Внедрение хозрасчета на предприятиях. Построение эффективной системы внутреннего хозрасчета

Экономисты разных стран и народов, относящиеся к самым разным экономическим школам, постоянно обсуждают проблемы хозрасчета. Именно проблемы, а не сам принцип хозяйственного расчета. Идут споры о том, каков уровень рентабельности должен быть у предприятия. Обсуждают систему налогообложения и социальных выплат. Сотрясают воздух визгами о налоге на добавленную стоимость и природной ренте, но никто из буржуазных экономистов не хочет детально разобраться, что такое хозрасчет, каковы его особенности при социализме и капитализме и каковы масштабы его применения.

В РФ с конца 80-х годов и до последнего времени превалируют монетарная система экономики. Это происходит во всех сферах жизни, включая науку и культуру, монетизацию социальных льгот. Т.е. хозрасчет, доведенный до абсурда - все виды деятельности должны приносить прибыль. Если та или иная сфера деятельности прибыли не приносит, значит, она не нужна и должна умереть.

Хозрасчет при капитализме и социализме

При капиталистическом способе производства хозрасчет - необходимое условие для функционирования любого рода деятельности. Только соотнеся затраты и налоговые выплаты с прибылью, полученной данным предприятием, и получив положительное сальдо между прибылью и затратами предприятие может успешно функционировать. Отсюда экономия на сырье и материалах, разрыв между оплатой труда и трудозатратами, различные способы уклонения от налогообложения. Неслучайно в США фискальный аппарат Министерства финансов по своей технической оснащенности и уровню кадровой подготовки значительно превышает АНБ, ЦРУ и ФБР вместе взятые. И немудрено, капиталистический способ производства есть узаконенное воровство, и буржуазное государство строго следит, чтобы размеры этого воровства не превышали допустимых пределов.

Другое дело - социализм. При социалистическом производстве хозрасчет на отдельно взятом предприятии не только бесполезен, но еще и крайне вреден. В своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталин говорил, что в социалистическом производстве, в социалистической системе хозяйствования прибыль и рентабельность отдельно взятого предприятия являются показателями косвенными и не должны рассматриваться вообще. Прибыль и рентабельность, говорил И.В. Сталин, должны рассматриваться в масштабе единого народно-хозяйственного комплекса за период 5-10 лет.

Предвижу возмущенные вопли «экономистов» всех мастей: «как можно вести деятельность вне системы хозрасчета, ведь предприятие разорится?» Да. В системе капиталистического производства такое предприятие, безусловно, разорится. Но социалистическое производство предусматривает в первую очередь создание единого народно-хозяйственного комплекса. Народно-хозяйственный комплекс страны имеет над собой единый планирующий орган. По заданиям этого органа, рассчитанным на достаточно длительный период (5 лет) на единый результат работают все предприятия той или иной отрасли экономики.

Неслучайно, даже транснациональные корпорации, действующие в сегодняшнем мире, строят свою деятельность внутри корпорации на принципах социалистического производства. Внутри ТНК отсутствуют конкуренция между структурами этой корпорации, отсутствуют подсчеты прибыльности и рентабельности отдельно взятой структуры. Правление корпорации выступает в роли планирующего органа, определяющего количество и номенклатуру производимой продукции, в зависимости от конъюнктуры рынка.

Именно такой корпорацией становится социалистическое государство, в котором экономика представляет собой единый народно-хозяйственный комплекс. Если же социалистическое государство этот принцип забывает, то оно очень скоро перестает быть социалистическим, а то и вообще государством, как это случилось с СССР.

Хозрасчет в СССР

Со времен введения НЭПа и начала восстановления и развития экономики страны советская экономическая школа под влиянием Крестинского и Красина начала внедрять в экономику хозрасчет. Для руководства экономикой был организован ВСНХ. Была создана целая сеть трестов, которые работали по принципу хозрасчета. Сразу же проявилась вся вредность хозрасчета для социалистической экономики. Массовые растраты, взятки, приписки заполонили структуры экономики. Хозрасчет стал тормозом на пути экономического развития СССР. Понадобилось вмешательство в это дело Сталина, упразднившего ВСНХ и тресты, создавшего наркоматы по отраслям экономики. Но самое главное, И.В. Сталин выполнил указание В.И. Ленина и превратил Госплан из консультативного органа в законодательный.

Именно Госплан с 1925 года начал определять направление развития экономики и выдавать плановые задания для структурных подразделений различных отраслей (наркоматов).

Экономика СССР сталинского периода практически полностью убрала хозрасчет из применения, дошло до того, что предприятия группы А (производства средств производства) и значительная часть предприятий группы Б (производство предметов потребления) не имели своих расчетных счетов. Зарплату на этих предприятиях главные бухгалтера получали не по чекам, снимая ее с расчетного счета, а по накладным. Хозрасчет применялся пока еще только в сельском хозяйстве, где колхозникам после выполнения плановых заданий по поставкам государству и расчетам за услуги МТС выдавалась на руки оставшаяся часть произведенного продукта, которую колхозники могли реализовать по своему усмотрению. На хозрасчете находилась так же система промкооперации.

Предприятия промкооперации платили только одни налог - налог с оборота. При этом 3/4 страны обувалось, одевалось и снабжалось мебелью предприятиями промкооперации.

Досужие сторонники хозрасчета не хотят понять, что при социалистическом производстве финансовые вложения со стороны необходимы только на первоначальном этапе, что достаточно развить систему производства средств производства (построить те самые предприятия, которые будут производить необходимую технику). Далее происходит пополнение общественных фондов потребления, в которые поступает весь продукт, произведенный единым народно-хозяйственным комплексом, и перераспределение этого продукта в определенные Госпланом сектора экономики и личное потребление граждан, что позволяют резко снизить значение денег, являющихся основным двигателем экономики при капиталистическом способе производства.

Именно социалистическое производство позволило СССР получать ежегодно от 20 до 30% прироста совокупного общественного продукта (СОП), тем самым, постоянно увеличивая общественные фонды потребления.

Ведь главной целью социалистического производства является - максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей людей на базе высшей техники. В отличие от капиталистического, главной целью которого является получение максимально возможной прибыли. Благодаря социалистическому производству наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. После войны были сделаны дальнейшие шаги по развитию социалистического производства. Была отменена сдельная оплата труда, была введена оплата повременно-премиальная согласно ЕТКС (единый тарифно-квалификационный справочник). Цена на любое изделие формировалась без учета промежуточных затрат, а постоянным (ежегодным) снижением цен уравновешивали стоимость изделия с покупательной способностью населения.

В 1950 году после вывода рубля из конвертации, была сформирована дуалистическая система цен: одна цена для внутреннего рынка, другая, в которой учитывались все произведенные затраты, для рынка внешнего. При монополии внешней торговли, так же являющейся одной из составляющих социалистического производства. Разность цен, основанных на золотом эквиваленте инвалютного рубля, позволяло СССР как единой народно-хозяйственной корпорации, получать значительный приток продукта в общественные фонды потребления.

Хозрасчет, как средство ломки единого народно-хозяйственного комплекса

После смерти И.В. Сталина началась постепенная ликвидация единого народно-хозяйственного комплекса. Начало этому положил Хрущев. Ликвидировав систему МТС и передав технику колхозам, он с одной стороны - возродил в скрытой форме частную собственность на средства производства, с другой стороны - вывел сельскохозяйственную отрасль экономики из единого народно-хозяйственного комплекса. Хрущев сделал то, от чего предостерегал Сталин в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Результаты не замедлили сказаться, впервые наша страна вынуждена была перейти к закупкам продовольствия за рубежом, а население страны испытало на себе новый ввод карточной системы.

Следующим шагом по уничтожению единого народно-хозяйственного комплекса стала реформа 1965 года, разработанная А.Н. Косыгиным. Эта реформа ввела хозрасчет не только для отдельных предприятий, но и в подразделениях внутри предприятий. Это породило эгоистические тенденции в промышленности, открыло дорогу всем тем «прелестям», о которых говорилось ранее. Приписки и взятки, корректировки планов, превратились в повсеместное явление. Госплан из органа, определяющего направление развития экономики, превратился бюрократическую контору, планирующую от достигнутого. Развитие экономики стало экстенсивным, наступил период застоя.

Подавление коммунистических тенденций в нашей экономике, вызванные реформами Косыгина и Хрущева, ликвидировало социализм на деле. Восстановление капитализма в нашей стране стало только вопросом времени.

Подписание Хельсинских договоренностей фактически подавило идеологическую борьбу коммунистов против капитализма в угоду, так называемому, «мирному сосуществованию». Новая конституция СССР фактически ликвидировала диктатуру пролетариата, поставив все структуры государства под контроль партии, по сути уже переставшей быть коммунистической. Более того, руководство КПСС, начиная с Андропова, стала на путь антикоммунизма.

Ю.В. Андропов - крестный отец горбачевщины и предательства

Стоит ли удивляться, тем метаморфозам, которые произошли в КГБ после всех этих событий. Структура, призванная охранять Советское государство от врагов, стала гнездом, в котором и начали зарождаться те самые явления и люди, которые в дальнейшем приняли самое активное участие в убийстве СССР.

Л.И. Брежнев, очевидно, подозревая негативность хрущевско-косыгинских реформ, не давал им ходу выше низовых структур, но эту роль охотно принял на себя Андропов. Еще будучи председателем КГБ, Андропов начал пригревать под своим крылом врагов Советской власти, таких как Ракитов, ставший впоследствии одним из главных советников Андропова. Именно с их подачи зародилось в КГБ и в Андропове химера о вхождении СССР в Европу. Для этого надо было «всего-навсего» перестроить экономику СССР на капиталистический лад и, отбросив среднеазиатские и кавказские республики, войти в ЕС. Андропова уверил Ракитов, что в этом случае СССР займет лидирующее положение в ЕС. Став после смерти Л.И. Брежнева генсеком и председателем президиума Верховного Совета СССР, Андропов начал активно претворять эти планы в жизнь. Догадайтесь с чего он начал? Правильно с перевода 30 министерств на полный хозрасчет. Он повторил порочную практику 20-х годов. Понимал ли он, что делает? Думаю, что понимал вполне. Перерождение верхушки властных структур СССР к этому моменту зашло уже очень далеко, а все телодвижения по «наведению порядка» и «укреплению дисциплины» были не более чем ширмой для прикрытия действий по уничтожению социалистического государства.

В 80-е годы стали навязывать хозрасчёт уже не предприятий, а даже отдельных бригад.

Естественно, никакое «наведение порядка» и «укрепление дисциплины» Андропову было не надо. Вся эта трескотня была запущена для того, чтобы с одной стороны скрыть от глаз народа свои преступные действия по ликвидации социалистического планового производства, а с другой стороны заработать себе статус «непримиримого борца» против врагов социализма в СССР.

Не случайно протеже Андропова, М.С. Горбачев, и начал свою деятельность в экономике уже с открытого внедрения капиталистического способа производства. Помните кооперативный бум, постигший нашу страну в 1985-1986 году? Это преступное разбалансирование экономики, производилось под крики о хозрасчете, о необходимости внедрения рыночных отношений. Что произошло потом, все хорошо знают, Советского союза не стало.

Заключение

Мы с Вами видим, что хозрасчет для каждого отдельно взятого предприятия типичен только при капиталистическом способе производства и полезен только владельцам предприятия. Для нашей Родины (СССР), для социалистического производства хозрасчет отдельно взятого предприятия губителен. Именно поэтому буржуазные экономисты всех мастей втягивают коммунистов в споры о прибыльности предприятий, всячески вуалируя гибельность хозрасчета для единого народно-хозяйственного комплекса. К сожалению, коммунисты СССР не стали спорить о хозрасчете, приняли его как данность, а споры шли только о том, какую форму хозрасчета применить.

Внедрению хозрасчета очень радовались директора советских предприятий, т.к. у них появилась возможность регулировать финансовые потоки, естественно, с большой пользой лишь для себя любимых. Профсоюзным комитетам предприятия регулирование директором финансовых потоков поначалу было так же выгодно, потому что они становились участниками дележки денежного пирога.

Поэтому, мы - коммунисты должны глубоко понимать отрицательное значение хозрасчета при социализме. Понимание необходимо для того, чтобы внятно, убедительно разъяснять губительность хозрасчета, прежде всего, мятущейся между демократией и севрюгой под хреном, интеллигенции, журналистам, менеджерам и, естественно, современным, основательно обманутым и уже неоднократно ограбленным пролетариям.

Сентябрь 2014

Лесное и сельское хозяйство

Сущность принципы и система хозрасчета Хозрасчет это экономическая категория выражающая отношения в области производства распределения обмена и потребления продукции. Целью хозяйственного расчета является рачительное ведение хозяйства соблюдение режима экономии окупаемости затрат и обеспечение рентабельности производства. При этом следует отметить то что в предприятии происходит соединение средств производства и рабочей силы и на этой основе осуществляется процесс производства продукции. Среди важнейших принципов хозрасчета в...

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

12.1. Сущность, принципы и система хозрасчета.

12.2. Формирование хозрасчетных производственных подразделений.

12.3. Развитие отношений собственности и форм хозрасчета.

12.4. Организация внутрихозяйственных экономических отношений.

12.1. Сущность, принципы и система хозрасчета

Хозрасчет – это экономическая категория, выражающая отношения в области производства, распределения, обмена и потребления продукции. Он представляет собой форму экономических отношений, материальной ответственности и материальной заинтересованности между государством и предприятиями, между отдельными предприятиями, между предприятием и его подразделениями, а также между ними внутри предприятия.

Целью хозяйственного расчета является рачительное ведение хозяйства, соблюдение режима экономии, окупаемости затрат и обеспечение рентабельности производства. Сущность же хозяйственного расчета состоит в совокупности механизма и средств, с помощью которых достигается конечный результат – эффективное хозяйствование.

Хозрасчет обеспечивает на основе товарно-денежных отношений взаимное соответствие ресурсов сельхозпредприятий и результатов их деятельности. При этом система хозрасчетных отношений отражает динамичное движение ресурсов, а также постоянно возобновляемый кругооборот фондов предприятия.

Таким образом, хозрасчет – это экономическая категория, выражающая производственные отношения, развивающиеся на основе оборота материальных и финансовых ресурсов в предприятиях любой формы собственности.

Хозрасчет охватывает всю сферу производственных отношений, которые строятся на основе таких стоимостных форм, как товар, цена, себестоимость, стоимость, деньги, прибыль. Это означает, что в предприятии хозяйственный расчет как экономическая категория взаимодействует с другими категориями, обусловленными экономическими законами. При этом следует отметить то, что в предприятии происходит соединение средств производства и рабочей силы и на этой основе осуществляется процесс производства продукции. Поэтому к предприятию непосредственно можно отнести весь комплекс взаимосвязанных принципов хозрасчета.

Среди важнейших принципов хозрасчета в сельхозпредприятиях можно выделить следующие:

1) окупаемость затрат и самофинансирование;

2) государственное регулирование экономики и самоуправление коллектива;

3) материальная заинтересованность коллектива и каждого работника в конечных результатах производства;

4) материальная ответственность коллектива и работника за конечные результаты производства;

5) контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью.

Принцип самофинансирования означает, что все затраты осуществляются предприятиями из своих средств. Суть данного принципа состоит не только в окупаемости затрат, но и в собственном получении денежных средств на производственное и социальное развитие предприятия. Это означает, что выручка предприятия от реализации продукции и услуг должна быть достаточной для создания как фонда потребления, так и фонда накопления.

Государство сохраняет за собой право регулировать основные параметры рынка (тарифы, процентные и налоговые ставки и др.). Регулируя их уровень, оно имеет возможность создавать менее выгодные условия производства и реализации. Таким образом государство централизованно регулирует структуру и объем производства сельскохозяйственной продукции.

Хозрасчет по настоящему будет действенным, если наряду с изложенными выше принципами найдет свое отражение в трудовой деятельности каждого члена коллектива сельхозпредприятия, создаст у него заинтересованность в выполнении порученного дела. Все это выражается в принципе материальной заинтересованности. В соответствии с этим принципом должна быть построена вся система стимулирования работников: оплата труда, премии, выплаты по итогам года. Каждый член коллектива предприятия должен быть материально заинтересован в улучшении производственных и финансовых показателей предприятия, то есть должна быть тесная связь оплаты труда с конечными результатами работы предприятия и размером прибыли.

С принципом материальной заинтересованности тесно связан другой важный принцип хозрасчета – материальной ответственности, который предусматривает строгое соблюдение финансовой дисциплины и ответственности коллектива за использование материально-денежных средств. На практике реализация данного принципа осуществляется в форме постоянного соизмерения затрат с хозяйственными результатами на всех стадиях производства.

Функционирование предприятий повседневно контролируется рублем. Здесь важную роль играет финансово-банковская система. Финансовые органы контролируют своевременность уплаты налогов. Применение банком кредитных санкций побуждает руководителей предприятий эффективно использовать все имеющиеся ресурсы. Такие рычаги воздействия на предприятия, как срочность, возвратность, целевое направление кредитов и другие позволяют банкам активно влиять на производство и обращение товаров, выявлять и вносить предложения по ликвидации потерь бесхозяйственности, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, непроизводительных расходов.

Максимальный эффект достигается при полном осуществлении всех принципов хозрасчета. При этом необходимо отметить, что наиболее полно раскрывается сущность хозрасчета при рассмотрении его как системы.

Под системой хозяйственного расчета понимается совокупность принципов и приемов, применяемых для повышения его эффективности. Все элементы системы хозяйственного расчета взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, без товарно-денежных отношений производство не может успешно функционировать и развиваться. В то же время товарно-денежные отношения непосредственно связаны с особенностями многоукладной экономики и формами собственности. Система хозрасчета постоянно приобретает новые свойства, совершенствуется.

Таким образом, согласованное взаимодействие всех элементов системы хозрасчета обеспечивает его эффективное функционирование.

По форме организации хозрасчет подразделяется на общехозяйственный и внутрихозяйственный. Общехозяйственный расчет определяет экономические взаимоотношения отдельных хозяйств с государством и другими предприятиями. Внутрихозяйственный расчет предполагает взаимоотношения, складывающиеся внутри предприятия: между предприятием и его подразделениями, а также между самими подразделениями.

12.2. Формирование хозрасчетных производственных подразделений

Современный период развития АПК Республики Беларусь характеризуется многообразием форм собственности, внедрением хозрасчетных отношений, повышением экономической самостоятельности трудовых коллективов. В такой ситуации особенно важно, чтобы все внутрихозяйственные подразделения имели возможность самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, выбирать форму и каналы ее реализации, распоряжаться по своему усмотрению полученным хозрасчетным доходом и пользоваться одинаковыми правами при материально-техническом обеспечении. Решение подобных задач обуславливает необходимость ведения производства и организации внутрихозяйственных экономических взаимоотношений на хозрасчетной основе.

Современное сельхозпредприятие представляет собой совокупность производственных, обслуживающих и вспомогательных подразделений. Их главная задача состоит в том, чтобы в конечном итоге обеспечить повышение эффективности не только своей работы, но и сельхозпредприятия в целом.

Поэтому при формировании данных подразделений отдельного сельхозпредприятия, обосновании размера и состава необходимо учитывать не только их сочетание, но и существующие и возникающие связи и отношения между ними. В частности, это могут быть как организационно-технические и технологические связи, так и социально-экономические отношения внутри и между подразделениями.

Таким образом, организационное построение сельхозпредприятия должно способствовать не только рациональному формированию внутрихозяйственных подразделений с точки зрения технологических связей, но и становлению социально-экономических отношений, способствующих повышению трудовой активности работников. В практике хозяйствования сложилось две формы организационного построения производственных подразделений: по отраслевому принципу (производственные бригады, цеха) и территориальному (комплексные производственные бригады, участки). Однако шаблонного подхода здесь не должно быть, так как в одном случае эффективны будут отраслевые подразделения, а во втором – комплексные.

Все внутрихозяйственные подразделения должны располагать постоянным составом работников, определенными земельными угодьями, зданиями и сооружениями, а также тракторами, сельхозмашинами и другими средствами производства в размерах, необходимых для эффективной производственной деятельности.

Размер и состав трудовых коллективов должен соответствовать следующим условиям:

1) обеспечивать высокую степень самостоятельности в выполнении основных работ (при этом не менее 80-85% рабочего времени трудовой коллектив должен быть занят у себя в подразделении);

2) полностью учитывать трудоемкость работ, определяемую по технологическим картам;

3) обеспечивать максимально возможную занятость механизаторов по периодам сельскохозяйственного года;

4) создавать возможность рациональной организации трудовых процессов, исключающих потери рабочего времени;

5) способствовать формированию у работников коллективных интересов, взаимного контроля и развития между ними чувства доверия, взаимопомощи и взаимовыручки;

6) обеспечивать эффективное управление работами со стороны руководителя на основе его личных контактов с членами коллектива.

Определение рациональной численности трудового коллектива можно вести несколькими способами.

Суть первого состоит в том , что по нормативам затрат труда на 1 га культур определяются общие затраты на всю площадь, закрепленную за коллективом. Затем путем деления общих затрат на годовой фонд рабочего времени одного работника определяется потребность в работниках на весь объем работ.

Например, за трудовым коллективом закреплен севооборот с полным набором культур площадью 1190 га, общие затраты механизированного труда по коллективу – 28000 чел./ч., возможный годовой фонд рабочего времени одного работника – 1939 чел.-ч. [(365 дней – 52 выходных дня – 8 праздников, приходящихся на рабочие дни – 24 дня отпуска) * 7 часов]. Тогда численность коллектива составит примерно 12 чел. (28000:1939*0,85) механизаторов.

Второй способ заключается в том , что на основании техкарт составляют рабочие планы и определяют объемы работ по каждой культуре путем деления которых на производительность агрегата определяют количество нормо-дней. Последние следует разделить на количество рабочих дней по плану и найти ежедневную потребность в механизаторах. Сложив эти данные по всем культурам, находят ежедневную потребность в механизаторах на каждое число месяца и, умножив на количество рабочих дней, определяют общие затраты труда. От суммы последних берут 80-85% работ, выполненных своим коллективом, и делят, как и в первом случае, на возможный годовой фонд рабочего времени одного механизатора.

По третьему способу численность трудового коллектива можно определить при помощи коэффициента относительной энергоемкости возделывания и уборки сельхозкультур, который равен для: однолетних трав – 0,8, яровых зерновых – 1, озимых зерновых – 1,3, льна – 1,6, кукурузы на силос – 2,6, кормовых корнеплодов – 3, картофеля – 4. Умножив площадь каждой культуры на соответствующий коэффициент относительной энергоемкости, находят приведенную площадь, разделив которую на закрепленную за коллективом обрабатываемую площадь, получают средний коэффициент относительной энергоемкости. При его средней величине 1,43 за трудовым коллективом можно закреплять обрабатываемую площадь из расчета 90-100 га на человека.

Руководитель коллектива избирается на его собрании и в последующем утверждается администрацией хозяйства (правлением СПК или директором унитарного предприятия). Он на основании предоставленных ему полномочий представляет коллектив в отношениях с администрацией сельхозпредприятия, заключает договоры, совершает иные действия в интересах всего коллектива и несет ответственность за расходование денежных средств. Перечисление и выдача последних со счета производится только по его распоряжению.

Необходимые коллективу средства производства определяются по нормативам потребности на 1000 га площади пашни (посева культур). Они могут быть переданы ему в пользование и распоряжение или в аренду на определенный срок на договорной основе по акту с указанием технического состояния, возраста и балансовой стоимости, а также вида угодий, площади и качественного состояния (балльной оценки).

12.3. Развитие отношений собственности и форм хозрасчета

Собственность – это полное обладание вещами, предметами (владение, пользование и распоряжение ими). В производстве собственность выступает как надежная опора для человека лишь тогда, когда, во-первых, она персонифицированно выступает в качестве частной собственности, индивидуальной или групповой и, во-вторых, когда ее вещественный состав (средства производства) соединяется с живым трудом, дает доход и в процессе вложений растет. Формы собственности лежат в основе понятий «разгосударствление» и «приватизация». Разгосударствление и приватизация – это процесс изменения формы владения собственностью. Понятие «владение» имеет здесь двойной смысл: владеть – иметь свою собственность, владеть – управлять собственностью.

Разгосударствление экономики представляет собой процесс перехода от государственной экономики к экономике многоукладной. Процесс разгосударствления экономики состоит из разгосударствления собственности. Он включает децентрализацию управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления и смену форм и отношений собственности (приватизацию). Разгосударствление хозяйственного механизма и приватизация проводятся с целью ликвидации монополии государственной собственности, формирования свободных товаропроизводителей и создания условий для конкуренции. Разгосударствление хозяйственного механизма проводится путем передачи имущества госпредприятия в аренду или заключения контракта с его директором. Тем самым государство, оставаясь собственником имущества, освобождается от некоторых функций прямого хозяйственного управления. Второе направление разгосударствления экономики – приватизация обязательно сопровождается сменой собственника. Различие между названными направлениями разгосударствления экономики состоит в степени свободы товаропроизводителей.

В результате разгосударствления хозяйственного механизма и разгосударствления собственности обеспечивается вывод предприятий и организаций из государственного подчинения. В этом случае им придается статус свободных хозяйственных субъектов, деятельность которых осуществляется в конкурентной борьбе. В Республике Беларусь преобразование государственной собственности в сельском хозяйстве проходит через процесс приватизации. При этом наиболее эффективным путем является переход государственной собственности преимущественно к членам трудового коллектива. Учитывая то, что земля является государственной собственностью, объектом приватизации являются имущество и основные средства производства. Организационно-экономической основой таких преобразований является формирование долевого фонда. Определение имущественной доли и передача ее стоимости предоставляет ее владельцу экономическую свободу в выборе формы хозяйствования. В частности он может: 1) работать единолично и вести фермерское хозяйство; 2) объединить свой капитал с другими собственниками и не быть самостоятельным хозяином; 3) продать, передать по наследству и т.д.

На практике при выборе рыночных форм хозяйствования необходимо исходить из следующих принципов:

1) экономической целесообразности, то есть освоение новых форм хозяйствования должно сопровождаться стабилизацией или ростом производства;

2) не разрушать социального облика села. Обеспечить всем производителям сельхозпродукции равные условия пользования объектами производственной и социальной инфраструктуры;

3) максимально учитывать конкретные местные условия, специализацию, уровень обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами, размещение производственных и социальных объектов, сложившуюся психологию и навыки людей;

4) обеспечение предельной интеграции исполнительских и управленческих функций;

5) обеспечение беспрепятственного развития личного подсобного хозяйства, участия в различных организационных структурах;

6) последовательность перехода к новым формам хозяйствования;

7) добровольность выбора форм хозяйствования. Свою судьбу определяют только сами владельцы имущественных паев.

Выше указанные принципы могут быть реализованы при реформировании сельхозпредприятий в следующих вариантах:

1) все члены бывшего СПК или унитарного предприятия (УП) добровольно объединяют свои имущественные паи и организуют на базе нынешнего хозяйства акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив;

2) члены структурных подразделений объединяют имущественные доли и самостоятельно создают в рамках нынешнего хозяйства несколько акционерных обществ или кооперативов с последующим объединением их на добровольной основе в ассоциацию;

3) выделение небольших самостоятельных внутрихозяйственных коллективов, желающих работать на арендной основе. Постепенно они приобретают в свою собственность арендуемые средства производства и становятся полными их собственниками;

4) СПК (УП) полностью разделяется на малые коллективы, самостоятельные крестьянские хозяйства, которые объединяются в союз или ассоциацию для координации и организации совместных подразделений по производственным услугам, использованию социальных объектов, материально-техническому обслуживанию, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

На современном этапе в сельхозпредприятиях Республики Беларусь система хозрасчета строится исходя из следующих экономических условий, которые регламентируют хозрасчетную деятельность:

1) госзаказ на поставку отдельных видов сельскохозяйственной продукции;

2) реализация остальной сельскохозяйственной продукции по договорам;

3) рынок средств производства;

4) договорные цены на сельскохозяйственную продукцию;

5) единые закупочные цены на продукцию, поставляемую по госзаказу;

6) свободное выделение кредитов при гарантии возврата ссуды в установленный срок.

Переход к рыночным отношениям отражается также на формировании и использовании прибыли. В этой связи различают следующие формы хозрасчетных отношений: нормативное распределение прибыли (рис. 1), нормативное распределение хозрасчетного дохода (рис. 2) и безнормативное распределение.

Большое внимание в хозрасчетных предприятиях уделяется использованию прибыли. В первую очередь определяется часть балансовой прибыли, облагаемая налогами. Балансовую прибыль уменьшают на дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, на доходы от долевого участия в совместных предприятиях. Из оставшейся суммы прибыли производится уплата налогов: на прибыль, с оборота (в случае производства продукции,

Рис. 1. Схема распределения прибыли

облагаемой этим налогом), а также местные налоги и сборы. Остальная часть прибыли используется по собственному усмотрению без регламентации распределения ее по отдельным фондам.

Таким образом, рассматриваемую форму хозрасчета можно назвать безнормативной. С ее освоением усиливаются хозрасчетные принципы функционирования в условиях рынка, повышается роль налоговой системы, расширяется самостоятельность предприятий в организации производства и распоряжении результатами деятельности.

Рис. 2. Схема распределения дохода.

12.4. Организация внутрихозяйственных экономических отношений

В условиях развития свободной рыночной экономики, особенно на начальной стадии, когда издержки переходного периода влекут падение эффективности материального производства, становится актуальной проблема коренного изменения механизма управления экономикой сельхозпредприятия. Одним из путей решения данной проблемы является усиление воздействия внутрихозяйственных экономических рычагов на конечные результаты работы сельхозпредприятия.

В общем виде элементами системы внутрихозяйственных экономических взаимоотношений могут быть подсистемы планирования, экономического стимулирования и ответственности, определяющие имущественные, производственные и финансовые отношения между сельхозпредприятием и его структурными подразделениями, а также непосредственно между самими подразделениями (основными, вспомогательными и обслуживающими).

Конечной целью функционирования данной системы является получение сельхозпредприятием прибыли путем производства и реализации конкурентоспособной сельхозпродукции высокого качества. При этом движущей силой системы является мотивационный механизм частичного саморегулирования, который наряду с командно-административными методами находится в основе функционирования системы.

Сутью данного механизма является то, что на внутрихозяйственном уровне вводится экономическое и материальное стимулирование. Оно базируется на принципах самоокупаемости и самофинансирования внутрихозяйственных подразделений сельхозпредприятия и опосредуется через экономическую заинтересованность трудовых коллективов в максимальном повышении конечных результатов, как своего подразделения, так и сельхозпредприятия в целом. При этом обеспечение экономического стимулирования происходит посредством предоставления подразделениям относительной самостоятельности, а также возможности распоряжаться частью конечных результатов своего труда в виде определенной доли прибыли. В их компетенцию в данном случае входит самостоятельное решение вопросов оперативного планирования, регулирования и управления производством в рамках подразделения.

Для организации внутрихозяйственных экономических взаимоотношений на вышеизложенных принципах в сельхозпредприятии должны быть созданы следующие условия:

1. Относительная имущественная самостоятельность внутрихозяйственных подразделений . Это условие обеспечивается путем закрепления за подразделениями определенной части основных средств производства, которые могут быть сданы ему в аренду. Такая имущественная самостоятельность обеспечивает подразделениям организационную самостоятельность в сфере производства и является необходимым условием для предоставления ему экономической самостоятельности;

2. Относительная экономическая самостоятельность производственных подразделений может быть достигнута посредством сокращения количества централизованно доводимых показателей и использования внутри подразделений отдельных элементов рыночной экономики. В частности, в сельхозпредприятиях вводится механизм формирования расчетных (договорных) цен на производственную продукцию и оказанные услуги с целью осуществления взаиморасчетов как между подразделениями, так и между подразделением и администрацией сельхозпредприятия. В этом случае экономическая самостоятельность призвана усилить на уровне подразделений воздействие таких принципов, как экономическая заинтересованность и экономическая ответственность, а также соизмерение затрат с конечными результатами деятельности;

3. Относительная финансовая самостоятельность подразделений . Данное условие осуществляется путем организации системы финансовых расчетов на внутрихозяйственном уровне. С этой целью в рамках системы внутрихозяйственных экономических взаимоотношений образуется внутрихозяйственный финансово-расчетный центр (ФРЦ). В этом случае все взаиморасчеты межу сельхозпредприятием и его подразделениями, а также между подразделениями за материальные ресурсы, произведенную продукцию и оказанные услуги производятся на основе установленных расчетных (договорных) цен;

4. Создание внутрихозяйственной рыночной инфраструктуры . Это условие подразумевает формирование различных субъектов экономических взаимоотношений внутри сельхозпредприятия. В частности, к ним могут относится как подразделения основного (растениеводство и животноводство), так и вспомогательного и обслуживающего производства (автопарк и ремонтная мастерская), а также ФРЦ, планово-экономическая служба и др.;

5. Организация внутрихозяйственных договорных отношений между подразделениями, а также между сельхозпредприятием и его подразделениями предусматривает заключение внутрихозяйственных договоров на аренду основных средств производства, на постановку материально-технических ресурсов и произведенной сельхозпродукции, на выполнение определенных работ и оказание услуг. В этих договорах в обязательном порядке указываются наименования, объем и сроки поставки, различные нормы и нормативы, внутрихозяйственные расчетные (договорные) или реализационные (закупочные) цены, обязанности и ответственность сторон и т.д.

Таким образом, вышеизложенная система внутрихозяйственных экономических взаимоотношений должна обеспечить мобилизацию внутренних резервов и ресурсов сельхозпредприятия для достижения максимальных результатов, что чрезвычайно важно в современный период развития и становления рыночных отношений.


ДЕНЕЖНАЯ ВЫРУЧКА

Фонд оплаты труда

и другие затраты

РИБЫЛЬ

Расчеты с бюджетом и вышестоящим органом

Уплата

процентов за кредит

ОСТАТОЧНАЯ ПРИБЫЛЬ

Фонд социального развития

Фонд развития производства, науки и техники

Фонд материального поощрения

ДЕНЕЖНАЯ ВЫРУЧКА

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

ДОХОД

РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ И ВЫШЕСТОЯЩИМ ОРГАНОМ

УПЛАТА ПРОЦЕНТОВ ЗА КРЕДИТ

ХОЗРАСЧЕТНЫЙ ДОХОД

ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА, НАУКИ И ТЕХНИКИ

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ЕДИНЫЙ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23131. Фазові перетворення першого і другого роду 55 KB
Фазові перетворення першого і другого роду. Перетворення при яких відбуваються стрибки перших похідних від хімічного потенціалу називаються фазовими переходами першого роду. При фазових переходах першого роду виділяється або поглинається тепло: прихована теплота. рівняння Клапейрона Клаузіуса для фазових переходів першого роду.
23132. Рівняння Максвелла, як узагальнення експериментальних фактів 64 KB
Рівняння Максвелла як узагальнення експериментальних фактів. Рівняння Максвела сформульовані на основі узагальнення емпіричних законів електричних та магнітних явищ. Ці рівняння звязують величини що характеризують електромагнітне поле з розподілами електричних зарядів та струмів в просторі. Перше рівняння випливає з експериментально встановленого закону електромагнітної індукції Фарадея: де потік вектора магнітної індукції через поверхню S.
23133. Признаки, типология и эволюция общественных систем 22 KB
Различают эволюционный и революционный путь развития. С понятием социальной эволюции связывают: постепенное накопление изменений естественно обусловленный характер этих изменений органический характер процессов обуславливающий развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей С понятием социальной революции связывают: относительно быстрые изменения субъективно направляемые изменения на основе знания неорганический характер процессов Существуют 2 точки зрения на процессы развития о. Теории линейновосходящего...
23134. Культура как социальная система 21.5 KB
Понятие и сущность культуры 2. Формы культуры 4. Понятие и сущность культуры Зарождение общества и культуры: репродуктивные стратегии; роль сексуальных ограничений в процессе зарождения и становления человеческого общества. Контдиктатный принцип культуры: культура как форма диктатуры слабых; культура как механизм инвариации проявления воли.
23135. Социальная структура и социальная стратификация 15 KB
Социальная структура и социальная стратификация. Конкретизация понятия социальная структура 2. Социальная стратификация 3. Социальная мобильность 4.
23136. Личность и общество 26.5 KB
Процесс начальной социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости характеризуемой достижением интегрального социального статуса. Брим младший выделил следующие важные отличия социализации взрослых и детей: 1. Роджер Гоулд полагал что социализация взрослых не является продолжением социализации детей а представляет процесс преодоления психологических тенденций сложившихся в детстве. Отклонение в социализации принято называть девиацией: формы негативного поведения лиц сферу...
23137. Соціологія як наука 246.5 KB
Предмет соціології: Соціологія наука про системне розуміння суспільства. Спільності вихідний елемент суспільства і предмет соціології. Роль модель поводження відповідно до прав і обов"язків що відповідає соціальним нормам культурі даного суспільства. Модель поводження відбиває культуру суспільства: традиції звичаї соціальні норми правила цінності передані від покоління до покоління.
23138. Социология как наука 37 KB
Предмет социологии: Социология наука о системном понимании общества. Общности исходный элемент общества и предмет социологии. Роль модель поведения в соответствии с правами и обязанностями соответствующая социальным нормам культуре данного общества. Модель поведения отражает культуру общества: традиции обычаи социальные нормы правила ценности передаваемые от поколения к поколению.
23139. Программа прикладного исследования 35.5 KB
Программа прикладного исследования. Общая структура прикладного социологического исследования Социологическое исследование это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов. Содержание и функции программы Программа это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Он начинается с целеориентации исследования а.
- хозяйственный расчёт, метод планового ведения хозяйства, введённый в СССР , заключается в соизмерении затрат на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности на основе самоокупаемости (расходы возмещаются доходами , самофинансирования, самоуправления ).

Государственные предприятия в н.1920-х оказались в совершенно новых условиях. Крайне тяжёлая экономическая ситуация не позволяла государству обеспечивать национализированные предприятия сырьем и топливом. Поэтому было принято решение о переводе их на хозяйственный расчёт. Основными его принципами являлись самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление. 12 АВ 1921 в связи с введением НЭПа Совет Труда и Обороны определил новые принципы организации крупных промышленных предприятий (трестов ). Оставаясь в государственной собственности , они получили значительную самостоятельность и были переведены на полный хозрасчёт.

Летом 1921 началось формирование хозрасчётных трестов. Трест, объединявший несколько предприятий, получал права юридического лица , счёт в банке . Трест отчислял в бюджет не всю свою прибыль , а лишь установленные законом налоги и платежи, но не пользовался и государственным финансированием. Он был обязан развивать производство и расплачиваться с работниками и партнёрами за счёт получаемой прибылей. Тресты могли в добровольном порядке объединяться в синдикаты , занимавшиеся организацией закупок и сбыта. По идее , д.б. сформироваться цепочка: потребитель - торговое предприятие - синдикат - трест - предприятие. Всех участников цепочки объединяла материальная заинтересованность в сбыте продукции, а следовательно, в её качестве. На практике государство в лице ВСНХ сохранило широкие полномочия по управлению предприятиями, серьёзно ограничивавшие хозяйственную самостоятельность трестов.

Цели, осуществление и итоги перестройки

В связи с переходом к нэпу изменилась и система комплектования предприятий рабочей силой. Место трудовых армий занял свободный наём рабочей силы через биржи труда. Хозрасчёт предполагал материальную заинтересованность рабочих в результатах работы предприятия. Однако на практике добиться этого почти не удалось. Дело в том, что многие предприятия, особенно в тяжёлой промышленности, работали нерентабельно . Поэтому было невозможно установить прямую зависимость м.прибылью предприятия и зарплатой работников. Её по-прежнему выплачивали на основании норм, расценок и тарифов. Это гарантировало рабочему минимум заработка, но не позволяло получать "слишком много" даже на рентабельных предприятиях. Т.о., переход к нэпу породил сложные проблемы, связанные с попыткой совместить элементы рыночной экономики с сохранением предприятий, трестов и синдикатов в государственной собственности.

В с.1980-х хозяйственный расчёт провозглашается одним из главных средств роста экономики.

Армия

Специальная экономическая категория, которая выражает отношения в сфере распределения, производства, потребления, обмена продукции. Многие начинающие предприниматели пытаются понять, что такое хозрасчет и как использовать данный экономический термин в своей деятельности. В условиях перехода экономики страны на рыночный вариант именно этот параметр является важным экономическим понятием.

Особенности хозрасчета

Это форма экономических отношений, материальной заинтересованности и ответственности между предприятиями и государством, между базовой компанией и ее структурными подразделениями, между предприятиями, а также внутри организации.

Внедрение хозрасчета предполагает рациональное ведение хозяйства, окупаемость понесенных затрат, выполнение режима экономии, гарантированную рентабельность организации.

Суть хозяйственного расчета

Заключается она в совокупности средств и механизма, благодаря которым появляется конечный итог - полноценное управление производством. Именно полный хозрасчет на базе товарно-денежных отношений гарантирует соответствие ресурсов сельскохозяйственных предприятий результатам их непосредственной деятельности. Система подобных отношений отражает постоянное движение ресурсов, возобновление кругооборота фондов компании. Рассуждая о том, что такое хозрасчет, отметим, что он выражает которые развиваются на базе финансовых и в компаниях всех форм собственности.

Масштаб хозрасчета

Данный термин касается всей сферы производственных отношений, построенных на базе терминов: деньги, стоимость, товар, себестоимость, цена, прибыль. Условия хозрасчета таковы: внутри компании происходит взаимодействие экономических категорий по существующим в данной области законам. Отметим, что в организации осуществляется объединение рабочей силы и средств производства, в связи с чем и осуществляется непосредственно сам процесс изготовления продукции. К предприятию можно отнести все основные принципы хозрасчета.

Особенности сельскохозяйственных организаций

Основное развитие хозрасчета для подобных компаний определяется важными принципами:

  • самофинансированием и окупаемостью понесенных затрат;
  • государственным регулированием экономики, а также самоуправлением коллектива;
  • материальной заинтересованностью отдельных работников за результат производства;
  • контроль финансовой деятельности организации.

Самофинансирование предполагает покрытие всех затрат компанией за счёт личных денежных ресурсов. Выручки компании от продажи своей продукции должно хватать на фонд накопления и потребления. У государства есть право осуществлять регулирование такими параметрами рынка, как налоговые и процентные ставки, тарифы. Контролируя их уровень, оно получает возможность создавать оптимальные условия реализации и производства товаров.

Как сделать хозрасчёт эффективным

Эффективным он будет в том случае, если, помимо принципов, упомянутых выше, каждый член трудового коллектива будет качественно выполнять те обязанности, которые на него возлагаются. Если у работника нет личной материальной заинтересованности, ни о какой эффективности не пойдет речи. На предприятии должна быть создана специальная система стимулирования для работников. В нее включают разнообразные премии, дополнительные выплаты в конце года, материальную помощь. Только при взаимосвязи между результативностью труда и достойной оплатой работник будет заинтересован в результате, а предприятие сможет рассчитывать на существенную прибыль.

Помимо материальной заинтересованности, важен и такой фактор, как ответственность за расходование денежных ресурсов. Должна быть предусмотрена ответственность за применение материально-денежных средств. В реальности данный принцип предполагает соизмерение затрат с результатами хозяйственной деятельности на каждой стадии производства. При постоянном контроле «рублем» реализуется полный хозрасчет государственных предприятиях.

Важность финансово-банковской системы для хозрасчета

Именно финансовые органы осуществляют постоянный контроль своевременной уплаты налогов государственными и частными предприятиями. Использование банковскими структурами кредитных санкций стимулирует руководителей организаций искать вариант эффективного применения всех имеющихся ресурсов. Такие способы воздействия на предприятия, как возвратность, целевое применение кредитов, срочность, позволяют банкам воздействовать на обращение и изготовление товаров, своевременно выявлять и предлагать способы ликвидации потерь бесхозяйственности, непроизводительных расходов, проверять счета. Хозрасчета многие компании боятся, понимая, что у него есть масса «подводных камней». Данная система постоянно модернизируется, развивается, идет в ногу с изменениями, происходящими в отечественной и мировой экономике. Так что такое хозрасчет? Это в которой все элементы взаимосвязаны между собой.

Разновидности хозрасчета

Существует подразделение хозрасчета по форме организации на внутрихозяйственный и общехозяйственный. Первый вариант предполагает экономические отношения с государством или иными компаниями отдельных хозяйств. Внутрихозяйственный расчёт связан с взаимоотношениями в самом предприятии, например между отдельными подразделениями. Среди распространённых в настоящее время методов хозяйствования ведущие позиции принадлежат трем вариантам расчета: коммерческому, внутрифирменному, хозяйственному.

Хозяйственный расчет распространяется в наши дни на предприятия, которые полностью либо в больше степени принадлежат государству. Его задачей является обеспечение эффективной деятельности организации, направленной на полную окупаемость расходов, а также динамичное развитие.

Коммерческий расчет функционирует на предприятиях всех видов собственности, направлен на получение максимальной материальной прибыли. Коммерческие структуры могут рассчитывать на помощь государства, или перевод. Хозрасчет в таком случае зависит от объемов выпускаемой продукции, а также степени самостоятельности (финансовой независимости) компании.

Для возмещения понесенных расходов владельцы компаний ищут пути снижения финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Особенностью данного варианта хозрасчета является предоставление филиалам и подразделениям оперативной самостоятельности.

Внутрифирменный расчет возник как некий вариант финансовых отношений внутри компании. Его задачей является создание полноценной, сбалансированной деятельности всех отделений фирмы.

Взаимосвязь трех этих моделей осуществляется посредством хозяйственного механизма.

Элементы механизма хозрасчета

К ним относят следующие компоненты:

  • систему планирования, стимулирования, ответственности;
  • подсистему, содержащую информационное, имущественное, правовое обеспечение;
  • подсистему, включающую кооперацию, организацию, специализацию.

Заключение

Хозрасчет обеспечивает стабильно работающей компании полное возмещение понесенных затрат, стабильную прибыль. Фирма должна получать такие доходы, которые бы полностью покрыли издержки производства и имели неплохую прибыль. У организации появляется реальная возможность полной самостоятельности в своей хозяйственной деятельности. Компания сама планирует продажи, производство, осуществляет наем работников, распоряжается имуществом. У любого хозрасчетного предприятия есть собственный банковский счет, полноценная система бухгалтерского учета.

Каждое предприятие имеет свой расчетный счет в банке, может получать в банках и других кредитных учреждениях ссуды. Также оно имеет самостоятельный баланс и законченную систему бухгалтерского учета. При ненадлежащем исполнении сотрудниками своих должностных обязанностей предполагается При невыполнении предприятием плана выпуска продукции, при ухудшении ее качества, выпуске бракованных изделий, нерациональном применении техники и материальных ресурсов существенно снижаются доходы компании. В результате ухудшаются отношения с заказчиками, банками, поставщиками сырья, возникают проблемы с уплатой налогов, выплатами заработной платы работникам. Результаты могут быть для компании весьма плачевными, от административных штрафов до полного банкротства.

Экономисты разных стран и народов, относящиеся к самым разным экономическим школам, постоянно обсуждают проблемы хозрасчета. Именно проблемы, а не сам принцип хозяйственного расчета. Идут споры о том, каков уровень рентабельности должен быть у предприятия. Обсуждают систему налогообложения и социальных выплат. Сотрясают воздух визгами о налоге на добавленную стоимость и природной ренте, но никто не хочет детально разобраться, что такое хозрасчет, каковы его особенности в различных способах производства и каковы масштабы его применения.

В РФ до последнего времени превалируют монетарная система экономики. Это происходит во всех сферах жизни, включая науку и культуру, монетизацию социальных льгот. Т.е. хозрасчет, доведенный до абсурда – все виды деятельности должны приносить прибыль. Если та или иная сфера деятельности прибыли не приносит, значит, она не нужна и должна умереть.

Глава 1. Хозрасчет при капиталистическом и социалистическом способах производства

При капиталистическом способе производства хозрасчет – необходимое условие для функционирования любого рода деятельности. Только соотнеся затраты и налоговые выплаты с прибылью, полученной данным предприятием, и получив положительное сальдо между прибылью и затратами, предприятие может успешно функционировать. Отсюда экономия на сырье и материалах, разрыв между оплатой труда и трудозатратами, различные способы уклонения от налогообложения. Неслучайно в США фискальный аппарат Министерства финансов по своей технической оснащенности и уровнем кадровой подготовки значительно превышает АНБ, ЦРУ и ФБР вместе взятые. И немудрено, капиталистический способ производства есть узаконенное воровство, и буржуазное государство строго следит, чтобы размеры этого воровства не превышали допустимых пределов.

Другое дело – социализм. При социалистическом способе производства хозрасчет на отдельно взятом предприятии не только бесполезен, но еще и крайне вреден. В своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталин говорил, что в социалистическом способе производства в социалистической системе хозяйствования прибыль и рентабельность отдельно взятого предприятия являются показателями косвенными и не должны рассматриваться вообще. Прибыль и рентабельность, говорил И.В. Сталин, должны рассматриваться в масштабе единого народно-хозяйственного комплекса за период 5-10 лет.

Предвижу возмущенные вопли «экономистов» всех мастей: «как можно вести деятельность вне системы хозрасчета, ведь предприятие разорится?» Да, в системе капиталистического производства такое предприятие безусловно разорится, но социалистический способ производства предусматривает в первую очередь создание единого народно-хозяйственного комплекса. Народно-хозяйственный комплекс страны имеет над собой единый планирующий орган. По заданиям этого органа, рассчитанным на достаточно длительный период (5 лет) на единый результат работают все предприятия той или иной отрасли экономики. Неслучайно транснациональные корпорации, действующие в сегодняшнем мире, строят свою деятельность внутри корпорации на принципах социалистического способа производства. Внутри ТНК отсутствуют конкуренция между структурами этой корпорации, отсутствуют подсчеты прибыльности и рентабельности отдельно взятой структуры. Правление корпорации выступает в роли планирующего органа, определяющего количество и номенклатуру производимой продукции в зависимости от конъюнктуры рынка.

Именно такой корпорацией становится социалистическое государство, в котором экономика представляет собой единый народно-хозяйственный комплекс. Если же социалистическое государство этот принцип забывает, то оно очень скоро перестает быть социалистическим, а то и вообще государством, как это случилось с СССР.

Глава 2. Хозрасчет в СССР

Со времен введения НЭПа и начала восстановления и развития экономики страны советская экономическая школа под влиянием Крестинского и Красина начало внедрять в экономику хозрасчет. Для руководства экономикой был организован ВСНХ. Была создана целая сеть трестов, которые работали по принципу хозрасчета. Сразу же проявилась вся вредность хозрасчета для социалистической экономики. Массовые растраты, взятки, приписки заполонили структуру экономики. Хозрасчет стал тормозом на пути экономического развития СССР. Понадобилось вмешательство в это дело Сталина, упразднившего ВСНХ и тресты, создавшего наркоматы по отраслям экономики. Но самое главное И.В. Сталин выполнил указание В.И. Ленина и превратил Госплан из консультативного органа в законодательный.

Именно Госплан с 1925 года начал определять направление развития экономики и выдавать плановые задания для структурных подразделений для различных отраслей (наркоматов).

Экономика СССР сталинского периода практически полностью убрало хозрасчет из применения. Дошло до того, что предприятия "группы А" (производства средств производства) и значительная часть предприятий "группы Б" (производство предметов потребления) не имели своих расчетных счетов. Зарплату на этих предприятиях главные бухгалтера получали не по чекам, снимая ее с расчетного счета, а по накладным. Хозрасчет применялся пока еще только в сельском хозяйстве, где колхозникам, после выполнения плановых заданий по поставкам государству и расчетам за услуги МТС, выдавалась на руки оставшаяся часть произведенного продукта, которую колхозники могли реализовать по своему усмотрению. На хозрасчете находилась так же система промкооперации. Тот самый мелкий и средний бизнес, о страданиях которого взахлеб рыдают нынешние экономисты. А не худо было бы буржуазному государству РФ поучиться у Сталина.

Предприятия промкооперации платили только один налог – налог с оборота. При этом 3/4 страны обувалось, одевалось и снабжалось мебелью предприятиями промкооперации.

Досужие сторонники хозрасчета, как слева, так и справа, не хотят понять, что при социалистическом способе производства финансовые вложения со стороны необходимы только на первоначальном этапе, чтобы достаточно развить систему производства средств производства (построить те самые предприятия, которые будут производить необходимую технику). Далее пополнение общественных фондов потребления, в которые поступает весь продукт произведенный единым народно-хозяйственным комплексом, и перераспределение этого продукта в определенные Госпланом сектора экономики и личное потребление граждан, позволяют резко снизить значение денег, являющихся основным двигателем экономики при капиталистическом способе производства.Именно социалистический способ производства позволил СССР получать ежегодно от 20 до 30% прироста внутреннего ВНП, тем самым, постоянно увеличивать общественные фонды потребления.

Ведь главной целью социалистического способа производства является максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей людей на базе высшей техники. В отличие от капиталистического, главной целью которого является получение максимально возможной прибыли. Благодаря социалистическому способу производства наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. После войны были сделаны дальнейшие шаги по развитию социалистического способа производства. Была отменена сдельная оплата труда, была введена оплата повременно-премиальная согласно ЕТКС (единый тарифно-квалификационный справочник). Цена на любое изделие формировалась без учета промежуточных затрат, а постоянным (ежегодным) снижением цен уравновешивало стоимость изделия с покупательной способностью населения.

В 1950 году после вывода рубля из конвертации, была сформирована дуалистическая система цен: одна цена для внутреннего рынка, другая, в которой учитывались все произведенные затраты, для рынка внешнего. При монополии внешней торговли. Так же являющейся одной из составляющих социалистического способа производства. Разность цен, основанных на золотом эквиваленте инвалютного рубля позволяло СССР как единой народно-хозяйственной корпорации, получать значительный приток продукта в общественные фонды потребления.

Глава 3. Хозрасчет, как средство ломки единого народно-хозяйственного комплекса

После смерти И.В. Сталина началась постепенная ликвидация единого народно-хозяйственного комплекса. Начало этому положил Хрущев. Ликвидировав систему МТС и передав технику колхозам, он с одной стороны – возродил в скрытой форме частную собственность на средства производства, с другой стороны – вывел сельскохозяйственную отрасль экономики из единого народно-хозяйственного комплекса. Хрущев сделал то, от чего предостерегал Сталин в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Результаты не замедлили сказаться, впервые наша страна вынуждена была перейти к закупкам продовольствия за рубежом, а население страны испытало на себе новый ввод карточной системы.

Следующим шагом по уничтожению единого народно-хозяйственного комплекса стала реформа 1965 года, разработанная А.Н. Косыгиным. Эта реформа ввела хозрасчет не только для отдельных предприятий, но и в подразделениях внутри предприятий. Это породило эгоистические тенденции в промышленности, открыло дорогу всем тем «прелестям», о которых говорилось ранее. Приписки и взятки, корректировки планов, превратились в повсеместное явление. Госплан из органа определяющего направление развития экономики, превратился бюрократическую контору. Планирующую от достигнутого. Развитие экономики стало экстенсивным, наступил период застоя.

Подавление коммунистических тенденций в нашей экономике, вызванные реформами Косыгина и Хрущева, ликвидировало на деле социалистический способ производства. Восстановление капитализма в нашей стране стало только вопросом времени.

Хельсинское совещание подавило идеологическую борьбу против капитализма в угоду так называемого мирного сосуществования. Новая конституция СССР фактически ликвидировала диктатуру пролетариата, поставив все структуры государства под контроль партии, по сути уже переставшей быть коммунистической.

Глава 4. Ю.В. Андропов – крестный отец горбачевщины и предательства

Стоит ли удивляться, что после всего этого та структура которая была призвана охранять Советское государство от врагов – КГБ стала гнездом в котором и начали зарождаться те самые явления и люди. Которые в дальнейшем приняли самое активное участие в убийстве СССР.

Л.И. Брежнев, очевидно подозревая негативность хрущевско-косыгинских реформ, не давал им ходу выше низовых структур, но эту роль охотно принял на себя Андропов. Еще будучи председателем КГБ, Андропов начал пригревать под своим крылом врагов Советской власти, таких как Ракитов, ставший впоследствии одним из главных советников Андропова. Именно с их подачи зародилась в КГБ и высших эшелонах власти химера о вхождении СССР в Европу. Для этого надо было «всего-навсего» перестроить экономику СССР на капиталистический лад и, отбросив среднеазиатские и кавказские республики, войти в ЕС. Андропова уверил Ракитов, что в этом случае СССР займет лидирующее положение в ЕС. Став после смерти Л.И. Брежнева генсеком и председателем президиума Верховного Совета СССР, Андропов начал активно претворять эти планы в жизнь. Догадайтесь с чего он начал? Правильно с перевода 30 министерств на полный хозрасчет. Он повторил порочную практику 20-х годов. Понимал ли он, что делает? Думаю, что понимал вполне. Перерождение верхушки властных структур СССР к этому моменту зашло уже очень далеко, а все телодвижения по «наведению порядка» и «укреплению дисциплины» есть не более чем ширма для прикрытия действий по уничтожению социалистического государства. Не случайно протеже Андропова М.С. Горбачев и начал свою деятельность в экономике уже с открытого внедрения капиталистического способа производства. Помните кооперативный бум, постигший нашу страну в 1985-1986 году? Это преступное разбалансирование экономики, производилось под крики о хозрасчете, о необходимости внедрения рыночных отношений. Что произошло потом, все хорошо знают, Советского союза не стало.

Заключение

Мы с Вами видим, что хозрасчет для отдельно взятого предприятия может быть продуктивен только при капиталистическом способе производства. Для нашей страны (СССР), для социалистического способа производства хозрасчет отдельно взятого предприятия гибелен. Именно поэтому буржуазные экономисты всех мастей стягивают коммунистов в споры о прибыльности предприятий, всячески вуалируя гибельность хозрасчета для единого народно-хозяйственного комплекса.

Поэтому, Мы – коммунисты должны это понимать.

Марк Соркин