Меры государственной поддержки развития отрасли включают. Государственная поддержка бизнеса

Председатель комитета по финансовым услугам петербургской "Деловой России" Дмитрий Вагин представил корреспондентам "Невских новостей" экспертную позицию по вопросу реализации программы Минэкономразвития, направленной на льготное кредитование субъектов малого и среднего бизнеса.

В комментарии эксперт рассказал о востребованности программы и дал пояснения о механизме ее реализации.

"За последние несколько лет в России стартовало и успешно действует значительное количество мер государственной поддержки бизнеса. К ним можно отнести программу корпорации МСП «6,5», поручительства Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса субъектам МСП, инвестиционные продукты Фонда поддержки промышленности и многое другое. Стоит отметить, что государство на этом не останавливается. С начала февраля 2018 года Минэкономразвития РФ анонсировало программы льготного кредитования малых и средних предпринимателей под 6,5%. Это позволит более, чем на 3% снизить действующие льготные ставки" - отметил делоросс.

"Вместе с этим был определен перечень банков, работающих по данной программе. Это 15 банков в которых представители МСП могут получить льготный кредит. К ним относятся: ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк, банк «Акцепт», Альфа-банк, банк «Ассоциация», банк «Левобережный», банк «Интеза», Запсибкомбанк, МСП Банк, Примсоцбанк, Росевробанк, банк «Санкт-Петербург», РНКБ, ТКБ.

Банки будут кредитовать реальный бизнес сразу под низкую (6,5%) ставку. А уже банкам будут предоставляться субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке. Минэкономразвития также снижает минимальный размер кредита в рамках программы до 3 млн. рублей с 5 млн. рублей. Соответственно, займы на оборотные цели будут выдаваться в суммах от 3 до 100 миллионов рублей на одного заемщика. А на инвестиционные не должны превышать одного миллиарда рублей. Как правило, инвестиционные цели, это: закупка оборудования, строительство, реконструкция зданий предприятия.

Общий объем кредитов субъектам МСП в рамках программы поддержки в 2018 году составит 40 млрд. рублей. В более ранних программах, особенно касающихся субсидирования процентной ставки сельхозпроизводителей, клиент получал кредит по коммерческой ставке банка, а потом уже подавал документы на ее возмещение в госорганы. Возмещение занимало длительный срок, иногда до полугода" - заявил Дмитрий Вагин.

Также был скорректирован перечень приоритетных направлений деятельности, по которым будет предоставляться льготное финансирование. Льготное финансирование будет в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, туристской деятельности, здравоохранении и утилизации отходов, а также в сфере общественного питания и бытовых услуг. Существенным улучшением стали и сроки льготного кредитования: 10 лет на инвестиционные цели и 3 года - на оборотные.

Справка:

Представители МСП - это компании, зарегистрированные на российской территории и по ряду параметров относящиеся к малому или среднему бизнесу. К основным параметрам относятся среднесписочная численность персонала и выручка компании за год.

В Московской области набирает обороты социально ориентированное предпринимательство. Владельцы малого и среднего бизнеса в данной сфере ориентированы в первую очередь на достижение общественно полезных целей. К социально значимым проектам можно отнести детские центры, предприятия, занимающиеся вопросами культурного наследия, и реабилитационные кабинеты. Одной из ключевых задач социального предпринимательства является создание возможностей для трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия инвалидов. По оценкам экспертов, развитие социального предпринимательства сейчас является приоритетным направлением в работе властей Московской области. О том, как формируется эта сфера бизнеса в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.

Направления и задачи социального предпринимательства

В рамках социальных проектов люди с ограниченными возможностями здоровья оказываются вовлечены в активную деятельность и получают возможность работать. Существуют также проекты, направленные на социальное сопровождение нуждающихся в этом людей. Кроме того, в форме государственно-частного партнерства в регионе создают предприятия по разработке и производству медицинских услуг и технических средств реабилитации для инвалидов. Новые социальные проекты − социальный детский центр, предоставление услуг по уходу за пожилыми людьми, реабилитационный кабинет − позволяют повысить конкуренцию соцуслуг в Подмосковье.

Одна из основных задач социальных проектов − создавать рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, жительница Истры Оксана Борисова открыла семейную свечную мастерскую Candlebar. Предприниматель приняла на работу 21 инвалида, среди которых есть люди с ментальными расстройствами, проблемами зрения и слуха, а также нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работникам мастерской доставляют все необходимые материалы, и они трудятся дома. Ежемесячный заработок сотрудника мастерской с частичной занятостью составляет 20−25 тысяч рублей.

Меры господдержки

Владельцы малого и среднего бизнеса в социальной сфере могут получить займы от Московского областного фонда микрофинансирования. С 2016 года фонд предоставляет займы до трех миллионов рублей на срок до трех лет. Для социальных предпринимателей годовая процентная ставка составляет от 8% до 10,4% в то время как для представителей других сфер бизнеса она колеблется от 10% до 13% годовых.

При аренде бизнесменами недвижимого имущества, принадлежащего области или муниципальным образованиям, с 2015 года действует понижающий коэффициент в размере 0,5. Он установлен для социально значимых видов деятельности, к которым относятся частные детские сады и образовательные центры, магазины шаговой доступности, пекарни и народно-художественные промыслы. По данным на 1 января 2017 года, в области насчитывается 431 малое и среднее предприятие, которое пользуется льготными условиями аренды. Наибольшее количество таких предприятий находится в Королеве, Дубне, Протвине, Люберцах, Подольске и Домодедове.

В прошлом году Минэкономразвития России на Всероссийском конкурсе программ социального развития регионов наградило правительство Московской области дипломом за лучшую региональную практику развития социального предпринимательства. Федеральное ведомство отметило поддержку региональных предприятий малого и среднего бизнеса: налоговые льготы, финансовую и имущественную помощь. Так, для индивидуальных предпринимателей в социальной сфере в 2015 году ввели «налоговые каникулы» сроком на два года по упрощенной и патентной системам налогообложения. По итогам Всероссийского конкурса, в 2016 году Подмосковье признано регионом, где меры господдержки в сфере соцпредпринимательства действуют наиболее эффективно.

Организация социального производства − один из способов применения субсидий по программе самозанятости для открытия собственного дела. В 2017 году министерство соцразвития Московской области выделило на организацию самозанятости субсидии общей суммой 26 миллионов рублей.

Поощрение соцпроектов

С 2013 года в Подмосковье при поддержке Минэкономразвития России проводится конкурс «Лучший социальный проект года Московской области». Мероприятие организовали с целью развития социального предпринимательства в регионе. Кроме того, экспертная группа конкурса выявляет наиболее действенные практики поощрения и поддержки соцпроектов.

В конкурсе участвуют социальные проекты в сфере культурно-просветительской деятельности, дошкольного и дополнительного образования детей , в области физкультуры и спорта для людей, нуждающихся в социальном сопровождении.

При рассмотрении представленных проектов конкурсное жюри учитывает их значимость для общества, инновации при осуществлении предпринимательской деятельности, потенциал развития, экономическую устойчивость проекта и достигнутые результаты.

Полина Зотова

В Московской области набирает обороты социально ориентированное предпринимательство. Владельцы малого и среднего бизнеса в данной сфере ориентированы в первую очередь на достижение общественно полезных целей. К социально значимым проектам можно отнести детские центры, предприятия, занимающиеся вопросами культурного наследия, и реабилитационные кабинеты. Одной из ключевых задач социального предпринимательства является создание возможностей для трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия инвалидов. По оценкам экспертов, развитие социального предпринимательства сейчас является приоритетным направлением в работе властей Московской области..

Направления и задачи социального предпринимательства

Источник: Фотобанк Московской области , Семен Семенов В рамках социальных проектов люди с ограниченными возможностями здоровья оказываются вовлечены в активную деятельность и получают возможность работать. Существуют также проекты, направленные на социальное сопровождение нуждающихся в этом людей. Кроме того, в форме государственно-частного партнерства в регионе создают предприятия по разработке и производству медицинских услуг и технических средств реабилитации для инвалидов. Новые социальные проекты − социальный детский центр, предоставление услуг по уходу за пожилыми людьми, реабилитационный кабинет − позволяют повысить конкуренцию соцуслуг в Подмосковье.

Одна из основных задач социальных проектов − создавать рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, жительница Истры Оксана Борисова открыла семейную свечную мастерскую Candlebar. Предприниматель приняла на работу 21 инвалида, среди которых есть люди с ментальными расстройствами, проблемами зрения и слуха, а также нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работникам мастерской доставляют все необходимые материалы, и они трудятся дома. Ежемесячный заработок сотрудника мастерской с частичной занятостью составляет 20−25 тысяч рублей.

Меры господдержки


Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин Владельцы малого и среднего бизнеса в социальной сфере могут получить займы от Московского областного фонда микрофинансирования. С 2016 года фонд предоставляет займы до трех миллионов рублей на срок до трех лет. Для социальных предпринимателей годовая процентная ставка составляет от 8% до 10,4% в то время как для представителей других сфер бизнеса она колеблется от 10% до 13% годовых.

При аренде бизнесменами недвижимого имущества, принадлежащего области или муниципальным образованиям, с 2015 года действует понижающий коэффициент в размере 0,5. Он установлен для социально значимых видов деятельности, к которым относятся частные детские сады и образовательные центры, магазины шаговой доступности, пекарни и народно-художественные промыслы. По данным на 1 января 2017 года, в области насчитывается 431 малое и среднее предприятие, которое пользуется льготными условиями аренды. Наибольшее количество таких предприятий находится в Королеве, Дубне, Протвине, Люберцах, Подольске и Домодедове.

В прошлом году Минэкономразвития России на Всероссийском конкурсе программ социального развития регионов наградило правительство Московской области дипломом за лучшую региональную практику развития социального предпринимательства. Федеральное ведомство отметило поддержку региональных предприятий малого и среднего бизнеса: налоговые льготы, финансовую и имущественную помощь. Так, для индивидуальных предпринимателей в социальной сфере в 2015 году ввели «налоговые каникулы» сроком на два года по упрощенной и патентной системам налогообложения. По итогам Всероссийского конкурса, в 2016 году Подмосковье признано регионом, где меры господдержки в сфере соцпредпринимательства действуют наиболее эффективно.

Организация социального производства − один из способов применения субсидий по программе самозанятости для открытия собственного дела. В 2017 году министерство соцразвития Московской области выделило на организацию самозанятости субсидии общей суммой 26 миллионов рублей.

Поощрение соцпроектов


Формы поддержки малого бизнеса, помимо финансирования, выдачи денежных субсидий или грантов, существуют разные. Это, например, предоставление начинающим предпринимателям программ обучения и стажировок, бухгалтерское и юридическое обслуживание малого и среднего бизнеса на бесплатных условиях, льготное предоставление аренды помещений и многие другие. Поддержку малого бизнеса в нашей стране по определенным программам осуществляют как государственные, так и негосударственные организации. Но каждый предприниматель имеет право воспользоваться именно бесплатной помощью. Так, например, открытие бизнеса в 2015 году в регионах помогают осуществлять Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства (государственные или муниципальные), службы занятости, инвестиционные и гарантийные фонды, бизнес-школы, технопарки и другие учреждения. Вкратце рассмотрим некоторые формы поддержки, которые оказываются данными организациями.

Гранты на развитие малого бизнеса 2015-2016 года. Эта мера государственной поддержки оказывается, как правило, региональными властями. Приоритет отдается начинающим бизнесменам из числа инвалидов, безработных, молодым людям, многодетным семьям и другим социальным категориям. Условия получения грантов в каждом регионе могут быть разные, рассматривают заявки специально созданные комиссии, но существуют условия для получения денег. Это достаточное количество рабочих мест, размер выручки, обязательная регистрация предприятия, определенная сфера деятельности бизнеса малого или среднего и другие аспекты.

Гарантийные фонды поддержки малого бизнеса. В рамках программ поддержки малого бизнеса помогают предпринимателям в получении банковских кредитов Гарантийные фонды. Они предоставляют поручительство по различным видам договоров. Средства гарантийного фонда, как правило, формируются за счет федерального и регионального бюджетов. В каждом субъекте страны поручительства гарантийных фондов выдаются при определенных условиях и при соответствии заемщика ряду требований.

Региональные Венчурные фонды поддержка наиболее перспективных проектов. Цель работы региональных Венчурных фондов - это отбор и финансирование инновационных или наиболее перспективных бизнес-проектов в научно-технической сфере (стартапов). Средства на развитие венчурных фондов выделяются из федерального и регионального бюджетов, остальные деньги - вложения частных инвесторов. Зачастую финансирование в венчурных фондах осуществляется при передаче доли уставного капитала вашей компании, но могут быть и другие условия предоставления данного вида государственной поддержки.

Помощь предпринимателям от многофункциональных центров. Данный вид бесплатной государственной поддержки бизнеса стартует в России со следующего года. В МФЦ можно будет получить консультацию о субсидиях для предпринимательства, подготовить всю необходимую документацию, решить с компетентными специалистами юридические, финансовые другие вопросы.

Возможности бизнес-инкубаторов для бизнеса. Также поддержкой бизнеса, в особенности инновационных проектов, занимаются и так называемые «Бизнес-инкубаторы». Предприниматели, в особенности «стартаперы», могут получить здесь материальную помощь, найти помещения для работы (на льготных условиях), консультации по различным сферам деятельности и многие другие виды услуг.

Бизнес-школы в помощь малому бизнесу. Не менее мощную поддержку новым малым предприятиям оказывают «Бизнес-школы», большинство среди которых именно государственные и бесплатные (например, на базах Центров занятости населения). Здесь желающих открыть собственное дело учат основам ведения бизнеса, секретам маркетинга и продвижения. Обучение проходит в виде лекций, семинаров, по итогам слушатели защищают свои безнес-планы перед экспертами. Как правило, лучшим проектам в дальнейшем оказывается государственная финансовая поддержка или в них вкладываются инвестиции.

Субсидии -- популярный вид господдержки. Самым популярным среди начинающих предпринимателей видом господдержки малого и среднего бизнеса в нашей стране является получение субсидий. Департамент инвестиций и предпринимательства области, в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 11.03.2012 № 182 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части лизинговых платежей, в том числе первоначального взноса» (в редакции постановления Правительства Ростовской области от 22.05.2015 № 350) осуществляет прием документов на приобретение основных средств для предпринимательской деятельности, за исключением легковых автомобилей, воздушных судов, зданий, сооружений и строений, а также за исключением оборудования, предназначенного для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, и относящегося ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее - постановление).

Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), заключившим договоры финансовой аренды (лизинга) и выступающим по ним в качестве лизингополучателей (далее - лизингополучатель).

Субсидии предоставляются на возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) на приобретение основных средств (далее - субсидия по лизинговым платежам) и (или) на возмещение части затрат на оплату первоначального взноса по договору финансовой аренды (лизинга) на приобретение основных средств (далее - субсидия по первоначальному взносу), в т.ч.:

  • - универсальные мобильные платформы: мобильная служба быта; мобильный шиномонтаж; мобильный пункт быстрого питания; мобильный пункт производства готовых к употреблению продуктов питания (хлебобулочные и кондитерские изделия, блины, гриль, пончики и пр.); мобильный ремонт обуви; мобильный центр первичной обработки и фасовки сельскохозяйственной продукции; мобильный пункт заготовки молочной продукции; мобильный центр реализации продукции сельхозтоваропроизводителей; мобильный пункт реализации сувенирной продукции; мобильное предприятие мелкорозничной торговли;
  • - нестационарные объекты для ведения предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства (временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения).

Предметом лизинга по договорам финансовой аренды (лизинга) не может быть физически изношенное или морально устаревшее основное средство, то есть срок эксплуатации которого на дату заключения договора финансовой аренды (лизинга) превышает срок, установленный для соответствующей амортизационной группы Классификации основных средств, утвержденной постановлением.».

Субсидии по лизинговым платежам предоставляются: на возмещение затрат СМСП по лизинговым платежам без учета части лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя и НДС в период с момента подписания акта приема-передачи имущества, полученного по договору финансовой аренды (лизинга), и уплаты первоначального взноса, но не ранее 1 января года, в котором подана заявка на субсидирование, до даты его фактического погашения включительно, но не более 36 месяцев. При этом заявка на субсидирование подается на один финансовый год;

  • - ежемесячно в размере 3/4ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты лизингового платежа, умноженной на остаточный платеж по договору финансовой аренды (лизинга) без учета части на покрытие дохода лизингодателя, и количество дней между двумя последними лизинговыми платежами, деленной на количество дней в году;
  • - на возмещение затрат СМСП по договорам финансовой аренды (лизинга) или их части, не превышающей 20 миллионов рублей на 1 лизингополучателя, без учета НДС, в месяце, в котором перечисляется субсидия.

Субсидии по первоначальному взносу предоставляются лизингополучателям единовременно в размере 2/3 от произведенных ими затрат на оплату первоначального взноса по договору финансовой аренды (лизинга) без учета НДС, но не более 1 000000 рублей на 1 СМСП;

По затратам лизингополучателей, произведенным не ранее 1 января года, в котором подана заявка на субсидирование.

Если договор финансовой аренды (лизинга) заключен в иностранной валюте, то сумма затрат, подлежащих субсидированию, рассчитывается в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату подписания акта приема-передачи имущества, полученного лизингополучателем по договору финансовой аренды (лизинга), без учета НДС.

Субсидии не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:

  • - являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами,
  • - негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  • - являющимся участниками соглашений о разделе продукции;
  • - осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • - являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  • - осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • - не соответствующим критериям отбора получателей субсидий, определенным настоящим Положением;
  • - не представившим документы, определенные настоящим Положением;
  • - в отношении которых ранее было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
  • - если с момента признания их допустившими нарушение порядка и условий оказания поддержки прошло менее чем три года.

Критериями отбора получателей субсидий являются:

  • - рост средней заработной платы по сравнению с годом, предшествующим получению субсидии (при наличии);
  • - расчетная сумма налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области за соответствующий год выше суммы субсидии.

Реализация полномочий муниципальных образований по развитию малого и среднего предпринимательства в Ростовской области осуществляется в рамках реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Данные программы разработаны и приняты во всех городских округах и муниципальных районах Ростовской области.

Начиная с 2014 года осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса посредством со финансирования мероприятий муниципальных программ из областного и федерального бюджета.

Главное условие со финансирования - расходование муниципальным образованием собственных средств на мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства.

В 2010 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ было предусмотрено 78,5 млн. руб., фактическое освоение составило 97,1%. Из средств Фонда со финансирования предоставлено 209,1 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 174,5 млн. руб. Фактическое освоение составило 93,4%.

В 2011 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 96,6 млн. руб., фактическое освоение составило 99,2 %. Из средств Фонда со финансирования предоставлено 210,6 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 140,0 млн. руб. Фактическое освоение составило 98 %.

В 2012 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 101,0 млн. руб., фактическое освоение составило 99,01%. Из средств Фонда со финансирования предоставлено 158,9 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 120,0 млн. руб. Фактическое освоение составило 99,6%.

В 2013 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 38,4 млн. руб., фактическое освоение составило 98,7 %. Объем предоставленной субсидии составил 249, 9 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 190,9 млн. руб. Фактическое освоение составило 98,5%.

В 2014 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 84,4 млн. руб., фактическое освоение составило 99,3 %. Объем предоставленной субсидии составил 234,6 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 186,7 млн. руб. Фактическое освоение составило 88,5%.

Не освоение в полном объеме средств субсидии обусловлено ухудшением экономической ситуации, повлиявшим на рост процентных ставок по кредитам и удорожание лизинговых продуктов.

На мероприятие «Субсидии на реализацию муниципальных программ, в сферу реализации которых входит развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» на 2015 год в бюджете Ростовской области предусмотрено 22,4 млн. рублей, в том числе подлежащих со финансированию - 6 млн. рублей. Учитывая приоритеты в оказании государственной поддержки, определенные Минэкономразвития России, средства областного (подлежащие со финансированию) и федерального бюджетов будут распределены на 2 мероприятия:

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг).

21.09.2015 заключены соглашения о предоставлении субсидии муниципальным образованиям Ростовской области на реализацию муниципальных программ, в сферу реализации которых входит развитие субъектов малого и среднего предпринимательства с 52 муниципальными образованиями Ростовской области на общую сумму 136,4 млн рублей, в том числе 114,0 млн рублей за счет средств федерального бюджета. Распределение субсидий муниципальным образованиям осуществляется на конкурсной основе.

Еще одним из важнейших аспектов является защита предпринимательства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. На примере анализировалась работа администрации Железнодорожного района города. На сегодняшний день здесь насчитывается более 7.5 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства что составляет 10 процентов от общегородского показателя.

Как рассказывал депутатам исполняющий обязанности главы администрации Железнодорожного района города Д.В. Симков, отраслевая структура предприятий малого предпринимательства сложилась следующим образом: в сфере торговли занято 45 процентов малых предприятий, в сфере операций с недвижимым имуществом 16 процентов, в строительстве и в обрабатывающих производствах 12 процентов, на транспорте и связи 9 процентов, Подавляющее большинство индивидуальных предприятий малого бизнеса, заняты на потребительском рынке.

В рамках городской подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростове» реализуется ряд мероприятий, направленных на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Одним из механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства являются государственные закупки. При осуществлении закупок для муниципальных нужд заказчики осуществляют закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок. В прошлом году 17 процентов общего объема закупок было приобретено именно у малого бизнеса. субсидия венчурный предприниматель

Важным элементом поддержки является оказание субъектам малого бизнеса на ранней стадии их деятельности консультационных и организационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты. Для решение этих задач по инициативе администрации на базе действующего совета директоров в районе создан совет по малому предпринимательству, в который входят руководители предприятий малого бизнеса, руководители крупных предприятий, представители налоговых, правоохранительных органов, банковских учреждений, депутатского корпуса, администрации района.

В целях стимулирования экономической активности и оказания поддержки предпринимателям для информирования граждан, предприятий и предпринимателей о формах государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса в районе создано несколько информационных площадок.

С введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы.

Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

В чем их суть и как воспользоваться государственной помощью фермеру?

Цели данных программ

Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

Сюда можно отнести:

Законодательная база

Основным регулятором агропромышленной отрасли является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства.

Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

Приоритетные направления деятельности

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям :

Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

  • расширить сырьевой рынок;
  • увеличить зарплаты в отрасли;
  • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
  • освоить заброшенные земли.

К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

Виды, условия и порядок участия в программах

Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

Расскажем об общих видах действующих субсидий :

  • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение с\х угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
  • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
  • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
  • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
  • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.

Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

Условия предоставления :

  1. Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников с\х сферы с высшим образованием.
  2. Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
  3. Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
  4. На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
  5. Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
  6. Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.

При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

Подготовка документов

В общих случаях это:

В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

Программа «Начинающий фермер»

Начинать всегда сложно, поэтому в 2019 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

Размер и условия участия

Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

Как оформить

Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона , собрать документы и защитить свой .

Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

«Семейная животноводческая ферма»

Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

Форма субсидии – грантовое финансирование.

Размер перечисления и условия предоставления

Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

Требования к претендентам:

  • численность работников – не менее трех человек;
  • перед подачей заявки ферма должна отработать год;
  • семья не получала ранее , создание и развитие крестьянских хозяйств.

Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

Старая помощь по-новому принципу

В 2019 году на развитие агропромышленной отрасли правительство выделяет 300 млрд рублей.

Распределяться деньги будут по иной схеме.

Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2019 году в субъект переводится полная сумма на развитие с\х. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

Схема получила название «единой региональной субсидии» .

Предоставление кредитов

С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

В этой связи меняется адресат процентного субсидирования : теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз . Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

Требования к заемщикам вполне лояльны:

  • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
  • стабильность в развитии хозяйства;
  • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

Существующие проблемы

Настораживает фактически полная передача распределения субсидирования в регионы. Ничего хорошего аграрному предпринимательству и производству в целом это не принесет.

Но главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства.

О государственной поддержке аграриям Карачаево-Черкесской республики рассказано в следующем видеосюжете: