Проект формы и методы управления развитием инноваций. Проблемы управления инновационным развитием предприятия

Денежная система Японии в ее современном виде сложилась после буржуазной революции 1867-1869 гг., в так называемую эпоху Мэйдзи, которая положила начало реформам, приведшим к коренным изменениям в экономике и политике. После революции Мэйдзи (1868 г.) пришедшее к власти буржуазное правительство провело монетарную реформу и ввело десятеричную систему национальной валюты (одна сотая иены называлась сена, одна десятая сены - рин). Иена заменила дзэни - довольно сложную денежную систему эпохи Эдо (1600-1868), в которой параллельно существовали золотые, серебряные, медные и бумажные денежные знаки, причем как центрального правительства, так и 244 отдельных княжеских владений. Тогда же оформилась и кредитно-банковская система.

Первые общенациональные деньги выпущены в 1868 г. Это были вертикально расположенные банкноты, частично имитирующие стиль денег, выпускаемых местными феодальными кланами предыдущего периода. В качестве новой денежной единицы была принята иена (от китайск. юань - в значении круглая монета, первоначальное значение - круг, круглая вещь). Иена равнялась 100 сенам (от старинного названия до сен - медная монета). Банкноты были неразменными на золото или серебро, их растущая эмиссия позволяла финансировать индустриальное развитие и расходы правительства. Однако многие кланы и префектуры продолжали использовать собственные местные деньги, имевшие обращение только в их регионах, пока большая часть их не была окончательно выкуплена и уничтожена казначейством в 1879 г.

В 1871 г. в Японии предпринята первая попытка введения золотого стандарта. Не имея надлежащего опыта и оборудования для печатания бумажных денег, японское правительство в 1872 г. заказано банкноты в Германии. Серия этих банкнот состояла из 9 номиналов от 10 до 100 иен. Рисунки на всех номиналах были практически одинаковыми - два павлина и два дракона, к тому же несколько разных номиналов имели один и тот же размер (на 9 номиналов было только 3 размера), поэтому быстро появилось много фальшивых денег. В связи с этим уже в 1873 г. были выпущены новые банкноты от имени 153 национальных банков, но все размеры, изображения и надписи (за исключением названия выпускающего банка) были унифицированы. На этот раз их изготовила американская компания. Это были первые японские бумажные деньги западного образца. Однако дефицит денежного металла вновь привел к неразменности банкнот. Гражданская война 1877 г. вызвала необузданную инфляцию, поскольку фидуциарная эмиссия правительственных банкнот позволяла финансировать военные действия.

Современный эмиссионный институт - Банк Японии - учрежден в 1882 г. По закону 1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. Первоначально Банк был создан на 30 лет для обуздания инфляции, которую вызывала частная банкнотная эмиссия коммерческих банков, затем срок функционирования банка продлили еще на 30 лет, и в 1942 г. он стал функционировать как национальный монетарный орган, не имеющий ограничений по срокам деятельности. По статусу Банк Японии является акционерным обществом, в котором 55% акций принадлежит государству. Первая серия банкнот Банка Японии достоинством от 1 до 100 иен была выпущена в 1885 г. На их лицевой стороне изображен сидящий на мешках с рисом бог здоровья и счастья Дайкоку.

Вторично золотой стандарт в Японии был введен в 1897 г., золотое содержание иены установлено в 0,75 г чистого золота. Во время Первой мировой войны размен банкнот на золото прекратили. С 1914 по 1920 г. денежная масса выросла вдвое, а иена обесценилась на 64%. Официально золотой стандарт отменен в конце 1933 г. Масса денег увеличилась в 1937 г. в 1,6 раза, а цены выросли на 68%.

Во время войн, в которых участвовала Япония, она выпускала деньги для оккупированных территорий. Так, во время русско- японской войны 1904-1905 гг. выпущены специальные оккупационные деньги для Кореи, Северного Китая и Сахалина. В 1918 г., во время Гражданской войны, с таким же рисунком, но с русскими надписями были выпущены деньги для оккупированной территории Дальнего Востока. Интересно, что и во время Второй мировой войны в Японии наряду с выпущенными оккупационными деньгами для Бирмы, французского Индокитая, Малайи, Голландской Индии, Океании и Филиппин были предусмотрительно заготовлены в пяти достоинствах - от 10 коп. до 1 червонца - деньги и для русских территорий, но, как известно, пустить их в обращение японцам не пришлось.

В послевоенный период (1945-1950) инфляция приняла невиданный размах - масса денег увеличилась в 15 раз, а цены - в 343 раза. Вследствие высокой инфляции из оборота полностью изъяты банкноты достоинством менее одной иены, т.е. номинированные в сенах и ринах. Стоимость иены снизилась до 0,4% от уровня 1936 г. Для этого времени характерно изменение структуры денежного обращения: возросла доля наличных денег при существенном сокращении банковских депозитов. Коммерческие банки Японии столкнулись с проблемой формирования депоз

Денежная система Японии.

Тенденция к прогрессирующему расстройству денежного обращения в Японии прослеживается со времен первой мировой войны, когда был отменен обмен банкнот Банка Японии на золото.
Эмиссионный центр - Банк Японии, учрежденный в 1882 г., по закону 1889 г. получил право фидуциарной банкнотной эмиссии; золотой стандарт был введен в 1897 г.

В годы первой мировой войны и после ее окончания денежное обращение в Японии значительно увеличилось (в 1914-1920 гг. в три раза), что явилось одним из факторов инфляции. За тот же период иена обесценилась почти на 64%.

В дальнейшем денежное обращение в Японии было временно стабилизировано. Инфляция возобновилась в связи с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. и агрессией Японии (захват Манчжурии, агрессивные акции в Китае, подготовка к агрессии в годы второй мировой войны). В 1931 г. был упразднен золотой стандарт, с 1931 по 1937 г. денежная масса в обращении увеличилась в 1,6 раза, оптовые цены - на 68%.

С начала японской агрессии в Китае в 1937 г. и до конца второй мировой войны инфляция в Японии значительно усилилась. В условиях быстро растущих военных ассигнований и бюджетных дефицитов эмиссия банкнот широко использовалась для их финансирования; упадок гражданского производства сопровождался нехваткой продовольствия и предметов первой необходимости, что усиливало рост цен и спекуляцию. Росту товарных цен способствовали увеличение косвенных налогов и государственная политика цен.

В 1937-1944 гг. количество банкнот в обращении возросло с 2,3 млрд. до 17,7 млрд. иен, а облигаций государственных займов в портфеле Банка Японии - с 1,4 млрд. до 9,6 млрд. иен. Одновременно сумма текущих депозитов во всех банках страны увеличилась с 4,4 млрд. до 21,7 млрд. иен. Производство работало на войну, обеспечивая монополистической буржуазии высокие прибыли. Выпуск товаров личного потребления быстро сокращался. Своим острием инфляция была направлена против интересов рабочего класса, широких масс трудящихся. Реальная заработная плата японских рабочих в 1945 г. составляла лишь 41,2% от уровня 1934-1936 гг. Инфляция нанесла тяжелый удар по интересам неимущего крестьянства. В то же время она использовалась в интересах крупного капитала, монополий. В конце войны инфляция резко обострилась. Она сопровождалась не только стремлением освободиться от обесценивающихся денег путем покупки реальных ценностей (золота, земли, строений, товаров и т. п.), но и развитием меновой торговли.

Изменения в структуре денежного обращения в послевоенный период.

Послевоенное эмиссионное законодательство предусматривает определенные ограничения выпуска банкнот, но в действительности они не имели практического значения, поскольку при необходимости бюджетного финансирования правительство пересматривало введенные лимиты эмиссии. Регулирование денежной эмиссии осуществляется не столько с помощью ограничений, связанных с обеспечением, сколько административными мерами в связи с политикой экономического регулирования, особенно регулирования инвестиций, цикла, валютных курсов и международных расчетов.

Структура денежного обращения в послевоенный период заметно изменилась. В ходе второй мировой войны, когда инфляция получила большое развитие и ссудные капиталы обесценивались, доля наличных денег возросла (с 29,7 до 56,1%), а депозитных соответственно упала. В первые годы после войны, несмотря на усилившуюся инфляцию, структура денежного обращения стала постепенно выправляться, поскольку хозяйство восстанавливалось, рос объем торгового и платежного оборота, в том числе повышался удельный вес оптовой торговли. В 1952-1965 гг. доля депозитных денег превысила довоенные показатели (78%). Это было связано с изменением структуры внутренней торговли в сторону повышения удельного веса оптовой торговли, которую обслуживают в подавляющей части депозитные деньги, безналичные расчеты.

В первый период после войны (1945-1951 гг.) инфляция приняла невиданный размах. Масса денег в обращении выросла в 15 раз, оптовые цены - в 343 раза. Промышленное производство находилось в состоянии упадка; в условиях товарного голода спрос на товары превышал предложение и стимулировал рост цен. Покупательная сила иены сократилась на 99% по сравнению с 1945 г. Банкнотная эмиссия Банка Японии была связана непосредственно с финансированием бюджетного дефицита: 90% прироста банкнот в обращении было выпущено под обеспечение облигаций государственных займов и других правительственных ценных бумаг. Широкое распространение в стране получил «черный» рынок, цены на котором были в среднем в четыре - шесть раз выше официальных. Инфляция оказывала дезорганизующее влияние на всю экономику и отрицательно сказывалась на положении рабочего класса. В 1946 г. реальная заработная плата составляла лишь 19% от довоенного уровня; в последующие годы она тормозила рост реальной заработной платы, но не смогла его предотвратить - это явилось результатом упорной борьбы японского пролетариата за свои права.

В 1946 и в 1949-1950 гг. делались попытки стабилизировать денежное обращение. Денежная реформа 1946 г., проведенная в условиях хозяйственной разрухи и растущих бюджетных расходов, успеха не имела. Реформа 1949-1950 гг. в значительной мере подготовила относительную стабилизацию денежного обращения, которая началась в 1952 г.

Денежное обращение Японии в 50-70-х годах.

С 1952 г., когда восстановление экономики было завершено, инфляция замедлилась. Основу этого процесса составляли техническая реконструкция и рост производства и обращения товаров, а также сокращение доли государственного бюджета в национальном доходе, сравнительно низкий уровень военных расходов и государственного кредита, размещение государственных займов за счет ресурсов кредитной системы и др.

Вместе с тем розничные и потребительские цены значительно возросли. Это связано, во-первых, с тем, что в розничной торговле особенно велика доля чистых издержек обращения, которые постепенно повышаются; во-вторых, с ростом цен на оплату жилищ и различных услуг (жилищная проблема в стране приобрела большую остроту: в Японии не хватает 10 млн. домов); в-третьих, с политикой государства, которое повышает тарифы на коммунальном и железнодорожном транспорте и за другие коммунальные услуги (разновидность косвенного налогообложения) и т. п. Важным фактором роста цен являлась политика монополий в области цен. Себестоимость многих производимых ими товаров в два-три и более раз ниже продажных цен на внутреннем рынке.

Во второй половине 60-х и особенно в 70-х годах инфляция в Японии значительно усилилась (в 1970-1976 гг. среднегодовой темп роста цен превысил 10%). Для финансирования расходов по центральному бюджету с 1965 г. вновь стали использоваться государственные займы, которые размещались в эмиссионном банке. Опережающие темпы накопления ссудных капиталов создавали условия для более высоких темпов роста депозитных денег по сравнению с товарным и платежным оборотом. Правительственная политика кредитной экспансии, осуществляемая в ходе. промышленного подъема, а также усиление косвенных налогов, транспортных тарифов и т. п. стимулировали рост цен. В этом направлении действовала политика цен монополий, а также рост цен на импортное сырье, топливо и продовольствие.

В условиях кризиса валютной системы капитализма и обесценения доллара усилилась роль внешних факторов в инфляционном процессе в современной Японии.

Особенности валютного положения.

Инфляционное обесценение иены явилось одним из факторов падения ее валютного курса. В результате государственного регулирования курс иены время от времени пересматривался и на короткий срок приводился в относительное соответствие с его реальным паритетом. Так, курс по отношению к доллару США составлял: с сентября 1945 г. 15иен = = 1 долл., с марта 1947 г. 50 иен = 1 долл., с июля 1948 г. 270 иен=1 долл. При этом действовала система множественных валютных курсов. Единый валютный курс был установлен с апреля 1949 г.: 360 иен = 1 долл. Он просуществовал до 1971 г. Если в 1949 г. курс иены к доллару был искусственно завышен, то в дальнейшем он более или менее соответствовал их реальному паритету, а в 60-х годах наблюдалось его занижение.

Кризис доллара и меры правительства США в августе 1971 г. вынудили японские власти ввести «плавающий» курс иены, а затем в соответствии с соглашением от 18 декабря 1971 г. министров «группы десяти» японская иена была ревальвирована. В марте 1977 г. он составил 281-276 иен за 1 долл. Валютное положение Японии в 50-х и в первой половине 60-х годов было неустойчивым, несмотря на рост экспорта и приток иностранных капиталов. Периодически страна переживала кризисы платежного баланса. Золотовалютные резервы были ниже 1 млрд. долл., в первой половине 60-х годов - менее 2 млрд. долл. Во второй половине 60-х годов произошел перелом. Рост экономического потенциала Японии, сопровождавшийся модернизацией производства и повышением конкурентоспособности ее товаров, повлек за собой высокие темпы роста экспорта; во второй половине 60-х - в начале 70-х годов в условиях острого кризиса доллара резко усилился приток иностранных капиталов, в том числе краткосрочных.

Кредитная система.

Кредитная система возникла в Японии после незавершенной буржуазной революции 1868 г. Вслед за законом о национальных банках 1872 г. в течение последующих 30 лет была создана большая часть главных японских государственных (специальных) и частных банков, в том числе в 1882 г. центральный банк страны- Банк Японии. В 1897 г. был принят закон о коммерческих банках, легализовавший организацию банковской системы по европейским образцам. До первой мировой войны число кредитно-банковских институтов оставалось почти без изменения, но их капиталы значительно возросли.

Кредитные учреждения кредитовали развивающуюся промышленность, торговлю и другие отрасли, предоставляли ссуды государству на покрытие его расходов, в том числе военных, в связи с многочисленными захватническими акциями японских милитаристов; они участвовали в экономической экспансии в колониях (специальный Тайваньский банк был создан в 1899 г., Корейский- в 1909 г.). В годы первой мировой войны японские банки форсировали свое проникновение в Китай, а внутри страны активно участвовали в кредитовании производства, прежде всего монополий и государства.

В начале 20-х годов в условиях послевоенного кризиса усилился процесс концентрации банков. Токийское землетрясение (1 сентября 1923 г.) уничтожило свыше 1/8 национального богатства, 76 из 86 банков лишились своих главных контор. Был объявлен мораторий. Банк Японии и другие банки расширили кредитование экономики в ходе восстановительных работ и последовавшего, экономического подъема.

В 1927 г. в Японии разразился острый банковский кризис, который был следствием не только накопления в портфелях банков замороженных векселей, выпущенных на крупные суммы в связи с землетрясением, но и ухудшения их активов в 20-е годы в результате чрезмерной кредитной экспансии и, следовательно, ослабления банковской ликвидности. Кризис повлек за собой дальнейшую концентрацию банковского капитала и усиление позиций монополистических банков.

В 1928 г. общее число банков сократилось вдвое по сравнению с 1918 г.
Японские банки активно участвовали в экономической подготовке ко второй мировой войне, были проводниками политики японских монополий в колониях, финансировали государственные военные расходы и развитие основных отраслей военной экономики.

В 1942 г. в условиях военной экономики, когда значительно усилился государственно-монополистический контроль над экономикой, была создана Национальная финансовая контрольная ассоциация, которой была подчинена деятельность всей кредитной системы. Монополистические банки и другие кредитные институты дзайбацу значительно обогатились, а их позиции усилились. Из 327 банковских институтов, существовавших в Японии в середине 1941 г., в апреле 1945 г. оставалось 125. Банки были обязаны вкладывать в облигации государственных банков не менее 75% прироста своих депозитов. В годы войны были созданы «ассоциации народных сбережений», в рамках которых из нищенской заработной платы рабочих и служащих и трудовых доходов крестьян в принудительном порядке делались отчисления для размещения облигаций военных займов. За счет ограбления рабочего класса, трудящихся, мелкой и части средней буржуазии было профинансировано не менее 40% военных государственных займов.
В годы войны была создана специальная сеть кредитно-банковских учреждений для осуществления грабительской политики на территории временно оккупированных японскими империалистами стран Азии.

В послевоенный период развитие кредитной системы Японии характеризуется рядом важных особенностей. Масса ссудных капиталов значительно расширилась. Это явилось результатом экономического роста Японии, превращения ее во вторую после США страну по уровню экономического развития в капиталистическом мире.

Кредитная система Японии состоит из частных, государственных и кооперативных кредитных институтов. Во главе находится Банк Японии, который является не только эмиссионным центром, но и органом, осуществляющим денежно-кредитную политику, регулирование экономики в системе государственно-монополистического капитала; он выполняет также кассовое обслуживание казначейства.

Городские банки являются коммерческими банками и образуют сердцевину кредитной системы. К ним относятся крупнейшие банковские монополии: «Дайити-Кангё», «Мицубиси», «Сумитомо», «Фудзи», «Санва» и др., пользующиеся широкой и систематической поддержкой Банка Японии.
Местные банки также являются коммерческими банками, но они уступают городским по объему капитала и масштабам операций. В послевоенный период зависимость местных банков от крупнейших монополистических банков увеличилась. Банки долгосрочного кредита мобилизуют капитал главным образом с помощью эмиссии собственных облигаций; в периоды, когда коммерческие банки японских монополий переключались на краткосрочный кредит, значение этих банков возросло. В число частных кредитных институтов входят 20 компаний по страхованию жизни и 22 - по страхованию имущества, 236 компаний по операциям с ценными бумагами.
К государственным институтам относится прежде всего Бюро доверительного фонда министерства финансов, являющееся одним из крупнейших банков Японии и оперирующее капиталами государственных страховых систем и почтово-сберегательных касс. К ним принадлежат государственные банки и финансовые корпорации. Поскольку в государственных системах страхования здоровья, жизни, пенсионного обеспечения сумма взносов намного больше выплат, разница ежегодно пополняет кредитные ресурсы государства, являясь по существу одной из разновидностей налогового обложения. Вместе с остатком вкладов в системе, почтовых сбережений (сберегательные кассы) и ассигнованиями из бюджета эти средства используются в рамках ежегодных государственных кредитно-инвестиционных программ в интересах монополистического капитала. Распоряжаются ими государственные кредитно-инвестиционные институты, главным из которых является Бюро доверительного фонда.

В настоящее время, помимо Банка Японии, функционируют два государственных банка и 9 финансовых корпораций. Японский банк развития занимается долгосрочным кредитованием промышленности, транспорта, энергетики. Экспортно-импортный банк Японии кредитует внешнюю торговлю и заграничные инвестиции и кредиты.

Государственные банки и финансовые корпорации функционируют в тех отраслях, в кредитовании которых частные банки не заинтересованы, но развитие которых необходимо для всего процесса воспроизводства в целом, а также с социально-политической точки зрения.

В послевоенный период процесс концентрации и централизации в сфере кредита происходил не в форме слияний и сокращения числа банков, а в форме расширившегося использования монополистическим капиталом кредитных ресурсов государства, с одной стороны, и страховой, сберегательной системы и кооперативов - с другой. Одновременно были приняты меры для расширения импорта в Японию иностранных капиталов. Это имело большое значение в период научно-технической революции и продолжающейся структурной модернизации экономики.
С 1950 г. по март 1976 г. было заключено 28 тыс. таких контрактов. Наряду с этим увеличился экспорт японских капиталов за границу, особенно со второй половины 60-х годов, когда Япония превратилась из нетто-импортера в нетто-экспортера капитала. Главными сферами вывоза японских капиталов являются страны американского континента, Южной и Юго-Восточной Азии. Растет активность японских фирм на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке. Прямые инвестиции к 1976 г. достигли 15 млрд. долл.

Привлечение ссудного капитала в форме фиктивного капитала обходится дороже, чем в форме учета векселей и банковских ссуд. Это объясняет сдвиг в пользу последних: в 1976 г. средняя норма ссудного процента по всем банкам (учет и ссуды) составляла 8,2, средний дивиденд-12,4%. Кроме того, по действующему законодательству проценты, выплачиваемые по кредитам, в отличие от дивидендов налогами не облагаются, поскольку рассматриваются как оперативные расходы

В ходе послевоенной перестройки монополистические объединения в Японии - «Мицубиси», «Сумитомо», «Мицуи», «Фудзи», «Дайити - Кангё», «Санва» - приняли форму финансово-монополистических групп, банки превратились в их центры.

Государственно-монополистический капитализм в кредитной системе Японии.

В условиях государственно-монополистического капитализма роль кредита в качестве орудия регулирования экономики значительно возросла. Проведению денежно-кредитного регулирования способствует то обстоятельство, что государству принадлежат сильные позиции в кредитной системе. В государственной собственности находятся два банка, девять кредитных корпораций, страховая, пенсионная и сберегательная системы и некоторые другие институты. На государственные институты в 1974 г. приходилось 16,7% общей суммы депозитов, 22,8% ссуд и учетных операций и 24,7% портфеля ценных бумаг всей кредитной системы.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется через Банк Японии, министерство финансов, Федерацию экономических организаций («Кэйданрэн») - крупнейшую организацию японских монополистов и т. п. Основными методами денежно-кредитного регулирования являются изменение нормы ссудного процента, система обязательных депозитных резервов, операции на рынке ценных бумаг, административные меры, проводимые Банком Японии через кредитную систему.

В условиях подъема рост инвестиций и производства сопровождается расширением спроса на сырье, топливо и т. п., а учитывая высокую степень зависимости Японии от импорта, это означает необходимость расширения их ввоза из-за границы. До второй половины 60-х годов импорт обычно рос быстрее экспорта, что периодически приводило к дефициту платежного баланса. В этой обстановке власти принимали меры к сокращению импорта, стимулированию экспорта, нормализации торгового и платежного баланса. Одним из орудий регулирования были кредитные рестрикции. Ограничение кредита путем повышения ссудного процента и введения других регламентации способствовало уменьшению инвестиций, замедлению темпов роста производства.

Ограничения импорта, в том числе путем сокращения его кредитования, сдерживали его рост и вместе с мерами по расширению экспорта способствовали ликвидации дефицитности платежного баланса. На рынке ссудных капиталов в результате кредитных рестрикций их предложение ограничивалось, кредитные возможности банков и других кредитных институтов расширялись, и это создавало условия для снижения нормы ссудного процента. Кредитная экспансия стимулировала рост инвестиций, пока производство не выходило за рамки платежеспособного спроса и не наступал новый спад в экономике.
Опыт показывает, что применение методов кредитного регулирования в период спадов зависит от состояния платежного баланса и величины золото-валютных резервов: если баланс дефицитен и резервы малы, применяются методы кредитной рестрикции, и наоборот, при активном сальдо платежного баланса и больших резервах власти в целях стимулирования спроса и производства, как правило, прибегали к кредитной экспансии. Такая политика проводилась в Японии со второй половины 60-х годов. Если политика кредитной рестрикции применяется в фазе подъема, то она тормозит рост инвестиций и в следующем цикле влечет за собой меньшую интенсивность спада производства. Если же в фазе подъема проводится политика кредитной экспансии, форсирования инвестиций, то в следующем цикле это способно обернуться усилением экономических противоречий и трудностей, сопутствующих очередному спаду в экономике. Денежно-кредитные методы экономического регулирования в лучшем случае могут смягчить трудности, но они бессильны устранить коренные причины, порождающие противоречия японской экономики, развитие которых сопровождается обострением классовых антагонизмов и классовой борьбы.

Денежные единицы Японии.

Вплоть до 1945 года правительство Японии строило свою денежную политику исходя из того, что деньгами являются монеты и бумажные банкноты (или иные их исторические варианты) в обращении. Власти решали экономические задачи - например, пополнение бюджета, противодействие обесцениванию денег и росту цен, стимулирование производства или внешней торговли - путем регулирования веса и размера монет; содержания ценных металлов в монетах; изменения номинала денег, а также дизайна и технологии изготовления денежных знаков. Но примерно в середине XX века в разряд денег, причем не только в Японии, попали самые разнообразные банковские депозиты, денежные сертификаты, а также другие финансовые документы. В довершение к этому под влиянием всемирного технического прогресса деньги стали "электронными", а операции с ними значительно упростились…

Новые послевоенные деньги.

После окончания второй мировой войны новые бумажные японские деньги решением правительства были отпечатаны в 1946 году. Это были купюры достоинством в 1000, 100, 10, 5 и 1 иену. Правда, банкноты в 1000 иен так и не были выпущены в обращение. Все эти бумажные деньги относились к банкнотам серии А. Но как только хозяйство Японии вступило на тропу экономического подъема, стране потребовались деньги более высокого номинала. Уже в 1950 году в обращение были выпущены новые банкноты в 1000 иен, в 1957-м - в 5000 иен, в 1958-м - в 10 000 иен. Последняя бумажная купюра, по номиналу, и поныне остается самой крупной в стране. В 1951 году этот японский денежный ряд был также дополнен купюрами в 50 и 500 иен. А в 2000 году - в 2000 иен. Все указанные изменения диктовались экономической ситуацией в Японии, темпами инфляции, удобством размена и т.п.

Бумажные денежные знаки были дополнены коллекцией монет, которые выпускались и поныне выпускаются из разных металлических сплавов. В 1946 году были отчеканены монеты в 5, 10 и 50 сэн (100 сэн = 1 иене). Но в связи с инфляцией в 1953 году их вывели из денежного обращения. Некоторые бумажные купюры со временем также превратились в металлические деньги. В 1948 году это произошло с некоторыми купюрами. Самые свежие банкноты (1000, 5000, 10 000 иен) 2004 года относятся к новейшей серии Е.

В послевоенные годы в дизайне японских купюр основной упор был сделан на изображения представителей не правящей, но интеллектуальной элиты страны (заметим, что сам император, за исключением мифической императрицы Дзингу, по японской традиции, на бумажных деньгах никогда не изображался). Так, на послевоенных купюрах появились Сётоку Ниномия, Тайсукэ Итагаки, Корэкие Такахаси, Томоми Ивакура, Хиробуми Ито, Инадзо Нитобэ, Сосэки Нацумэ, Юкити Фукидзава. На купюрах 2004 года к этому списку добавились Итио Хигути, Хидэо Ногути, Мурасаки Сикибу. Оборотную сторону купюр украсили памятниками культуры (статуя феникса из храма Бёдоин), известными пейзажами (гора Фудзи), некоторыми представителями животного мира Японских островов (такими, как фазаны и журавли), а также литературными сценами (из романа "Гэндзи моногатари") и картинами (художник Корин Огата).

Определение современных денег.

В Японии для описания положения дел на денежном и финансовом рынках, а также при разработке мер политики правительства в кредитно-денежной сфере используются четыре индикатора. В них все виды современных денег расположены по степени ликвидности, то есть по скорости превращения в наличность или их пригодности для быстрого осуществления платежа. Первый такой индекс - наличность и банковские депозиты - в Японии был рассчитан в 1949 году. В 1955 году финансисты разработали прообраз нынешних показателей, в который вносились коррективы с периодичностью примерно раз в десять лет. Сегодня первый показатель - М1. Данный индекс определяется как деньги на руках населения (монеты и банкноты в обращении) плюс депозиты до востребования на счетах в финансовых учреждениях. В разряд депозитов до востребования зачислены текущие депозиты, обычные депозиты, сберегательные депозиты, депозиты до уведомления, специальные депозиты, налоговые депозиты, а также чеки и векселя в распоряжении финансовых институтов. Собственно говоря, М1 сегодня и есть наличные деньги. Однако в самом узком понимании к наличным относят монеты и банкноты на руках у населения, но не в хранилищах финансовых институтов. Второй - показатель М2+СD. Он состоит из показателя М1, к которому добавляются квазиденьги, то есть срочные депозиты, а также отсроченные сбережения, рассроченные сбережения, депозиты нерезидентов (не граждан) в иенах и депозиты в иностранной валюте, депозитные сертификаты (бумаги, дающие, на определенных условиях права на деньги в банковском депозите) японских банков и финансовых институтов.

Единственное существенное отличие второго показателя от первого состоит в том, что деньгами на так называемых срочных депозитах можно воспользоваться только по истечении оговоренного времени. Третий - М3+CD. Он состоит из М2, к которому в Японии плюсуются депозиты на счетах почтовых учреждений (на Японских островах длительное время почта выполняла функцию своего рода сберегательного банка), прочие сбережения и депозиты в разнообразных финансовых учреждениях страны (кредитные кооперативы, трудовые кредитные ассоциации, сельскохозяйственные кооперативы, рыболовецкие кооперативы и т.п.), а также деньги в доверительном управлении (траст). Четвертый показатель - широко определяемая ликвидность. Здесь японцы к М3+CD добавляют финансовые средства, временно находящиеся в доверительном управлении (кроме собственно денег в доверительном управлении), инвестиции в доверительном управлении, банковские дебентуры (банковские обязательства), коммерческие бумаги финансовых институтов, соглашения о выкупе (деньги в обмен на ценные бумаги с обязательством последующего выкупа) и ссудные бумаги, обеспеченные наличными в залоге, а также правительственные (японские) и иностранные облигации. Выпуск всех этих денег и финансовых инструментов осуществляют так называемые денежные эмитенты. Сегодня к этой категории в Токио относят Банк Японии (центральный банк страны, осуществляющий регулирование денежного обращения), лицензированные коммерческие японские банки, действующие в стране иностранные банки, банки системы кооперативного кредитования, специализированный банк для кредитования предприятий сельского, лесного и рыбного хозяйств, а также специализированные торгово-промышленные кооперативные банки.

Деньги и проблемы роста.

Общий курс правительства выражался в том, что контроль над финансовой сферой в Японии неуклонно ослабевал. Такая политика властей привела к тому, что значительные финансовые средства были "вырваны" из производительного процесса с целью достижения сверхприбыли путем спекуляций на финансовых и земельных рынках, на которых ослабевали ограничения. Спекулятивная потребность в деньгах вызвала рост объемов кредитования и увеличение денежной массы, оторвавшейся как от производства, так и от товарных цен. Однако на фондовом рынке в начале 90-х годов рост цен прекратился. В итоге многие приобретения эпохи роста цен на землю и акции оказались неликвидными, а выданные под покупку акций и земли банковские кредиты - невозвратными. Страна вступила в десятилетие стагнации, из которой начала потихоньку выходить только в последние годы. Иначе говоря, власти вынужденно печатали новые деньги в обмен на долговые обязательства государства (облигации). Через бюджет страны эти денежные средства вливались в экономику, рыночный спрос в которой стремилось подстегнуть правительство. Процентные ставки, под которые Банк Японии ссужает деньги другим банкам и которые, собственно говоря, выражают стоимость японских денег, были снижены до нуля. Такая политика "дешевых денег" была призвана стимулировать инвестиции, повысить темпы роста экономики, поднять уровень зарплат, снизить безработицу. Но только в 2006 году, когда властям показалось, что экономическая ситуация в стране начала устойчиво выправляться, Токио позволил себе пойти на некоторое повышение процентной ставки.

Из Восточной Азии поступают сообщения, что многие государства этого региона всерьез задумались над тем, чтобы выпустить в обращение единую азиатскую валюту. А это, помимо прочего, означает, что, возможно, XXI век в многовековой истории национальных денег Японии будет последним.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ

Эмиссионный институт - Банк Японии был учрежден в 1882 г. По закону 1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. Золотой стандарт в Японии был введен в 1897 г.

Денежная единица Японии - иена содержит 100 сен, а одна сена десять рин. Однако вследствие инфляции деньги достоинством меньше одной иены были упразднены в 1953 г. - сена и рина были изъяты из обращения.

В Японии в обращении находятся банкноты с датами выпуска 1 ноября 1984 г., 1 ноября 1990 г., 1 декабря 1993 г. достоинством 1 000 иен - с портретом императора Нацуме; 5 000 - с портретом императора Натобэ, 10 000 иен-с портретом императора Фукудзава. Цвет серийного номера у банкнот каждого следующего выпуска менялся, сначала он был черным (выпуск 1984 г.), потом синим (выпуск 1990 г.), а на последних - коричневым (выпуск 1993 г.). Банкноты всех указанных выпусков находятся в обращении.

Банком Японии выпускается большое количество памятных монет из медно-никелевых сплавов, а также из драгоценных металлов. В обращении находятся монеты из медно-никелевых сплавов достоинством в 100, 50, 10, 5 и 1 иену.

После Второй мировой войны произошли изменения в денежной системе и структуре денежного обращения Японии. Принятое эмиссионное законодательство предусматривало формальные ограничения выпуска банкнот. Однако при необходимости бюджетного финансирования правительство могло пересмотреть лимиты эмиссии. Кроме того, практически отсутствовали лимиты банкнотной эмиссии под обеспечение коммерческих векселей или ценных бумаг, а также при покупке иностранной валюты. Регулирование денежной эмиссии осуществляется не столько с помощью ограничений, сколько различными мерами в рамках политики денежно-кредитного регулирования инвестиций, цикла, валютных курсов и международных расчетов.

В ходе Второй мировой войны, когда остро стояла проблема инфляции, доля наличных денег в структуре денежного обращения возросла с 30 до 56%, а депозитных соответственно сократилась. В процессе восстановления экономики в 50 - 60-е гг. доля депозитных денег превысила довоенные показатели (78% к середине 60-х гг. и около 74% к началу 90-х гг.). Высокий удельный вес депозитных денег связан со структурой внутренней торговли: к началу 90-х гг. на оптовую торговлю, которую обслуживают в подавляющем большинстве безналичные расчеты, приходился 81%, а на розничную - 19% торгового оборота.

Хотя в структуре денежного обращения доминируют депозитные деньги с помощью эмиссии наличных денег Банк Японии оказывает определенное воздействие на динамику денежного обращения. В этих же целях используются различные меры кредитного регулирования. Однако политика «пере кредитования», проводившаяся Банком Японии в послевоенный период и заключавшаяся в предоставлении на льготных условиях кредитов банкам, которые в свою очередь кредитовали другие корпорации в размерах, превышающими сумму их депозитов, сужала возможности маневрирования с помощью налично-денежной эмиссии. В том же направлении до осуществления финансово-административной реформы действовала и практика размещения государственных ценных бумаг в центральном, банке. Указанные ограничения в период высоких темпов роста, экономики компенсировались прежде всего с помощью административных форм регулирования. С конца 70-х гг. в Японии сократились выпуски государственных ценных бумаг в целях финансирования бюджетных дефицитов.

Инфляционное обесценение иены в послевоенный период явилось одним из главных факторов падения ее валютного курса. Курс иены периодически пересматривался и приводился в относительное соответствие с его реальным паритетом. Так, 1долл. США был равен: с сентября 1945 г. - 15 иенам, с марта 1947 г. - 50 иенам, с июля 1948 г. - 270 иенам. При этом Япония практиковала множественность валютных курсов". В апреле 1949 г. был установлен единый валютный курс: 360 иен = 1 долл. США. Он сохранился до 1971 г. Однако если вначале единый курс иены к доллару был искусственно завышен, то в дальнейшем он стал более или менее соответствовать реальному соотношению валют, а в 60-х гг. наблюдалось занижение курса иены, так как доллар обесценивался в большей степени, чем иена.

В связи с кризисом доллара правительство Японии ввело в августе 1971 г. «плавающий» курс иены. В конце 1971 г. иена впервые за послевоенный период была ревальвирована, в феврале 1973г. была проведена вторая ревальвация.

Повышению курса иены способствовали:

продолжавшаяся структурная перестройка экономики Японии на современной технологической основе;

рост конкурентоспособности японских экспортных товаров;

заметное увеличение покупательной способности иены в условиях относительной стабилизации денежного обращения и цен.

Кроме того, рост курса иены был связан с политикой США, направленной на поддержание искусственно заниженного курса доллара, так как администрация США стремилась таким образом расширить американский экспорт, затруднить японский импорт в на этой основе попытаться сократить дефицит во внешней торговле с Японией и в целом в платежном балансе США.

Валютное положение Японии в 50-х гг. и в первой половине 60-х гг. было неустойчивым, несмотря на рост товарного экспорта и приток иностранного капитала. Периодически страна переживала острые кризисы платежного баланса.

Во второй половине 60-х - начале 70-х гг. в условиях начавшегося пересмотра Бреттон-Вудской валютной системы и падения курса доллара наблюдалось резкое увеличение притока иностранных капиталов, в том числе краткосрочных спекулятивных. Платежный баланс стал сводиться к активным сальдо, наблюдался рост золотовалютных резервов.

3.4 Денежная система РФ

Денежная система РФ функционирует в соответствии с правовыми основами, заложенными в Конституции РФ, федеральных законах, нормативных актах Президента РФ, Правительства РФ и Банка России.

В Конституции Российской Федерации, в ст. 114, записано, что Правительство России «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики», а в ст. 71, определяющей разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами, зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки…федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы».



В законодательстве РФ закреплено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

С нарастанием доли инновационной экономики в глобальном мире изменяется структура факторов успеха, которая все больше и больше смещается от вещественных предпосылок в сторону значимости человеческого капитала. При этом в системе управления современными компаниями все большее распространение получают методы инновационного менеджмента, которые иным образом инициируют активность интеллектуальных ресурсов бизнеса. В настоящей статье мы разберем основы методологии инновационного менеджмента (ИМ) и определим его основные отличия от традиционных систем управления.

Сущность менеджмента инновационной направленности

Известно, что менеджмент как вид человеческой деятельности возникает там и тогда, когда между исполнителями начинают действовать кооперация и разделение труда горизонтального типа. В этот момент создаются предпосылки для вертикального разделения компетенций на управленческие и исполнительские. То есть, когда становится необходимым координировать усилия людей в достижении результата, тогда и рождается менеджмент. Его сущность состоит в способности и действиях по мотивации, организации, стимулированию, координации других людей на целенаправленную деятельность, приводящую к решению коллективной задачи. Ниже приводятся два классических определения менеджмента с точки зрения М.Х. Мескона и П.Ф. Друкера.

С понятием инновационного менеджмента дело обстоит несколько сложнее. Как функциональная разновидность менеджмент инноваций может рассматриваться в качестве комплекса специфических приемов и методов, обеспечивающих реализацию инновационных проектов разнообразной направленности и масштабов. Методы и принципы инновационного менеджмента, составляющие основу его методологии, формируются с помощью особых правил и способов решения задач управления в проектах инновационного типа. Это связано с наличием нетрадиционных для обычного бизнеса ролей (исследователь, изобретатель, конструктор, инноватор-предприниматель) и специфичностью проектной организации в инновациях.

Определения понятия «менеджмент» от Мескона М. и Друкера П.

Инновационный менеджмент на предприятии с широким продуктовым профилем и в специализированных инновационных фирмах предлагается рассматривать не только с позиции практической управленческой деятельности, но и с точки зрения научного знания. Постепенно ИМ выделяется в полноценное направление экономической науки. В прикладном аспекте ИМ мы принимаем как методологический комплекс (формы, принципы и методы управления (регламентации) процессами, деятельностью, проектами инновационной направленности), главной целью которого является получение инновационного продукта.

Методологические основы инновационного менеджмента базируются на следующих основных элементах его системного восприятия.

  1. Проблемы текущего состояния бизнеса.
  2. Цели ИМ.
  3. Задачи ИМ.
  4. Циклы инновационного менеджмента и его функции.
  5. Принципы инновационного менеджмента.
  6. Этапы развития ИМ.
  7. Состав управленческих процедур в ИМ.
  8. Виды, формы ИМ и их классификация.
  9. Инновационный менеджер и его роль в соответствующем процессе.
  10. Методы и иные инструменты ИМ.
  11. Стратегический аспект ИМ.
  12. Методология принятия решений в ИМ.

Сущность и содержание инновационного менеджмента в его современной интерпретации формируются также и на активном вариативном моделировании. Среди специализированных моделей, помогающих вырабатывать результативные и эффективные решения, различаются: математические, физические и аналоговые проработки. ИМ руководствуется как рядом формальных правил и установок, так и комплексом неформальных диспозиций, в том числе культурологического свойства.

Многие качества традиционного менеджмента hard («жесткого») типа, как, например, отдельные виды классических организационных структур в инновационном управлении, просто не способны дать необходимый результат. В то же время, такие элементы, как культурологический аспект (soft («мягкий», гибкий) тип), например, адхократический вид организационной культуры, оказываются наиболее продуктивными. Таким образом, ИМ может быть нами исследован в качестве:

  • некого синтеза науки и искусства управленческой практики по созданию инновационного продукта;
  • вида деятельности и процедур принятия решений;
  • методологии управленческой деятельности инновационной направленности.

Базовые элементы системы ИМ

В настоящем разделе мы рассмотрим общую проблематику, цели, задачи и функции ИМ. Если общий корпоративный менеджмент разделяется на стратегический менеджмент и операционный, то подобному же делению подлежит и менеджмент инноваций. Стратегический контекст управления произрастает из корневых проблем компании, данный посыл в последние десятилетия становится аксиоматическим и служит главной основой для развития. И стратегическая бесперспективность многих направлений бизнеса становится все более очевидной в отсутствии инноваций, поскольку проблема всегда лежит внутри управленческой парадигмы бизнес-системы, а инициируется из внешней среды, которая неизбежно глобализируется.

Исходя из данного посыла, и цели инновационного менеджмента также различаются по целям ИМ стратегического уровня и целям оперативного назначения. Тактику (например, годовой продолжительности) мы в таком случае также относим к оперативному уровню, который иногда именуют функциональным. Если стратегический контекст менеджмента инноваций связан с разработкой и контроллингом стратегий роста, с целями развития компании и непосредственно с инновационной стратегией, то функциональное управление ориентировано в первую очередь на задачи исследований, разработки, производства, испытаний и коммерциализации.

Второй подход к целям менеджмента инноваций состоит в том, что в принципе теория управления базируется сегодня на двух основных концептуальных линиях. Первая из них строится на парадигме сосредоточения руководства бизнеса на комплексной и эффективной реализации процессов принятия решений в компаниях. Вторая концепция ставит на первое место в управляемой системе человека, человеческий капитал и его социализацию в деловой среде обитания. Эти две концепции весьма сложно гармонизируются между собой, в чем также может состоять управленческое новшество.

Основные цели управления в инновациях

Исходя из обозначенных двух концепций управления, выше представлена схема базовых целей ИМ. Но нельзя не добавить к задачам предметной области и личностного развития еще и третью – воспроизводственную. Связано это с тем, что полноценно менеджмент возникает как ответ на вызов потребностей воспроизводства, достигнутого единичного успеха в реализации инновационного проекта. Да, такое управление тоже требуется, оно носит уникальный характер. И успех иногда случается. Но мы должны здесь говорить о регулярно повторяющемся результате со всеми атрибутами менеджмента, включая и регламентацию управленческого воздействия на объект.

Таким образом, целями и задачами инновационного менеджмента является достижение установленного уровня продуктивности, масштабируемости бизнеса (или бизнес-единиц) в его инновационной составляющей, а также удовлетворенность персонала, занятого в инновационных процессах и проектах. В результате формулируется основная практическая цель инновационного менеджмента, ведущая к стратегическому успеху за счет временной «форы» в конкурентной среде глобального рынка. Поступательная цепь инноваций дает возможность компании создавать последовательность укорачивающихся периодов «голубых океанов». Для краткой иллюстрации данного посыла достаточно взглянуть на противоборство компаний Samsung и Apple.

Функции управления в инновациях делятся на две большие группы: основные или предметные функции и обеспечивающие процедуры ИМ. Из-за специфики инновационной деятельности обеспечивающие функции играют не меньшее значение, а порой и большее, в сравнении с предметными. Обеспечение инноваций осуществляется в социально-психологическом и процессуальном (технологическом) аспектах. Социально-психологические функции в основе своей определяются вопросами культуры управления, сформировавшимися особенностями процедур делегирования, мотивации, лидерства и т.д. Для функций процессуального типа особое значение имеет труд инновационного менеджера с его стилем выработки решений, выстроенных деловых коммуникаций и т.д.

Предметные функции ИМ

Задачи инновационного менеджмента, которые завязаны на реализацию блоков НИР, ОКР, производства и коммерциализации, определяют функциональный состав предметной области инновационной деятельности. В качестве главенствующего доминирует предпринимательский контекст. И принятие решений в инновационном менеджменте о старте проектных работ начинается с вопроса, как воспримут продукт-новшество клиенты и потребители? Этому моменту посвящаются две ключевые функции: прогноза и планирования. Благодаря им предприниматель способен существенно снизить риски и возможные потери, совершив предварительное моделирование будущего спроса.

Основные функции инновационного менеджмента выражают управленческие компетенции и непосредственные действия в контексте и в развитие классического PDCA включают в свой состав следующие элементы:

  1. Прогнозирование в инновационном менеджменте.
  2. Анализ внешней среды, ближайшего окружения и рыночного реагирования.
  3. Планирование.
  4. Организация инновационного менеджмента.
  5. Координация инновационных процессов.
  6. Мотивация.
  7. Анализ производства.
  8. Регулирование производства.
  9. Учет.
  10. Контроль.

(нажмите для увеличения)

Прогнозирование в инновационном менеджменте выделяется в функциональном составе управленческих действий. Объектом менеджмента в ИМ служит инновационный процесс, проекты и, собственно, инновационная организация. Именно они в тесной взаимосвязи с вероятной рыночной реакцией требуют регулярных прогнозных процедур из-за рискового потенциала инноваций. Прогнозированию подвергаются научное и технологическое развитие общества, рынков, отраслей, отдельных продуктовых решений. Прогнозы в основном строятся методами вероятностного моделирования и часто корректируются.

Функция планирования отягощается низким уровнем предсказуемости этапа НИР и изобретательства, но в целом мало отличается от типовых процедур планирования проектной деятельности. Сложнее настраивается организационный аспект управления инновационными процессами. Организация инновационного менеджмента требует рационального сочетания в пространстве и времени всех процедур инновационного проектирования и этапов реализации. Требуется весьма тонкий подход к организационным структурам единиц, участвующих в инновационном процессе: научно-исследовательского подразделения (если этап НИР присутствует и результаты исследований не приобретаются на рынке), технолого-конструкторских подразделений.

Впрочем, особенный подход к структурированию деятельности требуется также и в отношении подразделений, занятых задачами маркетинга, сбыта, снабжения, производства и испытаний. Организация инновационного менеджмента в отдельно взятой инновационной фирме предполагает формирование сначала исследовательско-проектировочной структуры, структуры производственного комплекса, и уже после этого определяется ее управленческая архитектура. Специфика инновационной деятельности, ее поточность предопределяет особый динамизм и гибкость организационных моментов ИМ. Высока доля неформальных и часто культурологических инструментов организационного строительства. Эти средства получают все большее распространение в современных методах менеджмента с позиции теории человеческого капитала, новейших достижений в управлении организационным поведением, корпоративной культурой и т.д.

Формальная сторона ИМ

Начнем мы данный раздел, разобрав основные принципы инновационного менеджмента, которые должны соблюдаться при начале реализации компанией инновационной стратегии, среди которых выделяются следующие.


История развития ИМ насчитывает в развитых странах уже не один десяток лет, в России данная практика более или менее активно присутствует со второй половины «нулевых годов». Этапы инновационного менеджмента в его развитии делятся на четыре периода.

  1. Принятие науки, техники и технологии в качестве ключевых факторов развития экономики (факторный подход).
  2. Интеграция в функциональные модели управления компаниями специфических функций и процессов выработки и принятия решений инновационной направленности.
  3. Системный подход в ИМ.
  4. Синтетическое развитие всех предыдущих подходов с ситуационным реагированием на изменения.

С позиции набора процедур ИМ я предлагаю обратить внимание на отдельные инструменты инновационного менеджмента. Стратегический компонент обретает наиболее полную развертку, начиная с постановки стратегических целей, заканчивая набором инициатив, преобразуемых в стратегические инновационные планы. Высока доля поисковых мероприятий, связанных с планированием и поиском источников финансирования, патентов, ноу-хау и соответствующих лицензий. В связи с рискованностью инновационной деятельности и большим процентом неудач управление рисками занимает важное место в ИМ. Наконец, управление главным движущим ресурсом (персоналом) выводит HR-менеджмент на передовые позиции в иерархии функций управления.

По уровню и масштабам менеджмент инноваций подразделяется на индивидуальный (самоменеджмент и менеджмент конкретных групп персонала), локальный (на уровне компании), глобальный и суперглобальный типы. Виды инновационного менеджмента делятся также по организационной . В этой связи различаются следующие их виды:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • проектная и проектно-целевая;
  • программно-целевая оргструктура централизованного и координационного типов;
  • гибкие структуры, к которым относятся венчурные структуры и временные рабочие группы.

Гибкие структуры можно отнести к организационным структурам лишь с большой натяжкой. В них «скрепляющий материал» команды основан уже не на принципах структурирования, а формируется на мотивационных механизмах другого уровня, например, культурологического, более гибких и мягких, чем жесткий каркас структуры. Не в меньшей степени типизация ИМ определяется также видами организационных и организационно-правовых форм. Организационные формы инновационного менеджмента мы детально рассмотрим в следующих материалах сайта.

Роль инновационного менеджера и методов ИМ

Инновационный менеджер как актуальная профессия активно развивается в последние годы. Требования к данному специалисту и руководителю растут параллельно с генезисом подходов к управлению инновационными процессами в современных компаниях. Ниже вашему вниманию предлагаются десять основных школ ИМ, которые развивались на протяжении последних двадцати лет в мире.

(нажмите для увеличения)

Менеджер – сотрудник компании, способный организовать людей на совместное решение деловых задач и устранение проблем, мотивирующий, стимулирующий, контролирующий и координирующий их действия на получение регулярного результата целенаправленной деятельности. Инновационный менеджер призван решать специфическую проблему технического и (или) экономического характера. Это противоречие изначально заложено в целеполагании трех ипостасей инновационной деятельности: науки, проектирования технологии производства и коммерциализации.

Руководствуясь предпринимательской философией, менеджер по инновациям не может восприниматься в качестве традиционного начальника, наделенного определенной структурированной властью. Это в первую очередь проект-менеджер. Более того, работая в среде высококвалифицированных интеллектуалов, управленец выстраивает с ними деловые, партнерские отношения. Мотивация в инновационном менеджменте выходит на качественно новый уровень. Членов команды объединяет общая цель и сложные интересные задачи. В этих отношениях хватает места вызовам и, что греха таить, срывам, но обычные манипуляции уровня «руководитель-подчиненный» стремятся к минимизации.

Методология ИМ опирается на две большие группы методов менеджмента инновационной направленности. Первую группу составляют методы, благодаря которым менеджер собственно и осуществляет управленческое воздействие на членов его команды и заинтересованных лиц. Сюда входят методы побуждения, убеждения, принуждения, наглядного преставления и переговоров. В данной группе вполне естественно доминируют методы эффективных коммуникаций на основе технологий убеждающего воздействия.

Ко второй группе принадлежат методы анализа, прогнозирования и поиска оптимальных решений. Как мы уже отмечали ранее, инструменты прогнозирования имеют серьезное значение из-за специфики научно-исследовательской деятельности. Причем прогнозированию подвергается не только объект исследований и его коммерческий потенциал, но и вся макросреда, включая научное знание, результаты прикладных исследований, патентные базы данных, технологические достижения. Методы второй группы в наиболее полном составе вы можете найти на схеме, расположенной ниже.

(нажмите для увеличения)

Стратегический аспект ИМ

В литературе часто можно обнаружить понимание ИМ тождественным менеджменту знаний, однако это не совсем так. Есть еще одна важная составляющая – стратегический менеджмент, который сопрягает управление инновационной направленности и менеджмент изменений и знаний. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Весьма рискованно при формировании стратегии не претендовать на успех на глобальном рынке, потому что к «железным занавесам» возврата нет, и бизнес с черным сценарием строить смысла не имеет. Следовательно, стратегический менеджмент с интегрированной инновационной составляющей рано или поздно реализовывать придется, лучше бы, конечно, раньше.

Стратегические возможности компании в области инноваций связаны с таким понятием, как инновационный потенциал фирмы. Такой потенциал служит мерой комплекса ресурсов и опыта, который может позволить компании достигнуть стратегической инновационной цели, выполнить программу трансформационных мероприятий проектного формата. Принятие мощного вызова может потребоваться, чтобы обрести конкурентные качества в зоне КФУ на поприще новшеств, получивших признание на глобальном рынке. Региональный и страновый рынки могут быть рассмотрены как промежуточные результаты, но только с прицелом на мировую арену, что сложно с разных точек зрения, включая психологическую установку лидера.

С позиции внутренней среды стратегии инновационного менеджмента делятся на продуктовые, функциональные, организационно-управленческие и ресурсные. Продуктовые стратегии инновационного направления, в свою очередь, подразумевают форму бизнес-стратегии или портфельный контекст, поскольку формируют целеполагание к созданию инновации в форме продукта. Функциональные стратегии формируют план инноваций в области функций управления (маркетинг, сервис, производство, научно-технический сектор и т.д.). Организационно-управленческие нововведения ориентируют на долгосрочные эффекты от новшеств в структуре, методах, регламентации системы управления. И стратегические инновации могут быть реализованы в отношении ресурсной составляющей бизнеса (финансы, персонал, информация, материалы и механизмы).

Стратегии сокращения и стабилизации для инновационной компании мы не рассматриваем, а стратегии роста так же, как и для общей (классической) стратегии компании, в инновационном контексте делятся по степени интенсивности и диверсификации.

  1. Локальные инновационные стратегии (интенсивный рост).
  2. Маркетинговая инновационная стратегия (интенсивный рост).
  3. Продуктовая инновационная стратегия (интенсивный рост).
  4. Продуктовая инновационная стратегия (диверсификационный рост).
  5. Технологическая инновационная стратегия (диверсификационный рост).
  6. Маркетинговая инновационная стратегия (диверсификационный рост).
  7. Организационная инновационная стратегия.

В настоящей статье мы рассмотрели понятие и сущность инновационного менеджмента. Управление инновациями ориентировано на практику руководства инновационно-инвестиционными проектами, реализуемыми в рамках инновационных процессов и действующей стратегии компании. По сути, сам менеджмент в рассмотренном направлении должен быть инновационным, потому что вбирает в себя самые новые ранее неиспробованные инструменты управленческого регулирования и лидерской инициации новых задач. Это означает, что проект-менеджер, занятый в данной сфере, может оказаться на пике наиболее современных решений, участвуя в определенные моменты в демиургическом процессе. А это весьма интересно, хотя и очень непросто.

Инновационная деятельность – это комплекс мероприятий, которые способны превратить некие знания в и умения в финансовую выгоду для компании. Управление инновационной деятельностью – своеобразное искусство, потому что не каждая идея может стать источником дохода для предприятия. Многие разработки так и остаются на бумаге, потому что современные технологии не позволяют их реализовать.

Управление инновационной деятельностью предприятия включает в себя применение новых форм менеджмента. Инновационная деятельность требует четкого планирования и контроля. Управление инновационной деятельностью – творческий процесс, таящий в себе много неожиданностей.

Развитие любой хозяйственной системы включает инновационные составляющие, преобразующие производственную сферу. К их числу относят технику нового типа, передовые технологии, соответствующие им организацию труда и производства, изменяющуюся мотивацию и предпринимательство.

Инновационный тип развития хозяйствующих субъектов характеризуется :

Новаторскими стратегическими и тактическими целями; - использованием новейшей техники и передовых технологий на основе новой организации и мотивации труда; - ресурсными и организационно-управленческими возможностями.

Типичными инновационными целями компании могут быть: новые продукты и услуги; усовершенствование продукта и производственного процесса; внедрение новшеств во всех видах организационной и управленческой деятельности. Инновации, внедряемые в компании, можно классифицировать как организационные , предполагающие развитие компании; технические, вызванные внедрением передовых технологий; продуктовые, связанные с ассортиментом и качеством продукта; управленческие, требующие совершенствования методов управления компанией; маркетинговые; социальные, связанные с полезностью для потребителя и сотрудников компании; экономические и финансовые, направленные на улучшение устойчивости компании.

Для того чтобы определять цели компании, необходимо разработать инновационную политику. К ее основным принципам можно отнести:

Обеспечение увеличения спроса на продукты и услуги постоянных и потенциальных клиентов через освоение принципиально новых видов или улучшенных товаров и услуг, а также расширение сферы сбыта; - непрерывное развитие инновационного потенциала предприятия (постоянное обучение и самоисследование) и создание условий, необходимых для реализации новшеств; - комплексный подход, когда технические, экономические, социальные инновации тесно взаимосвязаны между собой и взаимно продвигают друг друга;

Мобилизация персонала; - экономическое стимулирование работников; - учет рисков (чем выше риск, тем выше потенциальный экономический эффект от реализации инновации).

Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого управление инновационный деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные

Сущность инновационного менеджмента. Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью предприятия с использованием принципов функций и методов менеджмента, направленное на достижение его (предприятия) общих целей. Целями инновационного менеджмента являются: 1. Разработка и внедрение новой продукции или услуг. 2. Модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции. 3. Совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия видов продукции и услуг.

4 Создание условий для обеспечения более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия. С учетом сформулированных особенностей инновационной деятельности содержание инновационного менеджмента включает:

Разработку планов и программ инновационной деятельности.

Рассмотрение (анализ и оценку) проектов создания новых продуктов.

Координацию деятельности подразделений предприятия в сфере инноваций и проведение единой инновационной политики.

Мониторинг хода разработки новой продукции и ее внедрения в производство.

Взаимодействие с маркетинговой деятельностью при формировании основных направлений научно-технической и производственной деятельности для обеспечения конкурентоспособности продукции и эффективности предприятия с учетом требований потребителей, конкуренции в отрасли и рыночной конъюнктуры.

Обоснование и обеспечение программ инновационной деятельности предприятия финансовыми средствами, материальными ресурсами и квалифицированным персоналом.

Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем: от определения (выбора) идеи до организации серийного производства новой продукции.

61. Система стратегического управления организацией. Стратегическим управлением является такое управление, которое имеет опору именно на человеческий потенциал как на основу предприятия, имеет направление производственной деятельности на запросы потребителей, лояльно реагирует на ситуацию и способно своевременно проводить изменения в организации. Всё это в совокупности позволяет предприятию выживать в долгосрочной перспективе, при этом достигая поставленных целей. Объектами системы менеджмента стратегического назначения являются непосредственно само предприятие, стратегические хозяйственные подразделения, а также функциональные зоны предприятия.

Предметом стратегического управления можно считать: Проблемы, а также решения, которые связаны с конкретным элементом организации, если этот элемент обязателен для достижения поставленных целей, однако в данный момент отсутствует или присутствует, но в недостаточном объёме.Проблемы, которые напрямую связаны с основными целями организации.Проблемы, которые как-то связаны с внешними факторами, являющимися неконтролируемыми.

Проблемы стратегического управления зачастую возникают вследствие взаимодействия многочисленных внешних факторов. Чтобы правильно выбрать стратегию, составить схему построения системы управления предприятием, необходимо определить, какие именно политические, социальные, экономические, научно-технические и иные факторы оказывают непосредственное влияние на будущее предприятия.

Сущностью является ответ на 3 главных вопроса:

каково положение предприятия на данный момент времени? каково желаемое положение через 3, 5, 10 месяцев? каков способ достижения желаемого результата? Сущность системы стратегического управления предприятием состоит в формировании, а также в реализации стратегии развития предприятия на основе постоянного контроля и оценки осуществляющихся изменений в его деятельности с целью регулирования способности к выживанию и эффективной работы с учётом нестабильной внешней среды.

Выразить стратегическое управление на предприятии можно в следующих пяти функциях :

    Планирование стратегии.

    Организация воплощения в жизнь стратегических планов.

    Полный контроль действий по реализации стратегических мероприятий.

    Мотивация, направленная на достижение результатов стратегии.

    Контроль всех действий, по ходу процесса выполнения стратегии.

62. Организационная культура. Под организационной культурой понимают систему общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами организации. Организационная культура - основа жизненного потенциала организации. Опыт показывает, что процветающие компании, как правило, обладают высокой организационной культурой. Миссия, цели, ценности, функции, потребности и т.д. - все формируется и реализуется в человеческой среде, которая и формирует организационную культуру предприятия. Организационная культура базируется на следующих основных признаках .

Всеобщность организационной культуры. Организационная культура пронизывает всю структуру, охватывает все виды действий в организации. С одной стороны, это форма, в которую облекаются хозяйственные акты (например, она определяет процедуру найма рабочих, порядок разработки миссии, стратегических проблем и др.), с другой - она сама суть, определяющая содержание этих хозяйственных актов. Организационная культура формирует микроклимат компании.

Неформальность организационной культуры . Действие организационной культуры не связано с официальными распоряжениями, установленными в приказном порядке. Неформальность организационной культуры является причиной того, что результаты ее воздействия невозможно измерить и оценить.

Устойчивость организационной культуры. Устойчивость организационной культуры связана с традиционностью норм и правил, принятых в обществе. Ее становление требует длительных усилий со стороны управляющих. Но когда организационная культура сформирована, она приобретает характер традиций и сохраняет устойчивость на протяжении нескольких поколений работающих в организации. Порой глубоко укоренившиеся традиции, правила или нормы поведения становятся тормозом. Организационная культура выполняет важные функции как внутри организации, так и за ее пределами.

Наиболее полно организационную культуру внутри организации характеризуют следующие функции .

Охранная функция. Специфическая система ценностей, норм и правил, принятых организацией, служат барьером для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей из внешней среды.

Интегрирующая функция. Единая система ценностей позволяет каждому ощутить себя частью единого целого и определить свою роль и ответственность. Формирует чувство общности, помогает сплачивать организацию. Формирует оригинальный имидж организации.

Регулирующая функция. Организационная культура формирует и контролирует поведение членов организации. С помощью норм, стандартов, правил, в том числе неписаных правил, организационная структура определяет поведение людей в процессе работы. Задаются однозначность и упорядоченность в процессах хозяйственной деятельности.

Замещающая функция. Сильная организационная культура позволяет фирме замещать формальные механизмы и отношения на неформальные, экономя тем самым на издержках управления.

Адаптивная функция. Организационная культура позволяет новым сотрудникам безболезненно вписаться в социальную и производственную системы предприятия и в действующую систему отношений. Усиливает преданность организации.

Образовательная и развивающая функции. Высокий уровень организационной культуры позитивно воздействует на воспитание, поднимает общий уровень образования в организации, тем самым улучшая "человеческий капитал" и систему социальной стабильности.

Функция управления качеством. Качество организационной культуры определяет качество работы, рабочей среды, микроклимата, которые в свою очередь определяют качество продукции.