Социальная сфера как объект социального управления. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура

Целью реформирования экономики РБ является построение социально ориентированной рыночной экономики. Экономическая система республики перестраивается, ориентируясь на развитие социальной сферы. Социальная сфера - одна из основных подсистем общества, сложный, интегрирующий объект требующий правильного понимания и представления. Часто соц. сферу с ее очень важной, но все-таки составной частью - совокупностью учреждений непроизводственных отраслей народного хозяйства: образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Однако, совокупность данных отраслей является соц. инфраструктурой. Понятие соц. сферы значительно шире. Соц. сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных потребностей и интересов: материальных, духовных, интеллектуальных. Кроме жизненных интересов и потребностей, человек реализует и свое жизненное предназначение, что обуславливает наличие, окружающих его предметов, вещей, являющихся также составляющими соц. сферы.

Следовательно, соц. сфера - это вся система жизнеобеспечения человека с момента его рождения до его погребения. Соц. сферу рассматривают как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле слова соц. сфера отражает и включает в себя все то, что связано человеком, его жизнью, удовлетворением его самых разнообразных жизненных потребностей и интересов. В узком смысле - соц. сфера отражает ту совокупность деятельности людей, ее форм и видов посредством которых они удовлетворяют свои материальные и духовные потребности в определенных условиях и в определенном отрезке времени. Для характеристики соц. сферы используются различные термины: общественное благо, качество жизни, уровень жизни и др.Общественное благо наряду с материальной составляющей включает и нематериальные компоненты: личное счастье, благополучие, удовлетворение работой и др. Качество жизни характеризует, с одной стороны субъекта общ. жизни и потребностей человека (продолжительность жизни, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой - комфортность, удобство жизненных условий, состояния и среды обитания людей. Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Совокупность процессов и организаций соц. сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупнено выделить объекты государственного регулирования:- население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;- политика доходов, уровень и качество жизни населения;- социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование;- развитие отраслей соц. сферы (здравоохранение, образование, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм).Весь спектр задач и направлений развития социального комплекса находят отражение в социальной политике государства.

1.2 Социальная политика государства: понятие, принципы формирования, механизмы регулирования

Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика.

Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.

Социальная политика - это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, нациями, отдельными социальными группами населения, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе - на повышение эффективности функционирования экономики страны.

Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле - социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества.

Социальная политика вузком смысле - это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние.

Социальную политику государства отличает ряд особенностей.

Она имеет дело непосредственно с человеками ориентирована на него. Социальная политика связана со сферой распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства, но распределительные отношения, будучи относительно автономными, могут тормозить либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения общественной производительности труда. В то же время специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и умножение материального богатства.

Отсюда следует, что так же, как социальная сфера общества неотделима от экономики, социальная политика государства неотделима от экономической политики, они тесно связаны между собой. Их диалектическая взаимосвязь объясняется тем, что цель экономической политики - регулирование деятельности людей по созданию материальных благ и услуг как важнейшего условия роста народного благосостояния, асоциальная политика воздействует на отношения между людьми в потреблении ими материальных благ и услуг, направлена на улучшение условий жизни и всестороннее совершенствование всех членов общества, исходя из принципа социальной справедливости. Другими словами, то, что для одной политики является итогом, для другой - исходным пунктом.

Социальная политика государства строится на основе принципов: целенаправленности, учета возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности.

Принцип целенаправленности предполагает ориентацию социальной политики на достижение поставленных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, определяющих развитие социальной сферы в отмеченной перспективе.

Принцип учета возможностей основан на том, что при формировании социальной политики государства необходимо учитывать, с одной стороны, собственные возможности и способности людей решать свои социальные проблемы, а с другой - возможности государства. Важность этого принципа заключается в том, что недооценка роли человека как субъекта решения своих проблем обрекает социальную политику на провал, ведет к социальному иждивенчеству, деформации социального статуса человека. Примером может служить «застойное» советское общество, когда человек был поставлен в условия, что от него самого мало зависел его социальный статус. Возможности государства зависят от ресурсно-экономического потенциала, обеспечивающего решение социальных проблем.

Принцип реальности социальной политики тесно связан с принципом учета возможностей: народу можно обещать лишь то, что государство в состоянии выполнить.

Принцип открытости предполагает, что основные положения социальной политики должны быть известны всем членам общества.

Принцип адекватности требует от социальной политики быть адекватной целям развития государства и общества, условиям жизни людей, исходить из складывающейся структуры жизненных интересов и проявлений человека.

Принцип целостности предполагает, что все звенья и направления социальной политики должны быть тесно взаимосвязаны.

Принцип всеобщности и адресности ориентирует социальную политику на то, чтобы, во-первых, она охватывала все слои и социальные группы общества, все организации, учреждения и институты социальной сферы, а во-вторых, содержала конкретные адресные меры в отношении каждой социальной структуры общества.

В зависимости от направлений, субъектов и объектов, уровня и видов различают общегосударственную социальную политику, региональную и отраслевую, политику в области рынка труда и занятости населения, доходов и заработной платы, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также политику в области здравоохранения, образования, культуры и искусства, жилищную, пенсионную, семейную, молодежную, женскую, политику в области материнства и детства.

Проводя объективно обусловленную социальную политику, государство для ее реализации использует разнообразные действия, формы и методы регулирования: поддержание общественного порядка, исполнение законов, справедливое распределение доходов, рациональное налогообложение и др. Безусловно, государственное регулирование является частичным вмешательством в жизнь людей и во многих случаях влечет за собой некоторое ограничение их свободы. Но это вмешательство осуществляется в интересах и во благо людей.

Государственное регулирование не следует рассматривать как систему жесткого, командного воздействия на социальную сферу. Эта система построена на самых разнообразных по своей сущности методах: экономических, административно-распорядительных, социально-психологических, воспитательных, правовых.

В системе государственного регулирования особо следует выделить правовые методы, совокупность которых лежит в основе правового регулирования. Правовое регулирование обеспечивает целенаправленное воздействие на поведение, деятельность людей, а через них - на общественные отношения. Основными элементами правовых методов являются юридические нормы, государственные предписания и акты применения права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей.

Право является продуктом общества в целом и гражданского общества в частности. Оно устанавливает позитивные правила поведения, организует общественные отношения, координирует социальные взаимосвязи. Идеальным можно назвать вариант, когда обществом управляют не люди, а легитимные, правовые законы, но такой вариант в полной мере практически недостижим. В жизни право указывает каждому члену общества то поведение, которому он должен следовать, и то поведение, которого он должен избегать, то есть регулирует его поведение. В результате право способствует установлению официального обязательного для всех общественного порядка. Осуществляется это путем, во-первых, установления каждому члену общества прав и обязанностей, т.е. кто и на что имеет право (может делать) и что обязан делать; во-вторых, через механизм государственного воздействия, выступающий как основа власти. Правовые средства регулирования общественных отношений, в свою очередь, подвергаются влиянию социальных и иных факторов.

Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе и включает:

  • * бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств;
  • * развитие договорных отношений в регулировании доходов населения;
  • * налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан;
  • * создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и иных доходов;
  • * декларирование сверхвысоких доходов граждан;
  • * тарифные соглашения между работодателями и наемными работниками;
  • * непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки;
  • * совершенствование пенсионного обеспечения;
  • * использование и повышение роли социального страхования и страховых выплат в социальной защите населения, упорядочение участия пенсионеров в производстве;
  • * постепенное увеличение возраста выхода на пенсию;
  • * повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);
  • * усиление децентрализованного начала в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а также местный уровень;
  • * постепенное увеличение платности в социальной сфере. В системе государственного регулирования используются в качестве инструментов социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные регуляторы. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства, обеспечивающая жизнедеятельность общества. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, регламентирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством.

Особую роль в системе государственного регулирования социальной сферы играют социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в области развития социальной сферы.


В обществоведческой отечественной литературе последних лет принято различать- четыре сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную и духовную. Такая стратификация общественной жизни правомерна и не вызывает возражений. Тем не менее, очевидна и ее относительная ценность для науки и практики, поскольку в реальной жизни людей все сферы общества взаимосвязаны, переплетены, взаимно проникают друг в друга настолько, что установить грань между ними не всегда удается. Экономическая деятельность и экономическое сознание ограниченно переплетены между собой и не может быть экономикивне связи с экономическим сознанием. Социальная сфера, в свою очередь, имеет условные границы, но на практике представить ее вне экономической реальности крайне трудно, так как экономические проблемы человека это его жизненные проблемы, т.е. проблемы социальные.
Стратификационный анализ общества не может быть сведен к проблеме дифференциации сфер жизни людей. Он предполагает и изучение характера зависимости между ними. Известно, что экономическая сфера самая важная и фундаментальная. Но экономическая деятельность это на самоцель, а средство для решения каждым человеком и обществом в целом своих жизненных интересов, для расширения свободы выбора. По мнению Б.А. Вороновича «... в этом плане социальная сфера является смыслообразующей субстанцией всего того, что делает общество. При таком подходе к проблеме социальная сфера уже не является простой производной от экономики. Она обретает статус фундамента общественной структуры, решающей детерминанты жизни людей...». ,
Идея решающей роли социальной сферы в жизни и развитии общества не должна содержать в себе недооценку экономики. В реальной жизни людей экономика также необходима, как и социальная сфера. «Концепцию социального детерминизма, как и концепцию экономизма, можно считать лишь идеальным типом определенного философско-социологического подхода, никогда не реализуемого в чистом виде, ибо в действительности экономика определяет социальную жизнь в такой же мере, в какой жизненные интересы человека определяют уровень экономического развития общества»."
Функционирование общества в рамках рыночных отношений предопределяет необходимость содержательного определения понятия социальная сфера. Это понятие широко употребляется как в научной литературе, представляющей различные отрасли знания (философия, социология, статистика, экономика), так и на практике всех уровней управления. Понятие трактуется либо слишком узко (в таких случаях обычно речь идет об отдельных отраслях социальной сферы - здравоохранении, образовании, науке, культуре и спорте), либо слишком широко, когда, например, в статистические сборники, специально посвященные развитию социальной сферы, без всякого объяснения включаются все показатели социально- экономического развития.

Е.А. Елисеев считает, что такой широкий диапазон и неясность в трактовке содержания социальной сферы существует потому, что до настоящего времени не предложены критерии, с помЛдью которых можно было бы зафиксировать не только содержание понятия «социальная сфера», но и определить его границы.
По некоторым оценкам аналитиков и ученых социальная сфера - это вся система жизнеобеспечения человека, начиная от родильных домов и заканчивая культурой погребения". Сутью общественных отношений в социальной сфере является процесс воспроизводства человека со всей совокупностью его способностей и потребностей. Иными словами, социальные отношения - это те же экономические отношения, но рассматриваемые по затратам и результатам с точки зрения производства и развития личности человека. Е.А. Елисеев выделяет три стадии данного процесса.
Стадия производства- это отношения по поводу рождения, охраны здоровья, воспитания, образования, социальной защиты, физического и духовного развития человека. Данная стадия образует часть социальной сферы, которая обеспечивает эти отношения - здравоохранение, все формы образования и воспитания, науку, культуру, социальную защиту, физическую культуру и спорт. Отношение общества к указанным сферам как к непроизводственным далеко небезобидно: оно подспудно стимулирует пренебрежение и так называемый остаточный принцип финансирования.
Стадия распреоеления - это отношения по поводу регулирования использования человеческого потенциала для производства как материальных благ, так и для производства и потребления «человеческого капитала». На этой стадии возникает отрасль социальной сферы, которая представлена службами, способствующими рациональному использованию накопленных людьми знаний, навыков, умения и способностей.
Стадия потребления - это область экономических и социальных отношений, где осуществляется многообразная трудовая деятельность людей. Важнейший результат потребления - вещное богатство страны в виде созданных материальных благ и услуг, что в свою очередь является единственным источником удовлетворения разнообразных потребностей общества. Кроме того, стадия потребления способностей людей не исчерпывается решением задачи достижения благосостояния, а представляет собой огромный потенциал для дальнейшего развития творческих способностей людей, заложенных на стадии производства.
Уместно заметить, что деление процесса воспроизводства человеческой личности на отдельные стадии в известной степени условно - они тесно взаимосвязаны, являются частью друг друга: стадия потребления способностей личности есть одновременно процесс подготовки необходимых материальных условий для решения ряда задач стадии производства. Более того, стадия потребления есть одновременно процесс производства и развития новых способностей человека, а именно тех, которые служат удовлетворению более высоких потребностей.

Социальная сфера - это сложный комплекс различных отраслей, который выполняет ряд задач по обеспечению жизни и деятельности человека.
Эти задачи группируются по признаку содержания (качества) удовлетворяемых индивидуальных потребностей.
¦ К первой-группе относятся задачи по обеспечению жизнедеятельности человека на уровне его простейших биологических и социальных потребностей. Международные организации связывают обязательное удовлетворение такого рода потребностей с соблюдением прав человека. Речь идет о таких аспектах, как жилищный фонд (его наличие и содержание), производство и потребление необходимых товаров и услуг, медицинское обеспечение и санитарное состояние, дошкольное воспитание и образование, социальное обеспечение, охрана общественного порядка, работа транспорта, организация торговли.
Ко второй группе относятся задачи по обеспечению условий жизнедеятельности того уровня, который соответствует социальному стандарту «нормальной жизни» и воспринимается большинством как состояние комфорта, как состояние «блага». Данный уровень способствует созданию предпосылок для развития творческой деятельности личности и общества, для политической и социальной стабильности. Речь идет о деятельности тех же отраслей социальной сферы, но на более качественном уровне их содержания. Создание возможности человеку самому выбрать жилище, место, уровень и качество необходимой ему медицинской помоши; доступность и реализация возможности для большинства членов общества приобретать товары и услуги, удовлетворяющие не низшие потребности, а в достаточной степени и утилитарные на социально сбалансированном (не отсекающем большинство населения) рынке - таковы основные критерии реализации данной группы задач. Сюда можно отнести и уровень потребления духовных услуг - развитие телевидения, сети культурных учреждений, обеспечивающее высокий уровень потребностей личности, развитие информационной инфраструктуры, помогающей населению определить свой выбор в потреблении материальных и духовных благ и услуг.
Третью группу составляют задачи отраслей социальной сферы, позволяющие перевести их деятельность на уровень воспроизводства человека как творческой личности. Человек, как субъект отношений, при реализации данной группы задач выступает уже не как потребитель, а как созидатель. Решение этого класса задач и есть та установка, которая выступает в качестве высшей цели социально ориентированной рыночной экономики, является стратегической целью реализации социальной политики.
Рассмотрение социальной сферы жизни общества в качестве объекта социальной политики дает основание считать, что социальная политика - это целенаправленная деятельность структур государственной и общественной власти по управлению социальной сферой. Деятельность отраслей социальной сферы, направлена на удовлетворение всех фундаментальных, жизненных, базовых потребностей человека, к которым в равной степепи относятся как биологические (материальные), так и духовные (социальные) потребности. В таком смысле социальную политику можно рассматривать как политику государственного воздействия на
всю сферу удовлетворения жизненных интересов людеП, целенаправленную деятельность органов государственной власти по регулированию социальных отношений в обществе, теорию, практику и искусство выдвижения человека с его жизненными интересами в центр внимания этой деятельности.
Главный императив социальной политики - забота об уровне и качестве жизни каждого человека. Практическая реализация данного императива должна основываться на некоторых положениях, которые можно определить как основополагающие. Без таковых социальная политика превращается в некую схоластическую деятельность, не приводящую к ожидаемым результатам.

Цель : рассмотрение социальной сферы: сущность, структура, функции, проблемы и пути из преодоления.

План:

1. Социальная сфера общества: сущность, структура, функции.

2. Социальная политика как инструмент регулирования социальной сферы.

3.Социальная защита населения: понятие, принципы

1. Содержание понятия "социальная сфера", как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Ряд авторов, полагая, что социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и политической системами и выступает как бы передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход, с нашей точки зрения, также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.



Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства, дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека,группы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие "потребность социального субъекта". Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:

Потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристики результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

Субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

Соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем, на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне - соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.

Степень эмансипации каждого конкретного общества от стихийного воздействия случая, равно как и сила, эффективность его противодействия стихийным факторам носят конкретно-исторический характер. Границы целенаправленного воздействия на социальную среду, его содержание, цели и принципы зависят от сущности общества, господствующих в нем экономических отношений, политических институтов. Сознательное управление осуществляется в интересах класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает систему общественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия на общество. Субъективные факторы таких воздействий в процессе общественного прогресса претерпели глубокие изменения - от управления посредством эмпирических, из непосредственного опыта получаемых и передаваемых из поколения в поколение, традиций, обычаев в первобытном обществе до сознательного управления социальными отношениями и процессами. При этом остается настоятельной необходимостью совершенствование управления социальным воспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливает требования к социальному познанию существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации социальной сферы в определенную целостность, характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету в управлении социальной сферой уникального и случайного.

Социальная сфера заключает в себе сложный клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. Например, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо "отвечает" за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик, но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы.

2. Социальная политика представляет собой одно из ведущих направлений внутренней политики государства, действенный инструмент управления социальной сферой и обеспечения воспроизводства социальных ресурсов общества. "Социальная политика - это деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение удовлет­ворения материальных и культурных потребностей его членов и на регу­лирование процессов социальной дифференциации общества. Базовыми це­лями социальной политики являются достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответст­вующих политических сил и социальной системы".

Социальная политика способна выступать в качестве важного фактора общественной жизнедеятельности лишь при условии надёжной реализа­ции двух своих основных функций: целеполагающего и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, а также эффективного регулирования и контроля социальной сферы. Её фундаментальную основу составляет принцип социальной справедливости , сущностью которого является создание для всех членов общества равных возможностей в реализа­ции своих способностей и удовлетворении жизненных потребностей соот­ветственно трудовому вкладу.

Принцип социальной справедливости предъявляет большие требования к существующей в обществе системе заработной платы, распределения до­ходов и других благ с учётом реального трудового вклада каждого чле­на общества. Несомненно, логика рыночной конкурентной борьбы, опираю­щаяся на незыблемое право частной собственности, во многих отношениях противоречит требованиям социальной справедливости. Накапливаемые и передаваемые по наследству богатства рано или поздно создают для собственника возможность освободить себя от трудовой деятельности, создать привилегированные возможности для получения образования, ду­ховного развития и т.д. Социальная политика призвана в этих условиях усиливать свою защитную функцию, вносить необходимые коррекции в сис­тему социально-трудовых и распределительных отношений.

В сфере социально-политических и культурно-духовных отношений воплощение принципа социальной справедливости требует чётких гарантий со стороны государства в области фактического равноправия (равенства прав и обязанностей) всех граждан независимо от их социальной, нацио­нальной, религиозной принадлежности, обеспечения им реальных возмож­ностей участия в управлении общественными и государственными делами, выработке и принятии решений, получения социальной и политической информации, доступа к духовным ценностям и процессу их создания.

Охватывая все сферы жизнедеятельности общества - производственную, социальную, политическую и духовную, - социальная политика регулирует социальные аспекты всех видов общественных отношений на всех уровнях общественной организации. Важнейшая её цель - возвышение социального потенциала личности, коллектива, семьи и других субъектов общественной жизни. Под социальным потенциалом личности и группы по­нимается накапливаемые ими возможности, ресурсы для возрастающего по своим масштабам воспроизводства и роста жизненных сил, творческих возможностей в совершенствовании общества, повышения благосостояния, уровня и качества жизни всех его членов.

Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп, слоев, их прав и свобод.

Социальная политика в современном мире осуществляется, прежде всего, государством и направлена на решение социальных проблем.

Основные направления социальной политики:

Гарантирование членам общества минимального дохода;

Поддержание и развитие способностей членов общества и, прежде всего способности к труду;

Обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.

Социальная политика государства также осуществляет социальную защиту граждан и обеспечивает им социальные гарантии.

Социальная защита - система мер, осуществляемых обществом в це­лом и его звеньями, по обеспечению общественно-нормального материаль­ного и социального положения граждан.

Социальные гарантии - система обязательств перед членами общества по удовлетворению их необходимых потребностей.

Основные элементы социальной защиты:

Подготовка к квалифицированной трудовой деятельности;

Доступность реализации способностей в процессе трудовой производственной деятельности;

Обеспечение процесса трудовой производительности;

Создание новых рабочих мест и поддержка работников, лишившихся работы.

Социальные гарантии включают следующие элементы:

Гарантия общедоступности и бесплатности образования;

Гарантия реализации способностей в процессе трудовой и производственной деятельности;

Гарантия недопустимости принудительного труда;

Гарантия минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности,

Выделяют несколько типов социальной политики: либеральную, консервативную и социально-реформистскую.

Либеральная - гибкое регулирование социальной сферы. Главная функция государства - забота о благосостоянии человека.

Консервативная - общество предоставляет всем равные возможности, индивид имеет свободу выбора. Он не должен перекладывать заботу о себе на государство.

Социально-реформистская - перманентное изменение социальной поли­тики путём реформ. В одних странах характерно решение проблем социаль­ной защиты населения преимущественно государством, в других - частными, благотворительными, общественными институтами.

Современное российское государство является государством переходного периода. А это значит, что все основные институты, органы и учреждения характеризуются определённой противоречивостью, а нередко и противостоянием. Пока трудно сказать, куда мы движемся, какой путь развития изберём. Многое пока не ясно, нестабильно, неустойчиво. А это в свою очередь сказывается и на социальной политике государства.

Можно утверждать, что нынешняя социальная политика государства отражает интересы не большинства населения, а меньшинства. Поэтому не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. В последней нуждается действительно боль­шинство, ибо оно представлено наименее защищёнными слоями общества.

Социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и вовне.

3. В процессах межсубъектного взаимодействия возникает множество контактов и связей, которые далеко не всегда имеют согласованный, гармоничный характер: нередки противоречия, дисфункции, достигающие анта­гонистического уровня. Эти противоречия, имея объективную природу, по-разному осознаются субъектами, отражаясь в их ориентация и устрем­лениях, в оценке своего положения в обществе и меры социально справед­ливого распределения материальных и духовных благ. Поскольку эти про­тиворечия затрагивают порой самые глубокие, жизненные интересы субъек­тов, возникает проблема их надёжной социальной защиты со стороны общества и государства.

В самом широком смысле под социальной защитой понимается система правовых гарантий и охранительных мер, реально защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации, вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причи­нам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал.

Таким образом, социальная защита ориентирована в своих функциях на всех членов общества, но реальные её проявления по отношению к разным группам населения не одинаковы.

Отсюда особенно глубокий смысл обретает понятие "права человека, в котором фиксируются социальный и политический статус члена общест­ва, гражданина, его правоотношения с государством, другими социальны­ми институтами. Критерием таких отношений является мера социальной защищённости - реальные гарантии и охрана коренных жизненных интере­сов любого члена общества во всех сферах его жизнедеятельности. Соответственно и "поле социальной защиты" каждого социального субъекта должно охватывать все сферы жизни общества - экономическую, социаль­ную, политическую и духовную.

Социальные права человека - это государственно-правовые гарантии и нормы обеспечения его жизненно важных потребностей, их реальная охрана и защита на принципах социального равенства и справедливости. Это - права на труд и отдых, охрану здоровья и личную безопасность, минимально необходимый уровень и качество жизни, образование и доступ к информации, культурно-духовным ценностям. К политическим правам и свободам относятся гарантии реального участия в решении государствен­ных и общественных дел, свободного выражения своих убеждений и мнений, участия в митингах, собраниях и уличных шествиях, объединения в поли­тических партиях, движениях и организациях.

Современные принципы и представления о правах человека изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1946 г. Декларация подчёркивает, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве, и каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, гарантирующими его жизнь, безопас­ность, равенство всех перед законом, гражданство и участие в управлении своей страной, владение имуществом и труд. К Международному пакту о гражданских и политических правах в 1966 г. присоединилась и наша страна.

Основным пространством, в котором реализуются функции социальной защиты населения (СЗН) и является социальная сфера, располагающая для этих целей необходимыми органами управления и учреждениями, материальными ресурсами и кадрами подготовленных специалистов. Важнейшим инструментом развития социальной сферы, регулирования социальных отношений и процессов, реализации задач СЗН является социальная политика государства.

Список литературы:

1. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы.– М., 1993.

2. Шавель С.А. Социальная сфера общества и личность.– Минск, 1988.

3. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. – М., 1999.

Тема 11. Социология семьи.

Цель : изучение семьи как социального института и малой социальной группы.

План:

1. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Типы, структура.

2. Функции семьи.

3.Социальные проблемы семьи

1. Социология семьи как часть общей социологии, как теория «среднего уровня» рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи), связанных семейно-родственными отношениями, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, т.е. на семейном образе жизни.

Семья – это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве (например, мать и дети), либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Социология рассматривает семью как социальную систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы.

При рассмотрении семьи как социального института изучается:

1) общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;

2) образцы семейного поведения;

3) ролевые отношения в семье;

4) эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;

5) социальный механизм изменения норм и ценностей.

При рассмотрении семьи как малой социальной группы изучаются:

1) условия формирования и этапы развития семьи;

2) динамика супружеских отношений, отношений между родителями и детьми;

3) распределение обязанностей в семье;

4) причины и мотивы разводов;

5) структура и функции

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт брака – это исторически обусловленная, санкционируемая и регламентируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу

Американский этнограф Л.Морган считал, что семья в своём развитии прошла следующие фазы:

1) Промискуитет – такая форма совместной жизни, характерная для низшей ступени дикости, при которой отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной, т.е. существовали не регулировавшиеся никакими нормами половые отношения между всеми членами общества.

2) Кровнородственная семья – такая форма группового брака, при которой половое общение разрешено лишь между членами рода или племени, принадлежащими к одному поколению.

3) Пуналуальная семья – это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам.

4) Синдиамическая семья – в которой один мужчина живёт с одной женщиной, а полигамия остаётся исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью.

5) Моногамная семья – представляет собой связь между одним мужчиной и одной женщиной

Типология семьи:

По форме семьи:

1. Нуклеарная семья – состоит из взрослых (родителей) и детей.

2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников.

По форме брака

1. Моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной.

2. Полигамия – между одним и несколькими индивидуумами.

3. Полигиния – между одним мужчиной и несколькими женщинами.

4. Полиандрия – между одной женщиной и несколькими мужчинами.

5. Групповой брак – между несколькими семьями.

В социологии выделяют типы семей по числу детей семьи: бездетные, малодетные, многодетные.

По юридической регистрации брака

– семьи, основанные на браке;

– фактические семьи или внебрачные сожительства;

– оформленные юридически, но живущие раздельно супруги.

По очерёдности брака

– семьи, основанные на первом браке обоих супругов;

– семьи, основанные на повторном браке супругов.

3. Выделяют следующие основные функции семьи:

1. Репродуктивная – биологическое воспроизводство членов общества.

2. Воспитательная – социализация молодого поколения.

3. Хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми.

4. Экономическая – поддержка нетрудоспособных членов общества.

5. Первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязанности родителей перед детьми

6. Духовного общения – развитие личности членов семьи.

7. Социально-статусная – предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры (удовлетворение потребностей в социальном продвижении).

8. Досуговая – организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга.

9. Эмоциональная – психологическая совместимость семьи (эмоциональная поддержка в семье).

3. Выделяют следующие проблемы семьи:

Ухудшающаяся наследственность . Распространение опасных болезней, плохое или неправильное питание, нездоровый образ жизни, наследственные заболевания, алкоголизм, антисоциальное поведение родителей несут угрозу здоровью и нравственному воспитанию детей.

Уменьшение количества детей в семье . В течение XX в. в индуст­риальных странах наблюдалось резкое сокращение рождаемости. В се­мьях современных развитых стран редко бывает более 1 -2 детей. В на­стоящее время в России около 90% семей имеют 1-2 детей

Более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи . Эта проблема вызвана необходимостью завершения образова­ния (часто высшего) и желанием сделать карьеру, чтобы экономически обеспечить будущую семью.

Увеличение количества разводов . В настоящее время в развитых странах, в том числе в России, распадается каждый третий - каждый второй брак. Такой разброс зависит от проживания семьи (город или сельская местность), вероисповедания, национальности, экономиче­ской самостоятельности мужа и жены и других факторов.

Изменение мотивации брака . Главным мотивом вступления в брак продолжает оставаться любовь, но растет число браков, заключаемых для повышения социального статуса, улучшения финансового поло­жения, решения проблем миграции и др.

1. Большая разница в образовании и в возрасте между супругами (особенно если женщина намного старше).

2. Склонность к алкоголизму (наркомании) одного из супругов.

3. Легкомысленное отношение к браку, семье вообще.

4. Слишком ранний возраст вступления в брак.

5. Вероятность скорого рождения ребёнка.

6. Слишком малый срок знакомства.

7. Резкое несогласие родителей на заключение брака.

8. Брак по принуждению, без взаимного согласия.

Технические средства, используемые на лекции : мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы :

1. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – Спб., 1998.

2. Антонов А.И. Социология семьи. – М., 1996.

3. Антонов А. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов. – М., 1998.

4. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

В последние годы в Республике Казахстан все чаще употребляется термин социальная сфера. Трактовки этого понятия различны, однако следует отметить, что по своей структуре социальная сфера значительно шире и сложней сферы услуг.

Первоочередное обращение к социальной сфере общества связано с двумя причинами. Во-первых, в социологической и социально-философской литературе явно проявляется тенденция к пересмотру традиционных представлений о социальной сфере общественной жизни. Постепенно формируется новая парадигма ее понимания и интерпретации. Во-вторых, социальная сфера жизни казахстанцев претерпевает значительные изменения в условиях трансформации общества, и эти изменения наиболее выпукло проявляются на социальном уровне. Специфика социальной сферы, в отличие от других сфер общественной жизни, определяется чаще всего через указание ее функций. В самом общем виде социальная сфера призвана: обеспечить воспроизводство поколений, включая содержание детей, престарелых, нетрудоспособных полностью или в определенной стадии жизненного цикла; дать гарантии трудоспособным на случай болезни, увечья, травмы и других рисков.

Главная функция социальной сферы - это воспроизводство человека. Указываются и другие, производные функции, например, социозащитная, которая обеспечивает социальные гарантии и права, социальную помощь и поддержку нетрудоспособных и депривированных слоев общества, выражается в системе показателей, характеризующих степень социальной защищенности населения (уровень прожиточного минимума, численность населения, находящуюся за чертой бедности, и т.д.).

Социальная сфера - область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, различающимися, прежде всего ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства, источникам и размерами получаемой доли общественного богатства .

Профессор Гордин В.Э. дает следующее определение социальной сферы: «...совокупность отраслей и организаций, выполняющих общую целевую функцию по удовлетворению потребностей населения, связанных системой технологических связей и регулируемых отраслевыми органами управления» .

Характер экономических отношений в социальной сфере обусловливается тем, что данная сфера предоставляет свои блага преимущественным образом в виде услуг. Рассматривая экономические отношения в социальной сфере сквозь призму отдельных секторов, можно выделить существенные особенности присущие каждому из них.

Экономические отношения в государственном секторе между государством и находящимися в его собственности учреждениями строятся на принципах непосредственного финансирования деятельности учреждений из бюджетов различного уровня, передачи государственным предприятиям имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществления вышестоящей организацией прямых управленческих функций.

В предпринимательском секторе социальной сферы экономические отношения между государством и предприятиями (фирмами) строятся через систему косвенного регулирования посредством налогов, таможенных пошлин, арендных платежей, лицензирования и сертификации услуг.

В неприбыльном секторе социальной сферы складываются особые экономические отношения между государством и организациями. Эти особенности обусловлены, с одной стороны, заинтересованностью государства в социально важной деятельности многих неприбыльных организаций, а с другой - целевыми установками в работе этих организаций, преследующих некоммерческие, благотворительные цели.

Под структурой социальной сферы Гордин В.Э. подразумевает соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей. Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей.

В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, непосредственно удовлетворяющие социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму. В социальную сферу входят также организации, находящиеся в ведении непрофильных, в основном производственных министерств, но оказывающие услуги населению .

В учебнике административное право Республики Казахстан также дается понятие социально-культурная сфера, она определяется как совокупность отраслей нематериального производства и услуг. К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны) .

В последнее время достаточно часто используют понятие - социально-трудовая сфера. Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения - это отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий и конфликтов.

Основные блоки социально-трудовой сферы отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы:

Социально-культурный комплекс (образование, здравоохранение, культура);

Рынок труда, службы занятости и переподготовки кадров;

Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.) .

Наряду с понятием «социальная сфера» в научной литературе часто используется понятие «социальная инфраструктура». Академик Некрасов Н.Н. определяет социальную инфраструктуру как комплекс предприятий, сооружений и учреждений, обеспечивающих на определенной территории необходимые материальные и культурно-бытовые условия жизни населения. Сюда входят жилищный фонд, учреждения науки и искусства, общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, предприятия торговли и коммунального хозяйства, сооружения спортивно-оздоровительного назначения, пассажирский транспорт .

Социальная инфраструктура представляет собой совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для производства услуг, обеспечивающих воспроизводство человека и общества. Особенность элементов социальной инфраструктуры состоит в том, что они не взаимозаменяемы. Уровень развития социальной инфраструктуры в регионе характеризует степень удовлетворения потребностей людей, отражает уровень и качество жизни населения .

Содержание понятия "социальная сфера", как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества.

Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Ряд авторов, полагая, что социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и политической системами и выступает как бы передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений.

Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход, с нашей точки зрения, также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

В энциклопедии юриста также дается определение социальной сфере, социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

С учетом функций социальной сферы выделяются и рассматриваются ее основные компоненты:

1. Социально-трудовая сфера

2. Сфера занятости населения

3. Сфера образования

4. Сфера здравоохранения

5. Социально-бытовая сфера

6. Сфера социального и пенсионного обеспечения, страхования

7. Сфера социальной защиты населения

8. Социально-культурная сфера

9. Сфера работы с молодежью

10. Сфера миграции населения

Каждый из этих компонентов может быть «разложен» на более мелкие составляющие. Так, социально-трудовая включает такие элементы, как оплата труда, охрана труда, защита трудовых прав граждан, социальное партнерство. В сферу социальной защиты населения входят социальное обслуживание нетрудоспособных граждан, социальная интеграция инвалидов, социальная помощь населению, социальная поддержка женщин, семьи, молодежи и т.д.

Выделяя социально-бытовую сферу как один из элементов социальной сферы, мы включаем в нее социальные отношения в быту, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное обслуживание. Имея в виду важность социализации подрастающего поколения, жизненного самоопределения молодежи, целесообразно выделить отдельно сферу работы с молодежью. Усиление миграционных процессов в постсоветском пространстве, возникновение в этой связи ряда новых социальных проблем дают основание для выделения сферы миграции населения.

Следует сказать особо о социально-культурной сфере, в которой удовлетворяются культурные потребности населения. Если сфера культуры выступает больше как сфера производства и распространения культурных ценностей, то социально-культурная сфера рассматривается больше как сфера массового потребления этих ценностей.

Воспроизводство человека как основная функция социальной сферы реализуется через удовлетворение его потребностей, к которым мы относим, вслед за А. Маслоу, пять потребностей:

1) элементарные (физиологические) потребности,

2) потребность в безопасности,

3) потребность в социальных связях,

4) потребность в оценке и признании,

5) потребность в самоактуализации.

У одной группы людей могут преобладать одни потребности, у другой -- другие. Первая группа может быть озабочена элементарными потребностями, вторая группа - потребностью в социальных связях. Хотя и разные группы людей озабочены удовлетворением различного уровня потребностей, в целом для социальной сферы общества может быть характерна какая-то определенная функциональная направленность: или на удовлетворение низших социальных потребностей, или на удовлетворение потребностей более высокого уровня. Можно выделить, на наш взгляд, три типа функциональной направленности социальной сферы:

Направленность на выживание людей,

Направленность на адаптацию людей к меняющимся социально-экономическим условиям,

Направленность на самореализацию людей, на раскрытие и использование их личностного потенциала.

Таким образом, социальная сфера непосредственно связана и касается образа, уровня и качества жизни людей. Общая характеристика социальной сферы включает в себя правовой, экономический, социально-трудовой и социально-культурный аспект.

Основные компоненты социальной сферы

Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным.

Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Однако, важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

Социальная сфера – одна из основных подсистем общества, сложный, интегрирующий объект требующий правильного понимания и представления. Соц. сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных потребностей и интересов: материальных, духовных, интеллектуальных. Кроме жизненных интересов и потребностей, человек реализует и свое жизненное предназначение, что обуслав­ливает наличие, окружающих его предметов, вещей, являющихся также составляющими соц. сферы.

Для характеристики соц. сферы используются различные термины: общественное благо, качество жизни, уровень жизни и др. Общественное благо наряду с материальной составляющей включает и нематериальные компоненты: личное счастье, благополучие, удовлетворение работой и др. Качество жизни характеризует, с одной стороны субъекта общ. жизни и потребностей человека (продолжительность жизни, образования, культурного и интеллектуаль­ного потенциала), а с другой – комфортность, удобство жизненных условий, состояния и среды обитания людей. Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Совокупность процессов и организаций соц. сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупнено выделить объекты государственного регулирования:

Население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;

Политика доходов, уровень и качество жизни населения;

Социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование; - развитие отраслей соц. сферы (здравоохранение, образование, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм).

Весь спектр задач и направлений развития социального комплекса находят отражение в социальной политике государства.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

· компенсаторная, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

· элективная, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

· кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.8. Национальные проекты как объект государственного управления.

Приоритетные национальные проекты - ближайшие цели, которые не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья, а являются первым периодом в реализации общей государственной стратегии России.

На формирование общего подхода к ПНП оказали влияние следующие факторы:

Появление значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных в разных формах государством (Стабфонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.д.);

Сокращение государственной внешней задолженности;

Превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию.

Приоритетный национальный проект «Образование» включает в себя следующие направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах и развитие системы профессиональной подготовки в армии».

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» включает четыре направления: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования»; «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»; «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».Основным механизмом реализации является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо согласно имеющимся межправительственным договоренностям, отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов. По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным целевым показателем является увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6%.

Национальные проекты по своему стратегическому, глубинному содержанию - это концентрация финансовых, административных и общественных ресурсов страны на наиболее приоритетных направлениях развития потенциала человека. Это дальнейший шаг, логическое продолжение курса на модернизацию страны. Роль приоритетных национальных проектов в реализации государственной стратегии развития России состоит в том, что они являются основой формирования нового гражданского общества и будущей модели экономики знаний и новых технологий.

Приоритетные национальные проекты предназначены для формирования обновленного механизма деятельности государственных органов власти и должны быть реализованы всем обществом, так как «по вертикали» они "относятся ко всем уровням власти - федеральной, региональной, местной, а «по горизонтали» - ко всем институтам гражданского общества и бизнесу.