Инфраструктура предприятия вопрос по экономика организации. Производственная и социальная инфраструктура предприятия

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Поставленные задачи возможно выполнить лишь при хорошем усвоении основ экономики предприятия.

Что же понимается под термином экономика? В классическом определении (П. Самуэльсон) экономика - это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Поэтому экономика предприятия - наука о том, как это осуществляется в рамках каждого отдельно взятого предприятия.


1. Понятия, виды и значение инфраструктуры

Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную).

Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве - мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:

1) транспорт (включая не только пути сообщения, но и транспортные средства), связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение;

2) инженерные сооружения и устройства, в том числе ирригационные системы;

3) коммуникации и сети, среди них линии электропередачи (ЛЭП) и распределительные сети, нефтепроводы и газопроводы, телефонные сети и т.п.

Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.

Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте - коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.

Особое значение среди отраслей инфраструктуры имеет транспорт.

Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях - в черной металлургии, угольной промышленности и др. - значительно больше.

Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве необходимо снизить материалоемкость производства на основе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические связи предприятий и районов, рационально разместить и специализировать производство, усилить комплексность в развитии хозяйства регионов и районов.

Однако роль транспортного фактора нельзя сводить только к доле транспортных затрат. Осуществляя производственные связи между отраслями и районами, транспорт является непременным условием и активным рычагом специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.

Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как одного из факторов повышения эффективности развития производства стоит и более глобальная задача - снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

Отрасли инфраструктуры, в значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.

Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства.

Структурная перестройка экономики предполагает также сглаживание неравномерности технического оснащения отсталых отраслей и предприятий, преодоление сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных отраслях и видах производств.

Наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия.

Однако за последнее время наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности.

Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.

2. Характеристика системы технологического обслуживания

Основной частью производственного процесса является технологический процесс, который непосредственно связан с последовательным изменением состояния сырья и материалов и превращением их в продукт производства.

Разнообразие продуктов производства, видов сырья, оборудования, методов изготовления определяют и различие технологических процессов. Технологические процессы различаются:

по характеру изготавливаемой продукции;

по применяемым методам и способам производства;

по используемому сырью;

по организационному построению;

В зависимости от вида преобладающих затрат различают материалоемкие, трудоемкие, капиталоемкие, энергоемкие технологические процессы.

В зависимости от вида применяемого труда они могут быть ручные, машинно-ручные, автоматизированные.

Ручные процессы трудоемкие, они вытесняются машинными и автоматическими. Механизация освобождает рабочего от непосредственного физического труда, автоматизация облегчает также функции управления и контроля.

Под циклом технологического процесса понимается постоянно повторяющаяся с каждой единицей продукции часть производственного процесса.

Циклическая часть процесса может осуществляться периодически или непрерывно, соответственно выделяют периодические и непрерывные технологические процессы.

Периодическими называются процессы, циклическая часть которых прерывается после включения в эти процессы предмета труда (нового).

Непрерывными называются процессы, которые приостанавливаются не после изготовления каждой единицы продукции, а лишь тогда, когда прекращается подача обрабатываемого или перерабатываемого сырья.

Основными элементами, определяющими технологический процесс, являются труд человека, предметы труда и средства труда.

Совокупный технологический процесс расчленяется на отдельные части, разделенные в пространстве и во времени, но взаимосвязанные целью производства. Технологический процесс включает ряд стадий, каждая из которых состоит из ряда производственных операций. Операция - технически и технологически однородная, завершенная на данной стадии часть процесса, которая представляет собой комплекс элементарных работ, выполняемых при обработке определенного предмета труда на одном рабочем месте.

Операционное разделение процесса вытекает из необходимости использования различных орудий труда.

Операция состоит из ряда приемов, каждая из которых представляет собой законченную элементарную работу.

3. Социальная функция и социальная деятельность предприятия

В формировании мотивации работников, повышении его самоотдачи в производственной деятельности особое место отводится социальной деятельности предприятия. На предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, на случай болезни, в случае безработицы и т.д.), установленные на вышестоящем уровне. Кроме того, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы за счет выделенных на эти цели средств, заработанных коллективом предприятия.

Инициатором предоставления дополнительных льгот и услуг социального характера сверх обязательных выплат выступает либо сама администрация, демонстрируя добровольное воплощение в жизнь социальной кадровой политики, либо это может быть Результат тарифных соглашений между администрацией и профсоюзом (или советом трудового коллектива) как защитником интересов работников предприятия.

"Добровольно" предоставляемые работникам льготы и услуги по внутреннему договору становятся для администрации столь же обязательными, как и предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством.

Итак, социальная политика предприятия как составная часть менеджмента представляет собой цели и мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

Чем больше таких льгот и услуг, чем их сумма выше установленного законом размера, тем привлекательнее выглядит работа на таком предприятии, тем с меньшей охотой работник захочет терять эти льготы при увольнении. Независимо от того, являются ли услуги социального характера на предприятии жизненно необходимыми (обеспечение существования) или предлагаются только в интересах привлечения квалифицированного персонала (рынок рабочей силы), они создают заинтересованность работников в экономической деятельности предприятия (организации).

Следовательно, социальное обеспечение работников, развитие их личностных качеств, сохранение здоровья является условием успеха предприятия (организации, фирмы).

Таким образом, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должны способствовать тому, чтобы:

работник отождествлял себя со своим предприятием;

желания работников соответствовали целям предприятия;

росли производительность труда и готовность работников к работе;

работники были социально защищены, предоставляемые в законном порядке или же по тарифному соглашению социальные услуги при необходимости дополнялись;

поощрялась собственная инициатива работника при решении его проблем;

улучшалась атмосфера на предприятии, формировался благоприятный социально-психологический климат;

у работников и у общественности создавалось положительное представление о предприятии.

Социальная деятельность предприятия должна быть:

защитной, реализуемой через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием;

воспроизводственной, реализуемой через организацию оплаты труда и ее регулирование с целью обеспечения воспроизводства рабочей силы;

стабилизирующей, реализуемой через согласование интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство).

Как инструмент мотивации работников, она предусматривает принятие решений, касающихся:

выбора приоритетов в направленности самой социальной политики (социальная защита, социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т.д.);

выбора форм предоставления льгот, услуг, выплат и самих их видов;

оценки величины возможных выплат исходя из доставленных задач и финансовых возможностей;

избирательности в предоставлении льгот и услуг, дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач.

Исходя из зарубежного и отечественного опыта, составим укрупненный перечень выплат, льгот и услуг социального характера, предоставляемых в различных формах:

а) денежной:

выплаты предприятия на приобретение собственности и имущества (например, приобретение акций предприятия по сниженной цене);

оплачиваемое освобождение от работы (при вступлении в брак, тяжелой болезни членов семьи, смерти родителей и т.п.);

дополнительные отпускные деньги;

компенсация укороченного рабочего дня пожилых работников;

дотации и пособия по нетрудоспособности, выплачиваемые больничной кассой;

денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами или праздниками, рождественское вознаграждение (денежные суммы или подарки);

предоставление в пользование служебного автомобиля

оплата переезда при переводе работника в другое структурное подразделение и др.;

б) в форме обеспечения работника в старости (в дополнение к государственной пенсии и частным страховкам работника):

дополнительное пенсионное обеспечение в рамках фирмы (предприятия);

единовременное вознаграждение пенсионеров со стороны фирмы (предприятия);

в) в форме пользования социальными учреждениями предприятия:

льготы в пользовании столовыми;

пониженная квартплата в служебном жилье;

ссуда под строительство жилья под особо низкие проценты; - пользование домами отдыха, санаториями;

предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях и др.

Социальная политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной реализации. Объектом воздействия социальной политики являются не только занятые работники предприятия, но в определенной мере и бывшие работники предприятия, в том числе вышедшие на пенсию. К факторам, оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, степень влияния профсоюзов, форма собственности и др.

Предприятия предоставляют своим работникам возможность выбора льгот и услуг по своему усмотрению на определенную сумму из своеобразного "меню": заработной платы, пенсий от фирм, страхование жизни, других льгот, выбор времени работы, отпуска и т.д. и их комбинации.

Некоторые зарубежные фирмы используют дополнительные выплаты к заработной плате для стимулирования заинтересованности работника в укреплении здоровья. Это выплаты в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, выплаты лицам, не проболевшим ни одного рабочего дня в течение года, выплаты работникам предприятия, постоянно занимающимся спортом. Все средства выплачиваются в конце года и весьма значительны. Такие дополнительные льготы, выплаты и гарантии, несомненно, увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, удорожая стоимость единицы труда. Однако очевидны и положительные стороны социальной политики (повышение мотивации, стабилизация коллектива и др.). Таким образом, социальная политика, реализуемая на предприятии, выгодна и для работников, и для администрации.


4. Капитальное строительство, способы ведения строительно-монтажных работ

Капитальное строительство - это вид производственной деятельности, результатом которой является строительная продукция (законченные и подготовленные к эксплуатации здания или сооружения производственного или непроизводственного назначения) или строительные материалы и изделия. В зависимости от назначения строящихся объектов различают виды строительства: промышленное (заводы, фабрики), гражданское (жилые дома, общественные здания), гидротехническое (плотины, дамбы, каналы, берегоукрепительные сооружения и устройства, водохранилища и т.д.), гидромелиоративное (системы орошения, осушения) транспортное (дороги, мосты, тоннели и т.д.), производство строительных материалов и т.д. Строительство является важнейшим элементом природообустройства территорий.

В целях сбора и систематизации информации, государственного регулирования экономического развития общественного производства все производства и сферы деятельности группируются по отраслям. Единый классификатор отраслей общественного производства РФ насчитывает 24 отрасли, в том числе "Капитальное строительство" - третье по количеству занятых работников (после промышленности и сельского хозяйства) в отрасли.

Капитальное строительство - одна из отраслей народного хозяйства. Её назначение возводить новые здания и сооружения для всех отраслей материального производства, заниматься реконструкцией, расширением и капитальным ремонтом существующих.

Это означает, что строительство обеспечивает условия для производительного использования средств и орудий труда других отраслей, создаёт условия для полноценного отдыха, здорового быта народа.

То, что мы называем капитальным строительством, включает в себя главной частью подрядные строительные организации со всеми их зданиями и сооружениями, техникой и транспортом.

Строительство могут вести и те, кому нужны результаты строительного труда (предприятия, которые строят для себя), и те, кто берёт на себя обязательство построить для кого-то (берет подряд). В зависимости от этого строительство называют ведущимся хозяйственным или подрядным способом.

Который из них лучше? Подрядное строительство ведется профессиональными строительными организациями, насыщенными техникой, несущими юридическую ответственность за сроки и качество строительства. Таким способом ведётся 3/4 строительства.

Хозяйственный способ строительства избавляет заказчика от необходимости переплачивать строителям, т.к. любой предприниматель работает, чтобы получить прибыль, но и хозяйственный способ заставляет рисковать качеством строительства.

Продукцией строительства являются полностью законченные и принятые заказчиком объекты.

Неподвижность строительной продукции приводит к необходимости передвижного характера работ. В строительстве перемещаются орудия труда, а не предметы труда как в промышленности. Появляется необходимость в дополнительных расходах на временные сооружения и т.п.

Большие размеры продукции, их сложность и многодетальность, материалоемкость определяют высокую удельную стоимость материалов и конструкций (до 50-60% общих затрат).

Строительная продукция капиталоемкая - требует больших капиталовложений. Отсюда важность обоснования затрат, высокая роль кредитов. Индивидуальный характер возводимых объектов определяет особенности ценообразования на строительную продукцию.

Длительный срок службы зданий и сооружений определяет высокий уровень морального износа строительной продукции.

Длительность строительного цикла определяет образование больших размеров незавершённого производства, появление расчётов за этапы и комплексы работ, необходимость страхования от стихийных бедствий и т.п.

Строительные работы большей частью производятся на открытом воздухе, что вызывает появление "сезонности", имеющей следствием, например, зимнее удорожание и др.

Передвижной характер работ определяет высокий удельный вес в структуре основных фондов, транспортной техники; конструктивные особенности строительной техники; необходимость иметь большое количество временных или передвижных сооружений.

Ход строительства очень сильно зависит от местных условий: развитие сети дорог, наличие близко расположенных предприятий по производству материалов и конструкций и т.п. Даже одинаковые объекты возводятся по-разному в разных районах.

Строители не только строят, они обязаны и освоить созданные мощности (запустить АТС, завод и т.д.). Строительство осуществляется "на заказ" и очень редко на продажу. В этом отношении строительство до сих пор остается ремеслом.

В строительстве одного объекта участвуют много предприятий, что вызывает создание особых организационных форм в управлении строительством (генподрядчики, заказчики и т.п.).

Многообразие хозяйственных связей строительства с другими отраслями выражается в необходимости использования тысяч видов материалов, конструкций и услуг других отраслей.

Степень освоения затрагивает территории, во многом определяет затраты на строительство, т.к. дополнительные расходы (на инфраструктуру) могут превышать собственно строительные затраты в несколько раз.

Необходимость комплексного строительства определяется невозможностью функционирования, например, промышленных зданий без складского хозяйства, инженерных сетей и т.п.

И, наконец, строителю приходится учитывать и знать технологические особенности тех отраслей, для которых ведется строительство.

Технологией электромонтажных работ называют совокупность знаний о способах и последовательности осуществления операций, из которых складывается процесс монтажа электроустановок при строительстве.

В нашей стране капитальное строительство ведется подрядным и хозяйственным способами. При подрядном способе ведения строительных работ головная организация - генподрядчик заключает общий договор на строительно-монтажные работы с предприятием - заказчиком, для которого осуществляется строительство. Генподрядчик привлекает к производству монтажных и специальных строительных работ специализированные организации (электро-, механо-, сантехмонтажные и др.), имеющие мощную материально-техническую базу и ведущие работы индустриальными методами.

При хозяйственном способе ведения капитальных работ строительство осуществляет предприятие - заказчик, имеющий строительные отделы или управления. Этот способ применяют при небольших масштабах строительства, связанных главным образом с реконструкцией или техническим перевооружением отдельных цехов предприятий.

Электромонтаж отличается разнообразием видов производимых работ. Об этом можно судить по объему действующих норм и расценок на все виды работ. Единые нормы и расценки для расчетов с рабочими по электромонтажу содержат более 6000 позиций, а единый ценник на монтаж электрооборудования и электрических сетей - более 4000 расценок.

Электромонтажные работы распространяются на следующие виды установок: воздушные линии электропередачи (ВЛ); внешние кабельные сети; распределительные устройства (РУ) и подстанции; внутренние электропроводки; силовое электрооборудование; осветительное электрооборудование; автоматические и контрольно-измерительные приборы. Кроме того, специальные виды работ распространяются на аккумуляторные и конденсаторные батареи, тяжелые шины, крупные электрические машины.

Рабочие по специальностям делятся соответственно видам электромонтажных работ: электромонтажники по силовому оборудованию, осветительным сетям, РУ и подстанциям, ВЛ (линейщики) и др.

В комплексе строительства электромонтажные работы занимают видное место. Они являются завершающим этапом строительства, определяющим сроки ввода объектов в эксплуатацию. Совершенствование электромонтажных работ требует внедрения новой техники передовой монтажной технологии, высокой организации труда и непрерывного повышения общей экономической эффективности, поэтому к подготовке электротехнических кадров всех уровней квалификации предъявляют высокие требования.

Большой вклад в развитие и распространение знаний по технологии электромонтажных работ внесли отечественные специалисты В.И. Крупович, А.А. Ермилов, Л.Е. Трунковский, Б.А. Соколов, Н.Б. Соколова, П.Ф. Соловьев, А.А. Коптев, А.Н. Бредихин, С.С. Хачатрян, М.Л. Каминский, Л.П. Смирнов, А.Ф. Ктиторов. Литература указанных специалистов должна стать настольной для каждого квалифицированного электромонтажника.

5. Задача

Предприятие получило заказ от одного из своих потребителей на выпуск изделия "А" на уровне 55% производственной мощности по выпуску этого изделия. Определить сколько изделий предприятие может изготовить, если среднегодовая мощность предприятия по выпуску изделия "А" составляет 60 тыс. ед., а коэффициент использования мощности - 0,9.

Выпуск изделия "А" на уровне 55% составит:



При коэффициенте мощности 0,9


33000 · 0,9 = 29700 изделий.



Заключение

В заключении можно сказать, что предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.


Литература

1. Зайцев Н.Л. "Экономика промышленного предприятия". Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1998.

2. Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д - Экономика / Пер. с англ.М., 1997: С.49-50.

3. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2005.

5. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. "Экономика предприятия". Учебник. Под редакцией О.И. Волкова. М.: Инфра-М., 1997.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понятие инфраструктуры достаточно широкое. К инфраструктуре принято относить совокупность отраслей, организаций и предприятий, входящих в эти отрасли, деятельность которых носит направленный характер. Все они призваны создавать условия для эффективного функционирования производства или товарооборота, а также нормальной жизнедеятельности людей. Что такое инфраструктура можно понять, рассматривая ее в зависимости от сферы деятельности. Инфраструктура бывает производственной и социальной. В инфраструктуру включают дороги, транспорт, связь, складское хозяйство, водоснабжение, внешнее энергоснабжение, спортивные сооружения, обслуживающие предприятия и озеленение. Иногда к инфраструктуре относят здравоохранение, науку, образование. Капитальное строительство обслуживает социальную и производственную инфраструктуры.

Производственная инфраструктура .

Что такое инфраструктура производственная? предприятия, которая состоит из подразделений, не связанных непосредственно с выработкой продукции.

Эти подразделения предназначены для технического обслуживания основных производственных процессов. К ним относят вспомогательные и обслуживающие хозяйства и цеха, которые решают вопросы перемещения предметов труда; обеспечения производства топливом и сырьем, обслуживания и ремонта оборудования и остальных средств труда; хранения материальных ценностей; сбыта и доставки готовой продукции и нормальной работы других процессов, предназначенных для создания условий для эффективного ведения производства.

Социальная инфраструктура .

Что такое инфраструктура социальная? Понятие инфраструктуры социальной объясняется как совокупность таких подразделений предприятия, которые обеспечивают удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей служащих и работников предприятия, в том числе, членов семей работающих на предприятии.

К социальной инфраструктуре относятся подразделения (кафе, столовые, буфеты), подразделения охраны здоровья (поликлиники, больницы, медпункты). Это и дошкольные учреждения для детей (сады, ясли), заведения образования (ПТУ, школы), коммунальные хозяйства (жилые дома), заведения бытового обслуживания, организации отдыха и культуры (клубы, библиотеки, пансионаты, лагеря для отдыха школьников, спортивно-развлекательные) и другие подразделения.

Что такое инфраструктура ИТ?

Существует еще такое понятие как ИТ-инфраструктура. Это вся совокупность имеющихся в организации систем и программных и технических средств, автоматизированных процессов и баз данных.

ИТ-инфраструктура - это комплекс взаимосвязанных между собой частей одного процесса, который обеспечивается несколькими автоматизированными информационными системами, которые обмениваются данными друг с другом. Системы низкого уровня являются механизмами реализации задач, которые выполняют системы высокого уровня.

Следовательно, ИТ-инфраструктура не является простым набором ИТ-решений, которые собраны в одном месте случайным образом. Это - крупная интегрированная система, полностью обеспечивающая всю деятельность организации. Как и любая система, она должна быть целенаправленно спроектирована, чтобы правильно эксплуатироваться. В настоящее время трудно представить себе развитие бизнеса без использования информационных технологий (ИТ). Успешность бизнеса невозможна без эффективного функционирования ИТ-инфраструктуры, надежности и качества ИТ-услуг, стабильности ИТ-инфраструктуры и ее полного соответствия поставленной задаче.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение обслуживающего и вспомогательного хозяйства на предприятии машиностроении. Технико-экономическая характеристика предприятия ЗАО "СИПРсОП" и его вспомогательных и обслуживающих хозяйств. Пути совершенствование инфраструктуры предприятия.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2012

    Понятие инфраструктуры предприятия, ее виды и значение. Вспомогательное производство предприятия, его задачи и функции. Капитальное строительство. Материально-техническая система обеспечения предприятия. Организация маркетинга. Тенденции развития ее.

    реферат , добавлен 03.11.2003

    Характеристика и специфика деятельности организации, на примере точки общественного питания. Оценка преимуществ и недостатков в организации производства и реализации продукции предприятия. Роль персонала в процветании предприятия общественного питания.

    эссе , добавлен 19.01.2011

    Понятие производственной структуры предприятия. Состав производственных подразделений предприятия, формы их взаимосвязей между собой. Подразделения обслуживающего производства. Схемы отделов и служб, входящих в подчинение главных бухгалтера и инженера.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2011

    Роль, задачи и структура энергетического хозяйства. Значение, задачи и структура транспортного хозяйства. Определение задач складского хозяйства. Особенности организации автоматизированных складов, расчет потребности в площадях под складские помещения.

    реферат , добавлен 15.10.2009

    курсовая работа , добавлен 06.05.2011

    Анализ текущего состояния ИТ-инфраструктуры исследуемого предприятия, степень ее соответствия бизнес-задачам организации. Характеристика ИТ-службы, ее главные проблемы и поставленные задачи, пути разрешения. Уровни зрелости ИТ-инфраструктуры предприятия.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2010

    Основные факторы, определяющие формирование производственной структуры предприятия и ее изменений. Характер построения подразделений и их количество. Техническое обслуживание и ремонт оборудования на предприятии. Оценка уровня организации производства.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2013


Инфраструктурой предприятия называются те подразделения, кото­рые обслуживают основное и вспомогательное производство. Это склад­ское и транспортное хозяйство, материально-техническое снабжение на предприятии и организация сбыта продукции. Производственная ин­фраструктура на предприятии нацелена на обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования самого предприятия. В инфра­структуру входят инструментальное хозяйство, ремонтное, материально­техническое снабжение, транспортное хозяйство, организация сбыта продукции и информационные коммуникации на предприятии.

Инструментальное хозяйство создается для обеспечения произ­водства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта. Один из самых сложных ви­дов работ - проектирование и изготовление технологической осна­стки. На них приходится более 80% трудоемкости всех работ по подготовке производства. Для изготовления продукции необходимо огромное количество инструментов. Прежде чем организовать про­изводство или приобретение инструмента, необходимо определить потребности в нем. Определение потребности в инструменте осно­вано на нормах износа. Норма износа - это время работы инстру­мента до окончательного его износа. На практике используются от­раслевые нормативы использования инструмента на 1000 станко- часов или 100 единиц готовой продукции.

Важной функцией организации инструментального хозяйства является регулирование запаса инструмента. Минимальное количе­ство инструментов, необходимое предприятию для бесперебойной работы, образует оборотный фонд. Он включает складские запасы в центральном инструментальном складе (ЦИС) и в цеховых инстру­ментальных раздаточных кладовых (ИРК), эксплуатационный фонд на рабочих местах и временно не работающие инструменты (в за­точке, ремонте, на восстановлении и проверке). Инструменты на рабочих местах и в ИРК - это цеховой оборотный фонд инстру­мента, а если добавить к нему инструменты, находящиеся в ЦИС. то мы получим общезаводской оборотный фонд инструментов. Ин­струменты образуют эксплуатационный цеховой фонд.

Для нормального хранения и своевременной подачи инструмен­тов большое значение имеет организация современного автомати­зированного складского хозяйства, в котором создается комплекс­ный запас инструментов и обеспечивается бесперебойная их подача в цехи. Экономия инструментов достигается улучшением условий их работы и эксплуатации.

Основной задачей ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. Для под­держания оборудования в состоянии полной готовности к работе на предприятии должен осуществляться планово-предупредительный ремонт. Различают текущий, средний и капитальный плановый ре­монт. Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации обо­рудования, когда происходит замена отдельных частей. Средний ре­монт - это более глубокое вмешательство в работу оборудования, с заменой основных деталей и узлов. Капитальный ремонт связан с полной заменой основных деталей, узлов, трущихся поверхностей. В случае аварийных ситуаций необходим внеплановый ремонт.

Материально-техническое снабжение занимает важное место в процессе непрерывного воспроизводства на предприятии. На него приходится значительная часть времени и издержек обращения. Важ­нейшее значение этого элемента инфраструктуры связано с обеспе­чением предприятия необходимыми материальными ресурсами в со­ответствии с ритмом и тактом его технологического процесса. Эта служба осуществляет прямую и обратную связь с рынком в аспекте закупаемых материалов, она же призвана сокращать время товаро­движения от поставщика до потребителя, снижать издержки обраще­ния, способствовать минимизации запасов материальных ресурсов.

Материально-техническое снабжение на предприятии предна­значено выполнять следующие функции:

Планирование материально-технического снабжения на осно­ве баланса обоснованной совокупной потребности и покры­тия ее ресурсов из различных источников;

Установление рациональных хозяйственных связей по постав­кам продукции на предприятие;

Организацию и планирование снабжения производственных подразделений предприятия продукцией прозводственно- технического назначения;

Оперативное регулирование движения материальных ресурсов на основе строгого учета и контроля;

Существуют две формы снабжения: транзитная и складская.

При транзитной форме снабжения предприятие получает мате­риал непосредственно от поставщика, что ускоряет доставку и со­кращает транспортно-заготовительные расходы; однако ее исполь­зование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше кото­рых поставщик не принимает заказы к исполнению. Использование такой формы снабжения для материалов с небольшой потребностью приводит к увеличению запасов и связанных с этим расходов.

Обеспечение материальными ресурсами цехов, участков и других подразделений предполагает выполнение следующего комплекса работ:

Планового установления количественных и качественных за­даний по снабжению;

Подготовки материальных ресурсов к производственному по­треблению;

Отпуска и доставки материальных ресурсов со склада службы снабжения на место ее непосредственного потребления либо на склад цеха;

Оперативного регулирования снабжения в условиях совершен­ствования технологических режимов, конструкторской и нор­мативной документации;

Строгого учета и контроля за использованием материальных ресурсов в подразделениях предприятия;

Совершенствования организации материально-технического снабжения на предприятии на основе последних достижений науки и практики.

Материально-техническое снабжение всей номенклатурой матери­альных ресурсов в большой степени зависит от наличия и комплексно­сти производственных запасов на складах предприятия - от складского снабжения.

Основная цель планирования запасов является гарантия на­личия необходимых видов, объемов и сроков поставки материалов.

Планируются главным образом складские, страховые, мини­мальные и максимальные запасы.

Складские запасы - те, что находятся на складе в наличии во время проверки и планирования. Объем запасов зависит от поступ­ления материалов на склад и его выдачи со склада.

Страховые запасы - те, что обычно не выдаются в производст­венный процесс. Это так называемые аварийные запасы, которые гарантируют непрерывность производственного процесса при на­рушении поставок или в других затруднительных ситуациях.

Минимальный запас - это объем запасов, при достижении которого поступает сигнал срочного заказа материала. Время подачи заявки на за­каз необходимо установить таким образом, чтобы в период до получения заказанного материала страховой резерв остался неприкосновенным.

Максимальный уровень запасов указывает, какие материалы могут быть на складе в максимальном количестве. С его помощью можно избежать чрезмерно завышенного уровня запасов на складе и чрезмерно высоких расходов капитальных вложений, связанных с ведением складского хозяйства.

На практике используется понятие «допустимый минимальный уровень запасов». Это величина, до которой теоретически можно снизить запасы, прежде чем сделать заказ на их пополнение.

Наиболее прогрессивные системы оптимизации материально­технического снабжения включают логистику и систему «канбан».

К логистике относятся все задачи, связанные с управлением, хранением и движением материалов между поставщиками и потре­бителями.

Основной принцип системы «канбан» - поставка продукции (материальных ресурсов) заказчику способом «точно в срок». На всех фазах производственного цикла требуемые деталь, узел постав­ляются к месту производственного потребления строго по графику, именно тогда, когда собирается узел, и в том количестве, которое необходимо для ритмичного выпуска строго определенного объема продукции, а узел поставляется тогда, когда он нужен на сборке.

Система сбыта продукции - это завершающая стадия произ­водственного цикла, важнейшего в условиях рынка. Само понятие «сбыт» - это объем реализуемой продукции в заданное время. Сбыт активно влияет на производственную деятельность и качество продукции. Реализация продукции проходит в четыре этапа:

1) заключение договоров на поставку продукции;

2) составление плана реализации;

3) отгрузка продукции потребителям;

4) поступление денег на расчетный счет.

При рассмотрении проблем сбыта предприятие должно распо­лагать не только достоверными данными о спросе на рынке каж­дого вида производимой продукции, но также и оценкой различ­ных детерминантов спроса. Если на большинство детерминантов спроса предприятие не в состоянии повлиять (налоги, социальные факторы, международный кризис и т.д.), то на ряд факторов оно может оказывать влияние. Такие факторы принято называть пара­метрами воздействия на сбыт. Они делятся на:

Исходные - цена товара, его качество и упаковка, сервисное обслуживание, место нахождения предприятия, каналы реали­зации, ассортимент;

Комбинированные.

Неотъемлемым элементом инфраструктуры предприятия является транспортное хозяйство. Его основная задача сводится к своевременно­му и бесперебойному обслуживанию производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

На предприятии, где сложились стабильные и устойчивые гру­зопотоки (массовое производство), перевозки осуществляются со­гласно графику, по постоянным маршрутам и с одинаковой интен­сивностью. При неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства перемещение грузов возможно на основе разовых заданий или укрупненного сменного графика.

Выполнение межцеховых перевозок можно осуществлять по ве­ерной или кольцевой схемам. Для первой схемы характерно одно­стороннее, двухстороннее и веерное движение транспортных средств. При одностороннем движении транспорт перемещается только в одну сторону, например детали перемещаются из одного цеха в другой. При двухстороннем движении осуществляется взаи­модействие цехов, например перевозки деталей из механического цеха в термический и обратно. Веерная схема включает склад и по­ставку материалов и деталей в цехи со склада. Недостаток такой схемы организации перевозок заключается в том, что транспортные средства отправляются со склада в цехи максимально загруженны­ми, а возвращаются пустыми. Это снижает эффективность перево­зок. При кольцевой схеме маршрут движения составляют так, что­бы можно было, загрузившись на складе, объехать по очереди цехи и вернуться на склад за новой партией груза.

В современных условиях очень важное значение приобретает та­кой элемент инфраструктуры предприятия, как информационные

коммуникации. Характеризуя ресурсы предприятия, мы обязательно говорим об информационных технологиях. Последние достижения в области информационных технологий могут способствовать совершен­ствованию обмена информацией на предприятии. Персональный ком­пьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, которую руководители, вспомогательный персонал и работники рассылают и получают. Электронная почта дает возможность работникам рассылать письменные сообщения любому человеку на предприятии. Это должно уменьшить традиционно неиссякаемый поток телефонных разговоров. Кроме того электронная почта - эффективное средство связи между людьми, находящимися в разных организациях, разных городах и даже регионах. Последние нововведения в системах связи позволяют одно­му человеку направить несколько сообщений разным людям, а затем позвонить и получить ответы на исходные сообщения. В ходе видео­конференций люди, находящиеся в разных местах, в том числе и раз­ных регионах, могут обсуждать всевозможные проблемы, видя собе­седника. Но, будучи высокоэффективными, новейшие информацион­ные технологии пока очень дорого стоят.

Ни одно выступление политика последнего времени не обходится без призыва к тому, что необходимо развивать инфраструктуру, реализовывать крупные инфраструктурные проекты и тому подобное. Соответственно, под эти проекты выделяются огромные средства, а результаты видны не всегда, точнее редко. Между тем, для многих граждан страны остается непонятным, что подразумевается под понятием инфраструктуры. До сих пор оно остается чем-то абстрактным и не имеющим отношения к реальной действительности. На самом деле, это не так. Потому я бы хотел дать понимание этого термина и на примерах объяснить, почему инфраструктура, действительно, важна, а также почему от ее наличия и качества будет зависеть развитие страны. Само собой разумеется, что речь будет идти в статье об экономической инфраструктуре.

Экономическая инфраструктура представляет собой необходимое обеспечение (в том числе в виде конкретных объектов и структур) для осуществления воспроизводственного процесса в экономике. Хозяйственная деятельность в экономике состоит из четырех этапов: производство, распределение, обмен и потребление. Для того, чтобы экономические субъекты (государство, граждане, и также финансовые учреждения и фирмы (организации)) могли беспрепятственно, с наименьшими издержками взаимодействовать между собой на каждом из этих этапов, их деятельность должна базироваться на определенной структуре экономики, являющейся для них основой. Эта базисная структура и является инфраструктурой. Если инфраструктура не развита, взаимодействие, конечно, осуществляется, но оно затруднено. Издержки, которые по этой причине возникают, имеют вполне конкретное выражение, измеримы в конкретных суммах. И каждый из нас прямо или косвенно вынужден оплачивать несовершенство инфраструктуры, пусть даже не замечая этого. Общество в целом несет потери.

Почему разговоры об инфраструктуре появляются в ключе возможности осуществить рывок в экономике, появляются в период спада в экономике? Да потому, что в условиях, когда на другие виды издержек влиять невозможно, то их снижение за счет развития инфраструктуры вполне осуществимо. Кроме того, это приводит к перестроению всей структуры экономики экономической системы. А если кризис носит структурный характер, как сейчас, то развитие инфраструктуры необходимо вдвойне. Кроме того, вложения в инфраструктуру – вложения долгосрочные. Не каждый частный инвестор готов инвестировать в надежде получить отдачу только через десятилетия. По этой причине, разговоры, осуществляемые на уровне государства, должны поддерживаться и доводиться до конкретных действий. Развитие инфраструктуры имеет выраженный положительный эффект для всего общества на протяжении очень длительного периода времени.

Теперь рассмотрим примеры . Тут следует оговориться, что ряд предприятий, участвующих в создании соответствующей инфраструктуры, одновременно относятся к той или иной отрасли, например, предприятия, производящие асфальт, относятся к строительной отрасли.

Итак, первый блок – это транспортная инфраструктура . Первое, конечно, это дороги. Здесь много аспектов. Дороги – это, прежде всего, улучшение транспортной доступности, а значит, развитие рынков сбыта для каждого отдельного предприятия, т.е. при прочих равных условиях это означает увеличение объемов продаж со всеми положительными последствиями для предприятия и его сотрудников. Дороги – это увеличение мобильности трудовых ресурсов. Работник будет готов работать дальше от места проживания при наличии возможности добраться до места работы и домой быстрее. У предприятия при этом появляется возможность выбирать сотрудников не только из «местных» жителей, но и граждан других регионов. Если мы говорим о развитии дорог внутри региона или города, то это мотивирует людей к переезду. Хороший пример – поэтапный запуск ЗСД – Западного скоростного диаметра - дороги вокруг Санкт-Петербурга. Добраться из южной части города в северную и назад теперь можно быстрее. Еще один пример – Федеральная трасса М4. Тот факт, что она проходит через Ростов-на-Дону, дает мощный импульс развитию самого города, а также всей области. Особенно больной вопрос – это дороги областного значения – между деревнями и селами. Ни для кого не секрет, что многих дорог попросту нет, хотя есть острая необходимость в их наличии. Дороги в данном случае – это стимул развития сельского хозяйства. Еще один момент – это качество дорожного полотна. Здесь обратная зависимость между количеством поломок транспорта и качеством дорог. Плохие дороги – это бОльшие расходы на ремонт. Конечно, есть микроэкономический положительный эффект – множество автосервисов, шиномонтажных мастерских, но эффект на макроуровне, эффект для всего общества все равно в регионе с плохими дорогами отрицательный. Плохие дороги и их отсутствие – это еще и имидж региона, а также показатель качества государственного управления, о чем многие и не догадываются. Инвестор, принимая решение, будет это обязательно учитывать при принятии решения об осуществлении инвестиций. Я бы еще отнес к транспортной инфраструктуре предприятия, обслуживающие дороги (например, создание ливневой канализации, своевременный ремонт), а также такие объекты, как вокзалы, мосты, тоннели, виадуки. Простой пример: в Волгограде есть два железнодорожных переезда, разделяющих город на две части (т.н. район Тулака). Многие проводят на них по 2-3 часа в день в пробках. Отсюда нарушается нормальный режим труда и отдыха. Приходится уезжать на работу рано, приезжать поздно. Следствие – низкая эффективность каждого отдельного работника, низкая продуктивность. При этом, увязать это именно с наличием переезда (а не тоннеля (моста)) представляется достаточно сложным. Думаю, житель каждого города, сможет привести подобные примеры.

Следующий большой блок – это социальная инфраструктура . К ней относятся школы, детские сады, больницы, поликлиники. Второй подблок этого блока – это библиотеки театры музеи, столовые, рестораны. Отчасти, к социальной инфраструктуре можно отнести и некоторые магазины. Из названия все понятно: к такого рода инфраструктуре относятся предприятия и организации, обеспечивающие нормальное функционирование и восстановление человеческого капитала, то есть нас с вами. Почему я говорю «человеческого капитала»? Потому что с позиций экономики мы представляем из себя человеческий капитал, то есть ресурс, участвующий в процессе производства товаров и услуг. Медицинские предприятия – это своевременное лечение и профилактика заболеваний, образовательные предприятия – это повышение профессионального уровня работников, рост квалификации, развитие необходимых навыков и умений. Подвергать сомнению важность этих объектов, думаю, никто не будет. Что касается второго подблока: музеи, библиотеки и т.д. Эти учреждения обеспечивают досуг жителей. Я убежден, что основная причина приобщения граждан, начиная с подросткового возраста к алкоголю и наркотикам, и связанному с этим деструктивным подведением является скука и невозможность найти себе применения. Как это связано с инфраструктурой? В ее отсутствие действительно заняться нечем, разве что «пивка попить». Последствия те же: деградация человека. Он становится неспособным к труду, его эффективность падает. И это опять же общественная проблема, проблема общегосударственная. Учреждения социальной инфраструктуры обеспечивают Развитие с большой буквы человека, а не его существование. Если в регионе ситуация с социальной инфраструктурой обстоит хорошо, это притягивает квалифицированные кадры, инвесторов, готовых платить «хорошие» деньги за ценные кадры.

Третий блок: инженерная инфраструктура . Предприятия данного вида инфраструктуры обеспечивают технические условия существования общества. К ним можно отнести гидроэлектростанции, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), водоканал, ЖЭУ и ЖЭК, предприятия, обслуживающие лифтовое хозяйство и прочие. Технические условия работы предприятий – важнейший фактор при принятии решения об открытии бизнеса. Инженерная инфраструктура, ее развитость, коррупциогенность связаны и с такой отраслью, как строительство. Инвестор – Застройщик вряд ли придет в регион, где существуют огромные сложности не только с выделением земельного участка под строительство, но и с подключением коммуникаций, осуществлением всех необходимых согласований, на которые могут уйти месяцы, а то и годы. Все это сказывается на стоимости квадратного метра и влияет уже опосредованно на качество социальной инфраструктуры – обеспеченность жильем жителей. При этом нужно не забывать, что строительство – это такая отрасль, которая дает огромную занятость на предприятиях смежных отраслей. Поэтому от того, как организован процесс развития инженерной инфраструктуры, поддержания ее работоспособности будет зависеть состояние всей экономики. И здесь не бывает мелочей. Если у кого-то прорвало трубу и невозможно дозвониться до аварийной службы, то о чем можно говорить? Как построена работа? Износ труб водоснабжения, перебои с электричеством, отсутствие газоснабжения – это недополучение бизнесом дохода, более высокие издержки, потери дохода из-за простоя, связанного, например, с ремонтом

И еще один блок: информационная инфраструктура . К ней я отношу СМИ: телевидение, радио, газеты, интернет-провайдеров. Предприятия этого блока создают и поддерживают некий информационный фон, облегчают и обеспечивают доступ граждан к новой и нужной информации. Простой пример: нет, наверное, в стране ни одного телевизора, который бы не принимал Первый канал. В деревнях и селах, в большинстве, там, где нет соответствующей инфраструктуры, это единственный канал получения информации. Вы представляете, как можно влиять на сознание, когда нет альтернативы? В каком информационном вакууме находятся жители, какая информационная политика формируется? За счет неразвитости информационной инфраструктуры становится невозможным критически воспринимать получаемую информацию, за счет отсутствия альтернативы. Такое общество становится более управляемым, движимое чьими-либо интересами. Такому обществу проще навязать выгодную кому-то точку зрения. Такое общество не в состоянии сравнивать и анализировать. Конечно, пример с Первым каналом несколько утрированный, но все равно имеет место. Развитие информационной инфраструктуры также обеспечивает дистанционное развитие человека, обмениваться опытом, если правильно использовать соответствующие инструменты. Сюда также можно добавить возможность работать дистанционно (по «удаленкке»), а также искать клиентов, а по сути, расширять рынки сбыта. Информационная инфраструктура обеспечивает выход бизнеса на новый уровень – в сеть Интернет. А развитие каждого отдельного человека – это мультипликационный эффект для всего общества.

Наверняка, прочитав статью, Вы сделали вывод о том, основная масса предприятий различных объектов инфраструктуры формирует положительных эффект на уровне государства, всего общества. При этом с точки зрения каждого отдельного предприятия целесообразность наличия того или иного предприятия может ставиться под сомнение. Это приводит к тому, что предпринимателю/бизнесмену может быть просто не выгодно заниматься такими видами деятельности.

Другими словами, для некоторых предприятий инфраструктуры их эффективность как организации не стыкуется с их эффективностью для общества. Из этого следует вывод, что основную часть работы по обеспечению и созданию инфраструктуры берет на себя государство, а именно в тех многих случаях, когда предприниматель не будет браться за такой вид бизнеса, который не принесет ему ощутимой прибыли в ближайшей перспективе и при таких масштабах функционирования.