Интересные темы для проектов по географии. Проектная работа по географии.docx - проектная работа по географии в мире географических профессий

8 класс

Тема: Машиностроение России

Тема: Сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения, центрах машиностроения; развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитание патриотизма, гуманности; интереса к профессии, коллективизма.

Ход урока

I этап. Организационный момент (готовность к уроку).

II этап. Самостоятельная работа по теме «Металлургический комплекс

Тестирование по теме

III. Актуализация знаний

Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Оно имеет многоотраслевой динамичный характер, отражая в своей структуре изменения потребностей хозяйства страны. Машиностроению присуща глубокая специализация и широкое кооперирование производства.

IV . Изучение нового материала

Значение отрасли: Машиностроение - главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны, обеспечивает выпуск разнообразных машин, оборудования для различ­ных отраслей хозяйства, продукция машиностроения применяется повсеместно, машиностроение оп­ределяет темпы НТР в обществе.

Машиностроение - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

Различают машины:энергетические (преобразуют любой вид энергии в механическую и наоборот),рабочие (в том числе технологические, преобразующие форму, свойства, положение материала (обрабатываемого предмета), и транспортные, преобразующие положение материала (перемещённого предмета); информационные (ЭВМ, в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций).

Факторы размещения

Находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию . Специализация - сосредоточение на производстве отдельных видов продукции или услуг. Она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции - машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий.

Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.

Тяжелое и энергетическое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и малой трудоемкостью. Продукция производится в незначительных количествах, иногда поштучно. Оно включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

Предприятия этой группы ориентированы на металлургические базы. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центре (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре).

Горно-шахтное оборудование выпускают на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение развивается в центрах с высокой культурой производства. Паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин, а Екатеринбург - еще и теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают на Северном Кавказе (Волгодонск) и Северо-Западе (Колпино). Производство паровых котлов организовано в Подольске, Белгороде, Таганроге и Барнауле.

Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускаются небольшими сериями и размещаются вне металлургических баз. Крупными производителями являются Центральный (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземный (Воронеж), Поволжский (Ульяновск), Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.

Обучающиеся пишут краткий конспект

Работа с картой. Дети ищут центры машиностроения на карте в ходе урока.

Транспортное машиностроение занимается производством различных видов транспортных средств - автомобилей, железнодорожного подвижного состава, судов.

Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили - Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в Серпухове, Набережных Челнах. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод.

В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.

В последние годы появились новые предприятия по сборке автомобилей из иностранных комплектующих. На Северном Кавказе в Ростове было осуществлено производство корейской Daewoo, в Калининграде на судостроительных заводах “Балтика” и “Янтарь” осуществляется сборка другой южно-корейской марки автомобилей Kia, в Елабуге - General Motors. Во Всеволожске (Ленинградская область) завершено строительство завода Ford.

Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье.

Железнодорожное машиностроение состоит из локомотивостроения и вагоностроения, которое исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а затем переместилось к металлургическим базам.

Локомотивостроение включает производство тепловозов и электровозов. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) - электровозов.

Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей - в Твери; саморазгружающиеся - в Калининграде; изотермические - в Брянске; трамвайные - в Усть-Катаве (Челябинская обл.) и Санкт-Петербурге; для метрополитена - в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда - в Демихово (Московская область).

Судостроение делится на морское и речное. Размещение морского судостроения отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, обеспеченность трудовыми ресурсами. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на Балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта - в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Лене (Усть-Кут Иркутской обл.), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа “река-море” и пассажирских теплоходов.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

Тракторостроение ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы - во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные - в Чебоксарах.

Станкостроение и точное машиностроение занимается производством различных видов станков, приборов, аппаратов, электронной техники. Это наиболее трудоемкие в машиностроении производства, требующие к тому же высокой квалификации работников. Большое значение имеет также близость научных и конструкторских центров. Поэтому предприятия размещаются, как правило, в районах с высокой технической культурой. Станкостроение в своем размещении ориентируется на крупные города, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Главными центрами являются Москва, Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Электротехнику выпускают в Саранске, Чебоксарах, Новосибирске. Важным центром электронной промышленности является Зеленоград.

Металлообработка - особая отрасль машиностроения, которая занимается ремонтом машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Предприятия этой группы небольшие, а выполняемые операции не отличаются технической сложностью и наукоемкостью. Поэтому размещение отличается повсеместностью, так как главным фактором является потребительский.

Экономический район

Важнейшие центры

Отрасли специализации

Факторы развития

Северный

Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Северодвинск

Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелёвочные трактора, судостроение

Ориентация на потребителя, металлургия

Северо-Западный

Санкт-Петербург, Новгород,

Псков, Тихвин

Тяжёлое, общее, энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, радиоэлектроника, оптика, приборостроение.

Высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, ориентация на потребителя, металлургия

Централь- ный

Ярославль. Брянск, Калуга, Владимир, Тула, Муром, Ковров, Александров

Автомобилестроение, электротехника и радиоэлектроника, приборостроение, авиационно-космическое, станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение оборонная промышленность

Выгодное ЭГП, высокий научный потенциал, высококвалифицированные кадры, концентрация основной части потребителей, металлургия

Центрально- Черно-зёмный

Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск

Радиоэлектроника, авиастроение, приборостроение, горно-рудное машиностроение, станкостроение, тракторостроение

Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), мощная металлургия

Волго - Вятский

Нижний Новгород, Киров, Саранск, Чебоксары, Арзамас

Автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электротехника и радиоэлектроника, станкостроение, тракторостроение, оборонная промышленность

Северо – Кавказский

Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог, Вогодонск, Новочеркасск, Ставрополь

Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, транспортное машиностроение

Ориентация на потребителя (развитое сельское хозяйство), трудовые ресурсы.

Поволжский

Самара, Саратов, Волгоград, Казань, Ульяновск, Пенза, Астрахань, Тольятти, Набережные Челны, Энгельс

Автомобилестроение, авиационно-космическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, электротехника.

Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, ориентация на потребителя

Уральский

Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь, Уфа, Курган, Нижний Тагил, Оренбург

Энергетическое, тяжёлое, транспортное и химическое машиностроение, автомобилестроение, оборонная промышленность

Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитая металлургия

Западно- Сибирский

Новосибирск, Омск, Барнаул, Киселёвск, Прокопьевск, Томск, Новокузнецк, Рубцовск, Бердск

Энергетическое, горно-шахтное, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, оборонная промышленность

Ориентация на потребителя, высокая обеспеченность энергией, развитая металлургия.

Восточно- Сибирский

Красноярск, Иркутск, Абакан, Минусинск

Сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, судостроение, вагоностроение.

Высокая обеспеченность энергией

Дальне-восточный

Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амурк

Судостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение

Ориентация на потребителя

IV .Закрепление знаний

Выполнение практической работы

V .Домашнее задание

«Урок Мировое хозяйство» - Объясните по картам направления основных грузопотоков железной руды. Экспорт – 2 млн. авт. 2. 0,05авт/чел х 205млн.ч.= 12,5 млн.авт. Вопрос 1: Как промышленность влияет на окружающую среду в настоящее время? Взаимопроверка: 0 ош. – «5», 1-2 ош. – «4», 3-4 ош. – «3», 5 и более – «2». 1 этап. Самоанализ учащихся. 4. Обобщение, подведение итогов урока. 5. Домашнее задание.

«Ресурсы стран мира» - Два противоположных процесса. Крупнейшие страны мира по запасам пресной воды (тыс. км3). Луга и пастбища (10 %). Энергетические. Рекреационные. Гидроэнергопотенциал регионов мира (%). NaCl. Вода. Сокращение площади лесов.

«География Глобальные проблемы» - Изучение курса «Глобальная география». Тема: «Введение» урок №1. План лекции Что изучает глобальная география. Знать: овладение системой знаний о глобальных проблемах современности: естественно – научных и общественных. Глобалистика Глобальная геогафия наука учебная дисциплина (исследует) (обучает).

«Структура мирового хозяйства» - Транснациональные корпорации (ТНК). ТНК - гигантские финансово-промышленные объединения интерна- циональные по капиталу. 2. Этапы формирования. Пассажирский транспорт. Например. Международная экономическая интеграция. План-схема изученной темы. 3. Современные центры мирового хозяйства. Возникла новая, высшая ступень МГРТ - МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (МЭИ).

«География промышленности» - Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Техника 3)роботостроение 4)индустрия информатики 5)атомное пр-во 6)космическое пр-во 7)химия орг.Синтеза. 1)автомобилестроение 2)выплавка al 3)пр-во пластмасс и химического волокна. Новые. Отрасли промышленности. 1)каменноугольная 2)железорудная 3)металлургическая 4)производство подвижного состава ж/д 5)судостроительная 6)текстильная.

«Региональное деление мира» - Северная. 4. Африка. Юго-Западная. Страны, не пересекаемые экватором: Африканские страны: Группа, в которой страны, в правильном порядке расположены с севера на юг: Оман Бангладеш Нигер Тунис Белиз Мозамбик Парагвай Бруней. Субрегион Северная Африка Западная Африка Восточная Африка Южная Африка. 4. Африка 4.1. Северная Африка.

Всего в теме 16 презентаций

Машиностроение – это сложный комплекс, система из более чем 70 отраслей, производящих оборудование для всех сфер деятельности человека.

Именно машиностроение определяет научно-технический прогресс. Не случайно по количеству занятых и по стоимости продукции оно занимает первое место в промышленности мира.

Для производства современной продукции машиностроения необходимы различные металлы, пластмассы, ткани и другие материалы. Некоторые сложные изделия насчитывают сотни тысяч деталей. Поэтому в машиностроении хорошо развита специализация: подетальная – изготовление отдельных частей изделий, а также предметная – изготовление готовой продукции (автомобиль, станок и др.).

Специализация в свою очередь требует развития тесных производственных связей, или кооперирования. Оно осуществляется между многими заводами и предприятиями отрасли. Для удобства кооперирования учитывают прежде всего территориальную близость предприятий и развитость транспортной сети.

Стоимость готовой продукции машиностроения в несколько раз превышает стоимость сырья. Это объясняется тем, что в этой отрасли значительны затраты рабочего времени, высока трудоемкость. Кроме того, производственные технологии здесь быстро меняются на более современные. Поэтому в машиностроении следует учитывать наличие квалифицированных кадров и возможность быстро внедрять в практику научные разработки.

К местам сосредоточения квалифицированных кадров тяготеют такие отрасли машиностроения, как транспортное, станкостроение и др. Стремительное развитие в последнее время точного и сложного машиностроения привело к возникновению так называемых технополисов, где достижения науки быстро внедряются в производство.

С другой стороны, как ни странно, некоторые отрасли наиболее сложной электронной промышленности используют рассеянные мелкие предприятия, даже надомный труд. Так, крупные фирмы с успехом осуществляют ручную сборку ЭВМ, используя дешевую рабочую силу в странах Юго-Восточной Азии.

Совсем иной фактор учитывается при размещении предприятий, производящих оборудование для шахт и металлургии. Такие производства требуют большого количества сырья, поэтому их называют металлоемкими и размещают вблизи металлургических предприятий.

В настоящее время машиностроение развивается высокими темпами и все более становится отраслью повсеместного размещения.

В последние десятилетия США и Япония сохранили свое лидерство в автомобилестроении, производя вместе почти 22 млн автомобилей в год. Германия и Франция выпускают на рынок 8,5 млн. Но сегодня к ним начинают приближаться страны Латинской Америки, которые установили собственный рекорд – 2,5 млн автомобилей в год.

Машиностроение мира сосредоточено в четырех главных регионах. Самый старый из них – западноевропейский. Позже образовался второй – США, к которому перешла роль лидера. Третий регион – Япония, которая в последнее десятилетие стала второй страной мира по производству продукции машиностроения, а по некоторым показателям обогнала США и другие передовые государства мира. Еще одним регионом развитого машиностроения являются страны Восточной Европы. По многим показателям ведущие позиции начинает занимать Китай.

Основные изменения в отраслевой структуре машиностроения связаны с возникновением новейших высоких технологий. Это прежде всего электронная промышленность, робототехника, авиаракетное машиностроение. Традиционные базовые отрасли машиностроения все больше перемещаются в развивающиеся страны.

Изменяется география машиностроения и в пределах одной страны. Наблюдается ускоренное развитие отдельных районов, где сосредоточены высокотехнологические предприятия. К таким районам относится, например, Калифорния, а также Токийский и Осакский, Лондонский и Парижский районы.

Вместе с тем старые промышленные районы в некоторых странах переживают упадок, их развитие затормозилось. Например, районы Саара и Лотарингии в ФРГ, Аппалачский в США.

Выводы:

Машиностроение – передовая отрасль промышленности, которая имеет очень разветвленную структуру.

Специализация и кооперирование – главные особенности машиностроения.

Металлоемкое машиностроение ориентируется на сырьевую базу, точное и сложное – на квалифицированные кадры.

Машиностроение мира сосредоточено в четырех главных регионах: Западной Европе, США, Японии, Восточной Европе.


Читайте в разделе

Конспект урока по географии (9 класс)

Тема: Машиностроение. Роль машиностроения в хозяйстве. Структура отрасли. Факторы отрасли. География машиностроения. Крупнейшие центры.

Цель:

Образовательная: сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения, центрах машиностроения;

Развивающая: развить познавательные умения (выделять главное, составлять схемо-конспект, устанавливать причинно-следственные связи); развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы;

- Воспитательная: воспитать важность изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: карта Донецкой области, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Сообщение темы, цели, задач урока.

С детства мы привыкли, что машина –это средство передвижения. На самом же деле это понятие намного шире. К машинам относят и все транспортные средства, и все бытовые приборы (телевизор, мобильный телефон, компьютер и т.д), и лифт. И все это и многое другое выпускается на предприятиях машиностроения.

4.Изучение нового материала.

Машиностроение – ведущая наиболее комплексная отрасль промышленности, которая обеспечивает выпуск разнообразных машин и оборудования для многих отраслей хозяйства и населения. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах. Машиностроение, наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью, определяет темпы инновационного развития общества. От его мощи, совершенства производимых машин во многом зависят общий уровень развития экономики и уровень жизни населения. Следовательно, главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, все более совершенными машинами. Машиностроительный комплекс представляет собой самую сложную и дифференциальную отрасль хозяйства. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции машиностроение делится на отрасли, а те, в свою очередь – на подотрасли. Количество отраслей непрерывно растет. По роли и значению в хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы. По рисунку Машиностроительный комплекс – не только крупный поставщик продукции, но и ее потребитель. Для производства современных машин нужны высококачественные металлы, пластики и другие материалы.

Объем производимой продукции машиностроения начиная с 2010 года постепенно снижается. В 2013 году он составил 79,1 % от прошлого года. Машиностроительные предприятия нашего края обеспечили с начала 2013 года 9 % реализации всей промышленной продукции региона и 11 % областного экспорта товаров. За этот период объем реализации машиностроительной продукции области составил 10,3 млрд. грн., а от ее поставок за пределы получена валютная выручка в сумме 807,5млн. долларов США. Номенклатура производимой продукции машиностроительными заводами области очень разнообразна: металлургическое, кузнечно-прессовое, горно-шахтное и горнорудное, коксохимическое и газо-нефтеперерабатывающее, подъемно-транспортное оборудование и грузовые вагоны (цистерны, полувагоны, крытые вагоны, платформы, хопперы); машины для строительства, ремонта и диагностики железнодорожного пути, автозаправщики; тяжелые металлообрабатывающие станки, машины для сельского хозяйства; специальные изделия и бытовая техника. Машиностроение региона ориентировано на экспорт продукции. Больше половины всей машиностроительной продукции поставляется почти в 100 стран. В нашем крае машиностроение возникло в XIX веке. Центрами машиностроения стали города Горловка (литейно-механический завод и завод горнорудного оборудования), Дебальцево (механический завод), Харцызск (котельный завод), Константиновка (литейно-механический завод) и Дружковка. В 20–30-ые годы начинается строительство заводов-гигантов: тяжелого машиностроения в Краматорске (1933), металлургического завода «Азовсталь» в г. Мариуполь (1934).

Производственные особенности.

Принципиальная схема машиностроительного производства следующая: металл поступает на переработку в литейный, прессовый или кузнечный цех, оттуда (а также прокат из металлургического завода) – в механический цех для изготовления деталей машин. Дальше в сборочном цехе из них собирают готовую продукцию.

Для машиностроения характерны специализация и кооперирование. Современные машины включают в себя десятки тысяч деталей. Изготавливать их на одном заводе невозможно. Проще и дешевле выпускать отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия между предприятиями устанавливаются связи, т. е. осуществляется кооперирование предприятий.

Отраслевой состав, формы организации производства, технологические особенности обуславливают факторы, которые определяют размещение машиностроительных предприятий: сырье (металлургическая база), научные центры, квалифицированные трудовые ресурсы, транспортные пути и потребитель.

ГЕОГРАФИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

На базе собственной металлургии и энергетики в нашем крае сформировались отрасли тяжёлого машиностроения. Ведущая роль принадлежит металлоёмким производствам, которые производят машины и оборудование для металлургической, горной, химической и других отраслей. Крупнейшими предприятиями отрасли являются Азовмаш (Мариуполь), Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), Донгормаш (Донецк) и другие.

Энергетическое машиностроение размещается в городах Краматорск («Энергомашспецсталь» – оборудование для ветро-, паро-, гидро-, атомной энергетики, в Зугрэс (Зуевский энергомеханический завод – оборудование линий топливоподачи, Дзержинск (ОАО «Галея» – кабели для электростанций), Енакиево (котельно-механический завод), Константиновка (завод высоковольтной аппаратуры), Донецк (завод высоковольтных опор).

Химическое машиностроение имеется в Снежном. «Снежнянскхиммаш» является традиционным поставщиком в страны СНГ химического оборудования, компрессорнохолодильного оборудования, нефтепромыслового оборудования, тяжеловесной и блочной нефтеаппаратуры.

ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Основными формами территориальной организации машиностроения являются машиностроительные центры, узлы, районы.

В машиностроительном центре (например, Донецк, Горловка и др.) сосредоточены предприятия машиностроения определенной специализации.

Машиностроительный узел включает несколько машиностроительных центров. Они отличаются по величине, специализации, уровню развития. Крупным узлом, например, является Краматорский (тяжелое машиностроение).

Машиностроительный район – это территориально-производственный комплекс с четкой специализацией по выпуску продукции машиностроения. Такие районы формируются вокруг одного либо нескольких больших узлов и охватывают несколько областей. Предприятия машиностроения нашего края входят в состав Донбасского машиностроительного района (Донецкая и Луганская области).

Проблемы и перспективы развития машиностроения.

Дальнейшее развитие машиностроения в стране требует технического переоснащения, реконструкции, изменений в специализации предприятий, которые производят не пользующуюся спросом продукцию.

Проблема! Сегодня остро стоит проблема технического переоснащения и реконструкции предприятий. Как, по вашему мнению, нужно действовать в этой ситуации, в условиях формирования рыночного механизма в экономике?

Необходимо развивать экономические связи для поставок комплектующих, увеличивать качество продукции соответственно мировым стандартам, расширять рынки сбыта как внутри, так и в мире. Новые направления – это создание небольших и средних заводов по выпуску приборов, продукции общемашиностроительного назначения, товаров народного потребления, что даст возможность эффективнее использовать возможности отдельных районов.

В современном мировом хозяйстве новым социальным феноменом становятся научно-технические зоны.

В декабре 2001 года было принято решение об образовании технопарка «Углемаш» в городе Донецк. Технологические парки – это наиболее масштабные инновационные центры, в которых обеспечивается максимально благоприятные условия для научно-технических инновационных проектов, которые выполняются совместными усилиями научных центров и промышленности.

5.Закрепление изученного материала.

Задание 1.

    Назовите отрасли, которые входят в состав машиностроительного комплекса?

    Почему машиностроение является ведущей отраслью хозяйства?

    Перечислите производственные особенности машиностроительного завода?

    Раскройте факторы, которые влияют на размещение предприятий машиностроительного комплекса?

    Каковы особенности географии ведущих отраслей машиностроения Нашего края?

    Составьте учебный проект «Проблемы и перспективы машиностроительного комплекса».

    Раскройте своеобразие меж- и внутриотраслевых связей машиностроения.

    Проанализировав карты, определите закономерности размещения на территории нашего края предприятий металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 9. Используя дополнительную литературу, подготовьте краткие сообщения об отраслях машиностроения, размещенных в своем населенном пункте.

6.Итог урока.

7. Домашнее задание. Выучить конспект. § 16

И очень важной составляющей экономики страны. Большинство самых крупных предприятий этой отрасли были построены в советский период. По имеющимся официальным данным, на данный момент в России действую порядка двух тысяч средних и крупных предприятий машиностроения, к которым относятся в том числе и предприятия металлообработки.

Центры машиностроения в России

Одним из наиболее значимых сегментов машиностроительной промышленности страны является оборонно-промышленный комплекс, ежегодный объем выручки которого превышает шестнадцать миллиардов долларов.

Однако важность этого сектора экономики связана не только с объемом годовой выручки, но и с тем количеством политических и научных связей, которые создаются благодаря военно-техническому сотрудничеству. Сегодня у России имеются договоренности о сотрудничестве с более, чем восьмьюдесятью странами. Самыми крупными партнерами являются Китай, Индия, Аргентина, Венесуэла, Индонезия и Вьетнам.

Крупнейшие центры машиностроения в России, которые задействованы в производстве военной техники, - Нижний Тагил, где расположен "Уралвагонзавод"; на котором производят известные автоматы Калашникова; Нижегородский машиностроительный завод, на котором производят различные виды боеприпасов.

Тяжелое машиностроение России

К тяжелому машиностроению относят также и судостроительную отрасль, которая считается одной из самых технологичных и наукоемких. На более чем тысяче предприятий, задействованных в производстве судов, обеспечивается полный производственный цикл от разработки прототипов до внедрения самых современных систем электроники и радиоразведки.

Если немного расширить круг предприятий, задействованных в той или иной степени в производстве продукции для судостроения, то их число вырастет до четырех тысяч. Такое увеличение числа происходит за счет включения конструкторских бюро, занимающихся разработкой высокотехнологичных комплектующих и сложной электроники двойного назначения.

Крупнейшими центрами тяжелого машиностроения России являются такие морские города, как Санкт-Петербург, Северодвинск и Калининград. Кроме того, важные для отрасли предприятия находятся в Нижегородской области.

Автомобильная промышленность

Но машиностроение в стране имеет не только военное назначение, важное место занимает также и гражданское автомобилестроение, которое представлено тремя крупнейшими предприятиями отрасли: АвтоВАЗом, КАМАЗом и крупным машиностроительным концерном ГАЗ, к которому относятся двенадцать предприятий, с одной из самых широких географий машиностроения в России.

Однако большинство из предприятий, относящихся к названным корпорациям, переживают продолжительный кризис последние десять лет, вызванный падением спроса на их продукцию. В свою очередь, падение спроса на продукцию отечественного автомобилестроения вызвано усилившейся конкуренцией на этом рынке.

В период с 2000 по 2010 год в стране были построены многочисленные заводы, выпускающие продукцию под такими брендами, как Nissan, Opel, Kia, Volvo Truc и Ford.

Однако иностранные производители приходят на российский рынок не только через строительство собственных заводов, но и через инвестиции в уже имеющиеся предприятия и покупку акционных долей. Например, крупным акционером КАМАЗа является компания Daimler.

Авиационная промышленность России

Отрасли машиностроения в России представлены в том числе и авиационной промышленность, которая, как и кораблестроение, требует серьезных научных, человеческих ресурсов и сильной производственной традиции.

Все мощности авиастроительной промышленности страны разделены между двумя государственными корпорациями: Объединенной авиастроительной корпорацией и Оборонпромом.

В первой сосредоточены ресурсы и предприятия, задействованные в производстве самолетов, в том числе и всех необходимых комплектующих, а также авионики. В состав этого акционерного общества входят двадцать предприятий, производящих как военную и гражданскую продукцию, так и продукцию двойного назначения, а ее крупнейшим предприятием является "Компания "Сухой"".

В состав Оборонпрома входят предприятия, на которых разрабатываются и производятся вертолеты и комплектующие. Главный офис находится в Москве, но учитывая то, что ей принадлежит корпорация "Вертолеты России", то можно смело говорить об общероссийском значении компании.

Ракетостроение и космическая отрасль

В современном мире сложно представить какую-либо экономику, обходящуюся без таких средств связи, как скоростной интернет и стабильная сотовая связь. Многие процессы в мировой экономике основаны на быстром обмене данными между хозяйственными субъектами, находящимися на огромном удалении друг от друга.

Ракетное машиностроение России обеспечивает ей лидирующие позиции на международном космическом рынке и позволяет ежегодно выводить на орбиту десятки спутников для международных заказчиков.

Крупнейшими предприятиями отрасли являются "РКК "Энергия"" и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, занимающиеся разработкой и производством ракет-носителей, с помощью которых обеспечивается бесперебойное снабжение МКС и доставка к ней космонавтов.

Сельскохозяйственное машиностроение

Тяжелое машиностроение России представлено также и производством без которой невозможно представить эффективного использования огромных земельных и климатических ресурсов страны.

Одним из лидеров не только российского, но и мирового сельскохозяйственного машиностроения считается предприятие "Ростсельмаш", расположенное в Ростове-на-Дону.

Кроме того, машиностроения России расположены в Челябинске и Чебоксарах. Другое важное предприятие, занимающееся производством оборудования для хранения, очистки и сортировки зерна, находится в Воронеже и называется "Воронежсельмаш".