Алгоритм любой технологии социальной работы с молодежью. Курсовая работа: Технологии социальной работы с молодежью

Впервые понятие «технология досуговой деятельности» введено в начале 90-х гг. XX в., ранее в понятийном аппарате использовались такие термины, как «организация» и «методика» досуговой деятельности. Одними из авторов и разработчиков научного подхода к определению технологии досуговой деятельности являются исследователи Д.М. Генкин, А.Д. Жарков.

Под технологией досуговой деятельности молодежи понимаются средства, формы и методы досуговой деятельности, используемые в учебной и внеаудиторной работе, с помощью которых достигается личностный рост и развитие различных категорий молодежи.

Под технологией досуговой деятельности понимается также совокупность методик, разработок, расчетов, внедрение различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели.

Технологии досуговой деятельности реализуются в различных направлениях работы учреждений и охватывают все этапы подготовки и проведения мероприятий и программ, включая социальный заказ, цель, формы и методы, средства достижения цели, материально-техническое и кадровое обеспечение, конечные результаты.

В технологиях досуговой деятельности молодежи можно выделить следующие подсистемы:

  • 1) организационную - предполагает деятельность учреждения, организующего молодежный досуг, определение его структуры, сложившуюся систему распределения полномочий между сотрудниками, специфические особенности работы с той или иной молодежной аудиторией;
  • 2) методическую - принятый алгоритм разработки и реализации отдельных культурно-досуговых программ, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия молодежи (наблюдатели, участники, организаторы), освоение инновационных технологий деятельности;
  • 3) социально-психологическую - особенности формальных и неформальных отношений сотрудников и молодежных групп в организации, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий;
  • 4) управленческую - связь с общественностью, овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, сложившаяся практика работы с сотрудниками и др.

Составными элементами технологии досуговой деятельности с молодежью являются:

концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую обоснование достижения поставленных целей при организации различных форм работы с молодежью;

системность, заключающаяся в логике и целостности досугового процесса, взаимосвязи всех его элементов;

управляемость, что предполагает компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию досуговых проектов и программ, способность варьировать средства и методы досуга для достижения лучших результатов;

эффективность современных досуговых технологий, которая должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

воспроизводимость технологии, ориентированная на возможность применения разработанной технологии досуговой деятельности в других подобных учреждениях, работающих с молодежью.

Таким образом, технологии досуговой деятельности могут быть реализованы во всех сферах жизни молодых людей, в их основе лежит содержательная техника реализации теории досуга в практику досуговой деятельности.

В науке и практике выделяют общие, функциональные и дифференцированные технологии, применяемые в сфере досуговой деятельности.

Общие технологии ориентированы на наиболее характерные процессы, происходящие в досуговой деятельности молодежи (например, процесс организации молодежного праздника в учреждениях досуговой сферы). Праздник - самая крупная форма досуга, так как сочетает множество различных средств и методов досуговой деятельности. Праздники могут приходиться как на выходные, так и на рабочие дни. Они делятся на государственные, неофициальные, народные, профессиональные, личные, религиозные и др.

Государственные праздники в России объявлены дополнительными выходными днями, например, различные категории молодежи имеют отношение к празднованию новогодних каникул (1-5 января), Дня защитника Отечества (23 февраля), Международного женского дня (8 марта), Дня Победы (9 мая) и других государственных праздников. К неофициальным праздникам, которые интересны молодежи, могут быть отнесены такие, как Старый Новый год (14 января), День Святого Валентина (День всех влюбленных) (14 февраля), День смеха (1 апреля) и т.п. Профессиональные праздники служат для сплочения коллектива, где осуществляют трудовую деятельность молодые специалисты, награждения активных и добросовестных сотрудников. К таким праздникам могут быть отнесены дни различных профессий, приобретенных молодежью: День знаний (1 сентября), День социального работника (8 июня), День учителя (5 октября) и другие профессиональные праздники.

Молодые люди также имеют отношение к празднованию международных и всемирных дней, которые зачастую могут отмечаться в рамках массового мероприятия (форума, фестиваля): Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта), Международный день защиты детей (1 июня), Всемирный день молодежи (27 июня) и т.п.

Праздниками называют и корпоративные вечеринки, семейные торжества (дни рождения, юбилеи свадеб) и многие другие подобные мероприятия.

Качественное проведение праздника - довольно сложная задача для организаторов досуга. Как свидетельствует практика, импровизация зачастую бывает удачной, если она хорошо подготовлена. Таким образом, первым и важным этапом праздника является его планирование или подготовка, т.е. создание плана и сценария.

Технология досуговой деятельности включает несколько основных этапов, которые необходимо учитывать всем организаторам досуга.

Подготовительный этап представляет моделирование и построение досуговой программы. Сначала необходимо четко сформулировать цель планируемого мероприятия. Один из критериев эффективности - соответствие конечного результата поставленной цели. Перед организаторами встает задача добиться от участников понимания целесообразности общей работы, вызвать у каждого молодого человека заинтересованность в осуществлении поставленной задачи.

Подготовительный этап предполагает анализ известных досуговых программ, их отличительных особенностей и перенесение целого мероприятия или его элементов в местные условия. Также нужно адаптировать содержание программы и к творческим возможностям организатора. При этом необходимо ввести элементы новизны в следующие структурные звенья программы: содержание, организационно-методические условия, сценарный ход, использование современных аудиовизуальных и других технических средств. В результате будет создана новая (авторская) модель программы.

Построение досуговой программы начинается с творческого замысла, концепции сюжетно-образного построения и проведения программы как массового действа. Если в театральном искусстве в качестве исходного материала выступает пьеса, которая строится на основе художественного вымысла, то в досуговой деятельности исходным является сценарий, сформированный на основе реального фактического материала (документов, событий, персоналий). В досуговой программе концепция определена общественно значимым событием, выраженным в художественной форме. Сценарий досуговой программы является не догмой, а руководством к действию, поэтому он может быть изменен, доработан, дополнен новыми материалами.

Воплощением досуговой программы занимается режиссер. В его задачи входит идейное истолкование сценария, его творческая интерпретация, распределение ролей, решение постановки во времени и пространстве, проведение репетиций, подбор выразительных средств (музыки, света, костюмов, декораций).

Основной этап - проведение программы - представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников.

Классическая структура молодежной досуговой программы состоит из нескольких элементов:

экспозиция - начало события, задача которого состоит в погружении молодых людей в атмосферу праздничной программы, подготовка к восприятию, установление режима общения (представление гостей, церемониал знакомства, звуковые, световые, технические эффекты, которые сопровождают начало досугового мероприятия);

завязка - исходное событие, в котором заложено начало драматического конфликта, своего рода пролог дальнейшего действа, заставляющего молодых людей следить за развитием событий;

основное развитие действия - самая обширная часть сценария, в которой укладывается практически весь сюжет молодежной программы (его длительность определяется сюжетным ходом). Основная часть программы может быть рассыпана по композиции или собрана в один блок (общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризы);

кульминация - наивысшая точка эмоционального накала для молодых людей - участников досуговой программы, смысловой центр композиции (хореографическая композиция с факелами, фейерверк и т.п.);

развязка - завершение сюжетной линии мероприятия (заключительное событие, подведение итога, разрешение конфликта, завершение сюжета);

финал - фрагмент полного завершения сценического действия (бурные аплодисменты, фейерверк, награждение, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, общая песня и т.п.).

И наконец, заключительный этап работы организаторов над молодежной программой - анализ ее проведения. От него во многом зависит качество последующего молодежного мероприятия. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков. Умение глубоко проанализировать весь ход подготовки и проведения программы и результаты проделанной работы являются одним из важнейших показателей уровня профессионального мастерства организатора досуга.

Функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления досуговой деятельности молодежи (примером могут служить технологии информационно-познавательной деятельности, технологии самодеятельного молодежного творчества, технологии организации отдыха и развлечения и ряд других). Современная информационно-познавательная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы молодых людей.

Социальная ценность досуга возрастает с каждым днем, и для того, чтобы молодой человек любого общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально значимые занятия в свободное время, необходимо:

  • ? последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга;
  • ? создавать условия для овладения новейшими информационно-познавательными технологиями на уровне поиска, обработки и трансляции информации;
  • ? включать в интерактивные формы потребления знаний.

В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:

Средства массовой информации - самостоятельная социокультурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуговой сферы объединяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, общественного сознания и поведения. На сегодняшний день сложились такие направления организации молодежных досуговых форм:

  • ? транслирование различных досуговых программ в СМИ (конкурсные программы: КВН, Comedy Club «Интуиция»; информационно-развлекательные программы: «С добрым утром» «Модный приговор»; интеллектуальные шоу: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы», ток-шоу: «Пусть говорят», «Глас народа» и многие другие;
  • ? освещение в средствах массовой информации проблем культуры, искусства, досуга; популяризация молодежных досуговых программ, рекламная информация для различных категорий молодежи;
  • ? развитие новых форм досуга на основе современной информационно-коммуникативной техники: форумы, сайты, чаты, социальные сети, интернет-клубы, виртуальные шоу, электронные библиотеки;
  • ? мультимедийные центры, создаваемые в системе общественного досуга для молодежи (обучение всех желающих навыкам овладения современными информационными технологиями), ме- диаобразовательные программы (обучение молодых людей рациональному пользованию информационными источниками); воспитание культуры потребления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что СМИ информируют население о деятельности культурно-досуговых учреждений по организации содержательного досуга и дают рекламу, анонс, пресс-релиз ближайших массовых мероприятий.

Большие возможности для реализации досуговых интересов и предпочтений молодежи создает Интернет, посредством которого осуществляется приобщение молодых людей к культурным, духовно- нравственным ценностям, включению в мир искусства и культуры. Интернет является одним из самостоятельных неорганизованных видов досуговых предпочтений молодежи и служит средством развития их разнообразных жизненных навыков, возможностей творческого самовыражения. Многие молодые люди используют Интернет для общения. Интернет - наиболее емкая международная телекоммуникационная сеть. Исследователи выделяют три основных вида потребностей, которые молодые люди удовлетворяют с помощью Интернета: коммуникативная, познавательная и игровая. Потребность в коммуникации молодежи удовлетворяется через переписку по электронной почте, общение в чатах, форумах и т.п. Познавательная потребность молодого человека удовлетворяется посредством чтения сетевой прессы, поиска конкретной информации или знакомства с текущими новостями, а также дистанционных форм образования и т.п. Примерами удовлетворения игровой потребности могут быть индивидуальные и групповые игры с компьютером или реальными партнерами посредством Интернета.

К недостаткам сетевой коммуникации для молодежи можно отнести:

  • ? вероятность потери или несанкционированного уничтожения электронного сообщения;
  • ? отсутствие доступа пользователя к форуму или другим средствам сетевой коммуникации по вине провайдеров;
  • ? вероятность несоблюдения конфиденциальности со стороны провайдеров или администрации интернет-ресурсов и т.д.

Следует согласиться с тем, что в настоящее время электронная почта, всевозможные форумы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные интернет-журналы и газеты, да и, собственно, сам Интернет для многих стали не менее важным аспектом повседневности, чем телевизор или телефон, а порой они полностью вытесняют их. Общение посредством Интернета не обязательно может проходить только в рамках одной страны. Поскольку Интернет - Всемирная паутина, то через нее могут общаться люди из разных стран. Это дает молодежи возможность участвовать во всевозможных международных интернет-форумах и общаться в чатах, обеспечивая себя возможностью исследовать культуру других стран и давать иностранцам представление о своей культуре.

Технология организации самодеятельного творчества представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественнокоммуникативной и художественно-организационной деятельности участников молодежных коллективов. Эта деятельность направлена на самосовершенствование личности и создание условий для творческой самореализации в группах и коллективах.

Термин «творчество» нами понимается как способность к преобразованию, созданию чего-либо нового. В творчестве осуществляется выражение индивидуальности молодого человека, результатом этого может стать создание чего-либо нового.

Самодеятельное художественное творчество представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, может включать ценностные ориентации и новые оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других видах художественной культуры.

К традиционным жанрам самодеятельного творчества молодежи могут быть отнесены:

  • 1) музыкальное искусство (академический хор, хор народной песни, вокальные и инструментальные ансамбли, духовые, джазовые, эстрадные оркестры);
  • 2) театральное искусство (музыкально-драматические коллективы, коллективы художественного слова, драматические, камерные театры, музыкальные театры, театры пародии и др.);
  • 3) хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, бального танца);
  • 4) изобразительное и декоративно-прикладное искусство (студии живописцев, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, например бисероплетения, декупажа, оригами и др.);
  • 5) цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра: клоунада, дрессура, пародия и т.д.);
  • 6) киноискусство (фотостудии, любительские киностудии, арт-площадки);
  • 7) техническое творчество (моделирование, конструирование, компьютерный дизайн и др.).

Разнообразные технологии любительского творчества молодежи могут быть успешно реализованы при соблюдении ряда требований: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; ориентация творческой деятельности на институциональную принадлежность учреждений.

Также особое внимание следует уделять пропаганде самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм и видов в музыкальном, театральном, хореографическом, изобразительном искусстве. Каждый жанр может быть представлен различными видами. Например, в фольклорные виды входят фольклорные театры, театр песни и танца и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные, народных инструментов, народного танца; народные хоры.

Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры; театральные - народными театрами; новые формы - музыкально-театральными, народными коллективами.

Хореографические коллективы - это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанров. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформительского искусства (разработка эскизов и пр.).

Кроме традиционных форм молодежный досуг может быть представлен в новых инновационных формах художественной деятельности: брейк-данс, рэп-фестивали, граффити, тектоник, джампстайл, fair show, hand make, капоэйра и др., а также экстремальные виды спорта (аквабайк (гонки на гидроциклах), паркур, сноубординг, скейтбординг и др.).

Помимо организованных в учреждениях молодежной сферы современных спортивных и творческих объединений, молодые люди могут самостоятельно формировать любительские объединения, которые также имеют свою технологию. Любительское объединение - организованная форма общественной самодеятельности молодежи, создаваемой на основе добровольности, общих творческих интересов и учета индивидуальности каждого из его участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов молодых людей в сфере свободного времени. В процессе любительской деятельности молодой человек имеет возможность для создания своей микросреды, самовыражения, самореализации. Любительское объединение - сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Они могут быть различной направленности - политические, спортивные, туристические, коллекционеров, выходного дня, молодой семьи и др.

В клубное любительское объединение приходят молодые люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубные любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий. Следует различать клуб как социокультурный институт; клуб как учреждение, созданное для организации досуга определенных категорий граждан; клуб как специфический тип объединений - добровольная ассоциация. Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Через клубную работу может быть реализована технология рекреативно-оздоровительной деятельности, ориентированная на оздоровление образа жизни молодых людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

В настоящее время в стране быстрыми темпами развивается оздоровительная отрасль для молодежи. Основными структурными подразделениями, реализующими такую деятельность, являются клубы здоровья (фитнес, шейпинг, аэробика, калланетика, йога, spa и др.), физкультурно-оздоровительные, спортивно-оздоровительные, рекреационно-оздоровительные, оздоровительные центры, туристские базы, курортные гостиницы, санатории, молодежные оздоровительные лагеря, косметические центры и др.

В первые годы развития оздоровительного движения в нашей стране начали создаваться клубные объединения аэробики, шейпинга и фитнеса с достаточно простыми программами, основой которых является физическая тренировка. Относительно новыми из них можно назвать spa и велнес, они ориентированы на отдых и психофизическое оздоровление различных категорий молодых людей, но также используют в своей практике достаточно простой, мало персонализированный набор рекреационных и оздоровительных технологий.

Один из важнейших видов активного отдыха и рекреации для молодежи - туризм, представляющий собой активный отдых, осуществляемый для молодежи туристскими организациями по различным маршрутам. Существуют многочисленные виды туризма (внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, велосипедный, пешеходный, спортивный, лечебно-оздоровительный, музейный И Т.Д.).

В связи с вышесказанным технологии организации досуговой деятельности молодежи способствуют восстановлению эмоционального равновесия молодых людей, развитию творческого поиска и личностного роста в клубных объединениях, формированию здорового образа жизни молодого человека.

Дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями молодежи - технологии досуговой деятельности учащейся молодежи, студенческой молодежи, рабочей молодежи и др.

Таким образом, на сегодняшний день активизируется социально-культурная деятельность и творчество различных категорий молодежи, расширяется жанрово-видовой состав их художественной деятельности, создаются новые общественные молодежные организации и движения, любительские объединения и клубы по интересам, направленные на развитие молодого человека, активизацию его потенциала. Пристальное внимание уделяется народной культуре, возрождаются фольклорные формы организации свободного времени молодого человека. В соответствии с этим серьезное внимание должно быть уделено вопросам организации конструктивной досуговой деятельности молодых людей, поэтапной подготовке различных форм досуговых мероприятий, эффективной реализации всех технологий досуговой деятельности для молодежи.

Молодежь социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в структуре общества, специфических интересов и ценностей.

По поводу возрастных границ молодежного возраста нет общего мнения. В отечественной науке наиболее часто нижняя возрастная граница определяется между 14–16, а верхняя – между 25–29 годами включительно.

Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, но видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.

Своеобразие молодежи как особой группы порождает ее уязвимость. Молодые люди сталкиваются, особенно в условиях нестабильного развития общества, с серьезными проблемами в образовании (его качество, доступность), труде (низкая конкурентоспособность, отсутствие практического опыта, низкая заработная плата и др.), выборе сферы для самореализации (поселенческий фактор, ошибки при самоопределении и т.п.), с неравенством в досуговой деятельности, в доступе к культурным ценностям. Молодежь уязвима, если не умеет вести здоровый образ жизни, имеет проблемы в отношениях с родителями и педагогами, если создает семью, не имея собственного жилья и постоянной работы, если допускает отклоняющееся поведение.

В современной России наименьшую долю в населении (16%) составляют дети в возрасте до 16 лет, а доля молодежи 15–29 лет почти равна доле пенсионеров по старости (25 и 21% соответственно). По прогнозам демографов, численность населения моложе трудоспособного возраста увеличится с 16% в 2008 г. до 18% в 2017 г. Однако численность людей трудоспособного возраста сократится с 63% в 2008 г. до 57,5% в 2017 г. То есть численность молодежи в ближайшее время расти не будет.

Положение молодого поколения в России характеризуется тревожными явлениями и противоречивыми тенденциями.

По данным ЮНИСЕФ, многих молодых людей ждет неопределенное будущее. Для молодого поколения растут различия в доступе к образованию. Отсутствие возможностей для получения образования и трудоустройства вынуждает некоторых представителей молодого поколения мигрировать, что неизбежно ведет к ослаблению связей с родительской семьей, а также к ряду других проблем (где жить, как найти работу, получить медицинскую помощь и т.п.).

В последние годы перед российской молодежью открылись новые возможности. Однако возросшая свобода требует повышенной ответственности. Социальная работа должна противостоять новым рискам, с которыми сталкивается молодежь.

Исследования ЮНИСЕФ в России показывают, что подростки стали больше курить, употреблять алкоголь и наркотики, что приводит к существенному ухудшению здоровья и росту смертности среди молодежи. Почти 40% юношей и 30% девушек регулярно употребляют алкоголь. Свыше 10% подростков пробовали наркотики. В среднем 32,8 подростка из каждых 100 тыс. кончают жизнь самоубийством. Около 80% ВИЧ-инфицированных в России – это юноши и девушки в возрасте 15–30 лет. Они часто сталкиваются с дискриминацией и негативным отношением даже со стороны работников здравоохранения. Предвзятое отношение со стороны общества представляет для них еще бо́льшую угрозу, чем сам вирус.

По данным социологических исследований, проведенных Российской академией наук, класс богатых людей формируется в первую очередь из относительно молодых предприимчивых людей; их образ жизни предполагает быстрое отделение молодых семей от старшего поколения. Средний класс далеко не монолитен: в нем отчетливо выражены поколенческие различия. Выделился рубеж между старшими поколениями ("старыми русскими") и молодежью, в целом успешно освоившей новые правила игры. В группах среднего класса до 30 лет, работающих в частном секторе и живущих в мегаполисах, число адаптированных и не проигравших от реформ значительно больше, чем в остальных средних слоях населения.

Тем не менее благополучие (прежде всего материальное) того или иного поколения современных россиян весьма относительно; существуют разительные внутрипоколенческие отличия в статусе; в каждой возрастной страте есть имущие и неимущие, успешные и неуспешные слои, маргинальные группы.

Технологии социальной работы в широком смысле необходимы всем группам молодежи. Однако наиболее уязвимые и нуждающиеся в социальной поддержке – молодые инвалиды, безработная молодежь, молодые люди с девиантным поведением, выпускники сиротских учреждений, молодые семьи, молодые матери-одиночки (особенно несовершеннолетние), молодые люди из многодетных, малообеспеченных или неблагополучных семей, разводящиеся молодые супруги, молодые родители (особенно с детьми- инвалидами), малообеспеченные студенты (особенно иногородние) и т.п.

По данным Федеральной службы государственной статистики, доля молодежи в возрасте 16–30 лет с доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения данной возрастной группы) составляла в 2000 г. – 29%, в 2005 г. – 18%, в 2008 г. – 13%. При этом процент низких доходов всегда был больше среди девушек. И в целом молодежные проблемы острее для девушек, чем для юношей.

По результатам исследований Центра социального прогнозирования, молодежь в основном положительно оценивает свой статус, считает, что выиграла от реформ. Противоположные оценки превалируют среди 41–50-летних. Преобладание позитивных оценок своей жизни и быта среди молодежи – следствие социального расслоения, которое было в последние годы в пользу молодежи.

Молодежь разнородна по составу. Самые низкие оценки у представителей беднейших слоев молодежи. Ее гораздо в большей степени, чем средне- и высокодоходную молодежь, волнуют низкий статус в обществе и плохие отношения в семье. Материальный успех тоже не гарантирует психологического комфорта – среди молодых предпринимателей зафиксированы самые низкие, по сравнению с другими группами молодежи, самооценки того, как складываются семейные отношения.

Наиболее значимыми для становления и развития молодежи являются семья, родители, старшее поколение. Именно в семье заложены главные ресурсы самопомощи и взаимопомощи в случае трудной жизненной ситуации.

Социологические опросы, проведенные в 2008 г. среди жителей Москвы , позволили выявить взгляды людей на то, какими должны быть семейные взаимоотношения поколений (табл. 4).

Таблица 4

Установки людей на то, какими должны быть взаимоотношения поколений в семье

Варианты

взаимоотношений

Распределение ответов* в среднем и по возрастным группам, % к числу опрошенных, п = 1200

показатель

Молодежь, 14–30 лет

Среднее поколение, 31–55 лет

Люди старше 55 лет

В семье необходима взаимопомощь поколений, даже если они живут отдельно друг от друга

Младшим необходимо прислушиваться к советам старших, но необязательно во всем им следовать

Старшие должны уважать мнение молодого поколения

Отношения в семье зависят не от возраста, а от личных качеств родственников

Отношения между поколениями в семье должны быть равноправными

Все силы надо вложить в своих детей

Взаимоотношения в семье зависят от конкретной ситуации, обстоятельств

Младшие всегда должны подчиняться старшим

Каждый (родители, дети, внуки) должен жить, как он хочет

* Респонденты могли указать несколько ответов, поэтому их сумма превышает 100%.

Как показал анализ данных табл. 4, есть отличия во взглядах на межпоколенческие отношения в семье между прародителями и поколениями их детей и внуков.

Молодежь и их родители демонстрируют солидарность во взаимодействии. Расхождения касаются лишь повышенных ожиданий родителями взаимопомощи, а также их негативного отношения к тому, что в семье каждый должен жить, как он хочет. Родители наиболее согласны с прародителями в одном – младшим необходимо прислушиваться к советам старших.

Для взаимодействия необходимо совпадение взаимных ожиданий, взаимопонимание. Оно достигается обычно, когда людям знакомы и ясны интересы друг друга. Насколько молодежь понимает и готова поддерживать интересы родителей, показано в табл. 5.

Таблица 5

Отношение молодежи к интересам родителей

Обобщение результатов этого опроса представляет собой следующие суждения студенческой молодежи.

Межпоколенческий конфликт – извечный в отношениях "отцов и детей", так как жизнь не стоит на месте, меняются люди, правила поведения, ценности и др. То, что родителям невозможно было даже представить, вполне приемлемо для их детей. Конфликт основан на различном восприятии мира поколениями, их разном воспитании, разных принципах и ценностях, возрастных различиях и т.д.

В каждой семье межпоколенческий конфликт происходит по разным линиям ("мать-дочь", "бабушка-внучка" и т.д.). До конфликта доводит преувеличение разногласий обеими сторонами, нежелание идти на компромисс, радикализм, непонимание между родителями и детьми. Конфликт возникает, когда старшее поколение настаивает на той точке зрения, которая свойственна их возрастной группе, а младшее – на альтернативном мнении. Они занимают разные позиции, никто не хочет уступать, и в итоге спор превращается в конфликт.

Межпоколенческий конфликт в той или иной форме неизбежен в любой семье. Однако чаще всего он обостряется в семьях, где отсутствуют, утеряны или забыты базовые ценности, традиции, религия и т.п., объединяющие людей, где каждый стремится доминировать любой ценой, не уважает чужого мнения. Наиболее характерны конфликты поколений для эпохи перемен, когда трансформируются основополагающие нормы и ценности.

Конфликт часто проявляется в виде нравоучений, навязывания своих убеждений. У каждого поколения свои взгляды на жизнь, так как каждое из них развивалось в конкретное историческое время со своими специфическими событиями и особенностями культуры. Отсюда возникают противоречия. Они связаны с более быстрым, чем раньше, темпом развития молодежи и ее желанием познать мир со всех сторон, с попытками взрослых контролировать жизнь молодежи, чрезмерно опекать ее, в том числе из-за страха остаться одинокими в старости. Дети убеждают родителей в том, что они живут в новом веке, а значит нужно по-новому (не по-советски) смотреть на мир и воспитывать молодое поколение.

Конфликт возникает из-за доминирования взрослых в силу возраста. Старшее поколение все воспринимает с высоты прожитых лет, накопленного опыта и всячески пытается предостеречь своих детей и внуков от возможных проблем. Дети все видят в ином свете, считая себя достаточно взрослыми людьми, которым не требуются чьи-либо советы. С возрастом такое мнение меняется, ибо становится ясно, что в свое время лучше было бы прислушаться к родителям. Старшее поколение считает себя более подготовленным к принятию решений и не всегда понимает, что младшее поколение лучше ориентируется в современном мире и может принять более верное решение. Молодые легче, чем взрослые, усваивают нормы своего времени. Родители же из-за страха за будущее детей пытаются привязать их к своим ориентирам.

Способствует конфликту низкая педагогическая культура родителей. Обычно они пытаются донести до своих детей правильные идеи (например, о вреде курения, особенно в молодом возрасте), но не всегда знают, как это лучше сделать. Переходный возраст, формирование личности ребенка влияют не так, как хотелось бы родителям. Разногласия бывают обусловлены также неучастием старшего поколения в некоторых важных сферах жизни младшего, в том числе из-за занятости на работе. Конфликт возникает из-за недостаточного общения между близкими людьми, нарастает, как снежный ком, и в итоге поколения в семье отстраняются друг от друга.

В современных условиях у нового поколения ослабли дисциплинированность и уважение к старшим. Это вызвано влиянием на подростков улицы, алкоголя, курения, нежелания учиться. При этом они уверены, что именно родители должны давать им деньги. В российском обществе сейчас многое копируется с Запада, включая негативные примеры. Дети и подростки этого не осознают. Родители пытаются бороться со своими детьми, но те их не понимают, считают себя ненужными, уходят из дома, вступают на путь бродяжничества, пьянства, проституции, преступлений.

Межпоколенческий конфликт в семье – это не только конфликт родителей и детей, прародителей и внуков, но также конфликт между тещей и зятем, свекровью и снохой и т.д. Наиболее остро он проявляется в отношениях между молодой и родительской семьями, проживающими в одной квартире. Конфликт вызван различиями в их образе жизни, привычках, потребностях и т.д. Его выражением могут стать вражда в семье, постоянные ссоры и др. Часто он завуалирован бытовыми проблемами. Последствия конфликта достаточно серьезны, вплоть до физических увечий. В настоящее время это один из наиболее распространенных видов конфликта.

Конфликты могут произойти в любой семье, независимо от пола и возраста участников. Осложнение отношений может вызвать как поведение сына или дочери, так и поведение отца или матери. Межпоколенческий конфликт в семье имеет два значения – это не только конфликт между поколениями, но и конфликт, передающийся из поколения в поколение.

Во все времена новые поколения модернизировали общественные нормы, что никак не могли принять их родители с более консервативными взглядами. Отсюда появляются недовольство и неодобрение старшего поколения по отношению к новому. Детям тоже никогда не понять некоторые взгляды их родителей на жизнь. Нынешние дедушки и бабушки, родители воспитывались в разных поколениях, но не особо отличались друг от друга, так как и те и другие жили в СССР. Старшим тяжело понять молодежь, ее интересы, жизненные цели, стиль общения и самовыражения, потому что в их время этого не было или не считалось важным.

Решить межпоколенческие противоречия можно, начав прежде всего с себя, установив правила общения и поступая так, чтобы все остались довольны. В неизбежном конфликте поколений никто не виноват, просто нужно принимать друг друга такими, какие есть, ведь между поколениями всегда будут разногласия. Люди сами создают конфликты и сами могут их решить. Иногда родители не одобряют поступки своих детей (замужество, смену работы, университета и т.п.), слишком опекают и стараются принять решения вместо них. Они любят своих детей и заботятся о них, но нужно решать проблемы не упреками или ультиматумом, а советами и предложениями.

В некоторых семьях межпоколенческий конфликт возникает довольно редко. Родители придерживаются современных взглядов, понятных их детям, которые, в свою очередь, терпимо относятся к родительским требованиям. Молодые люди пытаются строить свою жизнь так, чтобы не было конфликтов ни в семье, ни с окружающими; ставят себе цели быть гармонично развитыми, здоровыми, счастливыми и прилагают к этому усилия, волю, труд. Родители предоставляют молодым свободу выбора, материальные ресурсы при условии, что те не забывают о своих важнейших обязанностях.

Интересен вопрос и о том, насколько старшие понимают и разделяют интересы молодежи. Как показал опрос 2008 г., родители подростков отличаются самым низким среди взрослого поколения взаимопониманием с детьми – лишь 44% считают, что хорошо понимают и разделяют интересы своих детей, и эти ответы совпадают с точкой зрения самих подростков (44%).

Родители студентов и работающей молодежи 18–24 лет тоже демонстрируют совпадение с ответами детей, но несколько иного рода: среди них наибольшее число тех, кто, понимая интересы детей, не всегда их разделяет (71%); среди их детей встречается аналогичная позиция (77%).

Среди родителей 25–30-летней молодежи наибольшее число тех, кому чужды и неясны интересы их детей (10%). Такое непонимание не отличается взаимностью, скорее, наоборот, молодое поколение этого возраста лояльно по отношению к родителям.

К сожалению, именно неблагополучие и проблемы в семье, как правило, негативно влияют на молодежь, способствуют безнадзорности, правонарушениям, преступлениям.

По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, численность осужденных лиц в возрасте 14–17 лет составляла в 2000 г. 148,6 тыс. человек, в 2005 г. – 99,1 тыс. человек, в 2008 г. – 73,3 тыс. человек. Несмотря на убывающую динамику (что свидетельствует и об эффективности профилактической работы), это огромные цифры. В основном подростки были осуждены за кражи, грабеж. Но были также осужденные за убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования, разбой, вымогательство, преступления, связанные с наркотиками.

На 1 января 2009 г. 8,8 тыс. подростков 14–17 лет находились в учреждениях временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, из них 1,9 тыс. – девушки. Об этих безнадзорных и беспризорных правонарушителях были направлены сообщения в органы власти и общественные организации для устранения причин и условий их правонарушений, в том числе вызванных ущемлением их прав и законных интересов. Были также направлены материалы в органы внутренних дел и прокуратуры, в том числе для защиты нарушенных прав несовершеннолетних, вплоть до привлечения виновных (включая родителей) к административной, уголовной ответственности.

Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что социальная работа с молодежью имеет непреходящую актуальность.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми по месту жительства.

Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности решать свои проблемы, адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни.

Технологии социальной работы с молодежью предусматривают как экстренное вмешательство специалистов и служб (телефон доверия, содействие в получении временного жилья, помещение в лечебно-профилактическое учреждение), так и социально-профессиональное сопровождение (медицинское, юридическое, психологическое, педагогическое). Сопровождение рассматривается как интегративная технология содействия переходу от внешней помощи к самопомощи и взаимопомощи.

Процесс работы с молодым клиентом включает следующие этапы:

  • – анализ ситуации, выделение насущных проблем;
  • – диагностика форм проявления этих проблем;
  • – составление развернутого описания проблем и плана действий;
  • – конструирование технологических подходов;
  • – создание пространства для их реализации;
  • – проведение комплексной социальной терапии, состоящей из поддерживающей, оздоровляющей или замещающей терапии, личностно ориентированного информирования, индивидуального консультирования, социально-психологических тренингов, социального патронажа, реабилитации и т.п.;
  • – анализ хода и результатов деятельности;
  • – внесение соответствующих корректив;
  • – мониторинг ситуации.

В отношении молодежи возможны следующие направления работы:

  • рекреационное, предназначенное для вовлечения молодых людей в социально одобряемую деятельность в свободное время, благоприятствующую развитию интересов, моральных норм и духовных ценностей (любовь к семье, ответственность за свое поведение, патриотизм и т.д.);
  • ресоциализирующее, ориентированное на восстановление, усиление, развитие социальных навыков и межличностных отношений через участие в реализации целевых программ, в работе клубов, групп по интересам, занятиях спортом, искусством и т.п.;
  • психокоррекционное , способствующее развитию самосознания, самооценки, коррекции своего поведения.

Специальные службы для молодежи призваны предоставлять подросткам и молодым людям широкий спектр медицинских, правовых, социальных и психологических услуг. Работа этих учреждений строится на принципах конфиденциальности и доступности. Сегодня в десятках российских регионов создано более 60 медико-социальных служб для молодежи и свыше 20 молодежных информационных центров. Здесь подростки и молодые люди могут получить консультации и практическую помощь по вопросам репродуктивного здоровья и планирования семьи, профилактики ВИЧ (СПИДа), включая тестирование и лечение инфекций, передаваемых половым путем. Молодежные СМИ и образовательные программы "Ровесник – ровеснику" содействуют распространению знаний о здоровом образе жизни и необходимых для этого жизненных навыках.

По расчетам ЮНИСЕФ, 1 тыс. долл., вложенная в работу с молодежью, позволит поддержать создание медикосоциальной службы для 2,5 тыс. подростков и молодых людей, или предоставить 1,5 тыс. молодым людям информацию о профилактике ВИЧ, или обучить шесть специалистов или добровольцев методике продвижения идей и моделей здорового образа жизни.

В России функционируют следующие социальные службы для молодежи.

Центр социально-психологической помощи молодежи , предназначенный для оказания социально-псхолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в различных конфликтных ситуациях, а также для профилактики девиантного, делинквентного и суицидального поведения среди молодежи. Технологии работы специалистов центра включают в себя психологическую и социальную диагностику, социальноправовую и медико-психолого-педагогическую помощь, профориентационную работу, культурно-спортивную деятельность, консультирование родителей и их детей, кризисную терапию и т.п.

Центр информации для молодежи , предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Технологии, применяемые в работе центра: юридическое консультирование, коммуникативные, посреднические технологии, решение образовательных, профессиональных, жилищных, досуговых, личностных проблем молодежи, анализ и прогнозирование процессов в молодежной среде и т.д.

Консультационный центр для подростков и молодежи , предназначенный для оказания доступной, квалифицированной экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону независимо от социального статуса и места жительства обратившегося. Технологии работы – социально-психологическая помощь подросткам, их семье и педагогам, профилактика и разрешение конфликтов и иных психотравмирующих ситуаций, кризисная и посткризисная терапия, консультирование (в том числе по особенностям возрастной психологии, духовному, интеллектуальному и физическому развитию), посредничество между клиентами и социальными службами, а также отдельными специалистами (психологами, педагогами, юристами, социальными работниками и др.) и т.д.

Приют для подростков , предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития в семье, воспитательном учреждении, обществе. Технологии, используемые для достижения целей приюта, включают социально-психологическую диагностику, комплексное (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование в зависимости от конкретных причин социальной дезадаптации подростка, психологическую помощь, педагогическую коррекцию, медико-социальную адаптацию и реабилитацию, социально- правовую помощь несовершеннолетним и их родителям, экспертизу в принятии решения о дальнейшем устройстве подростка в семью, на работу, в учебно-воспитательное учреждение и т.п.

Эти и другие технологии социальной работы с молодежью (адаптацию молодежи к изменяющимся социально- экономическим условиям, реабилитацию молодых инвалидов, социальный патронаж, контроль и надзор за молодыми людьми группы риска, содействие занятости и социальную поддержку безработной молодежи и выпускников учебных, сиротских заведений, прогнозирование, проектирование и моделирование работы с молодежью и др., а также различные инновационные технологии) реализуют учреждения социального обслуживания. К таковым учреждениям, имеющим дело и с молодежным контингентом, можно отнести центр социальной помощи семье и детям, центр психолого-педагогической помощи населению и экстренной психологической помощи по телефону, социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних, комплексный центр социального обслуживания, кризисный центр для женщин и др. Кроме того, с молодыми клиентами работают центр планирования семьи, подростковомолодежный клуб, социально-досуговый центр для детей и молодежи, молодежная биржа труда, центр гражданского и патриотического воспитания молодежи и т.п.

Огромное значение для эффективности технологий социальной работы с молодежью имеет учет региональной специфики, организация работы по месту жительства. Успешно выполняется Закон города Москвы от 30.09.2009 № 19 "О молодежи". Этот закон регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной политики города в отношении молодежи. Такая политика осуществляется как система мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодежи в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах общества.

Оказание государственной поддержки молодежи включает технологии ее поддержки в сфере образования и профессиональной ориентации, в сфере здоровья, физкультуры и спорта, в сфере труда и трудоустройства, в социальной и жилищной сферах.

Городская целевая программа определяет следующий комплекс мероприятий для молодежи: а) укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни; б) социальная защита; в) укрепление молодой семьи и содействие в решении ее проблем; г) стимулирование действий молодежных организаций, направленных на решение городских проблем, а также воспитание нравственных принципов и гражданской ответственности молодежи; д) правовое воспитание, стимулирование предпринимательской инициативы и повышение экономической культуры молодежи; е) повышение востребованности и конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда; ж) поддержка талантливой и одаренной молодежи и иные мероприятия.

Реализация этих и подобных им действий возлагается на государственные учреждения, ведущие досуговую, спортивную и воспитательную работу с молодежью по месту жительства, социально-реабилитационные центры для молодых граждан, центры социально-психологической помощи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, городские и межрайонные центры профилактики негативных проявлений в молодежной среде, молодежные клубы. Предполагается также участие в работе с молодежью негосударственных некоммерческих организаций, в том числе молодежных.

Кадровое обеспечение реализации технологий по работе с молодежью осуществляется посредством системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с молодыми жителями Москвы, а также путем издания учебно-методической литературы для обучения специалистов работе с молодежью.

Безусловно, молодежные проблемы невозможно решить только усилиями социальных служб, в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма, жилищного строительства. Поэтому в современных условиях чрезвычайно важно преодоление разобщенности отдельных программ и ведомств, занимающихся молодежью.

  • При поддержке Программы Президента РФ (проект МК-4433.2007.6) М. В. Вдовиной было опрошено 1200 человек; выборка квотная по полу и возрасту; в ней представлены мужчины (48%) и женщины (52%) трех возрастных групп: молодежь 14–30 лет (31%), среднее поколение 31–55 лет (35%), люди в возрасте 56 лет и старше (34%). Состоят в браке 49%; холостых и незамужних в выборке 28%; разведенных 8%; вдовцов и вдов 9%; в незарегистрированном браке живут 5% респондентов. Большинство имеют высшее (42%) и незаконченное высшее образование (11%). Среднее специальное образование у 22% опрошенных, среднее общее – у 14%, незаконченное среднее – у 12%. В выборке представлены служащие (24%), пенсионеры (24%), студенты и учащиеся (22%), рабочие (13%), руководители государственных и негосударственных организаций (10%), работники коммерции (7%), домохозяйки (3%), безработные (1%). По национальности и вероисповеданию среди опрошенных преобладают русские, христиане (православные).
  • Респонденты могли указать несколько вариантов ответов , поэтому их сумма превышает 100%.
  • Были опрошены 218 студентов Московского гуманитарного университета (61%) и Института бизнеса и политики (39%) в возрасте 17–30 лет. Выборка случайная. В опросе участвовали студенты всех форм обучения, различных специальностей – "Социальная работа", "Журналистика", "Государственное и муниципальное управление", "Управление персоналом", "Политология", "Культурология", "Перевод и переводоведение". 64% студентов 17–23 лет учились на дневном отделении и нигде постоянно не работали. Остальные 36% – студенты вечернего и заочного отделений (в основном 20–30-летние). Они работали в различных отраслях: в здравоохранении, коммерции и торговле, сфере услуг, на телевидении, в образовании, силовых структурах, на государственной службе. Также среди студентов вечернего и заочного отделений были безработные и матери, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком. Половозрастная характеристика респондентов – 33% мужчин, 67% женщин; 88% студентов в возрасте 17–23 лет, 12% – в возрасте 24–30 лет. Опрос был проведен М. В. Вдовиной.

Технологии социальной работы с молодежью

Библиографическое описание: Денисова Н. С. Технологии социальной работы с молодежью [Текст] / Н. С. Денисова, И. А. Гизатова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.

Молодежь – одна из самых существенных групп общества, которая всегда находится в деятельности всей социальной жизни общества. Без молодежи невозможно развитие страны, общества.

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Она всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи.

При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы. Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим – социально-психологические особенности клиентов социальной работы – молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим – характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции). То же относится к условиям – для каждого вида социальной работы с молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные особенности будут конкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются как социальный институт в широком смысле. Социальная служба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.

Основными целями социальной работы с молодежью являются:

создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

Похожая статья: Применение бадминтона как оздоровительной технологии на учебных занятиях со студенческой молодёжью

Неотъемлемой частью социальной работы с молодежью являются методы и технологии.

Методы и технологии социальной работы с молодежью можно разделить на:

Индивидуальная социальная работа – вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (врачи, юристы, социальные службы).

Групповая социальная работа – метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.

Общинная социальная работа - данное направление призвано максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории в решении острых молодежных проблем.

Наряду с традиционными методами социальной работы с молодежью, формируются и новые к которым относится «мобильная социальная работа». Появление данного метода связано с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к этой категории относятся представители различных субкультур. Принцип и цель социальной работы состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли поисковую деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных ведомств, центров непосредственно на улицы. Увеличение числа бездомных среди молодежи, склонной к противоправному поведению обусловило быстрое распространение социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве. Одной из форм мобильной социальной работы является «уличная социальная работа», которая предполагает общение с молодежью не в стенах различных ведомств и учреждений, молодежных центров и консультативных пунктов, а непосредственно в среде обитания молодежи. Уличная социальная работа может встречаться в различных формах: предоставление различных альтернативных способов проведения свободного времени, организация спортивных мероприятия, работа автобусов, где собираются проститутки, наркоманы.

К технологиям социальной работы с молодежью относят:

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

Арт-терапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;

Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;

Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;

Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;

Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;

Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

Сегодня необходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой. В настоящее время вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упор делается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненного потенциала. Это, в свою очередь, требует новых управленческих и организационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовой базы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагает разработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.

Молодежь как специфическая социально-демографическая группа общества характеризуется не только возрастными признаками, но и местом, которое она занимает в социальной структуре общества, особенностями социального становления, своим общественным назначением. Именно молодежь выступает проводником демографического, социально-экономического, политического и духовного развития, определяющим фактором преобразований, адекватных назревшим потребностям и вызовам времени. От того, насколько будет молодое поколение готово взять на себя ответственность за развитие государства, как активно и конструктивно присоединится к общественным процессам, насколько инициативно оно будет участвовать в решении насущных задач, в значительной степени зависит судьба страны, завтрашний день которой принадлежит именно молодежи. Все это предопределяет необходимость осуществления эффективной молодежной политики .

Под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. Основы государственной молодежной политики в независимой Украине был заложен принятием Верховной Радой Украины Декларации "Об общих началах государственной молодежной политики в Украине" (15 декабря 1992) и Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" (5 февраля 1993 г. .).

Декларация "Об общих началах государственной молодежной политики в Украине" определила место государственной молодежной политики в деятельности государства, главные задачи и принципы ее осуществления. Главными направлениями государственной молодежной политики были названы следующие:

Развитие и защиту интеллектуального потенциала молодежи,

Улучшение условий и создание гарантий для получения молодежью образования, специальной профессиональной подготовки и переподготовки;

Обеспечение занятости молодежи, ее правовой защиты с учетом экономических интересов, профессиональных и социальных возможностей общества;

Создание условий для овладения духовными и культурными ценностями украинского народа и для непосредственного участия молодых людей в их возрождении и развитии, охране и воспроизводстве окружающей среды;

Формирование у молодежи чувства национальной гордости, патриотизма, готовности защищать суверенитет Украины;

Охрана здоровья молодежи, формирование у нее глубокой потребности в духовном и физическом развитии, принятия других мер, обеспечивающих сохранение и укрепление генофонда Украины.

Декларация стала основой для дальнейшего развития молодежной политики, ее правовой базы и практической деятельности. Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" определены общие принципы создания организационных, социально-экономических, политико-правовых условий социального становления и развития молодых граждан в интересах личности, общества и государства. Важным шагом в развитии нормативно-правовой базы молодежной политики стало принятие 1 декабря 1998 Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях". Им были определены особенности организационных и правовых основ образования и деятельности объединений молодых граждан и государственные гарантии обеспечения их деятельности.

21 июня 2001 принят Закон Украины "О социальной работе с детьми и молодежью", которым регламентировалась деятельность уполномоченных органов, предприятий, организаций и учреждений независимо от их подчинения и формы собственности и отдельных граждан, направленная на создание специальных условий жизнедеятельности, гармоничного и разностороннего развития детей и молодежи, защита их конституционных прав, свобод и законных интересов, удовлетворение культурных и духовных потребностей. В этом законодательном акте определено, что субъектами социальной работы являются уполномоченные органы (органы исполнительной упади и местного самоуправления, службы по делам несовершеннолетних, центры социальных служб для молодежи, предприятия, учреждения и организации) и специалисты социальной работы.

Центры социальных служб для молодежи и их специализированные службы являются главными уполномоченными государством органами, осуществляющими социальную работу с детьми и молодежью. Объектами этой деятельности выступают дети, молодежь и члены их семей, профессиональные и другие коллективы, социальные группы. Сферами осуществления социальной работы признаны следующие: общественная, экономическая, образовательная, воспитательная, культурная, оздоровительная .

За годы независимости было принято более 700 законов Украины, около 800 подзаконных нормативно-правовых актов, которые в той или иной степени направлены на решение молодежных проблем. В стране проведена значительная работа по созданию нормативно-правовой базы для молодежной политики, которая является сейчас одной из лучших среди тех, что действуют во всех странах постсоветского пространства.

Одним из главных направлений деятельности социальных работников в рамках работы с молодежью является решение вопросов социальной помощи, предоставления социальных услуг, профилактики и реабилитации молодежи.

Основной задачей социальной работы является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получить навыки самостоятельной жизни и участвовать в общественной самоуправлении. Субъект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

На государственном уровне функционирует Украинский государственный центр социальных служб для молодежи. На региональном уровне в Украине действуют 27 региональных центров социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦССМ). На местном уровне в каждом регионе действуют районные, городские и районные в городах центры ССМ.

Особое внимание здесь уделяют такой задачей, как предоставление различных социальных услуг, социально-медицинской, психолого-педагогической, правовой, информационной и других видов социальной помощи, консультирование детей и молодежи. При этом все эти виды социальной помощи молодежи могут осуществляться в различных формах: глазных, заочных, стационарных, комплексных. Ведется также разработка и осуществляются мероприятия по созданию условий, достаточных для комфортной и успешной жизнедеятельности различных категорий детей и молодежи; социально-профилактическая работа среди детей и молодежи; применяется комплекс мер, направленных на преодоление негативных явлений; разрабатываются и внедряются реабилитационные программы, содержанием которых является восстановление социальных функций, морального, психического и физического состояния молодежи, приспособление к безопасных социальных и семейных условий жизнедеятельности, а также оказывается помощь детям, молодежи, подвергшихся жестокости и насилия от других попали в экстремальные ситуации; осуществляется международное сотрудничество, изучается и распространяется международный опыт работы по вопросам социальной поддержки, помощи и защиты детей и молодежи; ведется сотрудничество с центральными и местными органами самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, физическими лицами в решении вопросов социальной поддержки и социального развития детей и молодежи; осуществляется содействие детским, молодежным организациям и отдельным гражданам в их образовательно-культурном и физическом развитии, участия в трудовой и общественно-полезной деятельности .

Важна региональная молодежная политика. Основные формы и методы производства государственной молодежной политики на местах в основном являются общими для всех регионов. Фестивали, конкурсы, викторины, олимпиады, наставничество и многие другие формы содействия социальному становлению и развитию молодежи прошли апробацию и зарекомендовали себя еще с советских времен, другие (молодежные биржи и центры труда, молодежные бизнес-инкубаторы, центры развития, службы "Телефона доверия" и др.) получили распространение в Украине нового времени.

В то же время региональный и административно-территориальное деление Украины, специфика отдельных регионов требуют определенных особенностей в подходе к социальной работе с молодежью. Прежде всего они заключаются в выделении приоритетных направлений деятельности ее субъектов, их активности, что, в свою очередь, основывается на различии местных условий, в частности, таких из них, как демографическая ситуация; региональные этнические и культурные традиции; структура народного хозяйства и финансово-экономическое положение региона; природно-географические условия; исторические и т.д., то есть зависят от факторов, в большей или меньшей степени определяющих в конкретной местности.

Вообще, под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельной молодому человеку, так и группам молодых людей с целью улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию.

Можно определить две модели социальной работы с молодежью - интегративной и дефицитную.

Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика. Реализация данной модели возможна только через причинение государственно-общественного затратного механизма, использования значительных финансовых, а также человеческих и материальных ресурсов. Поэтому большинство стран с рыночной экономикой выбирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную, в первую очередь, на социально пораженные слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Главным в социальной работе с молодежью является ее социальную защиту. Исследователями он рассматривается как минимум в четырех направлениях.

1. Социальная защита процесса формирования и развития личности молодого человека. В основе этого направления лежит положение о том, что личность молодого человека формируется и развивается в соответствии с объективными законами, произведенных в процессе эволюции человека, и последовательности этапов развития. Поэтому социальная защита процесса развития направлен прежде всего на максимально возможное обеспечение благоприятного для всех молодых людей прохождения через каждый из этапов развития, в котором решается определенный комплекс задач, а также благоприятное прохождение критических уровней.

2. Социальная защита среды формирования и развития личности. В этом направлении внимание государственных институтов должно быть сосредоточено на среде обитания молодого человека и тех его элементах, которые способствуют или препятствуют процессу формирования и развития личности в самом широком диапазоне - от экологических проблем среды к социальным, экономическим и моральным.

3. Защита прав молодого человека. Это специальное направление деятельности государственных институтов, нацелен на правовое обеспечение и регулирования как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности.

4. Целевой социальной защите. В рамках этого направления речь идет как минимум о двух важнейших моментах. Во-первых, о целевой помощи молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, для решения конкретных задач, без чего успешная жизнедеятельность очень проблематичной. Иными словами, речь идет о краткосрочной целевой программе, когда сам молодой человек не в состоянии решить задачу, или когда усилия, затраченные на достижение результата, ставят под сомнение сам результат. Во-вторых, о постоянную помощь тем, кто не может без нее обходиться, существует на грани бедности. В условиях общей жизненного кризиса это направление становится особенно важным и актуальным.

В работе с молодежью в условиях современной Украины актуален является использование новейших зарубежных технологий в области социальной работы с молодежью, которые получили обобщающее название "мобильная социальная работа с молодежью".

Сущность мобильной социальной работы - контроль за той частью молодежи, которая не подвержена обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, проявляя склонность к девиантному поведению и агрессивность. Принцип мобильной социальной работы - установление взаимоотношений и взаимодействий с целью проникновения в мир молодых людей, склонных к правонарушениям.

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников с "сублимации" агрессивности в молодежной среде, то есть превращение ее в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны различные решения - организация секций американского футбола, бокса, восточных единоборств и тому подобное.

Социальная работа с молодежью является одним из ее важнейших направлений. Она нуждается в научной обоснованности, творчества, инициативности, настойчивости, системности, координации усилий различных ведомств, занимающихся проблемами молодежи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Молодежь как особая группа в социальной структуре общества. Основные задачи государственной молодежной политики. Определение роли и места социальных служб в решении молодежных проблем. Принципы социальной работы с различными категориями молодежи в России.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Общая характеристика молодежи как социальной группы. Проблемы молодежной деятельности, состав социальной работы с молодежью и содержание государственной молодежной политики. Оценка состава современной социальной работы с молодежью в Республике Бурятия.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. Функция оживляющего посредника социальной жизни общества. Уровень безработицы среди молодых людей. Роль социальных служб в решении молодежных проблем.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Молодежь: понятие, концепции и направления в изучении молодежных проблем. Принципы и задачи социальной работы с молодежью. Основные цели государственной молодежной политики, методика ее реализации на современном этапе развития Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2014

    Молодежь - особая социальная группа населения, принципы реализации и содержание социальной работы как базового компонента молодежной политики государства, состояние и перспективы развития. Опыт, направления развития системы социальных служб для молодежи.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2014

    Историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы. Социальные проблемы и потребности молодежи. Социальные службы в решении молодежных проблем. Структура и задачи социальной службы для молодежи. Технологии социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2009

    Особенности социально-демографической группы молодежи в современных условиях. Объекты, цели и принципы реализации государственной молодежной политики. Концепции в изучении молодежных проблем. Нормативно-правовая база социальной работы с молодежью.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014