Менеджмент как профессиональная деятельность по управлению организацией. Понятие и сущность менеджмента

Деятельность человека является сложной и многогранной и составляет основу его существования. Выполнение большинства видов требует вовлечения в процесс труда усилий не отдельных работников, а трудовых коллективов. Процесс целенаправленного коллективного труда нуждается в его организации. Таким образом, на менеджмент как особый вид деятельности управленческого персонала возложена функция объединения, координирования, согласования действий отдельных работников, групп, коллективов, подразделений предприятия для достижения результативных и продуктивных показателей работы.

Менеджмент как вид управленческой деятельности является неотъемлемой частью эффективной системы хозяйствования, призванной способствовать рациональному распределению и целенаправленной организации совместных трудовых усилий работников.Менеджмент как вид деятельности является разновидностью трудового процесса и характеризуется такими элементами:

(информация);

Средствами труда;

Трудом (менеджмент как вид относится к категории умственного труда и осуществляется в виде нервно-психических усилий);

Результатом труда (управление решения).

Менеджмент как предполагает, что в процессе организации совместной работы между управляющей и управляемой подсистемами неизбежно возникают различные отношения управления. Они могут быть классифицированы по различным признакам. Так, по своему содержанию управленческие отношения можно подразделить на экономические (возникают при решении экономических вопросов), социальные (кадровые вопросы), организационные (организационные вопросы), информационные, консультационные.В рамках системы менеджмента верхние уровни организации с нижними связывает непрерывная цепочка подчинения, в результате чего между представителями различных управленческих уровней могут возникать отношения субординации и координации. Отношения субординации обусловлены правом, присущим руководителю, отдавать приказы и распоряжения в соответствии с должностными обязанностями подчиненного и требовать их выполнения. Со своей стороны подчиненный обязан добросовестно выполнить поставленную перед ним задачу в соответствии со сроками, заявленными руководителем, и правилами служебной дисциплины.

Таким образом, менеджмент как вид деятельности предполагает возникновение и регламентирование отношений субординации между структурными подразделениями системы управления, а также между руководителями и подчиненными разного уровня. Отношения координации в организации могут возникать как по горизонтали, так и по вертикали. Отношения координации между структурными подразделениями, которые не подчиняются друг другу, называют отношениями координации по горизонтали. Отношения координации по вертикали складываются между подразделениями различных уровней управленческой иерархии.Эти отношения координации формализуются менеджментом компании в положениях о структурных подразделениях и должностных обязанностях работников. В них отражаются и обязанности по отношению к другим структурным подразделениям и работникам.Таким образом, менеджмент как вид деятельности призван решать следующие задачи:

Формулирование конкретных целей (стратегических и текущих), направленных на обеспечение выживания предприятия, его развитие и рост;

Разработку путей (стратегий) достижения поставленных целей;эффективную организацию производственно-сбытовой деятельности предприятия на основе изучения состояния рынка и спроса со стороны потребителей;

Непрерывный поиск новых рынков сбыта и формирование эффективных каналов распределения продукции;

Осуществление контроля за деятельностью предприятия и достижением поставленных задач.

Менеджмент как вид деятельности все более активно используется на современных предприятиях, так как значительно повышает экономическую отдачу от производства и,как следствие, увеличивает получаемую в итоге деятельности прибыль.

Человека.

Вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна. Если посмотреть на деятельность человека, то можно вдуматься, возможна ли была эта деятельность, если бы она не была организованна. А чтобы организовать ее, надо предвидеть результат, контролировать деятельность, быть заинтересованным в этом результате и видеть реальность успеха. Все это в обобщенном практическом представлении называется управлением.

Все это показывает, что управление неминуемо сопровождает деятельность человека, и всякая его деятельность нуждается в управлении.

Деятельность - совокупность действий человека, ведущих к достижению цели.

Способ существования человека, проявление его социальной активности.

Управление – это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Деятельность может быть осознанной и неосознанной.

Осознанная деятельность – это деятельность, построенная на основе заранее предусмотренного результата, на основе запрограммированных координированных действий, ведущих к предполагаемому результату.

Неосознанная деятельность – это действия рефлекторного типа, реакция на проявление потребности.

И та и другая деятельность нуждается в управлении и осуществлении на основе управления, но управление в первом и во втором случае различно, и это различие проявляется в сложности, в уровне развития управления и т. д.

Нас в рамках данной дисциплины интересует осознанная деятельность, поскольку это управление деятельностью, а не поведением человека.

Только человек имеет сознание, позволяющее ему строить планы и контролировать их реализацию, организовывать свою деятельность и деятельность других людей.

Управление – это вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль, осознание потребностей.

Оба определения управления характеризуют практическое представление этого понятия и его сущность.

В.2.Сущность управления

Это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более, совместной деятельности. Поскольку любое явление необходимо рассматривать с позиции сущности содержания и специфики, то необходимо рассмотреть содержание понятия управления.

Содержание управления можно установить посредствам анализа практической деятельности менеджера. Если спросить мен-ра, что он делает управляя организацией, какие виды деятельности составляют его работу, то ответы будут разными в силу его опыта, стиля управления, приоритетов, но общим будет содержание его деятельности, а именно любое управление предполагает необходимость:

Предвидение

Контроль

Мотивация

Стимулирование

Организация

Прогнозирование

Координация.

Все это называется основными функциями управления. Потому что они отражают содержание понятия управления независимо от конкретных условий и сфер деятельности.

Таким образом, для того чтобы управлять всегда необходимо предвидеть(планировать), организовывать работу, контролировать ее в той или иной мере, координировать или регулировать деятельность людей, мотивировать ее и исследовать все процессы деятельности людей.

Но эти семь функций управления не характеризуют обязательную последовательность процесса деятельности, а в понимании управления необходим еще и процессуально – содержательный аспект: сначала менеджер ставит цель, позволяющую ему оценить существующее положение дел и увидеть проблему, попытаться решить ее посредством своих организационно – практических действий. Таким образом, процесс управления начинается с целеполагания, которое определяет всю последовательность действий.

Следующим этапом является определение ситуации т. е. распознавание и оценка того положении в котором находится организация или фирма, а противоречие которое оказывается главным вне соответствии цели и ситуации, которую необходимо решить в первую очередь характеризует понятие проблемы. Далее эту проблему необходимо решить (устранить).

Эти 4 этапа процесса управления характеризуют процессуально – содержательный аспект управления (целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, осуществление решения этой проблемы).

Специфику управления можно выразить понятием воздействия. Воздействие – влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

Если управление это воздействие, то существуют объекты и субъекты управлении. Иначе говоря любую управляемую систему можно представить в виде субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой систем (см. Рисунок).

https://pandia.ru/text/79/084/images/image003_118.gif" alt="Радиальная диаграмма" width="396" height="330">функции менеджмента". Рассмотрение менеджмента с этих позиций связано с разработкой таких вопросов как состав и содержание всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в процессе управления. Впервые состав функции был сформулирован А. Файолем.

4. Менеджмент как процесс фокусирует внимание на взаимосвязи отдельных управленческих функций в пространстве и времени. При этом все проблемы менеджмента рассматриваются через призму управленческих процессов задачей которых является принятие решений для реализаций целей организаций

5. Орган управления является составной частью любой организации. Данный подход к менеджменту сосредотачивает внимание на структуре организации, на связи между звеньями и уровнями управления, на степени централизации и децентрализации , на распределение полномочий и ответственности работников, занимающих разные должности. Самым оптимальным является 7 подчиненных у руководителя.

6. Персонал управления обязан обеспечивать эффективное использование и координацию всех ресурсов организации для достижения ее целей.

В.4. Сравнительная характеристика понятий «Менеджмент» и «Управление»

ПРИЗНАКИ

УПРАВЛЕНИЕ

(в плановой экономике)

Менеджмент

(в рыночной экономике)

1. Объем понятия

Управление процессами в обществе, технике и природе

Управление фирмами, предприятиями, организациями

2. Регулятор производства

9. Тип управления

Демократический

10. Принцип управления

Централизация

Децентрализация

11. Человеческий фактор

Инициатива «наказуема»

Активизация человеческого фактора

В.5. Менеджер и предприниматель

Параметры сравнения

Менеджер

Предприниматель

Статус на предприятии

Наемный работник

Собственник, партнер

Задачи и функции

Постановка целей, планирование, организация, мотивация, контроль, координация, руководство

Поиск новых способов комбинации ресурсов, выдвижение новых идей по их использованию для удовлетворения потребностей населения

Ожидаемый результат работы

Сохранение, поддержка и развитие предприятия, максимилизация его способностей производить ценности

Освоение новых сфер бизнеса, продвижение идей и нового дела для выпуска продукции и получения прибыли

Личностные характеристики

Умение организовать работу в команде, критическое мышление, преданность делу, честность, умение четко выражать свои мысли и убеждать

Интуиция, новаторство, самостоятельность, индивидуализм, смелость, инициативность, ориентация на успех, готовность к риску

В.6. Этапы развития и особенности управленческого труда.

Менеджмент - это древнейшее искусство и новейшая наука. Возникновение отношений управления относится, по разным оценкам, к III-IX тысячелетиям до н. э. Так, в раз­витии теории и практики менеджмента выделяют следую­щие этапы:

1. Древнейшие века:

Появление первых деловых людей, религиозных функ­ционеров и жрецов, собирающих дань с населения;

XVIII в. до н. э. - возникают элементы административ­ного менеджмента, разрабатываются законы управления го­сударством;

VI-II вв. до н. э. - зарождение территориального уп­равления.

2. Индустриальный период (XVII-XIX вв. н. э.) - форми­рование промышленного менеджмента, что было обуслов­лено развитием разнообразных ремесел, мануфактурного производства.

3. Период систематизации (вторая половина XIX - пер­вая половина XX в.) - обобщение практики и разработка научных основ управления:

10-20-е гг. - зарождение научного управления, ав­тором которого стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор;

20-30-е гг. - развитие идеи Тейлора. Разработка фун­кций, структуры и принципов управления французским эко­номистом Анри Файолем;

30-60-е гг. - появление теории "Человеческое пове­дение и человеческие отношения", в которой уделялось вни­мание социальным вопросам.

4. Информационный период - вторая половина XX в. по настоящее время. Это время активного развития современ­ного менеджмента:

70-е гг. - разрабатываются и внедряются экономико-математические методы и современная вычислительная тех­ника в практику управления;

80-е гг. - отличаются внедрением научных методов (системного подхода и исследования операций) в процедуру принятия управленческих решений;

90-е гг. - обращается внимание на организационную куль­туру, этику менеджмента, демократизацию управления (при­влечение работников к принятию управленческих решений).

Характерной чертой развития современного менеджмен­та является усиление тенденции технократизма, что прояв­ляется во внедрении безбумажной технологии, создании элек­тронных бухгалтерий , офисов, внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий .

Управленческий труд обладает специфическими особен­ностями. Они состоят в следующем:

- предметом данного труда является информация;

- результатом - управленческие решения;

- средствами труда служат организационная и вычис­лительная техника;

Управленческий труд обладает исключительной зна­ чимостью для деятельности предприятия;

От руководителей требуется владение разносторонни­ми знаниями (экономики, права, социологии, психологии, ин­ форматики и др.).

В.7. Школа научного менеджмента

Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Поня­тие «научное управление» впервые в 1910 году при­менил Луис Брандвйс.

Фредерик Тейлор полагал, что управление как осо­бая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора:

1. Научное изучение каждого отдельного вида тру­довой деятельности.

2.Отбор, тренировка и обучение рабочих и менед­жеров на основе научных критериев.

3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабо­чие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.

В.11.Эмпирическая школа.

В западную экономическую науку имя Г. Форда вошло преж­де всего в связи с внедрением поточного (конвейерного) метода сборки автомобилей. Сделав его основой производственного процесса, компания «Форд Мотор» совершила грандиозный прорыв в будущее, в чем и состоит главная историческая заслуга Г. Форда. Сам же по себе конвейер не гарантировал успеха на рынке. Давая оценку Г. Форду как руководителю компании, ко­торый единолично вырабатывал ее стратегию, распределял ре­сурсы и принимал все важнейшие решения, и его современники, и теперешние американские специалисты единодушно подчер­кивали те черты его стиля управления, которые шли вразрез с наиболее эффективными для того времени приемами управле­ния. Рыночная же стратегия Г. Форда стала хрестоматийным примером ошибочного решения превратить автомобиль в объект массового маркетинга и действовать с помощью «цен проникно­вения».

Секрет коммерческого взлета Г. Форда достаточно прост и определялся не столько его «гением», сколько удачными реше­ниями, принятыми им (но зародившимися у его менеджеров) в тот момент, когда автомобильный рынок только формировался, когда простой, дешевый, выносливый, хотя и однотипный авто­мобиль (модель «Т» образца 1908 г.) стал самым популярным в США средством передвижения. Однако во второй половине 20-х гг. неизменная и казавшаяся Г. Форду неуязвимой стратегия потерпела фиаско, а место лидера заняла корпорация «Дженерал Моторс», развернувшая выпуск более совершенных, комфорта­бельных и элегантных автомобилей различных моделей и разной цены.

Для Г. Форда это стало не временной неудачей, а крахом кон­цепции бизнеса, изначально ориентированной на удешевление продукта за счет наращивания объема выпуска и жесткой эконо-мии на всем, кроме затрат на рационализацию и интеграцию производства. Г. Форд не допускал потерь времени, перерасхода энергии и материалов, свел к минимуму ручной труд, но до кон­ца 20-х гг., пока его не вынудила к этому конкуренция «Дженерал Моторс», считал лишними издержки на модификацию и дивер­сификацию продукта, новые конструкторские разработки, испы­тательный полигон, на изучение спроса и совершенствование ап­парата управления, который все более отставал от развития и ус­ложнения организационной структуры компании. Иными слова­ми, это было поражение предпринимательского руководства под напором набиравшего силу менеджеризма.

В.12. Процессный подход.

Этот подход применяется и в настоящее время. Он был впервые предложен приверженцами административной школы, которые пытались описать функции менеджера, однако рас­сматривали их как не зависимые друг от друга. Процессный подход рассматривает функции управления во взаимосвязи.

Управление представляет собой серию непрерывных взаи­мосвязанных действий, т. е. не что иное, как процесс. Эти дейст­вия, каждое и которых само по себе также является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленче­скими функциями, каждая из которых есть процесс, потому что, в свою очередь, состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления - общая сумма всех функций.

Первоначальную разработку этого подхода приписывают Анри Файолю, который считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций. Фактически почти в каждой работе по управлению содержится список функций, который будет хоть немного отли­чаться от других подобных списков.

Функции управления - обособленные направления управ­ленческой деятельности. Таким образом, процесс управления - взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами комму­никации и принятия решений (рис. 2).

https://pandia.ru/text/79/084/images/image006_65.gif" width="116" height="12">Принятие решений

Коммуникации
Рис.2. Функции управления.

Руководство (лидерство), которое предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким обра­зом, чтобы они работали в направлении достижения целей органи­зации, нами рассматривается как самостоятельная деятельность.

Планирование представляет собой процесс определения це­лей и путей их достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и может носить долгосрочный или краткосрочный характер.

Многие крупные организации, правительственные службы имеют долгосрочные планы . Систематический процесс долго­срочного планирования, используемый для определения целей организации и средств их достижения, называется стратегиче­ ским планированием.

Стратегическое планирование позволяет ответить на фун­даментальные вопросы: какое направление в бизнесе мы долж­ны избрать? Каких покупателей мы будем обслуживать? Какие товары (услуги) мы должны сделать лучше, чем наши конкуренты?

Стратегическое планирование осуществляется лишь выс­шим звеном менеджеров, только они имеют власть определять и модифицировать стратегические цели организации; только дан­ный уровень менеджмента может видеть картину в целом.

Текущее планирование не менее важно и проявляется в са­мых различных формах. Одной из таких форм является процесс разбивки долгосрочных планов на краткосрочные, с более дета­лизированными отрезками. На год, обычно, составляются произ­водственный план, финансовый план, план по маркетингу; если все они основаны на хорошо проработанном долгосрочном плане, то, безусловно, будут способствовать успешному решению задач.

Другая форма текущего планирования - разработка поли­тики и механизмов регулирования в случае возникновения не­ординарных ситуаций в будущем. Так, необходимо определять заранее возможную политику организации в случае возникнове­ния забастовки.

Следующей формой текущего планирования выступает бюджетное планирование, в котором отражаются задачи долго­срочного планирования.

Планирование, в том числе стратегическое, одинаково важ­но как для больших, так и небольших организаций. Причем не обязательно, чтобы эти планы излагались в письменной форме, достаточно и ваших мыслей по обдумыванию возможных тен­денций на рынке. Главным для небольших организаций, и для больших тоже, является решение вопроса о том, какой вид биз­неса выбрать и что дать. Неправильный выбор стратегических задач одинаково губителен для карлика и для гиганта. При этом высший менеджмент более тесно вовлечен в планирование в мелкой организации, чем в крупной. Планирование мелким ор­ганизациям необходимо еще и потому, что сфера, в которой они действуют, изменяется довольно быстро и это следует учитывать в перспективных планах.

Организация. Реализация планов требует организации, ко­торая представляет следующую функцию управления. Под орга­ низацией понимается процесс распределения работы среди со­трудников или групп сотрудников и координация их деятельности. Любой бизнес, будь он большим или маленьким, должен быть хорошо организован. Мало иметь хорошую идею о том, что де­лать, необходимо, чтобы все части организации работали как одно целое.

Хорошо работающие организации имеют ясные и простые структуры. Но любая организация может превратиться в не­управляемую, состоящую из конфликтующих подразделений. Поэтому менеджерам следует остерегаться как негибкости структур, так и их комплексности. Хорошие менеджеры дают своим подопечным достаточно автономии для того, чтобы те могли наиболее полно раскрыть свое искусство и талант. Но автономия не приведет к анархии , если она сочетается с соот­ветствующим контролем.

В организации работу выполняют люди, поэтому важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из боль­шого количества таких заданий, существующих в рамках орга­низации, включая и работу по управлению. Руководитель под­бирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным лю­дям задания и полномочия или права использовать ресурсы ор­ганизации. Эти субъекты делегирования принимают на себя от­ветственность за успешное выполнение своих обязанностей. По­ступая таким образом, они соглашаются считать себя подчинен­ными по отношению к руководителю. Делегирование - это средство, с помощью которого руководство осуществляет вы­полнение работы с помощью других лиц.

Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Мотивация как функция управления - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегирован­ными им обязанностями и сообразно с планом. Мотивации - психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих. Но если мы говорим о руководителях, «мотивирующих» других, мы гово­рим о путях, которыми они фокусируют человеческие мотива­ции на достижение целей организации.

Контроль как термин, используемый в деловом мире, озна­чает постоянную проверку того, как данная организация осуществ­ляет свои цели, и корректировку ее действий, если этого не проис­ходит. Формально контроль может быть разделен на три этапа.

1. Менеджмент как вид деятельности

1.1. Характеристика основных категорий теории и практики менеджмента

1.2. Позиция менеджмента в современной организации

1.3. Структура корпуса менеджеров по П. Друкеру

1.4. Управленческие роли в организации по Г. Минцбергу

1.1. Характеристика основных категорий теории и практики менеджмента

Существует несколько определений менеджмента различных авторов:

    определение Паркера-Роллета из школы человеческих отношений – менеджмент – «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»;

    определение из учебника «Основы М.» Мескона, Альберта и Хедоури - М. – «процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации»;

    Винан «Основы М.» - «теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка»;

    “совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности” - из словаря иностранных слов 1988г.;

    «сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми” - из американской энциклопедии;

    постановка и их эффективное достижение с помощью людей”, - связывает 3 главных фактора М. - цели, эффективность, человек.

В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный М., обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей.

Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Однако под термином «менеджмент» management ») принято понимать профессиональную деятельность по управлению коммерческой, то есть приносящей прибыль, организацией. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста – менеджера и в качестве объекта – организацию, ее самостоятельную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.)

Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:

    В любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;

    В любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конечных целей деятельности фирмы.

Таким образом, «менеджмент» относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические объекты.

Понятие «менеджмент» часто ассоциируется с понятием «бизнес» («business»). Однако между ними имеются существенные различия. Бизнес -это деятельность, приносящая доход, бизнесмен делает деньги, владеет капиталом, пускает его в оборот с целью получения прибыли. При этом бизнесмен сам может и не заниматься этим делом, а нанять профессионального управляющего. Бизнесмен может иметь чисто представительную должность в аппарате управления фирмой либо не иметь должности вообще. То есть термин «бизнес» означает функцию владения капиталом, а «менеджмент» – функцию управления им.

Еще одним довольно близко стоящим к менеджменту понятием является «предпринимательство» («entrepreneurchip»). Этот термин был введен французским экономистом Ришаром Катиллоном в начале XVII века. Предпринимательство – особый род деятельности, связанный с инновациями, то есть организацией производства новых товаров и услуг, выходом на новые рынки, внедрении новой системы управления.

Организуя новое дело, предприниматель вкладывает собственные средства и принимает на себя личный риск. Для него особенно важны такие качества, как независимость и самостоятельность, нетрадиционное мышление, высокая работоспособность и упорство, способность к оправданному риску.

Однако для менеджера этих качеств недостаточно. Он должен уметь работать с людьми, уживаться в управленческой иерархии, обладать профессиональными знаниями в области менеджмента, быть лидером.

Идеальный вариант, когда менеджер сочетает в одном лице качества руководителя и предпринимателя, но такое встречается достаточно редко. Обычно предприниматель начинает новое дело, а хороший менеджер делает его эффективным и прибыльным. Например, изобретатель первого персонального компьютера и основатель фирмы «Эппл компьютерс» Стивен Джоббс не добился никаких серьезных успехов в бизнесе, а сменивший его на посту президента фирмы Джон Скалли вывел фирму на второе место в компьютерном бизнесе после «Ай-Би-Эм».

Термин «менеджмент» тесно связан с фигурой менеджмента – профессионального управляющего, имеющего соответствующий диплом и специально нанятого на руководящую должность, выполняющего конкретные управленческие функции в соответствии с должностными обязанностями и имеющего подчиненных.

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера – это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитие организации, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Объектом менеджмента, его основополагающей категорией, является организация – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей.

Организация социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно для достижения общей цели или системы целей.

Требования к организации:

    наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы;

    наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

    наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, что бы достичь значимую для всех цель.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий менеджмент – заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев.

В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целую систему менеджмента.По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент – предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.Стратегический менеджмент – предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент – предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Субъект менеджмента – менеджер – руководитель различного уровня, занимающий постоянную должность в организации и наделенный полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Предмет менеджмента - это изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе управления. Это законы онтогенеза, синергии, пропорциональности, реальных условий, административной емкости, закономерности ритмичности работ, фронта работ и т. д.

Содержание науки менеджмент базируется на основных категориях. Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые взаимоотношения в процессах управления организацией. В состав основных категорий менеджмента входят: объекты и субъекты менеджмента, функции менеджмента, виды менеджмента, методы менеджмента, принципы менеджмента.

Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют: созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды. Таким образом, объектом менеджмента его основополагающей категорией, является организация – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей. Организация – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно для достижения общей цели или системы целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты организации как объекта управления зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности. В более детальной проекции объектом менеджмента могут быть часть окружающей среды, персонал фирмы и другие объекты, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество продукции, коллектив, группа, личность).

Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: "кто производит - не управляет, кто управляет - не производит". Если у работника нет подчиненных, и он организуете свою работу сам - он производственник. Если работник управляет подчиненными, то он ставит им задачи, проводит инструктаж, передает опыт, предоставляет средства, информацию, делегирует полномочия и контролирует (подводите итоги процесса).

Таким образом, он рассматривается как субъект управления. Субъектами менеджмента (менеджерами) можно назвать руководителей различного уровня, которые занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации. Категория «менеджер» распространяется на руководителей организации, руководителей структурных подразделений, организаторов определенных видов работ (администраторов). Кроме руководителя субъектом управления, в ряде случаях, может выступать группа лиц, организация, подразделение и другие субъекты, осуществляющие управление.

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления, так называемого «кольца управления», который схематично представлен на рис. 1.2.5. Процесс управления предполагает выполнение повторяющихся видов работ, которые в совокупности определяют функции менеджмента.

Рис. 1.2.5. Кольцо управления

Функции менеджмента это устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.

Правила и способы управления деятельностью организации определяются в таких категориях менеджмента как методы и принципы менеджмента.

Методы менеджмента это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

В менеджменте различают:

    методы управления функциональными подсистемами организации (связана со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т.д. Методы, применяемые в соответствующих структурных подразделениях, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их достижения).

    методы выполнения функций менеджмента (в их основу положено представление процесса управления как процесса выполнения совокупности взаимосвязанных функций менеджмента. Здесь различают соответственно методы планирования, организации, координации и контроля).

    методы подготовки и принятия управленческих решений (описание процесса управления с позиции процесса принятия решений).

Фундаментальной основой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориентация управления и моделирование управляемых процессов. К методам менеджмента также относят организационные, административные, экономические и социально-психологические методы управления.

Общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации, определяются категорией - принципы менеджмента . Важнейшие принципы эффективного менеджмента: целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации. Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы. Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации. Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента. Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений. Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров. Демократизация предполагает использование поведенческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Менеджмент ‚ в переводе с английского‚ означает управление. Определять понятие "Менеджмент" можно с разных точек зрения: в упрощенном виде - это организация взаимоздействий людей, направленных на достижение целей; менеджмент‚ это также область знаний , помогающих осуществлять эту функцию; термин "менеджмент" применим к категории людей , которые осуществляют эту функцию.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:

Чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;

Чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности (а не только на доходы ее владельцев);

Чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия;

Признаки менеджмента как особого вида деятельности :

1.Это хозяйственное управление . Управление вообще может касаться любых структур и в экономике и в биологии. Термин менеджмент связан с управлением в рамках хозяйственной деятельности хозяйственных структур и т.д. Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы в любой сфере экономики (промышленности, торговле и т. д.), в любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли.

2.Это рыночное управление. Хозяйствование может быть и в рамках дорыночных структур, но там управление носит интуитивный и традиционный характер и только в условиях рыночной структур, которые нивелируют различия, делают ситуации часто повторяющимися и прогнозируемыми управление становится научным и рациональным .

3.Самостоятельный вид профессиональной деятельности - менеджер независим от собственности на капитал в той фирме‚ в которой он работает. Он может владеть акциями, а может просто быть наемным управляющим. Это позволяет ему лучше сосредоточиться на проблемах фирмы и быть более гибким и восприимчивым, больше рисковать. Деятельность менеджера связана с необходимостью комбинировать разные ресурсы и разных людей (технологические, финансовые процессы, психологические, плановые и т.д.). Менеджмент - это профессия , связанная с управлением в целом , на каком бы уровне оно не осуществлялось.

4.Рациональное управление. Такой подход означает, что менеджмент‚- это не решение простых сиюминутных проблем, он требует постановки системы целей . Рациональное управление - это достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффекта , а не достижение цели любой ценой. Рациональное управление опирается на специфический экономический механизм управления менеджмента , который включает в себя три блока: внутрифирменное управление (менеджмент организации), управление производством и управление персоналом. Комплекс менеджмента в зависимости от объекта, состоит из следующих компонентов: стратегический менеджмент, управление персоналом (или персональный или кадровый менеджмент), управление технологическими процессами и операциями, управление финансами (финансовый менеджмент), управление материально-техническим снабжением, управление сбытом продукции, управление недвижимостью, инновационный менеджмент (управление развитием), управление качеством продукции или услуг.

Управление в той или иной мере интересовало передовые умы человечества с древних времен. Управление проявляется в человеческом сообществе в рамках совместной деятельности. Возникновение управления как особой деятельности в об­ществе обусловлено, прежде всего, появлением и развитием разделения труда, специализировавшего труд производителей и коллективов.

Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению успешной деятельности организации.

Термин «управление» относится ко всем объектам, процессам, системам. В этом смысле наука об управлении – кибернетика – применима к любой области исследования (к технике, биологии, физике, социологии и т.д.). Понятие «менеджмент» относится к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам. Менеджмент – это профессионально осуществляемая деятельность по управлению организацией.

Как науку и искусство управления;

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

Как аппарат управления деятельностью организации.

Менеджмент, как правило, рассматривает микроуровень, который в свою очередь имеет высшее звено управления (президент, вице-президент), среднее звено (управление отдельными производствами, цехами, отделами), низовое звено, осуществляющее в основном контроль за выполнением производственных заданий (операционный управляющий). От обычного управления организацией менеджмент отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуаций.

Можно привести множество определений менеджмента, встречающихся в отечественной и зарубежной управленческой литературе. Содержание понятия «менеджмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управле­ния и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал. Менеджмент - это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.



Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой, - содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд – разновидность умственного труда.

Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Специфику управления составляют:

1) предмет труда, которым является труд других людей;

2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

4) продукт труда, которым является управленческое решение;

5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы.



Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

Основные функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе ≪Общее и промышленное управление≫ в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.

1. Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования:

· Стратегическое - ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами.

· Среднесрочное - чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.

· Текущее (бюджетное, оперативное) - заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.

2. Организация - заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм.

Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

2. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

3. Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека.

4. Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

5. Координация и регулирование - заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма.

При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров.

Цели координации и регулирования – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Менеджер - человек, имеющий специальную подготовку. Основные задачи менеджера: 1) координация 2) руководство 3) управление 4) принятие решений. Менеджер начинает свою работу с изучения объекта, которым предстоит руководить и подбором команды.