию. Почти все прибывающие в Рим туристы посещают уникальное государство Ватикан. Развивается и так называемый «шоппинговый туризм», привлекающий оптовых торговцев продукцией итальянских малых и средних предприятий, а также индивидуальных потребителей итальянской одежды и обуви.

Италия является родиной банков, 67% ее населенных пунктов имеют банковские учреждения.

В Италии хорошо развиты все виды транспорта. Страна имеет развитую сеть железных (протяженность 9944 мили) и автомобильных дорог. Более 90% пассажиров и 80% грузов перевозится автомобилями. Главная транспортная артерия страны – «автострада солнца», связывающая Турин и Милан через Болонью и Флоренцию с Римом, Неаполем и Роджо-ди-Калабрия. Итальянский парк автомобилей насчитывает около 32 млн. Во внешних перевозках грузов преобладает морской транспорт; 80–90% импортируемых грузов доставляется морским путем. Самые крупные порты: Генуя (грузооборот 50 млн тонн в год) и Триест (35 млн тонн в год). Главный каботажный порт страны – Неаполь.

В Италии 34 аэропорта, среди них главные: Рим, Генуя, Венеция, Триест, Палермо, Неаполь, Специя.

Сельское хозяйство играет в экономике Италии гораздо более важную роль, чем, например, в Великобритании и ФРГ. Отрасль в то же время лишь на 75–80% обеспечивает население продовольствием, несмотря на благоприятные природные условия. Это объясняется сохранением архаичных аграрных отношений на Юге и раздробленностью хозяйств. Около 3/4 из них имеют площадь меньше 5 га.

Хотя благодаря государственной аграрной политике и европейской интеграции сельское хозяйство сильно изменилось. Выросла концентрация производства в руках крупных хозяев за счет разорения мелких собственников; расширились арендные и кооперационные отношения; ирригация; выросла урожайность культур и продуктивность скота.

Север, включая Паданскую равнину, имеет более благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Здесь сосредоточено 2/3 орошаемых площадей; вносится в 3 раза больше, чем на юге, минеральных удобрений на 1 га обрабатываемых земель.

Главной отраслью сельского хозяйства Италии является растениеводство. Ведущая отрасль растениеводства – овощеводство. Ежегодно в Италии собирают 14 млн тонн овощей, из них 5 млн помидоров (ведущие районы – Эмилия-Романья, Кампания, Апулия).

Зерновое хозяйство, вторая по значению отрасль растениеводства, испытывает кризис. По сборам зерновых (18–20 млн тонн) Италия в 2,5 раза уступает Франции. Выращивают пшеницу, кукурузу, рис.

Важнейшая техническая культура – сахарная свекла. По сборам овощей и фруктов Италия на первом месте в Европе. Италия делит с Францией первое место в мире по сборам винограда (10 млн т) и производству виноградных вин.

Развитие животноводства сдерживается недостатком кормовой базы и острой конкуренцией более дешевой продукции Франции, Нидерландов и других стран ЕС.

В отраслевой структуре промышленности Италии преобладают обрабатывающие отрасли (76%). Ведущая роль принадлежит отраслям машиностроения, химической промышленности, пищевкусовой промышленности. В последние годы растет доля наукоемких отраслей машиностроения. Меняется и территориально структура промышленности: происходит ее децентрализация, переориентация на привозном сырье с размещением в припортовых городах, рост промышленного потенциала центра и юга страны. В энергетическом балансе страны доминирует нефть (более 70%). Нехватка энергетических ресурсов вынуждает импортировать подавляющее количество нужных для экономики нефти (95% от потребления) и природного газа (60%). Нефть поступает морским путем из стран Персидского залива и перерабатывается на нефтеперерабатывающих предприятиях, расположенных в основном в портовых городах. Газ экспортируется газопроводами из России, а также из Алжира по газопроводу, проложенному по дну Средиземного моря. Добываются небольшие количества каменного угля.

Основная часть электроэнергии (свыше 200 млрд кВт / ч) производится на ТЭС - 65%. Работают ТЭС на импортном и собственном угле, частично на нефти, размещаются у нефтеперерабатывающих заводов или крупных городах, где ориентируются на потребителя. ГЭС производят 30% электроэнергии и размещены на альпийских реках, полный Гидроресурс которых оценивается в 56 млрд. кВт. АЭС в Италии не работают после отрицательного решения всенародного референдума в 1987 году. Существуют отдельные объекты альтернативной энергетики.

Для структуры итальянской промышленности характерно:

  • 1) большее значение в экономике отраслей легкой промышленности при сохранении определенных позиций тяжелой индустрии;
  • 2) ведущая роль машиностроения;
  • 3) более высокая, чем в других странах ЕС, роль химической промышленности;
  • 4) слабо развита горнодобывающая промышленность;
  • 5) большое значение малых и средних предприятий.

Из всех развитых стран Италии присущи наиболее резкие территориальные контрасты в уровне индустриализации. В Южной Италии в промышленности занято менее 15% экономически активного населения, а на Северо-Западе - около 40%. Здесь же сосредоточена и подавляющая часть наиболее передовых наукоемких производств.

Наблюдается некоторое отставание Италии от других индустриальных стран по уровню научного потенциала, поэтому страна в МРТ специализируется на производстве машин и оборудования средней и малой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гамму машиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, электробытового, упаковочного и пищевого оборудования, станков, текстильного оборудования, подвижного состава и других транспортных средств.

Италия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров потребительских товаров, отличающихся высоким качеством и изысканным дизайном.

Топливно-энергетический комплекс . Италия крайне бедна источниками энергии, имеет неблагоприятный энергобаланс.

В среднем за счет собственных ресурсов покрывается лишь 17% потребностей. Почти 70% в энергобалансе приходится на нефть. По этому показателю Италия сравнима среди постиндустриальных стран только с Японией: около 15% - на природный газ, 7-8% - на уголь, гидро - и геотермическую энергию.

Собственная добыча нефти невелика - 1,5 млн т. в год. За рубежом Италия закупает 98% всей потребляемой нефти (свыше 75 млн т.). Нефть поступает из Саудовской Аравии, Ливии, России. Италия располагает самой крупной в Западной Европе, по установленным мощностям, нефтеперерабатывающей промышленностью (200 млн т.), но степень использования ее очень низка.

Добыча природного газа (20 млрд куб. м в 1999 г.) обеспечивает около 46% потребностей в нем. Газ импортируется из России, Алжира, Нидерландов. Италия закупает около 80% твердого топлива. Каменный уголь ввозится из США и ЮАР.

Свыше 3/4 электроэнергии вырабатывается на ТЭС, использующих главным образом мазут. Поэтому электроэнергия дорогая, велик импорт электричества из Франции. После аварии на ЧАЭС было решено работу действующих АЭС остановить и не строить новых. Главные цели государственной энергетической программы - экономия потребления энергии и сокращение импорта нефти.

Черная металлургия Италии работает на импортном сырье. Собственная добыча незначительна - 185 тыс. тонн в год. Коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США. Италия является крупным экспортером металлолома, а также руд легирующих металлов.

Импорт сырья для отрасли предопределил размещение крупнейших металлургических комбинатов на морском побережье в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто (последний, самый крупный в ЕС, мощностью 10 млн тонн стали в год). На мировом рынке Италия специализируется на производстве тонкой, холоднокатаной стали и стальных труб. Главная продукция цветной металлургии: алюминий, цинк, свинец и ртуть.

Страна занимает второе место в ЕС и шестое в мире по прокату металлов, на ее долю приходится 40% производства черных металлов в ЕС.

Химическая промышленность Италии специализируется на производстве продукции нефтехимии, полимеров (особенно полиэтилена, полипропилена) и синтетических волокон. Отрасль высоко монополизирована, господствуют крупные фирмы. Фирма «ЭНИ» занимает первое место в Европе по производству акриловых волокон, второе - по производству пластмасс, третье - по производству удобрений. «Монтэдисон» обеспечивает 1/4 производства химических удобрений страны. «СНИА» специализируется на производстве химических волокон, пластмасс, красителей, средств защиты растений, лекарств.

Италия занимает пятое место в мире по производству лекарств.

Старейший и важнейший район химической промышленности - Северо-Запад. Вследствие обострения экологической ситуации, нехватки свободных площадей, трудностей с электроснабжением этот регион специализируется на производстве продукции тонкой химии. Крупными центрами являются: Милан, Турин, Мантуя, Савона, Новара, Генуя.

Северо-Восточная Италия специализируется на производстве массовых нефтехимических продуктов, удобрений, синтетического каучука (Венеция, Порто-Маргера, Равенна).

Профиль Центральной Италии - неорганическая химия (Розиньяно, Фоллоника, Пьомбино, Терни и другие).

Южная Италия специализируется на производстве продуктов органического синтеза, минеральных удобрений (Брензи, Аугуста, Джеле, Торто-Торресе и другие).

Машиностроение - ведущая отрасль итальянской промышленности. В ней занято 2/5 всех промышленных рабочих, создается 1/3 всей стоимости промышленной продукции и 1/3 экспорта страны.

Международной специализацией Италии является не только производство автомобилей, но и мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов.

Судостроение - кризисная отрасль транспортного машиностроения; тоннаж ежегодно спускаемых на воду судов не превышает 250-350тыс. бр.рег.т. Центры судостроения: Монофальконе, Генуя, Триест, Таранто.

Разнообразна продукция, выпускаемая электротехнической промышленностью - холодильники, стиральные машины, телевизоры. Отрасль отличается высокой территориальной концентрацией в Милане, его пригородах и в соседних городах - Варезе, Комо и Бергамо.

Растет производство продукции в электронике. Италия производит персональные компьютеры, электронные компоненты. В отрасли лидирует фирма «Оливетти», она же один из крупнейших в Европе производителей пишущих машин. Главный завод этой фирмы расположен в г. Иврея, севернее Турина. Электронные компоненты производит итало-французская компания «СТС-Томсон».

Получила развитие в Италии легкая промышленность . Страна является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров хлопчатобумажных и шерстяных тканей, одежды и обуви, мебели, ювелирных и фаянсовых изделий и др. По выпуску обуви Италия занимает третье место в мире после КНР и США. Итальянская фирма «Бенеттон», специализирующаяся на производстве готовой одежды и трикотажа, - одна из крупнейших в Европе, имеет свои филиалы в 110 странах мира. Штаб-квартира фирмы расположена в городе Тревизо.