Что такое управляемая система. Что такое система управления? Структура управления организации

С переходом российской экономики на рыночные основы ведения хозяйства понятие «менеджмент» широко вошло в отечественную научную и учебную литературу, а также в повседневную практику. К сожалению, часто под влиянием популярной литературы у многих руководителей (особенно молодых) понятие «менеджмент» ассоциируется с руководством предприятиями именно в рыночных условиях. Как следствие возникает противопоставление этого понятия понятию «управление», хотя в русско-английских и англо-русских словарях они рассматриваются как синонимы (см. таблицу 31).

Таблица 31. «Менеджмент» и «управление» – синонимы

Нельзя сказать, что понятие «менеджмент» уже или шире понятия «управление», как нельзя утверждать, что менеджмент есть феномен преуспевающих. Широкое использование понятия «менеджмент» в последнее десятилетие свидетельствует об осознании истинного значения управления в деятельности людей, места и роли науки управления в управленческой деятельности.

Управление, как социальное явление, внутренне присуще любым системам. Как сфера человеческой деятельности, оно стало известно задолго до появления понятия «менеджмент» как предмета специальных исследований. Поэтому далее мы будем употреблять понятие «управление», тем более что его сущностные компоненты, выраженные русским словом «управление» и английским словом «менеджмент», одинаковы (см. таблицу 32).

Таблица 32. Сущностные компоненты управления




Пытаясь определить, что же такое управление (менеджмент), авторы вольно или невольно делают акцент на одной из сущностных его компонент.

«Управлять – значит прогнозировать, планировать и организовывать, руководить командой, координировать и контролировать».

(А. Файоль )

«Управление – это элемент, функция организационных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей».

(Советский энциклопедический словарь )

«Известно, что энтропия системы, предоставленной самой себе, возрастает. Иначе говоря, в естественных условиях возрастает ее неупорядоченность, система стремится к беспорядку. Противостоять нарастанию беспорядка могут только процессы управления».

(В. А. Трапезников )

«Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью».

(Международный справочник по менеджменту )

«Управление – это особый вид деятельности, превращающий организованную толпу в эффективную целенаправленную группу».

(П. Друкер )

«Управление – это искусство заставить событие совершиться».

(В. Твисс )

Схема 12. Что представляют собой сущностные компоненты управления


А теперь сформулируем понятие управления в самом общем виде.

Управление – это функция системы, обеспечивающая сохранение и развитие ее качеств, специфики, свойств, исходя из принципа устойчивости и закона равновесия.

В понятии управления есть три главных момента:

Формирование целевой направленности функционирования системы;

Конструирование системы;

Побудительное воздействие на параметры системы с целью приведения ее в действие и равновесное состояние.

Управление осуществляется путем воздействия на параметры системы для достижения ею поставленных (заданных) целей с использованием присущих этой системе объективных законов поведения (см. схему 13).

Схема 13. Управляемые параметры системы



Система управления

В управлении необходимо использовать системный подход, предполагающий поиск путей и методов эффективного воздействия на общесистемные цели и критерии с учетом множества факторов.

Система управления обладает следующими признаками:

Наличие цели;

Упорядоченность элементов (расположение материалов, энергии и информации в соответствии с планом);

Совокупность предпочтений (приоритеты, критерии, оценки).

Система управления – это совокупность элементов различной природы, образующая единое целое. Она предназначена для реализации функций управления – восприятия определенных проблем (вход), выполнения набора действий (процесс) и выработки решения (выход), оптимизирующих деятельность управляемой системы (см. схему 14).

Схема 14. Общий вид системы управления



Вход – это вопросы, задачи, проблемы, возникающие перед управляемой системой (объектом управления) и требующие решения.

Процесс управления – это совокупность циклических действий по выработке решений и воздействий на объект управления (реализация функций управления).

Выход – это решения (способы, методы и пути) по достижению целей объектом управления.


Основные составляющие системы управления:

Организационно-техническая – органы управления и материально-техническое оснащение (оргтехника, технические средства коммуникации и связи), взаимосвязи между ними;

Социальная – люди, профессионально выполняющие функции управления; отношения и связи между ними;

Теоретико-методическая – законы, методы, стиль и навыки управления.

Элементы системы управления служат единой цели и обладают некоторыми общими признаками поведения.

Системе управления свойственны совокупность устойчивых связей между ее элементами, обеспечивающая ее целостность и тождественность самой себе, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних воздействиях.


Функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной (технологической) однородности выполняемой работы (процесса, операции) и их целевой направленности.

Основные функции управления:

планирование – формирование и выбор приоритетов, критериев, оценок, целей, политики, стратегии, задач, способов и методов достижения и реализации целей;

организация – совокупность процессов или действий, направленных на образование или совершенствование взаимосвязей между частями целого (мотивация, координация);

контроль – оценка отклонений запланированного хода работ от фактического и выбор совокупности действий, направленных на достижение целей (регулирование – следствие контроля).

Все указанные функции управления взаимосвязаны посредством такого вида деятельности, как передача, хранение и переработка информации.

Каждая функция управления представляет собой самостоятельный объект исследования. Однако в процессе управления их следует рассматривать как зависимые друг от друга. Оперативное управление и контроль – это фактически непрерывные процессы планирования и организации, но в реальном режиме времени.

Управление будет цельным явлением только в том случае, если все его функции будут органически взаимосвязаны, а связь будет постоянной.

Закономерности и принципы управления

При рассмотрении закономерностей системы управления следует выделять по крайней мере два аспекта (см. таблицу 33):

Таблица 33. Закономерности управления




Принципы системы управления.

Единство распорядительства всеми ресурсами предприятия при одновременном расширении источников их получения. Централизация утверждения стратегических целей при одновременной передаче на максимально низкий уровень структурной иерархии полномочий и ответственности по принятию оперативных решений.

Разделение предприятия на производственно-функциональные блоки, ориентированные на достижение относительно самостоятельных конечных результатов.

Специализация подразделений и работников на выполнении отдельных функций управления и технологически однородных видов работ; персонифицированная ответственность за выполнение функций.

Сокращение иерархической лестницы по уровням управления путем передачи функций, полномочий и ответственности на нижние уровни управления, минимизация времени прохождения информации от высшего уровня к низшему и наоборот.

Обеспечение адаптации к изменениям во внешних и внутренних условиях.

Гармоничность развития базовых структур и формирования новых.

Рациональность затрат на создание и поддержание эффективного функционирования системы управления.

Управленческое решение

Формирование и принятие решений – основной процесс в управлении, а само решение – основной продукт системы управления. Решения порождают управляющую информацию, которая доводится до объекта управления в форме заданий, планов, нормативов, команд. Следовательно, управление – это непрерывный процесс выработки, принятия и реализации решений.

Решение – это реакция системы управления, направленная на достижение желаемого результата.

Необходимость в управленческом решении возникает, когда есть проблемы, например различие между фактическим и желаемым состоянием системы, необходимость сохранить (или, наоборот, улучшить) определенное состояние системы в будущем.

Но чтобы выбор решения из многих других был рациональным и мог обеспечить переход системы из фактического состояния в желаемое, нужно руководствоваться определенными критериями (см. таблицу 34).

Таблица 34. Критерии при выборе решений



Чтобы управленческое решение реализовалось, оно должно пройти следующие этапы.

1. Выявление проблемы.

2. Анализ причин.

3. Поиск решения проблемы.

4. Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения.

5. Согласование решения.

6. Утверждение решения.

7. Подготовка решения к реализации.


При принятии решения следует быть внимательным, чтобы не попасть в типичные «ловушки»:

Ошибочные представления;

Нечеткая терминология в дефинициях;

Логически ошибочное построение;

Смешение причины и следствия.

В принятии управленческого решения руководители могут проявить различные модели поведения (см. таблицу 35).


Ответственность за решение и его исполнение. Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами.

Ответственность в смысле сознательности – это готовность при собственном решении учитывать интересы тех, кого касается решение, готовность отвечать за свои действия и их последствия перед теми, кого касается решение. Эта позиция обязательности по отношению к тем, кого касается решение, характеризует использование своих полномочий носителями решений или действий. Ответственность в этом смысле тесно связана с деловой этикой.

Ответственность в смысле готовности отвечать за последствия – это персональная ответственность за ошибки в действиях. Обязанность отвечать за успех и неуспех, как правило, связана с возможностью или правом на самостоятельные действия.

Ответственность в организационно-функциональном смысле – это персональная ответственность, находящаяся во взаимосвязи с восприятием передаваемых заданий и использованием компетенции (права принимать решения).

Берущий на себя ответственность носитель заданий должен принимать на свой счет последствия собственного или чужого исполнения. Отклонения от предписаний, как правило, устанавливаются в рамках процесса контроля. В рамках анализа отклонений нужно определить причины отклонений. Если в отклонениях виновны ответственные лица, а не непредвиденные обстоятельства, то они должны взять ответственность на себя.

Таблица 35. Модели поведения при принятии решения



Носитель решений (заданий) либо принимает на себя ответственность за последствия (например, путем устранения недостатков, отставки, подачи заявления об увольнении или переходе на другую работу), либо привлекает третье лицо к ответственности и требует от него возмещения ущерба, компенсации убытков.

Ответственность рассматривается также и в положительном смысле – как отнесение на личный счет положительных результатов. Тогда это соответственно ведет к поощрениям ответственного лица (продвижение по службе, премии).

Эволюция системы управления

Система управления – составная часть бизнеса, чрезвычайно зависимая от экономической и политической ситуации, культурно-нравственной и социальной среды. Формируясь под влиянием этих условий внешней среды, она должна отвечать духу своего времени. Кроме того, система управления определяется и взглядами конкретного менеджера, зависит от его профессионализма и личных качеств характера.

Таблица 36. Принципы старой и новой модели управления





Процесс управления — это воздействие на объект с целью изменения его состояния или формы.

Система управления делится на две подсистемы: управляемую и управляющую.
Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. Управляемая подсистема осуществляет различные функции управления. В нее входят цеха, участки, бригады.

По функциональному признаку система управления подразделяется на подсистемы:

  • техническую (машины и оборудование);
  • технологическую (ряд процессов, стадий производства);
  • организационную;
  • социальную (единство социальных отношений);
  • экономическую.

Система управления включает:

  1. структурно-функциональную подсистему (реализует принцип единства структурных и функциональных элементов системы);
  2. информационно-поведенческую подсистему (обеспечение действий необходимой информацией);
  3. подсистему саморазвития (принцип самостоятельности, независимости развития отдельных элементов).

Субъект управления

Назначение субъекта управления — обеспечить свойство управляемости системы в целом.

Управляемость — способность системы воспринимать управляющее воздействие и реагировать на него соответствующим образом.

Субъекты управления — центры активности, центры ответственности.

Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления (для вышестоящих руководителей).

Главная цель функционирования субъекта управления — выработать управленческое решение, которое обеспечивает эффективность функционирования системы в целом.

Цели субъекта управления рассматриваются на 2 уровнях:

  1. на интегративном уровне — субъект управления функционирует для того, чтобы привести систему к поставленным перед ней целям, поэтому степень достижения целей системы в целом является критерием эффективности функционирования субъекта управления;
  2. на локальном уровне (на уровне самой системы).

Требования к субъекту управления:

  1. субъект управления должен реализовывать закон необходимого разнообразия (количественная сторона);
  2. система управления должна иметь все те свойства и характеристики, которые присущи кибернетической системе (данные требования характеризуют качественную сторону):
    • единство;
    • целостность;
    • организованность;
    • эмерджентность.
  3. субъект управления должен быть принципиально активным, который знает цели, знает пути их достижения и постоянно генерирует функции. Принципиально активная система состоит из активных элементов;
  4. система управления должна быть всегда центром ответственности;
  5. субъект управления должен быть законопослушным;
  6. субъект управления должен быть более высокого социально-культурного уровня по отношению к внешней среде, чтобы быть способным адекватно реагировать на воздействие внешней среды и влиять на развитие этого уровня;
  7. субъект управления должен иметь более высокий по отношению к объекту творческий и интеллектуальный потенциал.

В составе субъекта управления при рассмотрении аспекта элементов необходимо выделить следующие подсистемы:

  1. система целей управления;
  2. функциональная модель системы управления;
  3. структурная модель;
  4. информационная модель;
  5. модель коммуникаций (системы отношений);
  6. модель эффективности;
  7. механизм управления;
  8. операционная (технологическая) модель.

Объект управления

Объектом управления является социально-экономическая система и процессы, которые в ней протекают.

Объект управления — это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. В настоящее время всё больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т.е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.

Процесс управления в организации

Процесс управления — это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путём преобразования ресурсов на входе в продукцию или услуги на выходе системы.

Процесс управления — это совокупность действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Все процессы управления делятся на две группы:

  1. постоянные процессы — представляют собой функциональные области человеческой деятельности по достижению текущих целей;
  2. периодические процессы — это активная форма управления, вызванная непредвиденными ситуациями и требующая выработки оперативных управленческих решений.

Основные этапы процесса управления изображены на рисунке.

Создание и этапы процесса управления определяют его элементы:

Цель — каждый процесс управления осуществляется для достижения конкретного результата, цели. Цели в процессе управления должны иметь операционный характер и трансформироваться в конкретные задачи. Они являются ориентиром для конкретизации использования необходимых ресурсов.

Ситуация — представляет собой состояние управляемой подсистемы.

Проблема — это несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному.

Решение — представляет собой выбор наиболее эффективного воздействия на существующую ситуацию, выбор средств, методов, разработка конкретных управленческих процедур, осуществление процесса управления.

Стадии процесса управления:

  1. постановка конкретной цели;
  2. информационное обеспечение;
  3. аналитическая деятельность — это совокупность операций, связанная с оценкой состояния управляемого объекта, поиском путей улучшения существующей ситуации;
  4. выбор вариантов действий;
  5. реализация решений;
  6. обратная связь — осуществляет сравнение полученного результата от реализации решения с целью, ради достижения которой осуществлялся процесс управления.

Механизм менеджмента

Управление в организации осуществляется с помощью механизмов управления. Экономический механизм решает конкретные проблемы взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.

Механизм управления — это подсистема системы управления, назначение которой обеспечить свойство управляемости системы в целом.

Составляющие:

  • методология (закономерности, принципы, политика, правила);
  • органы, принимающие решения;
  • исполнительные органы;
  • выбранная точка воздействия;
  • метод воздействия;
  • защитные механизмы, которые встраиваются в любую систему (саморегуляторы);
  • инструменты воздействия;
  • обратные связи;
  • центры ответственности и центры контроля;
  • формы проявления влияния.

Экономический механизм менеджмента состоит из трёх уровней:

  1. внутрифирменное управление;
  2. управление производством;
  3. управление персоналом.

Внутрифирменное управление :

  • маркетинг;
  • планирование;
  • организация;
  • контроль и учёт.

Принципы внутрифирменного управления:

  • централизация в управлении;
  • децентрализация в управлении;
  • сочетание централизации и децентрализации;
  • ориентация на долгосрочные цели развития;
  • демократизация управления (участие работников в высшем звене управления).

Управление производством :

Управление персоналом :

  • принципы подбора и расстановки персонала;
  • условия найма и увольнения;
  • обучение и повышение квалификации;
  • оценка персонала и его деятельность;
  • формы оплаты труда;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • вовлечение работников в управление на низовом уровне;
  • система мотивации труда работников;
  • организационная культура фирмы.

Методы воздействия в менеджменте

Менеджмент рассматривает методы управления как совокупность различных способов и приёмов, используемых администрацией фирм для активизации инициативы и творчества людей в процессе трудовой деятельности и удовлетворения их естественных потребностей.

Главная цель методов менеджмента — обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и социальных интересов. Особенностью методов как инструментов практического управления является их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Методы менеджмента могут быть:

  1. экономические;
  2. организационно-распорядительные;
  3. социально-психологические.

Экономические методы воздействуют на имущественные интересы фирм и их персонала. В их основе лежат экономические законы общества, рынка и принципы вознаграждения за результаты труда.

Организационно-распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности и управления ею, естественных потребностях людей в определенном порядке взаимодействовать между собой.

Организационно-распорядительные методы делятся на три группы:

  • организационно-стабилизирующие — устанавливают долговременные связи в системах управления между людьми и их группами (структура, штаты, положения об исполнителях, регламенты деятельности, концепции управления фирм);
  • распорядительные — обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и фирм;
  • дисциплинарные — предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определенную работу.

Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на социальные и психологические интересы фирм и их персонала (роль и статус личности, группы людей, фирм, психологический климат, этика поведения и общения и т.д.). Они состоят из социальных и психологических и должны соответствовать морально-этическим и социальным нормам общества.

Функции управления

Функция управления — это вид трудовой деятельности человека, направленный на уравновешивание состояния организации с внешней средой, вступая при этом в систему управленческих отношений.

По этим признакам можно выделить две основные группы функций управления:

  1. общие функции управления — это функции, которые определяют вид управленческой деятельности независимо от места её проявления;
  2. конкретные функции — это функции, которые определяют направленность труда человека на конкретный объект. Они зависят от организации, направлений её деятельности. Конкретные функции управления возникают в результате горизонтального разделения труда.

К общим функциям управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации для достижения общих её целей.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий (подразделений), входящих в фирму. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку ресурсов, перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

Организовать — значит создать некую структуру. Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели.

Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права для использования ресурсов организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей.

Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (технических, финансовых, производственных и других) объекта управления при оптимальных для данных условий трудовых, денежных и материальных затрат.

По способу осуществления координация может иметь вертикальный или горизонтальный характер.

Координация по вертикали приобретает значение субординации — подчинение функций одних компонентов другим, а в менеджменте — служебное подчинение младших старшим, что основывается на нормах служебной дисциплины. Задача вертикальной координации — организация эффективной связи и сбалансирование структурных подразделений и их работников различных иерархических уровней.

Горизонтальная координация состоит в обеспечении сотрудничества руководителей, специалистов и других работников подразделений, между которыми нет отношений подчинения. В результате достигается согласованное единство взглядов на общие задачи.

Мотивация — процесс побуждения себя и других к действию для достижения общей цели. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого значения, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Поэтому задача данной функции заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и согласно плану.

Контроль — это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигала своих целей. Обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководителем. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, достижение целей будет поставлено под угрозу.


Система управления

    Понятие и содержание системы управления.

    Элементы системы управления.

    Процесс управления.

    Технология управления.

I . Все сферы управления между собой объективно взаимосвязаны, поскольку управление представляет собой системное образование. Поэтому любые изменения в каком-либо элементе или звене управления вызывают соответствующие изменения во всех других его составляющих. Так, например, отсутствие необходимых деловых качеств ведет к некачественному выполнению функций, использованию неэффективных методов и несоблюдению рациональных принципов управления. В результате цели в той или иной мере не реализуются. Точно также любой элемент системы управления функционирует в рамках общей системы.

Система управления – это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления тем или иным объектом.

Понятие «система управления» шире, чем понятие «структура управления», отражающее лишь конструкцию субъекта управления, поскольку «система управления» является комплексной категорией теории управления и включает в себя ряд основополагающих категорий. Комплекс основных компонентов понятия «система управления» представлен на рис. 13.1. Структура управления организациями в течении какого-то периода времени остается неизменной (статичной), а процесс управления постоянно изменяется (динамичен), тем не менее меду ними непрерывно существуют организационные связи (кинематические). Без такого промежуточного воздействия, которое материализуется с помощью организационных связей, взаимосвязь структуры и процессов управления может оказаться неорганичной и разорванной.

В процессе функционирования систем управления осуществляется управленческая деятельность. Цели управления выступают в качестве системообразующего элемента. Исходя из методологии, это означает, в целом, что целям должна соответствовать вся система управления и каждый элемент в отдельности. Кроме этого, любой элемент системы также должен соответствовать каждому из остальных. Система управления формируется людьми – субъектами управления для реализации поставленных целей, однако имеет объективный характер, поскольку базируется на законах и принципах. Содержание управленческой деятельности предполагает следующий состав системы управления:

Рис. 13.1. Содержание понятия «система управления».

С у = Ц у + П у + Ф у + М у + ОС у + П у + Т у + Т* у + И у ,

где: Ц у - цели управления объектом;

П у - принципы управления;

Ф у - функции управления;

М у - методы управления (способ осуществления функций

управления);

ОС у - организационная структура управления;

П у - персонал управления (аппарат управления);

Т у - техника управления;

Т* у - технология управления;

И у - информация, используемая при выполнении управленческих

Система управления обладает рядом характерных особенностей, независимо от их природы и назначения:

    Решающую роль в сохранении целостности системы принадлежит информационным связям. Без обмена информацией между элементами такие системы не могут функционировать и сохранять свою целостность;

    Системы способны переходить в различные состояния в соответствии с управляющим воздействиями. При этом переход не может осуществляться мгновенно, а требует некоторого времени.

    Существует некоторое множество допустимых линий поведения системы (стратегии), из которых выбирается наиболее предпочтительная. Если возможности выбора линий поведения нет, то управление практически отсутствует.

    Для системы управления характерны определенные структуры (конструкции), отражающие контуры управления;

    Системы являются открытыми, т.е. воздействие среды на них и их на внешнюю среду может иметь самые различные природу и последствия;

    Процесс функционирования систем характеризуется целенаправленностью. Если цель не определена, то управление становиться бессмысленным.

II . Любая организация является сложной социальной системой, состоящей из двух элементов - управляющего и управляемого (см. рис. 13.2.). Будучи подсистемой организации в целом, управляющий элемент одновременно сам представляет весьма сложное образование.

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем , (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирую­щих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления . Системный подход требует рас­сматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.



Рис. 13.2. Состав элементов системы управления.

Под управляющей подсистемой системы управления понимают ту ее часть которая вырабатывает, принимает и тран­слирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение.

Под управляемой понимают ту, которая их воспринимает и реализует на практике.

В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут при­надлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме.

Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).

В состав управляющей подсистемы включаются также меха­ низмы ее воздействия на управляемую - планирование, кон­ троль, стимулирование, координация и пр.

К управляемой подсистеме относятся элементы объекта уп­ равления , которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т.п.).

Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше уп­равляемой и сложность ее ниже; но она более активна, дина­мична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие ре­шения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления (управленческий аппарат ). В противном случае субъектом может быть отдельный человек, или группа людей, не связанных формально с теми или иными должностями. Главное здесь состоит в том, что субъект управления генериру­ет решения, регламентирующие функционирование объекта управления.

От субъекта управления необходимо отличать субъекты управленческой деятельности - живых людей, в которых персо­ нифицируются управленческие отношения - руководителей и сотрудников аппарата.

Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и уп­равляемой подсистемами было эффективным необходимо вы­полнение ряда условий.

Во-первых , они должны соответствовать друг другу. Если та­кого соответствия не будет, их окажется трудно «состыковать», они не смогут понять друг друга в процессе работы, а следова­тельно и реализовать свои потенциальные возможности. Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую себе плохо представляет. По­нятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчиненных, и последние не смогут трудиться с необходи­мой отдачей.

Более того, управляющая и управляемая подсистемы долж­ны быть совместимыми друг с другом , чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий, которые могли бы привести к невозможности выполнять ими свои задачи. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимыми психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на ре­зультаты работы.

Во-вторых , в рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятель­ ностью . Центральное звено управления не в состоянии предус­мотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными.

В-третьих, управляющая и управляемая подсистемы долж­ны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие , основанное на принципах обратной связи, определенным об­разом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечива­ют приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

В-четвертых , как управляющая, так и управляемая подсис­темы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна - в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другая - в их своевременном и точном исполнении.

Возможность субъекта управлять, обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам.

Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта управления. По­этому, возможность достижения ими своих целей должна нахо­диться в прямой зависимости от степени достижения целей объекта управления, вытекающих из его потребностей.

Перечисленные факторы должны обеспечить управляемость объекта, характеризуемую степенью контроля, который управ­ляющая подсистема осуществляет по отношению к нему через управляемую.

Управляемость проявляется как реакция подчиненного, уп­равляемого объекта субъекта или системы управления в целом на управляющее воздействие . Она может иметь форму выпол­нения соответствующих требований, бездействия, противодей­ствия, формальных действий, то есть характеризуется готов­ностью к выполнению требований руководства и сотрудничес­тву. Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие типа управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

В рамках системы управления между ее управляющей и уп­равляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и

второ­ степенные ; внутренние и поверхностные; постоянные и времен­ ные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действиемеханизма управления, под которым понимается совокуп­ ность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента (интересов, ценностей, установок, устремлений).

Механизм управления должен соответствовать целям и за­ дачам объекта, реальным условиям его функционирования, предусматривать надежные, сбалансированные друг с другом методы воздействия на объект, и иметь возможности для со­ вершенствования.

Система управления должна быть эффективной , что предполагает: оперативность и надежность, качество принимае­ мых решений; минимизацию связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда, долю работников уп­равления во всем персонале организации.

Как известно, процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта, называется управлением .

Понятие «управление» трактуется в научной литературе по-разному. В узком смысле, применительно к социально-экономическим системам, управление - это целена­правленное воздействие на коллективы людей для достижения постав­ленной цели.

Цель - это желаемое состояние функционирования и разви­тия системы управления. Она составляет основу проектирования, функ­ционирования и развития социально-экономической системы. При выполнении своих функций органы управления использу­ют определенные методы.

Методы управления - это способы и приемы воздействия на коллективы людей в процессе управления. Они подразделяются на экономические, организационно-административные и социально-психо­логические . Каждая из этих групп формирует следующие механизмы управления:

· экономические - это совокупность инструментария (мето­ды управления) и средств (экономические рычаги), обеспечивающие эффективность функционирования системы;

· организационные - это совокупность инструментария (мето­ды управления) и средств (законы, постановления и нормативные право­вые акты);

· социальные - инструментарием являются социально - психологические методы управления, средства формируются на основе межличностных отношений в коллективе.

В процессе управления системой необходимо руководствовать­ся принципами управления .

Принципы управления - это правила, которыми органы управ­ления должны руководствоваться при осуществлении своих функций.

Функции управления - это виды деятельности, с помощью ко­торых субъект управления воздействует на управляемый объект.

Функ­ции подразделяются на основные (планирование, организовывание, коор­динирование (регулирование), мотивирование (стимулирование), контролирование) и конкретные управленческие действия (финансы, маркетинговая деятельность, за­работная плата и т.д.).

Вне функций управления нельзя спроектировать организационную структуру управления . Анализ функций составляет основу для установления объема работы по каждой функции, определения численности управленческих работников и, в конечном счете, проектирования самой структуры и организации аппарата управления.

Управление, как и любая другая деятельность, должно быть хорошо организовано на научной основе. В научной литературе встречается понятие

- «организация» как система и

- «организация» как процесс.

Понятие «организация» как процесс (на наш взгляд, правильнее употреблять глагольную форму «организовывание ») - это совокупность способов и приемов, обеспечивающих согласованность действий в про­цессе управления.



Процесс организовывания выделяется как особая кате­гория и рассматривается наряду с процессом управления . Оба эти про­цесса рассматриваются как взаимосвязанные и обусловливающие друг друга. Результаты процесса управления будут эффективны при успеш­ном организовывании процесса управления.

Организовывание управления эффективно только тогда, когда но­сит комплексный характер, т.е. охватывает не отдельные участки и сторо­ны, а все факторы, влияющие на систему.

Процесс управления - это логическая последовательность управленческих действий, сочетающихся и взаимодействующих меж­ду собой операций, этапов, стадий и процедур и представляющих един­ство действий работников аппарата управления, которые основаны на функциональном процессе разделения труда и на определенной техно­логии.

В процессе управления должны постоянно выявляться недостатки, устранение которых приведет к эффективной оптимизации системы управления.

Операция - это простейший вид управленческих действий .

Процедура отражает порядок подготовки, рассмотрения, обсуждения, выполнения ряда последовательных и параллельных операций в процессе управления.

Этап - качественная характеристика содержания процесса управления, а стадия - его временная характеристика .

Технология управления - это система знаний о способах и крите­риях, обеспечивающих эффективность процесса управления .

Процесс управления, как уже отмечалось, представляет собой совокупность действий, характерных для отдельных его операций, эта­пов, стадий. Особенностью процесса управления является то, что он носит цикличный характер. Поэтому исследования процесса управле­ния целесообразно проводить по циклам управления .

Управленческие циклы в практической деятельности обычно накладываются друг на друга. Таким образом, функционирование сис­темы управления можно представить как одновременное протекание множества циклов управления.

Цикл - это совокупность этапов и стадий процесса управле­ния, составляющих кругооборот в течение определенного промежут­ка времени . Он представляет собой логическую последовательность специфических управленческих действий, направленных на решение определенной, четко сформулированной проблемы. Эта последователь­ность на основе сущности отдельных видов действий формализуется в строгую совокупность этапов. Они характерны и обязательны для всех циклов управления независимо от их важности, масштабности и продолжительности.

Полный цикл управления включает следующие этапы:

· выявление проблемы.

(Проблема - это противоречия, возникающие между запланированным и фактическим состоянием функ­ционирующей системы управления);

· сбор и обработка информации.

(Информация - сведения об изменении состояния системы, об явлениях и процессах, вызывающих возникно­вение определенной проблемы и снижающих уровень неопределенности наших знаний о данной системе. Информация выступает в процессе управления в качестве сырья и конечного продукта переработки сведений, сооб­щений и данных);

· постановка цели;

· выработка и принятие управленческих решений.

(Решение в процессе управления представляет собой развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический, организаци­онно-правовой акт, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или коллегиально (с привлечением специалистов). Решение выступает в качестве продукта деятельности орга­нов управления и носит творческий характер);

· реализация решений (их выполнение);

· контроль за реализацией;

· координация за выполнением управленческого решения.

Центральное звено, как в цикле управления, так и в процессе управления в целом, - это управленческое решение . Оно является глав­ным средством целенаправленного воздействия, на основе которого создаются предпосылки для эффективного функционирования систе­мы управления.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, чтоси­стемами управления называются системы, в которых протекают процессы управления.

С.Л. Оптнер считает управление целью обратной связи. «Обратная связь «воздействует» на систему. Воздействие есть средство изменения существую­щего состояния системы путем возбуждения силы, позволяющей это сделать [Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. –М.: Советское радио, 1969.].

Действия обратной связи могут превзойти действия существующего входа системы в зависимости от места, времени, формы, интенсивности, содержа­нии и длительности воздействия. Тот, кто решает проблему, должен вмешиваться в существующее состояние (ситуацию), чтобы выполнить свою цель.

При всем многообразии форм воздействия их можно разделить на два класса:

1) воздействия - изменения , приводящие к деградации, разрушению системы , уменьшению степени ее организованности , и

2) воздействия - изменения , соответствующие развитию системы, увеличению степени организованности.

Э.А. Смирнов считает, что «процесс организации отражает количественные и качественные изменения объекта управления на всех его фазах, этапах и стадиях. Если изменений нет, то нет и самого процесса» [Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. –М.: Юнити, 1998.].

Следовательно, специалист или руководитель, разрабатывающий ре­шение, должен позаботиться о рациональном наборе воздействий, чтобы добиться устойчивого процесса и достигнуть поставленной цели.

Понятиесистемы управления впервые было введено в теории автоматического управления. Так, в сборнике рекомендуемых терминов по теории управления, система управления определена как «система, состоящая из управляющего объекта и объекта управления» [Теория управления. Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 107. –М.: Наука, 1988.]. Например, автомо­биль и водитель, самолет и его автопилот, командир и подразделение и т.д.

Система управления как объект ис­следования обладает следующими признаками :

Состоит из множества (по крайней мере двух) элементов, распо­ложенных иерархически;

Элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей;

Система - это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы с внешней средой.

Система управления организацией представляет собой множество взаимосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей. Взаимосвязь элементов системы управления отражена на рис. 2.4. Дадим определения основных элементов.

Концепции управления - научные модели менеджмента (идеи, школы, уче­ния, парадигмы), используемые для построения системы управления организа­цией. В XX столетии было разработано значительное количество научных кон­цепций управления, наиболее значительными из которых являются:

· научное управление трудом и классическая административная школа (10-30-е годы);

· школы человеческих отношений и поведенческих наук (30-50-е годы);

· теория принятия решений и количественный подход (50-60-е годы);

· системный и ситуационный подходы к управлению (50-60-е годы);

· теория стратегий, инноваций и лидерства (70-90-е годы);

· теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ» (80-90-е годы).

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регули­рующим человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых средств для достижения цели. Различают стратегические (глобальные) и такти­ческие (локальные) цели.

Критерий достижения цели - количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможны­ми вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оцен­ку и направлен, в зависимости от показателя, на минимизацию или максимиза­цию состояния системы.

Миссия (от англ. mission - «видение») - четко выраженная глобальная цель существования организации. В ней обычно декларируется цель и принципы ра­боты организации, определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке.

Философия организации - это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимая добровольно или в процессе воспитания всем персо­налом предприятия. Можно сказать проще - это «моральный кодекс поведения на предприятии».

Принципы управления - основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и дости­гать результатов с минимальными затратами ресурсов. Принципами управления являются централизация и децентрализация, единоначалие и коллегиальность, отраслевой и территориальный подходы, материальное и моральное стимулиро­вание труда, планомерность и научность, лояльность к работающим, разделение прав и ответственность и т.д.

Закономерности управления - повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, неразрывно связанные с деятельностью персонала и проявляющиеся в виде тенденций, определяющих основную линию развития организации. Закономерности управления включают главные экономические законы возрастания относительных издержек, сокращающейся предельной полезности, падения нормы прибыли, убывающей отдачи и доходности, убывающей произ­водительности труда и капитала и др. Наряду с ними используются специфиче­ские законы менеджмента: оптимальной нормоуправляемости, синергии, само­сохранения, развития и упадка, композиции и пропорциональности и др. Вместе с тем закономерности управления находятся в стадии научного обоснования как специфические законы.

Персонал управления. Термин «персонал» объединяет составные части трудового коллектива предприятия. К персоналу мы относим всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых перера­боткой предметов труда с использованием средств труда.

Информация управления - совокупность сведений (данных, сообщений), устраняющих неопределенность знаний и получателей сообщений, передавае­мых устным, письменным, аудиовизуальным и электронным способом по раз­личным каналам связи и используемых персоналом для выработки управленче­ского решения. В сфере управления наибольшее распространение получили до­кументальные и электронные формы представления информации.

Техника управления представляет собой взаимосвязанный комплекс техни­ческих средств (сбора и регистрации, передачи, ввода, накопления, обработки, вывода, отображения и размножения информации), предназначенный для меха­низации и автоматизации информационных процессов в системе управления производством с целью выработки рациональных решений.

Процесс (технология) управления имеет два самостоятельных значения:

Как наука (раздел менеджмента), которая изучает алгоритмы переработки информации и выработки решений, осуществляемых персоналом с помощью технических средств;

Как технология, представляющая собой целенаправленную последова­тельность операций управления, результатом которых является принятое и реа­лизованное решение. Процесс (технология) управления моделируется с помо­щью сетевого графика процесса управления, оперограмм и органиграмм реше­ния задач и технологических карт процесса управления.

Решение управленческое - акт деятельности менеджера, ведущий к разре­шению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие социально-экономической системы; заключительный этап процес­са управления, превращающий его в импульс трудовой деятельности, целена­правленности и согласованности совместных действий людей. Процесс приня­тия решения включает постановку цели, сбор информации, подготовку проектов решения, согласование, принятие решения, исполнение и контроль.

Функции управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда, представляющие собой часть про­цесса управления, выделенные по определенному признаку. Выделяют основные функции (планирование, организовывание, координирование, мотивирование, учет и контроль) и конкретные (предметные) функции, на­пример, управление персоналом. Обычно выделяются 20-25 конкретных функ­ций управления.

Структура управления. Система управления является важнейшей частью организации и имеет сложную взаимосвязанную структуру. Системный анализ позволяет рассматривать ее как взаимосвязь структур, выделенных по различ­ным признакам.

Методы управления - способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют ад­министративные, экономические, социально-психологические методы , которые различаются способами воздействия на людей.

Административные методы бази­руются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута».

Экономические методы основываются на правильном использовании эко­номических законов производства и по способам воздействия известны как «ме­тод пряника».

Социально-психологические методы базируются на способах моти­вации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».

Регламенты управления - это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения и организа­ции. Существующие регламенты организации разделяются по признакам на об­щесистемные (устав, договор учредителей, правила внутреннего трудового рас­порядка и т.д.) и элементные (персонал, информация, техника, процесс и др.) и представляют собой комплекс нормативных документов по регулированию от­дельных направлений деятельности.

Организация труда управления - совокупность научных правил и действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями управленческого труда и его совершенствованию. В 20-х - 60-х годах получила широкое распространение как НОТ. Включает такие компоненты, как организация рабочего места, целевое и индивидуальное планирование, техника личной работы сотрудников и норми­рование труда.

Эффективность управления - один из основных оценочных показателей управления. Различают экономическую эффективность, определяемую посред­ством сопоставления результата (экономии) и затрат на его достижение и соци­альную эффективность, которая позволяет изменить социальный эффект (стиму­лы мотивации, психологический климат, поведение людей, отношение в коллек­тиве и др.). Существуют различные подходы к оценке эффективности, исходя из конечных результатов производства, количества, качества и сложности труда, исследования социально-психологического климата в коллективе.

Изучая систему управления как объект исследова­ния, необходимо выделять требования , предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требовани­ям относятся:

детерминированность элементов системы;

динамичность системы;

наличие в системе управляющего параметра;

наличие в системе контролирующего параметра;

наличие в системе каналов (по крайней мере, од­ного) обратной связи.

Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования орга­нов управления. Рассмотрим подробно эти требования.

В системах управления детерминированность (первый признак организованности системы) проявляется в орга­низации взаимодействия подразделений органов управ­ления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и являет­ся лишним в системе управления.

Вторым требованием системы управления является ди­намичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.

Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее «изнутри». Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответст­венных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы выше­стоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.

Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынуж­ден перестраиваться, приспосабливаться к изменив­шимся условиям.

С целью обеспечения быстрого перестроения систе­мы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально до­пустимой инерционностью, чтобы своевременно прини­мать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочениясостояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.

Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посред­ством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким парамет­ром (элементом) в социально управляемой системе яв­ляется руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подраз­деления, воспринимает управляющие сигналы руково­дства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений.

При этом руководитель должен обладать необходи­мой компетенцией , а условия работы - позволять вы­полнить данное поручение. Следовательно, условие на­личия управляющего параметра можно считать выпол­ненным, если внешнюю информацию воспринимает ру­ководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии ус­ловий, необходимых для выполнения поручений.

Несоблюдение данного (третьего) требования, т.е. наличия управляющего параметра, приводит к принятию субъек­тивных управленческих решений и так называемому во­левому стилю руководства. Это требует четкой организа­ционной структуры и распределения обязанностей меж­ду руководителями подразделений, наличия должност­ных инструкций и прочих документов, регламентирую­щих их деятельность.

Следующим, четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра , т.е. такого элемента, кото­рый постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на лю­бой элемент системы) управляющего воздействия.

Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, подан­ного на вход данной системы. Функцию контролирую­щего параметра в системе управления, как правило, реа­лизует один из сотрудников аппарата управления. На­пример, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. На уровне министер­ства такие функции осуществляют кураторы по опреде­ленным проблемам в управлениях. Любые управленче­ские решения в системе управления должны проходить только через элемент выполняющий функции контро­лирующего параметра.

Наличие прямых и обратных связей (пятое требо­вание) в системе обеспечивается четкой регламентаци­ей деятельности аппарата управления по приему и пе­редаче информации при подготовке управленческих решений.

Развитие системных понятий и их использование в управлении свя­заны с созданием кибернетики как науки об управлении, о связи и пе­реработке информации (1950-х гг.). Кибернетика, как утверждал А. Берг, открывает единство процессов управления, где бы они ни происходи­ли, ибо все они характеризуются точной количественной мерой - уменьшением энтропии. Как только исследуемый объект отображает­ся в виде упорядоченного множества элементов или подсистем, свя­занных между собой потоками информации, говорят, что объект пред­ставлен в виде кибернетической системы. Вообще говоря, кибернетическая система представляет собой абстракцию сложной си­стемы под информационным углом зрения, и эта абстракция служит основным средством изучения систем управления.

Созданные на основе принципов кибернетики типы систем управ­ления выступают основополагающими образами, которые по аналогии с архетипами управления поведением, введенными П. Сенге [Сенге П.М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1999.] в теорию управления, можно считать архетипами систем управ­ления.

Под архетипом понимают высшую ступень абстракции в типизации систем, благодаря которой системе придается определен­ный статус, характеризующий уровень развития знаний и умений в сфере управления. Архетип отражает принцип и контур управления по­средством информационных потоков и является «визитной карточкой» системы управления.

По мнению Фрейдиной Е.В. на основе таких принципов управления как «черный ящик», обратная связь, взаимодействие системы с внешней средой можно выделить основные архетипы систем управления начиная от простейшей модели «жесткого» управления и заканчивая моделью рефлексивного управления [Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: учеб. пособие / под ред. Ю.В.Гусева.- М.: Изд-во «Омега-Л», 2008.].

Архетип I - система с разомкнутым контуром управления, или си­стема управления только с прямой связью. Такие системы реализуют заложенный в них алгоритм управления, «не инте­ресуясь» реакцией на результаты труда.

Механизм входа осуществ­ляет управление входными потоками согласно нормам, стандартам и правилам, механизм выхода - мониторинг и контроль выходных потоков. Кон­струкцию архетипа разомкнутой системы автор назвала архетипом «жесткого» управления.

Архетип II - система управления с замкнутым контуром управле­ния, образуемым посредством обратной связи (см. рис. 2.4.).

Здесь механизм входа реализует и алгоритм «жесткого» управления, и алгоритм корректиру­ющих действий, определяемых «силой» обратной связи, зависящей от меры несоответствия полученных результатов ожидаемым (плановым) и установленной механизмом выхода.

Механизм выхода выполняет функцию контроля и корректирования текущей ситуации в системе. Следу­ет отметить, что источник обратной связи - это множество парамет­ров, наблюдаемых (измеряемых) на выходе системыв каждый элементарный период, характеризующий текущее состояние системы. В практической деятельности несоответствия разделяют на существенные и несущественные и разрабатывают алгоритмы управления по отклонениям , использующие целевую функцию минимизации от­клонений.

Архетип III -система управления с адаптацией (архетип адаптивного управления). Осо­бенность архетипа - это образование в системе с замкнутым конту­ром управления дополнительного механизма адаптации, основ­ное назначение которогосвязано с выбором способа управления из множества допустимых вариантов управления, способствующих при­ближению системы к планируемой траектории функционирования. Наличие механизма адаптации объясняется следующим.

Во-первых, интенсивность принятия решений по адапта­ции значительно меньше, чем по управлению отклонениями.

Во-вто­рых, сложная система представляет собой композицию из локальных подсистем, и механизм адаптации работает в режиме «переключения» по этим подсистемам. Например, подключаем склад готовой продукции для ее поставки потребителям, вводим в работу резервное оборудова­ние, выходим с продукцией на новый рынок и т.д.

Архетип IV - система управления, реализующая алгоритм опти­мального управления, создаваемый на основе системы знаний. Такой класс систем управления автор назвала архетипом оптимального управления .

По определению, данному ака­демиком Д.А. Поспеловым, подобные конструкции называются мо­дельными системами управления . По аналогии с предыдущим архетипом получаем систему управления с замкнутым контуром, в которой к существующим механизмам выхода и адаптациидобавляется подсистема знаний , содержащая модель­ное и алгоритмическое представление знаний об объекте, используе­мых в алгоритме управления. Информация в новом механизме непрерывно обновляется, уточняется и пополняется, т.е. ведется управление сис­темой знаний по всем законам теории информации.

Архетип V - рефлексивные системы управления, обладающие основополагающими знаниями об объекте и управлении этим объектом (архетип рефлексивного управления).

Этот класс систем характеризуется вводом специального элемента, интерпретатора для перестройки и самоорганизации моделей и алгоритмов знаний, основная задача которого заключается в распоз­навании воздействий внешней среды и подготовке ответной реакции объекта управления.

Такие действия осуществляются с помощью специ­альных процедур, реализуемых в интерпретаторе, таких как выделение причинно-следственных цепочек, обнаружение закономерностей, иден­тификация факторов и т.п. Кроме того, в интерпретаторе реализуются и специальные вычислительные процедуры , позволяющие строить статис­тические модели с целью их использования в подсистеме знаний.

В рефлексивных системах механизм входапоглощает механизм адаптации,а источником нетрадиционных, новых знаний выступает комплекс подсистемы знаний, механизма адаптации и нового элемента - интерпретатора. Системы управления этого архетипа - наукоемкие и служащие обра­зами современного управления сложными системами.

Разработанные на основе принципов кибернетики и теории автоматического управления архетипы являются главными показателями, по которым можно судить о потенциальном качестве управления.

Сущность понятия «система управления»

Специалисты области управления выдвигают различные формулировки термина «система управления». Самой емкой, на наш взгляд, является такая: система управления – это совокупность элементов, которые образуют иерархию контуров циркуляции и преобразования информации при реализации концепции управления, и которая направлена на обеспечение соответствия действий установленному плану организации.

Критерий принадлежности определенной системы к системе управления - это следующее положение: если эта система в организации является неотъемлемой частью, а действиями ее осуществляется управление организацией и задач, отличных от управленческих, она не решает, то ее можно рассматривать как специализированную систему или как систему управления. Иными словами, управление осуществляется только в случае, если реально существует действующая система, решающая управленческие задачи.

В самом общем виде управление – это некоторый тип взаимодействия между участниками, один из которых является субъектом управления, а второй – объектом управления (рис. 1).

Рис. 1. Субъект и объект управления

В организации субъект управления, или носитель власти - это руководитель, который в силу концепции управления, принятой в организации может делиться ответственностью и полномочиями с нижестоящими по иерархии руководителями.

Что же касается систем управления, то в качестве объектов управления выступают подразделения организации, специалисты, правила организационного функционирования, используемые ресурсы и т. п.

Типы систем управления

Системы управления могут быть двух типов: открытые и закрытые. Ключевое различие между этими видами систем управления заключается в том, что в закрытой системе блок управления - составная часть той системы, которой он управляет, а в открытой - нет.

В значительной мере эффективность работы открытой системы зависит от тех свойств, которыми управляющее устройство обладает. Если система управляема человеком, ее эффективность определяется человеком. Если на управленческий процесс существенное влияние оказывает ход самой управляемой операции, нежели чем влияние внешней среды, то такая система - закрытая. Для закрытой системы характерно наличие обратной связи. Это значит, что на входе системы измеряются постоянно значения параметра, выбранного как управляемого, а на выходе системы производятся те изменения, цель которых состоит в ликвидации отклонений или ошибок от заданной заранее величины. Но не во всех случаях система в состоянии произвести полную коррекцию. Некоторые информационные потоки, имеющие место в системе управления организацией, имеет вид замкнутого контура.

Принцип обратной связи основывается на обратном воздействии результатов управления системы на процесс самого управления, или использование информации, которая поступает от объекта управления. Обратная связь может быть как внешняя, так и внутренняя, а также положительной и отрицательной. Положительная действие выходного сигнала усиливает - имеет одинаковый знак с ним; отрицательная наоборот входной сигнал ослабляет. Положительная связь положение системы ухудшает. Отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при нарушении его воздействиями. Если на выходе системы результат меньше, чем требуется, то блок регулирования дает сигнал, усиливающий интенсивность процесса; если результат эталона больше, то управляющий процесс затормозится.

Открытые и закрытые системы управления классифицируются в зависимости от характера чувствительного элемента или управляющего воздействия, или вместе того и другого. В зависимости от характера управляющего воздействия системы управления бывают:

  • программные или жесткие;
  • регулируемые;
  • саморегулирующиеся;
  • адаптивные.

Определение

Программные или жесткие – это те системы управления, в которых действует одна прямая связь между субъектом и объектом управления, посредством которой поступают управляющие воздействия, к исполнению обязательные.

Разновидностями ее являются административно-командные системы. Регулируемая система применяет информацию о реакции объекта на управление, экономические и административные методы управления, интересы людей. Саморегулирующиеся системы управления основаны на регулировании без вмешательства внешних сил. Адаптивные системы управления являются открытыми системами, в которых объект управления подвергается возмущающему воздействию внешней среды и адекватно на них реагирует; субъект управления же находится за пределами объекта или по отношению к нему является вышестоящим.

Также выделяют процессы управления в зависимости от того, в какой системной точке происходит выработка управляющего воздействия. К первой группе относят системы, имеющие или устройства типа «черного ящика», или же людей, которые непосредственно способны в месте возникновения первичной информации ее воспринимать, сравнивать с эталоном и корректировать отклонение. Ко второй группе - системы, где все управление сосредотачивается в центре. При этом по каналам обратной связи информация поступает из периферии в центр, а далее, когда необходимо это, корректирующее воздействие передается к месту выполнения операции.

Параметры системы

Можно выделить следующие ключевые параметры систем:

  • структура;
  • связь;
  • организованность;
  • состояние системы;
  • поведение системы (рис. 2).

Рис. 2. Ключевые параметры системы

Структура системы представляет собой совокупность элементов системы, а также связей между ними, которые определяют ее базовые свойства. Структура в общем виде включает в себя элементы, подсистемы, компоненты.

Определение

Система управления – это неотъемлемая часть организации и одновременно относительно самостоятельная система в совокупности систем, составляющих организацию.

Система управления организацией осуществляет некоторые взаимосвязанные действия по формированию и использованию организационных ресурсов для достижения ею своих целей. Управление является эквивалентом всей деятельности организации по достижению конечной цели, а включает в себя те действия и функции, которые связаны с координацией и установлением внутри организации взаимодействия, с побуждением к осуществлению производственных и других видов деятельности, с целевой ориентацией разных типов деятельности и т.п.