Организационная структура финансового управления компании. Структура управления финансами предприятия

Структура управления финансами предприятия

Экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю. Управление внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически - и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая заимодателей, поставщиков, покупателей, а также с акционерами, финансовыми рынками и включает в себя:
-управление оборотными активами фирмы - движением денежных средств, расчетами с клиентами, управлением материально-производственными запасами;
-привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.
Внутрифирменный финансовый учет и контроль включает:
-контроль за ведением производственного учета;
-составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;
-сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;
-составление и контроль за правильностью финансовой отчетности;
-анализ финансовой отчетности и использование результатов этого анализа для внутреннего и внешнего аудита;
-оценку финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.
Система финансового менеджмента выгодно отличается от часто применяемой в российском предпринимательстве практики, когда решения принимаются исходя из того, имеются ли на счете деньги или нет. В эффективном финансовом менеджменте главное - уметь оценить перспективные денежные потоки на основе возможностей использования средств на расчетном счете и найти оптимальный в конкретных условиях вариант.
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.
На небольших предприятиях роль финансового директора обычно выполняет главный бухгалтер. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера. Вне зависимости организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.Основное правило, или принцип, которым должны руководствоваться финансовые менеджеры - это исключительность интересов фирмы (предприятия). Правовая законность операций обеспечивает их защиту и законность доходов. Поэтому функциональными обязанностями финансового менеджера в коммерческой организации являются:
-обеспечение правовой законности и защищенности хозяйственных операций с капиталом и финансовыми ресурсами предприятия;
-налаживание нормальных финансовых взаимоотношений со всеми участниками коммерческой операции;
-разработка планов - прогнозов вложения капитала и оценка их эффективности;
-выбор и обоснование кредитной и валютной политики предприятия;
-разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение доходности предприятия и его дочерних организаций;
-страхование капитала и финансовых операций от финансовых рисков и потерь;
-выявление рейтинга предприятия и конкурентов;
-непрерывное обеспечение хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и контроль за эффективностью их использования;
-анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия и клиентов.
Управление финансами предприятия возглавляет Совет директоров.

Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели, для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами: выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; лидерство в борьбе с конкурентами; максимизация рыночной стоимости фирмы; приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы; рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов; - обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. На небольших предприятиях роль финансового менеджера обычно выполняет главный бухгалтер.

Главное в работе бухгалтера – способность внимательно разобраться в первичных документах и в соответствии с инструкциями и циркулярами точно отразить их в бухгалтерских регистрах.

Совсем другое требуется от финансового менеджера. Работа этой профессии связана с принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной и той же финансовой транзакции. Работа финансиста требует гибкости ума, это должна быть натура творческая, способная рисковать и оценивать степень риска, воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде

Рис. 2 Структура и процесс функционирования системы управления финансами на предприятии

В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий.

Финансовый менеджер осуществляет оперативную финансовую деятельность. В общем случае деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:

1. Общий финансовый анализ и планирование.

2. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств).

3. Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:

Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Можно выделить группу ключевых проблем в области управления финансами. Большинство из этих проблем являются типовыми для российских предприятий. В первую очередь к этим проблемам относятся:

Дефицит денежных средств, планирование и управление финансовыми потоками;

Разработка финансово-экономической стратегии предприятия;

Формирование комплексного бизнес-плана развития;

Составление комплексного финансового плана, контроль его выполнения;

Эффективное управление оборотным капиталом предприятия;

Решение задач управления финансами в комплексе, т.е. формирование системы управления финансами, в рамках которой решаются задачи анализа и управления ассортиментом, разработки ценовой политики, анализа и планирования эффективных бартерных цепочек и т.д.

Наиболее крупные потери в долгосрочной перспективе предприятия несут из-за отсутствия четкой финансово-экономической стратегии (целей, критериев и путей достижения поставленных целей) и механизма ее реализации, осуществляемую с участием систем бизнес-планирования, финансового планирования и контроля, управленческого учета.

Чтобы избежать этих финансовых потерь и стратегических просчетов предприятию необходима хорошо проработанная стратегия реорганизации и развития, необходимо научиться вырабатывать и принимать стратегические решения, используя при этом проверенные технологии (методики) их подготовки. Для реализации стратегии необходим тщательно проработанный бизнес-план.

Функции управления деятельностью предпряитяи реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

    обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности организации и эффективном использовании их для реализации поставленных целей;

    организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами;

    сохранение и рациональном использование основного и оборотного

капитала;

Обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации в бюджет, банки, поставщикам и работникам.

Финансовое планирование на предприятии осуществляется генеральным директором и бухгалтерией. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией производственного планирования, при составлении финансового плана следует решить такие главные задачи, как:

    выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;

    эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;

    увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;

    обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, а также другими кредиторами.

В условиях рыночной экономики эти ограничения в значитель­ной степени снимаются (отменяются лимиты, снижается роль централизованного снабжения и др.), а эффективное управление предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управ­ления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это - единственный вид ресур­сов предприятия, трансформируемый непосредственно и с мини­мальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. В той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.

Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

формирование, поддержание оптимальной структуры и нара­щивание производственного потенциала предприятия;

обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;

обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.

1.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.2.1. СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:

каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед пред­приятием цели и задачи?

где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

как организовать текущее и перспективное управление финан­совой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и фи­нансовую устойчивость предприятия?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы упра­вления предприятием. Логика ее функционирования представ­лена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от раз­меров предприятия и вида его деятельности Для крупной компа­нии наиболее характерно обособление специальной службы, ру­ководимой вице-президентом по финансам (финансовым дирек­тором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 1.3).

Рис.1.3. Организационная структура управления предприятием

На небольших предприятиях роль финансового директора обы­чно выполняет главный бухгалтер. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового ха­рактера. Вне зависимости организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвеча­ет за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.

Приведенная на рис. 1.3 схема нетиповая, а состав ее элемен­тов может варьировать в зависимости от национальных особен­ностей организации бизнеса в той или иной стране, вида компа­нии, ее размера и прочих факторов. Так, в ФРГ высшим органом управления крупной компанией является наблюдательный совет, включающий владельцев компании, а также представителей ее работников и независимых экспертов. Наблюдательный совет назначает совет директоров, осуществляющих коллективное ру­ководство оперативной деятельностью компании; один из дирек­торов при этом выполняет функции спикера.

Существуют различные подходы к трактовке понятия «финан­совый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому проис­ходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Финансовые активы включают:

денежные средства;

контрактное право получить от другого предприятия денеж­ные средства или любой другой вид финансовых активов;

контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

акции другого предприятия.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обяза­тельства:

выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;

обменяться финансовыми инструментами с другим предпри­ятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторс­кой задолженности).

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (де­нежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или произ--водные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контрак­ты, процентные свопы, валютные свопы).

Существует и более упрощенное понимание сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инст­рументы (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложе­ние, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых сан­кций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залого­вые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, ли­зинг. Составным элементом приведенных методов являются спе­циальные приемы финансового управления: кредиты, займы, про­центные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финан­сового характера:

бухгалтерская отчетность;

сообщения финансовых органов;

информация учреждений банковской системы;

информация товарных, фондовых и валютных бирж;

прочая информация.

Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Мно­гие современные системы, основанные на безбумажной техноло­гии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

Управление финансами – это комплекс мероприятий, совокупность стратегий и приемов, направленных на достижение высоких финансовых результатов и повышение эффективности финансовой системы в целом.

Термин имеет несколько ступеней:

Управление финансами государства;
- управление финансами предприятия;
- управление личными финансами.

Управление финансами имеет два основных аспекта:

- инвестиционный . Здесь основной вопрос: «В каком количестве и куда вкладывать свои средства?»;

- финансовый : «Где взять на совершение тех или иных вложений?».

Цели управления финансами

Грамотное финансовое управление – это 90% успеха. Главное здесь – определиться с целями:

1. Увеличение дохода за фиксированный промежуток времени (как правило, за один год). Любое финансовое управление (вне зависимости от структуры) должно ставить целью увеличение прибыли. В свою очередь доход формируется с учетом двух основных аспектов:

Эффективности работы компании (ее хозяйственной деятельности);
- четкой реализации стратегии развития.

Дополнительный доход предприятия способствует повышению уровня прибыли руководителей. Как следствие, появляется заинтересованность в дальнейшем развитии структуры. При этом основная задача – точный с учетом расходов, понесенных в период производства и продажи той или иной продукции (услуги) компании. Данное правило носит название «принцип начисления». При его четком соблюдении можно рассчитывать на повышение уровня рентабельности продукции, а также рост эффективности использования текущих ресурсов компании.

2. Повышение цены акционерного капитала . Еще одна задача – повысить стоимость предприятия, выраженную в ценных бумагах. Те акционерные общества, акции () которых вращаются на бирже, могут оценить свою компанию по простой формуле. (не номинальная стоимость акции , как думают многие, а именно рыночная) умножается на общее число акций. Итоговый результат – это стоимость чистых активов и по совместительству цена самой компании.

Акционерам, в свою очередь, важно не просто получать по ценным бумагам (в виде дивидендов), но и видеть рост эмитента. прекрасно осознает, что чем лучше развивается , тем больше он сможет заработать на продаже акции в дальнейшем.


3. Гарантия платежеспособности (ликвидности). предприятия – это не единственная задача управления финансами. Важно контролировать и регулировать течение входящих и исходящих средств. Особое внимание уделяется таким аспектам:

Контроль сроков дебиторской задолженности;
- оценка платежеспособности компаний;
- своевременное погашение обязательств;
- контроль возможностей компании осуществлять инвестиционную деятельность;
- контроль вывода средств из оборота (если это требуется для поддержания высокого уровня обеспечения).

Функции управления финансами

К основным функциям управления финансами можно отнести:

- финансовое прогнозирование . У финансовых руководителей есть возможность оценить общее состояние финансовых ресурсов на предприятии, их состояние и перспективы. При этом прогнозирование – это всегда первый этап перед составлением более глобального документа – финансового плана;

- . Основная задача управления – собрать необходимую информацию, оптимизировать ее и на основе полученных данных принять правильное решение. Такая функция позволяет найти выход даже из самой сложной ситуации;

- контроль состояния денежных средств и их учет выступает в качестве обратного звена в общей цепи управления. Основные задачи – предоставление информации о правилах, нормах и перспективах применения финансов, а также четкого соблюдения действующих законов;

- оперативное регулирование капитала помогает быстрее реагировать на сложные ситуации и принимать верные решения. Оперативное регулирование дает шанс менять целевую направленность и перераспределять текущие ресурсы. На уровне государства управление финансами лежит на Министерстве финансов, а на уровне предприятия – на соответствующей финансовой службе;

- планирование финансовых ресурсов подразумевает четкое определение параметров системы, источников поступления капиталы и их размеров, путей расходования средств, уровня дефицита, потенциальной прибыли и расходов.

Органы управления финансами

Для руководителя каждого предприятия одна из первостепенных задач – организовать работу финансового сектора и назначить на свои места хороших специалистов. Как правило, управление и организация финансов компании – это задача специально созданных отделов, у руля которых находятся свои руководители. В зависимости от структуры и сферы деятельности компании задачи и зона ответственности таких руководителей может различаться. Чаще всего обязательства финансовых управляющих формируются следующим образом:

Финансовый директор несет ответственность за планирование бюджета компании и проведение его анализа;


- главный бухгалтер занимается контролем и учетом капитала предприятия;

Генеральный директор берет на себя функции общего финансового управления, а также возлагает организаторские функции.

Несмотря на разделение полномочий, организация финансовой деятельности – это задача всех структур. Соответственно, и ответственность также несут все.

В мировой практике работают немного иные подходы. Считается, что основные финансовые «нити» должны находиться в руках финансового директора, в том числе и бухгалтерская служба. Но в России, как правило, главный бухгалтер непосредственным образом подчинен генеральному директору.


Ниже по иерархии создаются дополнительные отделы, которые способствуют эффективному управлению всей финансовой структурой. В дальнейшем подразделения могут быть подчинены либо бухгалтеру, либо напрямую финансовому руководителю. При этом компания самостоятельно может определять, по какой структуре будет производиться работа, а также каким будет уровень подчинения финансовых служб и отделов.

Чаще всего разделение обязанностей происходит таким образом:

1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы, назначает на должность (или снимает с нее) финансовых руководителей, контролирует финансовую деятельность компании, ставит задачи и цели управления финансами. Кроме этого, генеральный директор участвует в организации работы финансовых отделов, отвечает за своевременную подачу налоговой отчетности, а также правильность ее оформления.

2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования, производит финансовый анализ, определяет размер дивидендов по ценным бумагам, проводит общий анализ предприятия (в сфере финансов), определяет пути получения необходимых ресурсов, производит управление акционерными (заемными) средствами, управляет ликвидностью и принимает конкретные финансовые решения для устранения текущих проблем.
Одновременно с этим финансовый директор управляет инвестициями, запасами, валютными операциями и ценными бумагами, занимается страхованием рисков, организует работу финансовых отделов компании.

3. Главный бухгалтер выполняет следующие задачи – анализирует расходы и
доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, собирает необходимую информацию и готовит финансовые отчеты, контролирует своевременность перевода налоговых платежей, осуществляет на небольшие промежутки времени.

Отчеты компании, как составляющая часть управления финансами

Любое предприятие ведет финансовую отчетность и готовит следующие отчеты – бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала, отчет о доходах и расходах, отчет о движении капитала. Кроме этого, финансовая отчетность может дополняться аудиторским заключением (показывает, насколько в отчете соответствует реальной действительности), а также пояснительной запиской о применяемых методах учета.

К основным функциям отчетности можно отнести:

1. Баланс компании дает полную информацию о положении компании и позволяет:

Определить текущее финансовое состояние компании;
- оценить структуру источников капитала;
- дать реальную оценку деловой активности;
- показать рентабельность и эффективность ресурсов;
- оценить текущую имеющихся в распоряжении активов.

2. позволяет оценить, как меняется суммарный объем средств предприятия с учетом имеющихся доходов и расходов, не связанных с работой структуры. Основная задача отчета – шаг за шагом скорректировать остаток средств за . Цель достигается это за счет вычитания выплаченных дивидендов, а также итоговой суммы переоценки вложений и основного капитала. Итоговое действие – прибавление дополнительного выпуска ценных бумаг, а также дохода за выбранный период времени.

Основные задачи такого отчета:

Оценка изменений акционерного капитала компании;
- проверка корректности выбранных размеров дивидендов,
- проведение оценки деятельности компании в отношении распределения дохода (здесь учитывается, созданию каких фондов уделяется особое внимание, а также каким образом платятся дивиденды);
- оценка изменений объемов средств компании за счет получения эмиссионной прибыли и переоценки фондов.

3. дает информацию, как меняется финансовое положение компании. Задачи такого документа:

Оценить способность компании формировать ;
- дать оценку основным направления деятельности структуры – инвестиционной, операционной и финансовой;
- определить реальные нужды компании и объем недостающих финансов.

Учет при управлении финансами

Для контроля деятельности компании применяется три основных вида учета:


- управленческий . Представляет собой систему внутреннего учета и обработки информации по деятельности компании. Составляет для руководителей различного звена. На основе данных из отчетов принимаются решения о эффективности работы компании в целом и дальнейших шагах по оптимизации;

- финансовый . Этот вид учета проводится по строгим правилам. Основное назначение – сбор и предоставление данных внешним пользователям компании. Все операции выполняются с учетом требований ПБУ Российской Федерации;

- налоговый . Основное направление деятельности в этом случае – определение налоговой базы компании, а также ее обязательств по выплате налогов. Здесь все расчеты ведутся с учетом Налогового кодекса Российской Федерации.

Оценка управления финансами

Модель финансового управления компании включает в себя несколько основных аспектов – финансовую, эмиссионную, дивидендную и инвестиционную политику, управление ценными бумагами, а также структуру принятия решений.
При оценке эффективности управления должны быть выделены – методика и объекты оценки, а также критерии функционирования и эффективности объектов контроля.

К основным объектам оценки и признакам эффективности можно отнести:

1. Управление оборотными средствами и капиталом . Характеризуется рентабельностью, фондоотдачей, ростом периода службы средств деятельности, снижением затрат на производство, применением качественных методов расчета.

Организационная структура финансовой системы - это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения ВВП является объективным явлением, а формы и методы финансовых отношений, отражают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не сам по себе, а руководствуется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая, имея определенные закономерности, отражает условия конкретной страны.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.

До организационного состав финансовой системы входят:

а) органы управления:

o Министерство финансов;

o Государственная налоговая администрация;

o Контрольно-ревизионная служба;

o Казначейство;

o Счетная палата;

o Аудиторская палата;

o Комитет по надзору за страховой деятельностью;

o Государственная комиссия из ценных бумаг и фондового рынка;

o Пенсионный фонд;

o Фонд социального страхования;

o Государственный инновационный фонд;

б) финансовые институты:

o Национальный банк;

o Коммерческие банки;

o Страховые компании;

o Небанковские кредитные учреждения (ломбард и т.д.);

o Межбанковская валютная биржа;

o Фондовые биржи;

o Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

Финансовые органы и институты могут быть сгруппированы в четыре блока.

Первый блок составляют органы, которые функционируют в сфере бюджета государства. Это прежде всего Министерство финансов Украины и его обособлені подразделения - государственное казначейство и контрольно-ревизионная служба. К этой же группе относится государственная налоговая администрация, которая в 1996 г. выделилась из состава Министерства финансов.

Второй блок составляют контрольно-регулирующие органы - Счетная палата Верховной Рады Украины, Государственная комиссия по ценных бумаг и фондовому рынку, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Аудиторская палата и аудиторские фирмы.

Третий блок составляют финансовые институты, которые работают на финансовом рынке: Национальный банк Украины и коммерческие банки, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи и финансовые посредники, страховые компании.

До четвертого блока входят органы управления целевыми фондами: Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования, Государственный инновационный фонд.

Существует довольно сложная схема взаимосвязи органов управления финансовой системой с ее отдельными сферами и звеньями (табл. 10.1).

Как видно из приведенного распределения полномочий финансовых органов и институтов, основное внимание в системе управления сосредоточена на бюджете государства. Это вполне естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.

Отдельные сферы и звенья не имеют соответствующих финансовых органов или институтов управления. Финансы субъектов хозяйствования руководствуются финансовыми службами в составе структур управления предприятий и организаций, хозяйственных обществ и холдинговых компаний, министерств и ведомств.

Основной задачей органов управления финансовой системой является обеспечение слаженности в функционировании отдельных сфер и звеньев финансовых отношений. Это достигается четким разграничением функций и полномочий между финансовыми органами и институтами.

Центральное место в управлении финансами занимает Министерство финансов. Именно на него возложены задачи общего руководства всей финансовой системой страны. Основными его функциями являются:

Таблица 10.1. в

o проработки основ и направлений финансовой политики государства и разработка мероприятий по их реализации;

o организация бюджетного процесса, составление проекта Государственного бюджета и его исполнение после утверждения Верховной Радой Украины;

o осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного кредита и управления государственным долгом;

o организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования через установление правил осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и стандартов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

o организация функционирования рынка ценных бумаг;

o обеспечение финансовых отношений государства с другими странами, международными организациями и финансовыми институтами;

o организация и осуществление финансового контроля в стране. Министерство финансов имеет разветвленную региональную структуру:

министерство финансов Республики Крым; областные и городские (Киева и Севастополя) финансовые управления; районные и городские (городов республиканского и областного подчинения) финансовые отделы.

В состав Министерства финансов входят два обособленных подразделения: контрольно-ревизионная служба и государственное казначейство.

Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля.

Во-первых, она является органом ведомственного контроля в системе Министерства финансов, осуществляя ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета.

Во-вторых, она является органом государственного контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных ассигнований непосредственно у распорядителей бюджетных средств.

в-третьих, контрольно-ревизионная служба проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций государственного сектора. Контрольно-ревизионная служба имеет региональную структуру, идентичную системе Министерства финансов. Однако ее региональные органы не должны системы двойного подчинения, поскольку, осуществляя финансовый контроль в регионе, они не могут быть зависимыми от местных органов власти и управления, деятельность которых контролируют.

Государственное казначейство создано с целью обеспечения полного и своевременного выполнения Государственного бюджета. Поскольку объекты финансирования из централизованного бюджета государства расположены на всей территории страны, то осуществлять их обслуживание из единого центра - Министерства финансов, крайне сложно. Казначейство имеет такую же региональную структуру, как и Министерство финансов. Разграничение полномочий между региональными органами в части финансирования расходов осуществляется по признакам значения того или иного объекта финансирования и места его расположения.

Государственная налоговая администрация была создана в составе Министерства финансов, однако, с конца 1996 г. она была преобразована в самостоятельный финансовый орган. Основная ее задача заключается в реализации налоговой политики государства. На налоговую администрацию возложены следующие основные функции:

o разработка проектов налогового законодательства;

o проведение массово-разъяснительной работы среди плательщиков налогов;

o учет плательщиков налогов и поступлений их в бюджет;

o контроль за правильностью исчисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;

o наложения штрафных санкций и административных взысканий на нарушителей налогового законодательства;

o международное сотрудничество в сфере налогообложения.

Счетная палата Верховной Рады Украины создана с целью осуществления вневедомственного контроля за составлением и исполнением Государственного бюджета, выработки и анализа бюджетной политики государства, контроля в сфере государственного кредита и денежно-кредитной политики. Она выступает в роли экспертного органа Верховной Рады, давая соответствующие заключения и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления, показателей ликвидности и платежеспособности и др.) и размеров обязательных резервов. Важной его функцией в банковской системе является обеспечение проведения межбанковских расчетов и кредитования коммерческих банков, то есть он выступает банком банков. НБУ проводит значительные работы по обслуживанию правительства. Он выполняет агентские услуги по размещению государственных ценных бумаг и обслуживание государственного долга, организовывает кассовое выполнение бюджета, проводит международные расчеты государства. НБУ осуществляет валютное регулирование и устанавливает официальные курсы валют или валютные коридоры.

Коммерческие банки формируют банковскую систему и выполняют следующие основные функции:

o аккумуляция временных свободных средств юридических и физических лиц;

o проведение безналичных расчетов;

o кассовое обслуживание наличного обращения;

o кредитования;

o агентские и иные услуги клиентам банка

В условиях рыночной экономики коммерческие банки выступают сердцевиной финансовой системы, выполняя роль кровеносной сети в экономике. Концентрируя значительную массу финансовых ресурсов и направляя кредитные потоки, они играют управляющую роль в развитии каждой страны. Поэтому экономическая и финансовая мощь страны определяется, прежде всего, потенциалом ее банковской системы.

Межбанковская валютная биржа проводит торги по покупке-продаже иностранных валют. Цены, которые формируются на этой бирже, характеризующих рыночный курс валют, то есть тот, который складывается под влиянием спроса и предложения, как на национальную, так и на иностранные валюты. Влияние НБУ на рыночный курс национальной валюты осуществляется через участие в торгах путем скупки той или иной валюты или валютных интервенций.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Она проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их круговорот. Обеспечивает формирование инфраструктуры рынка, выдает лицензии финансовым посредникам, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Комиссия осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг - эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, фондовых бирж - согласно действующего в этой сфере законодательства.

Фондовая биржа проводит операции с ценными бумагами. Основное ее назначение - организация функционирования вторичного рынка. Однако, с одной стороны, через нее может осуществляться и первичное размещение ценных бумаг, а с другой стороны, и вторичный рынок может функционировать вне

Счетная палата может проводить также ревизионную работу в различных звеньях финансовой системы. Однако, в отличие от контрольно-ревизионной службы, которая осуществляет детальный контроль за соблюдением финансового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль с позиций макроэкономического финансового регулирования и действенности финансовой политики.

Комитет по надзору за страховой деятельностью организует функционирование страхового рынка. Он проводит лицензирование страховых компаний и выдает им лицензии на осуществление отдельных видов страхования. Комитет осуществляет контроль за деятельностью страховых компаний согласно страхового законодательства, а также разрабатывает методические рекомендации по страхованию.

Страховые компании заключают договора на страхование, принимают страховые платежи и выплачивают страховые возмещения, инвестируют временно свободные средства. Они разрабатывают формы, виды и условия страхования, устанавливают размеры страховых тарифов, начисляют положенные выплаты клиентам.

Аудиторская палата организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторской деятельности и контролирует соблюдение требований законодательства по аудиторского контроля.

Аудиторские фирмы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и дают свои заключения относительно законности и правильности осуществления финансовых операций, соответствия ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности. Аудиторский контроль имеет целью оказание консультативной помощи, по его результатам принимаются решения о наложении штрафных санкций и административных взысканий. Вместе с тем аудиторские фирмы несут ответственность за правильность аудиторского заключения, поскольку после их проверок налоговая, бухгалтерская и финансовая отчетность проверяется соответствующими органами финансового контроля.

Национальный банк Украины (НБУ) является основным финансовым институтом в сфере денежного рынка. Именно он осуществляет эмиссию денег, которые выступают инструментом финансовых отношений, и регулирует денежное обращения в стране. Важная задача НБУ - организация эффективного функционирования кредитной системы. Он проводит регистрацию коммерческих банков и выдает лицензии на отдельные виды банковских операций (например, валютные операции). НБУ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков установлением экономических нормативов (минимального размера уставного фон-биржей. В связи с этим различают биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг.

Финансовые посредники на рынке ценных бумаг выполняют роль связующего звена между эмитентами ценных бумаг и инвесторами.

С одной стороны, по поручению эмитентов они проводят выпуск и размещение ценных бумаг на финансовом рынке.

С другой стороны, они проводят операции по покупке ценных бумаг на основании соглашений с инвесторами. Деятельность финансовых посредников основывается на их информированности и глубоких знаниях рынка ценных бумаг.

Пенсионный фонд создан с целью аккумуляции и рационального размещения средств, предназначенных для пенсионного обеспечения. Он выполняет начисления пенсий и проведения выплат. Пенсионный фонд, как орган управления, имеет соответствующие полномочия по контролю за полнотой и своевременностью уплаты взносов предприятий в фонд.

Фонд социального страхования и Государственный инновационный фонд выполняют аналогичные функции в отношении соответствующих целевых фондов.