Основные характеристики рынка услуг. Какие специфические черты присущи рынку услуг? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Современная наука формирует новый подход к проблемам управления. Ставя во главу угла существование человека, социальных групп и общества в целом, она выдвигает их в качестве целевых ориентиров социально-экономического развития, определяющих весь комплекс преобразований, охватывающих взаимосвязь экономических, социальных и экологических аспектов.

Уровень развития непроизводственной сферы является одним из важнейших показателей развития социально-экономического комплекса любой страны. Формируясь под влиянием сложных общественных процессов, он отражает всю совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы.

Развитие непроизводственной сферы можно рассматривать и как перспективную глобальную тенденцию гуманизации общественных отношений, переход от производства вещей к «производству людей».

Рынок услуг и его особенности:

Услуга-это добро или польза, котор одни люди оказывают другим в определ время и за определ плату. Ориентируема на удовлетворение потребностей.

Хар-ки услуги:

  • 1 Не материальна 2 Не отделима от физ объектов
  • 3 Нельзя складировать, сохранять 4 Изменчивость

Модель ценности услуги:

  • 1 Воспринимаемая качеством
  • 2 Внутренние присущие признаки услуги
  • 3 Внешние присущие признаки услуги
  • 4 Цена в стоимостном выражении
  • 5 Не денежная оценка (боль, стресс, риск)
  • 6 Время

В настоящее время необходимо изучить особенности информационных продуктов и услуг, процесс развития и формирования рынка и разработать эффективные организационно-экономические меры по его дальнейшему развитию с учетом повышения его роли в экономике и имеющихся потенциальных возможностей.

Особенности рынка услуг

Критерием и признаком структуризации рынков может выступать представленный на рынке товар, объект купли-продажи. При этом каждый отдельный рынок может совмещать в себе различные виды рынков. Так, рынок потребительских товаров и услуг включает: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров и рынок услуг. Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергосбережение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). Наряду с перечисленными этот рынок включает множество других работ и услуг для населения.

Чаще всего субъектами этого рынка выступают предприятия и фирмы, производящие услуги, но велика роль государства в качестве заказчика, к иногда и продавца таких услуг, как образование, здравоохранение, оборона. Пользователями этих услуг выступают домашними хозяйства, фирмы, иногда само государство.

Развитый рынок, как известно, предполагает не только наличие рынка товаров, но и рынка разнообразных услуг. При этом рынок услуг рассматривается как сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы. Рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково. В системе социально-бытового обслуживания, общественного питания, торговле, в рекреационной сфере (в том числе в туризме) рыночные отношения получили наибольшее развитие и формируют эффективный механизм удовлетворения общественных потребностей. Но в таких отраслях, как культура, здравоохранение, образование рыночные отношения не только имеют свою специфику, но и ограниченные возможности. Здесь всегда присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные организации и учреждения.

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт. К основным особенностям рынка услуг можно отнести:

1. Высокую динамичность рыночных процессов.

Она связана как с динамичным характером спроса на услуг, подверженного значительному влиянию временнoго фактора, так и с динамикой предложения на этом рынке, обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг. Любой спрос изменчив, однако спрос на услуги характеризуется крупными, сложными и быстрыми колебаниями. Спрос на все услуги носит сезонный характер (более-менее одинаково меняется в течение года), кроме того, наблюдается и более краткосрочные циклы. Спрос на общественный транспорт может меняться в десятки раз в период между 9 и 10 часами утра. Спрос на все виды развлечений повышается ближе к концу недели, а спрос на услуги травмпунктов и скорой помощи достигает апогея в субботу ночью.

2. Территориальную сегментацию.

Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависит от характеристик территорий, охваченной конкретным рынком. Поэтому территориальный (географический) критерий является в данном случае определяющим.

3. Локальный характер.

Это свойство рынка услуг также обусловлено влиянием территориальной специфики. Испытывая влияние территориальных условий, рынок услуг приобретает четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются отличные от других, но сходные между собой социально-экономические характеристики. Он локализован в рамках территориальных образований, хотя масштабы этих образований могут быть различными.

4. Высокую скорость оборота капитала.

Она является следствием более короткого производственного цикла и выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг.

5. Специфику организации производства услуг.

Продуцентами услуг обычно являются малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, эти предприятия имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры. Кроме того, они, как правило, более эффективны в условиях локального рынка.

6. Высокую степень дифференциации услуг.

Она связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги. Сложная структура спроса обусловливает появление новых, нестандартных услуг, причем этот процесс получает все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса.

Данное свойство рынка услуг можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности в этой сфере, так как поиск услуги-новинки становится перманентным процессом. Однако, в то же время, бывает трудно составить четкую спецификацию, а вместе с ней и соглашение о точной природе услуги. Люди по-разному понимают "правильность" оказания услуги.

Следующие особенности вытекают из свойств услуг, рассмотренных в первой главе данной работы:

7. Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры.

Она обусловлена невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг и, как правило, временным и пространственным совпадением их производства и потребления. Это свойство услуг создает определенные трудности в производственной и предпринимательской деятельности, так как обусловливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги и других факторов рыночной среды, увеличивает степень риска от их непредсказуемых изменений.

8. Специфика процесса оказания услуги.

Личный контакт потребителя и производителя. Раз производство и потребление происходят одновременно, хранить услуги невозможно. Если у банковского служащего, способного обслужить 20 клиентов в час, не будет ни одного посетителя в период с 10 до 11 часов, он не сможет обслужить 40 человек в период с 11 до 12. "Производственная мощность" услуги есть нечто непостоянное, летучее, поскольку если услуга не работает, она потеряна.

9. Неопределенность результата деятельности по оказанию услуги.

Трудно определить качество без четкой спецификации товара или услуги. Присущая услугам высокая степень неосязаемости делает четкую спецификацию практически невозможной. Более того, восприятие одной и той же услуги поставщиком и покупателем может существенно отличаться. Поскольку покупатель является частью процесса, традиционные методы контроля качества неприменимы. Невозможно гарантировать качество услуги до ее предоставления. Присутствие инспектора по качеству сказывается на качестве и мешает как работнику, так и клиенту.

Необходимо также отметить, что развитие сферы услуг способствует развитию связей между странами. Одним из проявлений этих связей является инвестирование иностранного капитала в предприятия данной сферы. Сохраняющаяся нетранспонтабельность многих услуг определяет более крупную роль зарубежных инвестиций в этой сфере. К прямым иностранным инвестициям как альтернативной форме внешнеторговых операций активно прибегают транснациональные компании многих отраслей (общественного питания, банковской сферы, страхового бизнеса, деловых услуг, рекреационных отраслей, здравоохранения и т.д.).Хотя юридические и политические барьеры для международного обмена на данном рынке остаются до последнего времени более высокими, чем на товарных рынках, услуги активно содействуют глобализации хозяйственной жизни, ускоряя и углубляя этот процесс.

На специализацию страны на те или иные виды услуг определенное влияние оказывает фактор экономико-географического положения. Например, существенные доходы получают страны, чьи портовые гавани находятся на торговых путях, как например, Роттердам. Некоторые страны, не имеющие выхода к морю, могут получать высокие доходы от предоставления посреднических услуг при транзите товаров через территорию своих стран.

Развитие торговли услугами способствует и оказанию сопутствующих услуг. Как правило, страны, предоставляющие портовые услуги, специализируются и на судоремонте; США как крупнейшие производители компьютеров широко поставляют на мировой рынок компьютерные услуги; в странах-экспортерах нефти преобладает фрахт с обслуживанием нефтеперевозок.

Специализация страны также зависит от уровня экономического развития. Преобладающими в промышленно развитых странах являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения. Наиболее высокого уровня по размеру выставочных площадей и по количеству проводимых выставок достигли США и Западная Европа (особенно Германия). Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (оффшорных) услугах.

Под рынком услуг подразумевается совокупность экономических правоотношений между продавцами и покупателями, объектом которых выступает купля-продажа самых разнообразных видов услуг.

Необходимо отметить, что практически невозможно провести четкую черту между рынком товаров и услуг. Ведь оказание услуги очень часто сопровождается реализацией товара. Кроме того, нередко сама услуга становится товаром. Качество рынка услуг напрямую зависит от уровня развития рыночного хозяйства в целом. Его структура, а также степень развития определяют конкурентоспособность страны.

Какие специфические черты присущи рынку услуг?

Основной спецификой рынка услуг являются особенности результата труда работников нематериальной сферы. Они воплощаются в вещественных формах, к примеру, картинах или литературных произведениях, которые нельзя причислить к материальному продукту. В этом случае можно говорить о преобразовании, в процессе которого духовная деятельность принимает вполне осязаемую, вещественную форму. Иногда труд не получает материального воплощения в определенном предмете, тем не менее, его результат имеет реальную потребительскую стоимость.

Купля-продажа определенной услуги также имеет свою специфику. Как правило, производство услуги, ее передача покупателю и потребление совмещены во времени. Услуги невозможно накопить впрок, также они не могут быть перепроданы одним покупателем другому. В процессе реализации товара меняется его собственник, тогда как его свойства и характеристики остаются неизменными. Если говорить об услуге, то в процессе ее потребления покупатель не приобретает на нее .

Особенности современного рынка услуг

К основным особенностям рынка услуг причисляют следующее:

  • Высокий уровень динамичности рыночных процессов. Сам по себе услуг подвержен значительным изменениям под влиянием как временного или географического фактора, так и колебаниям спроса и предложения на определенные услуги.
  • Локальный характер, который формируется под влиянием территориальной специфики. Так, на определенной территории формируется рынок, социально-экономические характеристики которого отличаются от других. Как правило, он локализуется в рамках одного территориального образования.
  • Высокий уровень чувствительности к любым изменениям рыночной структуры. Специфика услуг состоит в невозможности их складирования, хранения или транспортировки. В большинстве случаев процесс производства услуги и ее потребления совпадает во времени. Эти особенности увеличивают степень риска в бизнесе услуг, поскольку его успешность зависит от уровня спроса и ряда других факторов, которые достаточно сложно спрогнозировать.
  • Специфика предоставления услуг. В роли производителей услуг, как правило, выступают различные компании малого и среднего бизнеса. За счет своего небольшого размера они обладают значительной мобильностью, которая позволяет им оперативно реагировать на любые изменения на рынке. Также их деятельность отличается высокой эффективностью на локальном рынке.
  • Повышенные требования к процессу оказания услуг. Предоставление услуг связано с расширением коммуникативных связей, что требует от производителя наличия определенных профессиональных и этических качеств.
  • Неопределенность результата. В большинстве случаев конечный результат в сфере услуг невозможно предвидеть в связи в его зависимостью от личных качеств производителя. Окончательная оценка проводится в момент потребления услуги. Производители, которые настроены на предотвращение возможных ошибок, используют различные маркетинговые методы. Речь идет о расширении ассортимента предлагаемых услуг, совершенствовании коммуникативных навыков, использовании современных методов для прогнозирования спроса.
  • Неравномерное развитие различных отраслей в сфере услуг. Лучше всего развиты такие области, как бытовое обслуживание, общественное питание и туризм. Тогда как такие сферы, как здравоохранение, образование и культура имеют ряд специфических особенностей, что обуславливает их ограниченные возможности их развития.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека. К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленным и сельскохозяйственным производством. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. МВФ подразделяет эту торговлю только на четыре вида - фрахт, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги. В СНС* услуги подразделяются напотребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).
* СНС - система национальных счетов.
В свою очередь международные услуги могут быть факторные (disembodied) - это услуги, связанные с пересечением границы, а также классические услуги по предоставлению капитала, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, separated), для которых характерно пространственное разделение производителя и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность).
По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя в момент ее потребления:
1. Услуга предлагается на территории ее потребления. Примером такого «перемещения» является миграция рабочей силы капитала - сеть ресторанов «Макдональдс», банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних отделений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории.
2. Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет перемещение потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развлечений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; медицинское обслуживание - проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование - учеба в зарубежных университетах, колледжах.
3. Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом. Например, чтение лекций профессорами университетов, гастроли театров, артистов.
4. Услуга не перемещается из страны в страну. В такую группу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи.
Как правило, услуги первых трех групп относятся к факторным услугам, четвертой - к не факторным. В Российской Федерации соотношение между ними характеризуется следующим образом (см. табл. 6.3).
Таблица 6.3
Сальдо баланса по факторным и не факторным услугам, млрд руб.
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 1998. - №90.
В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжиниринговые, инженерно-строительные, информационные, юридические, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.
Услуги, в том числе и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности: во-первых, они не обладают овеществленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компью-терных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации; во-вторых, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства; в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги; в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Развитый рынок, как известно, предполагает не только наличие рын-ка товаров, но и рынка разнообразных услуг. При этом рынок услуг рассматривается как сфера обмена услугами, которые являются ре-зультатом труда предприятий непроизводственной сферы.

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и являет-ся одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих за-конов рыночной экономики и подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт, обусловливающих особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, при-званной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

К основным особенностям рынка услуг можно отнести:

1. Высокую динамичность рыночных процессов. Она связана как с динамичным характером спроса на услуги, под-верженного значительному влиянию временнбго фактора, так и с динамикой предложения на этом рынке, обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг.

2. Территориальную сегментацию.

Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирова-ния предприятий услуг зависит от характеристик территории, охва-ченной конкретным рынком. Поэтому территориальный (географи-ческий) критерий является в данном случае определяющим.

3. Локальный характер.

Это свойство рынка услуг также обусловлено влиянием террито-риальной специфики.

Испытывая влияние территориальных условии, рынок услуг при-обретает четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются отличные от других, но сходные между собой социаль-но-экономические характеристики. Он локализован в рамках терри-ториальных образований, хотя масштабы этих образований могут быть различными.

4. Высокую скорость оборота капитала.

Она является следствием более короткого производственного цикла и выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфе-ре услуг.

5. Высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры.

Она обусловлена невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг и, как правило, временным и пространствен-ным совпадением их производства и потребления. Это свойство ус-луг создает определенные трудности в производственной и предпри-нимательской деятельности, так как обусловливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги и других факторов рыночной среды, увеличивает степень риска от их непред-сказуемых изменений.

6. Специфику организации производства услуг. Продуцентами услуг обычно являются малые и средние предпри-ятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, эти предприятия имеют широкие возможности для гибкого реагирова-ния на изменения рыночной конъюнктуры. Кроме того, они, как пра-вило, более эффективны в условиях локального рынка.

7. Специфику процесса оказания услуги.

Эта специфика обусловлена личным контактом производителя и потребителя. Такой контакт, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, но с другой -- увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опы-ту, этике и общей культуре производителя.

8. Высокую степень дифференциации услуг. Она связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуа-лизацией спроса на услуги. Сложная структура спроса обусловлива-ет появление новых, нестандартных услуг, причем этот процесс по-лучает все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса. Такое свойство рынка услуг можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности в этой сфере, так как поиск услуги-новинки становится перманентным процессом.

9. Неопределенность результата деятельности по оказа-нию услуги.

Результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию личных качеств производителя, не может быть заранее определен с достаточной точностью. Его окончательная оценка возможна только после потребления услуги. Первоначально могут быть использованы лишь косвенные методы его определения (например, аналоговый), которые в условиях высокой чувствитель-ности рынка к изменению конъюнктурных факторов не всегда дают достаточно корректные результаты. Чтобы предотвратить возмож-ные ошибки, необходимо применять специфические маркетинговые приемы: диверсифицировать ассортимент услуг, совершенствовать коммуникационную политику, применять современные методы про-гнозирования спроса, развивать систему мониторинга спроса и т. д.

Рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодина-ково. В системе социально-бытового обслуживания, общественного питания, торговле, в рекреационной сфере (в том числе в туризме) рыночные отношения получили наибольшее развитие и формируют эффективный механизм удовлетворения общественных потребнос-тей. Но в таких отраслях, как культура, здравоохранение, образова-ние рыночные отношения не только имеют свою специфику, но и ог-раниченные возможности. Здесь всегда присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные организации и уч-реждения. Более того, именно они занимают в этих отраслях домини-рующее положение. Причины активного государственного вмеша-тельства в процесс производства и потребления подобных услуг вполне объективны. Основной из них является недееспособность рынка в ряде отраслей услуг. Мировая экономическая история имеет немало примеров, характеризующих попытки обеспечить развитие образования, культуры, здравоохранения исключительно в рамках активных рыночных отношений. Итогом таких действий является ситуация, получившая в международной практике наименование «проблемы неполного рынка», когда даже высокие средние показате-ли по обеспечению общественных потребностей в этих услугах со-провождаются полным исключением из их потребления большой ча-сти населения.

В этом смысле характерен опыт США. Предоставление медицин-ских услуг на основе свободного рынка при высоких средних показа-телях лишило возможности пользоваться медицинской помощью около 17 млн граждан . Только в начале 90-х гг. введение всеобще-го государственного медицинского страхования позволило решить эту проблему.

Аналогичный процесс развивался в сфере образования США или жилищных услуг Франции. Рынок кредита на получение высшего об-разования или решения жилищной проблемы вне государственного вмешательства не получал необходимого развития, так как финансо-во-кредитные учреждения не имели стимулов к активной деятельнос-ти в этой сфере. Высокая степень неопределенности возврата жилищ-ных или студенческих кредитов и их долгосрочный характер снижали заинтересованность банков и других финансово-кредитных организа-ций в предоставлении таких займов. Для решения этой проблемы по-требовалось введение государственных гарантий и субсидий в форме установления льготного процента на такие кредиты.

Вторая причина, обусловливающая необходимость государствен-ного регулирования в отноше*ии ряда отраслей непроизводственной сферы, скрыта в самой природе этой сферы, ее генетической основе. Непроизводственная сфера есть сфера производства услуг и сопут-ствующих товаров, являющихся общественным благом. Она призва-на удовлетворять не только индивидуальные, но и общественные по-требности. Свойствами этих потребностей являются:

1. Неделимость, т. е. невозможность предоставления отдельным лицам.

2. Невозможность действия принципа исключения, т. е. отсут-ствие способа исключения индивида из процесса пользования этими благами.

3. Трудность нормирования.

Совокупность благ, обладающих этими свойствами, называется чистыми общественными благами.

Таких благ в реальной действительности сравнительно немного:

государственное управление, национальная безопасность, экологи-ческое регулирование, противоэпидемические программы и про-граммы по борьбе с социальными пороками. Например, невозможно лишить индивида преимуществ, получаемых в результате обеспечения безопасности государства или обусловленных развитием приро-доохранных программ, мероприятий по борьбе с массовыми заболе-ваниями, социальными аномалиями и преступностью.

В мировой практике предпринимались попытки искусственного деления некоторых общественных благ с целью их последующей про-дажи отдельным лицам и обеспечения возможностей для действия активных рыночных механизмов. В частности, известны попытки введения платы за пользование крупными парками или лесопарками. Цена учитывала затраты на сооружение ограждений, содержание персонала по охране парка и взиманию входной платы, проведение ландшафтных и садово-парковых работ и т. д. Высокая цена пользо-вания и психологические особенности поведения потребителей в от-ношении пользования такими благами отнюдь не являлись стимула-ми к добровольной оплате услуги на основе рыночного механизма. В западной литературе эта неудача рыночного механизма получила название «проблемы безбилетного пассажира» или «бродячих музы-кантов» . Для нее характерна ситуация, когда число пользовате-лей услуг превышает число покупателей этих услуг. На примере ус-луг, предоставляемых музыкантами вне специально организованных музыкальных программ, эта проблема проявляется наиболее ярко. Аудитория их слушателей значительно превышает число лиц, добро-вольно оплативших приобретение их услуги.

В этих условиях необходимо принуждение потребителей к опла-те общественных благ. Оно осуществляется государством в форме налогообложения.

Третьей причиной государственного вмешательства в деятель-ность отраслей непроизводственной сферы является существование так называемых «внешних эффектов» или «переливов». К ним отно-сятся выгоды или издержки, выпадающие на долю лиц, не участвую-щих в рыночной сделке.

Рыночные отношения не могут не только компенсировать такие издержки, но и выявить их существование. Например, внешний эф-фект от деятельности отраслей здравоохранения проявляется в со-кращении уровня заболеваемости, увеличении продолжительности жизни и т. д. Этот эффект присутствует во всех отраслях материаль-ного производства, сокращая затраты на компенсацию временной нетрудоспособности граждан, вызванную заболеваниями, затраты на медицинское обслуживание кадров и т. п. Этот же эффект проявляется и в сфере социального обеспечения, науке, культуре и характе-ризует всю совокупность общественно значимых процессов. Но внешний эффект от деятельности предприятия здравоохранения не улавливается рынком, а рыночные отношения не создают стимулов и не предлагают механизмов его компенсации. Нивелирование этого процесса и создание целесообразных пропорций в развитии сфер об-щественного производства нуждается в целенаправленном государ-ственном регулировании.

Внешний эффект может быть не только положительным, но и отри-цательным. В современных условиях наиболее наглядным отрицатель-ным эффектом является процесс загрязнения окружающей среды, вызванный деятельностью предприятий различного профиля. Функ-ционируя в рамках рыночных отношений, предприятия (преимуще-ственно производственные) не имеют оснований к добровольной ком-пенсации экологического ущерба, наносимого их деятельностью. При этом сам экологический ущерб формируется под воздействием мно-гих источников и по существу неделим. Это обстоятельство обуслов-ливает необходимость использования единых, централизованных ме-ханизмов, регулирующих экологическую ситуацию и являющихся прерогативой государства. Компенсация экологического ущерба осу-ществляется на основе штрафных санкций, размер которых зависит от степени вредного воздействия на экосистему со стороны конкрет-ного предприятия.

Если внешний эффект имеет отрицательный характер, необходи-мо более жесткое регулирование деятельности, его вызывающей. При этом не только обеспечивается равноценность вклада отрасли в совокупный общественный продукт, но и решается комплекс слож-ных общественно значимых проблем.

Наконец, в качестве четвертой причины, обусловливающей необ-ходимость государственного вмешательства в развитие сферы услуг, выступает естественная монополия государства в решении многих социальных проблем. Имея основной целью решение социальной за-дачи -- обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всех членов общества, государство опирается в своей деятельности на социально-ориентированный подход, реализуя его в рамках систем-ного социально-экономического управления. В этих условиях ры-ночный принцип «затраты--прибыль» уступает место основному принципу государственного регулирования -- «затраты--социальные приоритеты». Опираясь на этот принцип, государственное регулирование стремится обеспечить доступность важнейших услуг для всех слоев населения независимо от уровня их доходов.

Говоря о государственном вмешательстве в развитие той или иной сферы деятельности, надо иметь в виду, что ни одну из отрас-лей экономики не минует это вмешательство. Государство реализу-ет налоговую политику и использует запретительно-разрешитель-ные рычаги применительно к любой отрасли. Оно же осуществляет лоббирование отдельных отраслей в конкретных социально-эконо-мических условиях. Однако степень государственного вмешатель-ства различна. В важнейших отраслях социального комплекса -- здравоохранении, просвещении, культуре -- оно не только более за-метно, но и объективно необходимо.

Государственное регулирование может осуществляться в различ-ных формах:

1. Субсидирование потребителей на целевой основе. Такое субсидирование позволяет увеличить спрос на важнейшие услуги. К целевым субсидиям относятся стипендии, кредиты на полу-чение образования, жилищные кредиты, медицинское страхование, финансовая поддержка малообеспеченных слоев населения и т. д.

2. Субсидирование производителей услуг.

Оно имеет целью увеличить предложение на рынке услуг и может осуществляться в виде финансовой поддержки учреждений культу-ры, образования, здравоохранения, спорта и т. д. Источником такого субсидирования является государственный или муниципальный бюджет, а также различные целевые программы федерального, реги-онального или муниципального уровня.

3. Государственная собственность на факторы производ-ства.

Регулирующее влияние государства в развитие отраслей непро-изводственной сферы должно иметь определенные пределы. Напри-мер, необходимость введения бесплатных услуг и ограниченный объем инвестиционных источников могут привести к возникнове-нию дефицита, нормированию и очередности потребления услуг. Избежать этих недостатков позволяет рынок платных услуг. Но его активное развитие может сопровождаться ценовой дискриминацией малообеспеченных слоев населения и отсутствием возможности приобретения услуги для значительной части потребителей. В отраслях непроизводственной сферы, нацеленных на удовлетворение первоочередных потребностей человека, важнейших с точки зрения его жизнедеятельности, такое развитие рыночных отношений совер-шенно недопустимо

Значительная часть отраслей сферы услуг (в первую очередь про-изводственных услуг) получает эффективное развитие в условиях действия рыночного механизма, основанного на реализации платных услуг. Рынок платных услуг рассматривается в совокупности с то-варным рынком и подчиняется действию законов, свойственных ры-ночным отношениям. Но между рынком платных услуг и товарным рынком нет полного тождества. Их отличия обусловлены специфи-кой услуг как товара особого рода, а также спецификой экономичес-ких отношений, складывающихся на рынке платных услуг.

Экономические отношения, действующие на рынке услуг, отлича-ются, во-первых, более сильной мотивацией в экономическом пове- " дении рыночных субъектов. Применительно к потребителю она свя-зана со стремлением достичь определенного социального статуса. Утверждение социальной престижности выступает на рынке услуг одним из важнейших факторов формирования спроса. Такой мотива-цией, например, является стремление приобщиться к образу жизни среднего класса или хорошо обеспеченных слоев населения.

Что касается производителей, то и их экономическое поведение в значительной мере обусловлено социальными мотивами Так как производство услуг может осуществляться малыми предприятиями, функционирование которых не требует столь значительных инвес-тиций, как в сфере материального производства, то производитель имеет больше шансов в самовыражении своей личности и утвержде-нии социальной престижности. Такая мотивация выступает одним из факторов увеличения предложений на рынке услуг.

Другой особенностью рынка платных услуг является широкая воз-можность для экономических экспериментов. Здесь формируются, в частности, условия для применения современных форм хозяйствова-ния, поиска новых форм

Так, в России получили распространение такие формы хозяйство-вания, как кооперация, аренда и т п. Целесообразное сочетание раз-личных форм и методов ведения хозяйственной деятельности позволя-ет обеспечить гибкость и адаптивность рынка услуг, сбалансировать рыночный спрос и предложение.

Развитый рынок предполагает не только наличие рынка товаров, но и рынка разнообразных услуг. При этом рынок услуг следует рассматривать как сферу обмена услугами, являющимися результатом труда предприятий непроизводственной сферы.

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики и подчиняющейся этим законам. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей, которые обуславливают иной подход к предпринимательской, маркетинговой деятельности, направленных на удовлетворение спроса на услуги.

К основным особенностям рынка услуг можно отнести:

    высокую динамичность рыночных процессов , которая связана, с одной стороны, динамичным характером спроса на услуги (подверженного значительному влиянию временного фактора), с другой стороны, динамикой предложения на данном рынке (обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг);

    территориальную сегментацию. Территориальный (географический) критерий является определяющим, поскольку формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий сферы услуг зависят от особенностей территории, охваченной конкретным рынком;

    локальный характер. Испытывая влияние территориальных условий, рынок услуг приобретает четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются отличия от других, но сходные между собой социально-экономические характеристики. Таким образом, рынок услуг локализован в рамках территориальных образований, хотя масштабы этих образований могут быть различными;

    высокую скорость оборота капитала. Данная особенность связана с более коротким производственным циклом услуг и является одним из преимуществ бизнеса в сфере услуг;

    высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Эта особенность связана с невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также с временным и пространственным совпадением их производства и потребления. Эти свойства услуг создают определенные трудности в производственной и предпринимательской деятельности, поскольку обуславливают повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги и других факторов рыночной среды, а также увеличивают степень риска от их непредсказуемых изменений;

    специфику организации производства услуг. Как правило, производителями услуг являются малые и средние предприятия различного профиля, которые более эффективны в условиях локального рынка. Данные предприятия имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, так как обладают большей мобильностью;

    специфику процесса оказания услуги. Данная особенность обусловлена личным контактом производителя и потребителя, который создает условия для расширения коммуникативных связей и вместе с тем увеличивает требования к профессионально - квалификационным качествам, опыту, этике и культуре производителя.

    высокую степень дифференциации услуг. Спрос на услуги характеризуется диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией, что является предпосылкой появления новых нестандартных услуг. Данное свойство рынка услуг стимулирует инновационную деятельность предприятия этой сферы;

    неопределенность результата деятельности по оказанию услуги. Оценка деятельности по оказанию услуги возможна только после потребления услуги, так как во многих случаях на производство услуги оказывают влияние личные качества производителя. Первоначально могут быть использованы косвенные методы ее определения (аналоговый), которые в условиях высокой чувствительности рынка к изменению конъюнктуры факторов не всегда дают достаточно корректные результаты.

Рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково.

В системе социально-бытового обслуживания, общественного питания, торговли, в рекреационной сфере (в том числе туризме) рыночные отношения получили наибольшее развитие и формируют эффективный механизм удовлетворения потребностей общества.

В таких отраслях, как культура, здравоохранение, образование, рыночные отношения имеют свою специфику, а также ограниченные возможности. В данных отраслях присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные учреждения, занимающие, как правило, доминирующее положение. Активное государственное вмешательство в процесс производства и потребления подобных услуг объективно. Выделяют следующие причины вмешательства государства в деятельность отраслей непроизводственной сферы:

    Недееспособность рынка в ряде отраслей услуг . Мировой опыт показывает, что попытки обеспечить развитие образования, культуры, здравоохранения исключительно в рамках активных рыночных отношений создавали ситуацию так называемого «неполного рынка» (когда даже высокие средние показатели по обеспечению общественных потребностей в этих услугах сопровождаются полным исключением из их потребления большей части населения). Например, предоставление медицинских услуг в США на основе свободного рынка при высоких средних показателях лишило возможности пользоваться медицинской помощью около 17 млн граждан 1 . Данная проблема была решена только в начале 90-х гг. введением всеобщего государственного, медицинского страхования.

    Природа сферы услуг, ее генетическая основа . Непроизводственная сфера включает в себя сферу производства услуг и сопутствующих товаров, являющихся общественным благом. Она направлена на удовлетворение не только индивидуальных, но и общественных потребностей, свойствами которых являются: неделимость (т.е. невозможность предоставления отдельным лицам); невозможность действия принципа исключения (т.е. невозможность исключить индивида из процесса пользования этими благами). К чистым общественным благам в реальной действительности относятся: государственное управление, национальная безопасность, экологическое регулирование, противоэпидемические программы и т.д. Например, невозможно лишить индивида преимуществ, получаемых в результате обеспечения безопасности государства, проведения мероприятий по борьбе с массовыми заболеваниями, преступностью. В мировой практике предпринимались попытки искусственного деления некоторых общественных благ с целью их последующей продажи отдельным лицам и обеспечения возможностей для действия активных рыночных механизмов. Эти попытки привели к ситуации, когда число пользователей услуг превышает число покупателей услуг. Ярким примером данной проблемы являются услуги, предоставляемые музыкантами вне специальных организованных музыкальных программ. Аудитория слушателей значительно превышает число лиц, добровольно оплативших приобретение их услуги.

В этих условиях необходимо принуждение потребителей к оплате общественных благ, которое должно осуществляться государством в форме налогообложения.

    Проявление «внешних эффектов». К так называемым «внешним эффектам» относятся выгоды или издержки, выпадающие на долю лиц, не участвующих в рыночной сделке.

Рыночные отношения не могут ни компенсировать такие издержки, ни даже выявить их существование. «Внешний эффект» может быть как положительным (например, сокращение уровня заболеваемости), так и отрицательным (например, загрязнение окружающей среды). Действуя в рамках рыночных отношений, хозяйствующие субъекты не желают добровольно компенсировать экологический ущерб, наносимый их деятельностью, поэтому появляется необходимость применения единых, централизованных механизмов, регулирующих, в данном случае, экологическую ситуацию и являющихся прерогативой государства (например, на основе штрафных санкций).

    Естественная монополия государства в решении социальных проблем. Государство в своей деятельности опирается на социально-ориентированный подход с целью решения социальной задачи – обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всех членов общества. В этих условиях рыночный принцип «затраты – прибыль» уступает место основному принципу государственного регулирования – «затраты – социальные приоритеты». Опираясь на этот принцип, государственное регулирование стремится обеспечить доступность важнейших услуг для всех слоев населения независимо от их уровня доходов.

Следует отметить, что ни одна из отраслей экономики не минует государственного вмешательства. Государство реализует налоговую политику и использует запретительно-разрешительные рычаги применительно к любой отрасли, хотя степень государственного вмешательства различна.

В важнейших отраслях социального комплекса оно остро необходимо. Другая значительная часть отраслей сферы услуг получает эффективное развитие в условиях действия рыночного механизма, основанного на реализации платных услуг.