Основные источники финансирования малого бизнеса. Анализ внешних источников финансирования малого и среднего бизнеса в россии

Открытие собственного дела – это способ обрести материальную независимость и направить свои способности и идеи в прибыльное русло. Но для начала любого бизнеса необходимы средства. Финансирование бизнеса – основное условие для полноценного развития и расширения задуманного предприятия.

Финансирование бизнеса – это денежные вливания в развитие предприятия. На первом этапе необходимо достичь совершенства бизнес-плана, чтобы инвесторы захотели вложить свои деньги и ждать несколько лет, пока фирма будет приносить им доход.

Финансирование на основе бизнес-плана – самый рискованный вид вложений. Поэтому инвесторы требуют гарантий и независимой экспертизы проекта специалистами.

Если сумма инвестиций превышает разумные пределы или проект вызывает сомнение в доходности, то, чтобы привлечь инвесторов предлагаются выгодные для них условия или надежные источники предоставляют свои гарантии успешности проекта.

Финансирование малого предприятия на начальной стадии обычно происходит со стороны самого предпринимателя. Составив бизнес-план и произведя предварительные подсчеты, он обращается в Центр занятости или Центр помощи предпринимательству с целью получить государственную материальную помощь, предусмотренную законом.

В процессе хозяйственной деятельности работают несколько видов финансирования. Это:

Как найти финансирование для малого и среднего бизнеса вы можете узнать в этом видео:

Внутреннее финансирование

Внутреннее вложение средств основано на вложении части прибыли в развитие бизнеса и оборотный капитал, амортизационных отчислениях (малое предпринимательство практически не использует этот вид самофинансирования) и выделения средств по статьям на сырье, оборудование (основные и оборотные средства).

В малом и среднем предпринимательстве часто соучредители вносят дополнительные деньги в развитие, но считают это как внутреннее финансирование.

Внешнее вложение средств

Внешнее финансирование представляет собой денежные средства, взятые в кредит из банков, инвестированные заинтересованными лицами, полученные в помощь от государства. То есть, все те деньги, которые поступили извне фирмы от третьих физических и юридических лиц.

Итак, финансирование бизнеса производится:

  • самим предпринимателем или соучредителями;
  • при государственной поддержке и благодаря целевым программам;
  • с помощью привлечения средств третьих лиц;
  • кредитными организациями, за счет вложения в развитие части прибыли и амортизационных отчислений;
  • остальные источники могут являться личной идеей каждого предпринимателя.

Какая помощь малому и среднему бизнесу осуществляется в РФ

Федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего бизнеса в РФ» регулирует вопросы помощи развития предпринимательства в стране на государственном уровне.


Основные источники финансирования бизнеса. Фото: talks.su

Средний класс – малые и средние предприниматели – основа процветания государства. Для развития малого бизнеса государство предлагает помощь. Однако, следует помнить, что поддержка подразумевает собой именно это значение слова.

Предприниматель, если его планы серьезны, реалистичны и конкурентоспособны, основную нагрузку берет на свои плечи. Муниципалитеты уполномочены предоставить начинающему предпринимателю определенные благоприятные условия для организации и развития бизнеса.

Подробную информацию можно найти на официальном сайте Минэкономразвития. Кроме этого, обратившись в местный центр занятости населения, можно получить подробную информацию о предлагаемых бесплатных курсах, которые могут понадобиться будущему предпринимателю, о вариантах создания бизнеса и фермерских хозяйств.

Государство оказывает материальную поддержку на этапе уплаты налогов и организации бизнеса. Основным требованием для получения материальной помощи от государства является наличие правильно оформленного бизнес-плана с подробными расчетами.

Кроме того, предприниматель должен обеспечить рабочими местами как минимум двоих сотрудников, назначив каждому заработную плату, предусмотренную в данной сфере хозяйствования.

Большинство граждан, столкнувшись с бюрократическими проволочками, отказываются от помощи государства, обратив внимание на кредитные организации, частных инвесторов и собственные силы.

Чаще всего, желающий заняться индивидуальным предпринимательством, человек обращается в центр занятости за идеей, чтобы узнать, какие виды деятельности наиболее востребованы в регионе. Через центры занятости можно получить около 50 тыс. на небольшой бизнес.

Какие целевые программы действуют в России

Все целевые программ в РФ в настоящее время направлены на поддержку перспективного бизнеса. Поэтому каждый бизнес-план должен быть доказан предпринимателем в ответственных органах.

Отказ могут получить проекты, которые перенасыщают рынок, не отвечают условиям долгосрочного существования, изначально не перспективны, не правильно составлены или содержат неверные финансовые расчеты.

В случаях, когда у начинающего предпринимателя перспективные планы, идеи, реализация которых действительно рентабельна, а начального капитала для финансирования бизнес-проекта нет, работает государственная программа субсидирования малого и среднего бизнеса.

На конкурсной основе в 2017 году государство субсидирует в размере 500 тыс. руб. предпринимателей на нужды бизнеса. Аренду помещений и оплату труда сотрудникам предприниматель должен покрывать за свой счет. Такой гранд выдается и инвалидам, малоимущим и многодетным семьям.

5 млн. выдает государство на приобретение основных средств, если предприниматель предоставит уникальный бизнес-план перспективного, развивающегося дела, которое за несколько лет развития предоставит населению новые рабочие места, увеличит сумму налоговых поступлений.

Существует программа, по которой в 2017 году есть возможность получить компенсации кредитов. Для инновационных проектов, разработок, изобретений предусмотрены субсидии в размере до 2,5 млн руб.

Важным является предоставление бесплатного обучения и аутсорсинга. Начальная подготовка в области предпринимательства, бухучета, финансов, кредита и управления персоналом в виде курсов предоставляется как центрами занятости, так и другими Федеральными программами.

Для крупномасштабного бизнеса и развития регионов с привлечением финансов и иностранных инвесторов созданы Особые Экономические Зоны (ОЭЗ), развитие которых благотворно повлияет на демографическое, экономическое, геополитическое состояние России.

Для поддержки предпринимателей, организаций и предприятий в осваивании ОЭЗ проводятся крупномасштабные финансовые вливания, однако требованием является создание рабочих мест, инфраструктуры и логистических путей решения пространственно-географических проблем.


Перечень внешних источников финансирования.

Финансирование бизнеса кредитными и лизинговыми организациями

Перед тем как принять решение о займе (если действующему бизнесу необходимы вливания), важно провести полный анализ хозяйственной и финансовой деятельности.

Хорошо, если грамотный бухгалтер и экономист регулярно составляют всю необходимую отчетность и достаточно просмотреть бухгалтерские книги и журналы, чтобы увидеть состояние хозяйствующего субъекта.

Если собственных средств для развития бизнеса недостаточно, а стратегия предусматривает расширение производства (услуг), то необходимо развития предприятия.

На основе действующего баланса и , составить финансовый план развития с расчетами предполагаемых расходов, прибыли (валовой и чистой), рассчитать сроки окупаемости расходов с учетом рисков.

Для минимизации рисков необходимо иметь еще один план и запасной надежный источник финансирования или дохода, которые покроют убытки в случае форс-мажорных обстоятельств.

Определив сумму кредита, необходимо обратиться в банк. Некоторые банки, в которых у предпринимателя расчетный счет неохотно выдают кредит. Как получить кредит на открытие малого бизнеса с нуля вы можете узнать

Другие же – наоборот. Выбрав банк, необходимо предоставить пакет документов, удостоверяющих вашу платежеспособность как юридического лица, так и физического.

Банк потребует финансовый план и отчет, а так же бизнес план (если кредит нужен на организацию ИП). Кредит выдается индивидуальному предпринимателю или соучредителям ООО на финансирование развития бизнеса только после предоставления справки из ФНС.

Лизинг, как источник финансирования достаточно распространен был в начале 2000-х годов. Сейчас этот вид финансирования проводится наряду с другими, но имея некоторые нюансы, используется не во всех сферах предпринимательства.

Чем отличается лизинг от кредита и что выгоднее – читайте

Лизинг (например, ) чаще всего используется в авто-бизнесе, в сфере недвижимости, в среднем и крупном бизнесе, где в товарообороте комплексы зданий, сооружений, дорогостоящие автомобили, земля и природные ресурсы.

Какие источники финансирования наиболее выгодны

В каждой сфере деятельности свои затраты. В среднем, на организацию бизнеса в РФ с условием получения прибыли через 1-1,5 года, необходимо вложить 1 млн. руб. Если получить финансирование от государства (с условием, что проект будет одобрен), то за эту сумму можно будет погасить налоги и стоимость оформления документов.

Если брать кредит в банке, то прибыль появится не раньше, чем через 1,-2 года (если бизнес не сверхприбыльный). Вложить собственные средства полностью нецелесообразно – пока бизнес будет раскручиваться необходимо иметь еще один источник дохода.

Рассмотрев все варианты, можно сделать вывод, что наиболее целесообразным является: обратиться со своим бизнес-планом в финансовый орган, в случае, если идея недостаточно перспективна, пересмотреть ее (зачем начинать бизнес, который изначально ведет к банкротству) – мнение специалистов поможет.

3. Источники финансирования малых предприятий

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/3 предпринимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства на 1998-1999 годы финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании - долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:

Составление досье клиента;

Разработка плана финансирования;

Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;

Определение класса кредитоспособности предприятия;

Выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);

Расчет срока окупаемости кредита;

Принятие решения о сроке кредитования;

Определение регулярности возмещения кредита;

Составление контракта (договора о возврате);

Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

В случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта - совместные действия по исправлению ситуации.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно Указу президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие и капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (финансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998-1998 гг. доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.

III. Заключение: Перспективы малого бизнеса в России

Одно из решающих направлений развития российской экономики - структурная перестройка индустрии, призванная обеспечивать, в частности, развертывание сети малых промышленных предприятий. Роль этого сектора действительно велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, восстановлению технологических кооперационных “цепочек”, стимулирует дух предпринимательства, инновационную активность, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально-экономических проблем. В регионы с благоприятными условиями для развития малых предприятий, например, в Москве, структурная перестройка уже принесла положительные результаты.

Развитие российских малых промышленных предприятий (в том числе исследовательских и конструкторских, нацеленных на технологические инновации) имеет некоторые особенности. В числе последних обычно называют вынужденную диверсификацию деятельности, стремление к максимальной самостоятельности (включая пассивное отношение к участию в союзы, ассоциациях, объединениях, обществах взаимного кредитования и в других формы предпринимательской самоорганизации), ориентацию на производство конечного продукта, слабость менеджмента, неразвитость инфраструктуры поддержки, и др. Со всем этим нельзя не согласиться, однако не менее специфичен и вопрос о том, кто именно в условиях России является или в ближайшем будущем сумеет выступить в качестве инициатора, организатора и инвестора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства. Думается, на эти роли могут в принципе претендовать три основные категории физических или юридических лиц.

Речь идет, во-первых, о носителях тех научно-технических знаний, которые имеют перспективу реализации в продукции высокого рыночного спроса. Как правило, это работники научно-технических организаций и промышленных предприятий (иногда и коллективы отдельных их подразделений), обладающие “ноу-хау”, научно-техническими заделами и т.п., приобретенными в предшествующий период. Подобного рода “итээровские” специалисты обладают, конечно, неким потенциалом осуществления инновационных промышленных проектов, однако на практике он реализуется далеко не всегда в связи с хорошо известными финансовыми, организационными, маркетинговыми, юридическими н иными многочисленными проблемами, с преодолением которых сопряжено открытие в России малого предприятия.

Реальной помощью со стороны федеральных и местных органов в реализации промышленных проектов для этой группы лиц способно выступить развертывание системы бизнес-инкубаторов, предоставляющих лабораторно-производственные площади и оказывающих технические, организационные, информационные и прочие необходимые услуги начинающим предпринимателям. Однако в условиях острейшего дефицита бюджетного финансирования нужд развития малого предпринимательства соответствующие надежды весьма слабы. Ныне бездействуют даже многие из уже созданных бизнес-инкубаторов (в Зеленограде – 70 %).

Во-вторых, инициаторами создания малых промышленных предприятий могут выступать крупные производственные организации, а также финансово-кредитные институты. Однако многие из первых ныне сами испытывают весьма серьезные финансовые затруднения, и их интересы подчас вынужденно лежат совсем в других сферы. Кроме того, в отличие от ситуации в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в Японии, где корпорации, как известно, оказывают весьма ощутимую поддержку малому бизнесу, причем не только финансовую, но и в части технологии менеджмента, маркетинга, контроля качества и т.п.) российские крупные производства склонны к поглощению, инкорпорированию малых предприятий в свои структуры. Положению, характерна для второй половины 80-х годов, когда крупные предприятия создавали малые “при себе), зачастую (извлекая при этом нелегальные доходы, ныне в корне изменилось. Даже сравнительно успешно работающие предприятия не проводят и, по-видимому, еще долго не будут проводить политику “отпочкования” своих структурных подразделений в самостоятельные производственные единицы (исключая, конечно, посреднические организации или хотя бы линию на поощрение подобных инициатив со стороны. Действительная поддержка малого промышленного предпринимательства со стороны крупных производств, как известно, базируется на реальных связях по кооперации (поставках комплектующих, нестандартного технологического оборудования и т.п.); между тем многолетняя ориентация отечественных крупных предприятий на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию, можно полагать, сохраняются в течение длительного времени.

Для коммерческих банков в настоящее время характерны процессы укрупнения капиталов путем слияний, поглощений и т.п. Опыт показывает, что кредитование малых предприятий не входит в круг интересов мощных коммерческо-банковских структур; еще менее склонны они заниматься самостоятельным поиском и отбором инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства (то же можно сказать и о других финансово-кредитных институтах). Что касается выдачи малым предприятиям кредитов на реализацию промышленных проектов под гарантии правительственных органов, то подобного рода механизмы пока еще совершенно не отработаны.

В-третьих, в контингент потенциальных организаторов и инвесторов малого промышленного предпринимательства входят, думается, сами малые и средние предприятия, функционирующие как в сферах торговли и посреднических услуг, так и непосредственно в производстве. В силу интенсификации конкуренции и естественного ужесточения внешних условий функционирования малые предприятия в этих сферы обнаруживают стремление к диверсификации, расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли. В этом плане производственная сфера начинает представлять для рассматриваемых потенциальных инвесторов существенный интерес.

Основания для подобного вывода таковы.

Во-первых, торговые и посреднические предприятия могут быть заинтересованы в том, чтобы самостоятельно производить профильную для своей деятельности продукцию (или непосредственно контролировать производство), экономя тем самым на трансакционных операциях, определяя номенклатуру и качество, а в известном смысле и монополизируя сети распределения данного товара.

Во-вторых, наличие в промышленности незагруженных или недогруженных производственных мощностей, причем зачастую вполне современных по своим технологическим возможностям и характеристикам, позволяет достаточно выгодно использовать их либо на правы аренды, либо выкупая у собственника.

В-третьих, производство той или иной продукции может быть обеспечено необходимыми материалами и комплектующими изделиями при весьма благоприятных договорных условиях, если производители этих материалов испытывают трудности со сбытом. В-четвертых, не единичны случаи, когда некоторые ресурсы, прежде всего природные (продукция первичных отраслей), непосредственно реализуемые на внутренних или внешних рынках, даже при неглубокой степени переработки могут иметь существенно более высокую цену. В-пятых, малый бизнес, как известно, особо адаптирован к регионами, где он функционирует. В связи с этим большое влияние на его развитие оказывает политика местных администраций, которая, как и предусматривает госпрограмма поддержки и развития малого предпринимательства, адаптирует задаваемые федеральными законами параметры к условиям соответствующих регионов. Так, в 1997 г. более чем в 40 регионах России созданы соответствующие фонды поддержки, развивается инфраструктура, реализуются поддерживающие программы и т.д. Для многих региональных администраций активизация малого промышленного производства является предпочтительной, позволяя прежде всего решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в связи с остановкой крупных индустриальных предприятий. Надо иметь в виду: малые промышленные предприятия контролируются значительно легче, чем организации, скажем, торговли и общественного питания, что упрощает сбор налогов и других платежей.

Рассматриваемая третья группа потенциальных организаторов является и наиболее состоятельной в инвестиционном плане. Малые предпринимательские структуры располагают реальными средствами для создания основных и оборотных фондов, обеспечивающих стартовые условия маломасштабного промышленного производства. Наличие таких средств позволяет структурам, о которых идет речь, перераспределять потоки финансовых ресурсов между сферами деятельности, что способствует эффективности реализация промышленных проектов. Существенно, далее, следящее: действующие малые предприятия имеют устоявшиеся схемы взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями, а также собственность в виде объектов недвижимости и запасов товарно-материальных ценностей, что облегчает получение ими кредитов, необходимых для выполнения инвестиционных промышленных проектов. Наконец, важнейшим преимуществом данной группы инвесторов, готовых диверсифицировать свою предпринимательскую активность, является тот опыт практического менеджмента, которого обычно столь недостает в начальный период бизнес-деятельности.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в обозримой перспективе инициативы по созданию и инвестированию малых промышленных предприятий будут исходить прежде всего от небольших организаций непроизводственной и производственной сфер. Из этого утверждения следует минимум два основных вывода относительно содержания действий, направленных на поддержку подобных инициатив.

Первый состоит в том, что государству в лице его федеральных и региональных органов власти и управления, следует создать условия для перелива частных капиталов в реализацию малых промышленных проектов. Здесь существует ряд возможностей, таких, в частности, как приоритетное гарантирование кредитов под эти программы и введение налоговых каникул на период их осуществления, снижение или отмена налогов на часть прибыли, направляемой на инвестиционные цели. Перечень мер подобной политики может быть продолжен на основе обобщения и первого отечественного опыта, и богатой зарубежной практики поддержки малого предпринимательства со стороны государственных органов (Администрации малого бизнеса и ее региональных органов США, Агентства малого и среднего предпринимательства Министерства внешней торговли и промышленности Японии, палат ремесел Германии и Франции, и т.д.).

Второй вывод касается выбора промышленных проектов, т.е. вопроса о том, каким образом инициаторы создания малых промышленных предприятий могут определять оптимальные сферы приложения их предпринимательских усилий, места размещения, масштабы деятельности и т.п. Решению этой проблемы вряд ли может помочь изучение зарубежного опыта, хотя данные об отраслевой специализации малого бизнеса регулярно публикуются соответствующими национальными и международными организациями (слишком уж существенны различия экономики России и стран с развитыми рыночными системами). Малые предпринимательские структуры не имеют ни организационных, ни финансовых возможностей для формирования экспертных комиссий, способных (по численности и уровню квалификации своих членов) оценить приоритеты проектов по необходимому набору критериев. Хуже того, задача подчас заключается не столько в выборе лучшего проекта из имеющихся альтернатив, сколько в поиске самих альтернативных проектов.

Каким же может быть адаптированный к российским реальностям алгоритм поиска промышленных проектов, посильных малым предпринимательским структурам. Исходным пунктом должно стать определение основных факторов, ограничивающих зоны возможных решений: ресурсный потенции, приоритеты, риски, рынки. В состав фактора “ресурсный потенциал” входят возможности: использования собственных средств, получения кредита и льгот, долевого участия других инвесторов. Фактор “приоритеты” раскрывается следующим образом: наличие платежеспособного спроса, высокая доходность, короткие сроки реализации, высокая ликвидность, вхождение в состав приоритетов промышленной политики. Фактор “риски” охватывает политические, экономические, конкурентные и технологические риски, а фактор “рынки” - внутренний монопольный, региональный монопольный и экспортный монопольный рынки, рынки импортозамещающие и свободные. Определение факторов и их состава позволяет построить двухмерную матрицу решений и субъективно оценить важность значений ее строк и столбцов. Выявленные таким образом приоритеты инвестирования указывают на зоны поиска потенциальных проектов.

Предлагаемый подход к решению задачи выбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства основан на субъективной оценке факторов и их состава. Однако эту оценку можно было бы существенно объективировать при определенных организационных усилиях госорганов поддержки предпринимательства. Они могли бы, во-первых, разрабатывать перечни приоритетных проблем отраслевого или регионального характера. Во-вторых, определение состава факторов и раскрытие содержания их элементов, необходимые для выбора промышленных проектов, можно было бы организовать путем проведения представительных опросов (на добровольной основе) - руководителей предпринимательских структур и публикаций соответствующих усредненных значений. Тем самым потенциальные инвесторы имели бы возможность получать достоверные исходные данные для выбора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства.

Зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства в России на сегодняшний день представляется актуальным. В каждом регионе предпринимательство развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры...

Малого предпринимательства участников конференции ознакомил заместитель губернатора Краснодарского края Александр Ремезков: в целом Краснодарский край по показателям развития малого бизнеса входит в двадцатку по России и лидирует по югу России. Было сказано об основных проблемах тормозящих развитие предпринимательства и конкретных мероприятиях, призванных устранить их. Во-первых, необходимо...

Быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса. В пользу акцента на...

Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства. Причины несовершенства финансовых рынков по отношению к малым предприятиям. Анализ малого бизнеса как модели экономической деятельности. Развитие рынка долгосрочного кредита в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

Фармацевтический факультет

Кафедра управления и экономики фармации

на тему: Основные источники финансирования деятельности малого (индивидуального) предпринимательства

Еремеева М.Н.

Томск -- 2014

Введение

Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ) .

Можно выделить следующие его признаки:

Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

Следующий бесспорный признак предпринимательской деятельности -- ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях .

Малое предпринимательство (малый бизнес) -- предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения .

Финансирование деятельности малого предпринимательства представляет собой обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами на их становление и развитие. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. Финансирование осуществляется из разных источников на разных этапах своего стратегического развития .

1. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 05.07.2010 г.) «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели, малые предприятия, в том числе и микропредприятия и средние предприятия (ст. 4 указанного Закона).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства .

2. Источник финансирования деятельности малого предпринимательства

Любое малое предприятие для осуществления своей хозяйственной деятельности нуждается в финансовых средствах либо в виде заемного, либо в виде собственного капитала. В зависимости от источника выделяют внешнее и внутреннее финансирование (рис. 1).

Рис. 1. Источники финансирования малых предприятий .

Источниками собственных средств являются:

· уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);

· резервы, накопленные предприятием;

· прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

К основным источникам привлеченных средств относятся:

· ссуды банков;

· заемные средства;

· средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

· кредиторская задолженность.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине -- в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

Основными источниками финансирования являются собственные средства. Приведем краткую характеристику этих источников.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание категории “уставный капитал” зависит от организационно-правовой формы предприятия:

· для государственного предприятия -- стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;

· для товарищества с ограниченной ответственностью -- сумма долей собственников;

· для акционерного общества -- совокупная номинальная стоимость акций всех типов;

· для производственного кооператива -- стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;

· для арендного предприятия -- сумма вкладов работников предприятия;

· для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс, -- стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.

Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.

Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств -- эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.

Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как нераспределенная прибыль, а также в завуалированном виде -- как созданное за счет прибыли фонды и резервы. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. К числу таких регулирующих процедур относятся:

· варьирование границей отнесения активов к основным средствам;

· ускоренная амортизация основных средств;

· применяемая методика амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

· порядок оценки и амортизации нематериальных активов;

· порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;

· выбор метода оценки производственных запасов;

· порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;

· порядок создания резерва по сомнительным долгам;

· порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;

· состав накладных расходов и способ их распределения.

Прибыль -- основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.

Сравнение различных методов финансирования позволяет предприятию выбрать наиболее оптимальный вариант финансового обеспечения операционной деятельности и расходов капитального характера. Необходимо также отметить, что развитие рынка долгосрочного кредита в России возможно только при условии стабилизации хозяйственной системы, т.е. преодоления спада производства, снижения темпов роста инфляции (до 3-5% в год), уменьшения учетной ставки банковского процента до 15-20% годовых, ликвидации значительного бюджетного дефицита .

Самым распространенным из внешних источников финансирования являются кредиты, выдаваемые малому бизнесу.

Кредитованием малого бизнеса, как правило, занимаются кредитные организации -- банки, а также специализированные финансовые организации. Понятно, что кредит под малый бизнес является доминирующим среди всех источников финансирования, так как основными держателями денежных средств являются банки. У предприятий же, или как говорят, у предприятий реального сектора экономики, деньги являются исключительно средством предпринимательского процесса и постоянно находятся в движении. Банки же наоборот консолидируют денежные средства, поэтому банк -- это один из основных финансовых институтов, где можно взять деньги на организацию и развитие своего бизнеса много и надолго. предпринимательство финансовый бизнес кредит

Хотя кредитование малого бизнеса и является доминирующим среди всех источников внешнего финансирования, реально же получить кредит под малый бизнес очень непросто. Несмотря на то, что в последнее время появились предложения для малого бизнеса -- кредит за один день, реальное состояние дел с кредитованием малого бизнеса оставляет желать лучшего.

Основная причина этого в том, что банки рассматривают малый бизнес как самый рискованный и незащищенный. Более того, малый бизнес, как правило, не спешит показывать свою капитализацию, поэтому и банки понимая это, считают, что малый бизнес недолговечен, и соответственно не надежен в качестве клиента для кредитования. Из-за этого банки предъявляют особые требования для получения кредита под малый бизнес .

3. Финансовые проблемы малого бизнеса и микрофинансирование

Основные проблемы в развитии малых предприятий носят также финансовый характер, что проявляется: - в сокращении платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий;

Отсутствии оборотных средств в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);

Росте просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы ее реструктуризации;

Разворачивании системы неплатежей;

Отсутствии доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам).

На сегодняшний день финансирование малого бизнеса осуществляется за счет трех основных источников: собственный капитал, бюджетные средства и кредитование. При этом структура распределения выглядит следующим образом: бюджетные средства и кредиты составляют не более 10%, притом, что основная часть этих источников приходится на собственный капитал. Такая диспропорция отражается на структуре оборота малых предприятий. Имея значительный объем оборота (за первое полугодие 2010 года он составил 4 454 481,9 млн. руб.) малый бизнес демонстрирует прибыль не более 1%. Данная тенденция свидетельствует об отсутствии у малого бизнеса средств на его расширенное воспроизводство. Эта же тенденция обуславливает высокую долю теневого наличного оборота. Преодоление данной проблемы возможно на основе расширения доступа малого бизнеса к «дешевым» ресурсам. Значительную роль в этом могло бы сыграть микрофинансирование. Под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование) .

4. Краткие анализы малого предпринимательства

Таблица 1. Сравнительный анализ преимуществ и недостатков малого предпринимательства

Роль малого предпринимательства в экономике страны

Таблица 2. Анализ малого бизнеса как модели экономической деятельности

Рисунок 2. Укрупненное «дерево» проблем российского малого предпринимательства

5. Причины несовершенства финансовых рынков по отношению к мелким предприятиям

Рисунок 3

6. Финансовые инструменты, используемые для увеличения притока различных видов финансирования в малые предприятия

Рисунок 4

Заключение

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.

В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой малое предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических процессов, снижению безработицы. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутреннем и внешнем рынке, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья.

Список литературы

1. Батычко, В.Т. Предпринимательское право / В.Т. Батычко // Административно - управленческий портал [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Таганрог, 2011.

2. Буев, В. Малый бизнес: текущее состояние и проблемы финансирования / В. Буев, А. Шамрай, А. Шестоперов // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Москва, 2010

3. Бурлуткин, Т.В. Анализ источников финансирования малых предприятий / Т.В. Бурлуткин // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, - 2012. - № 3 (20). - С. 243

4. Источники финансирования предприятий [Электронный ресурс] / СТАРТАП - 2012.

5. Кошелева Т.Н. Финансирование деятельности малого предпринимательства в процессе его стратегического развития / Т.Н. Кошелева // Институт бизнеса и права [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СПб, 2010

6. Михайлов А. Финансирование малого бизнеса - кредиты под малый бизнес

7. Малое предпринимательство [Электронный ресурс] / Википедия - свободная энциклопедия. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Малое_предпринимательство. - Загл. с экр.

8. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы: учебное пособие / сост. В.П. Попков, Е.В. Евстафьева. - СПб, 2007. - 67 - 70 с., 202- 203 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Развитие малого предпринимательства в России и его современное значение. Критерии отнесения предприятий к малым. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ. Анализ различных режимов налогообложения, оценки эффективности их применения.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Теоретическая характеристика экономической сущности инвестиционной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Инвестиционные ресурсы и источники их финансирования. Оценка инфраструктуры малого и среднего предпринимательства а Республике Казахстан.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Понятие субъектов малого предпринимательства и государственная регистрация субъектов малого предпринимательства. Анализ финансово экономических показателей на примере ООО "Окей Сервис". Нормированное регулирование налогообложения субъектов малого бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2008

    Обзор состояния налоговой системы Украины, места налогов в экономической системе и развитии малого предпринимательства. Изучение нормативно-правового механизма налогообложения субъектов малого бизнеса и его влияния на социально-экономические результаты.

    статья , добавлен 19.11.2011

    дипломная работа , добавлен 01.12.2017

    Количественные показатели деятельности малого бизнеса в Бийске Алтайского края за 2006-2007 годы. Характеристика налоговых поступлений в местный бюджет по субъектам малого бизнеса. Программные мероприятия, направленные на поддержку предпринимательства.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Проведение анализа действующей системы льготного налогообложения малого бизнеса: определение принципов, преимуществ и недостатков. Изучение практики применения специальных режимов наложения пошлин на субъектов малого предпринимательства в России.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2010

    Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства. Упрощённая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Единый налог на вменённый доход для определенных видов деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2005

    Основные этапы развития и законодательного определения малого и среднего предпринимательства в России. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2016

    Понятие малого бизнеса, его статистика. Анализ упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства. Проблемы российского малого бизнеса, пути их решения. Законодательство РФ и предложения по изменению системы государственной поддержки.


План:

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты управления финансированием на предприятии малого бизнеса…………………………………………………………………………..4

1.1 Источники и формы финансирования малого предприятия……………………..4

1.2 Политика формирования и управления собственным капиталом организации малого бизнеса………………………………………………………………………..…8

1.3 Заемный капитал – как источник финансирования деятельности малого предприятия…………………………………………………………………………….13

Глава 2. Оценка политики финансирования организации малого бизнеса ООО «Промтекс»……………………………………………………………………………..18

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Промтекс»…18

2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия ООО «Промтекс»…………….20

Глава 3. Основные направления оптимизации состава и структуры источников финансирования малых предприятий…………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………………..…39

Приложение……………………………………………………………………………..40

Введение.

В современном обществе малый бизнес рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.
Для эффективного функционирования деятельности малого предприятия необходимо сформировать оптимальный состав и структуру финансовых ресурсов, способствующих достижению организацией состояния финансовой устойчивости и платежеспособности, что является главной задачей современного финансового менеджмента.

Целью работы является: проанализировать систему управления финансированием на предприятии малого бизнеса на современном этапе. Данная цель конкретизируется в задачах:

Осветить теоретические аспекты управления финансовыми ресурсами на малом предприятии;

Оценить финансовое состояние предприятия малого бизнеса ООО «Промтекс»;

Рассмотреть основные направления оптимизации состава и структуры источников финансирования малых предприятий.

В работе активно использовались материалы, посвященные актуальным проблемам осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, опубликованные в журналах «Финансы и кредит» и «Российской газете». А также помогали раскрыть теоретические основы рассматриваемой темы учебное пособие Финансовый менеджмент под ред. А.А. Комзолова и учебное пособие Финансы предприятия автора В.В. Остапенко и ресурсы интернета.

Глава 1. Теоретические аспекты управления финансированием на предприятии малого бизнеса

Источники и формы финансирования малого предприятия.

В соответствии с Федеральным законом № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под малым предприятием понимается коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Вторым условием является средняя численность работников за отчетный период, которая не должна превышать следующих предельных уровней:

В промышленности - 100 человек;

В строительстве - 100 человек;

На транспорте - 100 человек;

В сельском хозяйстве - 60 человек;

В научно-технической сфере - 60 человек;

В оптовой торговле - 50 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В-третьих, под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Финансовые ресурсы малой организации

Внутренние Внешние

Источники источники

Сформированные Сформированные Привлеченные на Поступающие в

за счет за счет средств, финансовом порядке

собственных приравненных к рынке поддержки,

средств собственным перераспределения

Прибыль от -Паевые и долевые - Долгосрочные - Бюджетные

текущей взносы членов кредиты и ассигнования,

деятельности - Резервный капитал займы субсидии

Нераспределенная - Краткосрочные - Страховые

Прибыль от прибыль кредиты и возмещения по

инвестиционных - Амортизационные займы рискам

операций отчисления - Средства от - Финансовые

Выручка от продажи ресурсы,

Прибыль от реализации собственных поступающие от

финансовой выбывшего ценных бумаг союзов,

деятельности имущества ассоциаций,

отраслевых и

региональных

структур

Рис. 1 Источники финансовых ресурсов малых организаций.

Источниками финансовых ресурсов в действующих организациях являются собственные и приравненные к ним средства, мобилизованные ресурсы на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы (рис. 1).

Собственные финансовые ресурсы включают в себя прибыль и амортизационные отчисления.

Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Прибыль как конечный результат деятельности организации представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Не вся прибыль остается в распоряжении организации, часть ее в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет. Для малых организаций, даже использующих льготное налогообложение, налоговая нагрузка составляет от 40 до 50%, что негативно отражается на ее финансовом состоянии. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, распределяется на цели накопления и потребления. Прибыль, направляемая на накопление, используется для развития производства и способствует росту имущества организации. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Характерной особенностью и одновременно проблемой является то, что малые организации ориентированы на текущую прибыль, как правило, на накопление прибыль не направляется. Собственные финансовые возможности для дальнейшего развития имеют далеко не все малые организации. Более того, число убыточных организаций по состоянию на 01.01.2007 составило 153644 с суммой убытка в 207779 млн. руб. Удельный вес убыточных малых организаций в общем их количестве составил 28,3%, т.е. около трети всех организаций, в том числе в промышленности - 39%, в сельском хозяйстве - 34,8%, в строительстве - 28,7%, на транспорте - 33,8% 1 . Поэтому в большинстве малых организаций необходимо уделять особое внимание формированию прибыли.

Следующим источником собственных средств являются амортизационные отчисления. Они представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Кроме того, они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет организации, становясь внутренним источником финансирования деятельности малой организации.

В составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, в последние годы повысилась роль развивающегося страхового рынка, предоставляющего предприятию страховые возмещения по рискам. Прошедшая в стране приватизация государственной собственности вызвала к жизни новые источники финансовых ресурсов в виде паевых, долевых и иных взносов учредителей, а также доходов по ценным бумагам, эмитируемым другими предприятиями. Особо следует остановиться на заметно снизившейся роли бюджетных ассигнований. В недавнем прошлом они занимали важное место в финансовых ресурсах, причем получали их предприятия чаще всего на безвозмездной основе.

В большинстве случаев малые организации испытывают недостаток финансовых ресурсов на различных стадиях хозяйственной деятельности.
Среди источников финансирования малых организаций, по данным статистики, основное место занимают собственные средства (70%), в том числе: амортизация - 40%, прибыль -30%. Привлеченные средства составляют 30%, из них кредиты банков - 20% и эмиссия ценных бумаг - 10%. В составе кредитов долгосрочные обязательства составляют 2,6%, краткосрочные - 17,4% 2 . Для малого бизнеса внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия:
... состоит в авансированной финансировании ресурсов для...
  • Учет и налогообложение на предприятиях малого бизнеса

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Учет и налогообложение на предприятиях малого бизнеса Научный руководитель: ... финансирования , системы кредитования и страхования, специализированные лизинговые компании, микрофинансовые организации поддержки и развития малого ...

  • Контрольная работа по Учёту на предприятиях малого бизнеса

    Контрольная работа >> Маркетинг

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Учёт на предприятиях малого бизнеса » ВАРИАНТ №3 Исполнитель: специальность БУ группа... (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Инспекции...

  • Минимизация налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса

    Реферат >> Финансы

    Цель работы состоит в исследовании налогообложения предприятий малого бизнеса на примере ООО «Нива-2» и выработке предложений... и увеличить величину прибыли при необходимости финансирования развития предприятия .Метод ЛИФО завышает себестоимость...

  • _МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

    Корнилова Ольга Александровна

    канд. экон. наук, доцент ВлГУ, г. Владимир, РФ.

    E-mail: [email protected]

    ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

    БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

    Аннотация

    В статье рассмотрен такой источник финансирования малого и среднего предпринимательства (МСП) как банковское кредитование, представлено состояние ключевых сегментов рынка заемных ресурсов для МСП во втором квартале 2015 г.

    Ключевые слова

    Малое и среднее предпринимательства, малые инновационные предприятия, банковское кредитование

    Одним из принципов организации финансирования малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе малого инновационного предпринимательства (МИП), является множественность источников финансирования. Наряду с государственным финансированием и самофинансированием МСП и МИП используют заемные источники финансирования - кредиты банков и других финансовых организаций.

    МСП и МИП существенно отличаются от крупных предприятий, их положение часто неустойчиво. Поэтому банки относят субъекты малого предпринимательства к категории рисковых заемщиков. Этим объясняется выдача ссуд под завышенный процент и с требованием дополнительных гарантий, что ограничивает их доступ к заемным ресурсам.

    Проблемы с финансированием не позволяют предприятиям заниматься инновационной деятельностью в полном масштабе, конкурировать с зарубежными предприятиями, реализовывать современные инновационные проекты и продвигать свои новинки на рынок.

    Препятствием для участия банков в инновационном инвестировании является недостаточное развитие системы межсекторного партнерства и слабое стимулирование банковского кредитования МСП со стороны государства. Коммерческие банки предпочитают использовать низкорисковые рыночные ниши, поэтому ситуация с кредитованием МСП и МИП остается достаточно сложной . По данным Банка России за 2015 г. объем выданных малому и среднему бизнесу кредитов сократился на 28,2%, при этом спрос на кредиты с их стороны продолжает расти .

    Аналитический центр МСП Банка осуществляет исследовательский проект «Индекс «Финансовый перекресток», который характеризует состояние ключевых сегментов рынка заемных ресурсов для МСП: банковского кредитования, лизинговых услуг, микрофинансирования и факторинга. Рассчитываемый индекс «Финансовый перекресток» является цепным индексом: при расчете его текущего значения базовое значение за предыдущий период принимается равным 100, максимально возможное (теоретическое) значение индекса за текущий период равно 200, минимальное -0.

    По результатам исследования по сравнению с первым полугодием 2015 г. значение сводного индекса по итогам второго полугодие 2015 г. изменилось незначительно - увеличилось на 0,2 п, значения индекса по банковскому сектору и сегменту факторинга увеличилось в пределах 3 п. В сегменте микрофинансовых услуг положительная динамика индекса была большей, чем по банковскому сектору. Единственный сектор, по которому наблюдалось снижение индекса - сегмент лизинговых услуг.

    Опрос 43 экспертов (представители финансовых, исследовательских и общественных организаций) по итогам второго полугодия 2015 г. показал, что в целом на рынке сохраняется напряженная ситуация.

    Наиболее частыми причинами отказов в кредитах субъектам МСП являются плохое финансовое состояние заемщика, нехватка ликвидного залогового обеспечения, значительная финансовая нагрузка

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

    заемщика, сомнительная хозяйственная деятельность, недостаточный опыт предпринимательской деятельности.

    Доля отклоненных заявок по малому бизнесу сохранилась прежней и составила 27,7% (против 27% в первом полугодии 2015 г.), по среднему бизнесу доля отклоненных заявок составила - 13,6%.

    По данным Банка России доля просрочки платежей на 01.07.2015 составляла 11,68%, а на 01.01.2016 г. уже 13,81%. В отличие от первого полугодия 2015 г. во свтором полугодии большинство кредитных организаций (57%) не стали менять условия отбора заемщиков, остальные 43% пошли на их незначительное ужесточение. Требования к обеспечению большинство банков (71%) также не меняло Средневзвешенная ставка по кредитам для МСП составила по состоянию на конец 2015 г. 18,3% годовых, средний срок займа составил 1-2 года.

    Положительная динамика сегмента микрофинансовых услуг МСП может и дальше сохраниться благодаря недавним поправкам в законодательстве. В конце 2015 г. была принята новая редакция ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», которая предполагает повышение качества предоставляемых МФО услуг. В конце марта 2016 г. вступило в силу решение об увеличении допустимой суммы микрозайма до 3 миллионов рублей, что позволит микрофинансовым организациям привлечь новых (более крупных) заемщиков из числа МСП.

    Сегмент факторинговых услуг, хоть и демонстрирует незначительное увеличение индекса, по-прежнему испытывает большие трудности в связи с сокращением платежеспособного спроса в России и, как следствие, существенным сокращением рынков сбыта продукции для отечественного бизнеса.

    Рынок лизинговых услуг МСП весьма чувствителен к государственной поддержке. Перспективы его развития эксперты связывают с оживлением спроса в секторах, в которые направляются государственные субсидии, и ростом активности в отраслях экономики, связанных с реализацией программы импортозамещения. Ожидается рост спроса в торговле, промышленности и сельском хозяйстве. Возможно сохранение негативной динамики в некоторых обрабатывающих производствах, сфере услуг и строительстве.

    Среди факторов, которые будут определять динамику рынка в 2016 году, эксперты чаще всего называют: макроэкономическую обстановку в стране; снижение инфляции; динамику внутреннего спроса; уровень административной и налоговой нагрузки на бизнес; уровень ключевой процентной ставки.

    Участники опроса указали на целесообразность: разрешения банкам в 2016 г. не ухудшать оценку качества обслуживания долга заемщика-субъекта МСП при реструктуризации ссуды вне зависимости от оценки его финансового положения, увеличения лимита в Банке России по предоставлению фондирования АО «МСП Банк» по ставке 6,5% годовых .

    Как видно из представленного анализа расширение инновационной деятельности малого бизнеса требует развития государственного регулирования финансового сектора экономики. В целом же совершенствование источников финансирования МСП и МИП - это лишь часть комплекса мер в системе становление инновационной экономики в России, наряду с институциональными, экономическими, организационными, информационными и др. его составляющими.

    Список использованной литературы:

    1. Муханов А. С. Банковское кредитование инновационного развития малого бизнеса. Автореферат диссер. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. М.,2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/Msse.ru/artides/detaüs.php?ELEMENT_ro=129654

    2. ВЭБ. МСП Банк. Индекс «Финансовый перекресток» итоги II полугодия 2015 года (6 раунд исследования). 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/ifp_n-2015.pdf

    © Корнилова О.А., 2016