Попечительский совет в учреждении науки. Попечительский совет - что это такое? Попечительский совет образовательного учреждения

Попечительский совет

(англ. guardianship council) - 1) в уголовно-исполнительном законодательстве РФ , создаваемый при воспитательной колонии для оказания помощи администрации в организации учебно-воспитательного процесса и укрепления материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц (ст. 142 УИК РФ*). Организация и деятельность П.с. регламентируются Примерным положением о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы**. П.с. состоит из представителей гос-ных организаций, общественных объединений и граждан, изъявивших желание работать в П.с. и способных по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед П.с. П.с. создается по решению высшего гос-ного органа исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает о П.с. при воспитательной колонии, его состав и председателя. Контроль за деятельностью П.с. осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления, на территории которого расположена . Члены П.с. в установленном порядке вправе посещать воспитательную колонию, знакомится в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречаться с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб. О выявленных недостатках в работе воспитательной колонии председатель П.с. ставит в известность администрацию колонии и вносит предложения по их устранению. Вмешательство в оперативно-розыскную деятельность воспитательной колонии не допускается;

2) контрольный и (или) надзорный орган в фондах и некоторых др. некоммерческих организациях. Напр., в негосударственном пенсионном фонде П.с. -орган, осуществляющий контроль за деятельностью фонда и защиту интересов вкладчиков и участников фонда. В соответствии со ст. 31 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»** порядок формирования и полномочия П.с. определяются уставом фонда и положением о П.с, утверждаемым советом фонда. В П.с. фонда включаются полномочные представители вкладчиков и участников, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов. Члены П.с. исполняют свои обязанности безвозмездно. В некоторых некоммерческих организациях функции П.с. выходят за пределы контрольной и надзорной деятельности. Напр., П.с. общеобразовательного учреждения является формой самоуправления такого учреждения. Согласно Примерному положению о попечительском совете, общеобразовательного учреждения, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.12.1999 г. № 1379, П.с: содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития такого учреждения; содействует организации и улучшению условий труда педагогических и др. работников; содействует организации конкурсов, соревнований и др. массовых внешкольных мероприятий; рассматривает др. вопросы, отнесенные к его компетенции уставом общеобразовательного учреждения.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

    Попечительский совет - (англ. guardianship council) 1) в уголовно исполнительном законодательстве РФ орган, создаваемый при воспитательной колонии для оказания помощи администрации в организации учебно воспитательного процесса и укрепления материально технической базы … Энциклопедия права

    ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ФОНДА - см. Фонд … Юридический словарь современного гражданского права

    Лесной попечительский совет - Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    СОВЕТ ФОНДА, ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ - орган фонда, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет… … Большой бухгалтерский словарь

    попечительский - см. попечитель; ая, ое. Попечи/тельский совет детского домаСловарь многих выражений

    Российский совет по международным делам - (РСМД) Тип неко … Википедия

    Учёный совет - Учёный совет постоянно действующий выборный представительный орган вуза, научно исследовательской организации или объединения ученых, занимающийся решением стратегических вопросов развития вуза, организации, территории на которой он… … Википедия

    Ученый совет - Учёный совет постоянно действующий выборный представительный орган вуза, занимающийся решением стратегических вопросов его развития. В России Формирование учёного совета для государственных и муниципальных высших учебных заведениях является… … Википедия

    Международные стандарты финансовой отчётности - (МСФО) Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ), список действующих в настоящее время стандартов Применение международных стандартов финансовой отчётности в различных странах, IFRS, IAS Содержание Содержание Раздел 1. Применение и… … Энциклопедия инвестора

    Вольное дело - Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное дело» одна из крупннейших благотворительных организаций в России, основанная предпринимателем Олегом Дерипаска для реализации благотворительных проектов. Первые благотворительные проекты,… … Википедия

Книги

  • Журнал директора школы , . Журнал директора школы Содержание Рекомендации по работе с журналом Краткий анализ работы за прошедший учебный год и задачи на новый... Распределение обязанностей. Циклограмма работы школы… Купить за 378 руб
  • Как создать попечительский совет школы и организовать его деятельность , Вифлеемский Анатолий Борисович. Издание посвящено актуальным в современных условиях реформирования системы образования и развития общественно-государственного управления образованием вопросам создания и организации…

В наши дни в России поощряется общественно-государственное управление системой образования. Создаются управляющие и попечительские советы. Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Это юридически грамотный и эффективный инструмент привлечения внебюджетных финансов и самый удобный способ материальной поддержки образовательного учреждения. Он способен учитывать интересы воспитанников и их родителей. Несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало понятия "попечительский совет". Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний.

Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании», это орган самоуправления учреждения образования, осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Основные задачи

Положение о попечительском совете основными его функциями считает помощь в организации образовательного процесса, деятельности учащихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда. Содействие в проведении спортивных, культурных и экскурсионных мероприятий, благоустройство помещений и территории. Привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса. Контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников

Таким образом, мы видим, что на вопрос: "Попечительский совет - что это такое?" в двух словах не ответишь. Функции его достаточно широки и разнообразны. Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами.

Положение о попечительском совете подразумевает, что в его состав имеют право входить все участники образовательного процесса. К ним относятся родители учащихся (либо законные представители) и другие физические лица. Например, представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе. В школе возможен даже детский попечительский совет!

Предложения по составу участников могут вноситься администрацией учреждения или уполномоченными представителями общественности. Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель, которого избирают на том же ежегодном заседании.

В первую очередь он - основной распорядитель поступивших благотворительных взносов. Это орган самоуправления, контролирующий их целевое использование. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. А их немало - укрепление материальной базы, привлечение новых молодых кадров, поддержка талантливых воспитанников. Даже порой обеспечение охраны здания.

Чем именно деятельность данной структуры полезна отдельной семье? Благодаря ей растет уровень образовательного учреждения в целом, а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах и школах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Благодаря поддержке попечителей привлекаются новые талантливые сотрудники, успешные педагоги не уходят из школы по материальным соображениям, не распыляются на случайные подработки. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

В чем конкретно заключаются его полномочия?

Распределяет поступившие пожертвования. Взаимодействует с благотворительным фондом, которому предоставляет письма на оказание поддержки образовательному учреждению с указанием требуемых статей расходов. Председатель его подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ информацию о поступлении и расходе денежных средств.

Попечительский Совет обладает правом получать нужную для своей работы информацию от руководителя учреждения или его заместителей, вносить администрации предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья учащихся и организации питания, сотрудничать с благотворительными и любыми другими организациями, занимающимися сбором пожертвований, вести общественный контроль за целенаправленным расходом пожертвований физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Что важно знать учредителям

Необходимо определиться с правовым статусом, который будет иметь попечительский совет. Что это такое? По закону все заработанные средства школа должна зачислять в доход бюджета и передавать в распоряжение казначейства. Впоследствии образовательное учреждение имеет право их вернуть (за минусом суммы удержанных налогов). И тогда попечительский совет вправе ими распоряжаться, если он имеет соответствующие полномочия. Но главными все равно остаются представители государства.

Грамотно выбранный статус позволяет совету построить более удачную схему. Для чего он должен создаваться при школе как самостоятельная некоммерческая организация со статусом юридического лица.

Что в этом случае? Финансовые поступления школы или детского сада делятся на два разных «потока». Бюджетными средствами по-прежнему заведует казначейство. А деньги, собранные родителями или прочими лицами, поступают в распоряжение совета, не имеют отношения к казначейству и не подлежат налогообложению.

Чтобы создать такой попечительский совет, прежде всего нужно определиться с его организационно-правовой формой. Некоммерческие организации бывают нескольких видов - фонд, автономная организация, У всех свои преимущества и недостатки. Для школьного попечительского совета оптимальный выбор - некоммерческое партнерство. Именно потому, что оно имеет юридическое право принимать членские взносы и ими распоряжаться.

Как это работает

Членами партнерства становятся родители учащихся. Они ежемесячно выплачивают взносы, размер которых устанавливается правлением. При этом попечительский совет обладает правом на целевое финансирование утвержденных им расходов образовательного учреждения, например, выплачивание дополнительные вознаграждения его сотрудникам.

Здесь нужно учитывать, что попечительский совет образовательного учреждения финансирует определенные курсы или образовательные программы по собственному выбору. Но не для каждого конкретного ученика, а для класса, группы или учебной параллели. В данном случае речь не идет о платных образовательных услугах, и отсутствует необходимость отдельного заключения договора с каждым родителем.

Какие еще существуют тонкости

Чтобы сэкономить на вознаграждение педагогам можно оформить в виде материальной помощи. Как известно, ЕСН выплачивается работодателем в случае заключения трудового договора или договора подряда и не распространяется на оказание материальной помощи и других выплат некоммерческого характера.

Данная система чрезвычайно подходит для учреждений. Им важно разработать и внедрить единую программу образования, включающую и государственные стандарты, и новейшие разработки по выбору учреждения. "Нормативная" часть финансируется из бюджета, инновационная - за счет дополнительных средств, которыми ведает попечительский совет школы.

Создание некоммерческого партнерства

Итак, что для этого следует предпринять? Нужно знать, что и учредителем, и членами такого партнерства имеют право стать как юридические, так и физические лица. Обычно работа попечительского совета строится по следующей схеме - директором совета становится завуч, членами - родители учащихся. Для ведения финансов потребуется бухгалтер. Удобно, если эту должность будет совмещать представитель школьной бухгалтерии. Не следует забывать, что сама школа как таковая юридически не уполномочена создавать сторонние организации, так как является и может быть обвинена в нецелевом расходе средств.

Первый и главный требуемый документ - устав совета. В нем должно быть подробнейшим образом расписано все - задачи и цели организации, порядок приема в ее члены и выхода из таковых, регламент сбора и учета взносов.

Другой важный документ - это протокол попечительского совета, точнее, общего собрания его членов, на котором они назначают директора, перечисляют учредителей, указывают, кому поручена регистрация партнерства. Протокол обязательно должен включать, помимо даты и списка присутствующих, перечень докладов с указанием содержания каждого из них.

Данные документы затем передаются в территориальный регистрационный орган вместе с заявлением о госрегистрации по форме № 212, (постановление Правительства РФ) - это специальная форма для некоммерческих организаций.

Что содержит форма

В нее вносятся данные о названии организации и ее правовой форме, юридический адрес. Основанием для присвоения юридического адреса по месту нахождения школы может послужить письмо директора. Он формально имеет право возглавить некоммерческое партнерство в качестве физического лица, но на практике такое случается редко. Хотя закон здесь ничего не запрещает, руководителю учреждения нелегко в данном случае избежать различных домыслов и порицания общественности.

Физические лица (учредители) имеют право создать уставный капитал путем вложения определенной суммы. За регистрацию потребуется оплатить госпошлину.

Собрав весь необходимый пакет, его сдают в регистрационный орган, удобнее всего сразу после этого подать заявление о переходе на "упрощенку". Чем это выгодно? При отсутствии предпринимательской деятельности налог будет равен нулю, так как при "упрощенке" членские взносы, которые получают некоммерческие организации, не относятся к Потребуется лишь формальная подача ежеквартального отчета в налоговую инспекцию.

Что еще нужно?

Потребуется зарегистрироваться в Пенсионном фонде, оформить социальное страхование, открыть в банке расчетный счет, куда будут перечисляться благотворительные пожертвования.

Теоретически попечительский совет школы может организовать ООО и оформить его как В этом случае деятельностью ее станет оказание образовательных услуг либо ученическое производство. Тогда придется выплачивать все положенные по закону налоги и вести соответствующую отчетность. На практике этот путь гораздо более долгий и хлопотный, поэтому встречается он гораздо реже.

Попечительский совет – общественная форма

управления образовательным учреждением.

План

Введение………………………………………………………………………..3

1. Попечительский совет (ПС). Функции ПС………………………………..3

2. Нормативно-правовая база ПС…………………………………………….4

2.1. ПС без статуса юридического лица……………………………………...5

2.2. ПС со статусом юридического лица…………………………………….6

3. Подготовка учредительных документов…………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………...11

Приложение 1…………………………………………………………………12

Приложение 2…………………………………………………………………

Введение

Основанием для оптимистического взгляда на возможности попечительства в образовании могут стать факты истории России. Предпринимаемые сегодня попытки возрождения попечительства отражают осознаваемую обществом и государством потребность в создании механизмов поддержки школы.

Полем деятельности попечительских советов является: выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией программ образования и контроль над использованием бюджетных средств; осуществление связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы - постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы. К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения.

1. Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением.

Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Возможны два правовых статуса: с образованием юридического лица или без его образования.

Попечительский совет - это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени школы и диалог со школой от имени гражданского общества.

Функции Попечительского совета

1) Социальная – к деятельности Попечительского совета привлекаются представители разных социально-профессиональных групп населения. Это обстоятельство в определенной степени предопределяет характер дифференциации образовательных запросов социальных групп. Люди все в большей степени понимают, что качество полученного образования будет определять будущий социальный статус гражданина.

2) Экономическая – без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только его развитие, но и функционирование. Наличие финансовой, правовой и имущественной базы Попечительского совета обусловливает конкурентные преимущества коллектива образовательного учреждения на рынке труда и образовательных услуг.

Имущественная база Попечительского совета – это сумма финансовых, материальных и интеллектуальных средств, образуемых из взносов попечителей или учредителей, а также полученных Попечительским советом иным законным путем в целях осуществления помощи и поддержки школы.

3) Политическая – муниципальное сообщество в лице органов законодательной и исполнительной властей, а также других социальных партнеров использует Попечительский совет для проведения в жизнь определенной образовательной политики.

Доминирующей выступает экономическая функция Попечительского совета, которая определена следующими факторами:

· Попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования школы;

· финансовые средства Попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса;

· добровольными инвесторами Попечительского совета становятся, в первую очередь, родители и обучающиеся;

· реальным владельцем финансовых средств Попечительского совета становится образовательное учреждение, а их распорядителем – его администрация.

2. Нормативно-правовая база Попечительского совета

Со вступлением Российской Федерации в 1997 году в Совет Европы его международные правовые акты обязательны к применению на территории всех европейских государств, в том числе и России. На нас распространяется принцип международного права, который отражен в следующих законодательных актах:

а) Конвенция прав ребенка (вступила в силу в 1959 г.);

б) Европейская социальная хартия (вступила в силу в 1965 г.);

в) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу в 1976 г.);

г) Конвенция ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (вступила в силу в 1989 г.).

Федеральная нормативно-правовая база, достаточная для создания, функционирования и развития попечительских советов, представлена следующими федеральными законами:

Статьи 118-121 параграфа 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса РФ (от 26.01.96);

Пункт 6 статьи 2; статья 32, 35, 36 Закона РФ «Об образовании» (от 13.01.96);

Статьи 10, 15, 24, 26 Закона РФ «О некоммерческих организациях» (от 12.01.96);

Статьи 8, 12, 17, 18 Закона РФ «Об общественных объединениях» (от 19.05.95).

2.1. Попечительский совет без статуса юридического лица

Принципы государственной политики, в русле которых должна строиться деятельность образовательных учреждений, определены п. 6 ст. 2 Закона РФ «Об образовании». Они устанавливают демократический, государственный характер управления и автономность образовательных учреждений. Статья 32 закона определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения и уполномочивает администрацию самостоятельно привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств, но в отношении общественных органов самоуправления администрации оставлены только функции координации их деятельности (п. 21 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Статьей 35 установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия, т.е. осуществляется директором школы (п.3 ст. 35) либо органом самоуправления. Одной из возможных форм самоуправления выступает Попечительский совет (п. 2 ст. 35)

Деятельность Попечительского совета, созданного без образования юридического лица, не требует отдельного лицензирования, ибо в данном случае действует лицензия образовательного образовательным учреждением.

Установленные уставом и лицензией учреждения направления деятельности разрешены и для деятельности его Попечительского совета.

Попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица, не может самостоятельно владеть объектами собственности, но может иметь отдельный лицевой счет в образовательном учреждении, обслуживаемый одним из работников бухгалтерии.

2.2. Попечительский совет со статусом юридического лица

Права юридического лица Попечительский совет приобретает только с момента государственной регистрации. Попечительский совет можно зарегистрировать самостоятельно либо обратиться к услугам специальных фирм.

Учредителями Попечительского совета как общественной организации или органа общественной самодеятельности должны выступать не мене трех правоспособных физических лиц. Учредителями Попечительского совета как автономной некоммерческой организации могут быть физические и юридические лица (статья 15 Закона «О некоммерческих организациях»). Попечительский совет как юридическое лицо должен иметь свой устав.

Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

Заявление, подписанное членами Президиума (правления) Попечительского совета с указанием места жительства каждого;

Устав Попечительского совета в двух экземплярах;

Выписка из протокола учредительного собрания, включающие сведения о создании Попечительского совета, об утверждении его устава и о формировании его руководящих органов и ревизионной комиссии;

Сведения об учредителях;

Документ об уплате регистрационного сбора;

Документ о юридическом адресе Попечительского совета.

Одновременно регистрируется наименование совета. Документы для государственной регистрации подаются не позднее трех месяцев со дня учредительного собрания. Деятельность Попечительского совета не требует отдельного лицензирования, если его учредитель (образовательное учреждение либо его администрация) имеет государственную лицензию и между ними заключен договор. Такая же ситуация возникает, если несколько учреждений – соучредители Попечительского совета. Лицензирование обязательно в случае, если Попечительский совет ведет самостоятельную деятельность.

Совет может быть создан в одной из следующих, предусмотренных законодательством организационно-правовых форм некоммерческой организации:

Общественная организация;

Орган общественной самодеятельности;

Автономная некоммерческая организация.

Чтобы выбрать форму Попечительского совета, оптимальную для определенного учреждения образования, предлагаем их законодательные определения.

В статье 8 Закона «Об общественных объединениях» сказано, что общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, действующее для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть как общественные объединения, так и юридические лица. Высшим органом выступает общее собрание членов организации, а постоянно действующим – выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.

Л. Дегтярева

Директор школы. 2003. 1. С. 20-24.

Прочитав статью Попечительский совет школы: для чего он нужен и как лучше создавать его?*, поймала себя на мысли, что не могу так сразу ответить на вопрос, вынесенный автором в заголовок. Хотя по долгу службы вроде бы должна знать ответ.

Дело в том, что в сентябре 2000 года в школе, где обучается мой ребенок, по инициативе директора и родительского комитета был создан Попечительский совет. Родители моего класса избрали меня своим представителем, так как обстоятельства жизни сделали меня домохозяйкой, несмотря на высшее медицинское образование. К тому же я, в силу природной энергичности и неравнодушия, с удовольствием принимала участие в делах и заботах о детях нашего класса, а также, по выражению моих коллег-родителей, пользуюсь их доверием. Не стану долго рассказывать, как проходил процесс формирования и становления нашего Совета, важно то, что мы худо-бедно существуем в школе уже третий год.

Не от хорошей жизни

Скажу честно, создавался он не от хорошей жизни. Из общения с родителями учащихся других школ поняла одно: сегодня в большей или меньшей степени абсолютное большинство учебных заведений испытывает материальные трудности. Наша школа — не исключение. По словам директора, полностью финансирование осуществляется только по двум статьям: заработная плата работникам и питание учащихся. На все остальное (ремонт, мебель, учебные пособия, хозяйственные расходы и т.д.) средства выделяются крайне нерегулярно и в очень скромных объемах, явно недостаточных для нормальной жизнедеятельности. Поэтому, несмотря на присутствие интересного, творческого и достаточно высококвалифицированного коллектива педагогов, школа наша выглядела не слишком привлекательно. Но внешний вид, как говорится, полбеды. Плохо то, что педагогам надо как-то работать. И трудно говорить о высоком уровне и качестве образования, если, как и сто лет назад, стоит наш учитель у доски с мелом и тряпкой. И даже, кстати, с мелом иногда возникали проблемы, не говоря уж о современных наглядных пособиях, видеоматериалах, о возможности размножать разноуровневые задания и различные тесты для выявления пробелов в знаниях ребенка и, как следствие, невозможность своевременно помочь ему.

Конечно же, наша администрация во главе с директором обивала пороги всевозможных вышестоящих инстанций, писала множество писем с просьбами профинансировать то одно, то другое, но чаще всего ответ был один: Извините, пока нет средств. Вот так мы были поставлены перед необходимостью создания Попечительского совета.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих — этот принцип, пожалуй, лучше всего подходит для нашего попечительского движения. Именно спасением, а не поддержкой, развитием, улучшением качества образования занимаются сегодня родители учащихся нашей школы. А раз так, значит, на вопрос: Что такое Попечительский совет?, вполне позволительно ответить: это — Скорая помощь. Знаете, когда ее вызывают? Правильно, когда с болезнью не можешь справиться сам и нет подручных средств для борьбы с недугом. Но ведь всем известно, что Скорая не занимается лечением хронических, застарелых заболеваний. Нет в ее арсенале таких мощных средств, она лишь призвана ослабить боль и выполнить какие-то неотложные действия. Но все это меры временные, а для полного выздоровления необходимо пройти долгий курс лечебной и восстановительной терапии. Известно также, что заболевший вызывает Скорую без страха и долгих раздумий, а вот директору школы нужно крепко поразмыслить, взвесить все за и против, прежде чем решиться на создание Попечительского совета.

Друг без друга не выжить

О нашем директоре школы могу сказать одно: с нами жить ей стало легче и веселей, но головной боли добавилось. Легче и веселей потому, что родители стали вносить ежемесячные попечительские взносы на расчетный внебюджетный счет школы. Головная боль — это, прежде всего, потеря самодержавности: нельзя эти средства распределить и потратить по своему усмотрению и без ведома Попечительского совета. А в финансовых вопросах недостаточно просто сказать: Я так хочу, необходимо отстоять свое мнение, доказать правильность своей позиции и оправданность расходов. А это — терпение, гибкость, умение идти на компромисс, логика и четкость формулировок.

Подчас перегруженного, замотанного директора такое положение вещей выводит из себя, но, скованные одной цепью, связанные одной целью, мы вместе учимся языку дипломатии и находим нужные решения.

Почему же это происходит? Увы, нам сегодня друг без друга не выжить. Образовательный процесс, на мой взгляд, — очень сложный механизм, имеющий две главные составляющие: с одной стороны — директор и педагогический коллектив, а с другой — дети, обучающиеся в этой школе, и их родители. Чтобы образовательный процесс осуществлялся качественно, существует множество условий, но главное из них, как мне кажется, одно — чтобы эти две силы не оказались по разные стороны баррикад. Если начинается их противостояние, такая школа, на мой взгляд, долго не протянет. Если же они станут союзниками в общем деле — сделать качество образования высоким — успех вполне вероятен.

Именно принцип взаимовыгодного сотрудничества положен нами в основу существования. Сегодня в нашей школе директор почувствовала не только горечь самоограничения в решении финансовых вопросов, но и сладость расширения административного ресурса. Раньше, самостоятельно приняв какое-либо решение, директору приходилось претворять его в жизнь только с помощью работников школы. Теперь же, заручившись поддержкой Попечительского совета (а значит, родительской общественности), она обрела более широкие возможности для осуществления принятого решения. Так, в школе был решен вопрос об охране, о школьной форме, о запрете на курение и т.д. Кроме того, директор перестала выступать в роли постоянного просителя, уговаривающего родителей помочь школе в решении то одной, то другой наболевшей проблемы. Задачу разъяснения необходимости поддержки родной школы она переложила на плечи Попечительского совета, который, если принимается общее решение о финансировании той или иной программы, доводит всю нужную информацию до родителей. Так, при поддержке родительской общественности были отремонтированы некоторые кабинеты, холлы, коридоры и рекреации, приобретены современные учебные пособия, оргтехника и многое другое, что преобразило не только внешний вид школы, сделав ее чище и красивей, но и несколько изменило в лучшую сторону сам процесс обучения, дало возможность внедрить новые, более совершенные методики преподавания.

Требуется стационарное лечение

Нужны ли Попечительские советы во всех школах? На этот вопрос может ответить только каждый конкретный директор.

Если он самостоятельно справляется со своими трудностями и решает все школьные проблемы без посторонней помощи, то ответ напрашивается отрицательный. В противном же случае стоит задуматься. Сегодня в стране созданы такие экономические условия выживания образовательных учреждений, что без привлечения внебюджетных средств не обойтись. Примерно об этом в своих последних выступлениях в средствах массовой информации говорит и министр образования. Отвечая на вопрос об источнике благотворительных пожертвований, он раскрывает нам свое видение механизма поступления внебюджетной помощи школам. Выглядит это, на мой взгляд, очень своеобразно: некто, закончивший несколько лет назад школу, например, в Воронеже или еще в каком-либо городе России, а сейчас проживающий, скажем, в Москве, с благодарностью вспоминает своих учителей и оказывает школе благотворительную помощь. Мне такая ситуация кажется несколько надуманной. Почему? Да потому, что этот некто должен быть бездетным холостяком-сиротой, только тогда он, возможно, вспомнит о давно законченной школе, так как ему не надо содержать семью, учить своих детей (а в этом случае логичнее помогать школе, где учатся его собственные), а также не оказывать материальной поддержки пенсионерам-родителям (ведь всем известно, что размер пенсии — ниже прожиточного минимума). Ну и много ли вам известно ваших выпускников с такими данными, уважаемые директора? Нет, безусловно, есть люди, помнящие и любящие свое прошлое и, в частности, родную школу. Но таких единицы, и много ли они смогут дать и как часто? А ведь вы точно знаете, что финансовая помощь должна быть регулярной, а не от случая к случаю.

Так что на вопрос: Где взять попечителей? — ответ напрашивается только один: среди тех родителей, которые сегодня обучают своих детей в школе и осознают ценность образования и которые не могут приобретать его для своих детей частным образом в индивидуальном порядке. Вот этих-то родителей и надо зажечь общей идеей решать проблему получения хорошего образования сообща, вскладчину, общими усилиями преодолевая трудности и устраняя проблемы. Единственным препятствием на пути к достижению этой благой цели стоит нежелание родителей переводить деньги на расчетный счет школы. Интересно — почему? Не стоит сразу обвинять кого-то в скаредности или недальновидности. Нежелание быть попечителем объясняется просто: государство взимает единый социальный налог, а как известно, образование — как раз социальная сфера. Следовательно, призыв помогать школе звучит сегодня как пожелание вносить повторную оплату за один и тот же вид услуг. Но это было бы не страшно, если бы государство нашло способы возвращать средства, пущенные на благотворительные цели, как это делается в других странах, где быть меценатом выгодно. Наше же государство пошло на снижение ставки подоходного налога для всех, не делая при этом различий между благотворителями и не желающими иметь к этому никакого отношения.

Сегодня многие родители обеспокоены позицией государства в вопросе бюджетного финансирования образования. Будут ли предприняты какие-либо действия для решения этих проблем не только за счет частных инвесторов, которые сегодня могут быть, а завтра, вследствие каких-нибудь катаклизмов (не дай бог, конечно, но вспомните дефолт 1998 года), могут исчезнуть? Какие меры разрабатываются для облегчения налогового бремени тем предприятиям и организациям, которые захотят облагодетельствовать школу, и будет ли выгодно школе самостоятельно зарабатывать деньги? Существует ли у правительства крупномасштабная государственная программа по решению всех этих наболевших проблем?

Положительный ответ на этот вопрос прозвучал после утверждения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В моем понимании, такой документ должен являться общенациональной программой действий по восстановлению ответственности государства за судьбу образовательной сферы. Но, прочитав упомянутую выше статью о попечительских советах, начинаешь понимать, что положение вещей несколько иное. В Концепции, оказывается, прописано, что частные средства, поступающие в образование, могут возрасти с 1,3% до 2,5% ВВП. На деле это означает двойное увеличение благотворительной помощи школе за счет денег родителей. Что же получается? Те скоропомощные средства, которые изыскивают Попечительские советы, станут чуть ли не основой финансирования? А куда денутся государственные бюджетные средства, выделяемые на образование? Или вскоре будет рекомендовано создание советов попечителей при больницах, домах престарелых, детских садах и т.д.? Следуя этой логике, родители школьников будут благодетельствовать образовательным учреждениям, а больные и их родственники — лечебным? А если они являются и теми и другими одновременно, то кому помогать в первую очередь, а кому — во вторую? Боюсь, что ситуация будет доведена до абсурда. По всей видимости, чтобы этого не произошло, и прописан в Законе Об образовании норматив государственного выделения финансовых средств на нужды образования в количестве не менее 10% национального дохода. Но об этом составители Концепции умолчали. Вопрос бюджетного финансирования образования, на мой взгляд, наиболее животрепещущий, так как средствами и методами, используемыми в скоропомощной практике, нельзя заменить стационарного лечения. Любой врач скажет, что такая замена может оказаться для пациента смертельно опасной и долго он на ней не протянет.

Все это чрезвычайно серьезные вопросы, и ответы на них необходимо давать объективные. А сделать это можно, только внимательно изучив вышеупомянутую Концепцию модернизации, но, честно говоря, как всякий обыватель, я не читаю печатных изданий, в которых публикуются подобного рода документы. А вот с многочисленными статьями-откликами, критикующими новое распоряжение правительства, с вниманием знакомилась на страницах газеты Известия. В них со своими замечаниями по некоторым пунктам этого документа, в большинстве своем дельными и интересными, выступали ректоры крупных и уважаемых вузов, педагоги-новаторы, ученые из различных НИИ, имеющих прямое отношение к педагогике и образованию. Но, как это ни странно, я не встретила ни одной заметки, в которой бы высказывались соображения о новой Концепции, подписанной непосредственными проводниками идей правительства — рядовым директором школы или чиновником органа образования любого уровня.

Очень бы хотелось узнать их мнение о самой Концепции и о ходе ее претворения в жизнь.

/text/biblio/16615937/bib/text/biblio/16615937/ris

Статья 11. Попечительский совет Фонда

1. Высшим органом управления Фонда является попечительский совет Фонда.

2. В состав попечительского совета Фонда входят пятнадцать членов, в том числе генеральный директор Фонда, являющийся членом попечительского совета Фонда по должности.

3. Члены попечительского совета Фонда назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более чем пять лет.

4. Председатель попечительского совета Фонда назначается Президентом Российской Федерации одновременно с назначением членов попечительского совета Фонда.

5. Полномочия председателя и иных членов попечительского совета Фонда могут быть прекращены досрочно на основании решения Президента Российской Федерации.

6. Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, осуществляют свою деятельность на общественных началах и не могут состоять в трудовых отношениях с Фондом.

7. Члены попечительского совета Фонда одновременно не могут входить в составы экспертных советов Фонда.

8. Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, имеют право совмещать свое членство в попечительском совете Фонда с замещением государственной должности Российской Федерации или должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

9. Попечительский совет Фонда осуществляет следующие полномочия:

1) определяет приоритетные направления деятельности Фонда;

2) утверждает программу деятельности Фонда на трехлетний период, ежегодно вносит в нее уточнения;

3) утверждает порядок и критерии конкурсного отбора программ и проектов, а также порядок проведения экспертизы программ и проектов, представленных на конкурс;

4) утверждает порядок осуществления контроля за выполнением программы деятельности Фонда на трехлетний период и реализацией программ и проектов, финансируемых Фондом;

5) утверждает порядок участия Фонда в формировании и пополнении целевого капитала научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

6) утверждает финансовый план доходов и расходов (бюджет) Фонда на трехлетний период, ежегодно вносит в такой план уточнения;

7) утверждает годовой отчет Фонда и направляет его Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

8) представляет Президенту Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность генерального директора Фонда;

9) заключает, изменяет и расторгает трудовой договор с генеральным директором Фонда;

10) утверждает положение о правлении Фонда, принимает решения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Фонда, утверждает размер вознаграждения членов правления Фонда и (или) компенсации произведенных ими расходов;

11) утверждает положение о ревизионной комиссии Фонда, принимает решения о назначении председателя и членов ревизионной комиссии Фонда, о прекращении их полномочий, в том числе о досрочном прекращении их полномочий;

12) утверждает положение об экспертных советах Фонда;

13) утверждает перечень, составы экспертных советов Фонда и их председателей;

14) осуществляет контроль за деятельностью других органов управления Фонда, принятием ими решений и обеспечением выполнения этих решений, использованием денежных средств и другого имущества Фонда;

15) утверждает положения о филиале Фонда и о представительстве Фонда, назначает их руководителей;

16) принимает решения о передаче части имущества Фонда в государственную казну Российской Федерации;

17) определяет предельный объем инвестируемых временно свободных средств Фонда;

18) утверждает аудиторскую организацию, прошедшую отбор на конкурсной основе, для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда и размер вознаграждения этой организации за оказываемые ею услуги;

19) принимает решения:

а) о вступлении Фонда в ассоциации и союзы;

б) о создании Фондом юридических лиц и (или) об участии в них;

в) о создании филиалов Фонда и об открытии представительств Фонда;

20) согласовывает утверждаемые генеральным директором Фонда:

а) организационную структуру и штатное расписание Фонда, а также внесенные в них изменения;

б) размер и форму оплаты труда работников Фонда;

в) размер вознаграждения экспертов, входящих в составы экспертных советов Фонда;

г) размер вознаграждения специалистов в области науки и техники, не входящих в составы экспертных советов Фонда, но дополнительно привлекаемых к участию в работе этих советов (далее — специалисты в области науки и техники);

21) принимает решения по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к полномочиям высших органов управления некоммерческих организаций.

10. Полномочия попечительского совета Фонда не могут быть переданы другим органам управления Фонда.

11. Заседания попечительского совета Фонда созываются его председателем или иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда, не реже чем один раз в полгода. Заседание попечительского совета Фонда также может быть созвано по инициативе ревизионной комиссии Фонда или по инициативе аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда.

12. Заседания попечительского совета Фонда проводятся его председателем, а в его отсутствие иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда.

13. Попечительский совет Фонда правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов попечительского совета Фонда. Решения попечительского совета Фонда принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов попечительского совета Фонда. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании попечительского совета Фонда является решающим.

14. Протокол заседания попечительского совета Фонда подписывается председательствующим на заседании попечительского совета Фонда.

Попечительский совет как одна из форм общественного управления образовательного учреждения

Мнения членов попечительского совета Фонда, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносятся по их требованию в протокол.

15. Попечительский совет Фонда вправе принимать решения без созыва заседания попечительского совета Фонда путем проведения заочного голосования в порядке, установленном попечительским советом Фонда.

16. Секретарь попечительского совета Фонда, назначаемый попечительским советом Фонда из числа работников Фонда, обеспечивает подготовку и проведение заседаний, заочного голосования, ведение документации, организует хранение протоколов заседаний попечительского совета Фонда.

Александр АДАМСКИЙ

22–23 февраля впервые в истории современного образования России по инициативе Совета по федеральным экспериментальным площадкам состоится семинар председателей попечительских советов образовательных учреждений.
О степени важности, которую придает созданию попечительских советов правительство, говорит тот факт, что из двух дней в первый день в семинаре участвует первый заместитель министра А.Киселев, а во второй – министр В.Филиппов. Организация и проведение семинара поручены Институту образовательной политики “Эврика”.

Цели и задачи попечительских советов

Всем известно, как долго и мучительно “Положение о попечительских советах” проходило бюрократическое согласование. Указ президента чуть не признали недействительным, а из подробного описания деятельности совета остались четыре куцых пункта, но, честно говоря, может быть, это и хорошо, что вместо описания подробного регламента мы получили общее благословение на создание попечительских советов. Главное – указание на то, что его деятельность определяется уставом образовательного учреждения.
Поэтому срочными сейчас являются ответы на два вопроса: что может делать попечительский совет и как его организовать?
Начнем с первого.
Целью создания попечительского совета, на наш взгляд, является усиление общественного управления школой, образования в целом.
Фактически создание попечительских советов сегодня – это одна из немногих поддерживаемых властью институций гражданского общества в школе. Есть и две другие – совет школы и детское самоуправление. Но до них пока у правительства руки не доходят.
А попечительский совет стал предметом и президентского, и правительственного, и, конечно, министерского рассмотрения. Видно, поэтому у него есть все шансы стать реально действующей связкой между государством и обществом. И достижение этой цели имеет большое педагогическое значение. Потому что это наглядно действующая модель школьной жизни в гражданском обществе. В гражданском в том смысле, что управление этой жизнью осуществляется не нанятыми от имени граждан работниками, чиновниками от государства, а самими гражданами. В нашем полувоенном сознании слова “гражданское общество” могут вызвать совсем другую ассоциацию: гражданское – значит не армейское, мирное. И в каком-то смысле это правильно, потому что институт гражданского общества – это форма проявления гражданами своих мирных, мирских, интересов и потребностей. А государство всегда с кем-то или за что-то борется, кого-то наказывает или побеждает. Поэтому государственные ведомственные организации реально институтами гражданского общества не являются и являться не могут.
В этом смысле забавно, что действующая в Москве от имени Фонда Сороса организация называет себя Институт “Открытое общество”/ Фонд Сороса. Но работает, например, над реализацией мегапроекта “Развитие образования в России” в основном с ведомственными, государственными организациями, например Министерством образования. Кстати говоря, это отличительная черта многих западных, в том числе благотворительных, организаций, действующих в России. Декларируя принципы открытого и гражданского общества в своей деятельности, они предпочитают иметь дело с министерствами, региональными администрациями, то есть с лицами, принимающими решение, а не с гражданами. И в этом смысле институтом как учреждением Институт “Открытое общество”, конечно, является. А вот институцией открытого общества, институтом, в котором граждане могут реализовывать свою волю и инициативу, скорее всего нет. Конечно, это касается далеко не всех западных фондов, и я это пишу совсем не для того, чтобы в чем-то укорить Фонд Сороса, к которому отношусь с большим уважением. А дело в том, что с самого начала создания сети школьных попечительских советов в России мы должны понимать, что западные схемы и модели, по крайней мере в том виде, в котором они приходят к нам, наглядным учебным пособием не являются.
Итак, главной целью создания школьных попечительских советов мы будем рассматривать становление общественного управления школой как институтом гражданского общества.
А задача попечительского совета, и здесь нужно быть предельно откровенными, – в первую очередь, конечно, улучшение финансового положения школы.

Чем выше уровень общественного управления, тем выше благосостояние школы

При этом гипотезой, которую нам предстоит доказать, является следующее: чем выше уровень общественного управления школой, тем выше уровень школьного благосостояния. И ошибкой было бы считать, что дело в контроле над расходованием средств. Это не так. И ошибкой было бы делать из попечительских советов ассоциацию надсмотрщиков. Скорее здесь уместна другая метафора: инвестиционный комитет, который ищет деньги и с умом их расходует. Поиск дополнительного финансирования, а также посредничество между школой и учредителем по реализации принципа “отдай и не греши” – две основные рабочие задачи попечительского совета. Если эта посылка принимается, то становятся очевидными главные качества членов попечительских советов: умение доставать деньги и умение их тратить на образовательные цели.
Престижность членства в попечительском совете в этом и заключается. Если человек стал председателем попечительского совета, это значит, что он успешен, что у него есть опыт и способности добывания средств на благие цели.
Пост председателя попечительского совета образовательного учреждения – это как аттестация, общественная аттестация успешности и признания деловых и моральных качеств человека.
Кого стоит приглашать в попечительский совет школы?
Из опыта действующих советов – в Волгоградской области поселок Михайловка – Федеральная экспериментальная площадка «Педагогический колледж», в Усть-Илимске – ФЭП-школа №10, в Красноярском крае – целая сеть ФЭПов, в Ижевске – ФЭП-гимназия № 56, ряд школ в Москве, в других регионах – видно, что попечителями должны становиться самые авторитетные, самые успешные, самые влиятельные люди. Это могут быть родители учеников, или выпускники, или люди, живущие в том месте, где находится школа. Или владельцы, руководители мощных и успешных предприятий, расположенных в месте нахождения школы.
Жесткая правда о попечительском совете заключается в том, что если таких самых-самых авторитетных и успешных, влиятельных и сознательных в данной местности нет, не будет и совета. И не нужно его создавать.
Опыт сети федеральных экспериментальных площадок показывает: попечительский совет сегодня – это не обязательная норма. Он не входит в штатное расписание образовательного учреждения. Мы будем стараться их создавать, мы будем изо всех сил стараться подкрепить организационные усилия школ нормативными документами федерального уровня, организовывать учебу попечителей. Но все это будет работать при одном условии – если есть в обозримом школьном пространстве тот самый человек, который может стать попечителем.
Ищите его – и совет будет.

А как действовать?

Вот письмо, которое пришло к нам в редакцию по электронной почте.
«Здравствуйте! Вот и в школе, где учатся мои дети, решили создать попечительский совет. Пригласили в числе других родителей и меня. Как организовать работу, никто толком не знает. Ознакомился я с проектом положения. Главный вопрос, который ставит администрация школы: кто будет тратить средства? Кто будет владельцем счета и распорядителем средств? Школа против того, чтобы средствами командовал директор или всякие ОНО. Может ли попечительский совет сам иметь свой счет, на котором будут аккумулироваться спонсорские средства? Может, у вас есть информация, как работают попечительские советы в школах.
С уважением Носков Э.А., член попечительского совета ОУ № 71 г. Нижний Тагил».
По нашей просьбе на этот вопрос ответил министр образования РФ В.Филиппов:
– В масштабах России однозначного ответа быть не может. Ну, например, сельская школа, в которой учатся 20–30 человек и которая для основной своей заработной платы пока еще не может открыть собственный счет, даже не имеет кассира и бухгалтера, поэтому для нее, конечно, вряд ли стоит в этом случае отдельно создавать фонд со своим счетом.

В большинстве же случаев, особенно в крупных городах, попечительские советы должны иметь свои фонды. Причем желательно с отдельным счетом, который контролируется этим фондом. На каком-то этапе, промежуточном, это могут быть фонды внутри школы, но это начальный этап. Реально влиять на жизнь школы можно тогда, когда ты имеешь рычаги влияния на финансовую жизнь школы.
Таков был ответ министра образования РФ В.Филиппова на вопрос члена попечительского совета школы №71 из Нижнего Тагила Э.Носкова.
От себя добавим.
Попечительский совет собирает деньги на школу, и это его, совета, деньги.
Вот как об опыте подготовки попечителей рассказывает Т.Епанчинцева, исполнительный директор центра «Сотрудничество на местном уровне», который как раз занимается развитием сети общественно активных школ:
«Попечительский совет Парабельской школы Томской области организовал платные компьютерные курсы для взрослых – и это хорошее средство для пополнения общественного школьного фонда. Л.Митюкляева, директор гимназии №91 г. Железногорска, рассказывает о том, как гимназия и ее благотворительный фонд открыли для себя новые многообразные ресурсы, в том числе интеллектуальные, информационные, не только материальные, когда вышли за рамки школьной территории и стали работать по вовлечению местного сообщества в партнерские отношения. «Мы поняли, – говорит она, – что сообщество микрорайона будет активно помогать гимназии, если мы поможем ему. Мы поняли, что нельзя создавать идеальный «микромир» в гимназии, надо благоустроить жизнь во всем микрорайоне, и это в наших силах. Поэтому гимназия и фонд предложили жителям микрорайона создать общественное территориальное самоуправление, избрав советы домов и совет микрорайона. Проведя такую масштабную работу с местным сообществом, мы нашли новые возможности для сотрудничества с городскими властями и вовлекли их в выполнение наших программ в качестве партнеров. В частности, городские власти взяли на себя долю работы по созданию общественного спортивного комплекса на базе нашей гимназии».
…Попечительские советы не волшебная палочка, школа не разбогатеет в одночасье после их появления. Но точно можно сказать, что школа станет все беднее и беднее, если не сможет привлечь на свою сторону общество. Не абстрактное общество, а реальных людей – попечителей.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Попечительский совет в дошкольном учреждении – фактор обеспечения эффективности развития.

Заведующий

МАДОУ города Нижневартовска

ДС №34 «Дюймовочка»

Щербинина И.В.

Для полноценной организации работы с детьми в Детском саду недостаточно иметь одни стены, необходима насыщенная предметно-развивающая среда, которая включает в себя современные модули, конструкторы, экологические уголки, мини лаборатории, дидактические материалы, сенсорные комнаты, спортивные уголки, мягкие модули, то есть всё то, что дает ребёнку возможность найти себе место по душе, способствует развитию творческих, интеллектуальных способностей.

Частью управления современным детским садом заключается в привлечении к решению проблем учреждения различные социальные институты: родителей, общественность, — что позволяет справиться с количеством задач по организации функционирования современного образовательного заведения.

Мыпонимаем, что проблемы детского сада не могут быть решены сиюминутно и быстро. Анализируя опыт, делая выводы, мы готовы внедрять все новое в практику своей деятельности.

На сегодняшний момент создавать развивающую среду, отвечающую всем современным требованиям, повышения качества образования, повышать имидж ДОУ позволяет тесное взаимодействие с родителями.

Решить проблемы детского сада, самые смелые педагогические мечты возможно воплотить в реальность с помощью попечительских советов, на постоянную помощь и поддержку которого педагоги могут рассчитывать.

Деятельность Попечительского совета в ДОУ позволяет легализовать спонсорские потоки на внебюджетный счёт ДОУ.

На заседаниях Попечительского совета выбирается Председатель и секретарь, утверждается Положение «О Попечительском совете», составляется смета расходов. Рассматриваются возможности привлечения внебюджетных средств.

Расходование средств напрямую контролируется Попечительским советом. Бухгалтерия на 100% прозрачна и доступна любому из родителей.

На сегодняшний день администрация детского сада и большинство родителей уже поняли, что на данный момент Попечительский совет это самая правильная форма общения в материальном плане детского сада с родителями и спонсорами — городскими предприятиями, которые оказывают помощь.

Не секрет что более 50% бюджета города идёт на образование: капитальные и косметические ремонты, закупку оборудования и мебели, питание детей в детских садах, заработную плату воспитателей и учителей. Но на всё средств все равно не хватает.

А работа Попечительского совета как раз способствует укреплению материальной базы для развития детей.

И в то же время, если касаться сбора денежных средств с членов Попечительского совета, либо желающих оказать помощь родителей, то делаю ссылку на законодательство:

В соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная деятельность может осуществляться в целях содействия деятельности в сфере образования. При этом под благотворительной деятельностью, согласно указанному закону, понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность, индивидуально или объединившись, с образованием либо без образования благотворительной организации. Все пожертвования должны носить добровольный характер.

Попечительские взносы в школу. Законно?

Это право родителей (законных представителей), а не обязанность. Сбор наличных средств в образовательных организациях запрещен. Денежные средства перечисляются на счета, открытые в банках. Образовательные организации обязаны информировать родителей (законных представителей) о целевом расходовании добровольных пожертвований на родительских собраниях, через попечительский совет, вывешивать информацию на сайте образовательной организации и т.п. В случае выявления фактов необоснованных, непрозрачных «поборов» в образовательных организациях родители (законные представители) имеют право обращаться в правоохранительные органы

Соответственно, в большей части деятельность Попечительского совета должна быть направлена на привлечение денежных средств со стороны спонсорских организаций и оформляться договором пожертвования, а так же рассматриваться и фиксироваться в протоколах заседаний Попечительского совета. Для прозрачности расходования данных средств в ДОУ разрабатывается Положение. Ниже приведена его примерная форма

Положение о расходовании внебюджетных средств

Финансовые средства, находящиеся в распоряжении попечительского совета и поступившие в Благотворительный Фонд для ДОУ № распределяются в зависимости от их назначения следующим образом:

1. Благотворительные пожертвования на развитие ДОУ:

Все поступившие средства расходуются на развитие материально-технической базы ДОУ.

2. Благотворительная помощь сотрудникам ДОУ:

62,5 % — на благотворительную помощь групповому персоналу;

25 % — на благотворительную помощь сотрудникам ДОУ не занятым на группе;

12,5 % — на оплату непредвиденных расходов, возникающих в течение месяца.

3. Благотворительная помощь на обеспечение безопасности детей ДОУ:

Все поступившие средства расходуются на благотворительную помощь сотрудникам, обеспечивающим безопасность пребывания детей в ДОУ.

4. Благотворительная помощь на развитие воспитательно- образовательного процессов в ДОУ.

62,5 % — на благотворительную помощь специалистам, проводящим воспитательно-образовательный процесс сверх программы;

37,5 % — на проведение праздников, спортивных соревнований, конкурсов и выставок.

Кроме выше сказанного, обязателен отчет Правления Попечительского совета о расходовании средств. Примерная форма отчета представлена ниже.

ОтчетПравления Попечительского Совета ДОУ № за месяц (год)

Правление Попечительского Совета ДОУ № доводит до сведения членов Попечительского Совета ДОУ № информацию по поступлению и расходованию денежных средств на благотворительные цели ДОУ за ______.

Поступило:

1 группа —

2 группа –

3 группа –

4 группа –

Направлено:

— на благотворительную помощь групповому персоналу —

— на благотворительную помощь сотрудникам ДОУ —

— на благотворительную помощь педагогам дополнительного образования —

на развитие ДОУ — в т.ч.:

строительные материалы —

игрушки —

канцтовары –

хозяйственные расходы —

методическая литература —

Коллектив ДОУ выражает благодарность родителям, принявшим участие в благотворительной программе _________________________________

Особая благодарность родителям___________
Председатель Правления Попечительского Совета _________ //

Секретарь Правления Попечительского Совета _________ //

Согласовано: заведующая ДОУ № _________ //

Таким образом, осуществление партнерских взаимоотношений с родительской общественностью в форме организации деятельности Попечительского совета будет способствовать развитию учреждения в рамках законодательства.

comments powered by HyperComments

1. Общие положения

Попечительство рассматривается как форма поддержки и защиты личных и имущественных прав и образовательных интересов несовершеннолетних граждан.

Попечительский совет государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа здоровья» №69 имени Б.Ш. Окуджавы (далее – Школа) создается в целях развития государственно-общественных форм самоуправления в сфере образования, дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения развития образования.

Попечительский совет строит свою деятельность на принципах равноправия его членов, коллегиальности управления, гласности принимаемых решений.

Попечительский совет взаимодействует с другими органами самоуправления Школы. Представители Попечительского совета имеют право участвовать в работе советов (совещаний, коллегий) органов управления Школы в пределах компетенции, установленной настоящим Положением.

«Положение о Попечительском совете Школы» утверждается на Конференции Школы. Срок действия данного Положения неограничен.

Внесение изменений в «Положение о Попечительском совете» относится к компетенции Конференции Школы, если иное не определено Уставом Школы.

2. Цели и задачи Попечительского совета

Совет создается как одна из форм самоуправления родительской общественности Школы в целях:

Содействия организации и совершенствованию образовательного процесса;

— оказания помощи в улучшении условий труда педагогического и обслуживающего персонала Школы;

— содействия в организации спортивно-массовых, культурно-досуговых и туристско-экскурсионных мероприятий Школы;

Содействия совершенствованию материально-технической базы Школы (благоустройство и оснащение помещений, территории…);

— привлечения внебюджетных средств для развития Школы и обеспечения высокой эффективности образовательного процесса;

— организации поступлений и определения направлений, форм, размеров и порядка использования благотворительных средств для Школы, в том числе на поддержку и поощрение сотрудников и учащихся школы;

— оказания помощи по улучшению обслуживания обучающихся.

3. Права Попечительского совета

Попечительский совет имеет право:

— вносить предложения администрации школы по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания, обучающихся в образовательном учреждении, в томчисле по укреплению их здоровья и организации питания;

— вносить предложения учредителю (учредителям) школы по совершенствованию его деятельности и управления им, рассматривать другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского совета Уставом Школы;

— сотрудничать с благотворительными и иными организациями, в которые
поступают благотворительные пожертвования на развитие школы;

— осуществлять общественный контроль за использованием целевых взносов и
добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды школы.

4. Состав Попечительского совета

Количественный и персональный состав Попечительского совета определяется настоящим Положением.

В состав Попечительского совета могут входить участники общеобразовательного процесса, родители (законные представители) обучающихся и иные физические лица, а также представители органов местного самоуправления и организаций различных форм собственности, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии Школы и имеющие высокий общественный авторитет в коллективах образовательных учреждений.

Предложения по персональному составу Попечительского совета могут вноситься администрацией школы и (или) представителями общественности и другими заинтересованными лицами и организациями.

Персональный состав Попечительского совета утверждается ежегодно на заседании Совета школы простым большинством голосов в следующем составе:

Представители из работников Школы — 3 – 5 человек, представители от

родителей (законных представителей обучающихся) – по одному человеку от каждого класса, представители общественности – 1 – 3 человек.

Попечительский совет возглавляет Председатель, избираемый сроком не

менее одного года на заседании Попечительского совета. Председатель может

5. Делопроизводство Попечительского Совета

Внутренний регламент работы Попечительского совета определяется самим советом.

Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Внеочередные заседания могут быть созваны Председателем Попечительского совета по мере необходимости или по требованию большинства работающих членов Совета.

Председатель Попечительского совета ведет заседания, окончательно определяет повестку дня, контролирует исполнение решений Попечительского

№ 146.

Что такое попечительский совет и кто принимает решение о его создании?

Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования.

Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы?
Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года. Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
По инициативе одной трети членов попечительского совета может быть созвано внеочередное общее собрание.
Для координации деятельности попечительского совета в заседании общего собрания может участвовать руководитель учреждения образования.
В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.
Учреждение образования обеспечивает условия для деятельности попечительского совета, в том числе путем предоставления места для хранения документации попечительского совета.

На решение каких задач направлена деятельность попечительских советов?

Задачами деятельности попечительского совета являются:
— содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, привлечении денежных средств для обеспечения деятельности учреждения образования;
— разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;
— содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;
— определение направлений, размеров и порядка использования средств попечительского совета по согласованию с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии), в том числе на:

  • укрепление материально-технической базы;
  • совершенствование организации питания обучающихся;
  • проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;
  • иные цели, не запрещенные законодательством;

— содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
— целевое использование средств попечительского совета.

Имеет ли право руководитель учреждения образования привлекать для финансирования школы средства родителей?
В соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования финансирование учреждений общего среднего образования может осуществляться из разных источников, не запрещенных законодательством. Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения образования.

Как формируются финансовые средства попечительского совета?
Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.

Могут ли члены родительского комитета инициировать сбор (перечисление) денежных средств учреждению образования?
Министерство образования в соответствующем письме в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома особо обратило внимание на недопустимость выполнения функций попечительского совета членами родительского комитета.

Как Министерство образования реагирует на ситуацию по сбору денежных средств с родителей?
Обращения граждан, содержащие сведения о предполагаемых фактах сбора средств в учреждениях образования, находятся на постоянном контроле Министерства образования.
Министерство образования направило в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома письмо, в котором особое внимание обращено на недопустимость формирования финансовых средств попечительского совета в нарушение требований пункта 24 Положения в части формирования финансовых средств попечительского совета.

По материалам Министерства образования Республики Беларусь

Положение

о попечительском совете образовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Попечительский совет при образовательном учреждении является органом самоуправления образовательного учреждения (далее - Учреждение) и создается для оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, его функционирования и развития, осуществления общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения и укрепления его материально-технической базы.

1.2. Попечительский совет не является юридическим лицом.

1.3. Попечительский совет действует на основании положения о Попечительском совете, утвержденного приказом директора ОУ.

1.4. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности Попечительского совета определяются Уставом учреждения и Положением о попечительском совете. Положение о Попечительском совете определяет задачи, функции и права Попечительского совета.

1.5. Настоящее Положение и деятельность Попечительского совета не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Уставу образовательного учреждения.

1.6. Попечительский совет осуществляет тесное взаимодействие с Советом образовательного учреждения и его учредителями, но не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительную деятельность Учреждения. Решения попечительского совета носят рекомендательный и консультативный характер.

2. Цели и задачи Попечительского совета

2.1. Основной целью Попечительского совета является содействие функционированию и развитию образовательного учреждения.

2.2. В своей деятельности Попечительский совет решает следующие задачи:

Содействует объединению усилий организаций и граждан в осуществлении финансовой, материальной и иных видов поддержки образовательного

учреждения;

Содействует формированию финансового фонда образовательного учреждения;

Содействует совершенствованию материально-технической базы образовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории;

Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения;

Принимает участие в формировании заказа на виды и уровни образовательных услуг, предлагаемых обучающимся;

- оказывает образовательному учреждению различного рода помощь нематериального характера (интеллектуального, правового, культурного, информационного и т. п.);

Содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников образовательного учреждения;

Содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий образовательного учреждения;

Устанавливает стипендии для отдельных категорий обучающихся и воспитанников;

Содействует оказанию финансовой помощи социально незащищенным категориям детей при получении платных дополнительных образовательных услуг, дополнительной дотации на питание, приобретение учебной литературы , школьных принадлежностей и других видов необходимой помощи;

Содействует развитию международных связей образовательного учреждения, взаимодействию с организациями, осуществляющими деятельность в сфере образовательных и информационных технологий , а также оказывает содействие в области детского туризма и выделении средств для международного культурного обмена, в том числе профессионального;

Рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского совета Уставом образовательного учреждения.

3. Компетенция Попечительского совета

3.1. Для реализации возложенных на него целей и задач Попечительский совет
вправе:

Самостоятельно формировать состав на основе добровольного объединения
представителей организаций, объединений, граждан для решения поставленных
задач;

Привлекать спонсорские материальные средства, а также услуги и помощь
иного характера с целью содействия функционированию и развитию
образовательного учреждения;

Выходить с предложением к организациям и частным лицам, родителям
обучающихся об оказании посильной помощи образовательному учреждению;

Принимать решения о направлении привлеченных средств на цели
образовательного процесса и утверждать соответствующую смету расходов;

Способствовать целесообразному расходованию бюджетных средств,
выделяемых на содержание Учреждения, а также средств, передаваемых
Учреждению гражданами и юридическими лицами в качестве добровольных
пожертвований и даров. В случае их нецелевого использования и расходования
информировать об этом органы, осуществляющие контроль за деятельностью
Учреждения;

Периодически заслушивать отчеты руководства образовательного учреждения
о реализации принятых Попечительским советом решений;

Знакомиться с перспективой развития образовательного учреждения
заслушивать отчеты о реализации программ развития Учреждения на данном
этапе, предлагать соответствующие коррективы;

Заслушивать предложения других органов управления Учреждения по
совершенствованию и развитию образовательного учреждения;

Вносить предложения в Совет образовательного учреждения по вопросам
совершенствования его деятельности в сфере образования, культуры,
обслуживания населения, укрепления кадрового состава Учреждения и развития
его материально-технической базы;

Принимать участие в конференциях, совещаниях, семинарах, а также
выступать в средствах массовой информации по вопросам предоставления
Учреждением услуг в сфере образования;

Участвовать в проверке деятельности Учреждения.

3.2. О выявленных недостатках в работе Учреждения председатель
Попечительского совета ставит в известность орган самоуправления
образовательного учреждения, в компетенции которого находится принятие
локальных актов образовательного учреждения, государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью Учреждения, а также вносит предложения по их устранению.

3.3. На ежегодном собрании по итогам года Попечительский совет
образовательного учреждения представляет отчет о проделанной работе.
Собрание проводится на основе гласности с привлечением представителей Совета
образовательного учреждения, родительского комитета, педагогического совета, а
также других организаций и лиц, заинтересованных в совершенствовании
деятельности и развитии образовательного учреждения.

3.4. Председатель Попечительского совета устанавливает связь со средствами
массовой информации о деятельности Совета.

4. Организация и порядок деятельности попечительского совета

4.1. Попечительский совет создается на весь срок деятельности Учреждения или на срок, определяемый Уставом образовательного учреждения.

4.2. Члены Попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно и без отрыва от основной деятельности

4.3. Попечительский совет действует на основе гласности и равноправия его членов.

4.4. Состав Попечительского совета формируется на добровольных началах из родителей (законных представителей), воспитанников и обучающихся, представителей организаций, объединений, граждан, оказывающих Учреждению постоянную финансовую, материальную, правовую, организационную, информационную и иную помощь.

В состав Попечительского совета могут входить учредители, представители органов государственной власти РФ и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления , средств массовой информации и юридически лиц независимо от форм собственности, а также граждане, изъявившие желание работать в Попечительском совете и способные по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед ним.

4.5. Членами Попечительского совета могут быть совершеннолетние граждане РФ и других государств.

4.6. Первый состав Попечительского совета утверждается решением органа самоуправления образовательного учреждения, в компетенции которого находится принятие локальных актов образовательного учреждения. В состав Попечительского совета входит не менее пяти членов. Директор образовательного учреждения в обязательном порядке входит в члены Попечительского совета.

4.7. Попечительский совет возглавляет председатель, обладающий организационными и координационными полномочиями. Председатель и заместитель председателя ежегодно избираются на первом заседании Попечительского совета большинством голосов при открытом голосовании по согласованию с Советом образовательного учреждения.

4.8. Оперативное руководство и организация деятельности Совета
осуществляется председателем, а в его отсутствие - заместителем.

4.9. Председатель Совета организует работу Совета, ведет заседания Совета,
выносит на рассмотрение Совета предложения о планах его работы и времени
заседаний. Заместитель председателя Совета в отсутствие председателя Совета
выполняет его функции.

4.10. На первом ежегодном заседании Попечительского совета назначается
секретарь. В обязанности секретаря входит организация заседаний Совета в
соответствии с настоящим Положением, осуществление непосредственной работы
по подготовке и ведению текущей документации Совета, оформление и рассылка
решений Совета, подготовка отчетов о работе Совета за год и предложений по
плану и графику работы Совета на следующий год.

4.11. Заседание Попечительского совета считается правомочным, если на нем присутствует большинство его членов. Решения Попечительского совета принимаются путем открытого голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов Попечительского совета. В случае равенства голосов "за" и "против" решающим является голос председательствующего.

4.12. Решения Попечительского совета оформляются протоколами, которые
подписываются председательствующим и секретарем, ведущим протокол
заседания.

4.13. Совет образовательного учреждения предоставляет Попечительскому
совету место для хранения установленной документации.

414. Новые представители могут быть приняты в Попечительский совет только при условии, что за их кандидатуры проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Попечительского совета. Вопрос об исключении из числа Попечительского совета его членов принимается на заседаниях Совета в порядке, определенном настоящим Положением. Совет образовательного учреждения может обратиться к председателю с рекомендацией об исключении из состава Попечительского совета.

4.15. Решения Попечительского совета принимаются на его заседаниях,
проводимых ежеквартально согласно плану работы. Внеочередные заседания
могут быть созваны его председателем по мере необходимости, по требованию
членов Попечительского совета. В период между заседаниями руководство
Попечительским советом осуществляет председатель.

4.16. В работе Попечительского совета с правом совещательного голоса могут
принимать участие приглашенные представители органов образовательного
учреждения, различных организаций, обществ, движений, деятели культуры и
науки.

5. Ответственность Попечительского совета

5.1. Попечительский совет несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и Уставом образовательного учреждения.

6. Заключительные положения

6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются решением
Совета образовательного учреждения.

6.2. Принятие решения о прекращении деятельности Попечительского совета
относится к компетенции органа самоуправления образовательного учреждения, в
компетенции которого находится принятие локальных актов образовательного
учреждения.

6.3. Деятельность Попечительского совета может быть также прекращена по
решению Попечительского совета путем открытого голосования 2/3 голосов всех
членов Попечительского совета.

Рассмотрено, обсуждено и принято на педагогическом совете

«____»_______________200__г. , протокол №___