Какие существуют системы управления запасами. Системы управления запасами



Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Разработка систем управления запасами……………………………....5

      Сущность и виды запасов…………………………………………...5

      Система управления запасами……………………………………...9

Глава 2. Практический раздел. Разработка схемы пополнения запасов

товара…………………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24

Введение

Цель курсовой работы рассмотрение разработки систем управления запасами.

    Виды запасов;

    Система управления запасов;

    Разработка схемы пополнения запасов товара.

В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика. Управление запасами в логистике - оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материал о проводящих систем. Практика показывает, что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала. Прохождение товара по различным техническим операциям производственного процесса занимает около 90% всех временных затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.

Курсовая работа состоит из теоретической и практической части.

Глава 1. Разработка систем управления запасами

1.1. Виды запасов

Прежде чем готовая продукция попадет конечному потребителю, она проходит производственный цикл, начиная от сырья (полуфабриката) и заканчивая готовой продукцией. Учитывая, что ситуация на рынке носит непредсказуемый характер это отражается на производственном процессе. Назвать точную цифру, сколько будет продано готовой продукции в следующем месяце, не берется ни один специалист.

Чтобы не остановилось производство из-за отсутствия запасов сырья, по причине увеличения резкого спроса или перебоев в снабжении, то на производстве создаются запасы. Если бы производственный процесс функционировал бы как единый конвейер, то потребности в запасах сводились к нулю. В реальной жизни этого не происходит.

Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами.

Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов можно разбить на несколько групп:

    отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;

    расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);

    оплата труда специального персонала;

    дополнительные налоги;

    постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.

В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:

    потери от простоя производства,

    потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса,

    потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;

    потеря потенциальных покупателей и др.

Кроме финансовых расходов, связанных с формированием запасов, предприниматель должен руководствоваться конъюнктурой рынка. Т. е. На рынке действуют побудительные мотивы.

Перечислим основные мотивы, которыми руководствуется предприниматель, создавая материальные запасы:

    возможность колебания спроса;

    сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;

    скидки за покупку крупной партии товаров;

    спекуляции на росте цен;

    снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;

    снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;

    возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;

    возможность немедленного обслуживания покупателей;

    сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;

    упрощение процесса управления производством.

По перечисленным выше причинам предприниматели, как в торговле, так и в промышленности, отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль.

По тем же самым причинам вместо запасов можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Например, если срок оформления или доставки заказа для торговой точки сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.

По назначению запасы делятся на два основных вида: производственные и товарные, которые в свою очередь делятся на три подвида: текущие, страховые, сезонные.

Управление запасами на каждом из этих участков имеет свою специфику.

Рассмотрим каждый из этих видов запасов.

Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов - обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса.

Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию предназначенную для конечного потребителя, а также запасы находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Товарные запасы, в свою очередь, подразделяются на запасы товарные средства производства и товарные предметы потребления.

Как уже отмечалось, производственные и товарные запасы делятся на:

Текущие запасы - главная часть всех запасов. Обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

Страховые запасы - обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств.

Страховой запас, является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. Однако за пользование комфортом положено платить.

При нормальном ходе производственного или торгового процесса объем страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.

Сезонные запасы - появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды:

    переходящие;

    подготовительные;

    неликвидные;

    запасы в пути и др.

К переходящим запасам относятся остатки материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента поставки очередной партии товара.

Подготовительные запасы - это часть текущих запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном или торговом процессе.

Неликвидные запасы - это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы.

Запасы в пути - запасы находящиеся на момент учета в процессе транспортировки.

В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. При больших временных интервалах между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет накапливаться большое количество переходных запасов. Например, при среднем уровне спроса на данный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара составит в среднем 400 изделий.

Для определения (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных запасов в данной системе материально-технического обеспечения в целом используется следующая формула:

J - общий объем технологических или переходных (находящихся в процессе транспортировки) товарно-материальных запасов;

S - средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени;

Т - среднее время транспортировки.

1.2. Система управления запасами.

Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:

    учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;

    определение размера гарантийного (страхового) запаса;

    расчет размера заказа;

    определение интервала времени между заказами.

Для решения проблем, связанных с запасами предназначены модели управления запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда. Есть множество разнообразных моделей, каждая из которых подходит к определенному случаю, рассмотрим четыре наиболее общих модели:

    Модель с фиксированным размером заказа

    Модель с фиксированным интервалом времени между заказами

    Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня

Страница 1 из 2

Важным аспектом деятельности логистической системы является поддержка размеров материальных запасов на таком уровне, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение всех подразделений необходимыми материальными ресурсами при условии соблюдения требований экономичности всего процесса перемещения материального потока. Решение этой задачи достигается системой управления запасами.

Система управления запасами – совокупность правил и показателей, которые определяют момент времени и объем закупки продукции для пополнения запасов.

К параметрам системы управления запасами относятся:

– точка заказа – минимальный (контрольный) уровень запасов продукции, при условии достижения которого необходимо их пополнение;

нормативный уровень запасов – расчетная величина запасов, которая достигается при очередной закупке;

– объем отдельной закупки;

– частота осуществления закупок – длительность интервала между двумя возможными закупками продукции, т.е. периодичность пополнения запасов продукции;

– пополняемое количество продукции, при котором достигается минимум расходов на хранения запаса согласно заданным расходам на пополнение и заданным альтернативным расходам инвестированного капитала.

В логистике применяются такие технологические системы управления запасами:

– система управления запасами с фиксированным размером заказа;

– система управления запасами с фиксированной периодичностью заказа;

– система с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня;

– система «максимум-минимум».

Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработано две основные системы управления запасами: система управления запасами с фиксированным размером заказа и система управления запасами с фиксированной периодичностью заказа. Другие системы управления запасами (система с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня и система «максимум-минимум»), собственного говоря, являются модификацией этих двух систем.

Система с фиксированным размером заказа. Эта система проста и является своего рода классической. В данной системе размер заказа на пополнение запаса является постоянной величиной. Заказ на поставку продукции осуществляется при условии уменьшения имеющегося на складах логистической системы запаса до установленного минимального критического уровня, который называют «точкой заказа».

В процессе формирования данной технологичной системы интервалы поставок могут быть различными в зависимости от интенсивности расходов (потребления) материальных ресурсов в логистической системе. В отечественной практике чаще всего возникает ситуация, когда размер заказа определяется согласно каким-нибудь частичным организационным решениям. Например, удобство транспортировки или возможность загрузки складских помещений.

Регулирующими параметрами данной системы выступают размер заказа и «точка заказа».

При условии достижения запасом нижней критической границы и организации очередного заказа на поставку необходимых материальных ресурсов уровень запасов на момент организации заказа должен быть достаточным для бесперебойной работы в период логистического цикла.

При этом страховой запас должен остаться неприкосновенным. В некоторых случаях используют плавающую точку заказа. Она не фиксируется заранее, а момент подачи заказа определяется с учетом выполнения поставщиком своих обязательств или с учетом колебаний спроса на произведенную продукцию и т.д.

Минимальный размер запаса в рассмотренной системе зависит от интенсивности расходов (потребления) материальных ресурсов в промежутке времени между подачей заказа и поступлением партии на склад в логистической системе. Условно допускается, что данный интервал времени в заготовительном периоде является постоянным.

Система с фиксированным размером заказа иногда еще называется «двухбункерной», поскольку в данном случае предусматривается, что запас храниться как будто бы в бункерах. Из первого бункера материальные ресурсы расходуются с момента поступления очередной партии до момента подачи заказа, а со второго бункера – в период между подачей заказа и его выполнением, т.е. до момента поставки.

Таким образом, данная система контроля предусматривает защиту предприятия от образования дефицита. На практике система управления запасами с фиксированным размером заказа используется преимущественного в таких случаях:

– большие потери вследствие отсутствия запаса;

– высокие расходы на хранение запасов;

– высокая стоимость заказываемого товара;

– высокая степень неопределенности спроса;

– наличие скидки с цены в зависимости от заказываемого количества;

– наложение поставщиком ограничения на минимальный размер партии поставки.

Существенным недостатком этой системы является то, что она предусматривает непрерывный учет остатков материальных ресурсов на складах логистической системы, с тем, чтобы не пропустить момент достижения «точки заказа». При наличии широкой номенклатуры материалов (или ассортимента – для торгового предприятия) необходимым условиям применения данной системы является использование технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.

Как известно, управление состоит из следующего набора функций: планирование, прогнозирование, учет, анализ, регулирование. В соответствии с этим, в современной системе управления запасами осуществляются:

Планирование ассортимента и других факторов системы. В систему управления запасами предлагается включить также и этот блок. С помощью него система способна отвечать не только, сколько и в какие моменты заказывать, но и отбирать ассортиментные позиции, исходя из их специфики.

Прогнозирование. Управленческие решения должны быть предложены на основании прогнозирования спроса. Так как мнения специалистов отдела маркетинга или менеджеров управления запасами недостаточно, количественная расчетная методика должна быть использована в системе управления запасами, например, методика экспоненциального сглаживания. Мнение, тем не менее, может играть роль в модификации прогнозов при нестандартных обстоятельствах;

Учет сделок. Каждая система контроля должна содержать бухгалтерскую информацию для целей управления. В любой учетной системе содержатся данные обо всех отгрузках и получении товаров. Точность учета товаров трудно переоценить. Многие системы не обеспечивают принятие правильных решений, потому что не имеется точных данных о запасах в пути и в наличии;

Регулирование. Система должна включать блок определения решений о времени и количествах заказываемых товаров. Многие системы составляют заказы автоматически на основании принятых решений;

Сообщения об отклонениях. Сообщения могут касаться ситуаций, когда прогноз не отразил реальный спрос по пунктам, когда сформированы слишком большие заказы по пунктам, дефициты имеют слишком большие значения, и т.д.;

Сообщения о показателях эффективности. Этот блок должен обеспечивать высшее руководство обобщающей информацией об эффективности управления товарными запасами. Слишком много значения придают на практике коэффициенту оборачиваемости как на единственный показатель, что приводит к неправильным управленческим решениям .

Содержание управления запасами в литературе раскрывается как ответ на вопросы что, в какой момент в каком количестве заказывать. Т.е. система управления запасами должна сама оптимально находить точку заказа и выдавать оптимальные количества для заказа по всему ассортименту, следовательно, должна обеспечивать полную автоматизацию работы. Ответы на эти вопросы подавляющее большинство отечественных «систем управления» не дают. Полностью автоматизировать управление запасами с их помощью невозможно и основные решения остаются проблемой пользователя. С развитием логистики в фирмах началась перестройка управления материальными запасами и их тесная координация с общим материальным потоком фирм. В соответствии с целями этой перестройки были созданы отделы материальных потоков, не зависящие от сектора складов производственного отдела предприятия. Среди экстренных задач перед вновь созданными отделами, следует выделить «сведение до нуля погрешностей в складировании» и «передачу данных о состоянии складских запасов в масштабе реального времени».

Учитывая потенциальное значение запасов, исследование логистической системы должно рассматривать проблему управления запасами, включая поиск ответов на такие вопросы, как:

Какой уровень запасов следует иметь на каждом предприятии для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя;

В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов в системе логистики;

Какие объема запасов должны быть созданы на каждой стадии логистического и производственного процесса;

Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия;

Каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и запасами;

Каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со специфическим уровнем обслуживания;

Как меняются затраты на содержание запасов в зависимости от изменения числа складов;

Как и где следует размещать страховые запасы.

Изменение объемов товарно-материальных запасов в значительной степени зависит от превалирующего на данный момент отношения к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка. Когда основная их масса настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объемы инвестиций в создании запасов. Тем не менее, колебания их уровней не вызываются одним лишь этим. Важным фактором является здесь качество принимаемых решений, а также то, какая технология управления запасами используется.

Эффективное управленческое планирование запасов (как материальных ресурсов, так и готовой продукции) возможно на промышленном предприятии лишь как составная и неотъемлемая часть комплексного процесса управленческого планирования (бюджетирования), охватывающего все основные сегменты хозяйственной деятельности и взаимосвязи между ними. Это обусловлено тем, что запасы сырья и материалов и товарные остатки предоставляют собой два звена (стадии) непрерывного процесса кругооборота оборотного капитала предприятия (так называемого финансового цикла предприятия) .

Основной целью создания запасов является образование определенного буфера между последовательными поставками сырья, материалов, комплектующих для снижения общей суммы ежегодных затрат на управление.

Целью управления материальными запасами в логистической системе является координация усилий, направленных на поддержание запасов на таком уровне, который обеспечивал бы повышение эффективности функционирования всей логистической системы в целом.

Оценка экономической эффективности управления материальными запасами в логистической системе является ключевым моментом в осуществлении управления материальными потоками. Определение этого показателя имеет большое значение как на стадии развития стратегии управления запасами, так и при оценке конечных результатов деятельности по управлению запасами. Основная цель - оценка экономической эффективности управления материальными запасами в логистической системе - может быть конкретизирована в следующих задачах:

Разработка методики количественной оценки показателя экономического эффекта, получаемого в результате реализации логистической концепции управления материальными запасами;

Количественная оценка показателя экономической эффективности управления материальными запасами.

Исследование процесса образования синергетического эффекта при логистическом подходе к управлению запасами и разработка механизма его распределения между участниками логистического соглашения. Методика количественной оценки экономической эффективности управления материальными запасами в логистической системе промышленного предприятия базируется на концептуальном подходе к определению экономической эффективности логистической системы в целом.

Реализация первой задачи при определении экономической эффективности управления материальными запасами в логистической системе состоит оценки экономического эффекта, получаемого в результате применения логистики.

Экономический эффект от логистического подхода к управлению запасами в логистической системе предприятия складывается. В-первых, за счет уменьшения величины капитала, инвестированного в материальные запасы в границах логистической системы и абсолютного высвобождения части денежных средств, альтернативное использование которых позволяет получить дополнительную прибыль от операций на финансовых рынках. Во-вторых, за счет ускорения оборачиваемости средств, инвестированных в материальные запасы, что приводит к росту выручки от реализации и, в случае рентабельной работы предприятия, к росту прибыли от реализации; в-третьих, за счет сокращения переменной части издержек на формирование и хранение запасов, зависящие от величины хранимых запасов .

Эффективность логистических систем можно рассматривать с точки зрения системотехники как систему массового обслуживания, характеризующуюся вероятностью успешного выполнения логистических операций.

Сегодня, благодаря ряду факторов (в том числе внедрению логистики) многие предприятия последовательно связаны друг с другом, производство и система запасов приобретают взаимозависимый характер. В такой ситуации управление производством означает организацию работы не только каждого звена в отдельности, но и всех вместе как единого целого. Многие формы стали исходить из метода комплексного регулирования, позволяющего гармонично соединить все звенья и соразмерить объемы производства и запасов. В целях снижения соразмерности объемов производства в запасах, наиболее широко применяется такой метод контроля, как обратная связь в системе производственных запасов.

Благодаря целенаправленному применению организационных, плановых и контрольных мероприятий можно, с одной стороны, воспрепятствовать созданию излишних запасов, а с другой стороны - устранить такой недостаток, как отсутствие готовности к поставкам.

Эффективное управленческое планирование запасов (как материальных ресурсов, так и готовой продукции) возможно на промышленном предприятии лишь как составная и неотъемлемая часть комплексного процесса управленческого планирования, охватывающего все основные сегменты хозяйственной деятельности и взаимосвязи между ними. Это обусловлено тем, что запасы сырья, материалов и товарные остатки представляют собой два звена (стадии) непрерывного процесса кругооборота оборотного капитала предприятия (так называемого финансового цикла предприятия).

В настоящее время запасы помогают скрывать различные недостатки в производственной деятельности фирм (проблемы качества, неспособность производить товар малыми партиями, правильно планировать закупки необходимой продукции, помехи в производстве и поставке сырья и т.д.).

Под управлением запасами понимается вид производственной деятельности, систематизирующий работу по образованию и расходованию запасов.

Управление запасами основано на теории запасов. Теория запасов - это раздел исследования операций. Менеджеры фирм должны рассчитывать объем запасов, который даст возможность поддерживать баланс между входным и выходным материальным потоком, обеспечения быстрого их продвижения.

Оптимальный баланс обеспечивает минимальный уровень запасов при непрерывном цикле производства.

Управление запасами - очень непростая задача. Спрос и предложение планируются и управляются, таким образом, осуществляется движение запасов. Если спрос и предложение соответствуют запланированной модели, значит, что запасы в точности соответствовали плану.

В условиях рынка часто возникают ситуации, когда спрос и предложения становятся неуправляемыми. Отклонение может быть по времени и по количеству. Запланированность движения запасов может возникать в случае производства товара большими партиями, несоответствия объема продаж, при поставке товаров раньше срока и т.д. На все выше сказанное оказывает влияние изменение внешней среды. Управление запасами призвано свести это влияние к минимуму путем повышения эффективности логистического процесса.

Таким образом, эффективность управления запасами тесно связано с эффективностью планирования спроса и предложения.

При разработке стратегии управления запасами учитывается товарная политика фирмы. Что же такое товар? Товар - это физический объект или услуга, а также символические частности и обязательства, которые могут удовлетворять нужды и потребности, принести выгоду покупателю. Поэтому товар рассматривается с точки зрения покупателя. Покупатель приобретает не только товар как физический объект, но и услуги, которые сопутствуют его продаже. Другими словами, покупатель покупает удовлетворение той или иной своей нужды или потребностей. Следовательно, можно сказать, что товары материальны, а услуги абстрактны. Хотя и первые, и вторые предназначены для удовлетворения потребностей покупателя и являются предметом изучения в логистике .

В логистике понятие «товар» включает в себя фактический товар (в вещественной форме), а «услуга» - это приемы продвижения товара, стимулирования сбыта, производственные процессы, связанные с улучшением качества продукции.

Все этапы доставки товаров сопровождаются обменной информации, она образует информационные потоки. Цель финансовых потоков, также объединяет всех участников доставки товаров в необходимости оплаты товаров и услуг. Товарно-материальные потоки - по сути, и есть движение товаров от производителя до конечного потребителя .

Решения, принимаемые в рамках товарной политики, должны определять следующее: номенклатуру товаров, глубину и ширину ассортиментных групп товара, диапазон размеров каждого товара, модификации товара, выпускаемое за определенный период времени, и др. Товарная политика формирует запасы продукции на фирмах. Поэтому в логистике уместно рассмотреть политику фирм в области управления запасами «точно вовремя» (в некоторых изделиях можно встретить определение «точно в срок»).

«Точно вовремя» - это философия, которая может быть применена в логистике ко всем аспектам предпринимательства, включая производство, отгрузки и закупки продукции. Ядром этой философии является точка зрения, что все запасы нежелательны, и они должны быть устранены или сведены к минимуму.

Возникает вопрос: строить ли на имеющейся площади фирмы складские помещения для хранения запасов или расширять производственные мощности, а с ними и выпуск продукции. Фирмы, как правило, применяют второй вариант, поскольку метод управления запасами по принципу «точно во время» связывает всю деятельность в процессе физического производства и распределения. Цель этого метода - производить и отгружать продукцию точно вовремя для ее дальнейшего использования. Важное значения для реализации принципа «точно во время» имеет такие аспекты, как закупки и производство вместе с контролем качества. Для успешной реализации продукции по этому методу большое значение имеет вид транспортировки и отгрузки. Каждый вид транспортировки, естественно, имеет свои преимущества и недостатки относительно других видов. Например, автотранспорт эффективен при перевозке продукции мелкими партиями из товарно-распределительных центров в соответствии с графиком производства. Поэтому компании стали в большей мере использовать автотранспорт, чем железнодорожный транспорт, сохранив за железнодорожным транспортом приоритет по перевозкам на большие расстояния. Просматривается также тенденции некоторых компаний при использовании метода «точно во время» к сокращению количества поставщиков и их географическому приближению к своим предприятиям.

Из теории управления запасами известно, что планирование управления ими зависит от целей накопления запасов в распределении товаров, где каждый из запасов выполняет свою функцию.

Запасы служат для того, чтобы ослабить непосредственные зависимости между поставщиком, производителем и потребителем. Наличие запасов позволяет обеспечивать производство сырьем, поставляемым оптимальными по размеру партиями, а также производить переработку сырья в готовую продукцию партиями оптимального размера.

Запасы сырья ослабляют зависимости поставщика сырья от производителя продукции. Запасы готовой продукции ослабляют зависимость производителя этой продукции от ее потребителя. Запасы полуфабрикатов, находящихся в процессе производства, снижает зависимость друг от друга отдельных цехов. На предприятиях, где производство продукции построено таким образом, что материалы обрабатываются отдельными партиями, необходимо наличие межцехового буферного запаса полуфабрикатов.

Запасы существуют во всех отраслях материального производства при продвижении материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Управление запасами на каждом участке имеет свою специфику.

При превращении сырья в конечный продукт и продвижении его до конечного потребителя создаются два основных вида запасов:

Производственные;

Товарные.

Каждый вид в свою очередь делится:

Запасы текущие;

Запасы страховые;

Запасы сезонные.

Производственные запасы представляют собой запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания таких запасов - обеспечить непрерывность производственного процесса.

Запасы товарные представляют собой запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю (на предприятиях оптовой, розничной торговли, в заготовительных организациях, запасы в пути). В свою очередь, запасы могут быть запасами средства и предметов потребления.

Запасы текущие - основная часть производственных и товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется.

Запасы страховые - предназначены для непрерывного обеспечения материалами и товарами производственного или торгового назначения в случае различных непредвиденных обстоятельств. К этим обстоятельствам можно отнести:

Отклонение величины или периодичности партий поставок от предусмотренных договором;

Возможные задержки материалов (товаров) в пути при доставке;

Непредвиденное возрастание спроса.

Прямой путь к изменению уровня сервиса - увеличить или уменьшить объем страховых запасов на одном или нескольких складах. Увеличение страховых запасов в логистической системе в целом сдвигает вверх кривую соответствующих издержек и увеличивает доступность услуг для клиентов . Запасы сезонные образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

Существуют несколько видов запасов.

Буферный запас организуется между поставщиками и потребителем. Он используется для компенсации задержек, связанных с движением материалов; для ослабления зависимости потребителя от поставщика; для обеспечения возможности закупки продукции, а также ее производства партиями оптимального размера.

Запасы готовой продукции служат следующим целям: обеспечению производства продукции партиями оптимального размера; удовлетворению ожидаемого спроса; компенсации отклонений фактического спроса прогнозируемого (гарантийного) запаса.

Издержки выполнения заказа - это накладные расходы, связанные с реализацией заказа и зависящие от размера заказа. В промышленности эти издержки относят на подготовительно-заключительные операции.

Система заказа применяется в системе управления запасами:

Товаров, на которые невозможно определить текущий спрос, но наличие, которых имеет значение (запасные части для механизмов станков и т.д.). Конечная продукция в условиях непредсказуемости рынка при очень коротких сроках поставок и т.д.);

Дешевых универсальных товаров, затраты на хранение запасов которых сравнительно низкие (невысокая рента, небольшой риск и не требует большого пространства для хранения);

Товаров, потребность в которых сложно определить (товары с непостоянным процентом списания и т.д.).

Запасы для компенсации задержек связаны с продвижением материальных ресурсов. Обычно определение величины таких запасов не вызывает затруднений, если известно время задержки.

Запасы, необходимые для удовлетворения ожидаемого спроса, содержится для того, чтобы покрыть прогнозируемый спрос. Поскольку величина и время спроса предполагается известными, то определение таких запасов не вызывает особых затруднений.

Гарантийный запас служит для удовлетворения непредсказуемого увеличения спроса. Наличие этих запасов компенсирует отклонение фактического прогнозируемого спроса.

Практическая реализация концепции логистики связывается с оптимизацией совокупных запасов на фирмах и компаниях. Критерием оптимизации запасов являются издержки: по закупкам, по содержанию запасов, в результате отсутствия продукции и т.д.

Управление запасами предусматривает организацию контроля их физического состояния.

Контроль состояние запасов - это изучение и регулирование уровня запасов производственно-технического назначения, изделий народного потребления и др. с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия, оперативных мер к ликвидации отклонений. Оно выполняется с целью выявления отклонения от норм запасов. В случае выявления отклонений принимаются оперативные меры к ликвидации отклонений. Так превышения фактического запаса над его нормой повышаются затраты на содержание запасов. Если же фактический запас меньше нормы, то в случае задержки поставок его может быть недостаточно для обеспечения выпуска продукции . Контроль состояния запаса может проводиться на основе данных учета запасов, переписей материальных ресурсов, инвентаризации и т.д. на практике применяются различные методы контроля.

Необходимость контроля состояние запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль состояния запаса проводится на основе данных учета запасов и может осуществляться непрерывно либо через определенные периоды.

На практике принимаются различные методы контроля, которые можно классифицировать по следующим признакам:

Порядок проверки: периодическая или непрерывная;

Пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;

Величина заказываемой партии: одинаковая или разная.

Выбор систем контроля состояния запасов является действенным механизмом, где повышения эффективности предприятия функционирования деятельности. Решение данной задачи требует опыта, умения моделировать процесс пополнения и расходования запаса, знания коммерческой ситуации.

Прежде всего, производится инвентаризация текущих запасов на всех складах компании. Далее, исходя из производственного задания (его объемов и времени полного цикла) или плана продаж, рассчитывается размер гарантийного запаса. На следующем этапе определяется оптимальный размер заказа. И, наконец, рассчитывается интервал времени между повторными заказами. При этом все указанные расчеты могут проводиться по двум базовым вариантам: с фиксированным объемом заказа или с фиксированным временным интервалом между заказами.

Для базового варианта управления запасами с фиксированным размером заказа вначале определяется оптимальный размер заказа по формуле Вилсона, затем переходят к расчетам параметров системы. При этом определяются:

1. Задаются потребности в данном продукте (план производства или план продаж), т.е. плановое потребление ресурсов в год.

2. Рассчитывается оптимальный размер заказа - Qопт. (по формуле Вилсона).

3. Задается время поставки - tпост. (контракт с поставщиком или требование).

4. Определяется время возможных задержек в поставке -tзадер. (эмпирически).

5. Определяется плановое потребление в день - Sдень (п.1: кол-во рабочих дней).

Плановое потребление ресурсов в день является одним из основных показателей, поскольку он дает возможность определить интенсивность расходования запаса по каждой товарной номенклатуре.

Объем запаса

t пост
t п
t пост
МЖУ
ТЗ
Время

t задер
ТЗ
ТЗ

Рисунок 13. Управление запасами с фиксированным размером заказа

ТЗ – точка заказа

tпост – время поставки

tзадер – время задержки в поставке

Q – оптимальный размер заказа

МЖУ – максимально желательный уровень запаса

ПУ – пороговый уровень запаса

Если обратиться к принципиальной схеме расходования (истощения) запасов в течение определенного времени, то становится очевидным необходимость расчетов следующих основных параметров, выдерживание которых не даст системе выйти в дефицит, т.е. остаться без запасов:

Определение гарантийного размера запаса , т.е. запаса, создаваемого для ликвидации нежелательных последствий от влияния непредвиденных обстоятельств, связанных с нарушением планового срока поставки заказа:

Qгар. = Sдень х tзадер.

- Пороговый уровень запаса , т.е. объем запаса, достижение которого является сигналом к повторению заказа на пополнения запаса:

ПУ = Qгар. + (Sдень х tпост.)



- Максимально желательный уровень запаса определяется:

МЖУ = Qгар. + Qопт.

Другой базовой системой управления запасами является система с фиксированным интервалом времени между заказами . Здесь идея повторения заказа на поставку основана не на истощении запасов, а на строго фиксированном промежутке времени между двумя заказами (например, один раз в неделю, в месяц и т.д.). Расчет искомого интервала времени производится по формуле:

Ин = Рдн: (Птр: ОпРЗ),

где Ин - интервал времени между заказами,

Рдн - кол-во рабочих дней в году,

Птр - потребность в заказываемых ресурсах,

ОпРЗ - оптимальный размер заказа.

Результат расчета практически никогда нельзя рассматривать как окончательный, он обязательно корректируется, исходя из оценок менеджеров. Очевидно, что при фиксированном интервале времени, изменяемой величиной является размер заказа. Он определяется как разность между максимально желательным уровнем запаса и суммой текущего запаса и ожидаемого потребления во время поставки:

ОпРЗ = МЖУ – (ТЗ + ОП),

где ОпРЗ - оптимальный размер заказа,

МЖУ - максимально желательный уровень запасов,

ТЗ - текущий запас,

ОП - ожидаемое потребление за время поставки.

Эта формула показывает, что размер заказа ориентировочно соответствует разнице максимально желательным уровнем запасов и суммой имеющегося в наличии на день заказа объема запаса и расчетного количества запаса, который будет потреблен за плановое время поставки.

Объем гарантийного запаса рассчитывается также как и в предыдущей системе на основе исчисления потребления запаса за максимально возможное время задержки поставки.

Максимально желательный уровень запаса равен в этом случае объему гарантийного запаса сложенному с плановым потреблением запаса в день умноженному на интервал времени между поставками.

Объем запаса

Текущий запас
t
t
ТЗ
ТЗ
ТЗ
ТЗ

t 3
время

Рисунок 14. Управление запасами при фиксированном интервале времени между заказами

ТЗ – точка заказа (фиксированное время)

t - время поставки

t 3 - время задержки в поставке

Q - размер заказа

Обе системы управления запасами являются как бы “идеальными” системами, во всяком случае, они описывают идеальные условия исполнения поставок согласно параметрам заказов. В реальной жизни такую ситуацию трудно даже представить. Всегда появляются сбои и недоразумения на любом из этапов: в оформления, передаче и, уж тем более, исполнении заказа. Если сбои носят систематический характер, то системы управления становятся просто неэффективными. Естественным при этом является разработка и внедрение других систем управления запасами, однако, “базовыми” все равно остаются рассмотренные системы.

Так, достаточно широко используется система управления, как бы объединяющая первую и вторую систему – система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня . Основным параметром в этой системе является фиксированный интервал времени между заказами, однако, он должен быть изменен при достижении текущим уровнем запасов порогового уровня, т.е. уровня, при котором производится заказ. Эта система успешно применяется в условиях значительных колебаний потребления запасов.

Широко распространенной системой управления запасами является система "минимум – максимум". Для целей управления здесь выделяются только два уровня запасов: максимальный (по размерам равный МЖУ) и минимальный, часто называемый "неснижаемым остатком". Система применяется, когда затраты на учет запасов и затраты на оформление заказов велики до такой степени, что оказываются вполне сравнимыми с потерями от дефицита (отсутствия запасов). Размер заказа в этом случае рассчитывается для каждой поставки так, чтобы можно было бы каждый раз достигать максимального уровня запасов.

Все рассмотренные стратегии и методы управления запасами имеют одно ограничение: они применяются только к одному товару (ресурсной номенклатуре) или, реже, к товарной группе. Трудности с определение параметров для управления возникают при наличии большой товарной номенклатуры на предприятии. Очевидно, что затраты на проведение детальной инвентаризации всей многотысячной номенклатуры, хранящейся на крупном оптовом складе предприятия, будут настолько велики, что сам смысл многокомпонентных и частых расчетов параметров управления теряет всякий смысл. Именно поэтому владельцы большого ассортимента товаров (ресурсов) прибегают к известному способу разделения всей номенклатуры на группы в соответствии с правилами АВС – анализа. При наличии часто изменяющегося спроса на отдельные товары, применяется параллельно методика разделения товаров на группы постоянного, переменного и резко неравномерного спроса (XYZ – анализ).


Рисунок 15. Кривая анализа ABC

Как известно, АВС-анализ основан на законе Парето, который определяет, в частности, зависимость объемов продаж от конкретных групп товаров. Эта зависимость выражается некоей кривой, которая называется "кривой АВС" или "кривой 20-80". Эмпирически установлено, что большая часть объемов продаж обеспечивается ограниченным кругом товаров. Обычно (хотя и не всегда) 80% продаж фирмы в стоимостном выражении складываются за счет реализации только 20% товаров из всей продаваемой номенклатуры.

Естественно, что подобная закономерность обязательно должна учитываться при управлении складскими запасами товаров. Для проведения этого анализа все товары в запасах классифицируются по их влиянию на объем продаж, а затем дифференцируются по группам А, В и С. Классификация производится на базе данных по прошлым продажам путем: определения цены и объема продаж по каждому товару, ранжирования товаров с учетом снижения их влияния на объем продаж, определения процентной доли участия товара в доходах и номенклатуре запасов. Очевидно, что наиболее доходные товары группы А должны быть предметом особого контроля и внимания, поскольку именно они создают максимальную долю дохода компании при реализации запасов. Товары группы В – менее значимы по своему влиянию на основные финансовые показатели компании, поэтому контроль за их запасами может осуществляться менее тщательно, как правило, с применением стандартных методов. Товары группы С, как приносящие наименьший доход от их реализации, являются "проблемными" с другой точки зрения: они требуют повышенного внимания в плане максимального избавления от их запасов.

При наличии часто изменяющегося спроса на отдельные товары, применяется параллельно методика разделения товаров на группы постоянного, переменного и резко неравномерного спроса (XYZ – анализ).

Анализ по системе XYZ позволяет выделить группы товарных ассортиментов по степени величины и равномерности спроса на них. При этом критерием отнесения того или иного товара к различным группам является коэффициент вариации спроса, показывающий уровень колебаний рыночного спроса на товарную позицию. Этот анализ представляет также интерес с точки зрения прогнозных оценок рынка сбыта товаров.

Для проведения анализа по этой системе вначале определяется коэффициент вариации спроса на каждую товарную позицию, как частное от деления квадратного корня из суммы квадратов разности между последним значением квартальной реализации товара и среднеквартальным уровнем реализации, деленных на число кварталов, и среднеквартального значения спроса на этот товар:

Ŋ = (√(ai – ā)² x n / ā) : n, где

аi - квартальные (месячные) продажи i-того товара,

ā – среднеквартальные (среднемесячные) продажи товара,

n – число кварталов (месяцев).

Исходя из значений коэффициентов вариации строится ассортиментный ряд по степени возрастания коэффициента. Затем производится разбиение позиций по группам, при этом к группе X относятся позиции с коэффициентом вариации от 0 до 10%, к группе Y – с коэффициентом от 10 до 25% и, соответственно, к группе Z – от 25 и выше.


Конечным результатом анализов является выделение товарных позиций (по системе АВС и XYZ), попадающих в группы "повышенного внимания", и определение вариантов контроля над состоянием их запасов и периодичность проведения этого контроля. Результаты проведения этих двух видов анализа товарных запасов оформляются в виде матричной таблицы.

Таблица 6. Матрица АВС и XYZ анализов

AX AY AZ
BX BY BZ
CX CY CZ

В группы "АX", "AY", "AZ", "BX", "BY", "BZ", и т.д. попадают вполне определенные товарные позиции, предполагающие различные степени внимания к ним в плане контроля над запасами. Очевидно, например, что товары группы "AX" являются наиболее доходными и обладающими достаточно постоянным спросом. Запасы этих товаров должны находиться под постоянным и тщательным контролем – такие товары должны быть всегда в наличии, размеры их запасов не могут быть меньше среднего спроса, более того размер запаса всегда должен несколько превышать показатель среднего спроса. Для товаров этой группы необходимо применять свой собственный уникальный метод пополнения, выбор которого зависит и от поставщика, и от сроков, и от надежности поставки. Те же рассуждения вполне приемлемы и для остальных групп товаров, попавших в категорию "А". Для товаров категории "В" применяются методы управления запасами, которые являются близкими к классическим методам. При этом подобные товары не требуют постоянного, тщательного контроля над их состоянием, что сразу же снижает размер трудозатрат. Товары категории "С" являются "проблемными" товарами в смысле их ликвидности, отсюда и необходимость применения специальных стратегий реализации при относительно упрощенном варианте управления их запасами.

Кардинальное совершенствование информационных связей позволило создать несколько систем управления запасами , основанных на максимальном сокращении времени между подачей заказа и его исполнением, т.е. поставкой. Эти системы применяются главным образом в связях оптовых торговцев с розничной сетью. Их основная идея - обеспечение возможно быстрого реагирования на изменившийся спрос, поставка дополнительного количества товаров практически сразу после получения заказа розничного продавца. Следует заметить, что эти системы используются не только в момент реального изменения спроса, но также и в период предположения об изменении спроса.

Наиболее широкое применение получили системы "реагирования на спрос" – DDT ("demand-driven techniques"). Они используют систему контроля и управления запасами, основанную на точке заказа и статистических параметрах расходования запасов. Системы этого типа позволяют определить и оптимизировать уровень страховых запасов для минимизации негативных последствий изменения спроса. В настоящее время это стало возможным, поскольку информационные и коммуникационные связи позволяют получать и обрабатывать информацию о продажах с каждой точки продаж.

Другая применяющаяся также широко группа систем "реактивного отклика" на предполагаемый спрос нацелена на быстрое пополнение запасов в торговых точках рынка, близких к зонам прогнозируемого расширения спроса. В этой группе систем управления запасами выделяются:

Основываясь на современных методах мониторинга спроса на какие-либо товары, система, например, “быстрого реагирования” (quick response – QR) заставляет производителей сократить сроки производственного цикла для изготовления таких товаров, уменьшить время перевозки, создать новые склады, наиболее приближенные к точкам удовлетворения предполагаемого спроса. Для этих целей существует ряд компьютерных моделей, основой которых (в смысле программного обеспечения) является модель “планирования распределения материалов/ресурсов - DRP”. Эта система, кроме вышеотмеченного, позволяет резко уменьшить неопределенность в сроках доставки готовой продукции, сократить их запасы до оптимального уровня, но не ниже такого количества, которое способно удовлетворить прогнозируемый спрос. Выигрыш от применения этой системы логистической координации действий розничных и оптовых продавцов заключается в уменьшении запасов до оптимального уровня и, за счет этого, ускорение оборачиваемости запасов товарной массы.

Некоей модификацией системы “быстрого реагирования” является более поздняя система“непрерывного пополнения запасов” (continuous replenishment - CR). Основное преимущество этой системы заключается, как видно из самого названия, отказ от выдачи и оформления заказов (здесь уже появляется возможность минимизации издержек). В соответствии с разработанным планом снабжения розничной сети продукцией, на основе ежедневной обработки информации об объемах продаж у розничных продавцов, а также об объемах отправок, поставщик осуществляет непрерывные поставки (или поставки с высокой периодичностью) в пункты розничной продажи. Таким поставщиком могут быть либо крупные торгово-оптовые посредники, либо производители. Очень часто, для сокращения времени поставок, поставщик может осуществлять прямые поставки в розничную сеть, минуя оптовые склады. Вся цепь действует на базе единого контракта на поставку. Эта система действует эффективно только тогда, когда обеспечивается абсолютно достоверная информация от розничной сети и когда размеры грузовых отправок максимально соответствуют грузовместимости транспортных средств.

В практике снабжения товарами торговых сетей применяется также система "автоматического пополнения запасов" (automatic replenishment – AR). Эта система особо успешно применяется для управления запасами товаров быстрой реализации. Совместно с продавцами поставщик вырабатывает наполнение так называемой "товарной категории", т.е. группы товаров по определенной комбинации размеров их, цвета, сопутствующих товаров, представленных обычно вместе в торговой точке. Ускорение и удешевление процесса поставок происходит за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов этих товаров. Поставщик сам управляет запасами в розничной сети, что также сказывается на затратах розничных продавцов по отслеживанию уровня запасов.


Тема 10. Сбытовая логистика (распределительная логистика)

Введение

1. Необходимость образования запасов на предприятии

2. Системы управления запасами, их параметры

2.1 Методика оптимизации текущего запаса

2.2 Модель оптимального размера партии поставки при поступлении материалов в течение определенного периода

Заключение

Список литературы

Введение

Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов. Необходимость образования запасов особенно важна в связи с непрерывным углублением разделения труда. Повышение производительности труда происходит вследствие расширения и углубления процессов специализации и кооперирования, в результате которых в процессе изготовления конечного продукта участвует все большее число предприятий. Необходимость перемещения между ними средств производства приводит к образованию все большего количества запасов как по величине, так и по номенклатуре.

В настоящее время создавать на предприятиях системы управления запасами и искать пути для минимизации затрат на них необходимо, чтобы предприятие не теряло часть своей прибыли из-за нерационального графика поставок. Кроме того, подобная работа позволяет предприятиям избежать угрозы переполнения склада сырьем. Что особенно важно для предприятий, работающих со скоропортящимся товаром.

Системы управления запасами позволяют снизить инвестируемый капитал, контролировать транспортные расходы и уровень обслуживания покупателей, обеспечивают лучший контроль за запасами. Даже на малых предприятиях наличие персональных компьютеров дает возможность применения систем управления.

1. Необходимость образования запасов на предприятии

Образование запасов связано с необходимостью обеспечения непрерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В тоже время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа предприятия. Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса.

Одной из причин создания запасов является возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов для его изготовления в случае работы предприятия «на заказ», не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.

Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов.

В современных условиях хозяйствования в России одной из основных проблем финансово-хозяйственной деятельности предприятий является проблема роста цен. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых для производственного процесса неблагоприятно сказывается на функционировании предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов избежания падения покупательной способности денег.

С другой стороны, предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в экономике, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов.

Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно, сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

Сезонные колебания производства некоторых видов товаров приводят к тому, что предприятие создает запасы данной продукции, дабы избежать проблем в снабжении в неблагоприятные периоды. В основном это касается продукции сельского хозяйства.

Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного процесса предприятия. Отметим, что в этой связи предприятие, ориентирующееся на одного основного поставщика, находится в более уязвимом положении, чем предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками.

Однако политика накопления материальных запасов ведет к значительному оттоку денежных средств предприятия из оборота. Зависимость эффективности производства от уровня и структуры запасов заключается в том, предприятие несет определенные затраты на обеспечение сохранности запасов.

В современных работах по экономике предприятия и логистике выделяют следующие основные виды затрат, связанные с созданием и содержанием запасов:

Ü коммерческие затраты – проценты за кредит; страхование; налоги на капитал, вложенный в запасы;

Ü затраты на хранение – содержание складов (амортизация, отопление, освещение, заработная плата персоналу и т.д.); операции по перемещению запасов;

Ü затраты, связанные с риском потерь вследствие: устаревания, порчи, продажи по сниженным ценам, замедления темпов потребления данного вида материальных ресурсов;

Ü потери, связанные с упущенной выгодой от использования вложенных в производственные запасы средств в другие альтернативные направления: увеличения производственной мощности; снижение себестоимости продукции; капиталовложения в другие предприятия.

При этом долговременное содержание запасов, порой даже чрезмерной их величины приводит к образованию на российских предприятиях так называемых «неликвидов» - запасов, которые не могут быть использованы ни на самом предприятии, ни реализованы сторонним потребителям.

При многих положительных моментах создания запасов предприятие несет значительные расходы по их формированию и содержанию.

В связи с этим необходимо выяснить существует ли возможность функционирования предприятия в условия отсутствия запасов либо при их минимальной величине. Для этого рассмотрим западный опыт управления запасами.

Логистические технологии в области управления запасами, применяемые западными производителями направлены в основном на минимизацию материальных запасов. Примерами таких систем являются следующие методы:

Ä МРП (Materials Requirements Planing) – планирование потребности в материалах – система планирования производственных ресурсов.

Ä «Канбан» – метод, обеспечивающий оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства.

Ä «Джаст ин тайм» (Just-in-time) – «точно вовремя» – общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитывающего детали спроса, точного управления, значительно сокращаются запасы и тем самым длительность производственного цикла.

Ä ОПТ – (Optimized Production Technologies) – оптимизированные производственные технологии.

Ä ДРП (Distribution Requirements Planning) – система управления и планирования распределения продукции.

Рассмотрим логистический метод «Канбан» и организационный подход «точно вовремя».

Концепция управления производством на основе принципа канбан применяется в течение довольно длительного времени.

Ее принципы были разработаны в Японии в 50-е годы на автомобильных заводах фирмы «Тойота». С начала 80-х годов эта концепция нашла свое применение в Германии. Она характеризуется следующими чертами:

1) Производственный процесс подразделяется на ряд подсистем типа «поставка – получение». В рамках каждой из таких подсистем происходит перемещение материалов.

2) На основе каждой определенной подсистемы «поставка – получение» образуется самостоятельный участок (самоуправляющийся участок). Процесс регулирования потока материалов, осуществлявшийся ранее централизованно, заменяется на децентрализованное управление по местам непосредственного движения материалов. Документооборот реорганизуется так, чтобы он происходил на том же уровне, что и движение материалов. Тем самым отпадает необходимость в централизованной обработке данных.

3) Управление транспортировкой товаров осуществляется из пункта назначения. Данный принцип заменяет ранее применявшиеся системы управления из пункта отправления или централизованного управления транспортными потоками. Каждый участок, получающий материалы в ходе производства, должен при возникновении потребности в них обращаться на участок, осуществляющий доставку данного вида материалов.

4) При этом для транспортировки используются стандартизированные контейнеры, на каждом из которых имеется специальная карточка, или канбан (яп. «канбан» - карточка, табличка). При выгрузке содержимого контейнера в пункте назначения его карточка остается в этом пункте и служит для дальнейшей передачи информации об использовании данного вида материала. Использованные карточки собираются в пункте расхода материалов; затем поставляющий данный вид материалов участок осуществляет текущий контроль за их использованием. Каждая отдельная карточка или их совокупность отражают плановое задание производства или снабжения для конкретного участка.

После выгрузки содержимого какого-либо контейнера он снабжается в пункте выгрузки специальной транспортной карточкой взамен изъятой производственной карточки. Транспортная карточка закладывается в пункте выгрузки для тех же целей, что и производственная карточка - в пункте отправления. Карточки содержат полное описание материала, необходимого для повторного заказа или производства. Таким образом, на производственных участках, наряду с децентрализованным регулированием потока материалов, осуществляется и децентрализованный процесс сбора информации.

5) Регулирование общего количества материалов в обороте, включая полуфабрикаты, осуществляется косвенным образом путем установления верхней границы количества материалов, так как для каждого участка выдается заранее определенное количество карточек на каждый вид материалов.

При анализе системы канбан видно, что она может применяться только в определенных случаях, и не всегда ее использование является целесообразным. Одним из наиболее значимых последствий применения системы канбан является тот факт, что при этом невозможно осуществлять средне- и долгосрочное планирование точных объемов потребности в материалах. Переход на систему канбан целесообразен только в тех случаях, когда вопросы оптимизации по экономии издержек на переналадку производства не играют большой роли.

Сторонники системы канбан особо подчеркивают возможность сокращения запасов на складах сырья и материалов на промежуточном хранении и на складах готовой продукции путем поставки материалов непосредственно по мере необходимости использования их в производстве.

Этот общий принцип - применительно к области снабжения трактуемый как доставка материалов с немедленным запуском их в производство - может быть реализован и помимо системы канбан. Применяемая в последнее время на многих западных предприятиях подобная концепция получила название системы «точно вовремя».

В рамках системы «точно вовремя» доставка материалов осуществляется непосредственно перед моментом его использования. Система канбан представляет собой, таким образом, специфическую разновидность логистики по принципу «точно вовремя». Этот принцип состоит в том, что экономия на затратах при последовательном сокращении складских запасов всех видов выше, нежели связанные с таким сокращением дополнительные расходы на частую переналадку производства, закупку и запуск в производство малых партий сырья и материалов. Реализация системы «точно вовремя» на производстве состоит в следующем:

1) Производственный процесс организуется по поточному принципу.

2) Происходит сокращение запасов, в силу чего выявляются «узкие места» производства, где ранее были скрыты возможности экономии материалов.

3) Высвобождающиеся при сокращении запасов средства направляются на наращивание производственных мощностей с целью преодоления качественных и количественных недостатков и ликвидации «узких мест».

4) Сокращается время на переналадку, в частности, путем использования гибких производственных систем.

Внедрение системы «точно вовремя» требует таких же предпосылок, что и логистика канбан. В большинстве случаев невозможно охватить этой системой весь производственный процесс, поэтому представляется целесообразным разделить его на стадии таким образом, чтобы к ним в отдельности была применима система «точно вовремя».

Внедрение принципа «точно вовремя» в области снабжения предполагает, прежде всего, проведение соответствующих переговоров с поставщиками. После этого уровень запаса исходных сырья и материалов сокращается до минимума, необходимого для покрытия потребности в них во время физической доставки. К числу обеспечивающих мер относятся меры по повышению дисциплины поставок, а также своевременное информирование поставщиков о сроке и объеме поставок. Реализация принципа «точно вовремя» предполагает, помимо соответствующей готовности поставщика, также стандартизацию обработки заказов и тесное информационное взаимодействие поставщика и покупателя. Необходимы также передача функции контроля качества предприятию поставщика, обеспечение надежности системы транспортировки, эффективная организация приема поставляемых материалов покупателем.

Указанные выше факторы объясняют наличие препятствий на пути практического внедрения логистики по принципу «точно вовремя». Помимо всего прочего, при планировании инвестиций необходимо оценивать степень фактической выгоды от ее внедрения по сравнению с альтернативными вариантами. Так как при анализе эффективности значительную часть проблемы занимает оценка качественных аспектов и рисков, то в силу этого проведение подобных сравнительных расчетов отличается сложностью. Поэтому оптимистические заключения о снижении затрат в результате внедрения системы «точно во время» на 50 % и более должны восприниматься с осторожностью.

Таким образом, применение подобных систем на российских предприятиях желательно, однако в настоящее время не представляется возможным вследствие нестабильной экономической политики, из чего вытекает нестабильность инфляционных тенденций, рост взаимных неплатежей предприятий и организаций, несовершенное налоговой законодательство.

2. Системы управления запасами, их параметры

Производственные запасы образуются по двум основным причинам. Первая связана с несоответствием объемов поставки и разового потребления материалов и изделий. Вторую причину определяет разрыв во времени между моментом поступления материалов и их потреблением, который приводит к накоплению ресурсов. Запасы, с одной стороны, обеспечивают бесперебойность производства, с другой, они связаны со значительными расходами по их хранению. Поэтому необходимо оптимизировать запасы.

Весь производственный запас можно условно разделить на четыре части.

1. Текущий запас необходим для работы между смежными поставками.

2. Подготовительный запас создается для бесперебойной работы в период подготовки материалов, повышения их готовности, доставки на рабочие места.

3. Гарантийный (страховой) запас учитывает возможные перебои в поставках материалов и изделий.

4. Сезонный запас учитывает сезонные колебания в производстве или потреблении материалов и изделий.

Под управлением запасами понимается комплекс мероприятий по поддержанию запаса в заданных оптимальных размерах, организации контроля и оперативного планирования поставок.

Для управления производственными запасами их нормы устанавливаются в следующих размерах:

Максимальный как сумма гарантийного и максимального текущего запаса;

Средний (переходящий) – сумма гарантийного и среднего текущего запаса (нормальный размер запаса);

Минимальный – на уровне гарантийного запаса.

Регулирование размера запаса производится изменением объема партий поставок или интервала между смежными поставками. Возможно использование варианта при одновременном изменении интервала и объема поставки. В зависимости от этого в практике материально-технического обеспечения строек материалами и изделиями используются три метода: периодичный, релаксационный и метод двух складов.

2.1 Методика оптимизации текущего запаса

Текущий запас – величина переменная. Его размер колеблется от максимального, равного объему партии, до минимального, равного нулю, в момент перед очередной поставкой. Движение текущего запаса в условиях равномерного потребления – прямая линия (рис.1). Аналитически движение текущего запаса в этих условиях характеризуется формулой:

З(t) = V-bt, (1)

где З(t) – размер запаса t-й момент времени, ед.;

b – среднесуточный расход, ед./сут.;

t – время с момента поставки до фиксированного момента t (максимальное значение его равно интервалу между поставками)

V – размер очередной поставки.


За норму текущего запаса принимается средний текущий запас, который равен полусумме максимального (З max) и минимального (З min) запасов или половине объема партии:

T=(З max +З min)/2=(V+0)/2=V/2, (3)

где T – норма текущего запаса, дни обеспеченности; 0 – нуль.

Выражая норму текущего запаса в днях обеспеченности, получим в соответствии с предыдущей формулой половину интервала между поставками:

Т дн =Т/b=V/2b=t/2, (4)

где Т дн – норма текущего запаса, дни обеспечения.

Таким образом, норма текущего запаса может быть установлена в размере 0,5 объема партии или в днях обеспеченности 0,5 интервала между поставками.

Дальнейшая задача нормирования текущего запаса заключается в определении наиболее рационального объема партии. Решение этой задачи позволяет отыскать оптимальный размер текущего запаса и наиболее экономичный размер партии (заказа). Методика ее решения заключается в сравнении преимуществ и недостатков приобретения материалов большими или малыми партиями и в выборе оптимального размера заказа.


0 1 2 3 4 5 t, дни

Рис. 1. Движение текущего запаса в условиях равномерного потребления

Увеличение партии поставки материалов позволяет сократить расходы по заготовке материалов на единицу продукции за счет условно-постоянной части затрат (управленческие расходы, затраты на оформление заказа, определенная часть транспортных расходов). При этом стоимость заготовки всей партии может быть выражена в общем виде следующей формулой:

З тр =К+Ц*V, (5)

где З тр – затраты по заготовке и транспортировке партии, р.;

К – условно- постоянные затраты, р. (на всю партию);

Ц – переменные затраты по заготовке единицы продукции (включая цену), р.

2.2 Модель оптимального размера партии поставки при поступлении материалов в течение определенного периода

В практике материально-технического снабжения довольно часто имеет случай, когда определенная партия материалов и изделий поступает не сразу (мгновенно), а в течение определенного периода времени. Условия снабжения и потребления материала в этом случае наглядно видны на графике (рис. 2). Весь интервал между поставками состоит из двух частей – периода накопления запаса длительностью от 0 до V/p дней, в которых материал поступает с интенсивностью p единиц в сутки, накапливается и одновременно расходуется с интенсивностью b в сутки и периода расходования материала с момента времени, равного V/p до момента V/b дней. Движение текущего запаса в этих условиях характеризуется ломаной линией, выделенной на рис.2.

0 V/p V/b t, дни

Рис. 2 Изменение запаса при одновременном расходовании и поступлении материалов

Оптимальный размер партии (V) может быть установлен по формуле:

V=2kb/hc * p/pb (12)

Классическая модель оптимального размера партии доставки не допускает дефицита материала. Действительно в практике материально-технического снабжения это наиболее распространенный случай. Недостаток материалов ведет к перебою в производстве, потери от которого значительно превышают издержки по содержанию излишних запасов.

Наличие дефицита требует учета определенных методических особенностей в модели оптимального размера партии поставок. При этом учитываются потери из-за дефицита единицы материала (g),

V=2kb/h c * (h c +g)/g, (13)

а оптимальное значение начального запаса определяется

Зn=2kb/h c * g/(h c +g). (14)

Таким образом, в условиях, допускающих дефицит материалов, оптимальный размер партии, установленный по формуле (11) должен быть скорректирован в соответствии со второй частью формул (13) и (14).

Отклонение объема партии или начального запаса от оптимальных размеров приведет к росту общих затрат по содержанию запаса транспортно-заготовительных расходов или потерь из-за дефицита материалов.

Заключение

Система управления запасами обычно функционирует в условиях ярко выраженной неопределенности, стохастичности внешней среды - для конъюнктуры рынка, работы транспорта характерны случайные процессы. Поэтому в условиях их действия особое значение приобретает ее способность к адаптации. Высокая надежность и обеспечение устойчивости - один из фундаментальных принципов ее функционирования. Конфликты на стыках различных видов транспорта можно ликвидировать за счет создания межотраслевых автоматизированных систем, чтобы обеспечить устойчивость транспортной системы.

Для устойчивости функционирования системы первостепенное значение имеет достоверное планирование производства сбыта и распределения, причем предпочтение отдается стратегическому планированию по отношению к оперативному. С целью достижения высокой надежности такого планирования необходимо изучение поведения внешней среды и, прежде всего, рынка, идентификация возможных ситуаций и получение стратегических ответов на возникшие в связи с этим вопросы.

Развитие системы управления запасами не в последнюю очередь стимулируется необходимостью быстрой реакции производителей на конъюнктуру рынка, стремлением в короткое время адаптироваться в изменяющихся ситуациях.

Список литературы

1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд., - К.: Эльга, Ника-Центр, 2008.

2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. 3-изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008.

3. Гейер Г. Экономика предприятия. Ускоренный курс. – М.: Дело и Сервис, 2005.

4. Давыдова Л.А., Фальцман В.К. Экономика и управление предприятием: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007.

6. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 2-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий): Учебник/Под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ПРОСПЕКТ, 2006.

8. Финансовый менеджмент: российская практика. / Под ред. Стояновой Е.С. – М.: Перспектива, 2006.

9. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. / Под ред. Стояновой Е.С.. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Перспектива, 2000.

10. Финансы и менеджмент: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А, Краева и др.; Под ред.проф. Г.Б. Поляка.– М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.