Таможенный союз российской федерации. Что такое таможенный союз, его значение

Отрасль права – совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

Отрасль права - совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен. Например, общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения объединены в Конституционном праве; общественные отношения в сфере наемного труда, правоотношения между наемными работниками и предприятием (организацией) работодателем объединены в группу норм Трудового права. Аналогично по другим, смотри ниже - определение отраслей.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует. Существует два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод - субординация между участниками правоотношения (т.е. один субъект находится в подчиненном положении по отношению к другому), содержит строгие предписания, выполнение которых обязательно. Применяется в публично-правовых отраслях при регулировании властеотношений (конституционное, административное, финансовое, уголовное право).

Диспозитивный метод - предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношения власти и подчинения, предоставляет право выбора варианта поведения. Применяется в частно-правовой сфере (гражданское, семейное право).

В любой отрасли присутствуют указанные два метода правового регулирования (т.е. имеются и императивные и диспозитивные нормы). В зависимости от того, какой метод правового регулирования преобладает - выделяют частное право (преобладают диспозитивные нормы и метод, соответственно диспозитивный) и публичное право (преобладают императивные нормы и метод соответственно императивный).

Классификация отраслей права

По особенностям юридических режимов все отрасли права принято подразделять:

1) на профилирующие, базовые отрасли. К этому виду отраслей относятся отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право;

2) специальные отрасли, в рамках которых правовые режимы изменены и приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право;

3) комплексные отрасли, отличительным признаком которых является соединение разнородных правовых институтов из профилирующих и специальных отраслей: торговое право, морское право.

Кроме этого отрасли права можно разделить на: материальные (регулируют непосредственно общественные отношения) и процессуальные (регламентируют порядок правового регулирования материальных отраслей). Например,

К материальным относятся:

Конституционное право. Занимает центральное место среди остальных отраслей права. Регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения. Конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права. Опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования. Главный источник - Конституция РФ - правовой акт высшей юридической силы.

Гражданское право. Регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Опирается на диспозитивный метод правового регулирования. Основной источник - Гражданский кодекс РФ.

Уголовное право. Регулирует общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью - системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, размеров и видов наказаний за их совершение). Опирается на императивный (властный) метод правового регулирования. Имеет в качестве основного источника УК РФ.

Семейное право. Регулирует юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т.д.). Метод диспозитивный. Главный источник СК РФ.

К процессуальным относятся:

Гражданско-процессуальное право. Предмет правового регулирования - процедура гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установление фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования). Опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Главный источник - Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право . Регулирует процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства (порядок привлечения к уголовной ответственности, возбуждение уголовного дела, расследование, рассмотрение в суде, вынесение приговора, обжалование и пересмотр приговора). Опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Основной источник - УПК РФ.

27-05-2011

Отрасль права – это отдельный элемент общей системы права, объединяющий правовые нормы призванные регулировать конкретную область отношений. Характеризуется отрасль наличием определенного метода и предмета правового регулирования.

Существующие отрасли

Отрасль в свою очередь подразделяется на обособленные, но взаимосвязанные части, называемые институтами права. В настоящее время все правовое поле делится на следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, уголовное, экологическое, гражданское, семейное, трудовое, земельное, исправительно-трудовое, уголовное процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, международное публичное и международное частное право.

Краткое описание

Конституционное право – основополагающая отрасль правовой системы, объединяющая нормы регулирующие основы как общественного, так и государственного строя. Определяет права и , исполнительной власти и должностных лиц, компетенцию высших органов власти.

Административное право – объединяет нормы регулирующие сферу государственного управления, права и компетенцию государственных органов и должностных лиц, регулируют отношения между ними и гражданами, определяет виды административных правонарушений и ответственность за них.

Финансовое право – регулирует отношения связанные с созданием, распределением и использованием финансовых фондов государства. Регулирует все имущественные отношения, возникающие в государстве.

Уголовное право – нормы определяющие принципы уголовной ответственности, виды преступлений и ответственность за них. Нормы уголовного права носят в основном запретительный характер.

Гражданское право – основополагающее право, предметом регулирования которого являются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения граждан. В эту отрасль входят наследственное, авторское, изобретательское и предпринимательское право.

Экологическое право – новая , нормы которого регулируют действия граждан, юридических лиц и государства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Семейное право – регулирует личные неимущественные отношения граждан в браке и семье, а также родство, усыновление, опека и связанные с этим имущественные отношения.

Трудовое право – регулирует отношения между работником и работодателем во всех проявлениях, на государственных и частных предприятиях, учреждениях и организациях.

Земельное право – право регулирующее отношения по поводу владения, эксплуатации и пользования землей. Регулирует все вопросы связанные с обработкой, повышением плодородия, охраны земельных ресурсов.

Исправительно-трудовое право – нормы этой отрасли регулируют вопросы связанные с отбыванием наказания, условиями нахождения осужденных лиц в исправительно-трудовых учреждениях, условиями функционирования этих учреждений и всей системы исполнения наказания.

Уголовное процессуальное право – определяет порядок ведения уголовных дел во время дознания, следствия и порядок рассмотрения дела судом.

Гражданское процессуальное право – публичное право, регулирующее гражданское судопроизводство: дела, вытекающие из семейных, трудовых, экологических, земельных и части административных споров.

Арбитражное процессуальное право – определяет нормы регулирующие отношения между между собой и между ними и государственными органами, а также регулирует некоторые административные споры.

Международное публичное право – не является частью национального права. Объединяет договора, конвекции, и другие международные соглашения, регулирующие отношения между странами и международными организациями.

Международное частное право – регулирует гражданские, трудовые, брачные и другие личные отношения, имеющие межгосударственный характер.

Источники:

  • Отрасли права

Отрасль права – элемент правовой системы, который представляет собой совокупность норм права , регулирующий однородную группу общественных отношений. Качественно определяется характерным предметом и методами регулирования. Отрасли права в своем составе имеют подотрасли (или институты права ). Нормы права , обслуживающие смежные отрасли, образуют систему так называемого комплексного законодательства.

Инструкция

По предмету регулирования отрасли права на право материальное и право процессуальное. Материальное право имеет своим объектом материальные отношения (имущественные, трудовые, семейные и т.д.). Процессуальное порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей (например, в судопроизводстве). Как правило, процессуальное право определяет и закрепляет правовые нормы осуществления и защиты материального права ; таким образом, можно говорить о том, что права характеризуется преимущественной выраженностью материального и процессуального права .Например, – преимущественно материальное, однако отдельные подотрасли гражданского права (например, жилищное или авторское) имеют сильно выраженный процессуальный компонент. Другой . В гражданско-процессуальном праве с очевидностью преобладает процессуальное, но ряд норм его содержит выраженный материальный компонент.

Существуют два типа (метода) и три основных способа правового регулирования. Два метода описываются двумя же полярными формулами. Первая – «дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе» – представляет так называемый «общедозволительный» или диспозитивный метод. Вторая формула – «запрещено все, кроме прямо разрешенного» – представляет «разрешительный», или императивный метод. Несколько упрощая, диспозитивный метод – и координация, императивный – приказ и субординация.Три способа правового регулирования (т.е. способа правового воздействия) – предоставление права , обязывание, запрет. Предоставление права означает, что субъекту права предоставлено право – в том числе совершать или не совершать определенные правовые действия, а также выбирать вариант своего поведения. Например, покупка телевизора означает, что законом купившему предоставлено право собственности на этот телевизор, в том числе право пользоваться, продать, подарить и т.д.)Обязывание – по сути предписание: субъект права обязан совершить какое-то правовое действие. Например, покупатель телевизора обязан (поскольку он субъект сделки купли-продажи) оплатить его стоимость.Запрет – так называемое «негативное» предписание: субъект права обязан не совершать какие-то действия. В той же сделке с телевизором закон запрещает продавать что-либо «в нагрузку» к покупаемому товару.

Таким образом, отрасль права определяется по предмету, методу и способу правового регулирования. Сказать, что сделка с телевизором относится к материальному – , недостаточно. Необходимо указать также преимущественный метод (в нашем случае диспозитивный) и – в случае, когда необходимо определить принадлежность конкретного случая к отрасли права – преимущественный способ регулирования.

Видео по теме

Гражданское право, или цивильное - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в обществе. Особенность гражданских правоотношений состоит в том, что вмешательство государства в них минимальна.

Общая характеристика гражданского права

Цивилистика считается частным правом, то есть регулирующим действия частных лиц. Практически вся обыденная жизнь граждан и хозяйственная деятельность предприятий регулируется нормами гражданского права.

Гражданское право пришло в современный мир из Древнего Рима. Судебная практика разрешения имущественных споров древних римлян в 19 веке стала основой гражданских кодексов европейских стран.

Отличительная особенность гражданского права – равенство участников правоотношений, свободная воля участников и их имущественная самостоятельность. Государство как властная структура практически не выступает участником правоотношений, за исключением государственной регистрации прав, имущества, организаций. Государство может быть участником гражданско-правовых отношений как собственник имущества и учредитель предприятий.

В жизни граждан нормы цивильного права регулируют:
- записи актов гражданского состояния, признание без вести пропавшим, умершим;
- дееспособность, ее возникновение, ограничение, лишение;
- опеку ;
- наследование;
- заключение сделок, договоров (кроме трудовых), и иных обязательств.

В жизни юридических лиц нормы гражданского права регулируют:
- организационно-правовые формы юрлиц;
- их создание, реорганизацию, ликвидацию;
- непосредственную хозяйственную деятельность, связанную с заключением договоров, исполнением обязательств.

Принципы гражданского права перечислены в ст. 1 Гражданского Кодекса РФ.

Что еще регулирует гражданское право

В связи с тем, что охватывает практически все области жизни граждан и деятельности организаций и предприятий, оно является самым объемным среди других отраслей права. Цивилистика имеет очень сложную разветвленную структуру. Она состоит из смежных подотраслей, институтов, подинститутов, которые закрепляют юридически:
- правовое положение имущества в различных его видах (вещи, недвижимость, деньги, ценные бумаги и т.д.);
- личные неимущественные отношения граждан, обладание нематериальными благами;
- право собственности (формы собственности, условия возникновения и прекращения прав на имущество);
- обязательственное право - нормы, регулирующие имущественный оборот, в него включают

Для того чтобы понять, зачем людям право, необходимо обозначить его функции. Их всего две: установить нормы поведения (правила), сделав их обязательными для всех членов общества, и следить за тем, чтобы эти нормы соблюдались. Регулятивная функция осуществляется путем закрепления в различных нормативных актах прав и свобод человека, охранительная – путем установления запретов и реализации наказания за совершенные правонарушения.

В большинстве случаев общее понятие права рассматривается в совокупности с понятием государства, так как оно осуществляет нормотворческую деятельность, и именно посредством государства обеспечивается применение принудительных норм воздействия к нарушителям права.

Нормы права принято классифицировать по их признакам. К первой группе относятся управомочивающие нормы. Они устанавливают, что можно делать. Обязывающие нормы содержат предписания, то есть устанавливают, что нужно делать. Запрещающие нормы, как и следует из названия, устанавливают, чего делать нельзя.

Так как человек на протяжении своей жизни взаимодействует с разными системами, становится участником различных отношений, существуют различные отрасли права (гражданское, уголовное, финансовое, административное, трудовое и так далее). Каждая из них регулирует тот тип отношений, который подпадает под ее нормы. И у каждой отрасли свой метод правового воздействия.

Если бы не существовало системы уголовного права, люди не чувствовали бы себя в безопасности. От многих правонарушений против жизни и здоровья личности, ее имущества, чести и достоинства потенциального преступника останавливает грозящее за правонарушение наказание. Без гражданского права ослабли бы механизмы регулирования договорных отношений, в которые человек вступает каждый день (в магазине, в общественном транспорте, на работе). Цепочку можно продолжить, но какую сферу жизни ни возьми, без права установился бы хаос.

Видео по теме

Таможенный союз – межгосударственное объединение между странами в рамках ЕАЭС. Основная цель создания – это упростить торговые операции между государствами, что являются участницами ассоциации. Также участники ТС приняли единые таможенные тарифы и остальные меры регулирования.

Задача создания подобного экономического объединения:

  • Формирование единой таможенной территории в пределах стран, что вошли в объединение.
  • На территории таможенного союза ЕАЭС действуют режимы тарифных и нетарифных ограничений при торговле между государствами участниками.
  • Отмена контроля на внутренних постах на границе стран, что входят в ТС.
  • Применение однотипных механизмов регулирования торговли, экономики. Для этого вводятся меры по гармонизации законодательства членов ТС.
  • Внедрение и функционирование единого органа управления.

Что касается торговых отношений со странами, которые не являются членами Таможенного Евразийского экономического союза, то с ними предполагается такое взаимодействие:

  1. Применение общего тарифа для тех или иных товаров, которые попадают на территорию ассоциации.
  2. Использование единых мер нетарифного регулирования.
  3. Проведение одинаковой таможенной политики.
  4. Использование единых тарифов.

На данный момент самым известным и давно функционирующим является Европейский таможенный экономический союз. Его формирование было начато в 1958 году.

Участники, территория и управление

На данный момент в объединении состоят такие страны:

  • Россия с июля 2010 г.
  • Казахстан с июля 2010 г.
  • Беларусь с июля 2010 г.
  • Армения с октября 2015 г.
  • Кыргызстан с мая 2015 г.

Озвучили желание вступить Сирия и Тунис, предложено стать участником Турции, но пока что решение о вступлении не принято. Явно заметно, что участие в блоке, дает странам Евразийского экономического союза укрепление экономических отношений.

Объединение границ государств, указанных выше стало основанием для образования рассматриваемого таможенного объединения. Границами ТС являются границы стран, которые являются членами союза.

Органы управления – едины, основных 2:

  1. Межгосударственный совет. Это высший орган, членами которого являются главы государств и руководители правительств стран ТС. Он является наднациональным.
  2. Комиссия ТС. Это ведомство решает все вопросы, касательно формирования таможенных правил, отвечает за регулировку торговой политики государств.

История создания

Формирования ТС стало процессом длительным и во многих аспектах сложным. Страны-участники Таможенного Союза 2019 это те государства, которые сумели пройти все этапы согласований и притирок.

Началом процесса стал январь 1997 года, когда президенты Белоруссии, Казахстана, России и Кыргызстана подписали соглашение «О мерах по реализации соглашений о Таможенном Союзе». Необходимость подобной консолидации возникала, когда стало ясно что СССР как структура отошел в небытие. Тогда страны Таможенного союза (список 2019 предложен выше) договорились сотрудничать с целью формирования и развития объединенного экономического пространства в рамках СНГ.

Интересно! Идею создания союза сформировал еще в начале 1994 года Нурсултан Назарбаев. Как основа ТС в его видении должна была стать общность интересов государств, что ранее входили в СССР.

Идея формирования союза предполагала беспрепятственное перемещение товаров и предоставление услуг всем странам участницам. При этом предполагаемый формат экономических контактов в полной мере защищал интересы стран Таможенного союза.

Как результат, создавалось единое таможенное пространство без внутренних таможенных пошлин. Границы как таковые переносились на внешние границы союза. В идеале значительно упрощалась торговля, но на самом деле все вышло не так легко. на первом этапе договоренности включали в том числе определение основных направлений деятельности каждой страны для подкрепления союза. Конкретней:

  1. Гарантирования равноправия на имущество ТС.
  2. Члены Евразийского экономического союза могли свободно распоряжаться имуществом ТС в пределах законодательства стран участниц.
  3. Создание единой нормативной базы госрегулирования экономики.

В том же 1997 году сформированы следующие управления интеграции: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет.

В 1998 году участником союза стал Таджикистан и уже между 5 странами подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». Спустя несколько месяцев члены Таможенного союза подписали следующие важные документы:

  • «О формировании ТС».
  • «О международных автомобильных сообщениях».
  • «О единых условиях транзита через территории стран участниц ТС».
  • «О взаимодействии энергетических систем».

В феврале 1999 подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». За счет принятия указанных актов удалось в значительной мере упросить процедуры пограничного контроля между странами участниками Евразийского экономического союза.

Следующие важные этапы:

  1. 2007 год. Между Беларусю, Россией и Казахстаном заключается договор о единой таможенной территории.
  2. 2009 год. Соглашения, что были ранее подписаны, получают «физическую форму», то есть реализуются на практике.
  3. 2010 год. Принятый ранее вступает в силу, формируется и принимается Таможенный кодекс Таможенного союза.
  4. На протяжении 2011-2013 годов происходит разработка важных документов, которые регламентируют деятельность союза. Среди важнейших появляется единый технический регламент о безопасности продукции.

2014-2015 года ознаменовались пополнением списка стран Евразийского экономического союза (для 2017 он тоже актуальный) Арменией и Кыргызстаном. В перспективе союз будет расширятся, на данный момент желание присоединиться изъявили Тунис и Сирия, но пока дальше разговоров дело не зашло и состав остается прежним.

В 2019 году вступил в силу принятый ранее Таможенный кодекс ЕАЭС.

О новом Таможенном кодексе Таможенного союза 2019 года, Вы узнаете из нашей статьи. Переходите по .

Распределение таможенных пошлин

Единый Таможенный союз естественно получает пошлины за пересечение границ объединения, ввоз/вывоз товаров. В объединении принята схема распределения этих доходов между странами участницами. Структура такая:

  • Россия получает 85,33% от общих поступлений.
  • Казахстан – 7,11%.
  • Беларусь – 4,55%.
  • Кыргызстан – 1,9%.
  • Армения – 1,11%.

Как видно налоги распределяются по старшинству, то есть чем раньше страна стала участником объединения, тем на больший размер дохода от пошлин она может рассчитывать.

На данный момент происходит период формирования ТС, так таможенный союз ЕС прошел длительный период в 30 лет до момента абсолютного становления.

Цели, направления

При создании подробного экономического пространства, основной целью был социально-экономический прогресс. В результате одними из главных перспективных целей стали увеличение товарооборота услуг стран участниц. Этот момент для начала реализовывался между участниками за счет следующих действий:

  1. Внедрение общих требований и принятие стандартов безопасности для отечественных экономик и ассоциации в общем.
  2. Упразднение процедур на внутренних таможнях стран союза. За счет этого товары стран Таможенного союза ЕвраЗЭС стали более доступными и привлекательными.
  3. Наращивание товарооборота за счет указанных выше мер.

На данный момент того самого желанного увеличения товарооборота не происходит, хотя регулярно принимаются новые соглашения. Правда, упрощение товарооборота все же произошло не так существенно, улучшены конкурентные условия.

Техническое регулирование

Техническое регулирование в Таможенном союзе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Уменьшение давления на производителя – экономического и административного.
  • Формирование двухуровневой нормативной документации, что помогает сделать взаимоотношения на рынке более четкими и ясными.
  • Повышение уровня защиты рынков от опасной продукции.
  • Расширение возможностей компаний в выборе коммерческого решения. При этом исключается двойное сертифицирование и дублирование остальных процедур.
  • Исключение технических барьеров для участников Евразийского таможенного союза.
  • Стимулирование развития экономики разными способами.

Что касается принципов технического регулирования в таможенном объединении, то существуют такие основные принципы:

  1. Установление единого техрегламента для стран участниц, касательно продукции и товаров.
  2. Проведение политики, которая согласовывается с каждой страной касательно технического регулирования.
  3. До момента вступление ТР Евразийского Экономического союза ЕАЭС действие национального законодательства в этой сфере.

Преимущества участия в ТС

На данный момент не все страны союза ЕАЭС присоединились к ТС, причины у каждой свои. Но следует выделить основные преимущества участия в подобном объединении:

  • Существенное снижение расходов на: переработку, транспортировку товаров в пределах союза.
  • Уменьшение бюрократических процедур, а как результат и временных затрат при транспортировке товаров по территории ТС.
  • Сокращение числа , которые необходимо пройти для выезда с грузом в третьи страны.
  • Таможенный союз в 2019 году дает новые рынки сбыта.
  • Упрощение законодательства за счет его унификации.

Противоречия, проблемы или почему ТС не работает так как планировалось

Так как каждая страна стремиться сохранить и поддержать свою экономику, неудивительно, что часто возникают трения и трудности. Отдельные санкции «удобно» применять через методы нетарифного регулирования, что и происходит. Хотя страны таможенного союза с Россией в период 2018-2019 годов уже «сдружились», ранее было немало проблем.

Один из самых сложных конфликтов между РФ и Беларусю, когда в 2014 году Россия запретила практически в полном объеме экспорт мяса. На тот момент это было 400 тыс. тонн. В то же время произошло ужесточение контроля товаров, которые пересекают границу Белоруссии, хотя фактически по нормам ТК ТС усиление мер контроля невозможно.

Реакция президента страны участницы ТС не заставила себя долго ждать – Беларусь вернула пограничный контроль на границе с РФ. Конфликт стал настоящей проблемой, ведь Беларусь заявила о намерении отказаться от рубля в расчетах и вернуться к долларам. В результате идея таможенного союза сильном пошатнулась – государства члены Евразийского экономического союза почувствовали себя неуверенно в данном формате отношений.

Вывод

В перспективе экономическое объединение ТС – имеет шансы для активного развития и внедрения всех заявленных преимуществ. Пока происходит процесс становления, в общем виде самыми заинтересованными участниками являются соседи РФ, которые с вступлением получат более выгодные условия на приобретение газа и нефти. Заявленное упрощение товарооборота пока не наблюдается.

Видео: Таможенный Союз 2019

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Анализ деятельности

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

Copyright 2017 – ЗнайБизнес.Ру Портал для предпринимателей

Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт.