Финансовые ресурсы, резервы их роста в современных условиях. Финансовые ресурсы

Основными направлениями использования финансовых ресурсов являются: 1. Обеспечение воспроизводственного процесса (расходы на финансирование капиталовложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов (НМА), выплата премий в качестве стимулирования труда, финансирование НИОКР, формирование резервного фонда); 2. Использование на нужды обороны правоохранительных органов и органов государственной власти; 3. Расходы на выполнение финансовых обязательств перед учредителями, инвесторами, и выплата дивидендов акционерам и т.д.

Роль финансовых ресурсов

Целью финансовой политики предприятия является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами. Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизводственной деятельности переходного к рынку общества определяют материальную основу практического реформирования переходной экономики, успешного преодоления кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в особенности его малообеспеченных слоев. Иначе говоря, среди самых важных факторов экономического возрастания, целенаправленного и последовательного реформирования народного хозяйства на здоровых рыночных основах роль финансовой системы государства тяжело преувеличить, переоценить. Система финансовых ресурсов предприятия может быть охарактеризована как экономическая, действующая в сфере финансово-кредитных отношений, динамическая (т.е. изменяется с течением времени), открытая (т.е. взаимосвязанная с окружающей средой), управляемая. Стоимость применяемых в народном хозяйстве или его отдельном звене (предприятии, отрасли) средств производства представляет собой их производственные фонды, или инвестиционный капитал. Необходимым условием производственно-хозяйственной деятельности предприятия является кругооборот фондов - постоянное движение стоимости инвестиционных ресурсов в результате чего она последовательно принимает производительную, денежную и товарные формы. В зависимости от производственного потребления и участия в создании стоимости продукции производственные фонды подразделяют на основные и оборотные фонды. Соотношение между ними зависит от техники и технологии производства, потребляемого сырья, материалов и энергии, особенностей выпускаемой продукции. Собственные финансовые ресурсы принадлежат самому предприятию, и их использование не влечет за собой возможности утери контроля над деятельностью предприятия. Заемные ресурсы не являются собственностью данного предприятия и их использование чревато для него потерей независимости. Заемные средства предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности, что в конечном итоге обуславливает их более быструю, по сравнению с собственными ресурсами, оборачиваемость. К заемным средствам относятся разнообразные виды кредитов, привлекаемых от других звеньев кредитной системы (банков, инвестиционных институтов, государства, предприятий, домохозяйств). Привлеченные ресурсы – средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте. Данные средства до возникновения санкций (штрафов или других обязательств перед владельцами) могут быть использованы по усмотрению хозяйствующего субъекта. Это, прежде всего, устойчивые пассивы - задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, средства кредиторов поступающие в виде предоплаты и др. Следующим признаком выделения элементов финансовых ресурсов является срочность использования. Как правило, ресурсы классифицируются на: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Временной горизонт каждой группы может быть установлен индивидуально. Ресурсы краткосрочного назначения – срок их действия – до года. Предназначены для финансирования текущей деятельности предприятия: формирование оборотных средств, краткосрочных финансовых вложений, расчетов с дебиторами. Ресурсы среднесрочного назначения – от года до 3 лет – используются для замены отдельных элементов основных фондов, их реконструкции и перевооружения. В этом случае, как правило, не преследуется цель смены технологии или полной замены оборудования. Ресурсы долгосрочного назначения – привлекаются, как правило, на срок от 3 до 5 лет и используются для финансирования основных фондов, долгосрочных финансовых вложений, венчурного (рискового) финансирования. Формирование фондов предприятия начинается с момента организации хозяйствующего субъекта. Предприятие в соответствии с законодательством формирует уставный капитал - основной первоначальный источник собственных средств предприятия, который в виде основного и оборотного капитала направляется на приобретение фондов предприятия. К числу фондов относится добавочный капитал - создается за счет: прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов, эмиссионного дохода (за счет превышения продажной цены акций над номинальной), безвозмездно полученных ценностей на производственные цели. Он может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки, на погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи имущества другим предприятиям и лицам, на увеличение уставного капитала, на погашение убытка по результатам работы предприятия за отчетный год. В процессе производственной деятельности доходы от реализации произведенной продукции в форме выручки от реализации поступают на расчетный или валютный (если предприятие экспортирует продукцию) счет. Выручка же является источником возмещения затрат на производство, продвижение на продукции на рынок, на реализацию товаров (работ, услуг). Амортизация, таким образом, поступает в составе выручки от реализации в амортизационный фонд, предназначенный для обеспечения воспроизводства основных фондов. Результатом деятельности предприятия является прибыль. После налоговых выплат образуется чистая прибыль, которая расходуется в соответствии с уставными документами и по усмотрению хозяйствующего субъекта. Из нее формируются: резервный капитал и другие аналогичные резервы, фонд накопления, фонд потребления. Резервные капитал - фонд, который образуется в соответствии с законодательством и учредительными документами. Предназначен для покрытия убытков отчетного периода, выплаты дивидендов при недостаточности или отсутствии прибыли. Наличие фонда является важнейшим условием обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия. К числу резервных фондов относятся также резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, выкупной фонд, отложенный фонд и др., создаваемые для погашения облигаций и выкупа акций. Фонд накопления - средства, предназначенные для развития производства. Их использование связано с увеличением имущества предприятия и финансовыми вложениями для извлечения прибыли. Фонд потребления - средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение работников, выплаты компенсационного характера и т.д. Остаток прибыли - нераспределенная прибыль также характеризует финансовую устойчивость и может использоваться для последующего развития предприятия.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы - это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

В 1960-1990-х гг. доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла до 35-50% и более. Накануне Первой мировой войны (1914-1918) она составляла 9-18%.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. В XIX в. в условиях жесткой производственной эксплуатации широкие народные массы несли и основное бремя финансовой эксплуатации.

Гигантское развитие производительных сил в XX в., особенно во второй его половине, научно-технический прогресс, расширение функций государства, демократизация общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой обусловили существенные изменения/в сфере государственных финансов - значительная часть мобилизуемых правительством средств стала перераспределяться в пользу широких слоев населения. Прежде всего это крупная доля средств, направляемых на социальные пели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. В ряде стран, например, в Великобритании, было национализировано здравоохранение и создана Национальная служба здравоохранения. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.

Однако рост социальных расходов не означает, что перераспределительные процессы осуществляются только в интересах трудящихся масс. В ведущих капиталистических странах до сих пор сохраняются крупные военные расходы, затраты по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, страховые компании, банковские монополии, акционерные общества и др.

Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социатьные расходы выше.

В СССР послевоенный период характеризовался высоким уровнем расходов на военные цели, неэффективным использованием средств на финансирование народного хозяйства, остаточным принципом финансирования социальных затрат.

Распределительные процессы происходят не только через финансы, но и через цены и кредит. Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение национального дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса. В 90-е годы в условиях гиперинфляции в Российской Федерации произошел резкий рост цен и перераспределительная функция цены усилилась. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем оказывают воздействие на воспроизводство.

Финансы и кредит. Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит - взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. В Российской Федерации кредитные ресурсы привлекаются для покрытия бюджетного дефицита.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты.

Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждающимся в них. Если финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости, то кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

Функции финансов. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

§ с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

§ наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

§ перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение.непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

3. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

4. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Финансовый механизм. Функция финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Важный элемент финансового механизма - финансовое планирование, которое прежде всего относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план в целях:

1) информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

§ первый год - это год, на который составляется бюджет;

§ следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана служит бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.


Похожая информация.


Вариант 1

Что такое финансы?

Одна из важнейших функций финансов

А) Воспроизводственная

Б) Стимулирующая

В) Распределительная

3.Финансовая система государства охватывает:

А) Общегосударственные финансы, финансы предприятий, финансы домашних хозяйств

Б) Общегосударственные финансы, территориальные финансы, финансы предприятий

В) Общегосударственные финансы, территориальные финансы

Г) Государственные и муниципальные финансы

4.Финансы, как экономическую категорию, характеризуют следующие закономерности:

а) непосредственно порождаются государством;

б) выражают денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов;

в) в своей развитой форме включают только общегосударственные финансы;

г) обслуживают появление таких стоимостных категорий, как заработная плата, цена, кредит;

д) в связи с функцией управления, присущей государству, обосабливаются в его финансовую политику.

а) контрольная, стабилизирующая, регулирующая;

б) распределительная, производственная, фискальная;

в) регулирующая, стимулирующая, воспроизводственная;

г) распределительная, контрольная, регулирующая;

д) стабилизирующая, регулирующая, контрольная;

е) производственная, стимулирующая, дестимулирующая.

Государственный бюджет - это

А) Общегосударственные финансы, территориальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов



Б) Золотовалютный резерв государства

В) Важнейшее звено финансовой системы, обеспечивающее перераспределение национального дохода

7.Государственному бюджету как экономической категории присущи функции:

а) производственная;

б) контрольная;

в) распределительная;

г) перераспределительная;

А) межбюджетные трансферты

Б) бюджетные обязательства

В) бюджетные ассигнования

Г) бюджетный кредит

9. Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) – это …

А) бюджет РФ

Б) консолидированный бюджет

В) сводная бюджетная роспись

Г) бюджетная система

10. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к безвозмездным поступлениям в бюджет относятся …

А) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Б) средства самообложения граждан

В) субвенции из федерального бюджета


Вариант 2

Что такое финансы?

А) Деньги конкретного экономического субъекта, находящиеся в его личном пользовании

Б) Обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования

В) Экономические отношения между хозяйствующими субъектами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, для обеспечения расширенного воспроизводства

Г) Золотовалютный резерв государства

2. Управление государственным долгом осуществляется посредством применения следующих методов:

А) обязательные нормы отчислений от прибыли предприятий в резервный фонд государства

Б) рефинансирование

В) консолидация

Г) введение налога на доходы физических лиц для оплаты государственного долга

Государственными финансовыми ресурсами являются

а) денежные средства, находящиеся в распоряжении экономических субъектов

б) долговые обязательства государства

в) средства, находящиеся в распоряжении федеральных органов государственной власти

г) денежные доходы рабочих и служащих

4.Общегосударственный финансовый контроль осуществляют:

а) Минфин РФ;

б) Счетная палата РФ;

в) Генеральная прокуратура РФ;

г) Министерство экономического развития РФ;

5.По времени проведения финансовый контроль может быть:

а) предварительный;

б) текущий;

в) последующий;

г) стратегический.

6.Наиболее глубоким и всеохватывающим методом финансового контроля является:

а) проверка;

б) обследование;

в) надзор;

г) анализ финансового состояния;

д) наблюдение;

е) ревизия.

7. Долгосрочная финансовая политика, ориентированная на длительный период развития макроэкономических процессов, называется …

А) финансовой стратегией

Б) финансовой тактикой

В) финансовым планом

Г) финансовым механизмом

8. Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ, – это …

А) межбюджетные трансферты

Б) бюджетные обязательства

В) бюджетные ассигнования

Г) бюджетный кредит

9. Количество уровней бюджетной системы зависит от:

А) принципов построения бюджетной системы

Б) государственного устройства страны

В) волеизъявления населения

10.По направлениям использования заемных средств государственные займы подразделяются на:

а) рыночные

б) нерыночные

в) целевые

г) нецелевые


Контрольная работа по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

для студентов заочной формы обучения 2015/2016 уч.г.

Выполнил студент _________________________________ группа______________ форма обучения___________________

Проверила: к.э.н., доцент Новикова Д.М._____________________________________

Вариант 3

1. Финансы представляют собой __________ отношения.

А) товарные

Б) денежные

В) кредитные

Г) производственные

2.Доходы бюджетов формируются за счет:

а) налоговых видов доходов;

б) возмездных перечислений юридических лиц;

в) доходов целевых бюджетных фондов;

г) неналоговых видов доходов

3.Потребности расширенного производства на макроуровне обеспечиваются за счет:

а) децентрализованных фондов денежных средств;

б) централизованных фондов денежных средств.

Главное условие роста финансовых ресурсов

А) Увеличение национального дохода страны

Б) Рост мировых цен на энергоносители

В) Рост активности предпринимателей

5.Укажите верную совокупность принципов бюджетной системы:

а) единство, необходимость, целевой характер, гласность;

б) сбалансированность независимость, достоверность эффективность;

в) разграничение доходов и расходов, адресность, достаточность, экономичность;

г) самостоятельность, сбалансированность, полнота отражения доходов и расходов, общее покрытие расходов.

6.Исполнение федерального бюджета в РФ возложено:

а) на расчетную сеть Банка России;

б) на органы федерального казначейства;

в) на расчетную сеть Сбербанка РФ;

г) исполнение федерального бюджета осуществляется коммерческими банками РФ

7.Выберите верное утверждение. Бюджетная классификация – это:

а) группировка доходов и расходов федерального бюджета РФ, а также источников финансирования его дефицита;

б) группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов;

в) группировка доходов и расходов консолидированного бюджета РФ, а также источников финансирования его дефицита;

г) группировка доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также источников финансирования их дефицита.

8.Консолидированным бюджетом РФ является:

а) федеральный бюджет и бюджеты территорий;

б) совокупный бюджет бюджетной системы государства;

в) свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

9.Правовой формой утверждения федерального бюджета на соответствующий финансовый год является:

а) Указ Президента РФ;

б) постановление Правительства РФ;

в) решение или постановление Федерального Собрания РФ;

г) федеральный закон.

10.Правовой формой утверждения местных бюджетов на территории РФ является:

а) постановление Главы районной или Городской администрации местного самоуправления;

б) закон субъекта РФ;

в) постановление представительных органов местного самоуправления;

г) постановление представительных органов субъекта РФ.


Контрольная работа по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

для студентов заочной формы обучения 2015/2016 уч.г.

Выполнил студент _________________________________ группа______________ форма обучения___________________

Проверила: к.э.н., доцент Новикова Д.М._____________________________________

Вариант 4

1. Полномочиям Государственной Думы РФ соответствуют функции:

А) составление проекта федерального бюджета

Б) рассмотрение и утверждение федерального бюджета

В) разработка программ государственных заимствований

Г) принятие финансового законодательства

Д) составление отчета об исполнении федерального бюджета

2.Какой из приведенных ответов структуры финансовой системы более точен:

а) финансы хозяйствующих субъектов (за исключением кредитных организаций), финансы социального страхования, финансы государственного бюджета, финансы внебюджетных фондов;

б) финансы общественных объединений, государственные финансы, финансы государственных социальных внебюджетных фондов, финансы личного страхования;

в) финансы хозяйствующих субъектов, осуществляющих некоммерческую деятельность, государственный кредит, финансы внебюджетных фондов, финансы имущественного страхования;

г) финансы предприятий, государственные финансы, финансы домашних хозяйств.

3. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:

А) федеральный бюджет России

Б) бюджет Псковской области

В) консолидированный бюджет Российской Федерации

Г) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

Д) сводный финансовый баланс региона

4. Несбалансированность бюджета проявляется в:

А) использовании дотаций и других форм финансовой помощи

Б) дефиците

В) использовании регулирующих доходов

Г) использовании средств по взаимным расчетам

Д) профиците

5.Государственными финансовыми ресурсами являются:

А) денежные средства, находящиеся в распоряжении экономических субъектов;

Б) долговые обязательства государства;

В) средства, находящиеся в распоряжении федеральных органов государственной власти;

Г) денежные доходы рабочих и служащих;

6. Денежные фонды, имеющие строго целевое назначение – это:

а) государственный бюджет;

б) бюджет предприятия;

в) внебюджетные специальные фонды.

7. Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации, – это …

А) консолидированный бюджет

Б) бюджет РФ

В) бюджетная система РФ

Г) бюджетная роспись

8. Принцип функционирования бюджетной системы РФ, который означает единство бюджетного законодательства страны, единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, – это принцип …

А) единства кассы

Б) равенства бюджетных прав субъектов РФ

В) единства бюджетной системы РФ

Г) сбалансированности бюджета

9. Бюджетная система федеративного государства состоит из …

А) бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов

Б) федерального и местных бюджетов

В) бюджетов субъектов федерации

Г) федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов

10. Бюджетная система унитарного государства включает …

А) государственный и местные бюджеты

Б) бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты

В) совокупность местных бюджетов

Г) государственный бюджет


Контрольная работа по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

для студентов заочной формы обучения 2015/2016 уч.г.

Выполнил студент _________________________________ группа______________ форма обучения___________________

Проверила: к.э.н., доцент Новикова Д.М._____________________________________

Вариант 5

1. К неналоговым доходам бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации относятся …

А) межбюджетные субсидии

Б) субвенции из федерального бюджета

В) безвозмездные поступления от международных организаций

Г) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

2. Доходы от налогов и сборов, другие поступления, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для их распределения между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами зачисляются на счета …

А) Федеральной налоговой службы

Б) органов Федерального казначейства

В) Правительства Российской Федерации

Г) Министерства экономического развития Российской Федерации

3. Стимулирующий механизм финансового регулирования экономических процессов как составной элемент финансовой политики государства предусматривает …

А) снижение налоговых платежей

Б) уменьшение бюджетного финансирования

В) усиление налоговой нагрузки

Г) уменьшение финансовых ресурсов экономических

4.Вся сумма неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленных на них, к определенному моменту времени – это…

а) дефицит государственного бюджета

б) профицит государственного бюджета

в) государственный кредит

г) государственный долг

Механизм управления финансами предприятиями.

Финансовый механизм – это сист. управления финан-ми пред-тия ч/з фин-ые инструменты с помощью использ-я совокупности фин-ых. методов и приемов, с целью эффективного воздействия на конечные результаты деятельности в соответствии с требованием экономич. законов.

Сист. управления финансами включ.ЭЛЕМЕНТЫ:

1)Организационная структура, сист управления финансами. 2)фин. методы, приемы, модели. 3)фин. рычаги и инструменты. 4)нормативно-правовое обеспечение.5)информационное обеспечен. 6)технические средства и программное обеспечение управление финансами.

Фин. методы, приемы и модели - это способы воздействия на хоз-но-фин-ый процесс инструментарий формирования, распред. и использ. денежных фондов.

Их делят:1)общеэкономические - система кассовых и расчетных операций, налогообложения, кредитования. 2)прогнозно-аналитические :- финансовое и налоговое планирование, - прогнозирование, - факторный анализ и т.д. 3)специальные –факторанговые операции, франчайзинг, дивидендная политика.

К фин. методам традиционно относят:-фин.планир-е и прогнозир.,- фин. учет, - фин. анализ,- фин. контроль,- фин. регулирование.

Правовое обеспечение функционир-го финн-го механизма предприятия включает в законодательные акты, постановления, приказы и др. правовые документы органов управления. Нормативное обеспечен. функционир. образует инструкции, методич. Указания. Оно предусматривает использование норм и нормативов об.ср-тв, амортизационных норм, тарифных и налог. ставок.

Организация финансовой работы на предприятии.

Под фин. службой на предприятии, понимается самостоятельное структурное подразд., выполняющее опред. функции в сист. управления предприятием. От деят-ти фин-ой службы зависит фин-ая устойчивость всего предприятия.

Цель деятельности финансовых служб предприятий - обеспечить фин-вую стаб-ть, создать устойчивые предпосылки для экономич-го роста и получение прибыли. Содержание фин-ой работы сост. в следующем: -в обеспечении и эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятий; - в организации взаимоотношений с финансово-кредитной сист. и др. Осн-е направления фин-ой работы:

1)- фин-е планирование; 2)-оперативное планир-е; 3)-контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планир . предназначено: 1) обьективно оценить фин.е положение предпр-я,; 2)определить возможности увеличения фин. ресурсрв.;3)обосновать направление эффективного использования фин.ресурсов.

В области оперативной работы фин. служба решает след. задачи:

Обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет, выплат %-ов по ссудам банков, выдачи зар. платы раб., оплаты счетов поставщиков;

Обеспечение финансирования плановых затрат;(закупка п/ф, расчет за эл.энергию ит.д)

Оформлен. кредитов в соответ. с договорами;

Ведение ежедневного оператив. учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана;

От эффективности контрольно-аналитической работы на предприят. зависит результат фин. деят-ти. Фин. служ-ба осуществляет постоянный контроль за выполнением показателей фин., кредитного, кассового планов и планов по прибыли и рентаб-ти, а также контроль за использован. собственного и заемного капитала и целевым использованием банковских кредитов.

Понятие финансовых ресурсов, их классификация.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы -- это фонды денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой, поскольку рабочий производит не финансовые, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Псковский государственный политехнический институт

Финансово-экономический факультет

Кафедра: Финансы и кредит

Курсовая работа

По дисциплине «Финансы»

Тема: Факторы и резервы роста финансовых ресурсов в современной России.

Студентки Рондалевой Ю.Н.

группа 672-1202

шифр 0767099

Преподаватель: Павлова Н.И.

Ведение........................................................................................................... 3

1.1. Определение, исчисление, темпы финансового роста............... 5

1.2. Факторы роста............................................................................. 7

Глава 2. Финансовый рост в России: тенденции и перспективы

2.1. Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитие России...................................................... 11

2.2. Адекватное измерение результатов и выявление резервов экономического развития ............................................................................................ 14

2.3. Последствия и направления укрепления рубля как фактора экономического роста...................................................................... 17

Глава 3. Решение проблемы удвоения ВВП

3.1. Удвоение ВВП в России, предпосылки темпов экономического роста в России............................................................................................... 21

Заключение................................................................................................... 25

Список литературы...................................................................................... 26

Введение

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

С началом финансового кризиса 1998г. российская экономика оказалась на грани краха. Спас ее резкий скачок мировых цен на нефть, которые достигли уровня 42 долл. за баррель. Благодаря этому российское правительство получило возможность производить выплаты по международному долгу, демонстрировать впечатляющие темпы экономического роста и провозгласить амбициозную цель - удвоение ВВП. Практически единственный результат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что для решения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективе необходимо обеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год. Именно это требование, сформулированное как задача удвоения ВВП до 2010 г., продекларировано В.В. Путиным в последнем президентском послании. Что касается возможностей и способов достижения этой цели, то нет единого и внятного объяснения, что в принципе необходимо для обеспечения такой динамики и как этого добиться наиболее эффективным способом.

Оценка темпов экономического роста, требуемая для удвоения ВВП и восстановления позиций России в мировой экономике, достаточно очевидна (учитывая многолетний спад в российской экономике и мировую экономическую динамику) и легко исчисляема. Она опирается на предположение о равенстве прочих условий экономического развития, включая условия, определяющие рост качества и конкурентоспособности продукции. В то же время именно эти параметры (качество и конкурентоспособность продукции) являются ключевыми для определения относительного уровня экономического развития. Понимание этого приводит к выводу о том, что высокие темпы экономического роста (в их традиционном измерении) еще не гарантируют уменьшения разрыва в уровне экономического развития. В этой связи в научный и публицистический оборот были введены понятия качества роста и качества темпов экономического роста. Однако единого понятия качества роста нет: каждый автор вкладывает в него свое, отличное от других, содержание. При этом приходится констатировать, что практически нет публикаций, из которых можно было бы понять, как измерить это качество роста, как оно влияет на общие требования к перспективнойэкономической динамике и как можно им управлять.

Каждая страна вырабатывает свой экономический курс, «индивидуальность» которого обусловлена рядом факторов: различиями в процессах, определяющих промышленное развитие страны, влиянием глобализации, мировой экологической политикой, национальными особенностями и т.п.

Глава 1. Теория финансового роста

1.1. Определение, исчисление, темпы финансового роста

Под финансами понимается система образования, распределения и использования денежных ресурсов в процессе общественного производства.

Финансовые отношения пронизывают всю хозяйственную деятельность.

Финансовые ресурсы - денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления, являются материальными носителями финансовых отношений.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемые субъектами хозяйствования и государством. Формируются финансовые ресурсы во всех подразделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения.

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа. Снижение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социальных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода. Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям.

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью.

Постоянный рост и совершенствование производства служат основой увеличения финансовых ресурсов. Однако в последние годы динамика финансовых ресурсов характеризовалась негативной тенденцией - замедлением, а затем и падением темпов роста. Причина этого заключалась в кризисных явлениях в экономике нашей страны, отрицательно сказавшихся на динамике валового национального продукта и произведенного национального дохода, объеме промышленной продукции, других важнейших показателях социально-экономического развития.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации. Финансовые ресурсы формируются также за счет части национального богатства. Для формирования финансовых ресурсов можно использовать заемные и привлеченные средства.

Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются:

Различные виды налогов

Страховые платежи

Амортизационные отчисления.

Финансовые ресурсы необходимы, прежде всего, субъектам хозяйствования. У них формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера. Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами, воспроизводственный процесс на микро уровне.

Потребности общественного производства обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов, формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую и целевую направленность, что позволяет точно учитывать объекты государственного финансирования и своевременно обеспечивать их необходимыми денежными средствами. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации в его распоряжении значительной частью финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от множества факторов, причем не только социально-экономических.