Сценарный план тематического вечера ко дню матери. Сценарий тематического вечера ко Дню матери — казачки «Свет глаз твоих всегда нас согревает

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 Невского района Санкт-Петербурга
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С БУМАГОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составитель: Воспитатель 1-ой квалификационной категории Т.Г. Шилкина Технологии: «Айрис-Фолдинг», «Торцевание»

Цель: активизация творческой деятельности педагогов.
Задачи:
· Освоение современных нетрадиционных технологий.
· Обучение техник «Айрис-Фолдинг», «Торцевание».
· Повышение мотивации к овладению нетрадиционными технологиями и широкому применению их в работу с воспитанниками ДОУ.
Ожидаемые результаты:
· Практическое освоение нетрадиционных методов и приемов, направленных на развитие мелкой моторики.
· Приобщение педагогов к творчеству, раскрытие личного потенциала и роста мастерства.
· Повышение уровня профессиональной компетентности.
Зрительный ряд: образцы работ детей дошкольного возраста в этих техниках.
Ход мастер-класса.
Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас на мастер-класс, где познакомлю с
технологиями работы с бумагой «Айрис-Фолдинг» и «Торцевание».
Работа в каждой из этих техник очень интересна. Они развивают моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, а также обязательность, аккуратность и командный дух.
Хочу предложить Вам, уважаемые коллеги, посмотреть и, если кто-то захочет, принять участие в изготовлении открытки с использованием этих техник.
ТОРЦЕВАНИЕ
Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квилинга (бумаговерчения).
С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом можно украшать практически любые предметы.
Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется: во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание; во-вторых, очень легким способом исполнения.
(Показ работ детей).
Принцип торцевания.
Основа этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов, выполненных из бумаги.
Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или « торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создаются задуманные изделия. Каждая такая «торцовка» - один мазок кисти в создании картины, одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.
Инструментарий.
Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов:
- гофрированная бумага или обычные бумажные салфетки;
- ножницы;
- клей ПВА;
- картон;
- длинная тонка палочка с тупым концом (или карандаш, стержень, корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды).
Техника как таковая.
· Нарезаем квадраты (1*1см) из гофрированной бумаги.
· Делаем заготовку для объемного изделия или рисуем узор на плоской поверхности.
· Тупой конец стержня (торец) ставим на бумажный квадратик.
· Сминаем бумагу и прокатываем стержень между пальцами.
· Приклеиваем трубочку-торцовку к заготовке.
· Вынимаем стержень.
«АЙРИС-ФОЛДИНГ»
Айрис-Фолдинг (Irisfolding) в переводе с английского – сворачивание радужной
оболочки, радужное складывание.
Техника «Айрис-Фолдинг» появилась в Голландии.
«Радужное складывание» только кажется сложным. На самом деле эта техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скапбукинга) интересными декоративными элементами.
Рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали.
Рисунки в этой технике делаются с помощью айрис-шаблонов. В «Айрис-Фолдинге» можно использовать не только специальную (для этой техники) бумагу, но и обычную цветную, бархатную, упаковочную (для подарков), цветную фольгу – любую, какую подскажет собственная фантазия.
Иными словами «Айрис-Фолдинг» - заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками.
Инструментарий.
- цветная бумага;
- ножницы;

Линейка;

Карандаш;

Схема-шаблон;

Канцелярский нож;

Копировальная бумага.

Техника выполнения.

· Возьмем айрис-шаблон.

· Нарисуем на картоне силуэт и аккуратно вырежем его, используя канцелярский нож или ножницы.

· Наложим картон на шаблон лицевой стороной. Закрепим шаблон (например, скрепками).

· Нарежем полоски бумаги нужных цветов. Для нашего шага ширина полоски получается ________ см. Сколько нужно полос сразу рассчитать сложно, поэтому лучше резать их в процессе выполнения работы.

· Возьмем самую длинную полоску. Линия сгиба должна расположиться вдоль первой линии айрис-шаблона. Приклеем полоску немного смазав картон по краям прорези.

· И так по кругу.

Клеем мажем не полоску, а место приклеивания!

Клея используем немного, только чтобы «схватилась» полоска.

Когда в конце работы останется маленький пустой треугольник, заклеем его кусочком бумаги одного из цветов.

· Теперь можно перевернуть работу и полюбоваться результатом!

бумага и картон деформируются. Но детям легче работать с клеем.

Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в разных областях жизни нашей страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной лич-ности. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической деятельности на современном этапе. Решение этой задачи, по мнению выдающихся педагогов прошлого и настоящего времени, способствуют разностороннему развитию личности ребенка. С одной стороны творческая личность – это достояние любого общества. С другой стороны: рисуя, делая поделку из бумаги, природного материала или лепя фигурки из пластилина ребенок создает нечто новое, сделанное своими руками - все это повышает его человеческую значимость. Педагог- психолог Злотников В.Г. в своем исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов».

Для того чтобы творить и создавать что-то новое, самореализоваться в творческой деятельности, нужно знакомить детей с нетрадиционными техниками работы, с разными материалами. Все это способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, развивают мелкую моторику (необходимое условие для дальнейшей учебной деятельности и развития речи), cенсорное восприятие, волевые качества, трудовые умения и навыки, творческие способности и эстетический вкус. А также работая в нетрадицион- ной технике мы учимся мыслить нестандартно, формируем новый взгляд на вещи.

Почему работа с бумагой явилась для детей моей группы приоритетным направлением?

Знакомство с новыми разработками по работе с бумагой натолкнули меня на мысль познакомить детей, а затем и родителей с интересными нетрадиционными приемами – это оригами, бумагопластика, объёмная аппликация, поделки из мятой бумаги, коллажи. Во-первых - это самый распространённый, доступный и дешёвый материал.

Во-вторых - это самый интересный для работы с дошкольниками материал, ведь путем несложных манипуляций из простого листа бумаги получается шедевр.

В-третьих - работа с бумагой дает возможность развивать мелкую мускулатуру рук, развивает воображение, дает возможность использовать продукты детского труда в других видах деятельности, например в театрализации.

Свою работу я начала со знакомства детей с различными видами бумаги, ее свойствами и тут же из неё делала нехитрые поделки: мышки, цветочки и др. Дети, наблюдая за таким преображением, приходили в восторг. На второй день из дома дети принесли различные виды бумаги от ксероксной до туалетной. И каждую свободную минуту просили меня помочь им изготовить какую-нибудь поделку. Затем к изготовлению поделок из бумаги подключились родители. Первый наш проект «зимняя сказка» поразил всех кто заходил в группу. Это была великолепная снежная феерия из бумаги и блесток. Все новогодние украшения были созданы руками детей и родителей.

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку бумага легко поддаётся обработке. Я предлагала детям различные виды бумаги, рассказывала о её свойствах, познакомила с историей возникновения бумаги, с современным промышленным производством бумаги. А так как различные виды бумаги имеют различные свойства, значит, их можно по-разному использовать. С помощью родителей мы создали коллекцию различных видов бумаги с фотографиями поделок. Назвали коллекцию «Чудесные превращения».

Интересно также экспериментировать с бумагой. Например, найти в детском саду, предметы при изготовлении которых использовалась бумага (книги, тетради, плакаты, салфетки, туалетная бумага, подарочные упаковки, настольные игры, фотографии, гирлянды, открытки, календари, обои, журналы, газеты). Предлагала детям следующую ситуацию: «представьте, закрылись бумажные производства во всем мире. Сможем ли мы бумагу чем-либо заменить? Ответы детей были разные: кто-то бумагу заменил бы пластиком, кто тканью, кто-то кожей, но все пришли к выводу, что без бумаги жить не- возможно.

Одна из нетрадиционных технологий по работе с бумагой – это технология изготовления поделок из мятой бумаги. Её можно использовать, начиная с младшего дошкольного возраста.

Формы организации работы с мятой бумагой могут быть различными:

Совместная деятельность воспитателя с детьми по ручному труду;

Часть совместной деятельности воспитателя с детьми по ознакомлению с окружающим миром, природой, развитию речи;

В свободной деятельности;

Индивидуальные задания по развитию мелкой моторики, определённых умений и навыков;

Творческие проекты.

Для поделок из мятой бумаги используется офисная бумага (белая и цветная), для оригами, упаковочная и кофра. Обычная бумага для поделок не подойдёт, т.к. будет неэстетично выглядеть в мятом виде. Для работы выбираем бумагу не слишком плотную и не очень тонкую. В младшей группе у детей плохо развита мелкая моторика, поэтому использовали более мягкий материал, в основном цветные бумажные салфетки. Они привлекают малыша разнообразием цветов и оттенков. Детям нравится отрывать небольшие кусочки от салфетки, сминать их в шарики. А потом прикладывать их на готовый трафарет (чем ребёнок младше, тем больше трафарет), заполняя всё пространство внутри контура. Так можно сделать различных животных и птиц. Мятая структура бумаги передает объём и мягкость перьев, пуха, шерсти. Мелкие детали можно дорисовать фломастером или цветными карандашами. Такие задания широко используют в коррекционных группах для развития мелкой моторики. Из мятых салфеток можно сделать панно или композицию на стене, украшая интерьер группы продуктом совместной деятельности взрослого и ребенка. Можно также привлечь к этой работе родителей. Для детей младшего возраста сначала можно использовать даже туалетную бумагу (2 – 3 слоя). Она мягкая, легко рвётся, значит, доступна для самых маленьких пальчиков. Из неё легко катать шарики, колбаски, трубочки. Перфорации позволяют отрывать одинаковые по величине прямоугольники без использования ножниц.

Для объёмных поделок нам понравилось использовать офисную бумагу ярких цветов и белую. Используем также обычную мятую бумагу для использования дополнительных деталей в аппликации (водоросли, трава). А также для оформления поделок используем гофрированную бумагу, цветную плёнку и другую фактурную бумагу.

Для правильной подготовки бумаги к работе нужна инструкция (словесная или показ). Ведь без правильной подготовки бумаги к работе не получиться желаемого результата. И вот начинаем работу: сначала сминаем двумя руками лист в комок и аккуратно разглаживаем ладонями на столе, так нужно повторить несколько раз пока лист не станет податливым и мягким, только затем приступаем к изготовлению поделки.

Наши первые работы были очень простыми: бусы, яблочки, гирлянды, затем цыплёнок из одного шарика. Интересной была первая коллективная работа. Все выполняли одни и те же детали, которые потом были соединены вместе. Дети были удивлены результатом совместной работы, когда увидели длинную змею. Голова змеи была выполнена мною, туловище змеи состояло из шариков. Для украшения использовали цветную плёнку. Дети поняли смысл коллективного творчества. Поскольку даже у детей старшей группы недостаточно развита моторика, то смять лист формата А-4 и подготовить его к работе некоторым было трудно. Поэтому с такими детьми проводила дополнительно пальчиковую гимнастику. Если работа коллективная нужно обращать внимание на конечный результат, оценив вклад каждого.

Следующая наша работа - корзина с грибами. Дети делали на выбор белые грибы и подосиновики. Ножки мы сделали из белой бумаги для принтера. Шляпки из красной бумаги и т. к. не было коричневой, то шляпки белых мы подкрасили коричневой гуашью, слегка разведя её водой. Чтобы ножки не раскручивались, подмазали край бумаги клеем. Детали соединили. Работали очень эмоционально. Для грибов заранее приготовили корзинку, положили на дно мятую бумагу зелёного цвета для имитации травы. Для детей и взрослых результат был интересен и необычен. Эту поделку мы теперь используем как муляж по теме: «Грибы», а также для украшения интерьера и как счётный материал. А также мы делали и другие поделки. Это были фрукты - груши и яблоки, которые аппетитно лежали на тарелке. Этими работами дети украсили интерьеры своих кухонь дома. А самая любимая наша поделка – замечательные мышки. Симпатичные домашние зверьки с розовыми ушками и хвостиком. Хотя все видели один и тот же образец, мышки получились у всех разные, каждая со своим характером. Мелкие детали дорисовывали фломастерами или наклеивали из конфетти, кому какой вариант больше нравился. Ещё одна поделка – симпатичные поросята. Работа строилась по аналогии с предыдущей, поэтому сделали мы её гораздо быстрее. Все наши поделки были выставлены для обозрения многочисленных гостей, посетивших наш садик. А также на мастер классе, по изготовлению поделок по этой технологии, где мы охотно поделились результатами своего опыта. А ещё была сделана и показана презентация для родителей,где они могли увидеть наши достижения и образцы будущих работ. Это внесло положительную ноту в общении с родителями и они унесли с собой много положительных эмоций.

Интерес к работе подкрепляется ещё и тем, что дети знают для чего и зачем они изготовляют поделку – у них есть цель. Продукт своей деятельности используем в жизни, что сделали то и будем использовать. В совместной деятельности широко применяем игровые приёмы, загадки, обязательно обыгрываем поделку в конце занятия.

Теперь, когда дети сами могут реализовать задуманное и получить хороший результат своего труда, их фантазия становиться неукротимой. Они постоянно стараются внести что- то новое, интересное в свои работы. Все дети без исключения удивительные фантазеры, наша задача подтолкнуть их и тут же у ребенка заиграет фантазия. В работе над созданием поделки у некоторых детей возникают трудности, я стараюсь так строить организацию детской деятельности, чтобы вызывать у детей только позитивный настрой, стремление стараться выполнить задуманное до конца. Я где - то слышала, что воспитать творческих детей может только творческая личность. Поэтому я стараюсь организовать деятельность детей таким образом, чтобы весь процесс от подготовительной работы до анализа детских работ носил положительный эмоциональный настрой, с этой целью в работе воспитателя должны преобладать игровые приемы и позитивное отношение к продуктам деятельности детей. Работы наших детей часто украшают выставки, используем поделки в качестве подарков: на день рождения, педагогам на день учителя, восьмое марта и конечно подарки родным и близким, подарки малышам и на память выпускникам детского сада. Поделки, сделанные руками детей используются при украшении группы к праздникам, как пособия по некоторым лексическим темам, как атрибут в сюжетно- ролевых играх. Если такую поделку случайно помять при транспортировке, то качество её ничуть не ухудшится.

Используя в работе по ручному труду опыт моих коллег, я, внедрила его в работу и получила потрясающий результат.

Результат, который радует не только меня, но и родителей, а самое главное приносит радость детям.

Основным компонентом художественно - творческой деятельности, а также условием роста соответствующих способностей у ребенка является интерес, который нужно постоянно развивать. Постепенно развивая и совершенствуя способности ребенка, взрослый формирует такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата. Воображение ребенка тесно связано с мышлением, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира.


«Нетрадиционные техники работы с бумагой "

Таинственный мир превращенья бумаги,

Здесь все чародеи, волшебники, маги,

Творят они сказки своими руками,

И мир тот волшебный зовут Оригами.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, киригами, норигами, квиллинг, создание различных объемов с использованием техники бумаго-пластики, бумагокручения, торцевание на пластилине.

Так, бумагокручение основана на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. В процессе занятий бумагокручением можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную для принтера, а также разноцветные салфетки Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:

v Развивает способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

v Развивает пространственное воображение, учит читать чертежи.

v Знакомит детей с основными геометрическими понятиями.

v Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания.

v Развивает творческие способности.

v Расширяет игровые и коммуникативные способности, их кругозор и воспитывает уважение к японской культурной традиции.

Но самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Оригами: Возраст: от 4 лет

Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.

Бумагокручение (квиллинг) Возраст: от 5 лет.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для а свивается в плотную спираль, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот процесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.

Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила

Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для а. Так Вы сможете подушечками пальцев почуствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скоректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию. Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Норигами Возраст: от 6 лет - это уникальная авторская техника форматного бумажного конструирования, которая даёт возможность сделать из бумаги, что угодно. Задумывайте - и будет сделано. Хотите - сами учитесь придумывать поделки, хотите - учитесь их делать вслед за мастером. Никакой другой технике бумажного конструирования не сделать так быстро, просто и узнаваемо хоть Карлсона, хоть Китайского дракона, танк или подводную лодку, зебру или слона, жирафа, лошадь, кошку, принцессу, замок...

Норигами - родственник оригами: тоже без выкроек, тоже по схемам, тоже из стандартных листов простыми складываниями. Но отличие - в резании и клеении. Потому что нори - это по-японски "клей" - и складываем, и режем, и клеим.

Дети очень любят работать с бумагой - она доступна как материал и проста в обращении. Работая с бумагой ребенок овладевает различными приемами и способами -сгибание листа, склеивание, надрезание. Простые манипуляции, доступные каждому, а результат- уникальная творческая поделка, которую дети забирают с собой.Такая необычная игрушка, сделанная своими руками станет прекрасным украшением для дома. Мальчишки с удовольствием конструируют из бумаги свои любимые машины, танки и самолеты и даже динозавров. Девочки -принцесс, забавных зверушек. Возраст детей от 5-ти лет до бесконечности.

Киригами Возраст: от 6 лет - это искусство складывания фигурок из бумаги. В известном смысле киригами - это разновидность техники оригами, но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.

Само название техники говорит об этом: оно происходит от двух японских слов: киру - резать и ками - бумага.

Основой поделок в технике киригами является лист бумаги. Как правило, создание поделки начинается со складывания листа бумаги вдвое и вырезания различных фигур. Фигуры могут вырезаться как симметрично: так и асимметрично: В технике киригами делают красивые объемные открытки-раскладушки (по-английски их называют pop-up), а также целые архитектурные сооружения из бумаги.

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги: Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цветной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги.

Объемная аппликация из бумажных салфеток, раскрашенных гуашью

Возраст: от 4 лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем, композиция.

Оборудование: белые салфетки, спонжи, плотная цветная бумага, клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения: ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги. Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками незаполнится пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.


Марина Петрова

Цель : расширять значение нетрадиционных приемов работы с бумагой в воспитании чувства красоты, а также, воображения, творческого мышления , творческой активности детей дошкольного возраста, обогащать творческий опыт педагогов .

Задачи : Познакомить педагогов с нетрадиционными видами работы с бумагой , показать приемы и этапы выполнения поделок способом «гармошка» , закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Материал и оборудование : «Книга открыток» (изготовленных нетрадиционными техниками , кисточки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, салфетки, подставки для кисточек.

Литература :

1. Аппликация и бумагопластика . - М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.

2. Евсеев Г. А Бумажный мир . - М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

3. Черныш И. Удивительная бумага . - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил.

4. Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги-М .:2008

5. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги -С-П .:Детство-

ПРЕСС 2009г.

6. Петрова И. М. Объёмная аппликация - С-П.: Детство-пресс 2002г.

Ход семинара-практикума : - Добрый день, уважаемые коллеги!

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Чего-то знаете вы

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества , креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности , отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой . Одно из величайших открытий – изобретение бумаги – произошло в Китае . Бумага один из простых , доступных материалов. Дети легко работают с бумагой , поскольку она легко поддается обработке . Если ребенку предложить разные сорта бумаги , он получит представление о том, что бумага бывает мягкой , жесткой, различной толщины и плотности, - значит с ней можно по – разному работать . Работа с бумагой требует сосредоточенности , внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами. В процессе работы развивается мелкая моторика рук ребенка. Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой :

Повышают сенсорную чувствительность, т. е. формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема;

- развивают воображение , пространственное мышление;

- развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук :

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

О видах рукодельных техник с использованием бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнём, и жжём, и рвём, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А всё это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать, и в дело применить,вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты . Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы .

Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания и творчества . Работа нетрадиционными техниками работы с бумагой заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка . Эти занятия способствуют развитию у него творчества , пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям нетрадиционными техниками работы с бумагой , что является основой положительного отношения к труду.

В ходе реализации опыта работы «Использование нетрадиционных форм работы с бумагой (обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумагопластики , бумагокручения , торцевание)

для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» стали базой для разработки программы кружка «Бумажная мастерская » (дополнительное образование (старший возраст, «Волшебные пальчики» (ранний возраст,основой проекта «Поздравительная открытка» ,результатом деятельности над которым явилась презентация «Книги открыток» ,в которой представлены открытки к тематическим и календарным праздникам, описанием содержания и значения праздников. Варианты открыток разнообразны, изготовлены в нетрадиционной технике (представление книги)

Вашему вниманию мне бы хотелось представить несколько вариантов открыток, изготовленых в нетрадиционной технике .

1. Айрис фолдинг («Радужное складывание» ) – техника складывания бумаги . Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.

3. Гофротрубочки – так называется техника выполнения изделий , в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги . Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку , карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

4. Квиллинг (от англ. quilling – от слова quil «птичье перо» ) - искусство бумагокручения . Возникло в средневековой Европе , где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

5 «Сложенная бумага » - древнее искусство складывания фигурок из бумаги . Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была- papier-mch «жеваная бумага » ) – легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги , картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.

В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.

6 Торцевание - вид бумажного творчества , заключающийся в создании аппликативной мозаики, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги .

Мне бы хотелось предложить вам еще один нетрадиционный способ работы с бумагой ,который можно использовать в непосредственно образовательной деятельности с детьми-«гармошка» .Я предлагаю познакомиться с этой техникой в практической деятельности и изготовить цветок- гвоздику.

Нам понадобится :

Цветная бумага ;

Ножницы;

Линейка;

Простой карандаш;

Клеящий карандаш;

Салфетки.

Прежде, чем мы приступим к работе , сделаем гимнастику для рук :

Наши руки умелые такие, (Поднять ладони вверх на уровне груди,пошевелить пальчиками.)

Наши руки – руки золотые. (Вытянуть руки вперед, поворачивать ладони вверх и вниз)

Они умеют вырезать, (Указательным и средним пальцем имитировать движение ножниц.)

Клей намазать, (Погладить одной ладонью другую.)

Шарф вязать, (Сцепить указательные пальцы.)

Могут домик смастерить, (Соединить пальцы в «щепотку» .)

Вот они какие, руки золотые. (Поднять руки вверх на уровень груди,пошевелить пальчиками)

Способ изготовления лепестков цветка.

Берём красную цветную бумагу и вырезаем три прямоугольника со сторонами 12 см.

Сгибаем прямоугольник по диагонали гармошкой.

Сгибаем пополам. Получилось шесть лепестков.

Приступаем к изготовлению листика. Вырезаем квадрат со сторонами 10 см.

Принцип работы тот же , что и при изготовлении лепестков.

Теперь приступаем к сборке и склеиванию лепестков.

Между двумя лепестками вкладываем стебелёк, намазанный клеем, и склеиваем.

Намазываем клеем лепестки у основания и склеиваем.

Нижнюю часть стебелька смазываем клеем и вставляем между листиками.

Когда клей высохнет, нужно расправить лепестки.

Получились замечательные цветы.

Благодарность за работу

Вам я выражаю,

Исполнения лучшего

Всем я вам желаю.

Сразу видно, что к работе

Вы относитесь с душой,

Потому и результат

Получается такой.

В завершении нашего семинара мне бы хотелось познакомить с набором литературы, в которой вы можете узнать, где можно использовать поделки из бумаги , как организовать деятельность детей с использованием поделок из бумаги (выставка литературы) .

Спасибо всем за внимание!





Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. А.А.Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

Эти вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое. Как обычно учат знаниям и умениям.

Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, аппликации, изонити.

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно - творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов - представлений и овладений способами изображения. Продуктом художественно - творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования (равно как и технике изонити, аппликации).

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги и изонити. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и изонити доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Работа с нетрадиционными техниками бумаги и изонити позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования иглой, клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Работа изонитью с интеграцией нетрадиционной техники из бумаги направлена на решение задач развития творческих способностей и познавательно- личностной сферы.

Изонить техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада, при подготовке их к обучению в школе.

Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображениями углов. Сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов.

Постепенно, когда навык выполнения углов, становится устойчивым, задания усложняются. Дети знакомятся с двумя смежными углами, тремя и четырьмя углами, имеющими одну общую вершину, осваивают выполнение этих углов в технике изонити. При этом расстояние между отверстиями на сторонах углов уменьшается до 0,5 см.

Дети должны хорошо усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонити, что количество отверстий на обеих сторонах углов должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался отсчет.

На первоначальном этапе необходимо постепенно подвести детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно для развития творческого мышления ребенка.

В процессе работы развивается :

  • Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • Сенсорное восприятие, глазомер;
  • Логическое воображение;
  • Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
  • Художественные способности и эстетический вкус.
  • Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
  • Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:

  • Конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами, скручиванию бумаги, придавать ей разнообразные формы и соединенных с помощью клея;
  • Изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки (вышивания) деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета (нитей), применение других материалов для интегрирования (крупу манки, песок, сахар и т.д.)

Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенных в несколько раз, а также нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приемы аппликации (обрыванием, объемная аппликация) – развитии чувства цвета, гармонии, пространственного и образного мышления.

Оригами японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей. Ведь давно известно, что образное мышление и разговорная деятельность ребенка связаны с двигательной деятельностью руки.

Бумагокручение основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.

Для бумагокручения можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.

В работая по данной теме мы ставили следующую цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой и нитью.

Исходя из цели, мы выдвинули следующие задачи:

  • изучить и проанализировать литературу по развитию творческих способностей старших дошкольников с использованием нетрадиционных приемов и методов;
  • выявить уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изонити, бумажной пластике;
  • разработать систему интегрированных занятий по обучению детей старшего возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов (составить эскизы, схемы, таблицы, конспекты занятий);
  • организовать и провести работы с техникой изонити и разнообразными методами и приемами обучения из бумаги для развития детского творчества.

Конкретные задачи заключались в выявлении у детей старшего дошкольного возраста уровня развития навыков в художественной деятельности, а именно умении использовать нетрадиционные приемы работы с бумагой.

Мы предложили детям различные сорта бумаги и дали задание: рассказать о них, их особенностях и что можно сделать из нее. С самого начала, детям предоставили самостоятельно выбрать бумагу, возможность посмотреть и потрогать каждый выставленный материал, подумать и выбрать, какую бумагу использовать в изготовлении поделки. Детям предлагали посмотреть несколько поделок выполненных с помощью нетрадиционных приемов (оригами, обрывание, бумагокручение, разные виды аппликации).

Во время наблюдения за работой ребенка отмечались следующие навыки и умения:

  1. навыки держания ножницы при вырезании;
  2. подбор нетрадиционных приемов и техники;
  3. подбор цветов.
  4. самостоятельность в выполнении поделки с помощью нетрадиционных приемов, умение их сочетать и комбинировать.

Наряду с полученными результатами выявили качественную характеристику уровней выполнения задания и выделили уровни:

  • низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
  • средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.
  • высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Проанализировав данные мы пришли к выводу: для развития художественного творчества художественных навыков детей старшего дошкольного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию кружковой работы по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с бумагой и изонити, как нового нетрадиционного приема.

В соответствии с задачами, указанными выше мы разработали систему интегрированных занятий по технологии изонити, осуществление которых в комплексе будет эффективным в развитии художественных навыков детей старшей группы детского сада.

Начиная работу по обучению созданию поделок, основное внимание обратили на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

При обучении различным способам преобразования бумаги наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать показ способов работы. Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти рук, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.

Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов пятого года жизни, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов изонити, его изделия делаются все более разнообразными.

Цикл образовательных задач направлен на знакомство с технологией изонити и обучение детей к данной технике, умение передавать особенности форм и строения предметов, использование сочетание цветовых оттенков, на формирование и закрепление технических умений и навыков.

Цикл развивающих задач направлен на развитие таких технических процессов, как восприятие, внимания, память, обзорное мышление и творческое воображения.

Цикл воспитательных задач направлен преимущественно на воспитания интереса к изонити, чувство коллективизма и эстетического вкуса. На воспитании самостоятельности и инициативы, а так же желание творить и радоваться от полученного результата.

Работа велась в кружке 2 раза в месяц, преимущественно во второй половине дня. Индивидуально и по подгруппам. Длительность занятия 30 минут. Спецификой занятия по изонити является то, что одной теме подчинены два взаимосвязанных занятий:

  1. по нетрадиционной технике изделия из бумаги;
  2. по технике изонити.

Перед тем как приступить к занятиям с изонитью, не забудьте подготовить рабочее место. Занимаясь с подгруппой (5-6 человек), постарайтесь, чтобы каждый ребенок сидел за отдельным столом. Столы надо расположить так, чтобы моги видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно друг с другом общаться.

На занятиях широко применялись игровые приемы, сюжетные моменты, загадки, этюды и.т.д. На другие дни проводились предварительные работы по предстоящим темам.

Таким образом, с помощью комплексного подхода и системы использования интегрированных занятий нетрадиционных приемов работы с бумагой и нитью мы проводили работу по развитию детского художественного творчества. В ходе работы мы отмечаем положительное влияние интегрированных занятий в кружке по изонити на развитие художественных навыков у детей.

Специальные методы и приемы, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по технологии изонити и нетрадиционных приемов работы с бумагой усваивается дошкольниками. Полученные знания, умения и навыки сумели применить в изонити и нетрадиционных приемах работы с бумагой. У детей под воздействием впечатлений от новых находок в приемах изонити с интегрированием нетрадиционными техниками с бумаги проявляются новые оригинальные способы преобразования, похождение соответствующих выразительно-художественных средств, для воплощения доступных и различных художественных поделок в изонити.

Таким образом, проведение интегрированных занятий в кружке по изонити и нетрадиционными приемами работы с бумагой положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и мотивации в достижении успеха.