Перечень предполагаемых мероприятий по соблюдению экологических требований. Положение о производственно-экологическом контроле

Все виды деятельности, которые не производят материальные товары, сгруппировали в отрасли непроизводственной сферы, которую также называют третичным сектором экономики, первые два - это добыча и переработка. До середины 90-х годов в мире, а в России и до перехода к капитализму в середине 90-х, сектор считался вспомогательным, поскольку не производил существенного общественного продукта. Теперь это полноправный и все более значимый сектор экономики. Считается, что развитие отрасли непроизводственной сферы является основным катализатором экономического роста.

Главное отличие

Основным отличием товаров отрасли производственной сферы от отрасли непроизводственной сферы считается то, что товары первой могут производиться в одном месте, а потребляться в другом, тогда как товары второй производятся и потребляются в одном месте. Если те же потребительские товары из Китая покупают по всему миру, то поучаствовать в чайной церемонии можно только непосредственно в китайской или японской чайной. И трудно представить, где, кроме как на пожаре, может понадобиться работа пожарников, в некоторых странах пожарная охрана предоставляла платные услуги, за которые надо было расплачиваться напрямую, а не через налоги.

Правда, с развитием отраслей непроизводственной сферы, особенно связанных с информационными услугами, уже не все так однозначно, и некоторые услуги уже оказываются вне зависимости от расстояний.

Дальше от природы

Для простоты первые исследователи в отрасли непроизводственной сферы экономики включили все, что не относится к добыче и переработке природных ресурсов. Это все виды деятельности человека, производящие нематериальные товары и услуги, направленные на непосредственное удовлетворение материальных, духовных, социальных и других потребностей. То есть непроизводственная сфера не имеет прямой связи с природой и служит для организации потребления человеком и поддержания его среды обитания и в основном перераспределяет то, что добыто и переработано в первых двух секторах экономики.

Какие еще особенности

Упрощение не всегда помогает, поэтому определение, что все отрасли, которые производят нечто нематериальное, относятся к непроизводственной сфере, пришлось дополнить. Выделили ряд особенностей, характерных для отрасли хозяйства непроизводственной сферы. Самое очевидное - должна быть непосредственная связь между производителем и потребителем продукции, что также зачастую подразумевает индивидуальный подход. Трудно представить, что те же парикмахерские или переводческие услуги можно оказывать по-другому. Но с развитием информационных технологий все уже не так однозначно, тот же перевод может происходить без непосредственного контакта между потребителем и производителем услуг, а к 2024 году по прогнозу ООН это сможет делать искусственный интеллект.

Другой особенностью непроизводственной сферы является то, что конечный продукт зачастую носит не овеществленный характер. Когда вы послушали музыку, проехали на общественном транспорте, то на этом ваше потребление закончится, хотя последствия могут долго ощущаться. Сейчас смело можно назвать особенностью отрасли значительную долю интеллектуального и творческого труда, что связано с цифровой революцией, появлением большого количества новых видов услуг с использованием наукоемких технологий и искусственного интеллекта. Даже в самой большой отрасли непроизводственной сферы - торговле, где используется много низкоквалифицированного труда, все большую роль играют онлайн-платформы и автономные магазины. В Китае, Японии, Корее начали работать целые сети магазинов, в которых не работают люди.

Какие отрасли входят

С начала времен, когда у людей проявились зачатки общественного сознания, появились и отдельные виды деятельности, которые впоследствии были отнесены к отрасли непроизводственной сферы. Первые вожди, воины, шаманы, если провести аналогию с нынешней терминологией - это правление, безопасность, социальные службы и, отчасти, здравоохранение, которые востребованы и в современных условиях.

К отраслям непроизводственной сферы относятся: все виды торговли, управление и безопасность, здравоохранение и образование, наука и консультирование, транспорт и коммунальное обслуживание, бытовые и гостиничные услуги, финансовые и информационные услуги, искусство и культура.

Продукция непроизводственной сферы

Для начала, когда экономисты поняли, что непроизводственные отрасли - это серьезная и самостоятельная область экономики, всю продукцию сектора поделили на материальные и нематериальные услуги. К материальным услугам отнесли все отрасли, которые обеспечивают потребление материальных благ: гостиничные услуги или, если шире, то сервис гостеприимства, торговлю, сейчас прибавили и электронную коммерцию, бытовые и транспортные услуги. К нематериальным услугам отнесли все виды, связанные с удовлетворением культурных, религиозных, духовных потребностей и видов деятельности, относящиеся к созданию внешней среды для жизнедеятельности человека, от безопасности, охраны окружающей среды до религиозных культов, здравоохранения, образования и искусства.

Продукцию отраслей непроизводственной сферы в последнее время начали также делить на услуги и интеллектуальные продукты. Продукция творческой и интеллектуальной деятельности ценились во все времена, но в постиндустриальном обществе, где практически вся деятельность основывается на знаниях, ценность интеллектуальной продукции возрастает лавинообразно, как и ее доля в непроизводственной отрасли. Из-за этого теперь предлагают всю деятельность по производству знаний выделить в четвертичный сектор - интеллектуальный.

Дальше будет больше

В развитых странах отрасли непроизводственной сферы занимают уже до 80 процентов экономики, и там работает более двух третей занятого населения. В развивающихся странах, в том числе России, около 50 процентов. Увеличивается не только доля сектора в экономике, но и появляются новые виды услуг, особенно в отраслях, связанных с цифровыми технологиями. Продукция приобретает и новые качественные характеристики, такие как способность храниться, накапливаться и передаваться на расстояния. Очень скоро придется давать новые определения непроизводственной сфере, ее особенностям и характеристикам.

Холинергическая система

х холинергическая система. Эта система состоит из нейронов, выделяющих ацетилхолин - ее нейротрансмиттер. Холинергические нейроны достаточно широко представлены в мозге, но центральными областями ее являются кора (лобная, теменная, височная), гиппокамп, хвостатое тело и ядро Мей-нерта (базальное ядро Мейнерта), функции которых имеют отношение к когнитивным процессам, включая память.

Функционирование холинергической системы определяют мускарино-вые ацетилхолиновые рецепторы - Ml и М2, различающиеся по вторичным внутриклеточным процессам (вторичные мессенджерные системы). Последнее делает их сходными с гистаминовыми рецепторами.

Цель: уяснить понятие, признаки отраслей, предпосылки их возникновения, этапы формирования и классификацию; изучить производственную и непроизводственную сферы национальной экономики, ее отраслевую структуру, а также структуру отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Национальная экономика – это функциональная и территориально-производственная система, включающая межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, комплексы, организации и предприятия.

В отраслевой структуре национальной экономики страны выделяют две укрупненные группы отраслей:

1. Отрасли сферы материального производства.

2. Отрасли социально-культурной сферы.

Первая группа включает следующие отрасли:

· промышленность;

· сельское хозяйство;

· строительство;

· транспорт;

· торговлю и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки.

Ко второй группе относятся следующие отрасли:

· жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения;

· здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;

· образование;

· культура и искусство;

· финансы, кредиты, страхование;

· управление;

· общественные объединения.

Необходимо учитывать, что хотя торговля и транспорт традиционно относятся к сфере материального производства, их конечным продуктом является не материальное благо, а услуга. Вместе с тем эти отрасли имеют много общего с другими отраслями материального производства, поэтому могут рассматриваться в контексте и той, и другой сфер. Важно отметить, что в настоящее время понятие общественного производства включает не только процесс создания материальных благ, но и услуг (встречается термин «производство услуг»). Таким образом, общественное производство – это процесс создания материальных благ и оказания услуг отраслями национальной экономики. В более узком смысле производство (не общественное) – это процесс изготовления необходимых потребителю товаров с использованием рабочей силы и средств производства.



Большое значение для развития национальной экономики имеет ее отраслевая структура , под которой понимают соотношения и пропорции между отраслями, межотраслевыми комплексами, сферами деятельности.

Отрасль – это совокупность организаций, предприятий и производств, которые характеризуются следующими признаками:

· схожестью в назначении производимой продукции;

· однородностью потребляемых материалов;

· общностью технической базы и технологических процессов;

· особым профессиональным составом кадров;

· специфическими условиями труда.

Отрасли могут объединяться в межотраслевые комплексы. Межотраслевой комплекс – это сложная межотраслевая система, отличающаяся высоким уровнем интеграции между элементами по потокам производимых товаров, информации и обладающая высокой экономичностью и устойчивостью к влиянию внешних факторов.

Ведущей отраслью в сфере материального производства является промышленность. Промышленность как отрасль национальной экономики в свою очередь состоит из ряда взаимосвязанных отраслей.

Вопрос№3 Промышленность как ведущая отрасль национальной
экономики Республики Беларусь

Цель: изучить отраслевую структуру промышленности Республики Беларусь, приоритетные направления развития промышленности; охарактеризовать особенности других отраслей производственной сферы (строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи).

Промышленность занимает ведущее место в национальной экономике страны, и этому способствуют следующие факторы:

· промышленность производит орудия труда, которые используются в других отраслях материального производства и социально-культурной сфере;

· создает значительную долю ВВП и национального дохода;

· значительное число активного населения занято в промышленности;

· промышленность определяет уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, способствует инновационному развитию экономики страны;

· состояние экологии зависит от технологий, которые использует промышленность;

· от уровня развития промышленности зависит социальная сфера, условия труда и качество жизни населения;

· национальная безопасность и обороноспособность страны определяется уровнем развития промышленности.

Таким образом, промышленность определяет экономическое, научно-техническое и социально-экономическое развитие страны.

Экономическая эффективность промышленности во многом зависит от ее отраслевой структуры.

Отраслевая структура – это состав отраслей, их количественное соотношение, основанное на взаимных производственных связях и характеризующееся удельным весом отдельных отраслей и комплексов в общем объеме промышленного производства.

Промышленность включает следующие отрасли:

· электроэнергетику;

· топливо;

· черную и цветную металлургию;

· химию и нефтехимию;

· машиностроение и металлообработку;

· лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную;

· промышленность строительных материалов;

· легкую;

· пищевую и др.

Структура промышленности динамична и зависит от многих факторов, среди которых можно выделить следующие:

· уровень активизации инновационной деятельности и развития научно-технического прогресса;

· экономическую политику государства;

· структуру потребления общества;

· наличие в стране природных ресурсов, необходимых для развития отраслей;

· традиционно сложившуюся специализацию и развитие интеграционных процессов.

Для количественной оценки отраслевой структуры промышленности и ее динамики используют следующие показатели:

1. Долю отдельных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике.

2. Долю прогрессивных отраслей (электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность) в общем объеме промышленного производства и ее динамику.

3. Коэффициент опережения (отношение темпа роста или индекса производства какой-то отдельной отрасли к темпу роста или индексу производства всей промышленности).

4. Соотношение добывающих и обрабатывающих отраслей.

По величине этих показателей можно оценить состояние отраслей промышленности и определить основные задачи и направления их развития.

Вопрос№4 Организация (предприятие), ее функции, структура,
цель и задачи

Цель: уяснить понятия «предприятие», «организация», «фирма»; определить цель и задачи создания и функционирования промышленной организации.

Организация (предприятие ) – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и услуг с целью удовлетворения потребностей конкретных потребителей, а также для обеспечения функционирования самой организации (предприятия) и его работников.

Организацию можно также рассматривать:

· как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности;

· как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, являющийся юридическим лицом;

· как обособленную специализированную единицу, использующую средства производства и труд для получения продукции соответствующего профиля и ассортимента, необходимой потребителям.

В условиях рыночной экономики целью действующей коммерческой организации является максимизация прибыли. Для достижения этой цели необходимо следующее:

· максимизация объема выпуска продукции;

· обеспечение конкурентоспособности продукции;

· устойчивость и стабильность функционирования;

· удержание позиций на рынке;

· обеспечение высокой эффективности производства.

Для некоммерческой организации важнейшей целью выступает удовлетворение общественных потребностей, что, в принципе, также не исключает получение прибыли. Однако следует помнить, что достижение максимально возможной прибыли коммерческой организации невозможно, если она не учитывает общественные потребности. Поэтому такие цели, как максимизация прибыли и удовлетворение общественных потребностей, следует рассматривать в тесной взаимосвязи.

Каждая организация должна обладать следующими видами единства:

· производственно-техническими;

· организационными;

· экономическими.

Основой формирования предприятия является производственный процесс . Он представляет собой систему действий по превращению сырья и материалов в готовую продукцию. Производственный процесс включает следующие частные процессы:

1. Основные производственные процессы, где предметы труда превращаются в готовую продукцию.

2. Вспомогательные и обслуживающие процессы, создающие условия для нормального выполнения основного процесса.

3. Управленческие процессы, которые организуют, направляют и координируют ход производства.

Каждая группа частных производственных процессов организационно оформляется в соответствующие подразделения (цехи и хозяйства), которые формируют структуру промышленной организации .

Различают производственную и общую структуры организации.

Производственная структура включает следующее:

· основное производство (цех);

· вспомогательное производство (цех);

· обслуживающие хозяйства;

· органы управления организацией.

Подразделения производственной структуры и организации по обслуживанию коллектива работников предприятия (ЖЭК, библиотеки, клубы, спортивные организации, состоящие на балансе предприятия) в совокупности образуют общую структуру промышленной организации.

Производственная структура отражает следующее:

· размер предприятия;

· количество и состав цехов, служб;

· количество и планировку участков в цехах;

· характер разделения труда между цехами и их кооперированные связи в процессе производства.

Первичным звеном промышленной организации является рабочее место. Совокупность рабочих мест, на которых выполняется технологически однородная работа, образует производственный участок. В крупных и средних организациях участки объединяются в цехи. В малых организациях с относительно простым технологическим процессом применяется безцеховая структура, основным звеном которой является производственный участок. Основные цехи на всех предприятиях различаются, вспомогательные цели, как правило, одинаковы.

Вопрос№5Классификация промышленных организаций
(предприятий)

Цель: рассмотреть классификацию промышленных организаций (предприятий) по различным признакам; изучить организационно-правовые формы предприятий и организаций.

Организации классифицируются по следующим основным признакам:

1. По отраслевой принадлежности:

· промышленные;

· сельскохозяйственные;

· транспортные и др.

2. По формам собственности:

· государственные;

· частные.

3. По организационно-правовым формам:

· предприятия-товарищества;

· предприятия-общества;

· унитарные предприятия;

· производственные кооперативы и др.

4. По целям деятельности:

· коммерческие;

· некоммерческие.

5. По видам деятельности:

· предприятия материального производства;

· предприятия сферы услуг.

6. По количеству видов производимой продукции:

· универсальные (многопрофильные);

· специализированные;

· узкоспециализированные.

7. По степени концентрации:

· крупные;

· средние;

8. По характеру воздействия на предмет труда:

· добывающие;

· перерабатывающие.

9. По экономическому назначению продукции:

· производящие средства производства;

· производящие товары народного потребления.

10. По возможности круглогодичной работы:

· сезонные;

· несезонные.

11. По характеру продукции, т. е. производящие:

· работу;

· услугу.

12. По доминирующему фактору в себестоимости продукции:

· материалоемкие;

· трудоемкие;

· энергоемкие;

· фондоемкие и др.

13. По участию иностранного капитала:

· совместные;

· иностранные.

Каждая классификация имеет определенное практическое значение. Существуют и другие признаки, по которым классифицируются организации.

Вопрос№6Экономическая среда функционирования промышленной
организации (предприятия)

Цель: уяснить экономическую среду функционирования промышленной организации (предприятия), ее сущность, факторы, субъекты, свойства, показатели, динамизм; изучить проблемы государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности промышленной организации (предприятия).

Качество функционирования организации зависит от ее внутренней и внешней среды.

Внешнюю среду организации определяют все те хозяйственные субъекты, с которыми она связана: поставщики, потребители, деловые партнеры, конкуренты, государственные и местные органы управления, общественные организации, а также звенья рыночной инфраструктуры (биржи).

Отношения организации с внешней средой динамичны и определяются ее вертикальными и горизонтальными связями. Вертикальные связи организации – это связи, определенные законодательством, т. е. обязательные (со всеми органами управления). Горизонтальные связи – это связи предприятия с поставщиками и покупателями, деловыми партнерами и конкурентами.

Во внешней среде выделяют макроуровень (макросреду) и микроуровень (микросреду). На каждом из этих уровней на организацию влияют свои специфические факторы.

На макроуровне значительное влияние оказывают следующие факторы:

· природные;

· экологические;

· социально-демографические;

· политические.

На микроуровне на организацию влияют:

· рыночная конъюнктура;

· форма и теснота партнерских связей;

· отношения с поставщиками и потребителями;

· степень развития рыночной инфраструктуры.

Все факторы внешней среды можно подразделить на факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся:

· государство;

· поставщики;

· рынок труда;

· правовое пространство;

· потребители;

· конкуренты;

· общественные структуры (профсоюзы).

Факторы косвенного воздействия можно укрупненно сгруппировать в следующие четыре группы:

1. Ситуационные (отражают экономическую ситуацию в стране и мире, межгосударственные связи).

2. Инновационные (формируют потенциал предприятия для его успешного развития).

3. Социально-культурные (включают комплекс жизненных ценностей, традиций, обычаев страны).

4. Политические (отражают политику административных органов государства).

Основными из множества элементов внешней среды являются:

· экономическая среда (процентные ставки, налоги);

· политическая обстановка;

· юридическая среда;

· технологическая среда;

· социально-культурная среда;

· природно-климатическая среда;

· географическая среда;

· демографическая ситуация.

Внешняя среда оказывает сильное влияние на предприятие, которое, в свою очередь, может влиять на внешнюю среду лишь косвенно.

Внутренняя среда предприятия – это совокупность взаимосвязей между его подразделениями, т. е. цехами, участками, службами.

Элементами внутренней среды организации являются следующие:

· организационная структура;

· структура функциональных обязанностей;

· структура обмена услугами;

· информационная структура;

· структура трудовых ресурсов;

· организационная культура, т. е. совокупность взаимоотношений между членами трудового коллектива.

Чтобы достичь главной цели, внутренняя среда организации должна быть адаптивной. Об уровне адаптивности можно судить по косвенным показателям, к которым относятся:

· время от момента увеличения цен на сырье и материалы до момента увеличения цен на выпускаемую организацией продукцию;

· время освоения новой продукции или технологий по сравнению с основными конкурентами;

· время подготовки документов, необходимых для оценки кредитоспособности и платежеспособности предприятия.

Факторы внешней и внутренней среды взаимосвязаны. Учет их влияния на деятельность организации (предприятия) требует ее высокой адаптивности, необходимой для обеспечения конкурентоспособности.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ООО « «

В.В.Иванов

«__»____________ 2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕННО- ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о Производственном экологическом контроле (далее — ПЭК) разработано в соответствии с требованиями федерального законодательства: Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

1.2. Положение о ПЭК определяет порядок организации и проведения ПЭК за соблюдением природоохранного законодательства и выполнением природоохранных мероприятий, а также предусматривает обязанности сотрудников Название предприятия по выполнению требований настоящего Положения.

1.3. ПЭК осуществляется в целях обеспечения соблюдения природоохранных нормативов в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных федеральным законодательством.

1.4. Основные принципы ПЭК: объективность, системность, комплексность.

1.5. Основные задачи ПЭК:

— учет номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду

— обеспечение своевременной разработки (пересмотра) нормативов (лимитов) воздействия на окружающую среду и контроль за их соблюдением

— контроль за выполнением планов и мероприятий в области охраны окружающей природной среды, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных органов государственного экологического контроля (далее — ГЭК)

— контроль физических воздействий (тепловое, шумовое, радиационное и т.п.)

— контроль за рациональным использованием природных ресурсов и учет их использования

— контроль за соблюдением правил обращения с опасными и вредными веществами, биопрепаратами

— контроль за стабильностью и эффективностью работы природоохранного оборудования и сооружений

— контроль за наличием и техническим состоянием оборудования по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий, по обеспечению безопасности персонала

— контроль, в том числе аналитический, за состоянием объектов окружающей среды в зоне его влияния предприятия

— ведение экологической документации предприятия

— своевременное предоставление информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системой государственного экологического мониторинга, кадастровым учетом, используемой для обеспечения мер безопасности в экстремальных ситуациях, обосновывающей размеры экологических платежей и ущерба и т.д.

— своевременное представление информации, предусмотренной внутрипроизводственной системой управления охраной окружающей природной среды

1.6. Объекты ПЭК, подлежащие регулярному наблюдению и оценке (мониторингу):

— сырье, материалы, реагенты, препараты

— природные ресурсы, используемые на производстве

— источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии

— источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

— источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду

— источники сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети водоотведения

— источники физических воздействий

— системы очистки сточных вод и размещения отходов очистки

— системы очистки отходящих газов и размещения отходов очистки

— склады и хранилища сырья, материалов, реагентов

— системы повторного и оборотного водоснабжения

— системы рециклирования сырья, реагентов и материалов

— системы размещения и удаления отходов

— объекты окружающей среды в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны, зоны влияния предприятия

— готовая продукция

— системы для локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных непредвиденных ситуаций, приводящих к отрицательным воздействиям на окружающую среду, а также для предупреждения таких ситуаций и аварий

2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЭК

2.1. В обязанности Название предприятия входит выполнение требований природоохранного законодательства, а также постановлений, предписаний и природоохранных заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять ГЭК, в том числе:

— разработка и проведение природоохранных мероприятий, а также проведение природоохранных мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, в том числе посредством проведения ОВОС

— обеспечение безопасности для окружающей среды и здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг

— осуществление ПЭК за соблюдением природоохранного законодательства

2.2. ПЭК осуществляется специальной службой (экологической службой), организованной в структуре Название предприятия, которая возглавляется Главным инженером. Специалисты экологической службы должны быть компетентными в вопросах охраны окружающей среды. Аттестация специалистов проводится в Независимом аттестационно-методическом Центре согласно Порядку аттестации, изложенному в РД-03-19-2007.

2.3. ПЭК предусматривает:

а) контроль за наличием официальной нормативно-методической документации, методов и методик контроля сбросов и выбросов, а также компонентов окружающей среды в соответствии с осуществляемой деятельностью

б) контроль за организацией и осуществлением лабораторных исследований и испытаний:

— на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории предприятия, с целью оценки влияния производства на окружающую природную среду и здоровье человека

— сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации

в) контроль за наличием разрешительной документации: разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, установленных лимитов на размещение отходов; за выполнением предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; паспортов на опасные отходы, иных документов, подтверждающих экологическую безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством

г) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством и другими нормативными актами в области осуществления ПЭК

д) своевременное информирование органов местного самоуправления, органов и учреждений службы Ростехнадзора, населения об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу окружающей природной среде и здоровью человека

е) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами организации за выполнением природоохранных мероприятий, соблюдением требований природоохранного законодательства, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений

2.4. Лабораторные исследования и испытания осуществляются Название предприятия самостоятельно (либо с привлечением сторонней аккредитованной лаборатории). Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются в зависимости от санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на окружающую природную среду и здоровье человека.

2.5. Программа ПЭК составляется ежегодно, утверждается руководителем Название предприятия либо уполномоченными в установленном порядке лицами и представляется по запросам специально уполномоченных органов, осуществляющих ГЭК.

2.6. Руководитель Название предприятия несет ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого ПЭК.

2.7. Должностные лица организации несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за экологические правонарушения в соответствии с законодательством РФ.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

3.1. Общее руководство по ПЭК осуществляет руководитель Название предприятия.

3.2. ПЭК организуется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя Название предприятия.

4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЭК

4.1. Для проведения ПЭК необходимо наличие следующих документов:

— нормативные требования в области охраны окружающей среды и природопользования, распространяющиеся на Название предприятия

— данные по источникам загрязнения окружающей среды и воздействию на компоненты природной среды, оказываемому Название предприятия

— качество окружающей среды в зоне возможного влияния Название предприятия (санитарно-защитная зона, зона влияния субъекта, фоновые концентрации)

4.2. Нормативные требования в области охраны окружающей среды и природопользования содержатся в законодательных актах РФ, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, нормативных актах Ростехнадзора и других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, нормативных актах субъектов РФ (сюда же входят требования, распространяющиеся на Название предприятия).

4.3. Нормативные требования формируются Службой ПЭК Название предприятия на основании официальных источников опубликования нормативных правовых документов Российской Федерации и субъектов РФ.

Информация об источниках загрязнения окружающей природной среды и воздействии Название предприятия на компоненты природной среды отражается в следующих документах:

1) материалы ТЭО на строительство Название предприятия

2) заключения государственной экологической экспертизы материалов ТЭО Название предприятия

3) проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ

4) разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

5) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

6) разрешение на размещение отходов, образующихся на Название предприятия

7) документ на право владения земельными участками

8) паспорт водного хозяйства

9) ведомость инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха, находящихся в ведении Название предприятия

11) данные мониторинга воздействий на компоненты природной среды

Источниками информации о качестве атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель и почв, животного и растительного мира в зоне возможного влияния Название предприятия являются:

1) раздел «Охрана окружающей среды» в составе материалов ТЭО на строительство Субъекта

2) результаты мониторинга природной среды

5. ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ ПЭК

Основные этапы ПЭК:

1. Планирование

2. Обеспечение выполнения

3. Подготовка отчетов

5.1. Планирование

5.1.1. ПЭК осуществляется на основании утвержденных планов природоохранной деятельности, при разработке которых необходимо учитывать условия природопользования, экологические требования, технические требования к эксплуатации установок, устройств и сооружений по очистке газовых выбросов и сточных вод, результаты ГЭК и ПЭК.

5.1.2. Условия природопользования установлены в разрешительной документации Название предприятия, а именно:

— заключение Государственной экологической экспертизы (или Главгосэкспертизы)

— документы на владение земельными участками

— договор водопользования или решение о предоставлении водных объектов в пользование

— проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

— разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

— разрешение на размещение отходов

— лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию опасных отходов)

— проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

— документы на горный отвод

— декларация промышленной безопасности

— лицензия на недропользование и другие лицензии в соответствии с действующим законодательством

5.1.3. В документации на установки, устройства и сооружения по очистке газовых выбросов и сточных вод изложены технические требования на их эксплуатацию (регламенты или инструкции по эксплуатации).

5.1.4. Выявленные в результате экологического контроля нарушения природоохранного законодательства фиксируются в Журнале учета мероприятий по контролю (надзору) Название предприятия.

5.1.5. Результаты ПЭК (включая результаты производственного экологического мониторинга) отражаются в отчетной документации службы ПЭК.

5.1.6. План на следующий год разрабатывается в конце текущего. Структурные подразделения Службы ПЭК составляют планы по отдельным направлениям ПЭК, принимая во внимание необходимость проведения лабораторного контроля соблюдения природоохранных нормативов и осуществление производственного экологического мониторинга. В процессе планирования определяют источник финансирования и возможность реализации каждого из предложенных мероприятий.

5.1.7. В общий план природоохранной деятельности Субъекта включаются все планы по отдельным направлениям ПЭК, который впоследствии утверждается его руководителем до начала планового периода (года, квартала). Руководитель определяет сроки подготовки планов природоохранной деятельности.

5.2. Обеспечение выполнения

5.2.1. Выполнение запланированных природоохранных мероприятий осуществляется Службой ПЭК с привлечением в установленном порядке специалистов других подразделений субъекта хозяйственной и иной деятельности и сторонних организаций (в необходимых случаях).

5.2.2. Основные процедуры ПЭК:

— производственный экологический мониторинг

— учет воздействий на компоненты природной среды

— инвентаризация источников загрязнения природной среды

— получение (продление) разрешительной документации

— контроль за выполнением мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха, природных вод, земель и почв, растительного и животного мира, на соблюдение требований по обращению с опасными отходами

— контроль соблюдения природоохранных требований и нормативов

— анализ результатов природоохранной деятельности

— разработка корректирующих мероприятий

5.2.3. Под производственным экологическим мониторингом понимается наблюдение за качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных природных вод, почвы, растительного и животного мира в пределах зоны защитных мероприятий Субъекта. Мониторинг проводится в соответствии с документами Системы экологического мониторинга.

5.2.4. Основной и обязательной процедурой, выполняемой в рамках ПЭК, является учет воздействий на компоненты окружающей среды. Учет проводится по типовым формам, разработанным для каждого из направлений деятельности в области охране окружающей среды. В основу для подготовки отчетов, служебных записок, прогнозов, деклараций и иных документов по вопросам охраны окружающей среды ложатся учетные данные.

5.2.5. Инвентаризацию источников загрязнения окружающей среды проводят для актуализации имеющихся данных по воздействию на компоненты окружающей природной среды. При инвентаризации используют проектную документацию Название предприятия, а также проект нормативов выбросов (сбросов), паспорт водного хозяйства, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В течение инвентаризации уточняются сведения по источникам загрязнения окружающей природной среды, качественному и количественному составу выбросов в атмосферу, сбросов в природные водные объекты, образующихся отходов, а также по режимам их образования и отведения в окружающую среду.

5.2.6. Инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха проводится в соответствии со специальным Планом (Программой). Данные по каждому источнику загрязнения вносят в соответствующий бланк инвентаризации. По результатам инвентаризации составляются технические отчеты. В свою очередь, результаты инвентаризации вносятся в инвентаризационную ведомость.

5.2.7. С учетом реализованных технологических решений на Название предприятия должна быть в наличии разрешительная документация: разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, разрешение на размещение отходов, лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду договор водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. Получение и продление этих документов производится в порядке, установленном Ростехнадзором и Росприроднадзором.

5.2.8. Контроль соблюдения природоохранных требований и нормативов проводится в соответствии с условиями действия вышеперечисленной разрешительной документации, полученной Субъектом. Отбор и анализ проб газовых выбросов, атмосферного воздуха, сточных вод, почвы, компонентов растительного и животного мира проводится по планам-графикам лабораторного контроля, которые должны быть согласованы с территориальным органом Ростехнадзора и, в необходимых случаях, Роспотребнадзора. Результаты лабораторного контроля регистрируются в соответствующих журналах первичного учета (см. разделы 6-11 настоящего Положения). По результатам проверок составляются акты, а в случаях несоблюдения природоохранных требований и нормативов — предписания об устранении отмеченных нарушений. Если нарушения вызваны объективными причинами и не могут быть оперативно устранены, то о таких нарушениях сообщают в территориальный орган Ростехнадзора, разрабатывают и утверждают планы мероприятий по устранению нарушений природоохранных требований (планы достижения установленных нормативов).

5.2.9. Служба ПЭК анализирует результаты природоохранной деятельности в целом по Субъекту не реже 1 раза в квартал. Результаты анализа отражаются в отчетах (квартальных, годовых). При необходимости на основе этих результатов разрабатываются соответствующие корректирующие мероприятия, которые включают в планы природоохранной деятельности.

5.3. Подготовка отчетов

5.3.1. По результатам ПЭК составляются отчеты (квартальные, годовые). Порядок их подготовки устанавливает руководитель службы ПЭК.

5.3.2. Также в установленном Росстатом порядке подготавливается и представляется государственная статистическая отчетность по формам федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении опасных отходов производства и потребления», № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почв», № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах», № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Государственная статистическая отчетность готовится на основании данных первичного учета по типовым формам Росстата.

6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

6.1. Планирование мероприятий по охране атмосферного воздуха

6.1.1. Основные положения плана мероприятий по охране атмосферного воздуха:

— Получение (продление) разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

— Проведение инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха (в случае изменений на Субъекте, например, при расширении, реконструкции предприятия, вводе в действие новых цехов и пр., или по указанию органов ГЭК)

— Контроль соблюдения нормативов ПДВ и лимитов выбросов (проводится в соответствии с положениями Проекта нормативов ПДВ субъекта хозяйственной или иной деятельности)

— Контроль соблюдения технических нормативов выбросов от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха

— Проверка технических характеристик газоочистного оборудования

— Проведение мониторинга атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, в зоне защитных мероприятий субъекта хозяйственной и иной деятельности, в местах размещения отходов

— Проведение мероприятий по устранению недостатков, выявленных в результате ГЭК (при их наличии)

— Подготовка и представление государственной статистической отчетности по форме № 2-ТП (воздух)

— Проведение мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (при поступлении предупреждения/оповещения)

— Повышение квалификации специалистов в области охраны атмосферного воздуха

Мероприятия по вышеуказанным позициям должны быть конкретизированы.

6.1.2. Руководитель Службы ПЭК устанавливает сроки составления плана мероприятий.

6.2. Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха

6.2.1. Контроль соблюдения ПДВ

6.2.1.1. Работа по контролю соблюдения ПДВ проводится с учетом условий действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ, а также требований ГОСТ 17.2.3.02-78 в соответствии с утвержденной в установленном порядке Системой контроля соблюдения ПДВ на Название предприятия. Система контроля включает в себя:

а) карту-схему промышленной зоны субъекта с указанием контролируемых источников выброса

б) перечень контролируемых показателей по каждому из источников выбросов, нормативы ПДВ, периодичность и способы их контроля (прямое измерение, отбор пробы с последующим измерением (расчет)

в) перечень средств измерения, оборудования и методических документов, применяемых для контроля соблюдения ПДВ, с указанием их метрологических характеристик

г) план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды НМУ

д) данные о лаборатории, выполняющей измерения содержания загрязняющих веществ в выбросах Субъекта

6.2.1.2. При контроле соблюдения ПДВ и лимитов выбросов за основу должны быть взяты прямые методы, которые используют измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля ПДВ, либо в случае невозможности применения прямых методов используют балансовые и технологические методы. В качестве способов контроля выполнения ПДВ в случаях, когда выбросы достаточно стабильны по составу смесей веществ либо отсутствуют приборы для прямого контроля нормативов выбросов конкретных ингредиентов, возможен контроль по групповым показателям (суммарные выбросы органических соединений, серосодержащих веществ и др.) с последующим расчетом выбросов веществ, по которым непосредственно установлены ПДВ. В качестве групповых показателей допускается использовать показания приборов, если по ним можно рассчитать выбросы веществ, по которым установлены ПДВ.

6.2.1.3. При контроле соблюдения ПДВ выбросы вредных веществ определяют максимальные разовые ПДК (с периодичностью в 20 мин), а также в среднем за сутки, месяц и год. При продолжительности выбрасывания вредных веществ в атмосферу меньше 20 мин, контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

6.2.2. Первичный учет при производственном контроле в области охраны атмосферного воздуха

При ПЭК в области охраны атмосферного воздуха обязательно проводится первичный учет данных по типовым формам ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3. На каждую из этих форм заводится соответствующий журнал.

Журнал по форме ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик» является первичным документом учета стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха и их характеристик по каждому структурному подразделению Субъекта. В этом журнале учитываются все загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух от организованных и неорганизованных источников. Записи в журнале ведут на основании результатов измерений параметров указанных источников и результатов анализа отобранных проб. Первичный учет по форме ПОД-1 позволяет:

— определить общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по каждому источнику их выделения

— определить максимальное количество загрязняющих веществ в выбросах при каждой смене технологического режима источника выделения

— контролировать соблюдение нормативов ПДВ и лимитов выбросов

— провести оценку экологических характеристик технологических процессов Субъекта

Журнал по форме ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» применяется для учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха:

— оценки эффективности мероприятий, улучшение экологических характеристик технологических процессов

— упорядочения направлений снижения выбросов загрязняющих веществ

— контроля сроков выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха и затрат на их реализацию

Журнал по форме ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» используется для учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок. Первичный учет по форме ПОД-3 позволяет:

— проводить оценку состояния пылегазоочистного оборудования

— определять фактический объем отходящих и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ

Данные форм ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 используются для подготовки отчетов по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух).

6.2.3. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)

6.2.3.1. В состав проекта нормативов ПДВ входит специальный план мероприятий, обеспечивающий снижение нормируемых выбросов в атмосферу на весь период НМУ. Неблагоприятные метеорологические условия — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха. Предупреждения (оповещения) о наступлении НМУ должны фиксироваться в журнале.

Форма журнала

для записи предупреждений (оповещений) при наступлении неблагоприятных метеоусловий и принятых мерах по сокращению выбросов

Дата, время Текст Фамилия, И.О. Меры, Примечание

приема предупреждения (оповещения) предупреждения (оповещения) принявшего предупреждение (оповещение) передавшего

предупреждение (оповещение) принятые по сокращению выбросов

Примечание:

В графе 1 указывают порядковый номер предупреждения (оповещения), передаваемого на Название предприятия.

В графе 6 указывают, в какие структурные подразделения Название предприятия была передана информация и какие конкретные меры были приняты.

6.2.3.2. В случае поступления предупреждения о наступлении первого, второго или третьего режима НМУ руководитель Субъекта издает приказ о переходе предприятия на период НМУ на заданные режимы работы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по Субъекту и по его структурным подразделениям, определением порядка приема и передачи мер оповещения.

Для веществ, выбросы которых не создают на границе санитарно-защитной зоны или в жилой застройке загрязнение, превышающее 0,1 ПДКм.р., мероприятия по снижению выбросов на период НМУ не разрабатываются.

6.2.3.3. При работе Название предприятия в первом режиме НМУ осуществляются в основном организационно-технические мероприятия без изменения режима технологического процесса и нагрузки Субъекта (усиление контроля технологической дисциплины, режима работы оборудования и средств контроля, исключение очистки оборудования и т.п.). Эти мероприятия позволяют снизить выбросы в атмосферу на 5-10%. Во втором и третьем режимах НМУ проводятся мероприятия на базе технологического процесса (снижение производительности отдельных аппаратов и технологических линий), введение запрета на сжигание отходов, остановка технологического оборудования в случае выхода из строя систем газоочистки, перестройка структуры топливопотребления и другое.

6.2.3.4. Мероприятия по временному сокращению выбросов, оформленные в виде таблиц и пояснительной записки, приводятся в Проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.

6.3. Отчетность по выполнению мероприятий в области

охраны атмосферного воздуха

6.3.1. Порядок подготовки отчетов о выполнении мероприятий по охране атмосферного воздуха устанавливается руководителем службы экологического контроля.

В отчете должны быть отражены все запланированные и внеплановые мероприятия по охране атмосферного воздуха. В отчете проводится анализ выполненных работ, оценивается их эффективность, указываются причины нарушения требований, несоблюдения нормативов, даются предложения по совершенствованию деятельности в области охраны атмосферного воздуха.

6.3.2. До 15 января Субъект представляет в органы государственной статистики и природоохранным органам ежегодную государственную статистическую отчетность по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».

Статистическая отчетность по форме № 2-ТП (воздух) готовится на основании журналов первичного учета по формам ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3.

Субъект представляет наряду с годовой отчетностью по форме № 2-ТП (воздух) субъектом полугодовую форму федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП-воздух (срочная).

7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ

В целях осуществления экологического контроля деятельности в области обращения с опасными отходами Служба ПЭК выполняет следующие функции:

— разработка мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды

— учет и отчетность в области обращения с отходами производства и потребления

— контроль соблюдения экологических требований, при обращении с отходами производства и потребления, отчетность о выполнении предписаний органов ГЭК

— мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду

— организация и участие в проведении инвентаризации отходов и объектов их размещения, паспортизации, подтверждения отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

— получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов и контроль лицензионных условий

7.1. Разработка мероприятий по снижению влияния отходов на состояние окружающей среды

7.1.1. В состав ПНООЛР включаются мероприятия перспективного планирования.

Служба ПЭК осуществляет годовое планирование, которое должно обеспечить выполнение заданий, включенных в ПНООЛР. Проекты планов по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды, входящие в состав ПНООЛР, должны быть согласованы с органами, осуществляющими ГЭК. Ежегодно, в развитие реализации пятилетнего плана, принятого к реализации в составе проекта ПНООЛР, Название предприятия разрабатывает План мероприятий по снижению образующихся отходов на состояние окружающей среды.

7.1.2. В первую очередь, при разработке годового Плана мероприятий Службой ПЭК составляется перечень мероприятий, который обеспечит снижение влияния образующихся отходов на окружающую среду. Целесообразность проведения этих мероприятий должна быть подтверждена расчетами затрат на их реализацию и ожидаемыми результатами по снижению влияния образующихся отходов на окружающую среду.

7.1.3. К числу обязательных мероприятий, включаемых в План, относятся мероприятия по достижению лимитов размещения отходов, получению (продлению) разрешения на размещение отходов, мероприятия по проведению текущих, планово-предупредительных ремонтов мест временного хранения отходов, а также мероприятия, предложенные вышестоящими организациями и предписаниями органов ГЭК.

7.1.4. План мероприятий на следующий год разрабатывается в конце текущего года. План мероприятий разрабатывает лицо, ответственное за организацию природоохранной деятельности в области обращения с отходами с участием заинтересованных руководителей подразделений Название предприятия.

7.1.5. Разработанные мероприятия предварительно проверяется расчетными методами на эффективность и экономичность, определяются источники их финансирования и возможность реализации. После этого План мероприятий подписывает главный инженер и утверждает руководитель Название предприятия. Утвержденный План мероприятий представляется на согласование в Территориальный орган Ростехнадзора.

7.1.6. Служба ПЭК осуществляет контроль выполнения Плана мероприятий. Специалист службы, ответственный за обращение отходов, не реже одного раз в месяц с целью принятия предупредительных мер в случае невыполнения запланированных работ проводит проверку:

— сроков, своевременности начала работ и их завершения

— обеспеченности работ финансированием, оборудованием, материалами

— наличия плана графика работ по вводу в эксплуатацию, проведения капитального и планово-предупредительного ремонтов, наладки и своевременности выполнения мероприятий этого графика

— достоверности отчетности руководителей подразделений Название предприятия о выполнении запланированных мероприятий

7.1.7. После завершения работ по каждому мероприятию в Плане мероприятий делается запись с указанием конкретных данных о выполнении: дата и номер документа (приказ, договор, разрешение на лимиты размещение отходов, согласования, ввод в эксплуатацию и т.д.), работы, проведенные при выполнении данного мероприятия, причина переноса и т.д.

Полноту и своевременность выполнения Плана мероприятий контролируют органы ГЭК.

7.2. Учет и отчетность в области обращения с отходами производства и потребления

7.2.1. Служба ПЭК Объекта осуществляет первичный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов согласно Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления».

Журнал первичного учета объемов образования отходов и их удаления с мест образования во всех подразделениях Название предприятия. Первичному учету подлежат все виды отходов производства и потребления — твердые, жидкие и газообразные, не учитываемые по формам № 2 ТП — (водхоз), № 2 ТП — (воздух).

7.2.2. На каждый вид отхода в журнале отводится самостоятельный раздел. Число разделов журнала совпадает с числом видов образующихся на объекте отходов.

При наличии объекта размещения отходов (полигона захоронения) ведется журнал ОТХ-2 отходов.

7.2.3. Для заполнения формы «Схема операционного движения отходов» используют формы первичного учета отходов. Эта форма необходима для заполнения формы «Баланс массы отходов за отчетный период». Форма «Баланс массы отходов за отчетный период» ежегодно представляется в Территориальный орган Ростехнадзора в составе «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах». Также в состав «Технического отчета» входят сведения о размещении отходов и информация о выполнении Плана мероприятий.

7.2.4. Заполнение Схемы операционного движения отходов происходит с использованием системы классификации и кодирования отходов и Федерального классификационного каталога отходов.

7.2.5. Ведение первичного учета движения отходов обеспечивает также достоверность представления государственной статистической отчетности (форма № 2-ТП (отходы). Проверяя достоверность заполнения статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы), Служба ПЭК сравнивает утвержденные нормативы образования и лимитов размещения отходов с фактическими результатами, полученными при анализе материального баланса и проведении инструментального контроля соблюдения установленных нормативов.

7.2.6. Служба ПЭК обеспечивает хранение данных первичного отчета, годового и статистического учета обращения отходов. Срок хранения документов определяет Территориальный орган Ростехнадзора.

7.3. Контроль соблюдения экологических требований при обращении с отходами, производства и потребления

7.3.1. Экологическим требования, установленные законодательством РФ в области обращения с отходами фиксируются в ПНООЛР Название предприятия, Разрешении на размещение отходов производства и потребления, лицензии на осуществление деятельности с опасными отходами.

7.3.2. Назначается должностное лицо Службы ПЭК, ответственное за эксплуатацию мест хранения (накопления) отходов на территории Субъекта. В его обязанности входит ежемесячная проверка мест хранения отходов на соответствие тому ПНООЛР и в случае обнаружения несоответствия выдача предписания по устранению замеченных нарушений с указанием сроков его исполнения.

7.3.3. Контролю подвергаются места хранения (накопления) отходов на территории объекта, их границы (площадь, объемы), обустройство, предельное количество временного накопления отходов в соответствии с выданными разрешениями, сроки и способы их накопления.

7.3.4. При осуществлении контроля используют таблицу ПНООЛР «Характеристика объектов хранения отходов» и таблицу «Характеристика объекта размещения отходов» тома ПНООЛР. В случае транспортировки отходов должностным лицом Службы ПЭК оценивается вероятность потери опасных отходов в процессе перевозки, создания аварийной ситуации, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам. В данном случае контролируется: наличие паспорта опасных отходов, соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах, наличие документации (для транспортирования и передачи опасных отходов) с указанием объемов и видов транспортируемых отходов, цели и месте их транспортирования, оснащение транспорта специальным оборудованием и снабжение его специальными знаками. В случае возможности возникновения аварийной ситуации должностное лицо Службы ПЭК запрещает транспортирование опасных отходов.

7.3.5. Служба ПЭК осуществляет контроль принятых или переданных на размещение отходов. Документы контроля передачи отходов другим организациям — акты сдачи отходов, квитанции и контрольные талоны приема отходов на размещение.

7.3.6. При наличии объекта для размещения отходов его эксплуатация проверяется на эффективность и безопасность для окружающей среды и здоровья населения. Служба ПЭК вносит объект размещения отходов в государственный реестр в соответствии с законодательством.

7.3.7. При проверке государственными органами контроля деятельности в области обращения с опасными отходами Название предприятия должен быть составлен Акт проверки с предписаниями об устранении нарушений природоохранного законодательства, обязательными для выполнения. Сроки выполнения предписания согласовываются с руководством Название предприятия.

7.3.8. На основании Акта проверки деятельности, ответственное лицо в сфере обращения с отходами оформляет План мероприятий по устранению нарушений природоохранной деятельности. План утверждается руководителем Название предприятия. Мероприятия по реализации предписаний входят в состав Плана Мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.

7.3.9. В целях государственного контроля за ходом реализации предписаний копию утвержденного плана мероприятий по устранению нарушений природоохранной деятельности направляют в Территориальный орган Ростехнадзора.

7.3.10. О выполнении предписаний ежеквартально Служба ПЭК представляет отчет о ходе их реализации, но не позднее 25 числа последнего месяца квартала,

В отчете отражаются все предписания, подлежащие выполнению в данном квартале, запланированные сроки их выполнения и результаты реализации. Отчет заверяется подписью главного инженера Название предприятия.

При невыполнении хотя бы одного предписания в сроки, указанные в Акте, руководитель Название предприятия направляет в Территориальный орган Ростехнадзора письмо, в котором указывается обоснование причин невыполнения предписания и запрос о разрешении продления сроков выполнения мероприятия.

7.4. Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду

7.4.1. ПЭК контролирует организацию мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях мест и объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенции.

7.4.2. Подразделение службы ПЭК по экологическому лабораторному контролю выполняет практическую работу по мониторингу за состоянием окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов и мониторингу за состоянием окружающей среды на объектах захоронения отходов.

7.5. Организация и участие в проведении инвентаризации отходов и объектов их размещения, паспортизации, подтверждения отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

7.5.1. Служба ПЭК организует и проводит инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Различают 3 этапа проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения:

1. Подготовительный

2. Проведение инвентаризационного обследования

3. Обработка результатов обследования и оформление выходных материалов

7.5.2. Начальник службы ПЭК разрабатывает Программу работ по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения. В случае привлечения специализированной организации программа работ составляется совместно с представителями данной организации.

После согласования руководителями структурных подразделений Название предприятия Программа утверждается руководителями Название предприятия и привлекаемой организации.

В программе должны быть указаны конкретные сроки проведения работ в каждом структурном подразделении. В Программе указывается ответственный за выполнение мероприятий или ответственный исполнитель. Сроки проведения работ и мероприятий, внесенные в программу, являются обязательными для обеих сторон. Перенос сроков допускается только при согласии обеих сторон.

7.5.3. Результаты инвентаризационного обследования являются основой для расчетов и установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.

Служба ПЭК организует и проводит паспортизацию опасных отходов в соответствии с нормативными актами, действующими на период составления паспортов и др.

7.5.4. Служба ПЭК проводит расчеты (либо привлекает специализированную организацию на договорных началах) по подтверждению отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности в установленном порядке согласно Приказу МПР России от 15.06.2001 г. № 511.

7.5.5. В соответствии с требованиями Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» Название предприятия устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещения.

7.5.4. Проекты ПНООЛР разрабатываются специализированными организациями на договорной основе. При оформлении договора разработчик совместно с руководством Название предприятия составляет План-график работ, в том числе согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещения и получения разрешения.

7.5.5. Служба ПЭК представляет специализированной организации необходимую информацию: данные по инвентаризации отходов и мест их размещения, карту-схему объекта с размещенными на ней местами хранения отходов, паспорта опасных отходов, материалы по подтверждению отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, сведения о перспективах развития объекта и другие материалы по запросу организации-разработчика.

7.5.6. Объем и содержание тома ПНООЛР регламентируется Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

7.5.7. Оформленный проект тома ПНООЛР проверяет Служба ПЭК и главный инженер Субъекта на качество исполнения и оформления, полноту и достоверность исходных данных, достаточность и выполнимость рекомендованных мероприятий по снижению воздействия опасных отходов на окружающую среду. После рассмотрения и немедленного устранения замечаний и недостатков проект тома ПНООЛР утверждается руководителями Название предприятия и представляется в Роспотребнадзор и органы ГЭК на согласование.

7.5.8. Необходимым условием выдачи разрешения на размещение отходов производства и потребления является согласованный том ПНООЛР.

В случае изменения качественных и количественных характеристик образующихся на Название предприятия отходов они должны заблаговременно доводиться до сведения Территориального органа Ростехнадзора путем представления дополнительных материалов по корректировке тома ПНООЛР.

Разрешение на размещение отходов производства и потребления выдается Территориальным органом Ростехнадзора на основании согласованного ПНООЛР.

7.5.7. Для продления срока действия разрешения на размещение отходов производства и потребления, служба ПЭК не позднее чем за 45 суток до его истечения представляет необходимые оформленные материалы и документы в Территориальный орган Ростехнадзора. Перечень требуемой документации уточняется в соответствующем структурном подразделении охраны окружающей среды Ростехнадзора.

7.6. Получение лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами и контроль лицензионных условий

7.6.1. Служба ПЭК организует получение лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, руководствуясь Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 г. № 524.

В лицензии на деятельность с опасными отходами должны быть указаны лицензионные условия этой деятельности.

7.6.2. Служба ПЭК осуществляет контроль соблюдения лицензионных условий. В случае выявления нарушений служба ПЭК принимает меры по их ликвидации. В случае выявления нарушений лицензионных условий уполномоченным должностным лицом службы государственного контроля и выдачи предписания, в том числе приостанавливающих действие лицензии, Служба ПЭК принимает меры по устранению нарушений лицензионных условий в сроки, которые были указаны в предписании, и уведомляет об этом лицензирующий орган.

7.6.3. Лицензирующий орган проводит проверку проведения устранения Название предприятия нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в течение 15 дней со дня получения от Название предприятия уведомления об устранении указанных нарушений.

7.6.4. Лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию опасных отходов выдается на определенный срок, который впоследствии может быть продлен по заявлению Название предприятия в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

7.6.5. В случае изменения класса опасности отходов для окружающей среды, свойств и видов отходов, а также места нахождения объектов их размещения служба ПЭК должна в 15-дневный срок сообщить об этом в письменном виде в лицензирующий орган.

8. ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

8.1. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» Субъекты являются плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления).

8.2. Службой ПЭК контролируются расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, произведенные Название предприятия в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

9. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

9.1. При оценке экологической обстановки, возникшей в процессе или после ликвидации аварийной (чрезвычайной) ситуации на объекте, Служба ПЭК функционирует во взаимодействии с силами и средствами наблюдения и прогнозирования системы Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям и работает совместно с подразделениями этого ведомства.

9.2. В этот период передается руководству объекта, в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в контрольные и надзорные органы информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, воде, почве химических веществ, превышающих предельно-допустимые уровни, в соответствии с Порядком, действующим на территории субъекта:

— для атмосферного воздуха — в 20 и более раз

— для поверхностных вод для веществ 1 и 2 классов опасности в 5 и более раз, для 3 и 4 классов опасности — в 50 и более раз

— для почв — 50 раз и более

9.3. В случае обнаружения высоких уровней загрязнения, а также выявления признаков возникновения чрезвычайной ситуации по визуальным и органолептическим признакам, передача информации осуществляется в срок, указанный в действующем на объекте Порядке, при возникновении чрезвычайной ситуации и далее с периодичностью не более 4-х часов по существующим линиям связи.

9.4. Последующие наблюдения осуществляют оперативные группы, в составе которых не менее 2-х человек, сформированными на базе территориальных природоохранных органов и служб ПЭК объекта самостоятельно или совместно с другими службами наблюдения и контроля, входящими в состав Российской системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

9.5. Перед выездом на место аварии, оперативная группа собирает необходимую информацию: направление и скорость ветра, перечень возможных загрязняющих веществ и опасных воздействий. Наблюдение начинается навстречу ветру по направлению к объекту.

9.6. Личный состав оперативной группы обеспечивается индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожных покровов.

Наличие химически опасных веществ определяют с помощью приборов, предусмотренных в Порядке действия персонала системы мониторинга загрязнения окружающей среды в режиме функционирования в аварийной ситуации.

9.7. Результаты измерений заносят в журналы химического наблюдения и докладываются своим непосредственным руководителям, которые, в свою очередь передают данные в вышестоящие организации и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с периодичностью не более 4-ч часов.

В случае обнаружения повышенных уровней химического загрязнения наблюдения проводят 4 раза в сутки: в 9.00, 15.00, 21.00 и 3.00 ч., а в случае возникновения чрезвычайной ситуации — с периодичностью 4 часа.

Время и количество замеров определены в приказах по Название предприятия.

9.8. Наряду с проведением измерений производится определение границы территории загрязнения.

Для определения конкретного перечня загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух или сброшенных в поверхностные водоемы и водотоки и на рельеф в результате аварийной ситуации, проводят лабораторный контроль на предмет идентификации загрязняющих веществ и количественный химический анализ отобранных проб.

Отбор проб производят в зоне загрязнения. В каждом случае количество проб определяется отдельно. В результате проведения лабораторного контроля отобранных проб должен быть четко установлен перечень загрязняющих веществ, их количественный и качественный состав, а также определена зона загрязнения (до фонового уровня).

Отбор проб объектов окружающей среды осуществляется по соответствующим ГОСТам и методикам. Результаты отбора проб заносятся в соответствующие акты.

Количественный химический анализ производится по методикам выполнения измерений, утвержденным государственными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Настоящее положение вступает в силу со дня его утверждения. Положение может быть пересмотрено и дополнено в связи с вводом в действие новых правил, нормативных документов в области ООС.

Производственный экологический контроль не включает в себя:

Химсостав воздуха и вредные физические факторы на рабочих местах;

Качество воды из раздаточных кранов в цехах;

Дезинфекцию водонакопительных резервуаров (если вода на питье);

Дератизацию;

Контроль за раздевалками, душевыми, санузлами, местами приготовления и приема пищи и еще многое другое, что относится к санитарным задачам на объекте

Разработал:

Инженер- эколог ________________

Ключевые вопросы

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

Требования к содержанию программы ПЭК

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.

ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I-III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
[…]

При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:

О технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

О фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

Об обращении с отходами производства и потребления;

О состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.

При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Указанное требование вступает в силу 01.01.2018 , однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.

Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.

Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.

Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.

Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).

СЛОВАРЬ

Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:

Положение о ПЭК;

Программа ПЭК;

Планы-графики ПЭАК;

Программа производственного экологического мониторинга;

Инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.

Помимо этого, разработан и принят Приказ Минприроды России от 16.03.2017 № 92 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 92, Требования, Порядок). Однако на момент написания статьи Приказ № 92 все еще не утвержден Минюстом России.

Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации .

По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале