Служебная этика руководителя основные принципы и требования. Служебные этика и этикет: правила поведения работников и руководителя

1. Служебный этикет и такт

Французское слово «этикет» имеет в русском языке несколько зна­чений: «ярлык», «надпись», «этикетка», а также «церемониал», «этикет». Изначально оно обозначало колышек, к которому привя­зывалась бумажка с названием товара, а затем - саму бумажку с надписью. Позже понятие «этикет» обособилось от остальных зна­чений этого слова.

Этикет - совокупность правил поведения, установленных в коллективе и принятых как норма общения в различных жизнен­ных ситуациях. Можно также определить этикет как свод правил обхождения с людьми; как писаных (установленных), так и иных, передаваемых от человека к человеку неформально.

Этикет сотрудника органов внутренних дел - составная часть его нравственной, эстетической культуры, включающей регламен­тированные формы поведения и общения с гражданами. Знание норм и правил служебного этикета - один из важнейших показате­лей (и даже критериев) профессионализма и общей культуры со­трудника органов внутренних дел.

Этикет регулирует манеры. Манеры - способность держать себя, внешняя форма поведения. К манерам относятся некоторые осо­бенности речи (тон, интонация), жесты, мимика, походка.

Отличительной чертой служебного этикета сотрудника органов внутренних дел является его нормативный характер: общение здесь регламентировано уставами, приказами, наставлениями, инструк­циями, выполнение которых строго обязательно.

Основными нормами и правилами, обеспечивающими красоту отношений между сотрудниками органов внутренних дел, являются:

    строгая субординация;

    сознательная дисциплина;

    взаимное уважение;

    уважение к старшему по званию, должности, возрасту;

    исполнительность, пунктуальность, инициатива, выдержка, спо­койствие и т.п.

В служебной деятельности важно придерживаться норм субор­динации, основанных на обязательном подчинении младших старшим, правилах служебной дисциплины и четком разграничении профессиональных полномочий.

В свою очередь субординация предполагает: власть и подчине­ние, исполнительность, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчиненного через голову своего непосредственного руководителя, обозначение «рамок компетентности» в принятии управленческих решений, фиксацию служебных прав и обязанностей.

Нормы этикета - это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей го­раздо более приятным, чем при нарушении этих норм или пренеб­режение ими.

Основные нормы далеко не исчерпывают всех норм служебного этикета. В настоящее время разработаны специальные «напоминатели», содержащие правила поведения. Назначение их - помочь руководителям в организации как личного поведения, так и пове­дения подчиненных для создания благоприятного морально-психо­логического климата в коллективе.

    без нужды не критикуй, критика - средство, а не цель;

    не повторяй ни публично, ни один на один критические за-­ мечания в адрес человека, исправившего положение дела;

    без надобности в дела подчиненного не вмешивайся;

    умение отказываться от своего неверного решения важнее ложного престижа;

    убеждая, не пользуйся властью, пока не исчерпал все остальные средства;

    всегда благодари за хорошую работу, но не благодари за плохую;

    не делай замечания подчиненным в присутствии посторонних лиц;

    объектом критики чаще всего должна быть плохо выполненная работа, а не человек;

    критика ошибок подчиненных не должна убивать в них чувства самостоятельности;

    чем выше ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен посвящать перспективам;

    чем ниже ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен уделять человеческим отношениям, умениям говорить, разговаривать, слушать;

    никогда не раздражайся, имей терпение;

    никогда не ругайся (не матерись);

    не стыдись элегантности;

    позаботься о том, чтобы твои работники были освобождены от забот, отвлекающих их от работы; учись на своих ошибках; будь внимателен к чужому мнению;

    будь объективен в оценке предложений, исходящих от непри­ятных для тебя людей;

    будь внимателен и объективен к бесполезным предложениям. Отвергнуть грубо бесполезные предложения сейчас значит лишить себя возможности получать полезные предложения в будущем;

    при отклонении предложений будь тактичен и вежлив, однако стремление к вежливости не должно менять существа решения; работа не может проходить успешно, если создана атмосфера незаменимого руководителя;

    не бойся талантливых подчиненных, старайся поддержать их разумные начинания;

    знание возможностей своих сотрудников - достоинство и пре­имущество хорошего начальника;

    умение сочетать гуманность с требовательностью - предпо­сылка здорового морального климата в коллективе; отдавая распоряжения, будь краток;

    высшая форма неуважения к подчиненным - задержать на­чало работы из-за опоздания руководителя или неподготов­ленности совещания;

    хороший начальник делает замечания по мере обнаружения недостатков в работе подчиненных, плохой - копит их для публичного разноса;

    твоя уверенность в успехе дела - уверенность всего коллектива; будь краток в телефонных разговорах; умей подчиняться;

    если хочешь, чтобы подчиненные обладали полезными для работы качествами, выработай их у себя; занимайся только теми вопросами, для решения которых твое участие обязательно (твой опыт, кругозор, авторитет); ничто так не разлагает работу, как приписывание заслуг кол­лектива одному лицу;

    критикуя любого работника, создай обстановку, побуждаю­щую к деловым ответам и замечаниям; будь самокритичен;

    будь начальником лишь на работе. Вне трудового процесса ты равен любому работнику из членов коллектива;

    культурный человек здоровается первым;

    помни, что сомнительные источники информации (сплетни, пересуды) вредны прежде всего тебе;

    будь справедлив к служебной характеристике человека, даже если ваши отношения оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что его отношение к тебе - следствие твоих несовершенств;

    начиная служебную деятельность, позаботься о том, чтобы твои рациональные принципы работы с самого начала стали известны подчиненным;

    ты можешь иногда не проверять положительной оценки человека. Но не имеешь права использовать без проверки любые отрицательные характеристики своих подчиненных;

    будь бдителен к хвалящим тебя. Ищи мотивы их действий. Опасайся лести и чрезмерной похвалы;

    не пренебрегай знаниями мелочей жизни подчиненных, но не афишируй этих знаний (не делай из них без нужды предмета публичных выступлений);

    знание мотивов поступков людей - одна из основ формирования делового настроения;

    не забывай, что у подчиненных семья, а у членов семей есть знаменательные даты;

    требуй выполнения определенных правил, проверь, выполняешь ли ты их сам;

    предпочитай приятному, но неинициативному работнику «ершистого»;

    помни, что твои недостатки умножаются на число подчиненных, для которых ты большой авторитет и объект подражания.

Служебная этика выполняет много различных функций. Она спо­собствует сплочению сотрудников, организации здорового психоло­гического климата, обеспечению эффективности служебной деятель­ности, нравственному и эстетическому воспитанию.

Служебный этикет включает в себя и нормы неофициальных отношений, основу которых составляет вежливость, тактичность, скромность, деликатность, точность и обязательность.

Данные качества делают процесс общения приятным, радостным, интересным, они способствуют проявлению взаимопонимания, до­верия, симпатии между людьми.

Напротив, несдержанность, расхлябанность, несобранность, фа­мильярность, неумеренная жестикуляция, привычка хватать собе­седника за одежду, за руки, смотреть в сторону во время разговора, перебивать речь и т.п. являются антиэстетическими качествами манеры, свидетельствуют о низкой культуре человека, неразвитости его чувств, вкусов, представлений. Они не способствуют взаимопо­ниманию между людьми, а сам процесс общения делают тягостным и неприятным.

К общепринятым нормам и правилам поведения относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и прав­дивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, от­зывчивость и чуткость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаи­моуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» - всем известно это ставшее крылатым выражение М. Сервантеса. В вежливости проявляется тонкость душевной орга­низации человека, за ней стоит его воспитанность, она предполага­ет интеллектуальность, интеллигентность и просто доброе отноше­ние к людям, она составляет потребность культурных людей. Каж­дый хочет, чтобы в нем видели прежде всего человека и относились к нему по-человечески.

«Воспитанные люди, - писал А.П. Чехов, - по моему мне­нию, должны удовлетворять следующим условиям: они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня... Если они имеют в себе талант, то уважают его... Они воспитывают в себе эстетику».

Вежливость проявляется во всех сферах жизни и деятельности сотрудников: в службе, учебе, быту; в их отношениях с гражданами; в отношениях с правонарушителями, потерпевшими, свидетелями; в общении между самими сотрудниками (начальником и подчинен­ным, старшим и младшим или равными по должности и званию). Вежливость включает в себя систему различных по содержанию правил, в которых закреплены наиболее целесообразные формы контактов между людьми, а именно: уважительное отношение к людям, доброжелательность, внимательность и проявление подлин­ного интереса к человеку, готовность вовремя помочь и оказать ус­лугу каждому, кто в этом нуждается; уступить место, дорогу, про­пустить вперед и т.д.; стремление не беспокоить человека своими действиями, привычку извиниться за невольно доставленные чело­веку неудобства и т.д. Противоположностью вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Чуткость к людям, связанная с вежливым обращением, порож­дает деликатность. Деликатный человек своим поведением может предупредить всякую грубость. Оценив ситуацию, он выбирает такие слова и действует таким образом, что возникший конфликт исчерпывается.

Учтивость выражает точное и вместе с тем сдержанное соблю­дение внешних форм уважения. Корректность - вежливо-строгое, холодное, официально-уважительное отношение к человеку.

Соблюдение указанных правил общения каждым сотрудником милиции отвечает интересам всех. На службе их выполнение спо­собствует достижению главной цели деятельности - утверждению законности, справедливости и правопорядка, дает возможность из­бежать многих конфликтных ситуаций, вольных или невольных ошибок при ведении различных дел, помогает сплочению коллек­тива, созданию здорового морально-психологического климата и устранению того, что мешает интересам дела. В личных отношениях их соблюдение способствует взаимопониманию, установлению по­зитивной моральной атмосферы.

В процессе общения между людьми часто возникают такие трудные, нестандартные и противоречивые ситуации, в которых честь и достоинство людей не всегда могут быть обеспечены соблю­дением лишь одних правил вежливости. В таких ситуациях сотруд­ник должен найти необходимую форму общения - нужное слово, нестандартное действие, отказавшись от привычных форм поведе­ния, т.е. он должен проявить такт.

Профессиональный такт - это проявление по отношению к другим людям чувства меры, сдержанности, предусмотрительности и приличия. Сотруднику органов внутренних дел в ряде ситуаций (например, связанных с реальным риском для жизни) очень сложно оставаться постоянно тактичным, но служебное положение незави­симо от должности или звания обязывает его быть таковым.

Бестактность может причинить человеку обиду и даже страда­ния (досаду, неприятность, унижение достоинства), хотя «обидчик» и не питает к собеседнику недоброжелательности и даже уважает его. Способность сотрудника органов внутренних дел избежать этих крайностей в своем поведении - важнейшее свойство такта.

Ситуации, требующие от сотрудников ОВД проявления такта, весьма многообразны. Чувство меры, такта необходимо в служеб­ных отношениях (отношениях начальника к подчиненным и под­чиненных к начальнику, в отношениях сотрудников к гражданам при их приеме, на посту, особенно при задержании, обыске, веде­нии следствия, допроса и т.д.); в поведении в общественных местах (на улице, транспорте, театре, кино и т.п.); в быту - при приеме гостей и т.д. Главным назначением такта во всех отношениях явля­ется создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для общения между людьми, устранение причин, ведущих к конфликт­ным ситуациям, и сохранение взаимоуважения, доброжелательности между людьми.

Дать сотрудникам органов внутренних дел рецепт поведения на все случаи жизни невозможно. Выработать же устойчивую внутрен­нюю меру поведения - одна из важных задач нравственного воспи­тания. Подобно убеждению, тактичность не заучивается, а выраба­тывается путем освоения всей системы нравственных ценностей, самостоятельной активной деятельности и нравственного воспита­ния, самовоспитанием достоинства личности.

Высокое чувство собственного достоинства, основанное на пра­вильной оценке своих возможностей и способностей, знании сильных и слабых сторон своего характера, является необходимым свойст­вом культуры общения, стиля поведения каждого человека.

Простота - предполагает нетерпимость ко всему показному, к пышности, всякого рода излишествам. Простота и скромность - высшие достоинства человека.

Скромность - моральное качество, проявляющееся в том, что сотрудник не признает и не выставляет напоказ своих особых за­слуг, достоинств и особых прав, добровольно подчиняется требова­ниям дисциплины, относится ко всем людям с уважением и одно­временно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Честность - моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежден­ность в правоте дела, искренность перед другими и перед собой. Это прямота поступков и поведения, твердость, принципиальность, верность своему слову, вытекающие из глубокой идейной убежден­ности человека. Антиподами честности являются предательство, обман, ложь, воровство, лицемерие, очковтирательство.

Правдивость - моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить только правду, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел.

Принципиальность - нравственное качество, означающее верность определенной идее в убеждениях и последовательное проявление ее в поведении. Принципиальность теснейшим образом связана с тре­бовательностью и чуткостью.

Требовательность - к людям и к себе - предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение. Требовательность должна сочетаться с подлинным уважением человеческого достоинства.

Все эти нормы органически связаны и обусловливают друг друга. Важно помнить, что в дурно воспитанном человеке смелость при­нимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, ост­роумие - шутовством, простота - неотесанностью, добродушие - льстивостью.

Таковы основные общечеловеческие правила этикета, обуслов­ливающие красоту и изящество манер поведения.

Выделим основные нормы служебной этики работников сервисной деятельности:

  • - внимательность, вежливость;
  • - выдержка, терпение, умение владеть собой;
  • - хорошие манеры и культура речи, развитый вербальный аппарат;
  • - способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, - успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон.

Работники контактной зоны в дополнение к этим этическим нормам должны также проявлять:

  • - обходительность, любезность;
  • - радушие, доброжелательность;
  • - тактичность, сдержанность, заботу о потребителе;
  • - самокритичность;
  • - готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания сразу несколько человек или разные операции, которые осуществляются в процессе обслуживания;
  • - умение держаться спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или напряжённого дня;
  • - умение избегать неудовольствий клиентов и конфликтов;
  • - устойчивость к стрессам.

Работнику сервиса абсолютно противопоказаны:

  • - грубость, бестактность, невнимательность, чёрствость;
  • - нечестность, лицемерие;
  • - воровство, жадность, эгоизм;
  • - болтливость, разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем-либо их недостатков и слабостей;
  • - неуступчивость, желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.

Серьёзные ошибки начинающих работников сервиса нередко бывают связаны с обидчивостью, с завышенными эстетическими требованиями по отношению к клиентам, что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников.

Если работник допустил ошибку, он должен найти в себе силы извиниться перед клиентом. Целесообразно к каждому клиенту подстраиваться (но не подлаживаться), развернув своё мастерство и умения навстречу его пожеланиям. При этом важно следить, чтобы в процессе обслуживания указанные качества не переходили в иные, неконструктивные (готовность прийти на помощь клиенту не должна переходить в угодливость, радушие - в навязчивость и подобострастие, терпение - в безразличие).

В сфере услуг важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. Многих указанных выше нравственных принципов и этических норм работник должен придерживаться и в отношении с коллегами. На сервисном предприятии особое значение приобретает нравственный климат, где отсутствуют конфликты и склока, где все относятся друг к другу с уважением и вниманием. Исключительно важно создать в сервисном коллективе атмосферу взаимопомощи, умение трудиться совместно и в команде. Всё это помогает общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.

Перечисленные выше профессиональные и общественные требования к этике сервисной деятельности не должны создавать представления, что в сервисном обслуживании могут работать лишь совершенные в нравственном отношении личности.

В данном случае необходимо учесть стремление самого работника к внутреннему развитию. Человек, который по своим чертам характера и социальным качествам способен и действительно хочет работать в сфере сервиса, рано или поздно придёт к признанию важности высоких этических требований и культурных норм. У него возникнет искреннее желание сформировать у себя аналогичные качества характера и руководствоваться соответствующими принципами поведения. Он не сочтёт для себя зазорным учиться у тех мастеров обслуживания, у которых такие принципы глубоко развиты. Его убеждённость в эффективности подобного стиля общения будет тем прочнее, чем яснее он будет видеть: что успешно регулирует взаимоотношения между производителями услуг и клиентами, облегчает трудовой процесс, позволяет работать с большей отдачей.

Процесс овладения принципами профессиональной этики сервиса доступен для большинства работников сферы сервиса. Но чтобы этот процесс был успешным, работник должен приложить немало усилий для формирования у себя соответствующих ценностных ориентиров, качеств характера, привычек. Это нелегко и требует немалых усилий. Во многом облегчает этот процесс неукоснительное следование правилам служебного этикета.

Служебный этикет работников сервисной деятельности - это совокупность зафиксированных норм, безальтернативных правил поведения, обусловленных служебным положением сотрудников фирмы, которым работник обязан следовать привычно, почти автоматически.

Культура обслуживания невозможна без эстетических компонентов. Эстетика обслуживания связана с художественными аспектами услуги, с внешними формами окружающих предметов, которые оцениваются как красивые, гармоничные. Печать хорошего вкуса, удобства и гармонии должна чувствоваться на всех материальных предметах, которые сопровождают процесс обслуживания (на здании и его архитектуры, интерьере помещений, на организации рабочих мест; особое внимание должно уделяться освещению и колориту интерьера) .

Эстетическая культура работника сервиса связана с его внешним видом (одеждой, обувью, причёской, аксессуарами). Его внешний вид в целом должен соответствовать служебным целям и согласоваться с интерьером. Поэтому во многих фирмах предпочитают одеть работников в униформу, которая разрабатывается специально и не должна выглядеть уныло или стандартно. Элементы эстетики должны также присутствовать в эмблеме фирмы, отражаться в дизайне оборудования, на упаковке товаров, сопровождающих обслуживание, и т.п.

Таким образом, мы выделили этические основы для деятельности работников СКСиТ, в дальнейшем изложении мы, используя полученные данные, выделим основные этические нормы женщины руководителя в сфере СКСиТ, остановившись на психологических особенностях женщины руководителя в частности и на гендерных аспектах этой проблемы в общем.

Самым широким понятием в сфере профессиональной морали является термин служебная этика , под которой принято понимать совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, поступивший на службу, будь то в правоохранительных органах, на военную или гражданскую службу. Подавляющая часть установленных норм формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Можно выделить общие требования служебной этики:

  • 1. Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.
  • 2. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.
  • 3. Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы:

Первая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый - подчинённый, руководитель-руководитель).

Вторая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель). Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору. Требования данной группы мы рассмотрим в следующих вопросах лекции.

А в рамках данного вопроса обратимся к основам служебной этики в трех видах государственной службы: военной, правоохранительной и гражданской. Так, основой служебной этики военнослужащего является понятие воинского долга. Нравственная культура военнослужащего проявляется в способности личности воина, офицера сознательно и по собственной воле воплощать в жизнь требования моральных норм и воинского долга. Служебная этика военного проявляется также в способности осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется слаженным сочетанием личных и общественных интересов. На практике нравственная культура военнослужащих реализуется в следующих направлениях: поведение межличностный этика

  • · верность военной присяге и боевому знамени части;
  • · добросовестное выполнение служебно-боевых и военно-профессиональных обязанностей;
  • · четкое следование традициям войскового товарищества и приумножение морально-боевых качеств российской армии;
  • · готовность по совести и долгу преодолевать все трудности военной службы, а не за материальное вознаграждение и служебную карьеру.

Чтобы деятельность военнослужащего не превращалась в работу обычного наемника, его служба обязательно должна быть подкреплена идеей, которая будет призывать к действиям, консолидировать и даже вдохновлять на подвиги. Включая таки подвиги как выполнение рутинной работы на службе в мирное время (это тоже подвиг). Таким нравственным основанием должны выступать чувства национальной идентичности и патриотизм. Армия без нравственных идеалов и верности своему военному долгу перед Отечеством, любви к Родине, не только теряет способность защищать государство, но может быть опасна для своего собственного народа.

Военная этика предполагает, чтобы каждый военнослужащий осознавал личную ответственность за защиту государства и выполнял вверенные ему обязательства добросовестно и честно. Он должен быть готов к преодолению повседневных трудностей, к ведению боевых действий в условиях применения современных средств вооруженной борьбы. Военнослужащий должен дорожить боевой славой Вооруженных Сил, честью Боевого Знамени, своим званием военнослужащего вооруженных сил Российской Федерации и чтить боевые традиции армии.

Основу служебной этики правоохранительных органов составляют те общественно-значимые задачи, которые стоят перед правоохранительной службой. Правоохранительные органы обеспечивают сохранение правопорядка, законности, следят за соблюдением прав и законных интересов граждан. Моральную основу деятельности сотрудников правоохранительных органов также составляют патриотическое воспитание, чувство принадлежности, сопричастности нации, долг перед государством, служение Отечеству.

Главной сущностью правоохранительной службы является служение закону . Но при этом следует помнить, что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественного блага. И закон будет служить благу только при условии, если он осознается обществом как воплощение справедливости и высшего нравственного начала, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность общества и государства. Для того, чтобы так было на практике каждый сотрудник правоохранительных органов должен быть в любую минуту готов совершить сложный моральный выбор в пользу нравственности, поскольку не каждую ситуацию из жизни людей можно разрешить только правовыми нормами, на помощь приходят именно моральные ориентиры. Отсюда, сотрудники правоохранительных органов должны вести себя таким образом, чтобы смогли оказывать положительное воспитательное воздействие на граждан.

Или, говоря словами И. Канта, служащие должны поступать так, чтобы их поведение могло стать основой всеобщего законодательства.

Высокая морально-психологическая и физическая напряженность труда сотрудников правоохранительных органов, нередко связанного с риском для их жизни и здоровья, взаимодействие не с лучшими гранями общественной жизни, не может не накладывать отпечаток на моральный облик сотрудника и его нравственное здоровье. Поэтому только морально-волевые способности и настоящие духовные силы могут сделать службу сотрудника правоохранительных органов действенной и обеспечивающей порядок и законность в обществе.

Применительно к этике государственной гражданской службы , как и на государственной службе в целом, основу нравственности составляют верность государству, честная служба, добросовестное выполнение должностных обязанностей и др. Особое внимание в данном виде службы уделяется вопросам личной заинтересованности и поиске личной выгоды при исполнении служебных обязанностей. Поэтому ключевыми элементами служебной этики гражданской службы являются:

  • · чувство ответственности перед людьми за результаты своей деятельности;
  • · честная и бескорыстная работа на гражданской службе;
  • · принципиальность и стремление безукоризненно выполнять возложенные на служащего задачи;
  • · стремление к общему благу, осознание последствий принимаемых и исполняемых решений, затрагивающих интересы значительного числа людей.

Обращаясь к служебной этике на муниципальной службе , выделим ряд специфических моментов этического регулирования в этой сфере. За муниципальными служащими закреплена обязанность выполнять задачи местного значения, они должны, вместе со своими руководителями нести моральную ответственность за положение дел в муниципальном образовании, в котором служат. К принципам служебного поведения муниципальных служащих относятся:

  • · исполнение должностных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы муниципальных органов;
  • · осуществление своей деятельности в пределах полномочий соответствующего муниципального органа;
  • · воздержание от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей,
  • · избегание конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации муниципальных служащих или авторитету муниципальных органов.

Это часть принципов, относящихся к служебному поведению муниципальных служащих. Эти и другие принципы полностью соответствуют установленным этическим принципам государственной гражданской службы, ограничиваясь только территориальной принадлежностью и вопросами местного значения.

В результате освоения данной главы студент должен:

Знать

Общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя;

Основные требования к этике руководителя, этике приказов и поручений;

Уметь

Различать основные (органические) и неосновные функции руководителя для обеспечения эффективности руководства и управления;

Ставить задачу на определение факторов, обусловливающих модель отношений руководителя и подчиненного в конкретной ситуации;

Владеть

Навыками создания в коллективе благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимопонимания;

Навыками эффективного руководства, соблюдения этики приказов и поручений, организации коллективной работы.

Место и роль руководителя в системе государственного и муниципального управления. Понятие "органических функций" руководителя

На эффективность работы и моральную устойчивость сотрудников организации влияет, как уже отмечалось, множество факторов как субъективных, так и объективных. Это и уровень нравственного развития работников, нравственное воспитание, и условия труда и быта, и уровень материального благосостояния, и многое другое. Однако определяющее значение все же имеет характер взаимоотношений, которые складываются в коллективе. Особое значение здесь имеют традиции организации, положительный моральный опыт, личность руководителя.

Любая организация сильна прежде всего своим руководителем. Более того, специфика управленческой деятельности, связанная с иерархией и субординацией отношений, обезличиванием бюрократического аппарата, придают роли руководителя особую важность. Именно от руководителя в определяющей степени зависит создание благоприятного нравственного климата в коллективе. С другой стороны, успех самого руководителя всецело зависит от его способности создать нравственно здоровый коллектив.

В научном смысле слова руководство как частный случай управления, включающий в себя совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненными, представляет собой деятельность, направленную на побуждение работников к достижению поставленных целей путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.



Считается, что хороший руководитель – это руководитель, который:

1) умеет строить отношения с коллективом;

2) знает типичные ошибки руководителей и старается не допускать их.

В литературе по менеджменту даются следующие советы по реорганизации взаимоотношений в коллективе:

Первейшая задача – четкое разграничение обязанностей (каждый сотрудник должен знать круг своих полномочий);

Необходимо разработать схему взаимоотношений в организации и схему потоков информации (на верх управления должно поступать не более 30% информации о состоянии дел внизу);

Не делать работу за других (с этой целью важно с самого начала разработать должностные инструкции для всех сотрудников);

У каждого работника должен быть один начальник (лучший способ быть справедливым начальником – не вмешиваться в дела нижестоящего руководителя, который сам может спросить со своих подчиненных и отвечать за свои действия);

Не следует контролировать действия своих подчиненных (необходимо контролировать только результаты их работы, для чего рекомендуется иметь график промежуточных результатов, карточки взаимных заданий для себя и подчиненных);

Оценивать следует обстоятельства, а не людей (при оценке результатов работы подчиненных не следует переходить на личность).

Исследования указывают на целый ряд типичных ошибок руководителей, связанных с их неадекватным поведением, нарушающих их нормальные отношения с подчиненными, приводящих к внутригрупповым конфликтам. К ним относят такие ситуации, когда:

За ошибки одного отвечает другой;

Решение принимается без участия сотрудника;

Критика и разбирательства происходят в присутствии третьих лиц или в отсутствии работника;

Руководитель не способен признать свои ошибки и пытается найти виновных среди подчиненных;

От сотрудника скрывается важная для него информация;

Руководитель жалуется на своих подчиненных вышестоящему начальству;

Работник, профессионально пригодный для занятия более высокой должности, не продвигается по службе;

К разным членам коллектива предъявляются разные требования (у руководителя есть приближенные и отверженные);

Поощрения за труд предоставляются несправедливо (не в соответствии с заслугами).

Одним из определяющих факторов в деятельности руководителя является стиль руководства. Как социально-поведенческая категория он не сводится только к манере воздействия руководителя на управленческие отношения. Это более широкое, качественное понятие, предполагающее высокий уровень культуры личности руководителя, наличие у него необходимых нравственных качеств. В основе стиля руководства лежит соответствие целей и средств, формы и содержания. В конечном счете – это качество мышления и действия, подразумевающее знания, умение субъекта управления анализировать ситуацию, использовать субъективные и объективные факторы для взаимодействия с объектом управления, выбора методов достижения целей, гармонизации взаимодействия участников управленческих отношений.

На стиль руководства оказывают влияние различные факторы. Это могут быть и особенность конкретной ситуации, и характер решаемых задач, и особенности организации.

Определяющее влияние на стиль руководства оказывают черты личности самого руководителя. Практика управления знает два наиболее распространенных типа руководителя : 1) руководитель, сосредоточенный на работе; 2) руководитель, сосредоточенный на человеке. Руководитель первого тина использует преимущественно технократические методы управления. Он посвящает все свое время тому, что скрупулезно распределяет производственные роли между подчиненными, расписывает задания, планирует и составляет графики работы, разрабатывает подходы к их выполнению, постоянно сообщает подчиненным свое беспокойство о выполнении задания. Для руководителя второго типа характерны другие приоритеты: он всегда участвует в двустороннем общении, обеспечивает участие подчиненных в принятии решений, общается с ними в одобрительной и неугрожающей манере, даст людям возможность удовлетворить свои потребности, связанные с работой.

Существуют различные точки зрения по вопросу об оптимальном стиле руководства. Немецкая школа управления суть оптимального стиля руководства сводит к формуле: приводить сотрудников к успеху и самореализации. С точки зрения немецких авторов В. Зигерта и Л. Ланга, стиль руководства формируется в зависимости от взаимодействия трех факторов: 1) характера (структуры) личности руководителя; 2) компетентности сотрудников; 3) ситуации, в которой находятся руководитель и сотрудники.

Американские исследователи Р. Блейк и Дж. Мутон на основе использования двух параметров (внимания к человеку и внимания к производству) предложили известную сегодня в науке управления классификацию стилей руководства ("управленческая решетка"), выделив в качестве основных пять стилей руководства (рис. 10.1).

На рисунке по оси х представлена степень учета интересов производства, по оси у – степень учета интересов личности.

Рис. 10.1. Пять стилей руководства Р. Блейка и Дж. Мутона

1. (1.1) – стиль руководства "невмешательство" (обедненное управление). Для этого стиля руководства характерен низкий уровень заботы руководителя как о результатах работы коллектива, так и людях. Главная цель руководителя – сохранить должность.

2. (1.9) – стиль руководства "теплая кампания" (управление в духе загородного клуба, "дома отдыха"). Такой стиль руководства характеризуется высоким уровнем заботы о людях, вниманием к их интересам, стремлением к установлению дружеских отношений, приятной комфортной атмосферы, удобных темпов работы. Результатам работы не придается особого значения.

3. (9.1) – стиль руководства "задача" (власть – подчинение). При этом стиле руководства руководитель целиком сосредоточен на решении производственных задач, использует преимущественно принудительные методы управления. Человеческий фактор недооценивается либо игнорируется.

4. (5.5) – стиль руководства "золотая середина" ("организация"), Руководитель стремится сбалансировать интересы персонала и производственные интересы, не требуя слишком многого от сотрудников, но и не занимаясь попустительством.

5. (9.9) – стиль руководства "команда" (групповое управление). Лучший стиль руководства, основанный на оптимальном соединении интересов производства и коллектива. Производственные успехи обусловлены преданностью людей своей работе, доверие и уважение достигается через взаимозависимость от общей цели.

Известный в Европе польский ученый Станислав Ковалевский в блестяще написанном исследовании "Руководитель и подчиненный" считал очень важным для руководителя ставить себя в положение подчиненных для более эффективного руководства ими.

Одна из самых сложных проблем для руководителя (кроме известного конфликта между срочным и важным) – определить то, что он должен сделать сам, а что может поручить своим подчиненным, делегируя им некоторые свои полномочия. Осуществляя руководство организацией, руководитель не только должен знать свои основные функции, но и уметь отделить их от второстепенных своих обязанностей с тем, чтобы проверить, не упущено ли что-либо в руководстве и не тратит ли он время на постороннее. Ст. Ковалевский назвал эти функции "органическими", подчеркнув тем самым, что их руководитель не должен передавать кому бы то ни было, должен оставлять за собой, осуществлять лично и постоянно. По мнению ученого, перечень органических функций не только позволяет лицу, занимающему ту или иную руководящую должность, уменьшить свою нагрузку и сосредоточить внимание на главном, но и определяет эту должность. Отсутствие органических функций руководящей должности указывает на бесполезность этой должности и необходимость ее реорганизации.

Ст. Ковалевский выделил следующие типовые органические функции руководителя.

1. Забота о повышении квалификации персонала организации, создание для этого необходимых условий и соответствующей атмосферы.

2. Согласование интересов в коллективе.

3. Обеспечение мотивации работников, включающей как мотивацию общего характера, так и мотивацию в области обмена опытом и знаниями, информирование подчиненных о результатах их работы.

4. Обеспечение стабильности организации.

5. Формирование ценностей организации, корпоративной культуры на благо всего коллектива.

По мнению Ковалевского, руководитель, вступая в должность, должен прежде всего определить последовательность своих действий.

Первым его шагом должно стать составление перечня своих органических функций; вторым – сопоставление органических функций с официально установленным кругом задач и устранение расхождений, передача подчиненным тех функций, которые выходят за рамки органических функций; третьим – определение важности каждой функции, позволяющее избежать одностороннего внимания к какой-то одной стороне управленческого процесса; четвертым – точное распределение задач (кто должен выполнять эти задачи).

Важная составляющая действий руководителя – поиск стратегического или ограничивающего фактора (слабого звена в работе руководителя), мешающего в полной мере использовать и рабочую силу, и материальные ресурсы. Часто сам руководитель ставит себя в ситуацию, когда вынужден откладывать важные дела ради решения сиюминутных проблем, разрываясь между срочным и важным. Однако практика показывает, что если реагировать только на то, что в данный момент необходимо, легко потерять контроль над своим временем.

В литературе по менеджменту сформулировано несколько вопросов, ответив на которые, руководитель может определить качество осуществляемого им руководства:

Развивают ли подчиненные мне люди свои способности?

Растет ли их способность принимать решения и брать на себя ответственность?

Учатся ли они сотрудничать со своими коллегами?

Участвуют ли они в принятии решений?

Чувствуют ли они мое поощрение и поддержку?

Помогает ли им мое руководство стать лучше и работать более производительно?

Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Служебный этикет - казалось бы само собой разумеющееся явление. Соблюдать его на работе должен каждый. Но, тем не менее, зачастую все происходит совсем не так. Часто служебный этикет попросту игнорируется. Отсюда и ссоры, и мелкие конфликты, и разговоры за спиной, и прочие неприятные моменты.

Неумение вести себя в коллективе, незнание того, каким должен быть служебный этикет, способны уронить авторитет даже весьма грамотного, уважаемого сотрудника. Ведь служебная обстановка предполагает доброжелательное отношение, внимание друг к другу. Таким образом, в том числе и соблюдение всеми сотрудниками норм служебного этикета, наряду со многими другими факторами, способствует успешному и качественному решению производственных задач.

Итак, служебный этикет представляет собой тот самый неписанный свод правил поведения, который позволяет не попасть впросак, построить правильные взаимоотношения с коллегами, не поставить других, да и себя, в неловкое положение. Соблюдение этих правил требует собранности и самодисциплины. А начать, прежде всего, следует, конечно же, со своего внешнего вида. Неприемлема на работе неряшливая одежда, потертые джинсы, вытянутые джемпера, неопрятный внешний вид. Но не следует одеваться и слишком ярко, стараясь выделиться и показаться очень модным. Не нужно использовать большое количество украшений, наносить слишком яркий макияж. И тот, и другой вариант в офисе неприемлем и вызовет только непонимание со стороны коллег. Офисный стиль - это, прежде всего, строгость и сдержанность, опрятность и аккуратность. При этом не следует обсуждать внешний вид коллег. Правильнее будет сказать о недостатках человеку наедине, в деликатной форме.

Соблюдение этикета начинается уже с самого прихода на работу, с приветствия. Первым здоровается тот, кто входит в помещение. При этом за руку здороваться необязательно. Не следует делать этого, если в офисе находится много человек.

Служебный этикет предполагает тактичную форму общения между коллегами. Здесь не должно быть ни неуважения, ни панибратства. Даже когда нужно сделать замечание, выразить неодобрение или высказать критику, делать это нужно тактично. Замечание должно делаться только по существу, справедливо, так, чтобы собеседнику было понятно, в чем он неправ, и как исправить ошибку. Критика должна быть объективной и доброжелательной. Недопустимо, критикуя, унижать человека. Запрещаются грубость, язвительность, оскорбительные определения. Все это относиться не только к коллегам по работе, но и к руководителям.

Отношения в коллективе могут складываться по-разному. Всегда есть более и менее опытные сотрудники, более и менее образованные и талантливые. Но воспитанный человек никогда не будет подчеркивать свои достоинства, унижая при этом других. Надо уметь радоваться успехам своих коллег, хотя иногда многим это дается трудно. Соблюдение служебного этикета подразумевает поддержку и взаимную помощь, вежливость и деловую обязательность. Так, не следует опаздывать на совещания, перекладывать часть своей работы на коллег, забывать о данных обещаниях. Таким образом, правила служебного этикета элементарны и просты. Они всем известны, а их соблюдение способствует и улучшению взаимоотношений в коллективе, и эффективности работы, и личному успеху каждого.