Г 209 фз о развитии. Малое и среднее предпринимательство

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации развита и поэтому внедрить что-то новое достаточно трудно. Для успешного развития бизнеса предприниматели привлекают в свою деятельность инвесторов. Благодаря инвестициям у любого бизнеса есть шанс выиграть в конкурентной борьбе на рынках РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации предпринимателем может быть юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Для урегулирования отношений, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности, был создан закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», речь о котором пойдет ниже.

Описание ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства»

Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 26 июля 2017 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ №209 был создан для регулирования отношений между:

  • Физическими и юридическими лицами;
  • Органами гос. власти РФ;
  • Органами гос. власти субъектов РФ;
  • Органами местного самоуправления, работающие над развитием среднего и малого бизнеса.

В статье 3 настоящего ФЗ о предприятиях и предпринимательской деятельности подробно перечислены следующие понятия:

  • Субъекты малого и среднего бизнеса;
  • Инфраструктура поддержки субъектов;
  • Формы и виды поддержки.

В ФЗ №209 присутствуют статьи, на основании которых осуществляется сбор статистических данных о деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства. Собранные статистические данные сортируются по ежемесячным и ежеквартальным отчетам. Если малый бизнес еще не развит, но продолжает работать, то руководители организации должны предоставить в бюро статистики данные каждые 12 месяцев. Иногда проводятся выборочные статистические наблюдения о деятельности бизнеса по решению Правительства Российской Федерации.

Скачать закон о частном предпринимательстве РФ

Для развития деятельности в сфере бизнеса в РФ применяется отдельная государственная политика, которая реализуется местными властями. Она направлена на достижение целей и принципов, установленных Федеральным законом №209.

Цели государственной политики:

  • Формирование конкурентной среды в экономике РФ;
  • Обеспечение благоприятных условий для ведения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Обеспечение конкурентоспособности;
  • Оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности в области продвижения товаров и услуг;
  • Увеличение количества субъектов среднего и малого предпринимательства;
  • Увеличение доли налогов, уплаченных субъектами предпринимательства.

Принципы государственной политики:

Чтобы скачать Федеральный закон с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по .

Изменения в законе о развитии предпринимательства

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 26 июля 2017 года. Речь идет о 4 статье закона №209.

П 2 статьи 4

В п 2 говорится о численности работников на малых предприятиях. В подобной организации могут работать до 100 сотрудников. Руководство микропредприятия может устроить на работу до 15 человек. Численность сотрудников в средних предприятиях не должна превышать 200 человек.

П 2.1 статьи 4

П 2.1 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гласит о том, что депутаты Государственной Думы могут самостоятельно установить предельный порог численности сотрудников на предприятии.

Ч 3 статьи 4

В этой части описываются правила, по которым определяется категория субъекта среднего и малого предпринимательства. Если физическое или юридическое лицо (гражданин в качестве индивидуального предпринимателя) в течение предшествующего года не трудоустраивал других граждан РФ на трудовую деятельность, то категория определяется исходя из размера прибыли за предшествующий год. Другие категории субъектов определяются в зависимости от численности сотрудников на предприятии.

Категория субъекта предпринимательской деятельности может быть изменена в случае, если в показатели сортировки были внесены изменения. Если индивидуальный предприниматель снова регистрируется в государственном реестре, то категория субъекта остается прежней.

Все ФЗ о предпринимательской деятельности в РФ

Под Федеральными законами понимаются законодательные акты, которые содержат нормы и права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или непосредственно с их участием в предпринимательской деятельности.

Список Федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

  • — описывает состояние рынка на территории Российской Федедерации;
  • — описывает правовое положение предпринимательской деятельности;
  • — описывает законодательные положения, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности;
  • — содержит правильный порядок ведения предпринимательской деятельности.

Несмотря на немалое количество Федеральных законов, ни одно законодательное положение не содержит принципы взаимодействия между государством и бизнесом. В статьях Гражданского кодекса РФ в качестве правил по торговому обороту присутствует указание о том, что государство не может вмешиваться в частные дела предпринимательской деятельности без каких-либо оснований.

Но если бы закон содержал принципы взаимодействия между государством и предпринимательством, каких-либо противоречий между несколькими ФЗ не было.

Чтобы скачать изменения и дополнения настоящего Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», перейдите по .

В последнее время малому и среднему бизнесу у нас в стране уделяется довольно много внимания. и , относящиеся к данным бизнес-категориям, могут пользоваться некоторыми льготами, среди которых:

  • возможность использования налоговых спецрежимов, пониженных налоговых ставок и прочих льгот налогового характера;
  • право применять упрощенные процедуры и формы бухгалтерской и статической отчетности;
  • возможность участия в проектах господдержки малого бизнеса и получения субсидий из госбюджета.

В последнее время факт отнесения субъекта к малому бизнесу приобрел большое значение в сфере госзакупок: таким участникам объявленных запросов предложений при других равных условиях дают приоритет перед конкурентами. Некоторые конкурсы изначально проводятся с условием, что подать заявку на участие в них можно только субъектам малого / среднего бизнеса, при этом свой статус требуется подтвердить.

Как определить, к какой категории предпринимателей вы относитесь? Критерии, позволяющие отнести ИП или юрлицо, к какой-либо из категорий указаны в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г., направленном на развитие малых форм предпринимательства в стране.

В 2015 году критерий по размерам выручки увеличили в два раза, а в 2016 году в закон внесли еще одно изменение, которое начало действовать с августа. Теперь вместо выручки от реализации следует брать весь доход от предпринимательской деятельности.

Важно! Доход от предпринимательской деятельности рассчитывается по правилам НК РФ. То есть вы просто берете его значение из декларации по / ЕНВД / налогу на прибыль в зависимости от режима.

Объединим критерии в одну таблицу:

Критерии Содержание Значение критерия
Структура капитала (только для юрлиц) Суммарная доля участия в уставном капитале:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных организаций и фондов

Не более 25%
Доля участия в уставном капитале иностранных юрлиц, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким юрлицам, которые не являются субъектами малого / среднего бизнеса Не более 49%
Количество работников Средняя численность работников за предшествующий календарный год До 15 – микропредприятия;

От 16 до 100 – малый бизнес;

От 101 до 250 – средний бизнес

Доход от предпринимательской деятельности Доход от предпринимательской деятельности, рассчитанный в соответствии с НК РФ До 120 млн руб. – микропредприятия;

До 800 млн руб. – малый бизнес;

До 2 млрд руб. – средний бизнес

Юрлица используют все три критерия, ИП – только два: численность работников и размеры дохода.

В численности необходимо учесть всех работников, включая тех, кто работает по ГПД, на совмещении должностей. Работники филиалов / представительств / обособленных подразделений юрлиц также должны быть посчитаны.

Предельное значение доходов было изменено еще в июле 2015 года, прошлые лимиты Правительство РФ увеличило вдвое: ранее они составляли 60, 400 и 1 000 млн рублей соответственно.

Отдельно отметим, что для получения статуса малого бизнеса, ИП или юрлицо должны соответствовать указанным критериям на протяжении трех лет (этот срок также увеличен последним Постановлением Правительства РФ, ранее он составлял два года). Аналогичная ситуация складывается и при утрате статуса малого предприятия и переходе в разряд следующей бизнес-категории. То есть, если ли вы сейчас относитесь к малому бизнесу, то даже при превышении лимита по численности или выручке в следующем году, вы все равно будете являться малым предприятием. Для перехода в группу среднего бизнеса, лимиты должны нарушаться на протяжении трех лет.

В связи с последними изменениями, теперь статус малого предпринимательства подтверждать не нужно – он автоматически присваивается исходя из данных ваших налоговых деклараций. При этом для анализа берутся доходы из декларации за предшествующий год.

Из последних новостей стоить еще отметить, что с августа 2016 года ФНС формирует реестр малого бизнеса, куда заносит всех, кто к нему относится. Это опять же упростит работу для малых предприятий, так как для получения положенных им льгот не придется предоставлять дополнительные документы: наличие компании в реестре уже подтверждает его принадлежность к малому бизнесу.

Реестр доступен на сайте Налог.ру .

Здесь вы можете через сервис «Поиск по реестру» посмотреть данные по себе или своим контрагентам. Для этого в поле поиска нужно ввести ИНН или ОГРН или ОГРНИП или наименование юрлица или ФИО ИП.

В городах и регионах Российской Федерации существует множество малых или средних предпринимателей, являющихся неотъемлемой частью экономики страны. Для развития экономики Правительство поддерживает и помогает индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам развиваться, вкладывать средства в развитие. Эти процессы, процедуры и условия, а также правоотношения меду бизнесменами и государством регулируются и контролируются Федеральным законом 209.

Что представляет собой закон?

ФЗ о субъектах малого и среднего предпринимательства был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года. Последние изменения в него были внесены 27 ноября 2017 года. В Федеральном законе о предпринимательстве 27 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения между гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти в области ведения малого и среднего предпринимательства. По нему устанавливаются нормы, определения понятий, способы поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

  • 1 ст. — сфера, на которую распространяется и которую регулирует описываемый закон;
  • 2 ст. — другие законы и акты, регулирующие эту область;
  • 3 ст. — список понятий и их определения, используемые в ФЗ 209;
  • 4 ст. — распределение субъектов предпринимательства по категориям;
  • 5 ст. — статистическая информация о деятельности малого и среднего предпринимательства;
  • 6 ст. — задачи и принципы, по которым Правительство контролирует и помогает развиваться предпринимательству;
  • 7 ст. — особенности законов и актов, регулирующих сферу предпринимательства;
  • 8 ст. — реестры лиц, относящихся к предпринимателям малого и среднего бизнеса;
  • 9 ст. — полномочия сотрудников органов государственной власти;
  • 10 ст. — полномочия сотрудников органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 11 ст. — полномочия сотрудников органов местного самоуправления;
  • 12 ст. — взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти в области предпринимательства;
  • 13 ст. — органы координации и совещаний;
  • 14 ст. — поддержка и помощь лицам, занимающимся малым или средним предпринимательством;
  • 15 ст. — инфраструктура поддержки лиц, занимающихся малым или средним предпринимательством;
  • 16 ст. — способы, процессы и формы поддержки;
  • 17 ст. — поддержка при помощи денежных средств;
  • 18 ст. — поддержка при помощи имущества;
  • 19 ст. — поддержка при помощи сведений и информации;
  • 20 ст. — поддержка при помощи консультаций;
  • 21 ст. — поддержка в области образования лиц, занимающихся малым или средним предпринимательством;
  • 22 ст. — поддержка в сфере инноваций и промышленного производства;
  • 23 ст. — поддержка в сфере ремесленной деятельности;
  • 24 ст. — поддержка в области внешнеэкономической деятельности;
  • 25 ст. — поддержка в области сельскохозяйственной деятельности;
  • 26 ст. — утратил силу ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
  • 27 ст. — заключительные условия и положения Федерального закона.

«О поддержке малого и среднего предпринимательства» ФЗ основан на положениях Конституции Российской Федерации.

Новые поправки

Последние изменения были внесены в Федеральный Закон 209 27 ноября 2017 года, при принятии ФЗ номер 356.

Изменения произошли в статье 25.1. Согласно новой редакции, объектами инвестирования корпораций малого и среднего предпринимательства являются:

  • Долговые обязательства РФ;
  • Депозитные счета в финансовых организациях.

В ст. 25.1 были добавлены пункты с 11.1 по 11.7. Согласно им, дочерние корпорации теперь вправе также инвестировать средства. Порядок и условия размещения средств или их инвестирования определяется советом директоров корпорации.

Корпорации малого или среднего бизнеса обязаны соблюдать следующие нормативы:

  • Достаточное количество капитала;
  • Величина риска инсайдера должна быть совокупной;
  • Размер рисков на контрагентов максимальный;
  • Соблюдение соотношения капитала корпорации и обязательств.

Расчет условий и нормативов ведется согласно указаниям Правительства Российской Федерации. Проверки корпораций на соблюдение условий, требований и нормативов, установленных Правительством РФ ведутся аудиторными организациями. Все числовые значения и информация о соблюдении нормативов должна быть открытой и размещена на официальном сайте корпорации.

В статье 25.2 были добавлены изменения в части 6.1. Совет директоров корпорации может принять решение о разрешении получения отрицательного финансового результата. Однако такое может происходить только в планируемых отчетных периодах.

В статье четыре изменения произошли 26 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 207. Согласно этой статье к предприятиям малого и среднего бизнеса относятся:

  • Хозяйственные общества;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Хозяйственные партнерства;
  • Фермерские или крестьянские хозяйства;
  • Кооперативы на производстве;
  • Потребительские кооперативы.

Изменения произошли в части 1.1, пункт 2, подпункты а и б. Численность сотрудников организаций малого и среднего предпринимательства не должна превышать ста человек (для малого бизнеса) и 250 (для среднего бизнеса). Согласно изменениям пункта 2.1, правительство Российской Федерации имеет право устанавливать и изменять предельную численность сотрудников для организаций, компаний и фирм малого и среднего бизнеса за прошедший календарный год.

Изменения в категории предпринимательства с малого на средний, со среднего на большой и наоборот происходит, если в течение трех календарных лет происходило изменение численности сотрудников. В случаях вновь созданного или вновь зарегистрированного ИП или юр. лица, если информация была изменена или сохранена в едином реестре, то категория предпринимательства соответственно сохраняется или изменяется.

Текст действующей редакции ФЗ 209

Федеральный закон о предпринимательстве был основан на актах Конституции Российской Федерации. Каждый желающий вести бизнес малой или средней категории имеет определенные права и обязанности, правительство РФ поддерживает и помогает предпринимателям. Чтобы понимать в каких случаях можно обратиться за помощью, к каким категориям относится бизнес и как не совершить ошибки, за которые можно понести ответственность, рекомендуется прочесть или изучить ФЗ 209.

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных , выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

Не многие знают различие между малым, средним и крупным бизнесом. Разбираться в отличиях этих понятий следует, особенно, начинающему предпринимателю. В случае с определением идеи предпринимательства и написанием бизнес-плана, следует иметь представления о будущем занятии.

Что это такое

Малое предприятие является самой распространенной формой предпринимательства, которую выбирают большинство начинающих бизнесменов.

Средний бизнес ̶ это форма предпринимательской деятельности, которая, по сравнению с малым бизнесом, имеет более внушительный ежегодный доход и более обширные и различные ресурсы для коммерческой деятельности.

Крупный бизнес — это форма предпринимательства, которая включает популярные компании, охватывающие целую страну или более 2 стран мира, а также имеющие большой спрос у потребителей.

Основные характеристики предпринимательства

Каждая форма коммерческой деятельности ̶ МСБ или большой бизнес, имеет свои особенности, чем и отличаются друг от друга.

Черты малого

Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, а также компании, среднегодовая численность сотрудников которых составляет не менее 50 человек .

Территориальная деятельность этих компаний небольшая, а в список их сферы деятельности могут входить :

  • магазины;
  • фирмы с небольшой производством, которые выпускают малые объемы товар;
  • фирмы с туристической деятельностью;
  • медицинские кабинеты (стоматологические и т.д.);
  • разновидные учебные курсы и т.д.

Для малого предпринимательства срок проведения проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов .

До 31 декабря 2018 года этим бизнесам предоставлены двухлетние надзорные каникулы, в течение которых никакие надзоры не будут проводиться. Не грозят посещения Санэпидемнадзора и пожарной инспекции, и не будет осуществлена проверка лицензии деятельности.

Согласно 2 части 10 статьи ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , при поступлении жалований от потребителей, насчет нарушения норм закона, то будет осуществлена ревизионная проверка.

В 2018 году право на получения налоговых каникул имеют предприниматели, которые :

  • проходят регистрацию в первый раз;
  • осуществляют производственную, социальную или научную деятельность;
  • оказывают услуги населению.

Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса . Необходимо только придерживаться вышеуказанных лимитов (доход, количество работников и доля участия в уставном капитале). Если лимиты в течение 1-го или 2-х лет были превышены, то это не является основанием потери статуса. В этом случае, он будет сохранен в течение 3 календарных лет.

Признаки среднего

По сравнению с малым предприятием, средний бизнес включает целые сети предприятий, работающие на большую потребительскую аудиторию . Данная предпринимательская форма может осуществить свою деятельность не только в пределах целого города, даже ̶ области.

По сравнению с малым предпринимательством, где большая роль отведена персоналу, в среднем — на первом плане ставится качество товара (услуг) . Поскольку среднее предприятие имеет некрупные размеры, то ему будет несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях.

Большой или крупный бизнес

Предприятия крупного бизнеса могут потратиться на рекламирование роликов своей продукции на самых популярных телевизионных каналах. В разных городах и странах данная форма бизнеса имеет свои филиалы и представительные органы, в которых работают сотни тысяч сотрудников .

Субъектами крупного бизнеса являются крупные компании, которые :

Критерии несложны. Для того чтобы быть крупным предпринимателем необходимо соответствовать следующему :

  • иметь не менее 251 работников:
  • получать доход не менее 2 млрд. рублей;
  • своевременно провести инвентаризацию и переоценку основных фондов.

С 2016 года действует единый реестр МСП, который содержит предприятия, получившие статус МСП.

Эти формы предпринимательства обретают статус МСП, если соответствуют нижеуказанным критериям :

  • имеют определенный размер доходов;
  • имеют определенное количество работников;
  • имеют определенную долю участия других компаний в уставном капитале.

Согласно 4 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , указанные лимиты не касаются :

  • лиц, имеющих акции экономического высокотехнологического сектора;
  • лиц, участвующих в проекте «Сколково»;
  • компаний, практически применяющие новейшие технологии, которые разработаны их владельцами ̶ бюджетным и научным учреждениям;
  • компаний, чьи учредители внесены в правительственный список лиц, которые оказывают государственную поддержку инновационной деятельности.

Если ИП не имеет работников, то его статус определяется по критерию их годовому дохода. Если ИП и ООО, которые впервые были включены в единый реестр МСП, то их статус должен определяться по критерию количества работников.

Если предприятие получает статус МСП, то ему предоставляются определенные льготы, а именно :

  • предоставляется право держать в кассе столько денег, сколько захочется и за это не будет наложен штраф.
  • возможность вести упрощенный бухгалтерский учет. Это не относится к ИП, поскольку они не несут обязанность вести бухучет. А компании обязаны начислять ежегодную амортизацию, а не 1 раз в месяц.
  • наделены преимуществом в покупке государственной и муниципальной недвижимости и т.д.

Список предприятий, соответствующие указанным критериям, ежегодно формируется Министерством промышленности и торговли РФ . Данный перечень предоставляется в ФНС России, после чего в реестре налоговиками вносятся определенные сведения.

Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается о том, почему побеждает крупный бизнес.

Главные плюсы

Как МСП, так и крупные компании имеют свои достоинства и недостатки.

Перечень плюсов малого бизнеса таков :

  • наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
  • сравнительно малые расходы во время осуществления предпринимательской деятельности;
  • наличие быстрой возможности реагирования на изменения в рыночной сфере;
  • наличие относительно быстрой оборачиваемости собственного капитала;
  • тенденция роста свободных вакансий, что благотворно влияет на увеличение населенной занятости.

К главным достоинствам среднего предпринимательства относятся :

  • создание новых мест трудоустройства;
  • высокая продуктивность капиталовложений;
  • относительно высокая доходность;
  • высокая способность к конкуренции и мобильность.

Крупный бизнес также наделен положительными качествами, а именно :

Минусы и риски

Для того чтобы начать строить свой бизнес, предприниматель должен ознакомиться с основными минусами различных предприятий. Например, малое предприятие имеет следующие негативные стороны :

  • сравнительно большой уровень риска;
  • наличие зависимости от крупного бизнеса;
  • наличие низкого профессионального уровня руководителей;
  • сложности при получении кредита и субсидий.

Размер первоначального капитала также имеет свое значение. Например, если данный размер велик, то фирма сможет продержаться во время кризисного периода.

Средний бизнес тоже обладает определенными недостатками, а именно :

  • наличием жесткой конкуренции и угрозой быть поглащеным крупными компаниями;
  • наличие преград и трудностей при получении лицензии и патентов;
  • частой нехваткой оборотных денежных средств;
  • трудности при получении кредитов, по причине недоверия банков.

Большое предпринимательство также не лишено проблем. Главными минусами данного бизнеса являются наличие :

  • избыточной экономической концентрации;
  • локализацией хозяйственных отношений;
  • блокированием горизонтальных коммерческих связей, не выходящие за рамки определенной компании.

Отличия между собой

Для наглядного примера отличий между малого среднего и крупного бизнеса, можно привести следующую таблицу.

Основа успеха

Невзирая на зависимость от внешней среды, малый бизнес также может быть успешным. Здесь работают только лучшие в своем деле сотрудники. Успех данного бизнеса определяется имением стратегического плана на развитие предприятия .

Средний бизнес может легко подстраиваться под изменяющие условия рынка. Успех также зависит от наличия эффективного менеджмента .

Основным успехом крупного предприятия является наличие эффективных бизнес моделей, которые построены таким образом, что даже через 10 лет они продолжают работать, выживая кризисные ситуации и принося огромный доход .