Неотъемлемой частью управления экономикой является деятельность государственных органов в области бюджета͵ финансов, кредита и налогов.
Бюджетная политика - ключевое звено экономической политики государства. От качества федерального бюджета͵ заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты являются самостоятельными, что обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. Бюджет должен быть реальным и выполнимым, в нем на базе точной оценки возможностей экономики и государства отражаются приоритеты экономической и социальной политики.
31 июля 1998 т. принят Бюджетный кодекс РФ*, который служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы страны, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
* СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823; 1999. №28. Ст. 3492.
Бюджетный процесс включает в себя действия различных государственных органов. Составление проектов бюджета - исключительная прерогатива Правительства, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год производится законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления. Бюджетным кодексом установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Органы федерального казначейства (главное управление и территориальные органы) являются кассирами всех распоряжений и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счёт бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Исполнение бюджета исключительно через казначейскую систему призвано устранить существовавшую порочную практику нецелевого использования бюджетных средств.
Осуществляя исполнение федерального бюджета͵ федеральное казначейство является своеобразным каналом, по которому денежные средства должны поступать в государственную казну, и после их распределения на базе закона о федеральном бюджете на соответствующий год и корректировок, вносимых Правительством, доводятся до адресатов.
Министерства и ведомства отдают свои распоряжения по передаче сумм на то или другое мероприятие, но непосредственно не участвуют в движении денежных потоков.
По централизованной системе казначейства средства должны доводиться до самого нижнего уровня. К примеру, каким образом заработная плата работникам некоей бюджетной организации дойдет по назначению и не будет задержана администрацией любого уровня, желающей получать с этих денег некоторый процент, подержав их в коммерческом банке? Наличие отделения казначейства в данном конкретном поселке, городе или районе фактически устраняет администрацию от распоряжения казенными средствами. Это позволяет контролировать движение средств вплоть до выплаты на руки.
Кодексом определены также формы финансового контроля за использованием бюджетных средств, осуществляемого законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.
Прозрачность бюджетных статей и процедур, правильность и законность расходования средств должны обеспечиваться системой жесткого контроля и аудита исполнения бюджета. Следует исходить из того, что обеспечение бесперебойного и полноценного исполнения бюджета по расходам должно производиться прежде всего по защищенным статьям - заработной плате и другим. Бюджет должен исполняться равномерно и неукоснительно. Это гарантия того, что экономическая политика реализуется на деле, а не превращается в набор пустых деклараций.
Правительство, отвечая за своевременное и полное исполнение бюджета͵ должно регулярно отчитываться перед палатами Федерального Собрания о ходе его исполнения, теснее работать со Счетной палатой. Для обеспечения своевременного и целевого использования средств предусматриваются квартальные отчеты министерств, ведомств, учреждений, финансируемых непосредственно из федерального бюджета.
Финансирование есть предусмотренный бюджетом целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств и осуществляется финансовыми органами.
Финансовая политика Правительства направлена на устранение главных причин инфляции, нейтрализацию ее разрушительного влияния на экономику и благосостояние людей, предотвращение гиперинфляции. Для этого предусматривается прямое государственное регулирование, включающее: поэтапное сокращение дефицита федерального бюджета; ужесточение контроля за его исполнением и величиной государственного долга; сокращение объёмов субсидий и дотаций; перерегистрацию и пересмотр налоговых льгот; программу мер по совершенствованию системы платежных и расчетных отношений между предприятиями и др.
Кредитование - это вид банковских операций, сущность которых состоит в выдаче на определенный срок возвратных денежных средств под определенные проценты. Банковская система Российской Федерации, занимающаяся кредитованием, включает в себя Центральный банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
В связи с резким обострением в стране финансового и социально-экономического кризиса Правительством и Центральным банком России после 17 августа 1998 ᴦ. были введены чрезвычайные меры по пересмотру денежной курсовой политики, приостановлению выплат по внутреннему долгу и мораторию по выплатам иностранным кредиторам. Комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций, определен Федеральным законом от 8 июля 1999 ᴦ. ʼʼО реструктуризации кредитных организацийʼʼ*. В целях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций создано Агентство. Статус Агентства по реструктуризации кредитных организаций, его функции и полномочия определены этим Федеральным законом. В частности, установлено основание для перехода кредитной организации под управление Агентства. Это может случиться, в случае если кредитная организация не имеет достаточного капитала и не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в установленные сроки. В результате реализации положений Федерального закона количество коммерческих организаций резко сократится.
Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом от 25 февраля 1999 ᴦ. ʼʼО несостоятельности (банкротстве) кредитных организацийʼʼ*.
* СЗ РФ. 1999. №9. Ст. 1097; 2000. No 2. Ст. 127.
Федеральный закон от 9 июля 1999 ᴦ. ʼʼОб иностранных инвестициях в Российской Федерацииʼʼ* определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике страны иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта͵ обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
* СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
Важно заметить, что для современной России особенно значимым становится ускоренное развитие страхования. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Основные направления развития национальной системы страхования в 1998 - 2000 годах одобрены постановлением Правительства от 1 октября 1998 ᴦ.*
* СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.
Отношения между кредитной организацией и государством характеризуются тем, что кредитная организация не отвечает по обязательствам государства и наоборот; кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России и наоборот; органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Основными направлениями государственной денежно-кредитной политики на ближайшее время остаются: укрепление рубля, финансовая стабилизация, низкая инфляция, адаптация субъектов экономики, особенно банков, к новой ситуации и поиск ими неинфляционных факторов роста экономики.
Исходя из прогнозов Минэкономики, Банк России ставит перед собой задачу создать с помощью кредитно-денежной политики реальную возможность роста инвестиций, сокращения объёмов государственных заимствований на внутреннем рынке, которые сегодня слишком дороги, повышения эффективности государственных капиталовложений.
Нельзя не учитывать и того, что в России сосредоточено значительное количество валюты, и если аккумулировать ее в российских банках, которые смогут инвестировать их в отечественную экономику, то не будет крайне важно сти в зарубежных кредитах. Зарубежные инвесторы с большой неохотой идут на предоставление денег России, учитывая сложную как финансовую, так и политическую обстановку в стране. Для возрождения экономики России нужны значительные инвестиции, которые легче привлечь путем создания благоприятных условий для аккумуляции валюты, имеющейся на руках у населения внутри страны (предположительно до 80 млрд. долл.).
Неотъемлемым элементом финансово-кредитной системы являются государственные внебюджетные фонды, образующиеся на основании решений соответствующих органов государственной власти. Имеются четыре социальных внебюджетных фонда: пенсионный, занятости населения, социального и обязательного медицинского страхования. Поскольку внебюджетные фонды располагают средствами, эквивалентными 40% всего федерального бюджета͵ вопрос об их правильном использовании имеет исключительно важное значение.
Вместе с тем, имеются целевые бюджетные фонды (дорожный, экологический и другие), а также различные отраслевые, межотраслевые и специальные фонды.
Под налоговой системой Российской Федерации принято понимать совокупность налогов, методов и механизмов их расчёта и взыскания. Государство сначала собирает в виде налогов суммы, сопоставимые с половиной валового национального продукта͵ а затем путем кредитов, субсидий и дотаций централизованно перераспределяет те же средства. Эта государственная фискально-распределительная система пока остается главным регулятором российской экономики и социальной сферы.
Мировой опыт показывает, что успешно функционирующая рыночная экономика предполагает мощный налоговый аппарат, обеспечивающий неукоснительную уплату налогов. Он тем более необходим России, где в процессе перехода к рынку сокрытие доходов и уклонение от налогов приняло астрономические масштабы. Вопрос пополнения доходов бюджета становится вопросом жизни и дееспособности государства. Основной причиной недопоступления налогов является общее состояние экономики регионов, характеризующееся спадом производства, увеличением его издержек, массовыми остановками или неполной загрузкой предприятий, постоянным ростом убыточных предприятий. Более всего утаивают доходы субъекты естественных монополий, предприятия новых форм собственности, занимающиеся торговлей, строительством, кредитно-финансовой и внешнеэкономической деятельностью. Особого внимания заслуживают требования о полной ʼʼпрозрачностиʼʼ к крупнейшим налогоплательщикам, к числу которых сегодня относятся ʼʼГазпромʼʼ, РАО ʼʼЕЭС Россииʼʼ, МПС, ʼʼАэрофлот - Российские международные авиалинииʼʼ, ʼʼМосэнергоʼʼ, ʼʼЛукойлʼʼ - свыше 17 компаний и полдюжины гигантских банков, которые реально дают более двух третей доходов федерального бюджета.
Нормативная база налогообложения состоит из Основ налоговой системы в Российской Федерации, утвержденной Законом РФ от 27 декабря 1991 ᴦ. (с изменениями и дополнениями)*, Налогового кодекса РФ, первая часть которого принята 31 июля 1998 ᴦ. (с изменениями от 9 июля 1999 ᴦ. и 2 января 2000 ᴦ.)** и ряда других правовых актов по сбору и контролю за налогами и сборами.
* Ведомости РФ. 1992. №11. Ст. 527; №34. Ст. 1976; 1993. №4. Ст. 118; СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108; 1997. № 30. Ст. 3593; 1998. № 31. Ст. 3826; № 43. Ст. 5213; 1999. № 7. Ст. 879; № 25. Ст. 3041; № 28. Ст. 3476.
** СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, 3825; 1999. № 14. Ст. 1649; № 28. Ст. 3487,3488; 2000. №2. Ст. 134.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.
Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиления государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объёме, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции Указом Президента от 23 декабря 1998 ᴦ.* Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам.
* СЗ РФ 1998 № 52. Ст. 6393
Ряд важных задач в этой сфере выполняют Федеральная служба налоговой полиции РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, а также правоохранительные органы - МВД, прокуратура, арбитраж. Ясно, что улучшить платежную дисциплину в налоговой системе можно только сообща. Разрозненные усилия оказываются явно неэффективными.
Правительство в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:
обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
разрабатывает и реализует налоговую политику;
обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
осуществляет управление внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными законами, нормативными указами Президента валютное регулирование и валютный контроль;
руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
В послании Президента Правительству от 12 апреля 1999 ᴦ.* определены общие задачи бюджетной политики на 2000 год: ее реалистичность и результативность; ответственность государства за безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств; не допустить роста инфляционных ожиданий; перенести акцент на увеличение доходов.
Организация управления в области финансов, кредитного дела, налогов и сборов представлена на схеме 29.
Организационно-правовая система управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организационно-правовая система управления" 2017, 2018.
Промышленность - добывающая и перерабатывающая - всегда являлась ведущей и определяющей сферой экономических интересов государства, ибо именно промышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Особое значение в силу этого приобретают проблемы организации управления промышленным производством в условиях перехода к рыночным отношениям. Этим целям посвящен законодательный и иной нормативно-правовой материал последних лет, на основе которого строится действующая система государственного управления промышленностью.
Имеются в виду в первую очередь Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»*, Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий на товарных рынках»**и т.д.
__________________
*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 499; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 22. Ст. 1977.
**Там же. 1991. №27.Ст.927
Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического (включая промышленное) развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности (в сфере промышленного производства). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 71-73 Конституции Российской Федерации).
Соответственно Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства (ст. 114 Конституции Российской Федерации). Оно, в частности, учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими, определяет первоначальный состав советов директоров, особенности приватизации государственных предприятий, организует управление казенными (государственными) промышленными предприятиями, решает вопросы конверсии государственных предприятий и т.д. Оно ведает вопросами промышленной политики, реформы предприятий, развития малого и среднего предпринимательства, координирует реформирование промышленности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации решают широкий комплекс вопросов, относящихся к регулированию деятельности промышленных объектов, отнесенных к их собственности, тесно взаимодействуя при этом с федеральными органами исполнительной власти.
Вместе с тем функционируют специализированные органы исполнительной власти, осуществляющие функции государственного управления соответствующими отраслями промышленного производства как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровнях.
Управляющее воздействие со стороны государства на промышленность и ее отрасли все в большей степени приобретает характер общего регулирования. Сфера полномочий непосредственного управления (распорядительство) соответственно резко сокращена. Даже в отношении объектов военно-промышленного комплекса (ВПК) государство в значительной мере действует не как собственник-монополист, а скорее в качестве контрольно-надзорной инстанции; оно определяет основы федеральной политики развития соответствующих отраслей и контролирует ее реализацию. Соответственно главное в механизме государственного управления промышленностью сейчас заключается в регулировании, координации и контроле (надзоре) по наиболее принципиальным вопросам развития отечественного промышленного производства в его государственной, муниципальной, акционерной и частно-предпринимательской формах. При этом следует учитывать, что широкомасштабная приватизация фактически привела к тому, что в промышленности частный (акционерный) сектор стал преобладающим.
Система организационно-правовых форм управления
Организационно-правовые формы организаций являются своеобразными редукторами, которые обеспечивают определенное передвижение мощности, от собственности к механизмам управления ею и, наоборот, от управления организацией к собственности.
Организационно-правовая форма является принимаемая законодательством конкретной страны форма хозяйствующего субъекта, которая занимается фиксацией укрепления и применения имущества хозяйствующим субъектом и исходящие из этого его правовое состояние и задачи работы организации.
Замечание 1
На сегодняшний день в Российской Федерации принят и действует классификатор организационно-правовых форм, сокращенно ОКОПФ, который является общепринятым.
В хозяйствующие субъекты организационно-правовых форм входят самые различные юридические лица, а также организации, которые проводят свою основную деятельность без какого-либо образования юридического лица. Помимо этого, сюда входят индивидуальные предприниматели.
Данные качества организационно-правовым формам собственности определяют институционально выявленные и законодательно закрепляются самыми различными юридическими нормами, а также правилами, которые занимаются непосредственным определением занимаемого статуса, который существует в системе экономической организации общества, и которые делают их определенными юридическими лицами, а также различными субъектами экономических отношений.
Своими особенностями организационно-правовая форма выявляет набор нужных способов и приемов управления. Именно данные способы характеризуют уровень жесткости.
Гражданский Кодекс определяет систему организационно правовых форм управления.
Так, данная система выглядит следующим образом: собственность, которая может являться государственной, муниципальной, частной и прочей. Они в свою очередь включают в себя:
- Природные ресурсы;
- Имущество, которое имеется у унитарных предприятий и учреждений;
- Самые различные доли;
- Казну, которая включает в себя бюджет;
- Личная собственность;
- Индивидуальное предпринимательство;
- Хозяйство, которое не имеет образования юридического лица;
- Производственные кооперативы;
- Некоммерческие организации;
- Общества;
- А также товарищества.
Специфика организационно-правовых форм
Организационно-правовая форма определяет проведение порядка изначального появления имущества организации, а также процесс применения приобретенной материальной прибыли. Данный порядок содержит в себе список основных учредителей организации, форму объединения их капиталов, методы распределения прибыли и многое другое.
Организационно-правовая форма включает в себя целый комплекс самых различных юридических, правовых, хозяйственных норм, которые выявляют характер отношений, которые существуют между собственниками, а также между организациями и прочими субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.
Организационно-правовая форма определяет права и ответственность собственников в процессе функционирования, ликвидации или реорганизации организации.
В современных условиях рыночной экономики предприниматель является свободным в применении возможностей поиска оптимальных вариантов решения вопросов, альтернатив формирования и выявления своих задач.
Замечание 2
Несмотря на это, современная экономическая система является неким условием всей предпринимательской деятельности. Вместе с прочими условиями, данная система является системой, которая выявляет организационно-правовые формы организаций как хозяйствующих субъектов.
Органы и учреждения юстиции, осуществляя свою исполнительно-распорядительную деятельность, решают ответственные задачи по обеспечению законности и правопорядка в стране, повышению эффективности правоохранительной деятельности органов исполнительной власти, защите доступными им средствами конституционных прав и свобод граждан, прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, по реализации конституционного принципа построения в России правового государства.
Государственное управление в области юстиции до недавнего времени заключалось в основном в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов (защитников).
Постановлением Правительства от 7 октября 1996 г. утверждена Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации*. В ней предусмотрены существенные изменения в направлениях деятельности органов и учреждений юстиции с учетом возложенных на них новых задач.
* СЗ РФ. 1996. № 42. Ст. 4806.
В соответствии с Концепцией суды всех юрисдикции объединены в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, что соответствует принципу независимости судебной власти. Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г.*, этот департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
Судебный департамент, а также его управления (отделы) в субъектах Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. определены полномочия, структура и основы организации деятельности Судебного департамента. Он выполняет разнообразные управленческие функции, в частности: разрабатывает и представляет в Правительство предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судов; изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведет судебную статистику; рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции и т.д.
Таким образом, согласно названной Концепции, суды всех юрисдикций перешли из ведения органов государственного управления юстицией в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Одновременно уголовно-исполнительная система (места лишения свободы) была выведена из системы Министерства внутренних дел РФ и передана в ведение органов юстиции.
В целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации и в соответствии с рекомендациями Комитета Министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах Указом Президента от 8 октября 1997 г.* было предусмотрено поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы МВД России в указанном направлении. В механизм управления юстицией включена также система, обеспечивающая проведение единой государственной политики в области регистрации недвижимости. Такая деятельность осуществляется на основе федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»**. Законом предусмотрено, что для реализации его требований субъектами Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством, создаются учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
* СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4683;
** СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
Примерное положение о таком учреждении утверждено постановлением Правительства от 6 марта 1998 г.* Оно может создавать в пределах регистрационного округа свои филиалы. Территория, на которой филиалом учреждения юстиции осуществляется государственная регистрация прав, определяются учреждением юстиции по согласованию с органом государственной власти субъекта РФ.
* СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1291.
Постановлением Правительства от 18 февраля 1998 г. утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним*. А постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г.** Государственная регистрационная палата, находившаяся при Министерстве экономики, передана в ведение Минюста России.
* СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 963.
** СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4616.
Принципиальное значение имеет также создание в системе управления юстицией Службы судебных приставов, организация и деятельность которой регулируются Федеральными законами от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»*. Это единая вертикальная, общегосударственная, самоокупаемая структура, имеющая на сегодняшний день более 23 тыс. сотрудников**. Они призваны в принудительном порядке исполнять решения судов различных юрисдикций, а также выполнять новую функцию - обеспечивать порядок в судах и безопасность участников процессов. Кроме того, с 1 января 2000 г. на Службу возложена обязанность взыскивать недоимки по налогам и сборам по постановлению органов налоговой полиции. Это миллиардные суммы.
* СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590, 3591.
Таким образом, происшедшие за последние годы изменения в системе государственного управления Российской Федерации потребовали серьезной реорганизации работы органов и учреждений юстиции. Федеральные законы «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Указ Президента «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» дают органам юстиции реальные рычаги власти.
Кроме того, постановлением Правительства от 4 июня 1999 г. установлено, что заместитель Министра юстиции РФ является полномочным представителем Правительства в Федеральное Собрании и Конституционном Суде РФ и для выполнения этой роли наделен соответствующими полномочиями.
Организация управления в области юстиции представлена на схеме 41.
Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. определяет виды, порядок создания и упразднения судов, а также основные принципы их деятельности. Кроме ныне действующих судов, в субъектах Федерации могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, конституционный (уставный) суд субъекта Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта. Мировые судьи рассматривают, кроме гражданских и административных дел, также уголовные дела, по которым наказание предусмотрено до двух лет лишения свободы. Институт мировых судей находится в стадии формирования, но во многих субъектах РФ они уже начали функционировать <*>.
Судебный контроль за исполнительной властью в стране начал формироваться в конце 1970-х гг. В современный период возможность гражданам беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав предоставлена принятым 27 апреля 1993 г. Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями и дополнениями). Суду стали подконтрольны любые действия (решения) любых управленческих структур, должностных лиц, если возникает опасность ущемленияими законных интересов личности.
Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции и законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц. Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд незамедлительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по его реализации.
Решение Конституционного Суда по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов.
Согласно Конституции РФ Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе.
Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.
Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.
При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, весьма обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из административных правоотношений, и особое производство.
Общественный контроль
Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. Это, в частности, предполагает общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц.
Субъектами такого контроля являются общественные объединения граждан (политические партии, профессиональные союзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы), а также отдельные граждане, выступающие как частные лица. Все эти субъекты выступают от имени общественности или от себя лично, а не государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для общественного контроля характерно предупреждение нарушений законности в деятельности органов исполнительной власти посредством использования мер общественного воздействия. Как и государственный, общественный контроль опирается на правовые основы.
Особо важна роль профсоюзов. Согласно Федеральному закону "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. <*>, они имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, требовать от них устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о результатах рассмотрения требования и принятых мерах.
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, наделяя их соответствующими полномочиями. Профсоюзные инспектора труда, в частности, вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности для проведения проверок соблюдения законодательства о труде, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения. В случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе обращаться с заявлениями в органы, рассматривающие трудовые споры.
Контрольные полномочия в сфере исполнительной власти выполняют и некоторые другие общественные организации. Например, в Москве, Нижнем Новгороде и других крупных городах возрождаются добровольные народные дружины. Воссоздаются общественные пункты охраны порядка. Появились казачьи дружины, социально-профилактические центры, объединения собственников по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок автотранспорта.
В целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, согласно Указу Президента РФ от 6 ноября 2004 г. <*>, Комиссия по правам человека при Президенте преобразована в Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Основными задачами Совета являются:
Содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту;
Содействие правовому просвещению населения;
Содействие координации деятельности правозащитных общественных объединений и их взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации;
Организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов развития институтов гражданского общества и правам человека.
Члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах, выполняют и другие важные задачи, указанные в Положении о Совете.
64 Административный надзор
- специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор, надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности), государственные инспекции (ГАИ-ГИБДД). Они могут применять меры административного принуждения.
Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:
1) по предупреждению правонарушений: требовать устранения выявленных правонарушений, беспрепятственно посещать поднадзорные объекты, давать разрешения на строительство, производство продуктов питания, досматривать транспортные средства;
2) по пресечению правонарушений: выносить предписания о приостановлении работ, запрете эксплуатации технически неисправных транспортных средств;
3) по привлечению к ответственности виновных лиц: возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания;
4) по нормотворчеству: самостоятельно или совместно с другими органами разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы, правила.
Административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками :
Отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
Возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
Невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
Наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;
Возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
Строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.
Административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.
Организационно-правовая система управления экономической сферой
Управление экономическим развитием заключается в разработке и обосновании прежде всего приоритетных, наиболее перспективных и эффективных направлений развития экономики России, ее регионов, различных отраслей, комплексов и секторов экономики. В межгосударственных и федеральных целевых программах определяются макроэкономические количественные показатели, дающие ответ на главный в настоящее время вопрос: за счет чего Правительство обеспечит ежегодный экономический рост на 7 - 8%, чтобы удвоить внутренний валовой продукт на душу населения к 2010 г. и тем самым повысить жизненный уровень народа, сократить бедность. Для решения особо приоритетных задач разрабатываются отраслевые стратегии, включая федеральные целевые программы и комплекс мероприятий нормативного правового характера. Поскольку экономические возможности развития страны определяются бюджетной обеспеченностью, управление этим развитием включает в себя также активное участие уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти в разработке федерального бюджета, исходя из достижения конкретных параметров экономического роста.
Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России, базируется на предпринимательстве с сохранением в руках государства регулирующих функций. Цель государства - создать условия для возникновения как можно большего числа самостоятельно хозяйствующих субъектов среднего и малого бизнеса для развития конкурентной среды на рынке товаров, услуг и работ.
Преимущества малого предпринимательства несомненны: во-первых, для большого числа людей это естественный путь вхождения в экономические отношения в качестве активных субъектов; во-вторых, гибкость и мобильность данного сектора экономики, способность быстро реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию. Не случайно в развитых странах этот сектор является основным работодателем; на малый и средний бизнес приходится основная доля налоговых отчислений и значительная часть внутреннего валового продукта.
В области управления развитием внутренней торговли основными задачами являются выработка политики и нормативное правовое регулирование потребительского рынка, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также совершенствование правил торговли и организации торгового обслуживания населения страны.
Важные задачи в области внешней и внутренней торговли призвана выполнять таможенная служба. Целями таможенной политики являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории России, участие в реализации торгово-аналитических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействие структурной перестройке, выполнение других задач экономической политики страны. Средствами осуществления этой политики являются порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и таможенный контроль. Комплексная информатизация таможенных операций рассматривается в качестве основы упрощения таможенных процедур и создания таможни, ориентированной на нужды участников внешней торговли.
В деятельности органов исполнительной власти много внимания уделяется развитию сферы имущественных отношений.
Особое внимание Правительство уделяет судьбе государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Государство заинтересовано, чтобы убыточное предприятие или находящееся на пороге банкротства скорее стало приносить прибыль, выпускать продукцию, пользующуюся спросом. Поэтому продать акции нужно не любому инвестору, а только тому, кто возьмет обязательства вложить в это предприятие определенные средства. Надо учитывать, что в таких случаях речь идет о судьбе не только предприятия, но и людей: останутся они на своих рабочих местах или станут безработными.
Вопрос о дальнейшей судьбе государственных учреждений, если они не приносят доходов и не обеспечивают выполнение государственных функций, решается в соответствии с Постановлением Правительства от 10 февраля 2004 г. "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" <*>.