Какие расходы сокращает государство: памятка для малого бизнеса. Ведение учёта доходов и расходов

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

- Какова сегодня максимальная сумма заказа со стороны государства для малого и среднего бизнеса
- Какие статьи расходов федерального бюджета на 2009 год решено уменьшить
- Какие расходы вынуждены сокращать региональные и местные власти

- Изменится ли финансирование четырех приоритетных национальных проектов России

Самой эффективной мерой поддержки малого и среднего бизнеса власти считают, во-первых, обеспечение доступа таких компаний к государственному имуществу, во-вторых, преференции при размещении заказа на поставки товара (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд. Это, по мнению властей, поможет добиться развития рынка в целом и повысить конкуренцию.
Правила участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа прописаны в статье 15 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В конце прошлого года в нее были внесены поправки, согласно которым максимальную цену лота теперь определяет правительство. В апреле 2009 года оно реализовало свое право и увеличило максимальную цену контакта с 3 до 15 млн руб.1 Расширен и перечень товаров (работ, услуг) для государства, размещение заказов на которые осуществляется у малых компаний. Кроме того, теперь при закупках не только государственные, но и муниципальные учреждения должны размещать у малого бизнеса от 10 до 20% своих заказов. С одной стороны, выросла вероятность того, что малый бизнес станет поставщиком государства, но с другой стороны – из-за кризиса государство сокращает свои расходы. По данным, размещенным на сайте Goszakaz.ru, в июне прошлого года максимальный объем госзаказа был зафиксирован на уровне 178 млрд рублей, а в мае 2009 года эта цифра уже почти в 4 раза меньше – 45 млрд рублей (см. также рис. 1).
В этой статье разберемся, на чем начинает экономить государство2. Эта информация поможет небольшим компаниям вовремя сориентироваться и возможно переключить свое внимание на выпуск товаров (услуг), пользующихся спросом3.

Статистика участия малого бизнеса в гозсказе

На сегодняшний день в информационно-поисковой системе агентства «Трейд.Су» по тендерам и закупкам размещено более 60 тыс. заявок о проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок. Более 10 тыс. – предложения заключить муниципальный контракт, более 19 тыс. – государственный. Средняя сумма контрактов соответственно 433 и 9650 млн рублей. То есть в большинстве этих заказов могут принять участие малые предприятия, однако только 82 тендера предназначены исключительно для малого бизнеса. Это ничтожная цифра по сравнению с количеством малых предприятий (более 7000), которые пользуются базой «Трейд.Су».
В прошлом году в заказе Москвы на долю малых предприятий пришлось лишь 17 тыс. из 88 тыс. контрактов. Если же считать по стоимости контрактов, то это 50 из 700 млрд рублей.
Самое большое количество заказов сосредоточено в продовольственной сфере (поставка продуктов питания). Также предметами заказов для малого бизнеса являются: оргтехника и компьютерное оборудование, услуги доступа в интернет, ремонтные работы, изделия медицинского назначения, химические реактивы, инженерное оборудование, выполнение научно-исследовательских разработок.

Какие расходы снижены в федеральном бюджете

Бюджет на 2009 год первоначально был утвержден в конце 2008 года (Федеральный закон от 24.11.2008 №204-ФЗ), однако кризис заставил дважды пересмотреть этот документ. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 28.04.2009 №76-ФЗ. Практически все статьи расходов были сокращены (см. рис. 2). Поэтому сегодня муниципальные образования также вынуждены сокращать местные бюджеты, а следовательно меньше размещать заказов. По данным Минрегионразвития, эта тенденция отмечается в 59 субъектах. Субсидии муниципальным образованиям в среднем снизились на 34%, а дотации – на 20%. В некоторых регионах эти показатели достигают размеров 70–90%. В частотности, на 30% сократили субсидии муниципалитетам власти Белгородской, Московской, Ярославской, Вологодской, Саратовской, Оренбургской, Кемеровской и Челябинской областей, а также Республики Татарстан4.
Основные статьи сокращения бюджетных ассигнований коснулись расходов на аппараты федеральных государственных органов и учреждений (кроме расходов на оплату труда), осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и ремонта во всех отраслях народного хозяйства, не включенные в федеральные целевые программы. Уменьшились ассигнования на обеспечение научных работ, осуществляемых в рамках приоритетных направлений науки и техники и реализация мероприятий в рамках федеральных целевых программ, а также на одежду, питание, обязательное страхование, закупку и хранение ГСМ.
При этом интересная ситуация сложилась вокруг расходов на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог в регионах. Изначально в проекте бюджета расходы на дорожное строительство были сокращены боле чем на 69 млн руб. (до 203,2 млн руб.). Однако это вызвало острые споры. И депутаты в апрельской версии бюджета решили данный вопрос следующим образом: на цели дорожного хозяйства будет направлено 25 млрд рублей, предназначенных на бюджетные кредиты для регионов, которые будут предоставляться на три года под ¼ ставки рефинансирования ЦБ РФ. Хотя многие субъекты РФ уже успели сократить эту статью расходов, например, Правительство Москвы – более чем в два раза.

Какие расходы вынуждены сокращать региональные власти

Вот данные от некоторых субъектов РФ, которые были получены еще до утверждения апрельских поправок в бюджет на 2009 год.
Новосибирск. Городской бюджет недополучил 7,1 млрд рублей по сравнению с запланированной величиной, что составляет 20% от годового плана доходов. Из-за этого сокращения пострадают наиболее капиталоемкие планы города: ремонт дорог и внутриквартальных территорий, обновление подвижного состава пассажирского транспорта.
Пермский край. Здесь на 30% сокращены расходы на руководство и на 10% – расходы на содержание всех органов региональной власти. Соответственно, упали затраты на обеспечение служебным автотранспортом, оплаты командировок, Интернета, телефонов, коммунальных услуг, канцелярских товаров.
Томская область . В сложных экономических условиях власти этого региона оптимизировали бюджетные расходы – сейчас финансируются только первоочередные мероприятия: выплату зарплаты работникам бюджетной сферы, соцподдержка и финансирование госучреждений, которые сегодня занимаются предоставлением государственных услуг в социальной сфере. Сокращены затраты на аппарат управления, обслуживание помещений, в которых услуги предоставляются, на транспорт, канцелярию и т. д. «Заморожены» почти все проекты, посвященные строительству и закупке оборудования, а также реализации отдельных, не системных социальных проектов.
Свердловская область. 30 декабря 2008 года правительство области ввело лимиты на питание школьников, которые на 20% меньше тех объемов финансирования, которые были запланированы в бюджете Свердловской области на 2009 год. На 64% сокращено финансирование областной целевой государственной программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области» (на мероприятии этой программы в 2009 году будет потрачено 140 млн руб.). Отменяется проведение конкурсов для СМИ, для муниципалитетов, для предприятий, которые занимались переработкой бытовых отходов. Значительно сокращено финансирование особо охраняемых природных территорий. При этом объем финансирования обязательных программ и мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций не сократился.
Кировская область. Здесь власти планируют сократить расходы на 465,9 млн рублей. Сокращения не коснутся заработных плат госслужащих, социальных выплат, ремонта и строительства дорог. Областные целевые программы урезаны в общей сложности на 220,6 млн рублей. Исключены из финансирования объекты нового строительства социальной инфраструктуры муниципальных образований (32,4 млн рублей), но при этом продолжится финансирование незавершенных строек. Пересмотрено финансирование областных программ «Развитие АПК» (минус 32 млн рублей), «Развитие культуры» (минус 14 млн рублей). На 46,5 млн рублей сокращается финансирование ведомственных целевых программ.
Республика Алтай . На Алтае на 30% уменьшены расходы на государственное управление, на 20% сокращены расходы на строительство. Финансирование в полном объеме будут получать только объекты высокой степени готовности, по которым производится софинансирование из федерального бюджета. На 15% сокращены расходы на содержание учреждений, ремонт и содержание дорог, также сокращены расходы муниципальных образований на ремонт и благоустройство. Правительство республики приняло участие в конкурсе на получение федеральных средств на поддержку предпринимательства. В результате регион получит 30 млн рублей, которые будут направлены на микрокредитование, субсидирование процентной ставки, а также на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства.
Красноярский край . Здесь планируют сократить расходы на содержание органов управления и краевых бюджетных организаций почти на 3 млн руб. – за счет ликвидации вакантных должностей, отмены премирования, существенного снижения закупок транспорта, оборудования, расходных материалов. Предполагается снизить расходы по краевым адресным инвестиционным программам. Исключение составят водные объекты. Красноярский край сохраняет расходы на строительство и ремонт дорог, жилья для ветеранов войны, дворцов спорта, сельских школ, больниц и детских садов. На реализацию крупных инвестиционных проектов край рассчитывает получить порядка 16 млрд рублей дополнительных государственных инвестиций, 14 из которых будут направлены в Нижнее Приангарье, миллиард – на ремонт объектов ЖКХ, 600 миллионов – на переселение граждан из ветхого жилья.
Республика Якутия. Власти сократили финансирование госзакупок молока на 42 млн руб., картофеля – на 15 млн, зерна – на 10 млн и других статей (всего на 92 млн руб.). Нетронутыми остались статьи по выполнению социальных обязательств (пенсий, пособий, компенсаций), предоставлению дотаций и субвенций другим бюджетам бюджетной системы, выполнению государственного оборонного заказа и других базовых функций государства.
Вместе с тем Правительство старается поддерживать регионы. Так, в конце марта было подписало постановление о выделении 20 млрд руб. региональным властям на закупку отечественных автотранспортных средств и техники для коммунального хозяйства (постановление Правительства РФ от 24.03.2009 №253).

Национальные проекты: сокращают ли тут расходы

Расходы на приоритетные национальные проекты сокращать не будут. Об этом уже не раз заявляли президент, вице-премьер России и руководители отраслевых министерств. Напомним, что в нашей стране четыре таких проекта: «Развитие АПК», «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье и комфортное жилье – гражданам России».
Развитие АПК . По словам министра сельского хозяйства, в 2009 году будет направлено на поддержку этого национального проекта, а также на завершение строительства объектов, начатых в рамках проекта «Развитие АПК», будет направлено 74 млрд руб. При этом разрабатываются отраслевые программы по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, созданию семейных животноводческих ферм.
Образование. Финансирование этого национального проекта осталось без изменений. Так, для его реализации в этом году будет выделено 33,197 млрд руб. федеральных средств.
Здоровье . Данный проект в 2009 году должен получить 111,9 млрд руб., в 2010 г. – 105,9 млрд руб. и в 2011 г. – 109,3 млрд руб. (такие цифры заложены в бюджет).
Доступное жилье . Расходы федерального бюджета по данному проекту в 2009 год составят 322,8 млрд рублей. Из них на господдержку спроса на рынке жилья приходится 236 млрд.
К сожалению, участие субъектов малого предпринимательства в реализации приоритетных национальных проектов находится в стадии становления. Однако в некоторых регионах России благодаря малому бизнесу увеличиваются объемы вводимого жилья, растут поставки продуктов питания в учреждения образования, здравоохранения и социальной сферы, появляются медицинские центры, аптеки, открываются частные детские сады и т. д. Поэтому руководителям компаний стоит обратить внимание на данные проекты.

Прогнозы: возможности для малого и среднего бизнеса

По нашему мнению возможности по участию малого и среднего бизнеса в государственном заказе значительно увеличит электронная форма торгов, развивать которую намерено Правительство РФ. Однако оно планирует, что пилотные проекты, которые будут запущены этим летом, до конца года проработают в тестовом режиме. В условиях кризиса такая длительная апробация «смерти подобна» и многие представители малого бизнеса этой системы просто не дождутся, поскольку разорятся в отсутствии спроса.
В связи с тем, что теперь муниципалитеты также должны размещать свои заказы у малого бизнеса, некоторые муниципальные образования начали увеличивать долю закупок у небольших компаний. Так, начальник управления муниципальных закупок администрации г. Ижевска уже заявил об увеличении до 20% доли муниципальных закупок, которые должны быть сделаны у представителей малого и среднего бизнеса. В Архангельске запланированная сумма муниципального заказа в текущем году составит 280 миллионов рублей, около 30 из которых (10% лотов) будут выставлены на торги для субъектов малого и среднего бизнеса. Предприятия малого бизнеса Москвы в 2009 году получат контракты на сумму 50 млрд рублей, что на 20 млрд больше, чем в прошлом году.
Представители малого бизнеса, в свою очередь, активно используют возможности для участия в госзакупках. В апреле этого года наше агентство провело внутренний анализ востребованности такой услуги как «сопровождения участия компании в государственных конкурсах». Результаты показали, что 42% компаний, пользующихся данными услугами, – представители малого бизнеса. При таком стремлении малый бизнес сам пробьет себе дорогу в госзаказ4. Тем более что более комфортные условия для этого уже созданы.

Собственники коммерческой недвижимости сегодня озадачены тем, как бы снизить затраты на эксплуатацию своих объектов и при этом уберечь их в «целости и сохранности». Но для того чтобы меньше тратить, собственнику необходимо представлять, как вообще формируются расходы на эксплуатацию.

Доходный метод расчета затрат

«Часто цифры, которые преподносятся некомпетентными специалистами, берутся с потолка, - рассказывает Евгений Якушин, директор по эксплуатации Управляющей компании «Бекар». - Такие цифры не отражают реальной картины и вводят собственников в заблуждение. Для того чтобы обосновать стоимость эксплуатации, необходимо представлять, какими подходами руководствуются профессиональные эксплуатирующие компании в планировании расходов».

Чтобы обеспечить планируемую доходность объекта, надо прежде всего уточнить, какую сумму готов тратить собственник на эксплуатацию офисного или торгового центра. В этом случае при расчете расходов на эксплуатацию (исходя из объема валового дохода) используется доходный метод. Сумма валового дохода принимается за 100%, и на каждую статью расходов тратится строго определенный процент. По мнению Алексея Самсонова, директора по развитию компании ITF Development, в среднем расходы на эксплуатацию объекта коммерческой недвижимости составляют 10-12% от валового дохода собственника. В зимний период эта сумма увеличивается за счет роста объема затрат на электроэнергию и тепло.

Евгений Якушин для определения эксплуатационных затрат приводит следующие расчеты.

Расходы для бизнес-центров классов В и С

На безопасность бизнес-центра собственник тратит порядка 4-5% от валового дохода, отплата коммунальных услуг (водоснабжение, газ, электричество, теплоснабжение) отнимает около 5-7% валового дохода. Расходы на управление объектом (вознаграждение УК), как правило, доходят до 6-8% от валового дохода.

Стоимость эксплуатации объекта складывается из оплаты технического обслуживания, текущего ремонта, уборки, зарплаты персонала, накладных и обеспечивающих расходов. На практике стоимость эксплуатации объекта класса А составляет до 10% от валового дохода, объект класса В дороже в эксплуатации - 12-14%. Самый затратный с точки зрения эксплуатации - объект класса С: он обходится собственнику в 14-16%.

По данным аналитиков компании Blackwood, обычно в затраты на эксплуатацию здания включаются расходы на заработную плату технического персонала, обслуживающего здание, а также расходы на охрану, сюда же входит оплата услуг клининговой и управляющей компании.

В общей сумме расходов на эксплуатацию вознаграждение УК составляет 20%. Если компания имеет серьезное имя на рынке (например, Hines), ее доля может вырасти до 30-45%.

В итоге владелец здания вынужден тратить на эксплуатацию порядка 12% своего валового дохода. Не все собственники объектов коммерческой недвижимости готовы столько платить, поэтому каждый по-своему решает проблему снижения затрат на эксплуатацию, при этом стараясь сохранить достойное качество обслуживания. Ведь от условий эксплуатации зависит срок службы здания.

В компании Blackwood в качестве примера приводят структуру расходов на эксплуатацию здания площадью 11 620 кв.м. Общие затраты арендатора на обслуживание составляют около $70/кв.м/год. Из них реальные эксплуатационные расходы по смете составляют около $36/кв.м. Такая разница связана не только с оплатой услуг управляющей компании, но и рациональным использованием площади бизнес-центра. Дело в том, что арендатор платит лишь за ту площадь, которую он реально занимает, а в ведении управляющей компании - обслуживание всего комплекса. Таким образом, стоимость эксплуатации площади общего пользования пропорционально распределена между всеми арендаторами.

По наблюдениям Евгения Якушина, часто именно девелоперы считают доходный метод наиболее целесообразным для расчета стоимости эксплуатации. Этот способ при фиксированной доходности обеспечивает девелоперам максимальный набор услуг по эксплуатации. При этом расходы на эксплуатацию - определенная доля от валового дохода, которую сам собственник готов затратить. Поскольку девелопер чаще всего не собирается эксплуатировать объект недвижимости до окончания его срока службы, то и на эксплуатацию ему выгодно тратить фиксированную сумму. С одной стороны, он может выделить ее из валового дохода, а с другой - этой суммы достаточно, чтобы обеспечить нормальное функционирование объекта коммерческой недвижимости. Девелоперу важно также, чтобы его расходы на эксплуатацию не превышали расходы «соседей» (других собственников офисных или торговых центров).

Затратный метод

Как утверждают эксперты «Бекара», не всегда целесообразно использовать доходный метод для расчета стоимости эксплуатации. Помимо него существует также затратный метод расчета эксплуатационных расходов. Этот метод основан на применении укрупненных показателей расходов ресурсов - в расчете на единицу объема или площади для различных объектов коммерческой недвижимости. Независимо от объема валового дохода офисного или торгового центра, та или иная статья расходов всегда будет составлять одинаковую величину, принятую для БЦ или ТЦ данного класса.

Например:
Как правило, затратным методом удобно пользоваться собственникам коммерческой недвижимости, которые планируют использовать свой объект до окончания срока эксплуатации. Для таких собственников важен не только фиксированный доход от объекта, но и само состояние здания и его инженерии. Главное в этом случае, чтобы офисный или торговый центр эксплуатировался как можно дольше. При этом собственник также не намерен платить за эксплуатацию своего объекта больше, чем другие владельцы коммерческой недвижимости. Желание не переплачивать вполне естественно. Поэтому чтобы разумно использовать свои ресурсы и выделить необходимую часть от валового дохода на эксплуатацию, можно применить еще один метод расчета стоимости эксплуатации - сравнительный.

Сравнительный метод: не дороже, чем «соседи»

Сравнительный анализ объектов-аналогов заключается в использовании открытых и доступных укрупненных показателей расходов ресурсов для аналогичной недвижимости. По мнению Евгения Якушина, если первые два способа оценки стоимости эксплуатации недвижимости требуют определенного количества специфической информации и времени на расчеты, то сравнительный способ полезен в качестве экспресс-оценки. С другой стороны, получить информацию о стоимости эксплуатации аналогичных объектов чаще всего затруднительно. Такие сведения редко находятся в свободном доступе, но тем они и важнее, потому что позволяют собственнику мгновенно оценить свой финансовый потенциал на эксплуатационные затраты в сравнении с затратами на эксплуатацию, которые позволяют себе «коллеги». Например, если планируются расходы на эксплуатацию для бизнес-центра класса В, то можно в качестве примера взять аналогичный объект (допустим, БЦ «Нобель», который находится в собственности ГК «Бекар»).

Бизнес-центр «Нобель»
Общая площадь - 5 411 кв.м.
Арендопригодная площадь - 4 058 кв.м.
Арендная ставка - 28 у.е./кв.м/месяц.
Валовый ежемесячный доход - 21 у.е./кв.м/месяц.
Реальные затраты - 2,6 у.е./месяц.

Какой метод выбрать

Таким образом, если пользоваться разными методами при расчете затрат на эксплуатацию, то для БЦ «Нобель» специалисты «Бекара» выявили следующие величины:

при доходном методе - 2,5 у.е (12% от валового дохода);
при затратном методе - 2,7 у.е.;
при сравнительном методе - 2,6 у.е.
Стоит также учесть то, что затраты на эксплуатацию - это величина, которая меняется из месяца в месяц. Эксплуатация носит сезонный характер, поэтому и расходы на нее, в зависимости от сезона, различаются. При подготовке к отопительному сезону - в августе-сентябре - расходы на эксплуатацию выше, чем в апреле-мае. Поэтому не совсем верно использовать усредненную величину (эта ошибка присуща многим бизнес-консультантам). Можно указать среднюю величину, которая тратится на эксплуатацию - например, $2,5/кв.м в месяц. Но всегда стоит помнить, что летом она может снижаться до $1,5, а осенью повышаться до $4,5/кв.м/месяц.

«Точно сказать, какой метод эффективен и какого придерживаются собственники, нельзя ввиду множества факторов, влияющих на расчет затрат (сезонность, перечень обслуживания оборудования, классность объекта и т.д.), - уверен Алексей Самсонов, директор по развитию ITF Development. - Как правило, все показатели объединяются по разным методам оценки, и выводится общий знаменатель, удовлетворяющий собственника».

Выбор метода расчета стоимости эксплуатации - исключительно прерогатива собственника объекта коммерческой недвижимости на основе данных, прогнозов и документов, составленных профессиональной эксплуатирующей компанией. Выбор метода зависит от многих параметров. Скажем, девелоперы готовы выделить на эксплуатацию своего объекта из валового дохода строго определенную сумму и поэтому чаще всего выбирают доходный метод определения затрат. При этом девелоперы не готовы платить больше, чем «коллеги» (сравнительный метод). Собственникам коммерческих объектов, которые предполагают, что будут сами использовать объект, и заинтересованы в том, чтобы офисный или торговый центр эксплуатировался как можно дольше, чаще всего выбирают затратный метод. Однако здесь также есть некоторые нюансы.

Дело в том, что сегодня сплошь и рядом получается так, что на стадии строительства в проекте постоянно возникают изменения, используются другие материалы и оборудование вместо тех, которые запланировал собственник. Возникает проблема: на эксплуатацию, например, зарезервирована одна величина, однако на деле оказывается, что платить придется гораздо больше.

Допустим, собственник собирался тратить на эксплуатацию 2,3 у.е. на 1 кв.м в месяц, но поставили более дорогую систему кондиционирования, и теперь эксплуатация будет стоить 2,5 у.е. за 1 кв.м в месяц. И здесь каждый владелец коммерческой недвижимости самостоятельно определяет, что для него важнее - сэкономить на эксплуатации и сохранить планируемую доходность объекта либо, уменьшив доходность, тратить на эксплуатацию столько, сколько необходимо. Кроме того, собственник также не желает переплачивать и готов платить не больше, чем «соседи».

Таким образом, панацеи для собственника не существует - определять затраты на эксплуатацию нужно в каждом конкретном случае отдельно. Помочь же сократить эти расходы и повысить эффективность использования имеющихся ресурсов - дело профессиональной эксплуатационной компании. По мнению Евгения Якушина, благодаря качественно оказанным услугам по эксплуатации недвижимости можно сэкономить 10-20% от затрат на эксплуатацию.

Наибольший эффект при этом достигается тогда, когда эксплуатирующую компанию привлекают еще на стадии бизнес-планирования. Грамотные консультации помогут собственнику снизить будущие эксплуатационные затраты за счет правильного выбора инженерных систем здания, рекомендаций по стандартному режиму и технологиям эксплуатации, а также прогнозирования оптимальных затрат на эксплуатацию.

Общие расходы относятся как к издержкам на ведение бизнеса, так и к затратам из бюджета определенного человека. В обоих случаях общие затраты вычисляются одинаково: просто сложите постоянные затраты (минимальные издержки, необходимые для жизнедеятельности или ведения бизнеса) и переменные затраты (расходы, случающиеся от случая к случаю).

Шаги

Часть 1

Персональный бюджет

    Вычислите постоянные издержки за определенный период времени (как правило, за месяц).

    • К постоянным расходам можно отнести то, за что вы должны платить каждый месяц, например: аренда жилья, коммунальные услуги, телефонные счета, бензин, продукты питания и так далее. Постоянные расходы не изменяются ежемесячно (например, если вы покупаете одежду, ваша арендная плата от этого не меняется).
    • Рассмотрим пример. Постоянные издержки: аренда жилья = $800, коммунальные услуги = $250, счет за телефон = $25, счет за интернет = $35, бензин = $200, продукты питания = $900. Складываем эти цифры и получаем, что ежемесячные постоянные издержки равны $2210.
  1. Вычислите переменные издержки за определенный период времени (как правило, за месяц). В отличие от постоянных издержек, переменные затраты зависят от вашего образа жизни и включают в себя все расходы, которые не являются необходимыми, но улучшают качество вашей жизни.

    • К переменным расходам можно отнести траты на одежду (помимо той, что вам необходима), отдых, вечеринки, изысканные блюда и так далее. Обратите внимание, что хотя некоторые постоянные расходы, такие как оплата коммунальных услуг, могут варьироваться, они не являются переменными затратами, потому что они обязательны.
    • В нашем примере переменные затраты включают в себя: деньги за билеты в театр = $25, отдых в выходные дни = $500, подарок на день рождения друга = $100 и новая пара обуви = $75. Таким образом, общие переменные затраты равны $700.
  2. Это будет общая сумма денег, которую вы потратили в течение месяца. Как упоминалось выше, формула для расчета следующая: постоянные расходы + переменные расходы = общие расходы.

    • В нашем примере: общие расходы = $2210 (постоянные затраты) + $700 (переменные затраты) = $2910.
  3. Отслеживайте расходы, чтобы точно вычислить ваши общие ежемесячные траты. Если вы не следите за расходами (не записываете их), вы не сможете вычислить их суммарную величину. Поэтому попробуйте записывать все ваши расходы в течение одного месяца. В результате вы получите хорошее представление о ваших постоянных затратах и в дальнейшем вам нужно будет отслеживать только переменные расходы.

    • Отследить постоянные затраты легко; для этого храните счета за коммунальные услуги, аренду жилья и тому подобное. Отследить расходы на питание сложнее, но вы можете хранить квитанции из магазинов.
    • Еще сложнее отслеживать переменные расходы. Если для покупок вы используете кредитную или дебетовую карту, выясните расходы по ней, распечатав историю карты. С другой стороны, если вы расплачиваетесь наличными, храните квитанции или просто записывайте заплаченные суммы.

    Часть 2

    Бюджет компании
    1. Сложите постоянные затраты. Это затраты, величина которых не изменяется в зависимости от изменения объема производства и которые оплачиваются независимо от того, выпускает ли фирма какой-либо товар или нет.

      • Постоянные затраты компании отличаются от постоянных затрат определенного человека. Постоянные затраты компании включают арендную плату, коммунальные услуги, оборудование, технику, страховые взносы и труд, не участвующий в производстве товаров и услуг.
      • Рассмотрим пример завода по производству баскетбольных мячей. Постоянные расходы включают в себя: аренда земельного участка = $4000, страховые взносы = $1500, платежи по кредиту = $3000, оборудование = $2500, зарплата сотрудников ($7000), не участвующих в производстве товара (дворники, охранники и так далее). Складываем эти цифры и получаем, что ежемесячные постоянные издержки равны $18000.
    2. Определите переменные затраты. Это затраты, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства. Другими словами, чем больше товаров производится, тем выше переменные затраты.

    3. Сложите постоянные издержки и переменные издержки, чтобы получить общие издержки. Как упоминалось выше, формула для расчета следующая: постоянные расходы + переменные расходы = общие расходы.

      • В нашем примере постоянные затраты равны $18000, переменные издержки равны $16000, а общие ежемесячные издержки завода равны $34000.
    4. Постоянные и переменные издержки большинства предприятий можно найти в их финансовых документах. В частности, декларация о прибылях и убытках должна отражать все переменные и постоянные издержки. Такая декларация обязательна к заполнению всеми компаниями.

      • Кроме того, вы можете обратиться к другому финансовому документу, который называется баланс, чтобы определить обязательства компании. Это поможет вам определить финансовое состояние рассматриваемой компании: если ее доходы с трудом покрывают расходы, а величина обязательств немалая, то финансовое положение компании довольно шаткое.