«Без работы я погибну». Интервью с Александром Шиловым

Судьба писательницы Юлии Шиловой – далеко не сахарная и очень напоминает судьбу её героинь. Несколько раз ей приходилось пересматривать все ценности, обнулять свою жизнь и начинать всё сначала. Самое ценное для неё – это свобода. Для неё оставаться свободной – единственный способ любить. Трудности, которые Юлии пришлось преодолеть, не сломили, а закалили ее характер. Писательский труд – это упорная кропотливая работа, поэтому природное трудолюбие и усидчивость помогают Юлии. Очень ответственная и требовательная к себе Юлия не любит, когда кто-то не выполняет своих обещаний. Искренность и прямолинейность характера Юлии читатели чувствуют в ее произведениях. Сегодня эта красивая и успешная женщина – гостья нашего журнала.

- Юля, я знаю, что это Рождество ты встречала в Германии…

Рождество я встречала в Баден-Бадене, потому что для меня католическое Рождество – самый главный праздник в году: я его очень жду и всегда к нему готовлюсь. Сначала я была в Барселоне, где живёт моя дочь, там тоже всё украсили к Рождеству, но, конечно, Баден-Баден во много раз красивее, чем Барселона, – это – безумно красивый город, он очень наряжен. Я понимаю, что Рождество – семейный праздник, и его обычно встречают в семьях, но я его встречала в компании с друзьями. У меня в Баден-Бадене есть друзья, которые уже давно – лет двадцать назад – эмигрировали из России, и их дети даже не говорят по-русски. Мы погуляли по центральной части города, но к вечеру он «умер», так как все разошлись по домам, а потом мы поехали в дом к одной семье, где дружно и весело встретили Рождество, после чего я улетела в Москву.

- А перед Новым годом мужчины буквально атаковали тебя в одной из соцсетей…

В фейсбуке есть много разных людей, но я никогда не скрывала, что у меня есть хороший дом в Черногории, я всегда в Интернете выкладываю фотографии, однако мне стало просто жутко, когда в личных сообщениях мужчины стали меня приглашать… ко мне же в гости! А один из них вообще набрался хамства и написал мне следующее сообщение: «Я приготовлю шашлык, а в это время, когда я буду готовить шашлык под пальмой, ты мне почитаешь что-нибудь из своих сочинений...». Я попросила прекратить приглашать меня к себе же домой, потому что это – мой дом! Смотришь на таких «мужчин» и понимаешь – ТАКОЕ мне ни за какие коврижки и даром не нужно!

В молодости 8-е марта воспринималось по-другому: казалось, что молодой человек тебе подарит какой-то роскошный подарок, но с возрастом начинаешь понимать, что 8-е марта – хороший праздник для всех наших мужчин, хотя дарить подарки женщине нужно не только в этот день, а иногда даже и без повода! Если женщина состоит в отношениях с мужчиной, то она в Женский день ждёт цветы и какой-либо сюрприз от своего избранника. Так получилось, что каждое 8 марта, как и День Святого Валентина, я встречаю в московском ресторане, который находится на сорок втором этаже, и администрация этого заведения делает его незабываемым, поэтому всегда хочется, чтобы 8 марта было особенным: это – не только прекрасный ужин, но и слова, которые ты ожидаешь услышать в течение года. В этот день у меня на душе праздник. и я сама поздравляю всех своих подруг, хотя считается, что этот праздник должны устраивать мужчины, но так получается, мы его делаем сами. Однако некоторые мои подруги категорически не приемлют этот праздник, так как чувствуют себя ущербными: целый год на них никто не обращает внимания, а потом дарит какие-то несчастные розочки!

- В детстве ты занималась балетом. Ты мечтала стать знаменитой балериной?

Хореография являлась мечтой моего детства: я была очень увлечена балетом, но там, где я родилась (город Артём Приморского края. Прим. автора) хореографическая база находилась ни низком уровне. Когда другие дети гуляли, особенно в выходные, я всегда приходила в хореографический класс, и бабушка, которая сидела на вахте, всегда давала мне ключ, я там занималась, танцевала, а стены моей комнаты были обвешаны портретами различных балерин. Я даже написала письмо в журнал «Советский балет»: «У меня мечта – танцевать на сцене Большого театра, но я родилась далеко от Москвы. Вы сможете как-то мне помочь?». Скоро мне пришёл ответ: «Мы всё прекрасно понимаем, ты – молодец, но мы советуем тебе заняться народными танцами!». Я очень плакала после получения этого письма и действительно пошла на народные танцы, но меня хватило на один раз: я ушла, так как поняла, что это – не моё!

- Раньше писателей называли «инженерами человеческих душ». У тебя – психологическое образование. Оно как-то влияет на твоё творчество?

- Я не скажу, что психология помогает мне в работе писателя, но так получилось, что я стала негласным психологом нашей женской аудитории. Я получаю колоссальное количество писем и даже не ожидала, что в наше время компьютеров мне мешками будут приходить письма, где люди описывает свои проблемы и просят: «Юлия, помогите!», но если я буду им подсказывать, то получится, что я вторгаюсь в чужую жизнь, а это мне не нужно. Читатели часто спрашивают: а как в данной ситуации поступила бы ваша героиня? Когда я отвечаю, то всегда отмечаю, что это – моё субъективное мнение, и психология больше мне помогает в общении с читателями. На сегодняшний день я, получая такое количество писем, отвечаю на них в свои книгах. Это – моя «визитная карточка», которая отличает меня от других авторов, так что можно говорить именно о практической психологии. Я стараюсь помочь, чтобы женщины смогли выйти из критического состояния, но в последнее время мне стало писать большое количество мужчин, и меня радует, что у меня разнообразная читательская аудитория, а что касается моих романов, то их можно называть не только детективами, ведь там есть очень много психологии, взятой из моей школы жизни – жизненного опыта, где теория базируется на помощи людям.

- Идеальный мужчина. Такое возможно?

Я не верю в идеальных мужчин и не смотрю на жизнь сквозь розовые очки, потому что они портят зрение. Сейчас действительно появилась огромная армия самодостаточных женщин и, к сожалению, такая же армия слабых мужчин. В нынешней ситуации женщины не боятся брать на себя ответственность за свою жизнь: если женщина не находит опору в мужчине, то она её находит в своём сердце, а «идеальный мужчина» – это вообще большая глупость!

- Женщинам по-прежнему не очень охотно доверяют руководящие должности. Мужчины боятся им подчиняться?

Мужской шовинизм – это ужасное явление, но сейчас женщины сильно изменились: если раньше было женское самопожертвование, то сейчас наши женщины посмотрели на себя другими глазами и поняли: чтобы тебя полюбил мужчина, нужно полюбить саму себя. Когда женщины занимают руководящие должности, то можно просто сказать им: «Браво!», ведь если женщина может сделать карьеру не в ущерб семье, то это вообще дорого стоит! Но мужчина должен понимать, что ему не нужна простая домохозяйка, и если он рассуждает о женщине, которая должна только его обслуживать, убирать и готовить, то такой мужчина теряет в моих глазах всю мужскую красоту: я таких мужчин не приемлю и не уважаю. Самая большая глупость – смотреть на женщину как на обслуживающий персонал!

- Ты ведёшь гламурный образ жизни?

Сейчас в Москве чувствуется кризис, поэтому светских мероприятий стало намного меньше. Я их посещаю, потому что там можно увидеться со знакомыми, с которыми нельзя встретиться в другом месте. Кроме того, происходит общение с прессой – печатными СМИ и телевидением, и ты исполняешь сразу несколько функций, и эти светские мероприятия для меня в большей степени – работа, а не отдых. Не всегда можно себе позволить выпить бокал вина, потому что тебя могут сфотографировать и потом написать неизвестно что! Нужно всегда держать себя в рамках, так как за тобой очень следят!

- Кто больше виноват в том, что люди с большим интересом читают т. н. «жёлтую прессу»: журналисты или сами читатели подобных изданий?

У нас в России, в отличие от Запада, вообще не любят успешных людей. Богатые и успешные люди раздражают. Что касается «жёлтой прессы», то я считаю, что когда человек становится публичным, то он должен понимать, что за ним следят. Я понимаю, что звёздам иногда хочется «расслабиться», но за ними пристально наблюдают журналисты, а то, что эту прессу читают, то такова наша ментальность. Это всем коммерчески выгодно, хотя говорить о том, что наша страна от этого деградирует – нельзя. Если читателям это нравится, ради Бога – пусть читают, а публичные люди должны отдавать себе отчёт, что каждый их шаг находится под прицелом фотокамер. Когда я была начинающим автором, обо мне тоже написали ужасные гадости, и у меня мелькнула мысль: «Как же теперь я выйду на улицу?», для меня это был первый шок. Сейчас я на это реагирую иначе: вам хочется обо мне написать – пишите и получайте за это деньги, а народ почитает, но тот, кто меня знает, – никогда не поверит, а если кому-то хочется верить, то я к этому очень спокойно отношусь: пусть верят, что я – такая плохая! Сейчас у меня выработался к подобным вещам потрясающий иммунитет.

- Ты прекрасно выглядишь. В чём твой секрет: это – диета или фитнес?

Я должна за собой следить, к своему организму я отношусь с должным уважением. Никаких диет я не соблюдаю, но если чувствую, что набираю вес, что бывает после новогодних или других праздников, то просто сажусь на кефир. Ещё со времён балета у меня – огромная сила воли и самодисциплина, а в силу своего возраста я обязана раз в неделю посещать косметолога, который полностью занимается моим телом, лицом и приводит всё в порядок. Что касается фитнес-клуба, то я увлекаюсь йогой-пилатесом (Пилатес – система физических упражнений, разработанная Джозефом Пилатесом, укрепляющая мышцы тела, повышающая гибкость и улучшающая общее физическое состояние организма. Прим. автора ), уже четыре года хожу на бокс, без которого я уже не могу жить, и тут килограммы «улетают» сразу! Я слежу за собой и нормально себя чувствую!

6.0 10 5

Александр Максович Шилов — художник-реалист, автор портретов в традиционном романтическом стиле. Народный художник СССР.
Родился в 1943 году в Москве. Окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова. Участвовал в выставках молодых художников, а в 1976 году стал членом Союза художников СССР.
В 1997 году в Москве была открыта Государственная картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова.
С 1997 года — член-корреспондент (с 2001 года — действительный член) Российской академии художеств.
С 1999 года — член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

«С огромным удовольствием и восхищением ознакомился с работами в этой прекрасной галерее. Непревзойденные портреты, безусловно, являются частью истории России и ее народа», «Рада и счастлива тому, что у нас появился такой прекрасный музей талантливого, признанного, любимого всеми мастера. Доставляет истинное удовольствие осмотр выставки, оставляет неизгладимое впечатление мастерство художника — высокое, одухотворенное, философское!» — такие восторженные слова оставляют в книге отзывов посетители галереи Александра Шилова.

Мы давно уже привыкли к тому, что в центре Москвы — напротив Кремля — располагается Государственная картинная галерея народного художника СССР, портретиста Александра Шилова. В этом году ей исполнилось 15 лет. Много это или мало? Судить посетителям, почитателям таланта живописца, и тем, кто впервые переступит ступени в высокие выставочные залы. Многие уже забыли, как создавался этот музей, с постоянно обновляющейся экспозицией. К сожалению, людей с короткой памятью и не уважающих свое прошлое, становится все больше. Таковы реалии нашей жизни. Но одновременно сохраняется интерес к реалистическому искусству, к жанру портрета. Мы встретились с основателем галереи и ярчайшим представителем этого жанра Александром Максовичем Шиловым и задали ему несколько вопросов.

Корреспондент. Александр Максович, расскажите, с чего все начиналось?

Александр Шилов. В 1996 году я обратился в Государственную думу с предложением безвозмездно подарить свои работы стране, народу, государству. На то у меня было моральное право. После каждой выставки в 80-90-х годах — а они проходили и в Манеже, и на Кузнецком мосту, и на Тверской — люди в своих отзывах и в обращениях к руководителям разных ведомств просили сделать мою выставку постоянно действующей. Выслушав мое предложение, председатель Госдумы, а тогда им был Геннадий Селезнев, поставил этот вопрос на пленарном заседании. Чем я горжусь, все фракции, хотя ни к одной из них никогда не принадлежал, проголосовали единогласно за создание государственной галереи, решив дать ей мое имя. После этого обратились в Кремль с просьбой выделить помещение в центре города. Не мне лично, как пишут недобросовестные СМИ, что является подлейшей ложью, а для галереи. Сначала предложили три зала в Кремлевском дворце, который тогда только что отреставрировали, но это помещение режимное (не каждый день открыто), да и работы мои там не поместились бы. Поэтому этот вариант отпал. Тогда правительство Москвы выделило особняк по проекту архитектора Тюрина 1830 года постройки по адресу: улица Знаменка, дом 5. Здесь был проведен небольшой косметический ремонт, и галерея открылась 31 мая 1997 года. В тот торжественный день я сказал, что буду дарить работы, которые сделаны мною не на заказ, — а это практически 95 процентов того, что пишу. Так и происходит уже 15 лет. Лучшее в моем творчестве — 15-20 живописных полотен и графику — я дарю Москве каждый год в День города.

Корр. А сколько сегодня работ хранится в собрании?

А.Ш. Коллекция составляет 935 работ живописи и графики.

Корр. У вас есть интересные портреты в технике пастели.

А.Ш. Да, это сложнейшая техника. Пальцы стираю в кровь, так как работаю по наждачной бумаге-нулевке, чтобы пастель не осыпалась…

Корр. Ваша галерея завоевала себе славу одной из самых известных концертных площадок Москвы.

А.Ш. Опять же по решению Правительства Москвы мы проводим концерты звезд классического искусства «В гостях у галереи Шилова». За эти годы у нас выступили мастера мирового масштаба — Образцова, Маторин, Соткилава, Пахмутова и другие. У нас всегда аншлаг. К тому же часто мы приглашаем на наши концерты людей, которые не могут себе позволить купить билеты.

Еще мы устраиваем бесплатные вечера для детей с ограниченными возможностями. Хочется отдать больше внимания тем, кто обделен этим с рождения. Устраиваем конкурсы рисунков, я отбираю детские работы для выставок. Надеюсь, что дети находят здесь добрый приют и чувствуют себя полноценными.

Помимо этого, проходят встречи с героями моих картин. Я сделал ряд портретов военных, разведчиков, пограничников. На такие встречи зовем ребят, которые готовятся стать защитниками Отечества. Должен сказать, что проходят эти вечера тепло и сердечно.

Корр. Ваше творческое кредо…

А.Ш. Самое главное — расти как художнику. От работы к работе стараться повышать уровень мастерства, добиваться глубины содержания. Я пишу то, что чувствую сердцем. Художник должен быть самоедом, в таком состоянии и должен работать. Самодовольны только глупцы. Если человек собой доволен, он погибает в творчестве. А для того, чтобы чувствовать недостатки, говорил Репин, нужно смотреть только на великое.

Корр. Как вы выбираете героев для портретов?

А.Ш. Я пишу портреты самых разных людей. И врачей, и артистов, монахов и монашенок, бомжей и брошенных стариков. «История в лицах», «абсолютный срез общества» — так пишут о коллекции галереи. Художник — это прежде всего состояние души. В первую очередь, я должен быть настроен к работе. К последней моей героине я трясся по нашим дорогам 9 часов на машине, но не мог без этого. Мне рассказали о ней, показали ее фотографию, и мне захотелось с ней встретиться.

Корр. Что-нибудь потрясло в последнее время?

А.Ш. Да. Вот как раз она и потрясла. Недавно вернулся из Саратовской области. В деревню ездил писать портрет удивительной женщины — Любови Ивановны Клюевой, участницы Великой Отечественной войны. Ее портрет войдет в экспозицию «Они сражались за Родину». Ей 90 лет, с 19 лет она была на фронте. Если бы вы видели ее руки! Это не женские, и не мужские руки. Они все в узлах. У этой женщины не было выходных. Всю свою жизнь работала, воспитывала шестерых детей. Мужа уже похоронила. Когда я с ней разговаривал, у меня спазм горло схватывал, слезы наворачивались. Это было какое-то душевное очищение. Любовь Ивановна интеллигентна, скромна и приятна в общении. Боже, какие у нее тонкие манеры! Когда мы с ней прощались, она мне розу подарила. Это так трогательно... Печально, что такие красивые люди уходят. Я полгода мечтал вырваться к ней. Работа, правда, шла очень тяжело. Писать в тесной избе с маленькими окошечками, где и мольберт толком не разместить, очень трудно. Но такой путь к портрету мне дорог.

Корр. Как часто ваша галерея выезжает с экспозициями в другие города?

А.Ш. Примерно раз в год. Организация выставок — дело непростое. Галерея все делает сама, за свои деньги. Недавно выставка «Они сражались за Родину» прошла в Волгограде. В экспозицию вошло более 40 моих работ. Это портреты участников Великой Отечественной войны. Здесь и простые солдаты, и священнослужители, и известные деятели культуры — Бондарчук, Этуш, Виктор Розов… Интерес был большой — два раза выставку продлевали. Приходили фронтовики, не те, кто в обозах отсиживался, а, понимаете, настоящие воины. Я, если бы у меня была такая возможность и время, обязательно написал бы их портреты. Ведь это последние свидетели страшных событий ХХ века, в их глазах — война. Молодежи было много. Вообще, наша выставка имеет огромное воспитательное значение. Скоро по приглашению Амана Тулеева мы отправимся в Кемерово. Конечно, я мечтал бы проехать с этой выставкой по всем городам-героям! Но в одиночку галерее это не поднять…

Корр. Давно ли выставлялись за границей?

А.Ш. Давно. Правда, сейчас и нет такой особой необходимости. Во-первых, есть галерея. Теперь к нам приезжают из разных уголков России и зарубежья. И простые люди оставляют отзывы, и высокие гости. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Белоруссии Александр Лукашенко, а недавно Владимир Путин был. Все дали высокую оценку моему творчеству, чем я очень горжусь. Вот, к примеру, в Париже у меня была выставка. Много народу пришло. Запомнил отзыв Луи Арагона: «Удивительно, что при таком давлении идеологии и всяких там “измов” Вы сохранили традиции классицизма». Во-вторых, повторюсь, организовать выездную экспозицию, к тому же за рубежом, это большой риск. Вот если бы за меня кто-то сделал такую выставку, я был бы счастлив!

Корр. Как пробиваться молодым художникам, ведь реалистическое искусство сегодня не в чести? К примеру, организаторы премии им. Кандинского даже не рассматривают работы художников-реалистов?

А.Ш. Еще Чехов говорил: «Таланту помогать нужно, а бездарность сама пробьется». Хочу вас заверить, что в моей стране и за рубежом пробиваться всегда трудно, но это и есть проверка на призвание. Если человек рисует и не может без этого жить как без воздуха и если у него есть дар, то такого человека не остановить. Талант задушить невозможно. Мне тоже было нелегко, но я много работал, я и сегодня пишу каждый день по 4-5 часов. Потом, конечно, чувствую себя как выжитый лимон. Но пока не закончу портрет, не могу успокоиться, чувствую себя неполноценным, не могу быть вполне счастливым. Не ради красивого слова скажу: «Без работы я погибну».

Конечно, некоторые сегодня рисуют только для того, чтобы разбогатеть. Для этого и существует пиар. Но, к сожалению, при этом топчется критерий мастерства. Уровень мастерства, я считаю, специально опускается до положения риз. И это происходит во всех областях. В литературе, живописи, музыке… Все намеренно смешивается. Теперь каждый гений, каждый умеет петь, рисовать и т.д.

Корр. Можно ли изменить такую ситуацию?

А.Ш. Да, конечно. Должна быть государственная программа. Искусству надо обучать с детского сада, для того, чтобы развивать души людей. Высокое искусство насыщает мыслями, чувствами.

Помню, как мама привела меня первый раз в Третьяковку. Я был потрясен. Портреты кисти Левицкого, Боровиковского, Брюллова — это что-то божественное. Меня все время преследовал вопрос: «Неужели человек может написать портрет так, что я вижу лицо реального человека, с которым можно поговорить?». Я наслаждался тем, как это сделано. Мастерство, доведенное до совершенства! Меня удивляло, что я не вижу кухни художника, и в своем творчестве я тоже стремлюсь, чтобы ее не было видно.

Но возвращаясь к теме воспитания, повторюсь: должна быть государственная программа. Если ребенок научится рисовать и будет видеть перед собой шедевры, он никогда в дальнейшем не заинтересуется дешевыми и пошлыми подделками. Посмотрите, как рисовали до революции в дворянских семьях, в семьях военных. Музыкой много и серьезно занимались. Грибоедов какой вальс сочинил — чудо! А если люди не будут соприкасаться с искусством, очищаться, расти, они быстро превратятся в стадо. Ну а пастух всегда найдется.

Корр. А если вам предложат создать некую программу воспитания? Согласитесь?

А.Ш. Да, с удовольствием этим буду заниматься.

Корр. Вы часто бываете в провинциальных картинных галереях?

А.Ш. Да. Вот недавно был в том же Саратове. Галерея в ужасном состоянии. Хотя есть полотна Шишкина, Поленова… Кто это должен поддерживать? Наверное, министерство культуры. Вспомним историю. За тем, как расписывал Сикстинскую капеллу Микеланджело, следил престарелый папа римский. Российские императоры постоянно посещали Академию художеств, интересовались, что происходит в русском искусстве. Ведь по состоянию художественных ценностей, по достижениям в искусстве определяется уровень развития страны.

Корр. Какие музеи предпочитаете посещать за рубежом?

А.Ш. Люблю Италию, люблю восхитительный музей Лувр. Конечно, все шло из Италии. Неслучайно наших пансионеров — выпускников-медалистов русской Академии художеств — посылали в Италию за государственный счет. И Кипренский, и Брюллов, и Иванов, и многие другие выдающиеся художники повышали свое мастерство там.

Корр. У вас есть ученики?

А.Ш. Нет. Во-первых, нужно иметь время, а у меня его нет. Во-вторых, нужно иметь терпение, я им тоже не обладаю. Видимо, это не мое призвание. Я — художник. Я много сил отдаю своей работе. Вот всех приглашаю на выставку «Они сражались за Родину». Считаю, что людям, которые воевали, положили свою жизнь на алтарь Отечества, должно воздаваться намного больше, чем это делается сейчас. Хочу, чтобы через эти портреты меня услышали. Выставка очень благотворно действует на зрителя, заставляет о многом задуматься, вспомнить понятия честности, чести и порядочности... Хочу, чтобы укоренилось чувство гордости за наших людей, за наше искусство.

Корр. Какие качества цените в женщинах, в мужчинах?

А.Ш. Какие бы отношения ни были, в женщине я ценю преданность, пусть даже слепую. Любые отношения должны на том держаться. Женщина должна быть любящей, заботливой, женственной. Раньше в деревнях считали, если женщина мужчину любит, она его бережет. Мужчина же обязан заботиться о женщине, сохраняя достоинство. Но вообще, по большому счету, я люблю людей с тонким душевным устройством. Ведь я все-таки художник.

Беседу вела Оксана Липина.

Мир массовой литературы в России, как и везде, не только огромный рынок со своими технологиями и звездами, но и, некоторым образом, отдельная вселенная, почти не сообщающаяся с той, в которой живут авторы и читатели OPENSPACE.RU. Нам показалось любопытным в эту вселенную заглянуть. О литературе как таковой мы навряд ли узнаем что-то новое, а вот о мире вокруг нас - может быть. В этих видах мы решили взять интервью у трех российских авторов, чьи книги лучше всего продавались в прошлом году, воспользовавшись для этого рейтингом наиболее активных издательств и издаваемых авторов «Книжной палаты» . Сегодня мы публикуем первое интервью - с серебряным, так сказать, призером отечественного рынка pulp fiction, автором восьмидесяти четырех романов Юлией Шиловой, в гостях у которой побывал КИРИЛЛ ГЛИКМАН.

Если вы о литературных неграх, то я, когда об этом заходит разговор, отвечаю: литературный негр - это я.

Нет-нет, я имел в виду вот что: когда вы пишете, вы чувствуете, что вас воспринимают скорее как бренд, чем как писателя?

Конечно. Сначала я работала на имя, теперь мое имя работает на меня. Это естественный процесс.

- С коллегами по «цеху» общаетесь?

На уровне каких-то издательских дел - узнаю, как у них дела, рассказываю, как у меня...

- А конкуренцию ощущаете?

Нет, сразу хочу сказать, что конкурентками нас делают журналисты. Это самая большая глупость - биться за читателя. У каждого есть своя читательская аудитория, даже несмотря на то, что мы все работаем в одном детективном жанре. Никакой войны с кровопролитием нет и быть не может. Я считаю, что если кто-то добился большего успеха, чем я, то это только повод для меня стремиться сделать то же самое. Это нормально, это драйв - хочется всегда достичь большего. На сегодняшний день я вторая, до этого несколько лет была третьей. Конечно, как нормальный амбициозный человек, хочу быть первой!

Я абсолютно не завистливый человек. То, что меня не признает элитарная литература - так мне это и не нужно.

Но вот Полина Дашкова сейчас в составе российской делегации съездила на Лондонскую книжную ярмарку наряду с наиболее известными писателями интеллектуальной литературы.

Ничего страшного, я сама лучше слетаю в Лондон на книжную ярмарку и проведу там прекрасные выходные. Или во Франкфурт поеду сама и погуляю по Германии. А признание мне прежде всего важно в России, а не за границей. Я вообще не люблю презентации на книжных ярмарках - люблю встречаться с поклонниками в более замкнутом пространстве: в ресторане или здесь, у меня дома. Получается такая большая семья. И дорогого стоят приезды девочек в Москву с Дальнего Востока или из Белоруссии, на которые они копят деньги. Они болеют моими книгами, книги помогают им пережить какую-то свою боль.

- Получается, литература для вас - вид психологической помощи?

Да, я по второму образованию психолог. В моих книгах есть письма читателей и мои ответы на них. Всю боль своих читателей я пропускаю через себя. В каждой книге я пытаюсь помочь справиться с каким-то социальным явлением. Например, сейчас много писем приходит от наркоманов. Я написала книгу, в которой героиня поборола эту болезнь, чтобы людям было понятно, что с этим можно бороться. Много писем приходит от любовниц и от жен - я написала книгу об их чувствах. Важная проблема сейчас - инфантильность мужчин, отсутствие настоящих мужчин, и я в своих книгах предлагаю читательницам все-таки искать их.

- Как вы относитесь к скандалам вокруг «ЭКСМО» , связанным с изданием сталинистской литературы и с арестом тиража книги Анны Соколовой о Подмосковье?

Я считаю это чистой воды пиаром издательства. Не хочу говорить плохо об «ЭКСМО», но их политика направлена на скандал, чтобы поднять продажи книг. Иногда их команда переступает нормы морали. Для них главное продать книгу, а каким путем - не важно.

- Вы написали уже 84 романа, верно? Планируете еще?

Да, я сдала восемьдесят четвертую книгу и поняла теперь, что обязательно напишу сто. И потом тоже не буду останавливаться.

- А о чем будет следующий текст, заранее знаете?

Нет, никогда не знаю. Моя книга начинается с названия. Другие авторы сначала строят скелет, потом наращивают мясо, пишут характеры героев... Я сажусь к компьютеру и пишу взахлеб. Но важно, чтобы в книге была какая-то проблема, важная для каждой женщины. Я не отказываюсь ни от каких тем, пишу и о наркомании, и о проституции, и о содержанках, и о том, как наши женщины ездят за любовью в Турцию или Египет.

Вообще хочу сказать, что я не феминистка и очень люблю мужчин, но мужчин-лидеров, прошедших в жизни самостоятельный путь. Очень приятно, что в последнее время меня стали читать мужчины. Меня часто просили написать от лица мужчины, а я отказывалась. Но читатели уговорили, и я написала книгу «Как я нашла дневник своего мужа». Книга пошла на ура, было много и мужских откликов, в которых подтверждалась справедливость моего описания мужских психологических проблем. Так что мне пришлось писать продолжение.

А не хотите написать книгу, совершенно не похожую на ваши предыдущие романы? Скажем, роман на тысячу страниц, охватывающий большой временной промежуток, о России и ее судьбах? Чтобы всем сразу все доказать.

{-tsr-}- Я думаю, что книга о судьбе России и будущем страны мало кому будет интересна. И получится какая-то документалистика, а у меня другой жанр и стиль. Хотя я после долгих уговоров читателей написала свою биографию, которая стала настольной книгой многих людей. Эта книга писалась 10 лет, и меня потом уговорили написать продолжение. Согласитесь, не каждый решится на написание такой сокровенной книги. Самое сложное - это написать книгу, в которой ты не придумываешь ни единого слова.​

Жизнь моя с самого начала была полна приключений. Когда я была совсем маленькой, папа ушел от мамы, забрав из нашего дома все до копейки, на голых стенах только выключатели с розетками остались. Пришлось нелегко, но мы с мамой это преодолели. В 16 лет я чуть было не вышла замуж. Жила я тогда в городе Артеме Приморского края, но уже четко понимала, что оставаться там навсегда не хочу. Знала, что достойна большего. Свадьба была уже на мази, закуплено спиртное для стола, платье готово. Но я в последний момент опомнилась: если выйду замуж, буду навеки прикована

к дому — и конец моим мечтам о Москве. В общем, сбежала прямо из-под венца и уехала в столицу. Чего я только не делала, чтобы прокормиться в этом поначалу чужом и неуютном для меня городе: кровь свою сдавала, торговала джинсами на рынке. Неожиданно подвернулась сказочная возможность — с танцевальным ансамблем, в котором когда-то в детстве занималась, я поехала на гастроли в Японию, где встретила своего первого мужа. Мы жили душа в душу, вместе занимались бизнесом. Родилась моя первая дочь, Лолита. А когда ей было три года, мужа убили. Я впала в депрессию, выкарабкалась, наверное, только потому, что на руках была маленькая дочка и надо было продолжать жить дальше. Вышла замуж второй раз, родила вторую дочь — Злату. Но с ее отцом мы разошлись, причем очень некрасиво. Я в тот момент занималась фармацевтическим бизнесом, дневала и ночевала на работе, а муж требовал, чтобы я сидела дома и варила борщи. А когда во время дефолта 1998 года все рухнуло и я потеряла и бизнес, и все деньги, начал уже открыто злорадствовать: мол, говорил я тебе, что не женским делом занимаешься, — вот и не получилось ничего. Я попросила его уйти, но он не мог меня простить и через несколько месяцев, желая отомстить, нанял человека, который меня избил до полусмерти и изуродовал­ все лицо. Видите, мочки ушей порваны? Сережки вырвал с мясом. Я долго лежала в больнице, оплакивая себя и вообще не понимая, как теперь на улицу выходить. Но со временем, конечно, все зажило — и лицо, и душа.

— Когда врачи увидели снимок моего позвоночника, ужаснулись: «Вы что, в аварии недавно побывали? Травма была? Неужели это только из-за того, что у вас сидячая работа?». Фото: Арсен Меметов

— Наверное, после таких ужасов замуж вы больше не торопитесь…

— С личной жизнью у меня все в порядке, есть любимый человек. Но замуж пока не выхожу, да. Мне никогда не сносило крышу от любви, я всегда была для этого слишком рациональной и прагматичной, а уж когда родились дети — прагматизм усилился в тысячи раз. Мой мир сейчас —дочки и мама. И этот мир выше и ценнее любого, даже самого распрекрасного мужчины. Если мужчина захочет в нашу семью — милости просим, но он должен помнить, что в чужой монастырь со своим уставом заходить не стоит.

C младшей дочкой — Златой (2012). Фото: Из личного архива Юлии Шиловой

— То есть представить ситуацию, когда мужчина говорит вам: «Ты не должна работать!» или «Ты не должна носить мини-юбку», невозможно?

— Если мужчина на первом свидании говорит мне, что я что-то там такое должна, второй встречи у нас с ним не будет. Был у меня однажды человек, который пытался объяснить, что мне не надо работать, мол, он меня всем обеспечит — только отдыхай. На что я ему ответила: «Извини, ты сегодня дашь мне все что угодно, а завтра исчезнешь из моей жизни — и что я буду тогда делать?» Я с удивлением смотрю на женщин, которым все равно, лишь бы были «штаны»

в доме. Ничего, мол, мне от него не надо, пусть вообще лежит там, на диване, как декорация, а я буду на него молиться и выполнять все по первому требованию. «Штаны» в доме заводятся, а потом почему-то сбегают к соседской Катьке, и получается целая трагедия: «Я посвятила ему жизнь, а он к Катьке убежал». И кстати, наблюдается закономерность: чем больше цепляешься за мужчину, тем меньше вероятность, что он останется с тобой. И наоборот, независимые и самостоятельные женщины привлекают внимание. И влюбляются, и замуж зовут, даже когда ты об этом совсем не мечтаешь. Помню, случился у меня на курорте очень странный роман. С первого дня знакомства мужчина почему-то решил, что моя семья (я была с детьми) — автоматически и его семья. Он сразу влез в мою жизнь, пытался воспитывать моих детей. Когда я, поняла, что дело плохо, хотела было от него отвязаться, познакомиться с кем-нибудь еще, на что мне устраивались сцены ревности. Отдых закончился, и я надеялась, что завершится и наш роман, но он и в Москве не давал мне покоя — решил во что бы то ни стало жениться. Захотел жить вместе со мной долго и счастливо и умереть

в один день. Вот только меня о моих планах спросить забыл, а я меж тем ему ничего не обещала и вообще не понимала, на каком основании он строит матримониальные планы. Кавалер был так назойлив, что я уже не знала, как от него отвертеться. И решила пропесочить его в своей книге. Описала ситуацию как есть, не приукрашивая. Едва тираж попал в магазины — звонок: «Я что, правда так по-идиотски со стороны выглядел?» — «А кто тебе, — говорю, — сказал, что это про тебя написано? Тебя же Леонард зовут, а моего героя Леопольд». А он: «Я что, по-твоему, совсем дурак, что ли? Ты же меня в красках описала!» В общем, извинился и больше на горизонте у меня не появлялся.

— Мой мир сейчас — дочки и мама. И этот мир выше и ценнее любого, даже самого распрекрасного мужчины. Писательница с мамой Людмилой Андреевной и старшей дочерью — Лолитой. Фото: Арсен Меметов

— Вы часто вставляете в свои романы автобиографические эпизоды?


— Ну было бы странно говорить о том, что все мои героини списаны с меня.­ ­Если бы я сама в действительности совершила все те убийства, о которых пишу в своих книгах, давно бы уже сидела пожизненно. (Смеется.) Но в любой героине обязательно есть мои черты. Хотя, конечно, в основном все характеры и ситуации — плод моей фантазии. И, кстати, я практически никогда не использую чужие сюжеты. Ко мне чуть ли не каждый день подходят знакомые и незнакомые люди и говорят: «Со мной такая история приключилась, прям хоть сейчас в твою книгу!» Я отвечаю: «Спасибо, но мне своих хватает». И действительно, пока не жалуюсь на скудность воображения — на сегодняшний день у меня вышло уже сто книг.

— Брюнеткой больше ни за что не стану! От цвета волос зависит и поведение женщины, и то, как к ней относятся другие. Фото: Арсен Меметов

— Сто романов — это же колоссальная работа…


— Когда я только начала писать, даже на десять книг боялась заключать договор: а вдруг я иссякну и больше не смогу написать ни строчки?! Помню, один маститый автор меня тогда успокоил: «Ты, говорит, несколько книг уже написала? Две? Три? Значит, уже не сможешь остановиться, напишешь и десять, и двадцать». И он оказался прав. Муза не оставила меня, никуда не улетела. Но сказать, что писательство — легкий труд сродни приятной прогулке по парку, я тоже не могу. Это адская работа. Вы не поверите, но даже физически бывает невероятно сложно. Особенно страдают спина и шея — сидишь целыми днями не разгибаясь. Могу часа на два застыть у компьютера, потом опомниться — несколько страниц текста написаны, а тело затекло — все время же сидела в одном положении, не двигаясь. В какой-то момент начались нешуточные боли в спине. Долго думала, как лечиться, и решила испытать на себе хваленую китайскую медицину. Каждые полгода моталась в Пекин, проходила курс за курсом. Некоторое время китайцы меня спасали, но два года назад стало невмоготу — и пришлось решиться на операцию. Когда наши врачи увидели снимок моего позвоночника, они ужаснулись: «Вы что, в аварии недавно побывали? Травма была? Нет? Неужели это только из-за того, что у вас сидячая работа?» Сказали, что медлить нельзя, потому что еще чуть-чуть — и начнут отказывать ноги и вообще парализует. «Вы

меня точно спасете? Хуже не станет?» — спрашиваю я, лежа на операционном столе и с надеждой глядя на врача. А он мне спокойно так: «Ни один уважающий себя врач вам сейчас не даст гарантии». Я чуть было со стола не спрыгнула и не сбежала. Страшно было невероятно. Мне же даже не поясницу резать собирались, а в шейном отделе позвоночника что-то исправлять, причем разрез по горлу должен был идти. До сих пор шрам остался. В общем, страх свой я поборола, и ничего ужасного не случилось. Наоборот, стало гораздо лучше. Но спину я теперь берегу, не даю себе перенапрягаться. Да и, слава богу, нет уже той бешеной гонки, когда надо было сдавать роман точно к сроку и умри, но напиши его. Сейчас работаю в свободном темпе, есть время передохнуть, поплавать в бассейне, сделать гимнастику.

— Лолите 21 год, она учится в старинном университете испанского города Бильбао, специальность — «управление в кораблестроении». Это далеко от того, что нравится лично мне, но Лолита погружена в учебу с головой. Фото: Арсен Меметов

— Помимо книг, вы пишете огромное количество писем своим читательницам…

— Да, у меня обширная переписка, которая отнимает не столько силы и время, сколько нервы. Недавно пришло письмо: «Моему ребенку годик, а его папа бросил меня! Что мне сделать? Может быть, убить себя? И тогда мой любимый опомнится?» Таких писем тысячи, и я стараюсь на все ответить. Хотя бывали случаи, когда мои ответы приходили слишком поздно. Однажды получаю такое послание: «Когда вы прочитаете это письмо, меня уже не будет в живых.

Сейчас вот поставлю точку, напишу эсэмэску сыну (он в школе), пойду на кухню и открою газовый вентиль». А внизу два телефона — мобильный и рабочий. Я кинулась звонить на мобильный — заблокировано. Набрав рабочий номер и позвав автора письма к телефону, я получила ответ: «Вчера похоронили». Единственный раз, когда я не успела… Немного отойдя от шока, поняла: спасать таких вот несчастных женщин, помочь им справиться с отчаянием, уберечь их от непоправимого — это моя миссия, мой долг. И письма им пишу, и звоню, и в Интернете общаюсь, и в книгах описываю стандартные, узнаваемые ситуации. Ну, скажем, женщина счастлива замужем, у нее есть дети, все прекрасно. Но однажды, отправившись на курорт в Египет, она встречает там знойного мачо-массажиста. Дальше, разумеется, страстный роман под южным небом, он обещает жениться, она очертя голову несется обратно в свой Ростов разводиться с мужем и мчится обратно в Хургаду в свадебном платье. А там в массажный кабинет целая очередь из женщин, и все как одна в таких же свадебных платьях, мачо же и след простыл. После выхода этой истории я получаю письмо читательницы со словами: «Спасибо вам, прочитала книгу, узнала в этой дурочке себя и вовремя одумалась. А то я уж и кредит взяла на поездку в Египет, и с мужем почти развелась». Так что иногда я еще и семьи спасаю.

— Мне никогда не сносило крышу от любви, я всегда была для этого слишком рациональной и прагматичной, а уж когда родились дети — прагматизм усилился в тысячи раз

— А более практичные советы даете? Например, смотрите на женщину и понимаете, что ей бы фасон платья сменить или цвет волос — и жизнь наладится…

— Таких советов я не даю, могу только о себе рассказать. Я была и блондинкой, и ярко-рыжей (даже, можно сказать, красной), и брюнеткой. Когда женщине нужно кардинально поменять жизнь, она почему-то начинает именно с прически. Вот стоишь, смотришь в зеркало и понимаешь, что ты себе не нравишься. Значит все, пора в парикмахерскую. Вы будете

смеяться, но от цвета волос зависит в конечном итоге и поведение женщины, и как к ней другие относятся. Стоило мне перекраситься в блондинку — и мир ко мне переменился. То есть еще вчера, когда я была брюнеткой, пыталась выехать задним ходом из нашего узкого двора на своем огромном «хаммере» — мучилась сама, никто не помог. И буквально через несколько дней возникла необходимость повторить тот же маневр, но я уже перекрасилась в блондинку — и двое мужчин бежали со всех ног ко мне на помощь, один даже за руль рвался сесть. И я в этот момент поняла: брюнеткой больше ни за что не стану.

— За себя, за свою жизнь вы привыкли отвечать самостоятельно. А бывает, что за дочерей решения принимаете?

— Довольно редко. Они тоже вполне самодостаточные девочки. Лолите 21 год, она уже окончила бакалавриат в Барселоне, училась на факультете туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса. А теперь учится в старинном университете города Бильбао, на юридическом факультете, специальность — «управление в кораблестроении». На мой взгляд, это невероятно сложно и очень далеко от того, что нравится лично мне, но Лолита погружена в учебу с головой. Конечно, ей приходится тяжко, потому что там мало того что зубодробительные термины, да еще и на иностранных языках. Но она умничка. Хорошо знает английский, испанский, баскский языки и все время проводит за книгами. А Злата учится в Москве, в колледже, изучает туризм, увлекается фотографией и пока уезжать к сестре в Испанию не хочет. Вот и живем на две страны — то в России, то в Барселоне. Столица Каталонии невероятно красива, она такая яркая, такая мистическая. И когда я туда приехала впервые, вдруг отчетливо осознала, что мне хочется иметь в этом городе квартиру, причем непременно в старинном доме с лепниной, и чтобы подъезд был со швейцаром, который при виде тебя открывает

двери. В результате мы живем с видом на знаменитый собор Саграда Фамилия. Собираемся вечером на нашей огромной террасе, зажигаем свечи и ужинаем, любуясь на собор.

Есть еще одно место, в которое вся наша семья влюблена, — это Герцеговина. Там, в 30 км от Дубровника, у нас дом. Я когда-то нарисовала его в своем воображении — с зелеными ставнями, рядом с морем, а потом, ­увидев в реальности, не раздумывая его купила. Уверена, у всех предметов, которые находятся в этих стенах, есть душа, и когда приезжаю, извиняюсь перед домом за свое долгое отсутствие.

— В любой героине обязательно есть мои черты. Хотя, конечно, в основном все характеры и ситуации — плод моей фантазии. Фото: Арсен Меметов

— Может быть, там не душа, а домовой?

— Нет, поверьте мне, я знаю, что такое домовой! Приобрела однажды дом — недалеко от Москвы, уютный, замечательный, но через некоторое время поспешила от него избавиться. В мансарде на третьем этаже по ночам раздавались страшные звуки — как будто какой-то здоровый мужик храпит во сне. А иногда что-то начинало стучать. Когда я туда поднималась, чтобы посмотреть, на меня из кромешной темноты летели дощечки, щепки — как будто

кидался кто-то. И я, абсолютно трезвомыслящий человек, который никогда не верил ни в какую потустороннюю силу, стала бояться заходить в дом. Приезжаем, например, компанией на дачу, шашлыки жарим, мне кто-нибудь говорит: «Юля, сходи в дом, принеси соль!» А я: «Нет уж, идите сами, я туда одна не пойду». Ну как можно там было жить спокойно, если, например, телевизоры сами собой включались. Приезжаешь из Москвы на выходные, заходишь в комнату — а там горят все экраны, причем не какой-то канал, а серая шипящая заставка. А я точно знаю, что выключала их все до единого. Страшно же! Да и сгореть все могло так, проводку замкнуло бы — и привет. Так что мы этот дом быстро продали и забыли, как страшный сон.

— А в вашей московской квартире домовых нет?

— Слава Богу, не наблюдается. В роскошном пентхаусе на 29-м этаже до меня жил один экстравагантный холостяк, который построил квартиру в абсолютно мужском стиле: железная серая лестница, как на заводе, прозрачные полы. Но главное, что меня пора­зило в этой квартире, — дверь, которая ведет на крышу. И не просто на крышу, а на настоящую вертолетную площадку. По крайней мере, так утверждают в жилконторе, и поэтому много лет у меня была проблема — мне не разрешали туда выходить. Стратегический объект все-таки. Но сейчас удалось договориться, и я могу свободно гулять по крыше. Правда, поставить кресло — чайку попить или шезлонг, чтобы позагорать, нельзя. А вдруг все-таки прилетит вертолет?

— В моем пентхаусе на 29-м этаже есть дверь на крышу, вернее на вертолетную площадку. Это стратегический объект, и несколько лет мне официально не разрешали туда выходить. Наконец удалось договориться! Фото: Арсен Меметов

Семья: мама — Людмила Андреевна, пенсионерка; дочери — Лолита (21 год), Злата (16 лет)

Образование: окончила хореографическое училище во Владивостоке по специальности «актер балета» (1985), юридический факультет Национального института бизнеса (2001) и факультет психологии Московской гуманитарно-социальной академии (2007)

Карьера: первые детективные романы, «Леди Стерва» и «Роковая ночь», были опубликованы в 1999 году. Сейчас издано 100 книг. Входит в топ-10 самых читаемых российских авторов

А. ШИЛОВ: Я считаю, что искусство должно служить, во-первых, возвышению, очищению человеческой души. Жизнь человеческая трудна и коротка, и человек нуждается в глотке воздуха. Искусство всегда было глотком воздуха, как икона, на которую человек смотрит, и ему хочется самому возвышаться, очищаться, получать радость для глаз, для сердца, для души. А этот разврат, он уничтожает всё святое.

И, главное, – те, кто подписывают это письмо, они от чего не понимают – что в безопасности не живет ни одна страна, даже те, перед которыми преклоняются многие у нас, я имею в виду Америку, Европу. У них очень сильно развита служба безопасности. Потому что если службы безопасности нет в стране, то нет и государства. И поэтому они бьют по своей безопасности, по своему государству.

Как говорил великий художник Энберг, кто идет против природы естества и красоты, которую излучает природа, тот дает пинок в чрево своей родной матери, они бьют по своей родине. Предательство родины, предательство народа, сердца и души которых стремятся только к красоте, душевной и физической. Нельзя извращать и издеваться над органами безопасности, я считаю. Нельзя. Они нас охраняют, охраняют родину. Это не красивые слова, а я так считаю.

Я совсем недавно получил премию ФСБ, первую премию ФСБ в том году, и горжусь этим, за то, что я написал большую серию про разведчиков, партизан, пограничников, которые отдавали свою жизнь за отечество. Я считаю, этим службам, наоборот, надо помогать, потому что их служба очень тяжелая.

КОРРЕСПОНДЕНТ: А сам факт награждения, каково это?

А. ШИЛОВ: Награждение – это вызов. Я считаю, это вызов стране, вызов народу, это издевательство, это плевок в чрево своей матери, которая тебя родила. Это родина. Нельзя это делать. Ни одна демократическая страна, перед которой эти господа преклоняются как бы, не позволит такого. Ни одна страна этого бы не позволила. Это моя точка зрения.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Т.е. вы осуждаете и награждение, и сам факт проведения такой акции.

А. ШИЛОВ: Совершенно верно. Вообще, художник – это состояние души. Они идут на эпатаж, потому что ничего делать не умеют. Они хотят о себе заявить. Но заявить о себе настоящий художник, у которого есть совесть и честь, ответственность перед собой и народом, может только великим искусством, только так добиться любви народа. И ввиду того, что у них этого нет внутри… Художник – это же состояние души. Ничего святого в душе нет, поэтому они делают вокруг себя скандал, для того чтобы их имя стало известно, а потом по возможности пользуются этим именем для продажи своего неумения. Это очень легко. Известности честный художник должен добиться только честным трудом, признанным народом.